Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
РИКЦ
(реклама от russia-israel.ru)

Порядок производства и ведения дел.

Общий порядок и частные вопросы.

← Назад    Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: Jan=Ян
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Иногда знание того, каким образом решается тот или иной вопрос в государственных учреждениях Российской Империи, какие документы создаются при решении этого вопроса и как они перемещаются из одной официальной инстанции в другую, позволяет намного облегчить поиски генеалогической информации.

Как и куда подается запрос (прошение)? Какие документы необходимы для того, чтобы вопрос приняли к рассмотрению? Каким порядком решается вопрос? Какие документы и письма создаются в процессе решения? Чем завершается процесс делопроизводства?

Знание ответов на эти и другие вопросы значительно облегчает жизнь исследователя и упрощает процесс поисков.

В данной теме я постараюсь описать порядок делопроизводства по некоторым вопросам, с которыми мне пришлось столкнуться в своих генеалогических поисках.

Буду рад, если кто-нибудь также поделится своими наблюдениями и опишет порядок рассмотрения других вопросов в государственных учреждениях Российской Империи.

В теме также описаны следующие вопросы:

1. Порядок перечисления крестьян из одного общества в другое.
2. Порядок приобретения крестьянами и мещанами земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка.

3. Порядок переселения Однодворцев Западных Губерний в другие Губернии.
4. Порядок ведения следственных дел по восстановлению метрик. Православная Духовная Консистория.
5. Проект правил о порядке производства дел в Городской Думе и с инструкцией Городской управе. – Самара, 1883 г.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Лайк (1)
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Любчинова написала:

[q]
Что я могу отметить - вся чиновничья, канцелярская система переписки была чрезвычайно громоздка именно из-за наличия многоступенчатости. На месте пишется прошение, письмо, рапорт и т.п. в первую инстанцию. Затем содержание этого письма пересказывается...
[/q]


Вы правы. Причина именно в многоступенчатости, в иерархии власти в Российской Империи. И, наверное, в сложившейся традиции российского делопроизводственного письма.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
О начальствах и их старшинстве.
Места и власти в Российской Империи.

Наивысшие Начальства Всероссийского уровня.

1. Его Императорское Величество Самодержец Всероссийский.
2. Государственный совет, Сенат и др.
3. Министерства, Синод, Комитеты и др. органы по своим направлениям.

Начальства регионального уровня.

1. Генерал губернаторы, Военные губернаторы, Наместники и пр.

Начальства губернского уровня.

1. Губернаторы и губернские правления.
2. Предводители дворянства губерний и губернские дворянские собрания.
3. Прокуроры.
4. Разные учреждения и комиссии губернского уровня и их начальники по своим направлениям (полицейские, судебные, хозяйственные, финансовые и пр.)

Начальства уездного и городского уровня.

1. Предводители дворянства уездные.
2. Городские думы, управы.
3. Разные учреждения и комиссии уездного уровня и их начальники (по своим направлениям: полицейские, по крестьянским делам и прочие).

Низшие начальства сельского и городского сословного уровня.

1. На уровне волостных и сельских сословных самоуправлений.
2. На уровне городских сословных самоуправлений.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
О переписке между начальствами разного уровня.
Или какого рода бывают документы.

Кто что пишет, и кто на это чем ему отвечает?

Высшее начальство издает:
Указы.
Предписания.

Высшему начальству отвечают:
На Указы отвечают рапортами.
На Предписания отвечают рапортами об исполнении.

Другому вышестоящему начальству:
На предложения и представления отвечают предложениями, представлениями или донесениями.

С равными и независимыми начальствами:
Им пишутся сообщения. В ответ на сообщения получают сообщения и уведомления.

С собственными подчиненными местами:
Им пишутся предложения. В ответ на предложения получают представления.

С прочими подчиненными местами:
Им пишутся отношения. В ответ на отношения получают сообщения или отношения.

Внутренняя переписка :
Пишется запрос. В ответ на запрос получают сообщения или отношения.
Справка требуется запиской, а ответ пишется на обороте записки.

С нижестоящими, находящимися в подчинении:
Им пишутся Указы. В ответ на указы получают рапорты и донесения.

---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Приобретение крестьянами и мещанами земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка.
Схема взаимодействия властей, банка, покупателей и продавцов.

I. Правила выдачи ссуд Банком.
А) Земельные банки дают ссуду товариществом домохозяев, крестьянским обществом и отдельным лицам.
Б) Банки дают деньги в долг под залог покупаемой земли под невысокий процент и на долгий срок.
В) Банк отказывает в выдаче ссуд при необоснованно высокой цене продажи земли. Размер ссуды зависит от оценки земли банком, а не от покупной цены земли, установленной по договоренности между продавцом и покупателем.
Г) Банк дает под залог земли не наличные деньги, а процентные бумаги, а именно: государственные свидетельства Крестьянского Банка.
Д) Если на продаваемой земле числятся долги, то продавцы должны:
— перевести долг по заложенной в других банках земле на Крестьянский Банк;
— до принятия решения о выдаче ссуды устранить самостоятельно запрещения, наложенные на землю, если на ней имеются долги частным лицам по закладным или по векселям.

II. Взаимодействия Покупателя и Продавца.
1. Достигается добровольное соглашение между хозяином земли (продавцом) и покупателем.
2. Заключается договор купли-продажи земли в волостном правлении или у нотариуса.
3. Уплачивается задаток, оговоренный в договоре.
4. Собираются все необходимые документы для совершения сделки и получения ссуды и передаются в банк.
5. Совершается купчая крепость у нотариуса.

III. Действия Продавца.
1. Предоставляет Покупателю страховые полисы на все постройки и лес, если земля продается вместе постройками или с лесом, находящимся на этой земле.
2. Выдает Покупателю подписку в том, что продаваемая земля не сдана им никому в аренду, и что до окончания заключенной сделки он обязывается не заключать таких договоров.
3. Пишет заявление о том, какие долги числятся на продаваемой земле.
4. Переводит долг по заложенной в других банках земле на Крестьянский Банк.
5. Описанные выше документы Продавец представляет в Банк сам, или может вручить документы Покупателю для передачи в банк.
6. Передает банку план на продаваемую землю в 2-х экземплярах.
7. Передает банку копии актов владения землею, т.е. тех документов, по которым продаваемая земля досталась продавцу (купчая или духовное завещание, исполнительный лист или вводный лист и пр.).

IY. Действия Покупателя.
1. Составляется Товарищество на приобретение земли, или принимается решение сельского схода о приобретении земли сельским обществом, или принимается единоличное решение о покупке земли одним Покупателем.
2. Если земля покупается товариществом (по одной купчей), то совершает в волостном правлении товарищеский договор.
3. Если земля покупается целым обществом, то составляется приговор сельского общества.
3. Получается в волостном правлении поименный список всех участников покупки вместе со сведениями об имущественном и семейном положении (посемейно-имущественный список).
4. Передаются все документы в банк (туда же должны поступить и все документы от Продавца).
5. Пишет заявление в банк о выдаче ссуды.
6. Одновременно представляет банку деньги на публикацию о покупке земли и наложение запрещения.
7. Подписывает в банке все документы, необходимые для получения ссуды.

Y. Действия Банка.

Принимает необходимые документы от Покупателя и Продавца. Рассматривает их и принимает решение о выдаче ссуды. Выдает ссуду.

PS. Более подробно порядок приобретения земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка можно посмотреть в теме:
Генеалогический форум ВГД » Дневники участников » Дневник Jan=Ян » Сословия » Крестьяне Западных губерний.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Приобретение крестьянами и мещанами земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка (продолжение).

Места и лица, задействованные в процессе.
1. Покупатели и их поверенные, если они есть.
2. Продавцы и их поверенные, если они есть.
3. Товарищества, создаваемые для приобретения земли.
4. Сельские общества.
5. Волостные правления.
6. Нотариусы.
7. Банки.
8. Страховые компании.
9. Казенные палаты.
10. Земские и Землеустроительные учреждения.
12. Судебные учреждения.
13. Губернские правления.

Документы, необходимые для правильного (законного) совершения процесса и собранные для этого, или их копии, могут находиться у всех этих лиц и в делах указанных учреждений.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Сначала было слово, а потом дело.
Сказочное сказание для любителей сказок (продолжение).

Для появления Дела необходимо наличие письма, или, иначе, письменного документа.

Однако письмо может стать ДОКУМЕНТОМ только тогда, когда оно поступит в МЕСТО, специально созданное для начальников. И там его зарегистрируют, то есть пометят, как метят, например, птиц, окольцовывая их.

Письму при этом дадут ИМЯ, присвоят НОМЕР и припишут при нем ДАТУ поступления. Потом его зарегистрируют, как регистрируют пойманных птиц, и запишут под присвоенным именем и номером в специальную книгу. А потом передадут НАЧАЛЬНИКУ.

Начальник и решает, быть ДЕЛУ, или нет.

Как скажет Начальник, так и будет! Скажет сделать дело – будет Дело. Не скажет – не будет Дела.

Но и Начальник делает это не просто так, как взбредет ему в голову, а подумав и взвесив свои силы и возможности.

Если письмо пришло от Вышестоящего Начальства то, как правило, с ним не очень то и поспоришь, надо СОЗДАВАТЬ дело.

Если пришло письмо заковыристое и своего ума у начальника не хватает или оно требует длительного и тщательного осмысления, то также нужно создавать ДЕЛО, и решать его совместно, привлекая другие умы, ему подчиненные.

Главное, о чем думает начальник при создании Дел вот что: требуется ли поразмыслить над письмом? простая ли описана ситуация? можно ли сразу же разрешить ее? не нужно ли совершить какие-то дополнительные действия, рассмотреть другие дополнительные Документы и т.д. и т.п. Ну и конечно же о том, решается ли ситуация простым, заведенным при начальнике порядком, и поэтому не требует создания специального Дела или все-таки необходимо его создавать?

Если же никакого осмысления и принятия решения по документу не требуется, то его смело можно просто почитать, принять информацию “для сведения”, или, может быть, “для руководства” в дальнейшей своей работе и приказать подшить его к таким же письмам, не создавая Дела.

Ну а если уж начальник решили создать Дело, то все Чиновники и Канцелярские Служители должны сделать все возможное, чтобы оно росло и пополнялось всеми необходимыми бумагами, ну и, конечно же, чтобы оно сохранилось и не потерялось среди множества таких же Дел и других папок.

Как пойманных птиц садят в клетки, так и для каждого Дела тоже создают свое определенное место, свою “клетку”.

По каждому делу заводят специальную ОБЛОЖКУ, на которой пишут НОМЕР Дела и его НАЗВАНИЕ, а также даты его начала и окончания. И первое письмо, по которому создают Дело, подшивают в папку с этой обложкой. И все остальные письма и бумаги, относящиеся к этому делу, также будут подшивать в эту папку.

Все другие бумаги, по которым дела не заводятся, также подшивают в папки, которые, однако, ДЕЛАМИ не называются.

Дело обычно заполняется бумагами до тех пор, пока оно (это Дело) не будет “окончательно решено”. Само Дело может решаться быстро, а может длиться и годами. А потом Дело закрывают.

Другие бумаги, к делам не относящиеся, собираются обычно в отдельные папки по годам. На каждый год – своя папка. Ну а названия у этих папок обычно разные, но часто повторяющиеся от года к году.

Впрочем, бывают и исключения. И из простой бумаги может впоследствии вырасти Дело. И дело может оказаться не решенным, так и остаться бумагою.

Впрочем, если Начальник признает, что у него и у его помощников своего ума (или полномочий) не хватает, и что Дело заведенным при нём порядком решено быть не может, он смело передает его на рассмотрение более старших Начальников.

И это Дело становится уже не его делом.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
NadejdaOrel

NadejdaOrel

г.Орел
Сообщений: 5553
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 16214
Ян, спасибо за тему, и отдельно за изложение!
Во-первых, все по полочкам.
А во-вторых, ... поэтично! 101.gif
---
Ищу Андреенковых с Монастырщины Смоленской области, Гореловых из Москвы, Орла, Нижников с Брестской области, Соколиных с брянскими корнями
ДНЕВНИК
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Спасибо.
Как получается...
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Кто в доме хозяин?
Все о том же (продолжение).

Каждый дом имеет своего хозяина.

И в государстве, как в о-о-о-чень большом Доме, был такой Хозяин.
Это был Государь Император.

Но таким большим государством, как Российская Империя, управлять одному очень трудно. Поэтому оно было разделено на отдельные МЕСТА, и в каждое такое место был назначен наместник. Места эти были названы ГУБЕРНИЯМИ, а наместники царя в этих губерниях – НАЧАЛЬНИКАМИ Губерний.

Эти НАЧАЛЬНИКИ были самыми главными в губернии и управляли ею от имени ИМПЕРАТОРА. И назывались эти начальники ГУБЕРНАТОРАМИ.

Конечно, были еще и Военные Губернаторы, и Генерал-губернаторы, но они были не такими Важными, как Губернаторы. Военные Губернаторы были временными, и, как и все солдаты, умели разве что шашкой махать, да в шеренгу строить, пока была в этом надобность. А Генерал-губернаторы, хотя формально и были важнее Губернаторов, да могли только советовать им и немного поучать их, и большой власти над ними не имели.

Как Начальники, имеющие всю полноту Власти, Губернаторы командовали всем, в их Губернии находящемся. И не было в Губернии человека важнее их, и сидели они выше всех, и видели дальше, и слышали больше.

И было им дело до всякой мелочи. И даже до ДЕЛ, которые создавались в разных учреждениях и у разных начальников, им подчиненным.

А так как самым главным МЕСТОМ, в котором Губернаторы вершили самые важные дела, было ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ, то и самый большой контроль был за ДЕЛАМИ этого правления. Тут должен был быть самый образцовый порядок, чтобы мог стать примером для подражания. Все ДЕЛА в Правлении должны были быть вовремя и правильно учтены, бумаги не должны были теряться, и должны были вовремя перемещаться по инстанциям, решения своевременно приниматься, дела законно вершиться и своевременно завершаться. А потом еще и сохраняться.

А наведя порядок у себя под носом, Губернаторы не могли и не должны были оставить беспорядок и в Делах других мест, в их (Губернаторов) ведомстве находящихся.

Поэтому и в тех местах Дела велись по образу и подобию, заведенному в Губернском Правлении, разве что более простым порядком, так как дел там было поменьше, да и сами дела были попроще.

Но об этих мелких делах и говорить-то особенно нечего.
Поймешь, как дела производились, вершились и завершались в самом Губернском Правлении, — разберешься и с упрощенным порядком ведения дел.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
Jan=Ян
Модератор раздела

Jan=Ян

Минск
Сообщений: 1844
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 8761
Для справки.

Губернское Правление.
Пределы власти Правления.


1. Губернское Правление есть высшее в Губернии место, управляющее ею в силу законов, именем Императорского Величества.

2. Губернское Правление подчиняется непосредственно Правительствующему Сенату и состоит в ведомстве Министерства внутренних дел.

3. Власть Губернского Правления ограничена. Она не распространяется далее той Губернии, где оно учреждено, и не простирается на дела, состоящие в ведомстве мест, ему не подчиненных.
---
Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах.
← Назад    Страницы: ← Назад 1  2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед →
Модератор: Jan=Ян
Вверх ⇈