На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
Село Нижняя Катуховка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Нижняя Катуховка Новоусманского района Воронежской области.
Село Катуховка было основано во второй половине XVIII века: оно обозначено на карте межевания Воронежского уезда 1779 г. В начале XIX века сюда прибывают две партии переселенцев из села Орлово. В 1859 г. в селе было 77 дворов, численность населения которых составляла 834 человека. До 1928 года Нижняя Катуховка входила в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
В 1868 году в Нижней Катуховке была выстроена каменная Покровская церковь. Архиепископ Дмитрий Самбикин в 1880-е годы писал о ней: «Покровская церковь в селе Нижней Котуховке Воронежского уезда. Каменная с таковою же колокольнею, построена в 1868 г. Земли пахатной 33 десятины. Четыре подцерковных деревянных дома. Прихожан 1000 душ, деревни: Трудолюбивая, Тарасовка (1 верста), Усманские выселки 1-я и 2-я (в 2-х верстах), Петровская (в 3-х верстах) и Федоровка (в 4 верст.). Один штат».
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Михаил Данилович Попов), диакон (Михаил Димитриевич Скрябин) и псаломщик (Михаил Стефанович Попов). Приход насчитывал 327 дворов, в которых проживало 2472 человека.
В 1908 году Покровская церковь была расширена - пристроены обширные притворы , в результате чего церковь получила крестообразный план. Проект пристройки выполнил архитектор Купинский А.С, имевший усадьбу неподалеку от села.
В 1910 году в селе было выстроено новое здание земской школы, в котором в 1914 году обучалось 169 детей.
Церковь, расположенная в центре села, доминирует в окружающем ландшафте. Оригинальность ей придает колокольня с очень высоким четвериком первого яруса.
Село НОВАЯ УСМАНЬ. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Новая Усмань Новоусманского района Воронежской области.
У красивой реки Усманки царский слуга В.В. Собакин обзавелся землями, получившими прозвание по его фамилии - «Собакина поляна». В 1598 году основано поселение, которое в исторических документах фигурирует под несколькими названиями: Собакино, Усмань (Собакина) и т.д. Было основано как село в 1601-1602 годах под названием Собакина или Большая Усмань.
В XVII - XIX веках Большую Усмань еще не делили на Первую, Вторую, Третью. Было единое большое село и построили в нем усманцы деревянные церкви. В центре - Дмитриевскую, а ближе к Воронежу - возможно, Николаевскую, о коей сообщают документы 1740-1760 годов. Но старожилы уверены, что их деревянная церковь, как потом и каменная, называлась именем Казанской иконы Божией Матери.
Первые деревянные церкви села По сведениям «Дозорной книги» 1615 г., в Большой Усмани уже была Димитриевская «церковь с трапезою, древесны, клетцки, с папертью, два престола: престол во имя Николая Чудотворца, престол Великого Мученика Дмитрия Солунского, а в церкви образы и книги и всякие церковныя строенья попа Власа да приходных людей...». Храм, рубленый из дуба, простоял почти 150 лет. По своей архитектуре он представлял собой трехчастный объем с выделяющейся центральной кубической частью, с примыкающей к ней с востока пятигранным алтарем, а с запада - прямоугольной трапезной.
В исторических документах Дмитрия (Самбикина) есть упоминания об этом храме: «На основании одного старинного документа, относящегося к 1732 году, можно думать, что в Усмани, принадлежавшей к ведению г. Орлова (ныне бывшей город в 10 верстах от Усмани), была издавна церковь св. Димитрия».
Ниже приводится выдержка из этого документа: «1732 года июля 13 дня Орловской станицы станичный атаман Сергей Григорьев,сын Скачев, есаул Иван Клевешов и старшины Антон Федоров, Алистрат Ларионов, Михайло Сухой, Антон Иванов, Семен Петров, Борис Григорьев и всей станицы казаки на станичном сборе дали сию сказку по указу вел. господина Преосвященнейшаго Иоакима, епископа Воронежскаго и Елецкаго, старосте поповскому Преображенскаго (вероятно, Толшевскаго Спасо-Преображенскаго) монастыря игумену Игнатию, понежемы всею станицею перешли селением на иное удобное и сухое место, а на прежнем старом месте от многих перебоин и от водомоин жить невозможно, а ныне еще церковь Божия храм Димитрия мироточца имеется на старом месте, и дабы нам станицею благословением отца игумена Игнатия оную церковь перенесть, каковое место в наш переселенной городок, на хорошее и сухое (место) и чтоб управить, кончая оную в год, со всем ко освящению быть готову, а ежели мы в год не управимся взять на нас помянутому отцу игумену штрафу на всемй станице пятьдесят рублев, в том мы станицею и подписуемся».
Самбикин продолжает: «За неграматных подписался дьячек той же станицы Ерофей Семенов. Под городком нельзя разуметь г. Усмань, и что Усмань была городом с 1625 и не могла принадлежатьк другому городу (Орлову) и в Усмани (ныне Тамбовской губернии) насколько известно нет Димитриевской церкви и даже придела».
В архивах "Указателя храмовых празднеств в Воронежской епархии за 1881-1884 годы" можно прочитать: «Из документов 1740-1760 г. большой Усмани (собакиной) видно, что была Николаевская церковь, в 1730 году при ней был священник Иоанн».
Казанская церковь Казанская каменная церковь в Новой Усмани была построена в 1870 году в стиле классицизма. Освящал храм архиепископ Воронежский и Задонский Серафим.
Дмитрий (Самбикин) в своих архивах далее отмечает: «Казанская церковь в Большой Усмани, каменная с колокольнею, построена в 1870 г. Земли 24 десятины пахатной. Причт получает % с 356 рублей капитала (256 рублей по завещанию свящ. Феодора Стефановскаго, а сто рублей крестьянки Карцевой). В деревянном церковном доме находится сельское училище. Прихожан 1170 душ мужскаго пола. Хутор Подклетный (в 5 верстах)».
Вероятно, вышеупомянутый отец Федор Стефановский служил и в ранней, еще деревянной церкви, так как известно, что копии метрических книг имелись с 1857 г., а отец Федор служил до 1885 года, до своей кончины. Вдова священника Олимпиада Петровна Стефановская работала в Казанской церкви еще многие годы.
"Ведомости" отмечают хорошее качество здания, крепкое, но холодное. Каменная колокольня, кирпичная ограда. В архивных документах Воронежской епархии за 1900 год указан штат Казанской церкви: священник (Иосиф Иванович Ефремов), диакон (Николай Евфимович Пятницкий, с 1890 г.; – брат Митрофана Ефимовича Пятницкого, знаменитого русского музыканта, исполнителя и собирателя русских народных песен) и псаломщик-диакон (Николай Петрович Пересветов, 1872-1890). Земли у церкви отмечено 26 десятин. Приход насчитывал 336 дворов, в которых проживал 2831 чел.
В 1910-1920 годах церковным старостой был Александр Лукьянович Костин. Служил в этом храме и священник Алферов Петр Антонович, 1890 года рождения. Арестован в феврале 1932 года, осужден на 5 лет лагерей. До закрытия храма дьяконом служил Георгий Федорович Гаврилов (1936 год), певчим был Лукин Василий Андреевич, расстрелянный в 1937 году.
Закрытие церкви По словам очевидцев в 1933 году сняли колокол. Службы в храме велись до 1936 г., когда власти закрыли его. Имена всех священников, служивших в этот период не известны. Последний настоятель – Иосиф, был арестован в ночь великой Пятницы в 1936 году. И после этого местонахождение его не известно. Имеются скудные сведения о том, что в хоре Казанского храма пела Ефросиния Калашникова, уроженка Новой Усмани, впоследствии участница хора М. Пятницкого. После закрытия храм использовался властями как склад, мастерская. Алтарь был разрушен.
В храме до войны находился автопарк. После разгрома церквей, в Новоусманском районе действующих храмов Божиих не было. Но многие верующие продолжали молиться у домашних икон, носить крестик, читать Евангелие, Псалтырь, тайно крестили детей.
Спасский храм, построенный на средства прихожан в 1785 году, был освящен в честь Перенесения нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едессы в Царьград. Освящал его управляющий Воронежской епархией епископ Тихон III (Малинин). По своей архитектуре храм был построен предположительно в стиле русского барокко.
В 1882 году на опоре церковных ворот были сделаны надпись и барельеф в память об убийстве императора Александра II и о его благодеяниях для российского народа. Надпись сохранилась до сего дня, а барельеф был утрачен в революционное время.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Спасская церковь в Большой (Собакиной) Усмани Воронежскаго уезда, с приделами на правой стороне св. Николая чудотворца, на левой святых великомуч. Димитрия и Никиты, каменная с колокольнею, построена в 1795 году (или в 1785 году) на месте прежней в честь св. великомуч. Димитрия. Земли 48 десятин пахатной и 46½ дес. сенокосной писцовой, на последнюю есть план и межевая книга. Прихожан 2600 душ».
По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Спасской церкви числились: два священника (Георгий Васильевич Алексеев и Феодор Иванович Карманов), диакон (Василий Евгеньевич Федоров), псаломщик-диакон (Василий Андреевич Колтунов) и псаломщик (Димитрий Яковлевич Попов). У церкви отмечено 114 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 632 двора, в которых проживало 6449 человек.
В 1921 году последний настоятель Спасского храма протоиерей Михаил Алексеевич Хмелинский, служивший в храме с 1907 года, был осужден, а в 1937 - расстрелян.
В 1936 году храм был разграблен и частично разрушен. Позже здание реконструировали, вначале в нем располагалась школа, затем - детский сад. В последние годы оно пустовало и стало приходить в упадок.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Орлово Новоусманского района Воронежской области.
Орлово возникло в 1645 году, как укрепленное поселение на Белгородской черте и до конца XVIII века было известно под названием городок Орлов. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
История села О селе Орлово, в описании митрополита Воронежской епархии Евгения, сказано: «Орлов, бывший уездный город Воронежской губернии, построенный в царствование Государя царя Алексея Михайловича около половины 17 столетия на Усмонской линии на Ногайской степи от набегов татарских. Он лежит при реке Усмони, разстоянием от губернскаго города Воронежа в 30 верстах к востоку, а от Москвы в 506, а от С.-Петербурга в 1236 верстах. По учреждению губерний в царствование Государыни Императрицы Екатерины 2-й в 1779 г. был упразднен и обращен в посад Воронежской округи. В нем до ныне находилась одна деревянная церковь (сгорела в 1878 г.) в самом городе, а другая деревянная Троицкая в пригородней слободе (под которою, вероятно, разумеется село Селиваново) и при них по ведомости 1798 года считается приходских 1753, женских 1711, а обоего пола 3464 души.
Там бывает знатная своими торгами Вознесенская ярмарка, продолжающаяся около недели. Продаются всякие красные и крестьянские товары. Впрочем, по причине лежащей чрез сие село большой Тамбовской дороги, бывают там и торги съестными и дорожными запасами. Жители в нем военные, приказные, посадские, однодворцы, помещичьи дворовые и крестьяне. Там есть и две суконные фабрики.
С проведением Воронежско-Козловской дороги село Орлово стало вдали от тракта и год от году беднеет и нисходит в разряд самых обыкновенных (бедных) селений, что видно из того, что ныне нет и церкви, а только молитвенный дом. Орлов был когда-то значительным городом, в нем жили воеводы».
Богоявленская церковь Первая соборная деревянная церковь появилась здесь в 1645-1646 годах и была освящена в честь Богоявления Господня. Храм трижды перестраивался: в 1650, 1701, 1762 годах. В 1878 году деревянная церковь сгорела и в 1879 году вместо нее было решено временно построить молитвенный дом. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах 1880-х годов отмечал: «Молитвенный дом в бывшем городе Орлове, Воронежскаго уезда, деревянный с колокольнею, построен в 1879 году. До 1879 года в городе Орлове существовал величественный в 5-ти главах храм (деревянный) первоначально построенный в 1762 году, но и эта церковь была не первая. Вероятно, со времени учреждения Орлова городом, (в первой половине XVII века) в нем тогда же была построена церковь».
В "Орловских Актах" встречаются сведения о существовании в городе Орлове церкви с конца XVII века. Так, в 1692 году Орловский воевода Яков Иванович Кулешов доносил святителю Митрофану, что «в нынешнем году пойман в Орлове орловский беглый солдат Матюшка Шемаев и посажен был в приказной избе за приставы. 11 мая в 13-й день у тех приставов Орловской соборной церкви священник Антоний, пришел в приказную избу к ним, Федору Ушакову с товарищами, и того беглаго солдата Матюшку взял у них на свои поруки и их Федора и товарищей к себе в дом хлеба есть без ведома моево. И пришел-де тот священник Антоний с ними со всеми к себе в дом, и тово беглова солдаыта Матюшку у себя в дому оставил, и им Федору с товарищами не дал; из двора ево, Федора с товарищами, бил с ослопьем, и бранил-де их их матерно и псами называл, и грозил де им - хотел из пищали убить; и он де Федор Ушаков с товарищами от него, священника Антония, со двора на великую силу убежали. А ныне, государь, ведомо учинилось что он, священник Антоний, тово беглаво солдата Матюшку, проводил утайкою с Орлова на Воронеж, с Воронежа на Дон с донскими козаками отпустил». ("Орловские Акты"; орфография сохранена).
Архиепископ Самбикин продолжает: «В 1730 г. при Орловской Богоявленской церкви упоминается священник Димитрий; в 1770 году священник Флор, а в 1777 году Роман Иванов (до этаго года бывший "поповским старостою"). Земли 33 дес. пахатной и сенокосной. Прихожан 1200 душ, деревня Никонова (в 1 версте)».
В 1885-1886 годах по проекту воронежского архитектора В.В. Стайновского была построена новая каменная Богоявленская церковь. Храм был построен в классическом стиле, в архитектуре которого соединены формы русского ампира с элементами эклектики и сохранился до наших дней.
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Иаков Тимофеевич Алферов), диакон (Михаил Рыбников) и псаломщик (Федор Александрович Домодедов). Приход насчитывал 351 дворов, в которых проживало 2799 человек.
В 1930-х годах церковь не избежала участи многих других храмов, и к 1935 году была закрыта. Священники Овчинников Петр Иванович и Чулаевский Николай Степанович были расстреляны в феврале 1938 года.
Священник Богоявленской церкви Иван Семенович Отченашков, в 1930-1932 годах отбывал заключение в Ухто-Печерском лагере по 58-й статье. В дальнейшем И.С. Отченашков проходил по одному делу вместе с архиепископом Петром II (Соколовым Павлом Ивановичем), как "пособник, проводивший по его заданию враждебную пропаганду среди местных крестьян". Держался Иван Семенович на следствии твердо, никого не оговорил, виновным себя не признал. Дело архиепископа Петра и священника И.С. Отченашкова рассматривалось в закрытом заседании специальной коллегии областного суда 12 февраля 1937 года. Обвиняемые были признаны виновными и приговорены к пяти годам лагерей и трем годам поражения в правах. Дальнейшая судьба И.С. Отченашкова неизвестна.
Как рассказывают старожилы села, в 1942 году в селе было расквартировано несколько подразделений курсантов, которые готовились выступить на оборону Воронежа. В свободное от занятий время они развлекались, в частности тем, что расстреливали фрески в закрытом Богоявленском храме. В храме после войны размещался зерносклад.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Отрадное Новоусманского района Воронежской области.
Отрадное возникло, как поселок, в XIX веке. Его появление связано с фамилией помещиков Сталь Фон Гальштейн, у которых тут были дачи. До 1928 года село территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Покровская церковь в Отрадном была построена в 1901 году в неорусском стиле, освящёна в честь православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 1914 году, из-за большого числа жителей в селе, церковь была перестроена и увеличена.
В 1930 году была закрыта и использовалась под зернохранилище. В годы гонений церковь была разрушена. В 1991 г. возвращена епархии, началось восстановление, завершившееся в начале 2000-х гг.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Рогачевка Новоусманского района Воронежской области. Благодаря сохранившимся документам 1780 года известно, что в это время на месте будущей Рогачевки располагались два небольших крестьянских хутора. Историки утверждают, что образовалась Рогачевка в районе 1830 года, когда на эти земли, по берегам реки Тамлык, стали переселяться Усманские крестьяне. Место назвали Рогачевка-Никольское. Спустя 20 лет тут стояло уже 203 двора. Земли, где теперь расположено Рогачевское сельское поселение, принадлежали помещице Белостовской. В 1859 году в селе было 253 двора, население которых составляло 2167 человек. До 1928 года Рогачевка территориально входила в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
В 1846 году в селе была построена Митрофановская каменная церковь. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Рогачевке (Никольском) Воронежскаго уезда, с приделами на правой стороне Рождества Христова, на левой - святой Троицы, каменная с колокольнею, построена в 1846 году. Земли 54 десятины пахатной. Два подцерковных деревянных дома. Прихожан 1450 душ мужского пола».
На рубеже XIX-XX веков в штате церкви числились: два священника (Иоанн Феодорович Поспеловский и Василий Иванович Попов), диакон (Лука Стефанович Петров) и два псаломщика-диакона (Симеон Петрович Азаров и Иоанн Андреевич Андреевский). У церкви отмечено 70 десятин земли. Дворов в приходе в это время насчитывалось 460, в них проживало 4043 человека. В 1912 году упоминается священник Иоанн Алферов, перешедший к «новоустроенной» Казанской церкви села Отрожки.
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Рыкань Новоусманского района Воронежской области. Рыкань - старинное русское село. Ранее называлось Малая Усмань. До 1928 года территориально село входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Первая деревянная Архангельская церковь в Рыкани датируется 1690 годом. Краевед Г. Германов в своей работе (1857 г.) пишет: ...Малая Усмань Рыкань в 10 верстах от Большой, существовала во второй половине XVII века, а деревянная церковь во имя архангела Михаила построена в ней в первый раз в конце этого же века, (жителей в 1746 году было 60 дворов)...
Кирпичная Архангельская церковь была построена в 1782 году.
Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в Рыкани, или Малой Усмани, Воронежскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1782 году. В ней два придела: св. Троицы и Живоносного источника Божией Матери. Земли 33 десятины пахатной. Причт получает % с 100 рублей. Прихожан 1410 душ мужскаго пола и сельцо Архангельское и деревня Парусная».
Спустя почти полтора столетия, в 1913-1914 годах, к церкви были пристроены два боковых придела с алтарями.
В архитектурном плане церковь построена в традиционных чертах барокко. К четверику изначально была пристроена полукруглая апсида и трапезная. Композицию храма венчает 4-х ярусная колокольня с высоким шпилем и крестом. Колокольня, в отличие от выполненных в форме позднего барокко храмовой часть, апсиды и трапезной, выполнена в строгих чертах классицизма. Приделы церкви отличаются элементами эклектики. Внутри сохранились росписи.
По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Иоанн Иоаннович Высоцкий), диакон (Тихон Васильевич Черницкий) и псаломщик (Андрей Матвеевич Наумов). Приход насчитывал 447 дворов, в которых проживало 3456 человек.
В 1920-х годах церковь закрыли и почти 70 лет в здании располагались ремонтные мастерские и склад.
Поселок ШУБЕРСКОЕ. Церковь "Неопалимая купина" иконы Божьей матери
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в поселке Шуберское Новоусманского района Воронежской области. До начала XVIII века земли были ещё не заселены. В XVIII веке воронежский воевода сдавал в аренду монастырям откупные угодья для рыбной ловли и пушного промысла. Так земли, входящие сейчас в состав Шуберского сельского поселения, были арендованы одним из монастырей с целью заготовки грибов, ягод, лекарственных трав, а также рыбной ловли и сбора меда диких пчел. В конце XVIII века здесь возникает поселение, названное Апостоловкой. Первыми жителями Апостоловки стали крестьяне, работавшие на монастырских землях, всего около сорока человек. В XIX веке село было передано во владение полковнику И.В. Волошину. В его честь и поселение стали называть Волошино. В 1868 году была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Воронеж – Козлов (ныне Мичуринск). На расстоянии около двух километров от поселка Волошине был построен разъезд Шуберский, названный в честь путейного инженера Шуберского, возглавившего работу на перегоне Сомово – Синицыно. До 1928 года Шуберское территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
19 сентября 2010 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение закладного камня в основании часовни в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Храм стал символом надежды на небесную защиту и одновременно напоминанием о тяжелом испытании – лесных пожарах, охвативших Воронежскую область в 2010 году.
"А вот образчик того, как распоряжались крестьяне с землей в захваченном имении. В Воронежском уезде в 1906 г. «крестьяне села Марьевки Верхнехавской волости 3 июня поделили между собой землю помещика Потамошнева («скупого, вздорного, бессовестно эксплоатирующего крестьян» человека, по отзыву местного жандарма) по 4 десятины на душу, причем самому Потамошиеву отвели 5 десятин. Надо вспомнить эту, сейчас приведенную, характеристику Потамошнего, чтобы оценить поступок крестьян."
"У крестьян была вполне определенная цель, ясно видная даже и полицейским наблюдателям поумнее. Лучше и короче всего выразил это знаменитый адмирал Дубасов, усмирявший ряд восставших губерний. Из Курской губернии он писал в ноябре 1905 г.: «Главной причиной возникшего здесь движения — давно обостренный вопрос земли; крестьяне считают, что источник всех их тягостей — малоземелье; у помещиков земли много, они решили выжить помещиков, завладеть их землею. Деятельная пропаганда подняла их на это; агитировали местные элементы, частью пришлые; толчком был манифест 17 октября, ибо ожидали земли, но не получили»."
"23 (10) апреля 1906 года ВОРОНЕЖ 9, IV. Вчера губернатор выехал в село Девицу, Воронежского уезда, для усмирения возникших беспорядков."
" 10 мая (27 апреля) 1907 года. В деревне ВОРОНЕЖ, 26, IV. В селе Усмани, Воронежского уезда, на второй день Пасхи крестьянами сожжена и разгромлена усадьба местного благочинного Алексеева."
Село БЕРЕЗОВО. Церковь Воздвижения Креста Господня
Православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Березово Рамонского района Воронежской обл. Березово является одим из старейших поселений Воронежского края, возникшим в начале XVII века. В Писцовой книге 1615 г. упоминается как село с деревянной церковью и 30 дворами. До 1928 года территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
История села С XVII в. березовскими землями владели несколько поколений помещиков Кавериных. Первому из них боярину Каверину государь Алексей Михайлович Романов жаловал эти земли «за ратные подвиги в войне с поляками и потерю руки». Так гласит царская грамота, хранящаяся в Воронежском областном музее. Последний по мужской линии помещик Федор Каверин скончался в 1881 году. Он завещал родовое имение своей дочери Варваре Федоровне, в замужестве Русановой.
Крестьяне села занимались хлебопашеством. В основном, это были малоземельные бедняки, многие из которых не имели лошадей и поэтому были вынуждены свои участки земли сдавать в аренду. После отмены крепостного права крестьяне делились на государственных и помещичьих. Бедность помещичьих была ужасающей. Большинство крестьян в осенне-зимний период работали на сахарном заводе в Рамони, позже на паровой фабрике конфет и шоколада Ольденбургской, получая гроши. В дополнение ко всему часто были недороды, эпидемии, пожары.
Воскресенская церковь Первоначально, в Березово была Воскресенская церковь. Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «в селе Березовом церковь Воскресения Христова, при ней поп Емельян Федоров (44 лет, вдов). В этом селе было дворов: 3 церковных один помещичий, один крестьянский, 16 однодворческих да сбежало 35 дворов. К приходу Березовской церкви относились деревни: Верейки, Ивницы; в Борках было 6 дворов, из них 4 сбежало». Далее Самбикин пишет: «Воскресенская церковь в селе Березове, Воронежскаго уезда, деревянная с такою же колокольнею, построена в 1868 году. Воскресенская церковь в этом селе была с 1732 г., при ней был поп Гавриил. Земли пахатной 30 десятин и сенокосной 3 десятины. Прихожанами положен годовой оклад 600 рублей. Прихожан 800 душ. Деревни: Ивница (2 версты) и Дубровка (10 верст)».
По данным духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Воскресенской церкви числились: священник (Алексей Михайлович Диаконов), диакон (Матвей Алексеевич Архипов), псаломщик (Александр Иванович Новиков) и диакон-псаломщик. Дата основания церкви отмечена - 1858 год. Приход насчитывал 263 двора, в которых проживал 1705 человек.
Крестовоздвиженская церковь В конце XIX века Воскресенская церковь была продана в с. Солнце-Дуброво, а на ее месте в 1903 г. появилась кирпичная церковь Вознесения Христова, впоследствии переименованная в Крестовоздвиженскую. Храм был воздвигнут на средства прихожан села, но большую часть денег внесли помещики Русановы. Церковь с высокой колокольней считалась самой красивой в округе. В 1901 году в селе Березове открылась церковно-приходская школа с трехлетним обучением. Она находилась в поповском доме недалеко от церкви. В ней обучалось 15 человек. В 1907 году школа была преобразована в четырехлетнюю, а в 1912 году земство открыло новую школу. В советские годы храм был закрыт и частично разрушен, в том числе были разобраны верхние ярусы колокольни.
Часовня в честь великомученицы Ирины Македонской расположена в селе Лопатки Рамонского района Воронежской области.
Поселение Лопатки возникло в конце XVI века. С 1615 года числится селом с деревянной церковью. В 1629 в нем было 49 дворов. Названо село по основному ремеслу жителей, изготовлявших деревянные лопаты. До 1928 года территориально входило в состав Воронежского уезда Воронежской губернии.
Пятницкая церковь (утрачена) В 1873 году в селе была построена Пятницкая церковь. Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «в селе Лопатках церковь Пятницкая, при ней был поп Герасим Кузьмин (60 лет). В Лопатках было дворов: два церковных, один помещичий, 5 крестьянских, 11 однодворческих и 9 дворов сбежало». Самбикин пишет далее: «Церковь в с. Лопатках, Воронежскаго уезда, деревянная (с колокольнею), построена в 1873 году на месте прежде бывшей и также деревянной, при которой в 1732 году был священник Василий. В приходе этой церкви существовала Николаевская церковь в селе Прутском. В 1762 году при этой церкви не было священника и Преосвященный Иоанникий, так как весь приход состоял из 26 дворов, написал резолюцию: "оное село Пруцкое от села Лопаток в полуверсте ведать лопатовскому попу по близости и Пруцкое село и о том дать указ". Вероятно, с того времени Николаевская церковь навсегда была приписана к Пятницкой церкви села Лопаток. Недавно благочинным Ф. Богомоловым при обозревании церкви в с. Лопатках найден под престолом ящик, в котором найден был завернутым в илитоне антиминс, освященный для Никольской церкви села Прутского Святителем Митрофаном, следовательно Прутская церковь существовала если не в конце XVII века то, по крайней мере в начале XVIII века. Антиминс этот был взят в архиерейскую ризницу Воронежскаго Митрофановскаго монастыря».
Земли церковной насчитывалось 66 десятин (включая 33 десятины от Николаевской церкви села Прутского). Один причт, «кроме добровольных пожертвований причт получает % с 500 рублей вклада (от разных лиц: Анны Чулковой, господ Эсауловой и Козлова). Прихожан 750 душ, сельцо Прутское (2 версты) и Борки (2 версты)».
По данным Воронежской епархии за 1900 год, в штате Пятницкой церкви числились: священник (Николай Васильевич Цветов), псаломщик (Иоанн Григорьевич Яковлев) и диакон. Приход насчитывал 218 дворов, в которых проживало 1531 человек. Кладбищенская часовня