Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6139 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8547 | Наверх ##
2 мая 2016 17:57 gegrby73Сапфира - это ветхозаветная Сепфора, жена Моисея, Именины всех ветхозаветных святых празднуются в неделю Праотец в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым. ( Имянаречение в традиции православной церкви ) http://beleparh.ru/index.php/n...j-eparkhii --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7627 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4239 | Наверх ##
3 мая 2016 0:02 Возможно, это уже где-то и обсуждалось... Кого назначали (или избирали?) благочинными? Насколько факт, что священник был благочинным того или иного района может характеризовать его, как: - особо уважаемого другими священниками - числящегося на хорошем счету в консистории, т.е. не имеющего нареканий и замечаний - говоря современным языком - "стремящегося к карьерному росту" - что-то еще... --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
3 мая 2016 7:06 3 мая 2016 7:09 Относительно благочинного мне более импонируют следующие Ваши варианты: G_Spasskaya написал: [q] - числящегося на хорошем счету в консистории, т.е. не имеющего нареканий и замечаний - говоря современным языком - "стремящегося к карьерному росту"[/q]
При этом надо помнить, что на такого иерея сваливалась большая дополнительная нагрузка в виде опекунства нерадивых (пьющих, грубых и т.п.) церковников из его благочиния. Он также обязан был просматривать все клировые "своих" церквей и вносить в специальную графу краткую характеристику на каждого члена причта. Вряд ли благочинного поголовно любили, но в определенной мере уважали "подчиненные". А касательно этого Вашего варианта: G_Spasskaya написал: [q] - особо уважаемого другими священниками[/q]
мне представляется, что подобное относилось к избранным духовникам - душа ценилась выше хозяйственно-командных навыков. --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9585 | Наверх ##
3 мая 2016 12:58 G_Spasskaya написал: [q] - что-то еще...[/q]
У меня складывается впечатление, что основное качество благочинного - прежде всего, "профессионализм". Его основная задача - снять с губернской консистории и уездного духовного правления заботы о "мелочах" - упущениях, которые могут быть быстро замечены и исправлены на месте, конфликтах, которые можно разрешить сразу, и т.д. Ну, и отчётность, конечно, ABY об этом писал. Отсюда - огромный объём писанины, который ему приходилось "прогонять" через себя - и вверх, и вниз. Второй уровень управления - при социализме сказали бы "бригадир". Командир роты. А духовник, о котором тоже писал ABY (и совершенно правильно, именно в этом контексте) - комиссар, политрук. Не стоит забывать, что был ещё и "звеньевой" (взводный), настоятель. Он обычно заметен только в двух-трёхприходной церкви (там он именно её настоятель), но ведь и отдельные приходы, как правило, тоже объединялись по два-три, и в них определялся "старшой". G_Spasskaya написал: [q] - говоря современным языком - "стремящегося к карьерному росту"[/q]
А вот здесь, по всем моим данным, скорее наоборот. Должность благочинного - это карьерный тупик, у себя на территории он и так главный, а дальше расти ему некуда. И "в центр" его не переведут - во первых, как правило, староват, во-вторых, если хорош на своём месте, зачем будить принцип Питера... | | |
Алкон Участник
Сообщений: 59 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 55 | Наверх ##
3 мая 2016 14:17 ИнокКент написал: [q] А вот здесь, по всем моим данным, скорее наоборот. Должность благочинного - это карьерный тупик[/q]
Вместе с тем, занятие должности благочинного, конечно, способствовало получению очередных и внеочередных наград "быстрее" и "больше" по сравнению с прочими священниками. Кроме того, новые настоятели уездных городских соборов часто назначались из числа благочинных, служивших при городских церквах, в обход священников того же собора. | | |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
3 мая 2016 17:14 3 мая 2016 17:46 ИнокКент написал: [q] комиссар, политрук.[/q] Кирилл, у меня тоже первая импульсивная ассоциация была о них... Но это СОВСЕМ РАЗНЫЕ ипостаси. Политрука назначали, а духовника, по моим представлениям и имеющимся докам, ИЗБИРАЛИ. И уж точно у любого (и мирянина) был выбор найти себе своего духовника, "не запятнанного" титулами. По душе, созвучного... Хотя это не касалось процедуры назначения на место - там духовник был навязанный. Обычно монашеского чина. Впрочем, по умолчанию общепризнанными авторитетами в делах духовных считались монастырские старцы. Пример: http://romprav.cerkov.ru/slovo...gochiniya/ --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6139 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8547 | Наверх ##
4 мая 2016 19:28 4 мая 2016 19:44 Коллеги, вопрос отчасти риторический, но очень любопытно узнать ваше мнение.
Итак, 11 мая 1831 года пономарь села Березовки Алексей Михайловский женился на дочери священника той же церкви Ивана Гаврилова Феоктисте. Поручителями со стороны жениха были: дьякон села Карамыш Петр Васильев, дьякон села Маматовка Николай Васильев и села Порзова дьячок Маркел Васильев (подозреваю, что все они - братья жениха, который в конце МК расписался как Алексей Васильев, а села все сплошь дальние). Брак венчал отец невесты Иван Гаврилов. А вот "при совершении брака находился дьякон села Маматовка Николай Васильев" (один из поручителей по женихе). Во всех остальных записях о венчании, в том числе и состоявшихся в этот же день, стоит подпись штатного дьякона Федора Грачевского. Зачем понадобилось привлекать к венчанию дьякона другой церкви при наличии живого и здорового штатного дьякона? И разве это не было нарушением? --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9585 | Наверх ##
4 мая 2016 19:48 Atkara-EV написал: [q] Зачем понадобилось привлекать к венчанию дьякона другой церкви при наличии живого и здорового штатного дьякона? И разве это не было нарушением?[/q]
Этот Николай, часом, не был старшим из братьев Васильевых? И был ли жив к этому моменту их отец? А то у меня в практике таких случаев больше десятка. Мне всегда казалось, что это такая форма проявления взаимного уважения двух семейств - если один отец священник, а второй дьякон, и оба участвуют. Здесь, может быть, вместо отца старший брат? А нарушением это точно не было. Если дьякону разрешено священнослужение, то оно разрешено везде. Остальное на усмотрение штатного причта. | | |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6139 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8547 | Наверх ##
4 мая 2016 19:53 ИнокКент
Кирилл, вечер добрый! Нечто подобное я и предполагала - что это реверансы семей в адрес друг друга. Братья у меня только сегодня всплыли, пытаюсь с ними разобраться - не хотелось бы выстроить ложную конструкцию. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17106 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8659 | Наверх ##
4 мая 2016 20:49 ИнокКент написал: [q] Мне всегда казалось, что это такая форма проявления взаимного уважения двух семейств - если один отец священник, а второй дьякон, и оба участвуют.[/q]
Нечто похожее было в записи 1805 года о рождении / крещении у моих пра- Отец младенца - диакон городского прихода Алексей Феодоров, крестили ребенка в родной церкви, но крестил не свой священник, а из далекого-далекого села приехал священник Симеон Феодоров. Очень похоже, что старший брат диакона, хотя пока подтвердить это не удалось. Хотя других детей в этой семье крестил свой священник. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
|