Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 27 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (2) |
Rufina Киев Сообщений: 1390 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8374 | Наверх ##
23 марта 2016 17:01 Я думаю, что время женитьбы согласно "письменным воспоминаниям двух внуков" не самый достоверный источник. У меня в роду прямых и непрямых священников более 100 человек в Тверской губернии, и не было ни одного факта женитьбы после рукоположения. Были рождения детей через 2-5 лет после венчания, но это редкие случаи. --- Все личные данные мои и моей семьи, размещены мною на сайте добровольно и с согласия родственников
Фамилии: Шавровы, Нечаевы, Куровы.
Тверь, Москва, Тверская область, Томск. | | |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17104 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8657 | Наверх ##
23 марта 2016 17:36 23 марта 2016 17:37 Выпускник духовного училища, семинарии, академии или церковнослужитель (дьячок, пономарь) сначала женился, а потом его рукополагали в сан диакона или священника. --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
feliciya2 Сообщений: 276 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 418 | Наверх ##
23 марта 2016 19:10 Nikolay_Ch написал: [q] Мне кажется, что рукоположение было возможно до брака, а после рукоположения должен был быть только один брак. Ошибаюсь?
[/q]
Правила святых Апостолов. Правило 26. Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы. (Ап. 5, 51; IV Всел. 14; Трул. 3, 6, 13, 30; Анк. 10; Неокес. 1; Карф. 16; Василия Вел. 69). Еп. Никодим (Милош): Это правило находится в тесной связи с подобным же предписанием в Апостольских постановлениях (VI, 17). Оно различает священников женатых от неженатых и относительно последних предписывает, что таковые не должны жениться, если вступили в клир неженатыми, а допускает только право свободно жениться чтецам и певцам, если пожелают. Это Ап. правило было затем буквально повторено на Трулльском Соборе (6 пр.), причем было установлено, что, кроме чтецов и певцов, ни один иподиакон, диакон или пресвитер не смеет после своего рукоположения вступать в брачную связь; сделавший же это должен быть извержен из священного сана. Желающий вступить в клир и иметь супругу, должен жениться еще прежде своего поставления в иподиаконы. Α почему правило это, как и многие другие, воспрещает духовным лицам на высших иерархических ступенях жениться после рукоположения, на это архимандрит Иоанн в толковании данного правила замечает, что женитьба духовного лица после рукоположения показывала бы, что оно не понимает всей высоты телесного воздержания, приличествующей его сану и, служа соблазном народу, она низводила бы его до некоторой степени с высоты его сана в ряды обычных мирян. Хотя женитьба не есть что-либо нечистое, оскорбляющее духовный сан (Ап. прав. 5 и 51), однако, кто до женитьбы, в девстве, соединился со Христом и Его церковью в таинстве священства, для того было бы странно и совсем непристойно после этого связывать себя опять тесными узами с миром. Совсем иное дело женитьба до рукоположения, когда еще нет таинственной связи, связующей духовное лицо с алтарем посредством Божественной благодати; совсем иное представляет также и женитьба церковнослужителей, не принявших таинства священства, вследствие чего и женитьба их менее противоречит сущности и значению их служения в церкви. --- Интересуют священнослужители Фелицыны, Беляниновы, Отрадинские, Калинины, Посниковы, Батурлины, Любимовы, Веселовские, Лебедевы из Московской губ.; крестьяне Резвяковы из Тверской губ.; крестьяне Разины, Гурьяновы, Соболевы, Сигулёвы из Саратовской обл. | | |
Nikolay_Ch Москва, Россия Сообщений: 984 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 384 | Наверх ##
23 марта 2016 20:38 23 марта 2016 20:39 feliciya2 написал: [q] Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы.[/q]
Получается, что можно было стать священником без брака (девственником или вдовцом). Но, в таком случае, став священником, ты больше не мог женится. Мне еще говорили, что приход не давали, если батюшка был без матушки. --- Чапкины (Орл.+Тул. губ.), Орловы (Мог. губ.), Тиуновы (Смол. губ.), Эренсы(Орл. губ.), Мочаловы (Арх. губ.)
Закроевы, Озорнины, Ковалевы, Беликовы, Селедкины, Абрамовы, Корнеевы, Леоновы, Макаренковы, Черезовы | | |
ИнокКент Москва, Российская Федерация Сообщений: 2528 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 9584 | Наверх ##
23 марта 2016 21:10 25 марта 2016 9:27 Борис Гузь написал: [q] (№5 – 1марта 1879 г., оф.) Рукоположены: 28-го въ санъ діакона, а 30 Января—въ санъ священника—псаломщикъ Николаевской церкви с. Березовки, Прилукскаго уѣзда, Василій Фесенко-Навроцкій... А согласно письменным воспоминаниям двух внуков Василий Фесенко-Навроцкий женился ...в 1882 г., или в январе 1883 г. [/q]
Могу предложить простое решение. Ведь внуки, разумеется, "вспомнить" венчание ну никак не могли. Скорее всего, они помнили только одно - допустим, рассказ бабушки, как она вышла замуж за дедушку в 16 лет. Бабушки очень любят такие рассказы. А потом они просто прибавили эти 16 лет к году рождения, указанному в бабушкином паспорте (допустим, 1866). А о том, что на самом деле она - тысячу раз буду повторять, как подавляющее большинство женщин в XIX веке, исключений лично мне не встречалось, ну вот ни одного! - по ходу жизни убавила себе возраст на три-четыре года, этого они просто не учитывали. Да и она "постаралась" забыть. А если она действительно убавила себе три года, то родилась уже в 1862-63 и замуж вышла в 1878-79. Quod erat demonstrandum. | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7627 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4238 | Наверх ##
24 марта 2016 2:30 ИнокКент написал: [q] о том, что на самом деле она - тысячу раз буду повторять, как подавляющее большинство женщин в XIX веке, исключений лично мне не встречалось, ну вот ни одного! - по ходу жизни убавила себе возраст на три-четыре года[/q]
Возникает вопрос: то, что такое постоянно наблюдается у женщин, рожденных во 2й половине века, вплоть до революции - встречала часто. А сейчас "ползаю" по ревизиям священников, от 5 до 10,ради интереса пересчитываю возраст каждый раз - и все совпадает. Не исправляли? Ну не могли же они двухлетнего ребенка записать несколькомесячным? --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
В36 Ольга г. Рязань Сообщений: 221 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 594
| Наверх ##
24 марта 2016 8:37 24 марта 2016 8:44 И мне пока не попадались женщины с правильно указанным возрастом. Особенно удивили две девушки-сестрицы : в ИР 1807 им 20 и 11; в ИР 1817 им 31 и 21; а еще через 17 лет обе остаются незамужними, но, видимо, считают, что еще не все шансы потеряны, поэтому в РС 1834 им 36 и 32. --- Священники Венгрженовские и Орловские в Подольской губернии; священники Безвенглинские, Каковские и Троцкие в Киевской губернии.
| | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 743
| Наверх ##
24 марта 2016 9:58 Nikolay_Ch написал: [q] Мне еще говорили, что приход не давали, если батюшка был без матушки. [/q]
Может, где-то и такое случалось. А вот как было принято в 18-ом веке. - Если у священника умирала жена, то ему обычно давали какое-то время на улаживание своих дел (пристраивание детей и т.п.), а потом - добро пожаловать в монастырь, хочешь ты того или нет! Это уже потом стали возможны варианты - вплоть до снятия сана и вступления во второй брак... --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
ВадимЗ Сообщений: 579 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 910
| Наверх ##
24 марта 2016 11:21 AK-63 написал: [q] Это уже потом стали возможны варианты - вплоть до снятия сана и вступления во второй брак...[/q]
А это было именно снятие сана или запрещение служить священником? Разве можно отменить хиротонию? | | |
AK-63 Екатеринбург Сообщений: 891 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 743
| Наверх ##
24 марта 2016 11:38 Именно снятие сана. Последнее могло быть либо согласно прошению, либо в порядке наказания - за несовместимые с саном проступки (блудные грехи, например, о чем в этой теме недавно упоминалось)... Запрещение в священнослужении тоже применялось, но, очевидно, за менее серьезные вещи. --- Ищу материалы об уральском духовенстве. | | |
|