Русская культура: традиции, обряды, украшения, одежда и т.п.
Русская культура: язык, традиции, обряды, оружие, доспехи, украшения, одежда, дома, быт, искусство, города, селения и т.п. Прошлое и настоящее!
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11297 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15546 | Наверх ##
30 января 2021 13:03 СОРОКА-РУССКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН Собирался он из кички, собственно сороки, позатыльник, налобник, платок. Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. На черно-белом фото представительница этнической группы новосильких казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии.
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (2) |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11297 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15546 | Наверх ##
30 января 2021 13:08 Материалы для словаря Древне-Русского языка. Труд И.И. СРЕЗНЕВСКОГО
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (2) |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11297 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15546 | Наверх ##
30 января 2021 13:15 Русско-русский словарь
Афиноген - Рожденый Афиной (греч.) Бедлам – название психиатрической больницы в Лондоне Безотчетный – безответственный; тот, кто не должен предоставлять отчет о своих действиях и отвечать за них Бесшабашный – не соблюдающий субботу (евр. “шабат”, рус. “шабаш”) Берегиня – древнерусская богиня воды и земли (берег, беречь) Берлога – лежка, логово бера (древнеслав. “бер” – совр. "медведь", “Берлин” - переиначенное захватившими славянские земли германцами славянское слово “Берлога”) Боец – молотобоец Браться - бороться, воевать Бугай – железный лом Бузотер – перетерающий в муку овсяную, просяную или гречневую крупу для приготовления “бузы”, т.е. браги. Варежки – одежда для рук ("руковицы"), изобретенная варягами ("варяжки") Василиса - Царица (греч.) Восхищение - похищение вверх, вознесение Вервь - родственники, патронимия (несколько семей, имеющих общих предков) Вертеп - варьете (“Куда изволите, барин?” - “Гони, братец, в Салун Варьете! Знаешь такой?” - “Соленый вертеп-то...? Ну как, барин, не знать...!”) Взыскать - разыскать, найти Воевода - водитель воев (предводитель воинов) Военачальник - начальник воев Возбуждаться - просыпаться, пробуждаться Вой - воин, солдат Воспитывать - выкармливать Воспитанник - выкормыш Восстание – вставание, пробуждение Враг (ворог, вор) - варяг (викинг-скандинав - захватчик, грабитель) Всеобъемлющий - обложивший всех данью (“емлющи дани от вся”) Высокопарный – высоко парящий (“орел высокопарный”) Выход - дань Гаврила - Гавриил Гражданин - горожанин (“гражанин”) Дань - откуп данам (нем. Danegeld - “данские деньги”), т.е. деньги, которые жителям европейских государств приходилось выплачивать викингам-данам (датчанам) за обещание не совершать грабительских походов. В 991-1007 гг английские короли в качестве дани выплатили датчанам около 100 тыс. фунтов серебра (40 тонн). Завоевав Англию, дан Канут Великий (1018-1035) за вывод своего войска потребовал от короля дань 82 тыс. фунтов серебра (33 тонны). Деньги - маленькие серебряные монетки весом около 1.0 г (монг. “тенга”) Деревня - сделанная из дерева Евгений - Породистый (греч.) Жалость – от древнерус. "желя", "желенье" – плач по мертвым Женат - по обычаю дохристианской Руси мужчина должен был произнести: “Жена ты!” Заблагорассудится - (что) за благо рассудится Завтрак - остатки ужина, которые приберегли на завтра Здравствуйте - будьте здоровы Золотник - мера, равная весу первой золотой русской монеты - “Златника Владимира Святославича” (4. 26 г.), чеканившегося в 990-1010 гг. Изгой - “изжитый”, выбитый из жизни Изголяться - оголяться Излучина (Лука) - изгиб реки, схожий с изгибом лука Измаилитяне (Агаряне) - мусульмане, потомки сына Авраама Измаила и его рабыни Агари Исполнить - наполнить Исцелить - сделать целым Казак (казах) – свободный (тюрк.) Каторга - галера (греч. katergon) Каторжник - преступник, осужденный быть прикованным гребцом на галерах Коло – круг; временной цикл Кол - заостренные стволы деревьев, из которых строили околицу Колесо - круглое изделие; языческий символ Хороса (“Живут в лесу, молятся колесу”) Кольцо - маленький круг, кружочек Колобок - круглобокий Коловращение - движение по кругу, круговорот Колобродить - ходить по кругу, хороводить, совершать языческий священный ритуал в честь Хороса (современный смысл слово приобрело во время становления на Руси христианства: “Мы уж како лето в Христову Церкву ходим, а они по сю пору колобродють!”) Колония - выселки, новое поселение Конек - место на двухскатной крыше, украшенное вырезанной из дерева головой лошади (с IV в до н.э. у скифов-земледельцев, славян, русских) Круг - мирская сходка (“В нашем кругу”, “Круговая порука”, “Наше окружение”) Кружка – передающийся по кругу сосуд для сбора пожертвований на мирские или церковные дела Купа - заем, ссуда Купала – древнерусский бог омовения, очищения (купаться, искупить вину) Лад – древнерусский бог родового порядка (ладно, поладим) Лукоморье - побережье Азовского моря (“излучина моря“) Марина - Морская (лат.) Медведь – "Ведающий (,где) мед", переименование древнеславянского "Бер" Мерзкий - мерьский, относящийся к финно-угорскому племени “меря” (“Ростов - град мерьский”, город Галич Мерский) Мир – крестьянская община Морок – древнерусский бог зла и смерти (морока, заморочить) Мытище - место сбора пошлины (“мыта”) Наверное - верно, точно, “наверняка” (смысловой перевертыш) Называется - называет себя Наказание - указание, наказ, приказ Народ - народившиеся Нахождение - нападение Небрежно – не бережно Невольно - неудобно, несвободно (надпись монаха-переписчика на полях летописи: “Худое перо. Невольно писать им”) Неженатый - по обычаю дохристианской Руси при разводе мужчина должен был произнести слова: “Не жена ты!” Неимоверство – “не имо веры”, не имение веры, недоверчивость Немец - это не “емец”, т.е. не находящийся на службе у князя варяг, собирающий судебные штрафы, а какой-то другой европейский иноземец (“не емец”)
“Емец” или “мечник” - так назывался в древней Руси княжеский сборщик “емцы”, т.е. судебных штрафов (емлющи, сказають, не токмо емцу - и ины дани тяжки). Во времена Рюрика, Олега, Игоря и Ольги “емцами” назначались только верные норманнским правителям Руси варяжские дружинники, т.е. вооруженные мечами (отсюда - “мечник”) и облаченные в европейскую одежду иностранцы. Завидя любого сходно одетого и вооруженного иностранца, люди, небезосновательно ожидая неприятностей, сразу старались выяснить - емец это или просто так - иностранец (купец, путешественник или посол). “Чур меня, Чур! Ни емец ли? Ну, слава Перуну, не емец!” Вероятнее всего, отсюда и пошло русское название “немец” (не емец), которое еще в XIX в применялось в России ко всем без разбора иностранцам-европейцам, вошло во все славянские и некоторые восточные языки и об этимологии которого до сего дня спорят лингвисты.
Не обессудьте – не лишайте суда, не обвиняйте без суда Непосредственный - живущий не по средствам, живущий в долг (смысловой перевертыш) Неприятный - тот, кого не принимают в хороших домах Несчастье - не будет счастья тебе (“Несть счасти ти”) Обида – древнерусская крылатая богиня печали и поражения Обкарнать – опечалить ("Карна" – древнерусская богиня печали) Обрезать – изъять, снять процент («рез») Около - вокруг (“Вокруг да около”) Околоточный – окружной (надзиратель) Окольный - окружной Околачиваться - ходить по кругу Околица - круговая стена вокруг селения Околпачить - надеть на кого-то дурацкий колпак Ополчиться - собрать полки для ведения войны Охломон - человек толпы, плебей (греч. “ochlos” - толпа, чернь) Очевидно – видно очами, не требует доказательств Ошеломленный - получивший удар по голове (по шлему) Пелагея - Морская (греч.) Пережиток – пережитое человеком (смысловой перевертыш) Пигалица – маленькая юркая птичка из семейства ржанок Пирог - то, что подают на пирах Плошка - “плоска”, плоская посуда Подданный - платящий дань "Поделом ему" – "По (его) делам ему (досталось)" Поле - возделанный участок земли, т.е. то, что лучше других славянских племен делали поляне (“в полях” - в земле полян) Половцы - племена полей, степей (“степняки”, самоназвание - “кыпчаки”) Понятие – понятое человеком Поприще - древнерусская мера длины, равная приблизительно 2 км (“Трудиться на поприще” - ремонтировать 2 км “Царского тракта”, за хорошее состояние и исправность которых на тебя царем возложена ответственность) Посредственный - живущий по средствам (смысловой перевертыш) Пошлый – облагаемый пошлиной ("...а с тех прохожих купцов пошлых денег не брать") Противный - направленный против кого-то, противник. Слова русского Кагана Олега Вещего “Аз им (хазарам) противен” означают “Я противник хазарам” Придворные (Царедворцы) - слуги царя, обслуживающие его хозяйство (“двор”) - конюший, псарь, сокольничий, стольник, стременный, спальник и др. Прощай - прости Прощаться – просить прощения Пьяный - человек в том состоянии, в каком были загулявшие на завоеванной у татар р. Пьяне хмельные воины князей Дмитрия Донского и Дмитрия Суздальского, поголовно перебитые в 1377 г войском неожиданно напавшего на них военачальника Мамая царевича "Арапшы" (будущего хана Золотой Орды Арабшаха) - древнерусская поговорка - ”Мы за Пьяною пьяны”, совр. поговорка - “Он пьяным пьян” Работа – рабство ("...приде ординцы, многих посече, других в работу увели") Разгильдяй - человек, исключенный за недостойное поведение или нечестность из “гильдии” (профессиональное объединение) Разоблачать - снимать с кого-то одежду Разъяриться – повеселиться во время "Ярилы" – древнерусского праздника весны Рез - процент Ростовщик - дающий деньги в рост Ряд - договор Сарацин - мусульманин, считающий себя потомком Авраама и Сары Сборище - собрание, место сбора уважаемых людей (смысловой перевертыш) Сволочь – не стоящие на ногах пьянчужки, которых полицейских обязывали сволокать в участок, дабы ночью на улице не замерзли Сидор - Железный (греч.) Скарб – казна (польск.) Скотница - казна, сокровищница Сметливый - расчетливый Современный - одного времени, близкий по времени кому-то или чему-то (например: царь Персии Дарий III, современный Александру Македонскому) Сокровище - место сокрытия, тайник Софья – Мудрая (греч.) Спасибо - спаси тебя Бог Стекло - то, что стекает; стекший расплав Страна - сторона Странный – странствующий, сторонний (чужой) Страхование - устрашение Страховаться - страшить себя Судьба – суд Бога, суда Божьего приговор Суеверие – суетная вера Татарин – представитель племени, платящего дань (древнетюркское "тат" – "данник") То есть – это есть (кто-то или что-то) Украина - окраина, окраинная область Руси Ура! – "Вперед!" в переводе с монгольского Урядник – следящий за соблюдением «ряда» (договора), переговорщик Фармазон - франкмасон Федора (Феодора, Федра, Теодора) - Подаренная Богом, Божий дар (греч.) Хороший - угодный языческому богу солнца Хоросу, символом которого был круг Хоронить - отдавать Хоросу Хоровод - движение по кругу, танец в честь Хороса Хоромы - здание или усадьба с круговой планировкой Что-нибудь - что бы ни было в будущем, “что ни будь” (что ни будет)
Пример истинного понимания слова современным нам Русским поэтом:
"Пусть былое уходит" (Романс В.В.Высоцкого)
Оплавляются свечи на старинный паркет, Дождь струится на плечи серебром эполет. Как в агонии бродит золотое вино... Пусть былое уходит... Пусть былое уходит! Что придет? - Все равно... Все равно!
И - в предсмертном томленьи - озираясь назад, Убегают олени, нарываясь на залп. Кто-то дуло направил на невинную грудь... Пусть былое уходит... Пусть былое уходит! Пусть придет - что ни будь... Что ни будь!
Кто-то злой и умелый - веселясь, наугад - Мечет острые стрелы в воспаленный закат. Слышно в буре мелодий повторение нот... Все былое уходит... Все былое уходит! Пусть придет - что придет... Что придет!
“Чур меня” - спаси меня Бог-Охранитель (Щур - языческий бог-предок, охранитель) “Чур - я первый” - Щур, убеди всех, что я - первый Чураться - призывать на помощь Щура и тем самым высказывать свою неприязнь к кому-то или чему-то Шаромыга - наполеоновский солдат, бродивший во время отступления по русским селам со словами: “Шер Ами (“Дорогой друг”), подай что-нибудь!”, т.е. – попрошайка Яма – древнерусский бог смерти
Метки: история Руси, русский язык, этимология --- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (3) |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11297 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15546 | Наверх ##
30 января 2021 13:25 КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ (их значение)
ГОЛ КАК СОКОЛ Это выражение может вызывает недоумение у наших современников. В самом деле: почему сокол, в отличие от, скажем, орла или коршуна, голый? На самом деле сокол в данном случае – это гладкое дубовое бревно, использовавшееся в качестве стенобитного орудия, тарана.
ПОПАСТЬ ВПРОСАК. Просак – это давно вышедшее из употребления слово, означающее барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Разумеется, попадание руки в просак вело к тяжелому увечью, потому и стало это выражение нарицательным.
ПУСКАТЬ ПЫЛЬ В ГЛАЗА Выражение появилось в XVI веке. В настоящее время оно употребляется в значении «создавать ложное впечатление о своих возможностях». Однако первоначальный смысл другой: во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, который бросали в глаза соперникам. В 1726 г. этот прием был запрещен специальным указом.
БАКЛУШИ БИТЬ Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши!» Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками», и пошла поговорка.
ЛЕЗТЬ НА РОЖОН Означает: в ярости и ослеплении идти вопреки здравому смыслу на явную гибель, «нарываться» на неприятности. «Рожном» в старорусском языке (да и сейчас в местных говорах) назывался заостренный кол. Охотясь с рожном или рогатиной на медведя, смельчаки, идя на зверя, выставляли перед собой острый кол. Напоровшись на рожон, медведь погибал. Того же происхождения и выражение «против рожна переть» или, наоборот, «против рожна не попрешь». Отсюда же и «ни рожна» в смысле: ничего нет, ни гроша, ни полушки.
ЗАТРАПЕЗНЫЙ ВИД Это выражение появилось при Петре I и никакого отношения к трапезе не имеет. Затрапезников – это фамилия купца, фабрика которого выпускала очень грубую и низкокачественную ткань. С тех пор и говорят о неряшливо одетом человеке, что он имеет затрапезный вид.
ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТИ Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения: спустя три года после смерти покойника извлекали из могилы, очищали кости от тлена и заново хоронили. Это действие сопровождалось воспоминаниями о покойном, оценкой его характера, дел и поступков. Данный обряд был хорошо известен еще в XII веке, свидетельством чего являются строки из «Слова о полку Игореве»: «Кто же омоет твои мощи?» («Плач Ярославны»). Однако во все времена соседи и знакомые предпочитали не ждать так долго и перемывали кости еще живым людям.
ШАРАШКИНА КОНТОРА Это выражение появилось в русском языке относительно недавно. Шараш-монтаж – это диалектное слово, означающее «жульё». Т.е. «контора жуликов, обманщиков». Отсюда же и происхождение слова ошарашить.
С ПАНТАЛЫКУ СБИТЬСЯ Речь здесь идет о горе Пантелик, находящейся в Греции. На Пантелике добывали мрамор. В результате образовалось много пещер и лабиринтов, в которых легко можно было заблудиться.
ДЕЛО – ТАБАК Речь в данном случае идет не о вреде курения, а о большой глубине. Бурлаки привязывали кисет с табаком к шее и, когда вода достигала этого уровня, предупреждали своих товарищей: «Под табак».
СМОРОЗИТЬ К охлаждению чего-либо в холодильнике оно не имеет никакого отношения. Это слово греческого происхождения, и в русский язык оно пришло из гимназической среды. «Морос» (глупость), – говорили учителя нерадивым ученикам. «Ну, ты сморозил», – повторяли они на улице.
НА ЛБУ НАПИСАНО Если про человека говорят, что у него на лбу написано, то обычно подразумевается, что ничего хорошего написано там быть не может. Выражение это появилось при Елизавете Петровне, которая в 1746 г. приказала клеймить лбы преступникам, чтобы они «от прочих добрых и неподозрительных людей отличны были». Отсюда же ведут происхождение выражения заклеймить позором и прожженный преступник.
ИДИОТ Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое «Идиотэс» означало вовсе не дурень, а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника, а так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.
ОЛУХ произошло от «волоха» (пастух). Так что если назвали «пастухом царя небесного», это даже комплимент.
БОЛВАН в древнерусском «массивная глыба», «скала».
ПОДЛЕЦ в польском языке означало «простой, незнатный человек».
ПОГАНЕЦ (пришло из латыни)– селянин. Деревенский житель.
КРЕТИН (из латыни) – христианин.
СЛОВО «СКОТИНА» произошло от германского «Скат». Оно первоначально означало «деньги», «богатство», «сокровище».
НЕГОДЯЙ Слово обозначало «рекрут, непригодный к воинской службе».
ЗАРАЗА Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза «Какая вы зараза!» означало «Какая вы прелесть, само очарование!»
СЛОВО «РЯХА» не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно «неряха», а антоним почему-то приобрел совершенно неожиданный смысл.
КОНЦЫ В ВОДУ Выражение концы в воду связано с именем Ивана Грозного. Репрессии против населения при этом царе порой принимали такой размах, что смущали даже самого Ивана. В таких случаях, чтобы скрыть истинные масштабы казней, людей, умерших от пыток, тайком бросали в реку. Спрятать концы в воду – значит замести следы преступления.
УЗНАТЬ ПОДНОГОТНУЮ Узнать подноготную: речь идет о пытке, когда под ногти жертве вбивались железные гвозди.
ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ Это крылатое изречение принадлежит римскому императору Веспасиану. В поисках дополнительных доходов казны он ввел налог на общественные туалеты, которые на беспристрастном латинском языке именовались не иначе как "мочевые". Когда сын императора упрекнул отца в том, что он ввел такой "неприличный" сбор, Веспасиан поднес к его носу деньги, которые принес этот налог, и спросил, пахнут ли они. Ответ сына был отрицательный. Изнеженные римляне не могли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, ведь туда, как и в знаменитые бани, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед. Расчет императора оказался верным - деньги хлынули в казну.
ПОНЕДЕЛЬНИК - ДЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ - объяснение неудачи дела, начатого в понедельник, нежелания делать что-либо в этот день. Есть две версии происхождения этого оборота. 1. Выражение восходит к языческому суеверию, что понедельник - день Луны, покровительницы чародейства, волхвования и колдовства. Поэтому человек, начинавший дело в понедельник, рисковал столкнуться с противодействием чародеев.
2. Понедельник, по суеверным представлениям, - черный, тяжелый день. В этот день прежде суеверные люди не начинали дела, не выезжали в дорогу. Имеется поверье об этом дне, основанное на том, что, согласно Библии, Бог, сотворив мир, после пяти из шести дней творения повторял: «И это было хорошо». Лишь после второго дня - понедельника - в Библии этой фразы нет.
ЗАРУБИТЬ НА НОСУ Нос в данном случае – это деревянная палочка, которую неграмотные люди носили в качестве «записной книжки». Когда они хотели что-то запомнить, то делали на этой палочке особые зарубки.
ОСТАТЬСЯ С НОСОМ А вот в выражении остаться с носом, нос имеет совсем другое значение – от слова ноша, нести. Человек оставался с носом, если его подношение (как правило, взятка) не было принято.
НЕ КО ДВОРУ «Не ко двору пришлось» - говорят о том «движимом имуществе» (особенно о домашних животных), приобретение которого окончилось неудачей: посуда разбилась, лошадь пала... Мало кто знает, что выражение это связано с верой в домовых, в тех языческих божков, которые, по мнению наших далеких предков, ведали всем «домом и двором», были их тайными хозяевами. Тогда «не ко двору пришлось» значило: не понравилось домовому. Домовые были капризны. Не понравится, например, лошадь - нашлет хворь, и нет лошади, пропала: не ко двору пришлась! Сейчас, понятно, никто не верит в проделки домовых. Тем не менее выражение «не ко двору пришелся» - то есть «некстати, не по нраву» - можно услышать и сегодня, как правило, применительно к человеку, но это уже «привычка» языка.
В НОГАХ ПРАВДЫ НЕТ (ШУТЛ.) - ПРИГЛАШЕНИЕ СЕСТЬ. Существует несколько вариантов происхождения этой поговорки: 1) по первой версии, сочетание связано с тем, что в XV-XVIII вв. на Руси должников жестоко наказывали, били железными прутьями по голым ногам, добиваясь возврата долга, т. е. "правды", однако такое наказание не могло заставить вернуть долг тех, у кого не было денег; 2) по второй версии , сочетание возникло в связи с тем, что помещик, обнаружив пропажу чего-либо, собирал крестьян и заставлял их стоять, пока не назовут виновного; 3) третья версия обнаруживает связь выражения с правежом (жестоким наказанием за неуплату долгов). Если должник спасался от правежа бегством, говорили, что в ногах правды нет, то есть долг выбить невозможно; с отменой правежа смысл поговорки изменился.
ШИВОРОТ – НАВЫВОРОТ Нам сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: «совсем наоборот», «наизнанку» - и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительными и позорным наказанием. «Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. В дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот-навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы. Мы сейчас тоже употребляем эти слова нередко в связи с одеждой, в смысле «задом наперед», но значение их стало куда шире. Шиворот-навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще «поступить противно общепринятому и естественному».
НА ШИРОКУЮ НОГУ (ЖИТЬ) Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна. В рождении этого сочетания слов, как рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками. Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам - в один фут (около 30 сантиметров), а графам - в два фута. Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишъ, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!" Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве". Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории? Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II - Готфрида Плантагенета. Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы - немецкой, и т. д. Одно лишь несомненно: выражение это - точный перевод с немецкого - стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году "Литературная газета" поместила заметку о его происхождении. Рассказ о королевской мозоли, о связанной с нею моде и о возникшем благодаря ей присловье заинтересовал читающую публику. Все это привело к тому, что чужестранное словосочетание укоренилось и на русской почв --- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (5) |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11297 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15546 | Наверх ##
30 января 2021 13:47 РУССКИЙ художник ИВАНОВ Всеволод Борисович и его творчество!
Иванов Всеволод Борисович родился 14 августа 1950 год в городе Беломорске. 1978 г. - окончил тверское художественное училище по специальности художника-оформителя. До 1974 года участвовал в городских, областных и одной всесоюзной выставках самодеятельных художников. После 1978 года выставлялся по линии Союза Художников России.
«С молодых лет я знал, что Русский народ нещадно ограбляли и ограбляют экономически. Но не менее страшное ограбление - это извращение истории Русского Рода. Украдены древнейший период исторического пути наших Русских предков. Искажена история средневековой Руси. Сфальсифицирована новейшая история. Однако за истекшее десятилетие стало возможно издание литературы о подлинной древнейшей и древней летописи Русского народа. И мне, человеку, которому стукнуло пятьдесят лет, пришлось, как школьнику, осваивать это великолепие. Цикл «Ведическая Русь» буду продолжать до конца отведенного срока жизни. Мое Творчество - мостик в солнечный и прекрасный мир нашего Русского прошлого. Творя, я сам погружаюсь в солнечный мир нашего Русского прошлого. Да и лицезрение картин таких художников как В. Корольков и Б. Ольшанский - доставляет большую радость. Осознаешь, что власть кисти, несмотря на развитие фото, кино и анимации все так же сильна, как и 200 лет назад. Искусство русского художника должно нести и просветительские функции. Нужно активно противостоять «глобализации» искусства!»
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (1) |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11297 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15546 | Наверх ##
30 января 2021 13:50 продолжение творчества ИВАНОВА В.Б.
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (3) |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11297 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15546 | Наверх ##
30 января 2021 14:07 В современной России, да и во всём Белом мире, лишь несколько художников посвятили себя изучению и воссозданию образа нашей древнейшей Руси Гиперборейской. Среди них Александр Угланов, уже состоявшийся мастер станковой живописи. Его сказочные картины можно было увидеть в подлиннике на лучших коллективных выставках по славянской тематике, организованных Юрием Михайловичем Медведевым в Музее Москвы (2009) и в Школе искусств им. Балакирева (2010). И вот пришло время осмыслить творчество Угланова как индивидуальный, своеобразный и неповторимый мир.
Александр Борисович Угланов родился в 1960 году в городе Тверь. В 1979 году он окончил художественное училище имени Венецианова (бывшее Калининское художественное училище), где учился на оформительском отделении у педагога Владимира Ивановича Бурова. Опытный мастер учил своих последователей строгим канонам академического искусства, требовал от них внимательного изучения натуры и качественного рисунка, как основы станковой живописи, а вместе с тем, способствовал развитию индивидуального таланта ученика.
В училище Александр Угланов познакомился с Всеволодом Ивановым – другим студентом Калининского художественного училища. Молодых художников из Твери на долгие годы связала творческая дружба. Они жили одними мечтами, образами и даже писали картины в одном стиле. Тон задавал старший по возрасту Всеволод Иванов (1950 г.р.), грезивший фантастическими мифами о погибших цивилизациях – Атлантиде и Гиперборее. В работах Александра Угланова мы находим подобную тематику. Это «Гости из Гипербореи» (2002), «Атлантида» (2004), «Таинственный студёный океан» (2007) и другие.
Молодой художник пробовал разные стили и формы. У него есть портреты классического жанра, романтические видения, экзотические сюжеты, сложные сюрреалистические композиции. Среди них выделяется картина «Сон денди» (1998), написанная в лучших традициях европейского романтизма XX века.
Уже на первых персональных выставках в родной Твери (1998) и в Москве (2001), талант Угланова был оценен зрителями по заслугам. Они отмечали его мастерство как живописца, глубокую любовь к родной природе, к истокам Руси, его некоммерческую искренность и добрую иронию. Последовали заказы на картины, приглашения в другие города и страны.
Особо следует сказать об эллинском периоде творчества Угланова. Дело в том, что с октября 2003 по май 2004 года художник жил и работал в Греции, сотрудничал с галереями Афин, Солоник и Верии. Здесь он создал такие полотна как «Похищение Елены», «Богиня Мудрости», «Дионисий» и др. На балканской почве мастер увидел родные корни и достойно дополнил коллекцию русской эллинистики.
Постепенно художник из Твери находит свою тематику и формирует свой авторский стиль. Он сосредотачивается на Руси Гиперборейской и Ведической, более близкой нам по времени и пространству. Появляется серия фольклорных образов: князя Словена, Ведуньи, Банника. На полотнах «Туманы Гардарики», «Святилище леса», «Испытание» перед нами предстаёт строгая природа Северной Евразии, с её дремучими чащами, мохнатыми скалами и чистыми реками.
В эту суровую природу естественно вписывается деревянное зодчество наших предков: старинные храмы и городища. В воспроизведении исконно-русского мира чувствуется влияние дореволюционного архитектора В.В. Суслова, с его фантазиями в духе сказочных теремов.
Изучение родных истоков привело Александра Угланова к постижению тайн Священного Знания, что делает его искусство на несколько уровней выше сувенирных поделок «а ля рус». «Волхв» Угланова напоминает нам Лешего или Велеса, по-северному сурового и мудрого. На картине «Девы Дарии» изображён летний праздник Купалы, самый популярный из народных святок. Зимушка-Зима олицетворена в образе Морены, редко изображаемой с такой пронзительной, леденящей холодностью.
Одно из лучших полотен художника называется «Веда». Здесь представлена целая философия шактизма, матриархального культа дохристианской эпохи. Из ствола Мирового Древа выступает Великая Матерь, олицетворяющая женские божества и жриц-берегинь, хранительниц Арийской традиции. Богиню окружают священные животные Гипербореи: медведь, олень и лебедь. В центре начертаны символы Триглава и руна Одала. Перед нами произведение уже зрелого мыслителя и мастера, достойно представляющее Русское Возрождение начала ХХI века.
Новая школа славяно-арийского искусства, ради которой мы трудились несколько десятилетий, рождается и зреет на наших глазах. Русь Гиперборейская обретает всё более зримые черты, превращается из Прародины – в среду нашего современного обитания, в наш Родной Дом.
Буян
1. В заброшенной усадьбе 2. Веда 3. Во льдах Арктики 4. Волхв 5. Девы Даарии 6. Женщина - кошка 7. Заря-заряница 8. Искушение 9. Испытание
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (2) |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11297 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15546 | Наверх ##
30 января 2021 14:11 Продолжение творчества А.Б. УГЛАНОВА
10. Князь Словен 11. Кололменское 12. Мимолетное видение 13. Святилище леса 14. Таинственный студенный океан 15. Туманы Гардакрики 16. У Тризубца 17. Хоромы ВЕЛЕСА 18. Царство Морены
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (1) |
ЮрвенМодератор раздела г. Санкт-Петербург Сообщений: 11297 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 15546 | Наверх ##
30 января 2021 14:17 30 января 2021 14:20 http://godsbay.ru/paint/korolkov_pictures.htmlХудожник Виктор КорольковТворчество и биография Корольков Виктор Анатольевич – художник, известный книжный график, иллюстратор пантеона языческих славянских богов, древнерусских традиций и верований. Родился в 1958 году в селе Черная Речка в Хабаровском крае, в семье военнослужащего. Профессионально заниматься рисунком и живописью он начал с 1973 года в ИЗО студии при доме пионеров № 2 города Пензы. В 1977 году Виктор Корольков поступил в Пензенское художественное училище имени Константина Аполлоновича Савицкого. С 1982 года молодой художник Виктор Корольков стал работать монументалистом-исполнителем в Пензенских художественно-промышленных мастерских. В 1985 году Виктор Корольков поступил в Харьковский художественно-промышленный институт, обучался на факультете «промышленной графики». В конце 1980-х годов Виктор Корольков начал главное дело своей жизни – художественное воплощение многокрасочного пантеона языческого прошлого наших предков. И таких картин им было создано свыше двухсот. На основе картин Виктора Королькова были опубликованы замечательные книги по истории нашего государства. Среди них: «Деяния небожителей: альбом фантастической живописи», «История России: Сказки, предания, легенды», «Энциклопедия славянской мифологии», «Мифы и легенды Древней Руси: Иллюстрированная энциклопедия», «Русские легенды и предания», «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Все работы по славянской мифологии и, особенно, цикл «Русь языческая», выполнены в традициях русского модерна, в стиле фэнтези, с использованием древнерусского орнамента и символики. В 1996 году талантливый график был принят в Союз Художников России. В 1999 году Виктор Корольков стал членом Международной федерации художников. У Виктора Королькова были грандиозные планы по созданию иллюстраций к Библии и образам скандинавской мифологии, он собирался жить до ста лет. Но сердце не выдержало такой нагрузки. Внезапная смерть 13 июля 2004 года. Но даже после кончины художника, выставки его картин проходят в России и за рубежом. В 2005 году в московской галерее МЕОЦ состоялся вернисаж картин и рисунков Виктора Королькова. Своим изобразительным искусством художник Корольков оживляет славянские традиции и верования.
--- Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК | | Лайк (2) |
|