Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Family Legends
(реклама)

Православные миряне в МАССР в советское время


← Назад    Вперед →Модератор: Konstantin Ivanov
zritel

Сообщений: 131
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 38
В данном разделе предлагается размещать сведения о православных мирянах, подвизавшихся на территории Марийского края в советское время.
zritel

Сообщений: 131
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 38
Макарий Протасов
(24.07/5.08.1868–…)


Макарий Виссарионович Протасов родился 24 июля/5 августа 1868 года в починке Пуялка Кладбищенская Ернурской волости Яранского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Виссариона Яковлевича Протасова и супруги его Параскевы Саввишны. Крещен он был в день рождения в Вознесенском храме села Шулка, Таинство совершил священник Иоанн Кувшинский в сослужении дьячка Василия Тимофеева.
М.В. Протасов получил домашнее образование, занимался сельским хозяйством, был прихожанином Вознесенском храме села Шулка, а после опубликования летом 1927 года так называемой Декларации митрополита Сергия (Страгородского) примкнул к непоминающим, входил в паству священника церкви села Макманур Оршанского кантона Лукиана Васенева. Пытаясь осмыслить духовные причины событий, происходивших в те годы в СССР и Марийском крае, М.В. Протасов говорил, что постигшая страну засуха является следствием отступления от Бога, Божиим наказанием за грехи.
21 сентября 1929 года М.В. Протасов был арестован, ложно обвинялся в антисоветской и антиколхозной агитации, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58–10, 11 УК РСФСР). На единственном допросе 23 сентября он показал: «Виновным себя не признаю. Я человек верующий, но религию для агитации не использовал. …Я стою за религию, но за то православие, которое было при патриархе Никоне и патриархе Тихоне. Признаю только епископа Нектария и митрополита Петра Крутицкого».
13 января 1930 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ М.В. Протасов был приговорен к шести месяцам лишения свободы, срок наказания отсчитывался со дня ареста. Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

отец Виссарион Яковлевич
мать Параскева Саввишна
супруга Евдокия Трофимовна
дочь Екатерина 1886 г.р., послушница Царевококшайского Богородице-Сергиева женского монастыря, репрессирована в 1946 г.


Климентий Нехорошков
(22.01/3.02.1877–…)

Климентий Устинович Нехорошков родился 22 января/3 февраля 1877 года в деревне Отары Кадамской волости Яранского уезда Вятской губернии в семье крестьян Устина Диомидовича и Евфимии Никифоровны Нехорошковых. Крещен он был 25 января/6 февраля в церкви церкви Рождества Христова села Пектубаево, Таинство совершил священник Василий Кувшинский в сослужении пономаря Матфея Иларионова.
Будучи на военной службе в годы Первой мировой войны, К.У. Нехорошков сражался в 82-м пехотном Дагестанском полку, дослужился до звания ефрейтора, в апреле 1915-го попал в плен, находился в Австрии и Германии до 1918 года. По имеющимся сведениям, в дореволюционное время он был купцом 2-й гильдии, занимался торговлей мануфактурой, хлебом, кожсырьем, шерстью, в советское время, в 1925–1929 годах, торговал по патенту кожсырьем, имел неплохой сельхозинвентарь.
Климентий Нехорошков был известен как человек глубоко верующий, в советское время посещал богослужения в Иоанно-Богословской церкви села Макманур Оршанского кантона МАО, в 1928 году вместе со своим приходом примкнул к непоминающим. В условиях гонений за веру К.У. Нехорошков призывал односельчан объединяться вокруг Церкви, убеждал верующих не участвовать бездумно в мероприятиях властей в деревне.
В 1927 году К.У. Нехорошков был судим по ложному обвинению в спекуляции хлебом и приговорен к 6 месяцам лишения свободы, в 1929-м за неуплату налогов — к 8 месяцам лишения свободы, которые были заменены штрафом в 300 рублей. Новый арест последовал 3 ноября 1929 года по ложному обвинению в противодействии мероприятиям большевиков в деревне, спекуляции хлебом, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти.
На двух допросах, состоявшихся 3 и 9 ноября 1929 года, К.У Нехорошков своей вины в антисоветской деятельности не признал. При этом он показал, что политику властей по отношению к религии считает неправильной, а укрепление власти, занимающейся неблаговидными делами, для него нежелательно.
19 февраля 1930 года на заседании особой тройки при полномочном представителе ОГПУ по Нижегородскому краю К.У. Нехорошков был приговорен к 8 годам заключения, отбывал наказание в Беломоро-Балтийских лагерях в Карелии, откуда был досрочно освобожден 7 февраля 1933 года. Во время отбытия им наказания, 24 февраля 1930 года, семья его была раскулачена, конфискованы постройки, скот, сельскохозяйственный инвентарь. 8 мая того же года Нехорошковы были выселены из Оршанского в Йошкар-Олинский район МАО и проживали на территории леспромхоза «Кугу-Кокшан», а в 1937 году — в деревне Каменское Салобелякского района Кировской области. По имеющимся сведениям, скончался К.У. Нехорошков в послевоенное время, место его проживания в тот момент в настоящее время не известно.

Михаил Краковский
(17/29.09.1888–25.08.1937)


Михаил Михайлович Краковский родился 17/29 сентября 1888 года в деревне Старые Тарашнуры Мало-Карачкинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье крестьян Михаила Филипповича и Аксинии Афанасьевны Краковских. Крещен он был 20 сентября/2 октября в Троицкой церкви села Емелево, Таинство совершил священник Михаил Краковский в сослужении псаломщика Иоанна Егорова.
М.М. Краковский окончил школу в селе Емелево, участвовал в Первой мировой войне в составе 308-го Чебоксарского пехотного полка, дослужился до звания старшего унтер-офицера. 17 мая 1915 года под деревней Гарайск он был ранен разрывной пулей в правую руку, с 4 июня находился на излечении в Чистопольском уезде Казанской губернии, а затем был комиссован. В 1918 году М.М. Краковский занимал должность представителя по реквизиции хлеба, в 1920-м был секретарем сельсовета, в 1928-м — сельским исполнителем. В конце 1920-х годов он нес послушания псаломщика, певчего и регента хора Троицкой церкви села Емелево, был участником молитвенных собраний в деревне Старые Тарашнуры, где читали Священное Писание, пели духовные песнопения.
2 ноября 1929 года Михаил Краковский был арестован и ложно обвинялся в агитации против мероприятий партии и правительства в деревне, распространении слухов о скорой гибели советской власти. На единственном допросе, состоявшемся 4 ноября, своей вины он не признал, 13 января 1930 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ был приговорен к трем годам заключения. По имеющимся сведениям, М. Краковский отбывал наказание в Ухтинско-Печерском ИТЛ (Упитлаге) на территории Коми АССР, откуда в 1932 году был освобожден. Впоследствии он был арестован 24 июля 1937 года по ложному обвинению в «проведении контрреволюционной деятельности, направленной против колхозного строительства в деревне, распространении клеветнических слухов о войне с целью создания недовольства среди населения», 14 августа того же года тройкой НКВД по МАССР приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 25 августа 1937 года, точное место погребения Михаила Краковского в настоящее время не известно.

супруга Варвара Феодоровна 1893 г.р.
сын Рафаил (1921 г.р., погиб на фронте 15.08.1943)
дочь Нины 1926 г.р.

Георгий Мутовкин
(18.02/1.03.1888–9.04.1975)

Георгий Емельянович Мутовкин родился 18 февраля/1 марта 1888 года в селе Ежово Царевококшайского уезда Казанской губернии в семье крестьян Емилиана Дмитриевича и Ксении Диомидовны Мутовкиных. Крещен он был 19 февраля/2 марта в Троицкой церкви села Сурты, Таинство совершил священник Михаил Григорьев в сослужении псаломщика Иоанна Петрова.
По имеющимся сведениям, Г. Е. Мутовкин окончил два класса сельской школы, в 1914 году был мобилизован в армию, сражался в 162-м пехотном Ахалцыхском полку, в бою под городом Мологощ (Польша) 18 декабря 1914 года попал в плен, с 20 февраля 1915-го находился в Германии, в лагере для военнопленных Хемниц, вернулся на родину в 1920-м. В дальнейшем он проживал в селе Ежово, занимался сельским хозяйством, зарабатывал на жизнь кладкой печей. По рассказам очевидцев Георгий Емельянович был человеком глубоко верующим, принадлежал к непоминающим, окормлялся у бывшего настоятеля Мироносицкого мужского монастыря игумена Сергия (Мытикова). В доме Мутовкиных нередко бывали известный своими подвижническими трудами монах Кирилл (Грицко), другие верующие.
25 октября 1945 года Г. Е. Мутовкин был арестован по ложному обвинению в антисоветской и антиколхозной агитации, хранении антисоветских документов, к числу которых было отнесено одно из воззваний епископа Яранского Нектария (Трезвинского), участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58–10, ч.2, 58–11 УК РСФСР). 13 декабря того же года Верховным судом МАССР он был приговорен к десяти годам заключения.
В первое время после вынесения приговора Г.Е. Мутовкин содержался под стражей в йошкар-олинской тюрьме, а затем был направлен в лагерный пункт, располагавшийся в поселке Шушер Килемарского района МАССР. Состояние здоровья Георгия Емельяновича было настолько плохим, что 17 июня 1948 года было принято решение о содержании его как инвалида в особой зоне ОИТК МВД МАССР, а 16 сентября 1949-го приказано отправить в Минеральный лагерь (Минлаг) на станцию Абезь Печерской железной дороги, где также находились в заключении инвалиды.
В Коми АССР Г.Е. Мутовкин прибыл 25 ноября 1949 года, содержался в лаготделении №10, лагпункте №4, а с 3 января 1955-го — в лагпункте №5. Вследствие инвалидности он не работал, с 1951 года находился под амбулаторным наблюдением, согласно характеристике «за период нахождения в лагере ни в чем себя отрицательно не проявил». На основании определения постоянной сессии Верховного суда Коми АССР от 19 февраля 1955 года 15 марта того же года Георгий Емельянович был освобожден и направлен на родину на попечение дочери. В дальнейшем он проживал в селе Ежово Медведевского района МАССР, где и скончался 9 апреля 1975 года. Похоронен Г.Е. Мутовкин в селе Сурты того же района, на сельском кладбище.

Алексий Турусинов
(12/24.03.1881–7.08.1937)


Алексий Яковлевич Турусинов родился 12/24 марта 1881 года в починке Гусево Яранского уезда Вятской губернии в семье крестьян Иакова Николаевича и Евгении Степановны Турусиновых. Крещен он был 15/27 марта в Предтеченской церкви села Оршанка, Таинство совершил священник Василий Тихвинский.
А.Я. Турусинов окончил 3-х классную сельскую школу, в 1915–1917 годах служил рядовым в царской армии, после возвращения со службы работал печником, был прихожанином храма святых мучеников Флора и Лавра села Табашино. В 1932 году он был приговорен по статье 61 УК РСФСР к трем годам заключения, наказание отбыл полностью.
26 июля 1937 года А.Я. Турусинов был арестован Оршанским районным отделом НКВД и проходил по одному делу со служившим в церкви села Табашино иеромонахом Николаем (Винокуровым) и председателем приходского совета Афанасием Турусиновым. В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения, составленном 25 июля, ложно утверждалось, что А.Я. Турусинов вел контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и правительства в деревне, распространял слухи о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти, обвинение предъявлялось по статье статье 58-10,ч.1 УК РСФСР.
На двух допросах, состоявшихся в день ареста, виновным себя Алексий Турусинов не признал. 7 августа на заседании тройки НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение в тот же в 15 часов. Похоронен А.Я Турусинов в известной ныне могиле на так называемой Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.

супруга Анна Васильевна 1881 г.р.
сыновья Иоанн 1910 г.р., Александр 1918 г.р.
дочери Мария, Таисия


Афанасий Турусинов
(14/26.01.1895–1.09.1941)


Афанасий Яковлевич Турусинов родился 14/26 января 1895 года в починке Гусево Ернурской волости Яранского уезда Вятской губернии в семье крестьян Иакова Николаевича и Евгении Степановны Турусиновых. Крещен он был 15/27 января в Предтеченской церкви села Оршанка, Таинство совершил священник Василий Тихвинский в сослужении диакона Филиппа Луппова и псаломщика Александра Топольского.
А.Я. Турусинов окончил 3-х классную сельскую школу, в 1916–1917 годах служил в царской армии, сначала в городе Сарапуле, а затем в качестве рядового 5-й роты 14-го стрелкового Финляндского полка, дислоцировавшегося в городе Таммерфорсе (ныне – Финляндия). 10 мая 1917 года по болезни он поступил на излечение в 252-й полковой госпиталь, а затем был демобилизован.
По возвращении на родину А.Я. Турусинов зарабатывал на жизнь плотницким ремеслом. Выявленные источники свидетельствуют, что он был глубоко верующим человеком, к 1937 году нес послушание председателя совета храма святых мучеников Флора и Лавра села Табашино Оршанского района МАССР. 26 июля того же года Афанасий Турусинов был арестован Оршанским районным отделом НКВД, в ходе обыска у него были изъяты Библия, Евангелие, Псалтирь, пять книг духовного содержания. В постановлении о предъявлении обвинения и избрании меры пресечения от 24 июля 1937 года ложно утверждалось, что он ведет агитацию против мероприятий партии и правительства в деревне, обвинение предъявлялось по статье 58–10,ч.1 УК РСФСР.
На двух допросах, состоявшихся в день ареста, А.Я. Турусинов своей вины не признал. 7 августа 1937 года на заседании тройки НКВД по МАССР он был приговорен к 10 годам заключения и направлен по этапу в город Кандопогу Карельской АССР.
О дальнейшей судьбе А.Я. Турусинова известно не много. В марте 1939 года он отбывал наказание в 3-м лагерном пункте Петрозаводского ОЛП, откуда направил прошение на имя прокурора Союза СССР с просьбой о пересмотре дела, которое было оставлено без последствий. 22 июня 1941 года А.Я. Турусинов был переведен в Печерский железнодорожный лагерь НКВД Коми АССР, где и скончался 1 сентября 1941 года.

супруга Любовь Анисимовна 1895 г.р.
дочери Августа 1922 г.р., Клавдия 1926 г.р., Анна 1930 г.р., Евгения 1934 г.р.

zritel

Сообщений: 131
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 38
Евдокия Митенкова
(1881–…)


Евдокия Ивановна Митенкова родилась в 1881 году. Она окончила первый класс сельской школы, вышла замуж, затем овдовела, по патенту II разряда торговала овощами и подсолнечным маслом, к началу 1930-х годов проживала в Козьмодемьянске. Евдокия Ивановна принадлежала к непоминающим, к 1933 году находилась в общении с единомысленными ей духовенством и верующими Троицкого храма села Малый Сундырь
1 января 1933 года Е.И. Митенкова была арестована, обвинялась в участии в контрреволюционной группе церковников, распространении слухов о советской власти как власти антихриста (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На единственном допросе, состоявшемся в день ареста, своей вины она не признала. 8 июня 1933 года решением Особого совещания при коллегии ОГПУ Евдокия Митенкова была освобождена из-под стражи, в наказание ей зачли срок предварительного заключения. Дальнейшая судьба Е.И. Митенковой в настоящее время не известна.

Иоанн Матвеев
(2/13.01.1880–…)


Иоанн Александрович Матвеев родился 2/13 января 1880 года в деревне Нижнее Махматово Яранского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Александра Никифоровича Матвеева и супруги его Феодосии Петровны. Крещен он был 5/17 января в церкви Рождества Христова села Пектубаево, Таинство совершил священник Тит Игнатьев в сослужении псаломщика Иакова Орлова.
По имеющимся сведениям, И.А. Матвеев получил начальное образование, до 1909 года занимался бакалейной торговлей. В последующее время он работал заведующим складом и кассиром в правлении Союза кооперативов Вятской губернии, кассиром в Пектубаевском едином потребительском обществе, а с 1930-го — пчеловодом на колхозной пасеке. Проживал Иоанн Матвеев к тому времени в деревне Нижнее Янаево Новоторъяльского района МАО, как бывший торговец был лишен избирательных прав, в которых пытался восстановиться. Жители деревни поддержали Иоанна Александровича, предоставив ему 18 августа 1930 года удостоверение, в котором говорилось, что против советской власти он «не противодействовал и не противодействует».
По имеющимся сведениям, И.А. Матвеев был глубоко верующим человеком, принадлежал к непоминающим, так приход в Пектубаево находился под омофором митрополита Сергия (Страгородского). Окормлялся он в храме преподобномученика Андрея Критского села Елембаево у иеромонаха Николая (Винокурова), находился в общении с бывшей насельницей Куженерского Свято-Никольского монастыря послушницей Матроной Новоселовой, мирянами Фаддеем Соколовым, Екатериной Добрыниной, призывал духовенство пектубаевского прихода присоединиться к непоминающим.
В феврале 1931 года И.А. Матвеев был арестован, обвинялся в агитации против колхозов и хлебозаготовок, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58–10, 11 УК РСФСР). На единственном допросе 23 февраля 1931 года виновным себя он не признал, показав: «Виновным себя не признаю, нигде с агитацией не выступал. Считаю возведенные на меня обвинения напрасными». 14 декабря того же года Особым совещанием при коллегии ОГПУ И.А. Матвеев был приговорен к трем годам ссылки в Северный край, дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

Николай Малков
(1869–…)


Николай Силантьевич Малков родился в 1869 году в селе Ежово Царевококшайского уезда Казанской губернии. Он окончил школу, занимался сельским хозяйством, в 1902 году служил урядником, затем вновь крестьянствовал. В начале 1920-х годов Николай Малков занимал должность секретаря народного суда 3-го участка Краснококшайского кантона МАО. Будучи человеком верующим, пользуясь доверием односельчан, в тот же период он нес послушание председателя религиозной общины села Ежово, действовавшей при храме Мироносицкого мужского монастыря или как именовали обитель в документах — Мироносицкой пустыни.
В рамках тогдашнего законодательства в отношении религии, основанного на декрете «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», религиозные общины должны были заключать с органами советской власти договор на пользование зданием храма и церковным имуществом. Первое собрание по данному вопросу в Ежово было проведено 20 июля 1920 года, на нем присутствовали 165 человек. Уполномоченными для заключения договора были выбраны 8 верующих, в их число вошел и Н.С. Малков, договор был заключен в июле 1921 года.
В 1922 году процедура подписания договора была повторена. Николай Малков участвовал в этом как государственный служащий (секретарь народного суда), при этом одновременно был и председателем Ежовской религиозной общины. 18 июня 1922 года договор с Краснококшайским советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в лице народного судьи 3-го участка Краснококшайского кантона был заключен. Верующие обязывались беречь переданное религиозной общине «народное достояние» (здание храма и церковное имущество) и пользоваться им в соответствии с назначением. Они могли предоставлять церковное имущество всем единоверцам для «удовлетворения религиозных потребностей», обязывались не допускать раздачи или продажи книг, брошюр, листовок и посланий, направленных против советской власти и ее представителей, иметь точную опись имущества. За нарушение договора предусматривалась уголовная ответственность. В рамках указанного выше соглашения часть церковного имущества была передана для религиозных целей верующим сел Шапы (Евангелие и серебряный крест), Старого Села (Евангелие, лжица, ковшик), деревни Макманур (Евангелие, дискос, звездица), что было подтверждено соответствующими расписками. С целью проповеди веры распространяла братия Мироносицкоо монастыря и духовную литературу, которая, конечно же, не была направлена против советской власти и не носила контрреволюционного характера.
23 июня 1923 года на заседании Президиума Марийского областного исполкома договор от 18 июня 1922 года был признан неправильным и расторгнут. При этом говорилось, что представленная в то время опись имущества неточна (недостает некоторых вещей, часть имеющегося в нее не внесена). При заключении договора, по мнению властей, не были соблюдены также некоторые пункты инструкции Наркомата юстиции от 24 августа 1918 года к декрету об отделении Церкви от государства.
29 июня 1923 года на общем собрании Ежовской религиозной общины состоялись перевыборы совета. Председателем был избран Иоанн Плотников, 31 июня он принял от Н.С. Малкова дела. 6 августа 1923 года в общине производилась проверка церковного имущества, по мнению властей 217 предметов не были внесены в опись, умышленно сокрыты и присвоены насельниками монастыря и верующими. Распространение брошюр и листовок среди богомольцев, населения окрестных сел и деревень, детей школьного возраста, по мнению властей также было незаконным и послужило поводом для обвинений в контрреволюционной деятельности.
25 июля 1923 года Н.С. Малков вместе с настоятелем Мироносицкого монастыря архимандритом Варсонофием (Никитиным) был арестован Марийским областным отделом ОГПУ, обвинялся в попустительстве распространению монашествующими духовной литературы, сокрытии церковного имущества. Постановлением от 28 июля того же года Николай Малков был освобожден под подписку о невыезде до суда по состоянию здоровья. В ходе заседаний Областного суда МАО, проходивших 2-20 февраля 1924 года, Николай Силантьевич просил наказать его условно вследствие семейного положения и состояния здоровья, но был приговорен к двум годам заключения по статьям 80 ч.1, 120 УК РСФСР и помещен в Краснокшайский домзак.
20 апреля 1924 года Н.С. Малков подал прошение об освобождении на период полевых работ. Оно было подкреплено ходатайством односельчан от 22 апреля с просьбой отпустить Николая Силантьевича на поруки, так как семья его нуждается в помощи во время весенней страды. Поручителями выступили крестьяне Алексей Гаврилович Блохин, Петр Филиппович Иванов, Даниил Семенович Блохин. 26 апреля на заседании уголовного отдела Марийского областного суда Н.С. Малков был освобожден под подписку о невыезде с постоянного места жительства вплоть до нового решения суда, которое должно было состояться после рассмотрения поданных некоторыми осужденными кассационных жалоб.
Определением Кассационной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 12 июня 1924 года приговор в отношении Н.С. Малкова был оставлен в силе. О дальнейшей его судьбе известно не много. 10 июля того же года он подал заявление, в котором просил отсрочить приговор до окончания полевых работ, так как рабочих рук в его семье не хватало. Определением Марийского областного суда от 11 июля просьба была удовлетворена, приведение приговора отсрочено до 1 октября 1924 года. 3 ноября того же года Н.С. Малков подал новое заявление, в котором просил об условно-досрочном освобождении по состоянию здоровья. 17 ноября данное прошение было удовлетворено, дальнейшая судьба Н.С. Малкова в настоящее время не известна.

Татиана Мосунова
(1882–…)

Татиана Тихоновна Мосунова родилась в январе 1882 года в селе Шаба Уржумского уезда Вятской губернии в крестьянской семье. До 1931 года она занималась сельским хозяйством, а затем была раскулачена и лишена избирательных прав.
К 1932 году Т.Т. Мосунова проживала в деревне Васташуй Софронов Мумзерского сельсовета Новоторъяльского района (ныне территория Советского района Республики Марий Эл) в доме мирянина Иоанна Фоминых, принадлежала к непоминающим, посещала богослужения в храме Казанской иконы Божией Матери деревни Неделька (Шабаши). 19 марта того же года она была арестована, обвинялась в антисоветской и антиколхозной агитации, распространении слухов о скорой гибели советской власти, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58–10,11 УК РСФСР).
На допросах, состоявшихся 27 марта и 19 апреля 1932 года, Т.Т. Мосунова своей вины не признала. Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 29 июля 1932 года она была освобождена, в качестве наказания ей зачли срок предварительного заключения. Дальнейшая судьба Т.Т. Мосуновой в настоящее время не известна.

Андрей Мальцев
(1890–12.08.1945)


Андрей Михайлович Мальцев родился в 1890 году в деревне Кулашино Оршанской волости Яранского уезда Вятской губернии. Он получил начальное образование, занимался сельским хозяйством, был участником Первой мировой войны в качестве рядового 333-го пехотного Глазовского полка. 17 ноября 1916 года в бою за высоту 1605 у села Кирлибаба на Буковине (ныне — территория Румынии) он был ранен в правое плечо, направлен на лечение в 49-й отряд Красного Креста, а 30 января 1917 года — в лазарет Крестовоздвиженского трудового братства, располагавшийся в Глуховском уезде Черниговской губернии.
После демобилизации А.М. Мальцев проживал на родине, занимался сельским хозяйством. По имеющимся сведениям, он пользовался в деревне авторитетом, был человеком глубоко верующим, после 1928 года принадлежал к непоминающим, входил в паству священника церкви села Макманур Оршанского кантона МАО Лукиана Васенева. Дом Андрея Михайловича стал в то время местом проведения молитвенных собраний непоминающих.
21 сентября 1929 года А.М. Мальцев был арестован, обвинялся в антиколхозной агитации, участии в контрреволюционной организации церковников ((статьи 58–10,11 УК РСФСР). На единственном допросе, состоявшемся 23 сентября, своей вины он не признал, показав: «Виновным себя не признаю, против советской власти я не иду ничуть. Все, что с меня требуют, все сдаю, но разрушение монастырей, осквернение мощей и все мероприятия советской власти мне не нравятся».
13 января 1930 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ А.М. Мальцев был освобожден, в качестве наказания ему зачли срок предварительного заключения (по другим данным — приговорен к трем годам ссылки). В дальнейшем он проживал на родине, в годы Великой Отечественной войны работал в промартели «Прожектор», располагавшейся в деревне Гусево Оршанского района. Скончался А.М. Мальцев 12 августа 1945 года, точное место его погребения в настоящее время не известно.

Екатерина Мошкина
(1874–…)

Екатерина Хрисанфовна Губина родилась в 1874 году в деревне Губино Уржумского уезда Вятской губернии в крестьянской семье. Она вышла замуж, после чего получила фамилию Мошкина, овдовела, в 1920-х — начале 1931 года проживала в деревне Заречка-Она Сернурского кантона МАО в семье племянника. До января 1930-го Екатерина Хрисанфовна несла послушания просфорни и сторожа Покровской церкви села Мари-Сола.
После опубликования Декларации митрополита Сергия (Страгородского) вслед за священником мари-солинской церкви Владимиром Поповым Е.Х. Мошкина примкнула к непоминающим. После ареста отца Владимира и перехода Покровской церкви к обновленцам Екатерина Хрисанфовна посещала богослужения в храмах преподобномученика Андрея Критского села Елембаево и Казанской иконы Божией Матери деревни Неделька (Шабаши), где служили единомысленные ей священнослужители. Она был противницей обновленчества, побуждала к тому же и других, говорила, что «новорожденных ребят не нужно крестить в обновленческой церкви в Мари-Соле, а нужно их везти в Шабашинскую или Ново-Торъяльскую церкви». Екатерина Мошкина помогала материально семье священника Владимира Попова, призывая к тому и других верующих, скатала валенки и отправила их батюшке в ссылку. В ответ отец Владимир прислал ей свою фотографию, сделанную в узах 29 июня 1930 года, с надписью «На добрую и молитвенную память добрейшей Екатерине Хрисанфовне от ссыльного священника из Северного края, села Ижмы Архангельской губернии Владимира Попова». Фото это была изъята у Екатерины Хрисанфовны при обыске.
6 февраля 1931 года Е.Х. Мошкина была арестована по обвинению в участии в «контрреволюционной организации церковников», антисоветской и антиколхозной агитации, распространении слухов о скорой гибели советской власти (статьи 58–10,11 УК РСФСР). На единственном допросе 22 февраля своей вины она не признала. 14 декабря 1931 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ Екатерина Мошкина была приговорена к трем годам ссылки в Северный край. Дальнейшая ее судьба в настоящее время не известна.

Дария Морозова
(1895–…)

Дария Мироновна Морозова родилась в 1895 году в деревне Нужьял (Нужьялы) Царевококшайского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Она окончила 4-х классную сельскую школу, до 1923 года проживала в одном из женских монастырей (название обители не выявлено). В следственном деле Д.И. Морозова названа монахиней, однако данных о дате и месте ее монашеского пострига к настоящему времени не обнаружено.
К началу 1930-х годов Д.М. Морозова проживала на родине, принадлежала к непоминающим, была прихожанкой церкви села Макманур Оршанского района МАО, где служили не одобрившие Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) священники Лукиан Васенев (1925–1929) и Иоанн Безденежных (1930–1931). После ареста отца Иоанна в декабре 1931-го и прекращения богослужений в Макмануре Дария Морозова находилась в общении с единомысленными ей верующими села Ежово, посещала молитвенные собрания, проходившие в доме мирянина Иоанна Юричева, где по ее словам, читали Священное Писание и «разъясняли о пришествии на землю антихриста в лице безбожия и разных организаций».
29 декабря 1932 года Д.И. Морозова была арестована, на следующий день помещена в тюрьму города Йошкар-Олы по обвинению в антисоветской агитации против мероприятий советской власти в деревне, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58–10,11 УК РСФСР). На единственном допросе, состоявшемся 10 января 1933 года, своей вины она не признала. Решением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 22 июля 1933 года Дария Морозова была освобождена, в качестве наказания ей зачли срок предварительного заключения. Дальнейшая судьба матушки в настоящее время не известна.

Иоанн Михеев
(1874–…)


Иоанн Терентьевич Михеев родился в 1874 году в деревне Малая Вочерма Уржумского уезда Вятской губернии в крестьянской семье. Он получил домашнее образование, три года служил в царской армии рядовым, в дальнейшем занимался сельским хозяйством, а к 1937 году не имел определенного занятия. И.Т. Михеев был прихожанином Свято-Никольского храма села Косолапово, к 1934 году являлся членом приходского совета и попечителем данной церкви.
9 сентября 1934 года здание косолаповского храма была временно занято под зернохранилище. При этом верующим обещали освободить его в течение 3–4 недель, что не было выполнено и к 1937 году. Прихожане неоднократно обращались в органы власти различного уровня с просьбой вернуть церковное здание, богослужения в тот период совершались в приходской часовне, располагавшейся в деревне Пумари. Активную роль в трудах по возращению здания храма играли и члены приходского совета, в число которых входил И.Т. Михеев.
В ответ на неоднократные ходатайства верующих власти предприняли шаги к официальному закрытию косолаповской церкви. С этой целью в мае-июне 1937 года в приходских деревнях были организованы антирелигиозные доклады, собирались подписи за закрытие Свято-Никольского храма и передачу здания под учреждение культуры. Церковный актив, в состав которого входил и Иоанн Михеев, выступил против антирелигиозной кампании. Иоанн Терентьевич, например, посетил в этот период деревню Кожлоял, ходил по домам, призывая местное население не подписывать документы о закрытии храма, собирать средства на ремонт здания церкви.
4 июля 1937 года И.Т. Михеев был арестован и ложно обвинялся в контрреволюционной агитации против колхозного строительства и уплаты налогов (статья 58–10, ч.1 УК РСФСР). На единственном допросе 5 июля своей вины он не признал. 15 сентября 1937 года специальной коллегией Верховного суда Марийской АССР Иоанн Михеев был приговорен к 6 годам лишения свободы. Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

Алексий Патеев
(1903–1950)


Алексий Трофимович Патеев родился в 1903 году в крестьянской семье. Он окончил начальную школу, занимался сельским хозяйством, работал в колхозе. С января 1943-го по 22 февраля 1945 года Алексий Патеев находился в армии, с октября 1943-го по август 1944-го воевал на Ленинградском фронте, а затем в составе 930 стрелкового полка 256 стрелковой дивизии 124 стрелкового корпуса 42 армии 2-го Прибалтийского фронта, был удостоен Ордена Славы 3-й степени (4.09.1944) и ордена «Красной Звезды». В наступательных боях 28 августа 1944 года у деревни Кольвьи Вестинской области Латвийской ССР пулеметным огнем он поражал живую силу и огневые точки противника, чем способствовал освобождению указанного выше населенного пункта. В этом сражении Алексий Патеев был ранен, но не вышел из боя.
После демобилизации А.Т. Патеев вернулся в МАССР. После открытия Петропавловской церкви села Кузнецово Горномарийского района он занимал должности секретаря и члена ревизионной комиссии данного храма. Скончался А.Т. Патеев в 1950 году, точное место его погребения в настоящее время не известно.

Петр Лавров
(20.12./1.01.1872–…)

Петр Стахиевич Лавров родился 20 декабря/1 января 1872 года в деревне Марьино Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье крестьян Стахия Потаповича и Феодосии Федоровны Лавровых. Крещен он был 22 декабря/3 января в Свято-Никольском храме села Копорулиха (Никольское), Таинство совершил священник Феодор Богородский в сослужении диакона Феодора Голубинского, дьячка Доримедонта Троицкого и пономаря Иоанна Охотина.
П.С. Лавров окончил сельскую школу, до 1917 года занимал должности помощника писаря (3 года), волостного писаря (3 года), лесного объездчика (5 лет), до 1918-го имел бакалейную лавку в Марьино. В дальнейшем торговая деятельность прекратилась, так как товары были реквизированы местным комитетом бедноты. До 1925 года, П.С. Лавров занимался сельским хозяйством, в 1925–1927-м возобновлял торговлю бакалейными товарами, имел патент III разряда, а затем вернулся к сельскохозяйственному труду. В 1927-м он был лишен избирательных прав, в мае-1930-го раскулачен, после выселения с территории Юринского кантона с 25 августа того же года проживал в деревне Верхнее Азяково Йошкар-Олинского района МАО.
По имеющимся сведениям, П.С. Лавров был прихожанином Свято-Никольской церкви деревни Копорулиха Юринского кантона МАО, пользовался уважением верующих, избирался церковным старостой. В 1928 году при попытке властей закрыть храм он пытался воспрепятствовать этому, призывая к тому и других прихожан.
6 ноября 1930 года Петр Лавров был арестован (по делу и в документах советского времени проходил с отчеством Евстафиевич), обвинялся в агитации против хлебозаготовок и коллективизации. Среди других обвинений значилась организация собрания верующих у здания храма с целью устроить «крестовый поход против коммунистов» (статья 58–10 УК РСФСР).
На единственном допросе, состоявшемся в день ареста, П.С. Лавров своей вины не признал. 8 декабря 1930 года тройкой при полномочном представителе ОГПУ по Нижегородскому краю он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Дальнейшая судьба П.С. Лаврова в настоящее время не известна.

Елисавета Гущина
(1883–…)


Елисавета Алексеевна Гущина родилась в 1883 году в городе Царевококшайске в семье мещан. В 1899 году она окончила четыре класса яранской прогимназии и 16 сентября того же года поступила на должность помощницы учительницы Княжнинского мужского училища, по свидетельству очевидцев исполняла свои обязанности «аккуратно и усердно и приобрела удовлетворительный педагогический навык в занятиях с учениками начальных училищ». Осенью 1900 года Е.А. Гущина подала прошение в педагогический совет Царевококшайского двухклассного городского училища о выдаче ей свидетельства на звание народной учительницы и 17 октября того же года была удостоена просимого звания без испытаний.
В дореволюционное время Е.А. Гущина работала три года в школе, пять лет – в казанской психиатрической лечебнице, а затем до октября 1919-го проживала в Казани на иждивении супруга. После возвращения в МАО она трудилась в качестве счетовода в Вараксинском исполкоме (1 год 2 месяца), потребительском обществе (1 год 10 месяцев), Марийском областном суде (3 года), где исполняла обязанности помощника бухгалтера. Елисавета Алексеевна была прихожанкой Воскресенского собора Йошкар-Олы. И когда 20 сентября 1928 года постановлением Марийского областного исполкома храм был закрыт, 24 сентября верующие решили опротестовать это решение, а 29-го состоялось собрание по выбору уполномоченных для поездки в Москву. По выбору общины Е.А. Гущина вместе с Иваном Андреевичем Казариновым и Петром Егоровичем Чулковым ездила в столицу с ходатайством об оставлении здания церкви верующим, участвовала в организации сбора подписей под соответствующим документом.
2 октября 1929 года Е.А. Гущина была арестована, в качестве обвинения ей предъявлялась попытка верующих отстоять свой храм. Однако доказать контрреволюционность действий прихожан Воскресенского собора следствию не удалось. 24 октября 1929 года Е.А. Гущина была освобождена под подписку о невыезде, впоследствии дело в отношении нее было прекращено. Дальнейшая судьба Елисаветы Гущиной в настоящее время не известна.

сестра Вера Алексеевна
дочь Серафима


Олимпиада Матрохина
(1899–…)

Олимпиада Феодоровна Матрохина (фамилия в девичестве не выявлена), по имеющимся сведениям, родилась в 1899 году в селе Орша Яранского уезда Вятской губернии. Образование она получила начальное, проживала на родине. Супруг Олимпиады Феодоровны, Сергий Михайлович Матрохин, являлся псаломщиком Космодамианской церкви села Орша, был репрессирован, отбывал наказание в Тайшетлаге Иркутской области, где скончался 7 мая 1938 года.
Приход села Орша в довоенное время находился под омофором митрополита Сергия (Страгородского). К движению непоминающих Олимпиада Матрохина примкнула позже, возможно в годы Великой Отечественной войны. В доме Матрохиных по церковным праздникам устраивались моления, собираясь здесь, верующие читали Евангелие, Псалтирь, акафисты, пели канты. Согласно имеющимся сведениям Олимпиада Феодоровна читала по усопшим, крестила новорожденных. По религиозным соображениям она не отдавала своих детей в советскую школу.
24 июня 1945 года О.Ф. Матрохина была арестована, ее ложно обвиняли в антисоветской и антиколхозной агитации, принадлежности к контрреволюционной организации церковников (статьи 58–10, ч.2, 58–11 УК РСФСР). На заседании Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда МАССР 1 октября того же года она была приговорена к восьми годам заключения, поначалу отбывала наказание в Интинском исправительно-трудовом лагере, в 1948-м была переведена в Минеральный лагерь (Минлаг) на территории Коми АССР, 25 мая 1953 года освобождена. Дальнейшая судьба О.Ф. Матрохиной в настоящее время не известна.


мать Мария Максимовна
брат Иоанн 1907 г.р.
сестра Мария
супруг Сергий Михайлович Матрохин 1890 г.р., псаломщик церкви села Орша, репрессирован в 1937 г., скончался в заключении
сын Николай 1935 г.р.
дочери Милица 1928 г.р., Фаина 1933 г.р.
zritel

Сообщений: 131
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 38
Иосиф Айплатов
(1874-)


Иосиф Андреевич Айплатов родился в 1874 году в деревне Шактенважи Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Образование он имел начальное, занимался сельским хозяйством, пользовался авторитетом среди жителей родной деревни, входившей в состав прихода Спасо-Преображенской церкви села Кожважи. Участвовал И.А. Айплатов и в приходской жизни, нес послушание церковного старосты. В 1928 году во время судебного заседания, созванного с целью изъятия дома у священника Андрея Клопского, он выступал в защиту своего пастыря. В 1930 году, когда урожай в местном колхозе был побит градом, Иосиф Айплатов говорил, что Господь наказывает крестьян за отступление от Бога, за беззакония, совершаемые, советской властью в ходе коллективизации.
В 1928 году И.А. Айплатов был лишен избирательных прав, в 1929-м восстановлен, затем вновь лишен, а в 1930-м опять восстановлен. 18 августа 1930 года он был арестован и помещен в Козьмодемьянский арестный дом по ложному обвинению в агитации против мероприятий властей в деревне, использовании «религиозных предрассудков» населения в контрреволюционных целях (статья 58-10 УК РСФСР). На единственном допросе, состоявшемся 21 августа 1930 года, И.А. Айплатов своей вины не признал. 22 августа он был отпущен под подписку о невыезде, 20 сентября подписка была заменена содержанием под стражей в Козьмодемьянском исправительно-трудовом доме. 28 октября 1930 года на заседании тройки при ПП ОГПУ по Нижегородскому краю И.А. Айплатов был приговорен к трем годам ссылки в Северный край. Дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

супруга Агафия Петровна 1875 г.р.
сын Гурий 1905 р.г.

Матрона Архипова-Павлова
(27.03.1883-)

Матрона Павловна Архипова-Павлова родилась 27 марта 1883 (по другим данным – в 1881-м) года в деревне Верхнее Ямолино (по некоторым сведениям – в селе Пайгусово) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Согласно материалам следственного дела она была глубоко верующим человеком, принадлежала к непоминающим, участвовала в богослужениях, молебнах, чтении духовной литературы. Подобные моления проходили и в доме М.П. Архиповой-Павловой в деревне Верхнее Ямолино, где она проживала вместе с бывшей насельницей Козьмодемьянского Свято-Троицкого женского монастыря Анной Афанасьевой.
К моменту ареста 5 сентября 1938 года М.П. Архипова-Павлова занималась сельским хозяйством. На основании свидетельских показаний ее обвиняли в агитации против колхозов и участия в выборах, принадлежности к контрреволюционной группе церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На допросах 6 и 23 сентября, очной ставке 15 ноября 1938 года своей вины в контрреволюционной деятельности М.П. Архипова-Павлова не признала. 5 марта 1939 года Судебной коллегией Верховного Суда МАССР она была приговорена к пяти годам заключения, дальнейшая ее судьба к настоящему моменту не известна.

сын Михаил Васильевич Архипов 1915 г.р., в 1938 г. работал неподалеку от г. Горького.

Михаил Батыгин
(1877-)


Михаил Павлович Батыгин родился в 1877 году в селе Коротни Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. Он получил начальное образование, занимался сельским хозяйством, был прихожанином местной Предтеченской церкви. 20 мая 1937 года коротнинским сельсоветом было принято решение о выделении участка земли под здание начальной школы, в результате чего изымалась часть церковной территории. 12 июня было решено использовать для школьного фундамента кирпич из храмовой ограды. По решению церковного совета было составлено воззвание к жителям окрестных деревень с просьбой о сборе подписей против строительства школы на территории храма и разрушения церковной ограды, вместе с другими верующими собирал подписи и Михаил Батыгин.
29 июля 1937 года М.П. Батыгин был арестован и ложно обвинялся в агитации против мероприятий советской власти в деревне, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 5 октября 1937 года тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к восьми годам заключения, дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

Марфа Васютина
(1875-)


Марфа Трофимовна Васютина родилась в 1875 году (по другим данным – в 1878-м) в деревне Чувакино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Она занималась сельским хозяйством, в послереволюционное время имела патент первого разряда на торговлю мелкими товарами, в 1929-м была раскулачена. 15 октября 1936 года М.Т. Васютина была приговорена народным судом Еласовского района к пяти годам лишения свободы, до 25 января 1937-го отбывала наказание в колонии города Алатыря, после чего была освобождена народным судом Алатырского района как нетрудоспособная.
К моменту нового ареста, последовавшего 29 сентября 1938 года, М.Т. Васютина проживала в деревне Верхнее Акчерино Горномарийского района МАССР, принадлежала к непоминающим. Она ложно обвинялась в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной группе церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР), 5 марта 1939 года судебной коллегией Верховного Суда МАССР была приговорена к пяти годам заключения. После вынесения приговора Марфа Васютина опротестовала принятое решение, после чего определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР от 25 сентября 1939 года следственное дело передали на новое рассмотрение. По итогам проверки приговором Верховного суда МАССР, заседание которого состоялось в Козьмодемьянске 6 декабря 1939 года, М.Т. Васютина была оправдана и освобождена. Дальнейшая ее судьба в настоящее время не известна.

Александр Ермичев
(1884-13.02.1938)


Александр Александрович Ермичев родился в 1884 году в деревне Новая Рутка Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Он окончил четыре класса церковно-приходской школы, занимался кузнечным ремеслом, был прихожанином и председателем церковного совета Предтеченского храма села Коротни. 20 мая 1937 года коротнинским сельсоветом было принято решение о выделении участка земли под здание начальной школы, в результате чего изымалась часть церковной территории. 12 июня было решено использовать для школьного фундамента кирпич из храмовой ограды. По решению церковного совета было составлено воззвание к жителям окрестных деревень с просьбой о сборе подписей против строительства школы на территории храма и разрушения церковной ограды, вместе с другими верующими собирал подписи и Александр Ермичев.
1 июля 1937 года А.А. Ермичев был арестован и ложно обвинялся в агитации против мероприятий советской власти в деревне, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 5 октября 1937 года тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к десяти годам заключения, где и скончался 13 февраля 1938 года.

Георгий Иванов
(1908-)


Георгий Иванович Иванов родился в 1908 году в деревне Атеево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. К моменту ареста в 1938 году он проживал на родине, занимался сельским хозяйством. 26 сентября 1938 года Г.И. Иванов был арестован, ложно обвинялся в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной группе церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На допросах 27 и 30 сентября, очной ставке 18 ноября 1938 года своей вины он не признал.
5 марта 1939 года Судебной коллегией Верховного Суда МАССР Г.И. Иванов был приговорен к четырем годам заключения. Дальнейшая его судьба к настоящему времени не известна.

мать Анна Архиповна 1883 г.р.
брат Петр 1921 г.р.
супруга Евдокия Васильевна 1909 г.р.
сын Иоанн 1937 г.р.

Анисия Ильина
(1882-)


Анисия Михайловна Ильина родилась в 1882 году в деревне Актушево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. К моменту ареста в 1938 году она проживала на родине, занималась сельским хозяйством. Согласно материалам следственного дела Анисия Ильина принадлежала к непоминающим, была участницей богослужений, молебнов, чтений духовной литературы.
В конце октября 1938 года А.М. Ильина была арестована и ложно обвинялась в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной группе церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На допросах 3 и 16 ноября 1938 года своей вины она не признала, 5 марта 1939 года Судебной коллегией Верховного Суда МАССР была приговорена к трем годам заключения. Дальнейшая судьба А.М. Ильиной в настоящее время не известна.

сын Алексий 1919 г.р.

Татиана Карпушкина-Симолкина
(1888-)

Татиана Тимофеевна Карпушкина-Симолкина родилась в январе 1888 года в деревне Эсяново Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье, к моменту ареста в 1938 году занималась сельским хозяйством. Согласно материалам следственного дела Татиана Тимофеевна была глубоко верующим человеком, принадлежала к непоминающим, была участницей богослужений, молебнов, чтений духовной литературы. Такое духовное общение временами происходило и у нее на дому, в деревне Эсяново.
7 сентября 1938 года Т.Т. Карпушкина-Симолкина была арестована и ложно обвинялась в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной группе церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На допросах 7 и 19 сентября, очной ставке 16 ноября 1938 года своей вины она не признала. 5 марта 1939 года Судебной коллегией Верховного Суда МАССР Татиана Карпушкина-Симолкина была приговорена к шести годам заключения, отбывала наказание в Карагандинском ИТЛ (Карлаге) на территории Казахстана, куда прибыла 6 января 1940 года. Дальнейшая ее судьба в настоящее время не известна.

сын Иоанн Алексеевич Карпушкин 1921 г.р.
дочь Хиония 1918 г.р.

Анисия Кондакова
(30.12.1880-)


Анисия Васильевна Кондакова родилась 30 декабря 1880 года в деревне Актушево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. К моменту ареста в 1938 году она проживала на родине, занималась сельским хозяйством, принадлежала к непоминающим, была участницей богослужений, молебнов, чтений духовной литературы.
29 сентября 1938 года А.В. Кондакова была арестована и ложно обвинялась в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной группе церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 5 марта 1939 года Судебной коллегией Верховного Суда МАССР она была приговорена к восьми годам заключения, дальнейшая ее судьба к настоящему времени не известна.

супруг Андрей Васильевич 1878 г.р.
сын Иосиф 1918 г.р.

Феодор Королев
(14/26.09.1887-8.10.1937)

Феодор Александрович Королев родился 14/26 сентября 1887 года в деревне Паратмары Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье крестьян Александра Васильевича и Иустины Егоровны Королевых, был крещен 20 сентября/2 октября в Свято-Никольской церкви села Виловатово священником Венедиктом Степницким. Он закончил начальную школу, проживал на родине, занимался сельским хозяйством, в 1935 году «за неуплату сельхозналогов» был приговорен по статье 61 УК РСФСР к одному году заключения.
С 1932 года Ф.А. Королев принадлежал к непоминающим, до 1933-го посещал Троицкую церковь села Малый Сундырь, прихожан которой окормлял протоиерей Александр Агеносов, пользовавшийся духовными советами архиепископа Серафима (Самойловича), отбывавшего в Козьмодемьянске ссылку. 1 июня 1938 года Феодор Королев был арестован по ложному обвинению в агитации против мероприятий советской власти в деревне, уплаты налогов, участия в выборах, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти, принадлежности к контрреволюционной организации церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 7 октября 1938 года тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение на следующий день, 8 октября, в 20 часов вечера.
zritel

Сообщений: 131
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 38
Екатерина Краснова

Екатерина Дмитриевна Краснова родилась в деревне Носелы Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. В середине 1920-х годов она занималась торговлей сельхозпродуктами по патенту второго разряда, в 1928-м была лишена избирательных прав, затем раскулачена. Супруг Екатерины Дмитриевны Григорий Иванович Краснов скончался в ссылке в 1931 году.
Е.Д. Краснова была прихожанкой Троицкой церкви села Малый Сундырь и после ареста проходила по одному следственному делу вместе с отбывавшим в Козьмодемьянске ссылку архиепископом Серафимом (Самойловичем) и служившим в малосундырском храме протоиереем Александром Агеносовым. Она ложно обвинялась в участии в контрреволюционной организации церковников, агитации против мероприятий советской власти в деревне. На допросе 2 января 1933 года Екатерина Краснова показала: «Виновной себя в предъявленном обвинении не признаю. Я никогда никакой агитации против советской власти не вела и никаких слухов не распускала. Я действительно хожу в церковь Малого Сундыря, но и там я ничего не говорила. У меня своего дома нет, и я живу по разным деревням, но нигде я ничего против советской власти не говорила».
8 июня 1933 года решением Особого совещания при коллегии ОГПУ Е.Д. Краснова была освобождена из-под стражи, в наказание ей зачли срок предварительного заключения. О дальнейшей ее судьбе известно не много. 27 ноября 1936 года Екатерина Краснова была восстановлена в избирательных правах, в годы Великой Отечественной войны проживала на родине. Точная дата ее кончины в настоящее время не известна.

Антонин Кудряшев
(20.12.1909-21.01.1951)

Антонин Васильевич Кудряшев родился 20 декабря 1909 года в деревне Актушево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Образование он имел начальное, занимался сельским хозяйством. Согласно материалам следственного дела А.В. Кудряшев принадлежал к непоминающим, был участником богослужений, молебнов, чтений духовной литературы. В зимнее время такое духовное общение происходило и в доме Антонина Кудряшева в деревне Актушево.
25 сентября 1938 года А.В. Кудряшев был арестован и обвинялся в агитации против вступления в колхозы, участия в выборах, в принадлежности к контрреволюционной организации церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 5 марта 1939 года Судебной коллегией Верховного Суда МАССР он был приговорен к пяти годам заключения. После отбытия наказания А.В. Кудряшев проживал на родине, где и скончался 21 января 1951 года.

супруга Таисия Семеновна 1912 г.р.
дочери Василиса 1932 г.р.., Анна 1934 г.р.

Иоанн Кудряшов
(16/28.09.1883-8.10.1938)


Иоанн Степанович Кудряшов родился 16/28 сентября 1883 года в деревне Потереево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье крестьян Стефана Никифоровича и Наталии Феодоровны Кудряшовых, был крещен 18/30 сентября в Вознесенской церкви села Пертнуры священником А. Виноградовым. Он окончил двухклассную школу, работал волостным писарем в Вятской губернии, в 1905-1906 годах вступил в партию эсеров, при Временном правительстве работал в качестве товарища председателя президиума Козьмодемьянского уездного исполкома. После Октябрьской революции И.С. Кудряшов вступил в РКП (б), был исключен из партии, в дальнейшем работал учителем. В 1929 году в связи с коллективизацией он выступал против раскулачивания и организации колхозов, был арестован по статье 58-10 УК РСФСР, содержался под стражей шесть месяцев, а затем был освобожден (по другим данным находился в заключении два года).
В 1930-е годы И.С. Кудряшов был регентом хора Вознесенской церкви села Пертнуры, проживал на родине. После ареста 1 октября 1937 года настоятеля храма протоиерея Григория Сергеева И.С. Кудряшов говорил о необходимости возобновления богослужений, призывал верующих приложить к этому все усилия, найти священника. 6 мая 1938 года он был арестован, во время обыска у него изъяли ящик с духовной литературой. Обвинялся И.С. Кудряшов в агитации против мероприятий советской власти в деревне, распространении слухов о скорой гибели советской власти, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 7 октября 1938 года тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу, приговор привели в исполнение на следующий день, 8 октября, в 19 часов вечера.

Григорий Мидяков
(21.01/3.02.1892-)

Григорий Маркович Мидяков родился 21 января/3 февраля 1892 года в околодке Мидяково в семье крестьян Марка Исидоровича и Дарии Ивановны Мидяковых. Он был крещен 26 января/8 февраля в Троицком храме села Малый Сундырь священником Николаем Евтроповым в сослужении диакона Иоанна Ласточкина. Григорий Мидяков окончил двухклассную сельскую школу, занимался сельским хозяйством, к началу 1930-х годов занимал должность председателя церковного совета храма села Малый Сундырь, принадлежал к непоминающим.
31 декабря 1932 года Г.М. Мидяков был арестован по ложному обвинению в участии в контрреволюционной организации церковников, агитации против мероприятий советской власти в деревне (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На допросе, состоявшемся в день ареста, виновным он себя не признал, показав, что «никакой агитации против советской власти я не вел и выполняю все повинности, что с меня требуют».
8 июня 1933 года решением Особого совещания при коллегии ОГПУ Г.М. Мидяков был освобожден из-под стражи, в наказание ему зачли срок предварительного заключения. В последующие годы, в период Великой Отечественной войны Г. Мидяков проживал в селе Малый Сундырь, дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

Михаил Мудров
(4.09.1889-19.03.1941)


Михаил Викторович Мудров родился 4 сентября 1889 года в селе Пертнуры Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье псаломщика Виктора Мудрова, впоследствии священника, и супруги его Лидии Васильевны. Он окончил Чебоксарское духовное училище и 1-й класс Казанской Духовной семинарии, 19 июля 1910 года был определен псаломщиком к Покровской церкви села Большая Юнга (Покровское) Козьмодемьянского уезда Казанской губернии, а 15 июля 1913-го перемещен к храму Рождества Христова села Пайгусово. В клировой ведомости пайгусовской церкви того времени сообщается, что поведения он был весьма хорошего.
В храме села Пайгусово М.В. Мудров служил и в советское время, с мая 1919-го по апрель 1921 года находился в рядах Красной Армии. 19 декабря 1929 года он публично отказался от церковного служения, о чем впоследствии написал в газете «Марийская правда». В дальнейшем М.В. Мудров трудился на лесоразработках на территории Чувашии (24.01.1930-2.04.1930), грузчиком на пристани Мумариха, счетоводом в строительной конторе. Скончался он 19 марта 1941 года в селе Пайгусово и был похоронен на местном сельском кладбище.

Марфа Пекчеркина
(26.07.1883-)


Марфа Даниловна Пекчеркина родилась 26 июля 1883 года в деревне Нижнее Акчерино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. В дальнейшем она проживала на родине, занималась сельским хозяйством, принадлежала к непоминающим.
6 октября 1938 года М.Д. Пекчеркина была арестована и ложно обвинялась в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной группе церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 5 марта 1939 года Судебной коллегией Верховного Суда МАССР она была приговорена к трем годам заключения, дальнейшая ее судьба в настоящее время не известна.

дочь Анастасия 1923 г.р.

Анна Пичугина
(1888-)

Анна Ивановна Пичугина родилась в 1888 году (по другим данным – в 1889-м) в деревне Нижнее Акчерино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. В дальнейшем она проживала на родине, занималась сельским хозяйством, в 1930-е годы принадлежала к непоминающим.
3 ноября 1938 года А.И. Пичугина была арестована по ложному обвинению в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной группе церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). На допросе 4 ноября и очной ставке 11 ноября виновной она себя не признала. 5 марта 1939 года Судебной коллегией Верховного Суда МАССР А.И. Пичугина была приговорена к трем годам заключения, дальнейшая ее судьба в настоящее время не известна.

сын Николай 1923 г.р.
дочери Тамара 1923 г.р., Антонина 1928 г.р.

Владимир Прнщепенков
(25.11.1894-31.03.1942)

Владимир Семенович Прищепенков родился 25 ноября 1894 года в деревне Моршавино Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. В 1911 году он окончил четыре класса Козьмодемьянского городского училища, в 1930-е годы проживал в выселке Подъем Горномарийского района, в 1934-1937-м работал в коротнинском сельсовете секретарем. В 1929-м и 1937-м годах Владимир Прищепенков арестовывался за «антиколхозную деятельность» (так расценили власти сочувствие единоличникам и помощь им в написании заявлений о смягчении налогообложения), но был оправдан.
В.С. Прищепенков был прихожанином Предтеченской церкви села Коротни. 20 мая 1937 года сельсоветом было принято решение о выделении участка земли под здание начальной школы, в результате чего изымалась часть церковной территории. 12 июня было решено использовать для возведения школьного фундамента кирпич храмовой ограды. По решению церковного совета В.С. Прищепенков написал первый вариант воззвания к жителям окрестных деревень с просьбой о сборе подписей против строительства школы на территории храма и разрушения церковной ограды, вместе с другими верующими подписал соответствующее прошение в органы власти.
4 августа 1937 года Владимир Прищепенков был арестован, при обыске у него изъяли Евангелие, «Краткую церковную историю», грамматику церковнославянского языка. Он ложно обвинялся в агитации против мероприятий советской власти в деревне, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР), на допросах 4,6,10 августа и очной ставке 5 августа своей вины не признал. 5 октября 1937 года тройкой НКВД по МАССР В.С. Прищепенков был приговорен к десяти годам заключения. Поначалу он отбывал наказание в Локчимских лагерях Коми АССР в селе Усть-Колом, куда прибыл 31 октября 1937 года этапом из Горького, а 12 февраля 1940-го был переведен в Онежские лагеря Архангельской области, где и скончался 31 марта 1942 года.

Александр Саватеев
(20.06.1898-8.08.1937)


Александр Григорьевич Саватеев родился 20 июня 1898 (по другим данным – в 1889-м) года в деревне Окашево Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Он окончил начальную школу, в 1919-1921 годах служил в Красной Армии. Согласно материалам следственного дела А.Г. Саватеев был глубоко верующим человеком. В 1929 году по предложению монахини Иустины (Васильевой) он принял на хранение церковное имущество, в том числе священнические облачения. В 1930 году в отсутствие Саватеева в его доме был произведен обыск, церковные предметы обнаружены и конфискованы. После этого Александр Григорьевич открыто домой не приходил, не имел определенного места жительства и работы, странствовал по Горномарийскому, Еласовскому районам МАО, Воротынскому району Нижегородской области. Летом 1933 года он жил на пасеке на Суре, в 1935-1936 годах – в деревне Красная Горка, в 1936-м – в деревне Гаврениха, в 1933 году примкнул к непоминающим.
12 мая 1937 года А.Г. Саватеев был арестован. При обыске у него изъяли Евангелие, молитвослов, акафистник, наставление в Законе Божием. Обвинялся Александр Григорьевич в агитации против колхозного строительства, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58-10, ч.1, 58-11 УК РСФСР). 5 августа 1937 года тройкой НКВД по МАССР Александр Саватеев был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 8 августа в 20 часов. Похоронен А.Г. Саватеев в известной ныне могиле на Мендурской дороге неподалеку от Йошкар-Олы.

Григорий Садовский
(19.01.1888-)

Григорий Алексеевич Садовский родился 19 января 1888 года в селе Большая Идра Минусинского уезда Енисейской губернии в семье столяра. Он окончил Иркутское промышленное училище, работал техником-инструктором литейного бюро при Совете народного хозяйства Северного района, находясь в армии, трудился в мастерских «Автобронь» по ремонту автомобилей, в авторемонтных мастерских «Погарз» в Ленинграде. В последующем Г.А. Садовский поступил в Ленинградский политехнический институт, во время учебы работал в институтском техническом отделе в качестве помощника архитектора. Вуз Григорий Садовский не окончил в связи с арестом органами ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности в составе «Сибирско-студенческого землячества». По окончании следствия он был приговорен к трем годам заключения, один год и шесть месяцев (по другим данным – год и восемь месяцев) находился на Соловках, а затем был сослан в Марийскую автономную область, где сначала проживал в Краснококшайске, а с июня 1926-го – в Козьмодемьянске.
Срок ссылки закончился в мае 1927 года. В дальнейшем Г.А. Садовский проживал в Козьмодемьянске по адресу Безымянный переулок, дом 8, поначалу работал в конторе «Загметалл», с января 1933-го – в Козьмодемьянском лесном техникуме, где на 2-4 курсах преподавал энергетику, электротехнику, техническую механику, машиноведение, строительное дело. Кроме того, он сотрудничал с Козьмодемьянским музеем, занимался этнографией. В 1932 году, например, совместно с Л.Я. Мендиаровым и С.Г. Эпиным Григорий Садовский выезжал в деревню Токари, где они в течение лета собирали старинные марийские песни, изучали строение почв. Кроме того, в 1926-1930 годах Григорий Алексеевич участвовал в строительных работах по переустройству городской электростанции, дома для конторы Госбанка, учебного корпуса и общежития педагогического техникума, корпусов садоводо-огородного техникума, детдома, построил летний кинотеатр.
Г.А. Садовский был человеком глубоко верующим, посещал богослужения в Троицкой церкви, до августа 1921 года принадлежавшей Козьмодемьянскому Свято-Троицкому женскому монастырю. Во второй половине 1930 года при его активном участии данный приход присоединился к движению непоминающих, вместо служившего здесь протоиерея Александра Михайлова по благословению епископа Ижевского Синезия (Зарубина) сюда был направлен бывший насельник Мироносицкого мужского монастыря иеромонах Иннокентий (Куледин), впоследствии архимандрит. За богослужениями в Троицком храме поминали митрополита Петра (Полянского), епископов Синезия (Зарубина), Нектария (Трезвинского), Виктора (Островидова), Иоасафа (Удалова).
21 июля 1931 года архимандрит Иннокентий (Куледин) вместе со многими непоминающими горной стороны Марийского края и Кировской области был арестован, 14 декабря того же года приговорен к трем годам заключения. Г.А. Садовский также находился под следствием, но осужден не был. В дальнейшем он не принадлежал к какому-либо конкретному церковному приходу, участвуя в богослужениях непоминающих, проходивших в различных местах, чаще всего по домам верующих. Приезжал к своей пастве в Козьмодемьянск после отбытия наказания и архимандрит Иннокентий, в общении с Григорием Садовским находились другие священнослужители и монашествующие из непоминающих. Отвечая как-то на вопрос, почему он, как человек образованный, верит в Бога, Григорий Алексеевич ответил: «Не доказано, что Бога нет. Великие умы всегда Бога признавали, это только наши … коммунисты не признают Бога и делают гонения на Церковь и на верующих».
Следующий арест Г.А. Садовского последовал в 1932 году, он ложно обвинялся по статье 169 УК РСФСР, но по суду был оправдан. В 1933-м, после вторичного рассмотрения дела, Садовский был приговорен к трем месяцам принудительных работ по месту работы. 13 декабря 1934 года последовал новый арест, обвинение предъявлялось по статьям 58-10,11 УК РСФСР (контрреволюционная агитация, участие в антисоветской церковно-монархической группе с целью восстановления монархии). На допросах 14 (дважды),19,20,28 декабря своей вины Григорий Садовский не признал и 9 января 1935-го был освобожден из-под стражи. В дальнейшем он работал слесарем в Козьмодемьянской больнице, по-прежнему принадлежал к непоминающим.
25 августа 1937 года Г.А. Садовский был вновь арестован и ложно обвинялся по статье 58-10, ч.1 УК РСФСР (контрреволюционная агитация, распространение слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти). При обыске у него были изъяты сорок две книги духовного содержания, двадцать восемь изданий на иностранных языках (французском, английском, немецком), которые Григорий Алексеевич знал, портрет государя Николая II. На единственном допросе в день ареста своей вины Г.А. Садовский не признал. 11 сентября 1937 года тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к десяти годам заключения, дальнейшая его судьба в настоящее время не известна.

Пелагея Салишкина
(1883-)

Пелагея Семеновна Салишкина родилась в 1883 году в деревне Нижние Емангаши Васильсурского уезда Нижегородской губернии в крестьянской семье. Согласно материалам следственного дела 1938 года она была глубоко верующим человеком, принадлежала к непоминающим, участвовала в богослужениях, молебнах, совместных чтениях духовной литературы. Например, в мае 1937 года она посетила богослужение в лесу на реке Суре, которое совершал бывший настоятель Мироносицкого мужского монастыря игумен Сергий (Мытиков).
26 сентября 1938 года П.С. Салишкина была арестована и ложно обвинялась в антисоветской агитации, участии в контрреволюционной группе церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 5 марта 1939 года Судебной коллегией Верховного Суда МАССР она была приговорена к четырем годам заключения, дальнейшая ее судьба в настоящее время не известна.

дочь Александра 1915 г.р.


Екатерина Сильвестрова
(1910-3.09.1980)


Екатерина Александровна Руновская родилась в 1910 году в селе Емангаши в семье священника Александра Руновского, пострадавшего за веру Христову в 1918 году. Она окончила четыре класса школы 1-й ступени, некоторое время была псаломщицей Свято-Никольской церкви села Емангаши. В условиях гонений за веру Екатерина Руновская показала себя исповедницей Православия: к ней в дом за советом и утешением ходило немало людей, которых она призывала не отходить от Церкви, вести молитвенную жизнь.
В 1931 году как лишенная избирательных прав Е.А. Руновская была мобилизована на общественные работы. Тяжелые условия жизни и труда препятствовали выполнению плановых заданий. В связи с этим 23 мая 1931 года Екатерина Руновская вместе с несколькими лишенцами была арестована, ложно обвинялась в антисоветской агитации, выступлениях против колхозов и других мероприятий властей в деревне, участии в контрреволюционной организации (статьи 58-10,11,14 УК РСФСР). На единственном допросе, состоявшемся 9 июня 1931 года, Е.А. Руновская виновной себя не признала, постановлением Особой тройки при ПП ОГПУ Нижегородского края от 10 сентября того же года была приговорена к 3 годам заключения.
О дальнейшей судьбе Е.А. Руновской известно не много. 25 июня 1932 года она была освобождена, в дальнейшем вышла замуж, после чего носила фамилию Сильвестрова. Скончалась Е.А. Сильвестрова 3 сентября 1980 года в деревне Верхние Емангаши Горномарийского района МАССР, точное место ее погребения в настоящее время не известно.

отец Александр Васильевич Руновский, священник, убит большевиками 21.11.1918
мать Капитолина Алексеевна.

Максим Спрянов
(1/13.08.1881-8.10.1938)

Максим Романович Спрянов родился 1/13 августа 1881 года в селе Емелево Мало-Карачкинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии в семье крестьян Романа Филипповича и Лукерьи Герасимовны Спряновых, был крещен 5/17 августа в Троицкой церкви родного села священником Михаилом Кроковским. Он окончил 4-х классную сельскую школу, занимался сельским хозяйством, в годы Первой мировой войны служил рядовым в 177-м пехотном Изборском полку. Находясь под Ригой, 8 февраля 1917 года Максим Спрянов заболел, 12 марта поступил на излечение в госпиталь №3, располагавшийся в Вятке, а затем был комиссован и вернулся на родину.
Во второй половине 1920-х годов Максим Спрянов, страдая тяжелым недугом, получил исцеление от святых мощей в Киево-Печерской лавре, куда в 1928 году отправил в благодарность посылку. В советское время он по-прежнему был прихожанином Троицкой церкви села Емелево, читал и пел на клиросе. После ареста 2 октября 1937 года настоятеля емелевского храма протоиерея Алексия Шестакова богослужения в церкви прекратились. В беседах с верующими Максим Спрянов говорил о том, что нужно подыскать священника и открыть храм, читал по усопшим Псалтирь.
28 мая 1938 года М.Р. Спрянов был арестован по ложному обвинению в агитации против колхозов, выборов в Верховный Совет, уплаты налогов, распространении слухов о скорой войне и гибели в ходе нее советской власти, участии в контрреволюционной организации церковников (статьи 58-10,11 УК РСФСР). 7 октября 1938 года тройкой НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение на следующий день, 8 октября, в 20 часов вечера. Точное место погребения Максима Спрянова в настоящее время не известно.

← Назад    Вперед →Модератор: Konstantin Ivanov
Вверх ⇈