АНКЕТА АРЕСТОВАННОГО
Фамилия : Стогний
Имя, отчество : Александр Иванович
Дата и место рождения : Родился в 1885 году в бывшей Полтавской губернии Кобыляцкий уезд хут. Стогниевка
Постоянное место жительства : Г. Ессентуки , ул. Свободы , 29
Профессия и специальность : не имеет
Последнее место службы или род занятий : без определенных занятий
Партийная принадлежность : беспартийный
Национальность : украинец
Гражданство : СССР
№ паспорта : РУ № 609 777 , выдан Ессентукским РОМ НКВД
Образование : неграмотный
Социальное происхождение : из крестьян – середняков
Имущественное положение и чем занимался до 1929 г : крестьянин- середняк , с/ хозяйство
То же до 1917 г : тоже
Служба в царской армии и чин: служил в 1914 -17 гг рядовым
Служба в белой армии : не служил
Категория воинского учета ( запаса ) : не состоит
Судимости : не подвергался
Примыкал ли к антисоветским партиям и организациям : нет
Состав семьи :
отец –умер в 1931 г
мать : Стогний Мария Ильинишна ,около 80 лет,г.Ессентуки , Грибоедова 21
жена:Стогний Варвара Никитовна ,1887гр, г.Ессентуки , Свободы 29,домохоз.
Сын : Иван - 1914 гр ,маляр в гор.Ессентуки
Дочь : Анастасия -28 лет , замужем за Кравцовым Василием Федотовичем, шофер санотдела №20.
Дочь : Александра -24 лет , замужем за Каликимовым (?) Петром Николаевичем, работает печником в гор. Ессентуки
Брат : Стогний Макар , 1889 гр , прож. в гор. Ессентуках , слесарь консервной фабрики
Брат : Стогний Назар , 27 лет , прож. в гор. Ессентуки , слесарь
Сестра : Глебова Параскева , 35 лет , единоличница ,прож.в гор. Ессентуки
Сестра : Елена Малоусова(?), прож. в гор.Ессентуки
Особые приметы арестованного: не имеет
Кем и когда арестован и откуда прибыл : следователь НКВД по Орджоникидзевскому краю 14 / X -40г
Направлен : в тюрьму гор. Пятигорска
Должность, звание и фамилия сотрудника , допросившего арестованного:
- старший следователь следчасти УНКВД по Орджоникидзевскому краю
Мл.лейтенант ГБ / Пшеничный /
14 окт 1940 г.
Протокол допроса обвиняемого
СТОГНИЙ Александра Ивановича
16 октября 1940 г
Вопрос : Скажите , так вы совершенно неграмотный или , возможно , вы малограмотный?
Ответ: Нет, я совершенно неграмотный и не могу даже расписаться.
Вопрос : Вы показываете неправду о том, что вы якобы совершенно неграмотны : во время обыска в вашей квартире изъят ряд религиозных книг , в том числе библия на русском языке. Кто пользовался этими книгами?
Ответ : Все книги религиозного характера , которые мне сейчас предъявили, использовались мною лично, один я их читал.
Вопрос : Следовательно , вы грамотны, раз вы читали книги на русском и славянском языках?
Ответ: Да, немного я грамотен , могу читать и писать , самоучка , в школах не учился.
Вопрос : Почему же вы тогда , когда следствие спрашивало дважды, можете ли вы подписать анкету арестованного , протокол личного обыска и постановление об избрании меры пресечения, категорически утверждали, что совершенно неграмотны и расписаться не можете?
Ответ: Виноват, признаю, что обманул следственные органы в отношении своей грамотности . причину обмана объяснить не могу . никакой цели я не преследовал.
Вопрос: Не уклоняйтесь от прямого ответа . Следствие еще раз требует от вас объяснения по части ложных показаний о том , что вы якобы совершенно неграмотны?
Ответ: Я думал, что вы запишите что-либо такое на меня, что я окажусь виноватым перед вами . поэтому , боясь ответственности , я и заявил о том , что неграмотен , дабы ничего не подписывать.
Вопрос : В каком году вы переехали на жительство в гор. Ессентуки с хутора Стогниевка быв. Полтавской губернии?
Ответ : Не помню. Это было лет тридцать назад. Еще до революции.
Вопрос : Почему хутор . где вы родились , носит название Стогниевка?
Ответ: На том хуторе проживают с десяток дворов наших родственников по фамилии Стогний , поэтому хутор получил название Стогниевка.
Вопрос: Ваше имущество подвергалось когда-либо конфискации со стороны органов Советской власти ?
Ответ : Нет, не подвергалось?
Вопрос : Вы арестовывались и судились когда-либо?
Ответ : Нет.
Вопрос: Совершенно?
Ответ: Один раз в 1919 году я был арестован белогвардейцами- казаками в гор.Ессентуки , пробыл одну ночь под арестом, а наутро был освобожден. Перед освобождением получил двадцать пять плетей. Меня обвиняли в том, что якобы я имел винтовку , в ограблении помещика Глебова , и за то , что мой брат Михаил служил тогда в Красной армии.
Вопрос : Вы сами лично служили в белой армии?
Ответ : Нет. Не служил.
Вопрос: Чем вы занимались в годы гражданской войны?
Ответ: Хлебопашествовали.
Допрос прерван.
Протокол допроса обвиняемого
СТОГНИЙ Александра Ивановича
28 октября 1940 г
Допрос начат в 10 час 30 мин.
Вопрос: Вам зачитывается постановление о предъявлении обвинения по ст. 58 ч.2 пп 10 и 11 УК РСФСР . понятна суть обвинения?
Ответ: Понятна.
Вопрос: Вы являетесь участником вскрытой и ликвидированной антисоветской организации церковников , действовавшей в Орджоникидзевском крае. Признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
Ответ: Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю .
Вопрос : Следствию известно , что вы , будучи членом антисоветской организации церковников , в окружающей среде проводили систематическую антисоветскую пораженческую агитацию . Требуем рассказать о всей проводимой вами антисоветской агитации.
Ответ: Никогда не проводил антисоветскую агитацию и ничего не могу сказать об антисоветской деятельности.
Вопрос: Вы Салия Сергия знаете?
Ответ: Салия Сергия я знаю. Неоднократно бывал у него на квартире, на обедах , иногда приходилось у него ночевать .
Вопрос: Когда последний раз были у Салия?
Ответ: Последний раз у Салия был на Покровский праздник 14.10.40г , ночевал у него и присутствовал на обеде , где со мной на обеде присутствовали несколько человек , о которых я уже показал ранее.
Вопрос : О чем шла беседа за обедом в квартире Салия 14.10.40г?
Ответ : Содержание беседы я не помню.
Допрос прерывался.
Допросил : ст. оперуполномоченный II отдела УНКВД
младший лейтенант госбезопасности Шурдуков
********************************
13 ноября 1940 г
(окончание протокола)
Вопрос: Намерены ли вы давать следствию показания об антисоветской деятельности ваших соучастников и лично о себе?
Ответ: Я следствию давать показания об антисоветской деятельности своих соучастников , а так же лично о себе не буду , только лишь потому , что я боюсь бога и не хочу быть предателем .
Вопрос: Где в Георгиевске проживает матушка Евгения?
Ответ : Я Евгению , матушку , хорошо знаю . неоднократно у неё бывал , знаю , где она живет , но не хочу сказать следствию , так как боюсь греха и не хочу быть предателем.
Допрос прерывается, окончен в 23ч 00 мин.
Допросил зам крайпрокурора по спецделам Мосляев
В присутствии следователя : ст. оперуполномоченный II отдела УНКВД
младший лейтенант госбезопасности Шурдуков
14 ноября 1940 года.
Допрос начат в 11ч20мин.
Вопрос : Вы 13.11.40 г. на допросе заявили , что давать показания об игуменше , проживающей в гор. Георгиевске , не будете по причине боязни бога и личного предательства . Следствие предлагает вам рассказать всё, что вы знаете о ней?
Ответ: Я категорически заявляю , что никаких показаний как о контр-революционной деятельности игуменши , так и о её месте жительства давать не буду.
Вопрос : Вам вторично предлагается рассказать о контр-революционной деятельности игуменши , проживающей в гор. Георгиевске?
Ответ : Вторично категорически заявляю , что никаких показаний давать не буду.
Вопрос: Когда последний раз вы посетили игуменшу, прживающую в гор. Георгиевске?
Ответ: Последний раз я посещал игуменшу , проживающую в гор. Георгиевске, в начале сентября 1940 года .
(Окончание протокола этого допроса отсутствует)
(протокол одного из последующих допросов Стогний Александра Ивановича , без титульного листа, дата неизвестна)
,,,,
Ответ: Аналогичные разговоры , как указано выше , у меня происходили с ессентукским казаком Ждановым в тот момент, когда я – Стогний- вместе с Ждановым в середине августа 1940 г встретился на квартире игуменьи бывшего Курского монастыря , фамилии не знаю , зовут Евгенией , проживает по ул Лысогорской ,дом №17 или 18 ,куда мы приходили и приносили ей продукты. На обратном пути от Георгиевска до ст. Горячеводской я со Ждановым шел пешком , и у меня с ним были вышеуказанные разговоры.
Вопрос: Что из себя представляет игуменша Евгения и казак Жданов?
Ответ: Что из себя представляет игуменша Евгения, я не знаю. Я её почитаю как духовную наставницу , притом пожилую –её лет 65 , поэтому иногда её поддерживал материально (был у неё несколько раз ) , кроме меня её материально поддерживают многие верующие как жители Георгиевска , так и близлежащих сел.
Жданова же я знаю как непримиримого врага Советской власти ,как и я – Стогний, и неоднократно имел с ним беседы антисоветского характера, в частности разговор , который я имел с ним , когда мы шли пешком из Георгиевска в ст. Горячеводскую , характер разговора указан выше. Жданов , так же , как и я ,без определенных занятий . поступление на работу в советские учреждения или какие-либо организации он расценивал не иначе как подпадание под влияние власти сатаны..(окончание отсутствует).
****************************************************************************************
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ОБВИНЯЕМОГО
СТОГНИЙ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА
31 октября 1940 г
Допрос начат в 20 час 30 мин.
Вопрос : На допросе 30 октября вы , признавая себя виновным , заявили, что являетесь участником вскрытой и ликвидированной антисоветской организации церковников , действовавшей в Орджоникидзевском крае , наряду с этим устно заявили , что желаете чистосердечно рассказать о своей антисоветской деятельности и деятельности других соучастников по антисоветской работе . можете рассказать ?
Ответ : Раньше , чем приступить к описанию своей антисоветской деятельности ,я расскажу о причинах , побудивших меня встать на путь борьбы с Советской властью. Всю свою жизнь я был религиозным человеком , отправлял религиозные обряды в церкви.
1919 год в период революции застает меня на жительстве в гор. в Ессентуках .Красная армия со стороны Боргустанской станицы теснила белых . В народе ходили ужасные слухи о том , что с приходом красных в Ессентуках все верующие и сочувствующие белым будут замучены , повешены или расстреляны . бывшее правительство призывало население оказывать сопротивление наступающим отрядам Красной армии . я , боясь расправы со стороны красных , счел нужным тоже оказать известную помощь бывшему царскому правительству , добровольно поступаю в Государственную стражу , ведущую в то время борьбу против революционно настроенных лиц, заранее зная , что прием в стражу осуществлялся исключительно из отборных и преданных бывшему правительству лиц.
После занятия гор. Ессентуки красными стража была разогнана . я же никуда не уехал , проживал там , работал на разных работах.
Как видите , моя злоба на Советскую власть и борьба с ней имели историческую давность . с тех пор и до настоящего времени я не был на стороне Советской власти , а был в стане её врагов.
После революции я еще сильнее ударился в религию , постоянно стал посещать в Ессентуках Пантелеймоновскую церковь , где настоятелем храма был священник Кормилин Иван ( сослан в 1933 году , пока не возвратился) . Сдружился со священником , он дал мне для чтения ряд религиозных книг – Библию , откровения Иоанна Богослова , другую религиозную литературу , которой я сильно увлекался , читал помногу и пришел даже к убеждению бросить свою семью и уйти куда-нибудь в монастырь , но к моему несчастью все монастыри были закрыты . тогда у меня зародилась другая мысль : бросить все родственные связи , дом , избрать полубродячий образ жизни и странствовать по белу свету, лишь бы избавиться от Советской власти , не работать и не приносить ей никакой пользы. Так в основном и протекала моя жизнь , т.е. находился без определенных занятий .
В 1933 году в Ессентуках закрыли Пантелеймоновскую церковь , я для отправления религиозных обрядов стал ездить в гор. Кисловодск . в 1937 году и в Кисловодске перестала действовать церковь , тогда я начал ездить на моление в гор. Георгиевск( это дело относится к 1937 году).
Посещая церковь гор. Георгиевска, я от молящихся прихожан услышал , что в селе Прасковея действует Покровская церковь , где происходит служба по типу монастыря с ежедневными службами . настоятелем этой церкви есть хороший молитвенник – священник Салий Сергий Дмитриевич. К тому же приближался покровский праздник , там предвиделось большое молебствование.
В 1938 году к покровскому празднику 14 октября я из Ессентуков поехал в село Прасковею , остановился в сторожке церкви у Сергия Салия, предварительно познакомился с ним, рассказал , что слишком верующий ; он во мне увидел своего человека и с тех пор у меня с Салием завязалась хорошая дружба. Салий узнал , что я могу малярничать , я тогда находился без определенных занятий . он предложил мне жить у него и заниматься ремонтом Покровской церкви, я согласился. С тех пор и по день ареста я находился в церкви и в окружении церковников , которые так же , как и я ютились вокруг церкви и духовного отца Сергия Салия.
(продолжу по возможности –С.В.)
Ф.158
*************************
(начало этого протокола допроса Стогний Александра Ивановича отсутствует. Дата неизвестна)
Ответ: (не видно части показаний) .. .в протоколе от ….. соответствуют действительности , и все ранее мною данные показания тоже правдивы, я их тоже подтверждаю
Вопрос: По протоколу допроса от 31.10.40г вас специально переспросил зам.прокурора тов. Мосляев , которому вы снова заявили о правильности данных вами показаний , не исключая при этом ни одной фразы из протокола . почему же вы сейчас заявляете о том , что таких показаний о якобы ожидаемой гибели Советской власти вы в конце 1940 года не давали?
Ответ : Я совершенно не доверяю ни органам НКВД , ни органам прокуратуры . думаю , что зампрокурора тов. Мосляев меня обманул: т.е. во время прочтения протокола им , Мосляевым , он важные факты , касающиеся моей антисоветской деятельности пропускал , т.е. старался их не зачитывать , а прочитывал через строчку . поэтому я не слышал , чтобы Мосляев прочитал мне вышеуказанную фразу из наших разговоров.
Вопрос: Как зачитывал тов. Мосляев вам протокол допроса от 31.10.40 г ?
Ответ: Протокол Мосляевым читался с остановками , т. е. от точки до точки. После каждой законченной мысли задавался мне вопрос: правильно ли написано в протоколе ? я отвечал , что правильно.
Вопрос: Вам разве не приходилось лично читать протокол допроса от 31.10.40 г?
Ответ: Приходилось , и даже несколько раз .
Вопрос: Вы несете клевету на органы НКВД и прокуратуры ?
Ответ: Это не расцениваю как клевету, но других ответов дать не могу.
Допрос прерывается , окончен в 18-00.
Протокол с моих слов записан верно. Стогний.
****************************
ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ОБВИНЯЕМОГО
СТОГНИЙ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА
19 апреля 1940 г.
Допрос начат в 17- 00 час.
Вопрос : Вы служили ктитором ? если да, то где?
Ответ: Да. Ктитором церкви Константино- Еленовской , находящейся в гор. Кисловодске я служил с начала и по конец 1935 года (около одного года) .
Вопрос: Какая обязанность лежала на вас как на церковном ктиторе?
Ответ: 1. Прием и увольнение сторожей.
2. Снабжение церкви всем необходимым.
3. Ремонт церкви и уход за ней.
4. Сбор денег с прихожан и уплата налогов.
5. Учет и присмотр за всем хозяйством церкви.
Допрос прерывается, окончен в 17-45 час.
Протокол с моих слов записан правильно, я прочитал. Стогний.
Допросил : ст. оперуполномоченный II отдела УНКВД
младший лейтенант госбезопасности Шурдуков
***********************
священник Казанской церкви г.Буденновск
Романов Прохор Евтихиевич
Год рождения 1891, место рождения Могилевская обл.
Год репрессии 1933, на 10 лет лагерей
Источник: Книга памяти Ставропольского края
****************************
священник Казанской церкви г.Буденновск
Дмитриевский Иван Николаевич
Год рождения 1874, место рождения Центрально-Черноземная обл., Остаповский р-н, с. Топожахово
Год репрессии , 5 лет лишения свободы
Источник: Книга памяти Липецкой обл. -есть архивная справка
Дмитриевский Иван Николаевич
Год рождения 1874, место рождения Рязанская обл., с. Голожохово
Год репрессии 1943, на 10 лет лагерей
Источник: Книга памяти Ставропольского края
*********************
священник Казанской церкви г.Буденновск
Лавров Николай Петрович Год рождения 1884, место рождения с. Острый Камень Остро-Камен. вол. Данковского уезда Год репрессии , освобожден по реабилитирующим обстоятельствам (более 6 мес. под стражей) Источник: Книга памяти Липецкой обл. -есть архивная справка
**********************
священник Свято -Троицкой церкви села Прасковея
Назаров Владимир Эмильевич Год рождения 1873, место рождения Год репрессии 1947, 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Источник: Книга памяти Кемеровской обл.
**********************
священник Александро-Невской церкви с.Прасковея
Карагачев Владимир Иванович
Год рождения 1889, место рождения с. Медвежьего
Год репрессии 1937, ВМН
Источник: Книга памяти Ставропольского края
**********************
священник Преображенской(монастырской) церкви г.Буденновска
Лебедев Василий Алексеевич
Год рождения 1885, место рождения Тамбовская губ., г. Спасск
Год репрессии 1941, дело прекращено на основании ст. 202 «б» УПК РСФСР ввиду признания обвиняемого невменяемым
**********************
священник Покровской(?) церкви с.Прасковея
ЖУРКО СТЕПАН ИВАНОВИЧ
Год рождения 1893
Место рождения Гродненская губ., д. Гольцы
Дата ареста 10 сентября 1937
Приговор ВМН
Расстрелян
Источник Книга памяти Ставропольского края - т.05, т.03
**********************
бывш. казначей Мамай-Маджарского монастыря
Кучеров Константин Иванович Год рождения 1861, место рождения с. Радьковка Год репрессии 1931, на 3 года высылки в Северный край
**********************
священник Курского женского монастыря
Тхоржевский Северин Михайлович
Год рождения 1870, место рождения ст. Советская
Год репрессии 1941, ВМН
Источник: Книга памяти Ставропольского края
Тхоржевский Северин Михайлович
Год рождения 1872, место рождения Седлецкая губ.
Год репрессии 1931, Выслан на 5 лет в Северный край
Источник: Книга памяти Ставропольского края
***********************
настоятель Мамай-Маджарского монастыря
Марьяш Нектарий Романович
Год рождения 1876, место рождения с. Прохладное
Год репрессии 1926, освобожден
Источник: Книга памяти Ставропольского края
в т.38-39 Дела церковников в качестве вещдоков приложены его фотографии с другими монахами