У Несвицких на протяжении многих поколений от отцов к сыновьям монотонно переходят почти одни и те же собственные имена. Эта традиция доставила мне немало мучений, но все таки удалось ее одолеть.
Там так получилось, что у полных тезок:
князя
Николая Михайловича Несвицкого (р.1704-ум 1782), секунд-майора драгунских полков в отставке и московского, суздальского, костромского, нижегородского, шацкого, симбирского, тверского, старицкого, каширского, данковского и лукьяновского помещика (за ним по 4-й ревизии 1016 душ)
и
князя
Николая Михайловича Несвицкого (1746 - 1808, похороненого в Александро-Невской лавре), исключенного из Семеновского полка, позже отставного полковника, который по 5-й ревизіи 1795 г. владел селом Шатрицы
жены тоже были тезками.
Обеих жен звали
Анна Иванова. Печально - девичьи фамилии обеих канули в неизвестность.
Анна - жена первого князя Николая родилась в 1724 году и прожила как минимум до 1797 года (позже в метриках и исповедках ее не видать) и когда точно она скончалась еще предстоит узнать.
Анна - жена второго более молодого князя Николая умерла в 1801 году в пятьдесят восемь лет и позже ее мужа захоронили рядом с ней в Александро-Невской лавре.
Но что это разные люди хорошо видно сейчас, когда удалось разъединить сдвоенных в росписях князей и их жен!
В этом очень помогли свежеоцифрованные исповедки. Первый Князь Николай регулярно являлся на исповедь со всей семьей, но мелькнул он в последний раз в 1782 году, а в следующем, 1783 году его жена Анна Иванова выступала в метриках как восприемница уже вдовой. Покопалась еще немного меняя фамилию Несвицкий на Несвижский или Несвитский и без особого труда нашлась точная запись смерти князя Николая в июле 1782 года в Москве. Почему-то хоронили потом на Стребуковском погосте.
Когда я вернулась к статье о князьях Несвицких (1916 г) нашего любимого исследователя князей Любимова, я поняла, что он здорово споткнулся об это совпадение имен и фамилий и проморгал подробности. Он, как и я в начале, принял двух Николаев за одно и то же лицо. Соответственно решил, что и жена Анна тоже одна женщина.
Предполагаю, что причиной для закрепления ошибочного мнения в следующих двух столетиях послужило это сообщение из Санктпетербургского некрополя (я читаю издание 1885 года):
"Несвицкая Анна Ивановна, княгиня, р. 31 января 1742 года, ум. 25 ноября 1801. Жила 58 лет, 9 м, 25 дней. Памятник ставили князь Николай Михайлович Несвицкий, Афанасий Никитич и жена его Елена Николаевна Тулубьевы. Похоронена в Александро-Невской лавре""Моего" князя Николая нетрудно различить в исповедных росписях - только у него из всех Несвицких есть сын Яков (к счастью). Откуда имя появилось - непонятно, оно вне всех традиций, но я ему рада.

На странность родившейся в 1742 году Анны, родившей по мнению автора, сына Якова в 1753 году я и раньше обращала внимание, думая что идет речь о "моей" княгине Анне. Когда нашлись исповедки, показывающие настоящий возраст "моей" Анны (р. 1724 года) я подумала, что просто произошла досадная ошибка, ну переставили две цифры, бывает и не такое. На позже, когда снова из исповедок вылез 1782 год, как год смерти ее мужа князя Николая это было уж слишком. Он никак не мог ставить памятников в 1801 году.
Кроме князя Николая, документально подтверждено, что памятник ставила и его замужняя дочь Елена. Во всех справочниках Елена (в замужестве Тулубьева), проходит как дочь "моего" князя Николая (первого наверху). Но такой дочери Елены в семье "моего" князя Николая не обнаруживается нигде в исповедках. Там очень последовательно отслеживается появление каждого следующего ребенка и даже возраст детей не сильно бьется в разные года.
Я решила ознакомиться поближе с другим отмеченным в росписях князем Николаем (вторым упомянутым). Там у него детей нигде не наблюдается, но зато очень хорошо задокументированы даты рождения и смерти: 1746 - 1808. Он как раз то и ставил памятник почившей жене в 1801 году! И да, он тоже похоронен в Александро-Невской лавре, что совсем нормально, рядом с супругой. А Елена, дочь, хоронила мать с отцом, что тоже совсем нормально.
Об Елене в росписях говорится, что еще при жизни отца она была выдана замуж за статского советника Тулубьева и получила позже от в наследство деревню Шатрицы. Шатрицами владел как раз ее настоящий отец Николай Несвицкий, тот с кем вместе ставили памятник, а не "мой" князь Николай, к тому времени уже давно ушедшей на тот свет.
Разъединив сдвоенных князей стало ясно, что часть детей перекочевавших в справочниках к "моему" князю Николаю нужно вернуть к законному отцу - другому князю Николаю. Пусть у него уже значится в росписях дочь Елена. Хоть и странно говорить это о предках, но может с временем у него появятся и другие дети.
Тут еще и такой завиток - у обоих полных тезок Николаев были еще впридачу братья Василии, тоже полные тезки. Хорошо, что их супруг звали по разному