На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Раздел по губернии создан по уездам/волостям/районам. Просьба - придерживаться этой схемы.
Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви
Тихон Малинин Тихон Малинин, Архиепископ Астраханский и Св. Синода Член, родился 1745 года в Калужской Губернии в селе Князь-Иванове, состоявшем в Алексинском, а ныне в Калужском уезде, от отца, бывшего там Диаконом, и при Крещении наименован Тимофеем; с 1755 года Сентября 1 обучался в Московской Академии, а по окончании наук с 1 Сентября 1763 года проходил там Учительские звания, и при оных, бывши еще бельцом, исправлял Проповедническую должность, а 25 Октября 1767 года пострижен там в Монашество и того ж года посвящен в Иеродиакона и во Иеромонаха; с 1-го Сентября 1770 года по Указу Св. Синода определен Вице-Ректором в Сергиево-Лаврскую Семинарию, но в том же году паки Указом Синодским переведен в Академию Префектом и Философии Учителем. Сию должность исправлял он только год, и потом взят Преосв. Платоном в Тверскую Епархию и 22 Октября 1771 года посвящен во Архимандрита Тверского Отроча Монастыря, с определением в должность Префекта Семинарии Тверской, Философии Учителя и Консистории Члена. В начале 1774 года из Отроча переведен в Колязин Монастырь, с званием Семинарии Ректора и Богословии учителя; а в 1775 году Июня 21 в Москве хиротонисан во Епископа Воронежского. В Семинарии сей Епархии своей он первый завел учение Философии и Богословия и языков Французского и Немецкого; в 1788 году Мая 6 переведен в Тверь и пожалован Членом Св. Синода. В 1792 году Мая 18 переведен в Астрахань Архиепископом и там 1793 года Ноября 14 скончался.
В.П. Быков. Тихие приюты для отдыха страдающей души. Лекции-беседы
Никифор Никитин Павловский, священник Градо-Боровской-Спасской на Взгорье церкви, сын его Павел, 15 лет, в 1879 году сентября 17-го дня, живший в Москве, упал с высоты на шесть аршин...
Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря (Калужской губернии), в связи с историческим сказанием о преподобном Пафнутии Боровском чудотворце
Начальство в Боровском Пафнутиеве Монастыре с самого основания его было Игуменское, а с 1685 года до ныне – Архимандричье.
Из Настоятелей Монастыря известны:
Игумены:
Св. Пафнутий, основатель, бывший Игумен Боровского Покровского Высокого Монастыря с 1444, † 1 Мая 1477 года. В лике святых с 1547 г.26
Св. Иосиф Волоколамский, постриженник и ученик Преподобного Пафнутия, по кончине которого был поставлен во Игумена Пафнутиеву Монастырю и, пробыв в нем два года, возвратился на свою родину Волоколамск и там основал свою обитель.
Герасим Смердков. Из Истории Российской Иерархии т. I., ч. 1., изд. 1827 г. 8° видно, что он в 1481 г., 29 июля из Игуменов Боровского Пафнутиева Монастыря хиротонисан на Епархию Коломенскую во Епископа; скончался 1489 года Мая 16 в Пафнутиевом Монастыре. Это же подтверждается на стр. 570 и 1030 списки Иерархов и Настоятелей Монастырей Российския Церкви, состав. из достоверных источников П. Строев, изд. Археографич. Комиссии. С.-Пб. 1877 г. in 8°.
Арсений. – Имя этого Игумена значится в надписи на небольшом колоколе, находящемся на колокольне, сделанном при нем в 1488 году; у П. М. Строева Арсений показан и в 1486 г. (см. стр. 570).
Пафнутий. – Имя этого Игумена упоминается в Летописи, находящейся при древнем рукописном Евангелии, пожертвованном Новгородским Архиепископом Макарием, в коей написано: «Вдано бысть сие Святое Евангелие в Церкви Божией Матери Преосвященным Архиепископом Великаго Ново-Града и Пскова Владыкою Макарием, постриженником того же честнаго Пафнутиева Монастыря на память своей души, и по своих родителех в вечной поминок. Тогда же бысть у Пречистей Богородицы в дому, и у Великаго Чудотворца Пафнутия в обители духовный Настоятель и Пастырь словесным овцам Христова стада смиренный Игумен Пафнутие – в лето 7042 (1534)». Также в минеи месячной рукописной, в службе на 1-е ч. Маия Преподобному Пафнутию написанной имеется пред каноном надпись: «канон Преподобному Пафнутию. Творение ученика его Иннокентия, Инока тояж Обители. В державу Благовернаго и Христолюбиваго Царя Великаго Князя Василья Ивановича Государя всея Русии. Господином Преосвященным Архиепископом Даниилом Митрополитом всея Русии со всем священным его Собором. При Игумене Пафнутии, Благословил пети Канон и житие чести в лето 7039 (1531) месяца Маия в 1-й день».
Вениамин, упом. 3 Февр. 1555 г.
Гурий в 1567 г. в Симонове на покое.
Киприан, 1571 1572 г.
Тихон, 15 Янв. 1580 г.
Феодосий, 1584 г.
Варлаам, 1588 и 1589 г.
Иосиф. От Царя Феодора Иоанновича в 1592 г. на имя этого игумена прислана была грамота, которою предписано принять в Пафнутиев монастырь возвращавшегося из Москвы Терновского Митрополита Дионисия со свитою его, и отпустить их с должными почестями. Грамота эта подлинником напечатана в Истории Российской Иерархии. Часть III. Изд. Архимандр. Амвросием, 1811 г., под описанием Пафнутиева монастыря27.
Никон, упоминается в 1608 году; а у Π. М. Строева, на стр. 571 читаем: Никон 1608–10 года убит.
Иона, упоминается с 1613 по 1618 год. По ходатайству этого Игумена грамотами Царя Михаила Феодоровича, жалованными в 1615 и 1618 годах дозволено Пафнутиеву монастырю заведовать Боровским Покровским Высоким монастырем, разоренным до основания Литовцами и Поляками, когда шли они на Москву с Тушинским, и владеть всеми к оному принадлежавшими вотчинами и угодьями, так как монастырь оный исстари уже находился в управлении Пафнутиева монастыря, и велено было строить церкви, келлии и братию призывать. Из тех же грамот видно, что деревянный храм, во имя Входа во Иерусалим Господа Иисуса Христа построен в то же время, но восстановлен оный монастырь совершенно после того не был, и находился в зависимости Пафнутиева монастыря во все последующие времена, до приписки его к Боровской Градской Воздвиженской Церкви и до обращения его в Градское кладбище28.
Иосиф. (1620–1650).
При сем Настоятеле много поступило в Монастырь пожертвований деньгами, утварью церковной, ризничными вещами и вотчинами. Много произведено каменных построек. В книге вкладов записано: «В 1636 году Февраля в день Великий Государь и Великий Князь Михаил Феодорович всеа Русии Самодержец, пожаловал в дом Рождества Пречистыя Богородицы и Чудотворца Пафнутия на городовую каменную поделку и на кровлю 600 рублей. В 1630 году Генваря 28-го дня приходил в дом Пречистыя Богородицы и Великому Чудотворцу Пафнутию Великий Государь Святейший Филарет Никитич Патриарх Московский и всеа Русии молитися и приложил венец серебряной, чеканной позолочен, да цату серебряную чеканную позолочену к местному Образу Чудотворца Пафнутия, а в венце три камушка, яхонт лазорев, да две бирюзы, а в цате виниса, да две бирюзы. Да он же Великий Государь пожаловал в дом Рождества Пречистыя Богородицы и Великаго Чудотворца Пафнутия 100 рублев; – да в Соборную Церковь Рождества Пречистыя Богородицы Паникадило медное, весу в нем 13 пудов в цену 191 р. 10 алтын, всего дал вкладу 391 р. 10 алтын. Да в 1626 и 1628 годах пожертвовано от него по 50 рублей». Значительные вклады поступали и от других именитых особ; а в особенности много облагодетельствован Монастырь пожертвованиями Князей Оболенских-Лыковых. Кроме богатых облачений Священнических и разной утвари Церковной, иждивением их построена кругом Монастыря ограда каменная (полагать надобно большая часть ограды, поскольку ограда строена; как видно по архитектуре, в разные приемы и в разные времена, равно и башни); – построена Церковь над Святыми воротами с Папертью, и переходы каменные от сей Церкви .к теплой Рождественской. (Неизвестно, впрочем, с самого ли основания строена оная Церковь, или только возобновляема была после разорения Тушинским Монастыря, равно как и самая ограда вышеозначенная). Их же иждивением расписаны стенным иконным письмом в Византийском стиле Соборная Церковь, теплая Рождественская Церковь, Святые ворота и паперти, – на расписание коих употреблено 2000 руб. От них дана вкладу вотчина в Осташкове, в Ржевском уезде со всеми пустошами, рыбными ловлями в Озере Селигере, и с 300 крестьян; да двор Боярский в Москве у Никольских ворот в Кремле, со всеми житьи, за который дано в Монастырь из Казны Великого Государя 1000 рублей; да на Монастырском подворье в Москве построена Церковь каменная и с Трапезою и погребами. (Церковь сия, равно как и Церковь в Монастыре над Святыми воротами в 1836 году за ветхостью разобраны и уничтожены).
При том же Настоятеле, Князем Иваном Борисовичем Черкасским и Князем Никитой Михаиловичем Мезецким, кроме разных пожертвований денежных и ризничных вещей, дана вкладу в Боровском уезде, в Щитовском Стане вотчина сельцо Пятницкое, Бутыщино-Дятдово-тож, да сельцо Холмо, которая вотчина потом выкуплена из Монастыря Тимофеем Никифоровичем сыном Безобразовым. От Князя Михаила Феодоровича Кашина и детей его дан вкладу в Оболенском уезде вотчина, половина сельца Спасского, которая потом по Государеву Указу выкуплена Князем Борисом Михайловичем Лыковым. От Бояр Щелкановых, кроме иных пожертвований, даны вкладу в Боровском уезде село Котово, с деревнями и пустошами, да село Отепцово, да сельцо Александровское-Башнино-тож, с пустошами. Да в Московском уезде село Ловцово с деревнями и пустошами.
По завещанию Афанасья Леонтьева, сына Яцкого, даны Монастырю в Малоярославском уезде деревни Тимошево и Исакова. Да в Кинешемском уезде деревни Пандино и Федяево с пустошами. В грамоте от Царя Михаила Феодоровича, жалованной на владение сей последней вотчиной, между прочим написано: «В нынешнем во 139 (1631) году Маия в 19 день пожаловали мы для отца нашего и Богомольца Великаго Государя Святейшаго Патриарха Фи- ларета Никитича Московскаго и всеа Русии здоровья, что он Государь Святейший Патриарх получил здоровье от своей болезни от Чудотворца Пафнутия, как ходил молиться в Боровск в Пафнутиев Монастырь, велел тое Афанасьеву вотчину Ятцкаго в Кинешемском уезде, деревню Пандино, да деревню Федяеву с пустошьми, сто тридцать девять четвертей – отдать в Пафнутиев Монастырь, – и на ту вотчину, Пафнутиева Монастыря Игумену Иосифу с Братией, дать нашу жалованную вотчинную Грамоту».
Имя Игумена Иосифа упоминается во многих грамотах и выписях с писцовых, межевых и переписных книг, даванных монастырю на владение вотчинами в разных местах и уездах.
Симеон (1650–1651). По челобитной сего Игумена с Братией дана от Царя Алексея Михайловича Грамота в 1650 году, Февраля 15 дня, чтобы во время ярмарки, бывающей при Пафнутиевом монастыре и имеющей основанием и целью Богомолье, питейные дома ставились не ближе как в тысячи саженях мерных от монастыря. В 1651 году Марта 9 дня Симеон хиротонисан во Архиепископа на Епархию Тобольскую, как видно из истории Российской Иерархии29.
Иосиф. В Июле (sic) 1651 г. (так значится у П. М. Строева на стр. 571).
Павел (1652). Имя сего Игумена упоминается в одной только Грамоте под означенным 1652 годом. По сей Грамоте производилось размежевание усадебных мест для градских жителей и монастырских крестьян, принадлежавших Покровскому Высокому Монастырю.
Сильвестр (1653). Имя сего Игумена упоминается в бумагах, писанных на его имя в 1653 году, и в книге о вкладах.
Дорофей, в 1656–1661 г. (см. стр. 571, у П. М. Строева).
Дорофей (1755–1661). Имя сего Игумена упоминается в Грамотах и в книге о вкладах.
Мисаил, в 1662–1663 г. (у него же) та же стр.
Тихон, в 1663 г. перев. из Угрешского Монастыря; в Окт. 1665 г. уволен (см. стр. 206 и 571 у П. М. Строева).
Стефан, – в Монастырской Библиотеке на книге Кормчей под №349, по листам надпись: «дана вкладу Пафнутиева Монастыря от Игумена Стефана в 7163 (1665) году».
Парфений (1663–1667)30. Упоминается в книге о вкладах.
Игнатий, в 1667–1672 (там же на стр. 571).
Тихон. Упоминается в книге о вкладах, без означения года.
Иов (1672–1676). Имя сего Игумена упоминается в Грамотах и во многих Выписях с писцовых межевых и переписных книг, даванных Монастырю на владение вотчинами в разных местах и уездах31.
Леонтий (1676–1681).
Ефрем (1681–1683).
Иоасаф (1684).
Феофан (1684–1685). По вкладной книге видно, что при вышеименованных Настоятелях с 1650 и при последующих до 1700 г., много поступило пожертвований деньгами на строение вновь больничной Церкви с келлиями больничными, на строение Настоятельского большого корпуса и братских келлий, вероятно возобновляемых после бывших опустошений Монастыря, на сооружение вновь колокольни; на украшение Святых Икон Соборной Церкви и раки Преподобного Пафнутия серебряными окладами. Много пожертвовано дорогой утвари Церковной и Священнических облачений и иных вещей, шитых золотом и низанных жемчугом, драгоценными камнями, которыми так много славилась ризница Пафнутиевой Обители, как о том замечено в Истории Российской Иерархии под описанием Монастыря Пафнутиева. В особенности усердствовали сими вкладами Князья Репнины, Щербатовы, Волконские и Бояре Прончищевы. И ныне что есть лучшего из утвари церковной, то это есть остатки от пожертвований Князей Репниных и Щербатовых. Кроме церковных вкладов, князь Константин Осипович Щербатов, как сказано в. духовной его записи, предоставил Монастырю в 1690 году во веки неподвижно владеть и пользоваться железной руды промыслами в прародительской его Оболенской вотчине, на пустоши Лешках и на полпустоши Игнатовой.
Архимандриты:
Феофан (1685–1692). Имя Архимандрита Феофана упоминается в Грамотах, в Выписях с писцовых книг по делам Вотчиным и вкладной книге.
Даниил (1691–1692).
Корнилий (1698–1710). Имя сего Настоятеля упоминается в Грамотах, в Выписях с писцовых книг по делам Вотчиным, в Указах и других бумагах, писанных на его имя. С 1704 по 1708 год все бумаги писаны на имя Келаря Иеродиакона Иосифа Бурцова, а в сем 1708 и 1710 годах опять имя Архимандрита Корнилия значится в бумагах.
Серапион (1711–1714). Произведен в Архимандрита Пафнутиева Монастыря из Настоятелей Калужской Епархии Мещовского Георгиевского Монастыря 1711 года Марта в 15 день.
Пахомий (1714). Имя сего Настоятеля упоминается в бумагах, писанных на его имя и от его имени в Июне, Июле и Августе 1714 года.
Арсений (1714–1723). В книге Кормовой написано: «Месяца Ноемрия в 19 день преставися Священно-Архимандрит Схимник Арсений 1723 года, был Архимандритом в Пафнутиевом Монастыре 9 лет полтретья Месяца».
Корнилий II (1724–1727). Посвящен в Архимандриты Пафннутиева Монастыря из Иеромонахов Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в 1724 г. Генваря 29 дня. В 1725 году от 10 Февраля Указом вызван был в Санкт-Петербург к погребению тела в Бозе почившего Императора Петра Великого. В 1726 году Указом вызван был в Санкт-Петербург на год для Священнослужения, и там в 1727 году Ноября в 23 день скончался. Оттуда тело его перевезено и погребено в Пафнутиевом Монастыре.
Дорофей (1727–1743). Произведен в Архимандрита из Казначеев и Келарей Пафнутиева Монастыря32. Указом Духовной Консистории·от 11 Маия 1739 года предписано было ему Дорофею с Келарем Иаковом в Духовном Правлении Боровском заведовать духовными делами. В 1742 году за старостью от должности Настоятеля был уволен.
Мельхиседек (1742). Переведен в Пафнутиев Монастырь на место уволенного от должности за старостью Дорофея, из Архимандритов Воскресенского Монастыря, что на Нитре от 2 ч. Августа 1742·года, и в том же году от Настоятельской должности уволен; а представлено управлять Пафнутиевым Монастырем прежнему Настоятелю Архимандриту Дорофею, который и управлял по·1745 год.
Варфоломей Любарский, (1745–1747). Переведен в Пафнутиев Монастырь·в 1745 г. Июля 29 дня, из Архимандритов Смоленской Епархии Аврамиева Монастыря. При нем в 1747 году устроена сень над ракой Мощей Преподобного Пафнутия в Соборной Церкви. В последствии хиротонисан в Епископа Вятской Епархии, где в 1774 году Июня 5 дня и скончался33.
Митрофан Шеинков (1747–1763). Переведен в Пафнутиев Монастырь из Архимандритов Курского Знаменского Монастыря в 1747 году Августа 31 дня. Иждивением его построена церковь во имя Св. Митрофана Патриарха Цареградского. Умер в 1763 г. и погребен в палатке под Алтарем построенной им Церкви Митрофаниевской34.
Константин Борковский (1763). От имени сего Настоятеля и за его подписом есть в архиве бумаги, и писанные на его имя в Июне, Июле, Августе и Сентябре 1713 года.
Никон Красовский (1763–1766). Умер в 1766 г. и погребен в палатке под Алтарем Митрофаниевской Церкви.
Адриан (1766–1771). Переведен в Пафнутиев Монастырь из Архимандритов Волоколамского Иосифова Монастыря в 1766 году Декабря 5 дня. Умер в Москве в 1772 г. Августа 3 дня от болезни, и там погребен.
Сильвестр Буявинский (1772–1799). Посвящен в Архимандрита Пафнутиева Монастыря из ученых Игуменов Московского Угрешского Монастыря Ноября 1 дня 1772 г. При нем в 1776 г. открыта в Пафнутиевом Монастыре Семинария для обучения Российскому и Латинскому письму, первым Латинского языка основанием и Катехизису Священнослужительских детей Боровского, Можайского, Малоярославецкого, Тарусского и Медынского уездов, под особливым смотрением его, Архимандрита Сильвестра. При сем Настоятеле в 1776 году устроен был в теплой Рождества Христова церкви второй Престол во имя Преподобного Онуфрия; стенная живопись в той же Рождественской Церкви и в Алтаре возобновлена по старому чертежу, в большой трапезе при сей церкви вновь росписаны восемь штук фресковой работой; также и в паперти под Колокольней живопись по старому чертежу возобновлена, которая и поныне существует, а в самой церкви и трапезе после 1812 г. живопись та, и Престол Преподобного Онуфрия уничтожены. Много при нем и других починок произведено как в зданиях церковных, так и прочих монастырских по 1798 г. В 1799 г. от 11 Октября, по прошению его, за старостью и слабостью зрения, уволен он, Сильвестр, на покой в Московский Знаменский Монастырь.
Мисаил (1800–1807). Переведен в Пафнутиев Монастырь из Ставропигиального Смоленской Епархии Крестовоздвиженского Бизюкова второклассного Монастыря35. Умер в 1807 году, Декабря 26 дня, и погребен в Палатке под Алтарем Митрофаниевской Церкви.
Иннокентий (1808–1814). Ректор Калужской Духовной Семинарии. Из Архимандритов Новгородского Антониева второклассного Монастыря, и из Ректоров тамошней Новгородской Духовной Семинарии. В 1814 г. от 22 Ноября перемещен в Новгородский-Северский Монастырь.
Феофилакт (1814–1821). Ректор Калужской Духовной Семинарии. Из Архимандритов второклассного Спасо-Прилуцкого Монастыря Вологодской Епархии, и из Ректоров тамошней Вологодской Семинарии. В 1821 г. хиротонисан во Епископа Тамбовской Епархии.
Венедикт (1821–1833). Ректор Калужской Духовной Семинарии, потом Московской Вифанской Семинарии и Санкт-Петербуржской Духовной Академии. В 1833 г. рукоположен во Епископа Ревельского, Викария Санкт-Петербуржской Митрополии; а впоследствии переведен на Епархию Олонецкую, где и скончался в сане Архиепископа.
Виталий Щепетов (1833–1837). Ректор Московской Заиконоспасской Духовной Семинарии, потом Санкт-Петербуржской Духовной Академии. В 1837 г. рукоположен во Епископа Дмитровского, Викария Московской Митрополии. В 1842 г. переведен на Епархию в Кострому, где и скончался36.
Геннадий Горнетский (1837–1867). В 1837 г. от 10 Августа, переведен в Пафнутиев Монастырь из Архимандритов Рязанского Троицкого трехклассного Монастыря; † 1867 г.
Владимир (1867–1882) (в мире Василий Иванович Ушаков, сын причетника с. Грязнова, Лихвин. уез., Калужской губ.), воспитывался в Калужской Духовной Семинарии; в 1838 г. 26 Сентября, Преосвященным Николаем (Соколовым), Епископом Калужским и Боровским, рукоположен во диакона к Успенской Церкви губерн. гор. Калуги, где проходил еще должность учителя во 2-м приходском женском училище со 2 Авг. 1840 г. по 9 Июля 1852 г., того же года 5 Августа определен Экономом Калужской Духовной Семинарии, а 10 Августа пострижен в Монашество в Калужском Лаврентьевом Монастыре и того же числа Преосвященным Григорием (Миткевич), Епискоаом Калужским и Боровским, рукоположен во Иеромонаха; 23 Декабря, за свыше 10 летнюю службу в приходском училище, по назначению г. Министра Народного Просвещения, получил единовременно годовой по этой должности оклад жалованья 143 р. с 1856 г., Мая 8 за тщательное прохождение Экономской должности и достохвальное поведение награжден набедренником. В 1857 г. получил бронзовый на Владимирской ленте крест в память войны 1853–1856 г., в 1859 г. Мая 2, за ревностное прохождение должности Эконома, по представлению Епархиального Начальства, Всемилостивейше награжден наперстным крестом; в том же году, 26 Июля, Указом Консистории определен Настоятелем Перемышльского Троицкого Лютикова Монастыря. В 1862 г. 29 Июля за рачение и благоустроение обители возведен в сан Игумена. Определен Настоятелем Боровского Пафнутиева Монастыря по Указу Св. Синода 3 Мая 1867 г. и 25 Мая возведён в сан Архимандрита, в 1871 г. Апреля 3, за отлично-усердную службу, вследствие представления Епархиального Начальства, Всемилостивейше пожалован по удостоению Св. Синода орденом Св. Анны 3-й степ. С 1868 г. в приготовительном Боровском Духовном училище, устроенном на Монастырскую сумму, в количестве 1500 р., по проекту составленному им, Архимандритом Владимиром, и утвержденному Св. Синодом, проходил должность Смотрителя. В 1871 г. Всемилостивейше утвержден Директором Калужского Общества о Тюрьмах. По засвидетельствованию Св. Синода об отлично-усердной службе, Всемилостивейше сопричислен 31 Марта 1874 г. к ордену Св. Анны 2-й степ. В 1878 г. 29 Апреля, за отлично-усердную службу, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Равноапостольного Князя Владимира 4-й степ. Указом Св. Синода от 18 Февраля 1882 г. перемещен на Настоятельскую вакансию в Лихвинский Покровский Добрый Монастырь, с сохранением лично степени Настоятеля I-го классного Монастыря. Во время болезни для излечения был перевезен в Москву, где 1 Марта и умер и погребен на кладбище Московского Покровского Монастыря.
Братия: С 1865 года в Боровском Пафнутиевом монастыре в составе братии находились следующие лица:
Архимандрит Никодим, из духовного звания, пострижен в монашество в братском мон. 10 Авг. 1828 г.; воспитанник Киевской Духовной Академии; из 3-класснаго Перемышльского Троицкого Лютикова мон., где занимал иеромонашескую вакансию, перемещен на ту же вакансию в Боровский Пафнутиев мон. 1865 года, 20 Мая.
Наместник иеромонах Макарий, из крестьян, пострижен в монашество в Малоярославецком Николаевском мон. 20 Дек. 1853 г.
Исправляющий должность казначея иеромонах Поликарп, из духовного звания, пострижен в монашество в Боровском Пафнутиевом мон., 28 Февр. 1836 г.; должность казначея исправлял с 17 Октяб. 1852 рукоположен в иеромонаха 25 Марта 1853 г.
Иеромонах Власий, из духовного звания, пострижен в монашество в Боровском Пафнутиевом мон. 8 Февр. 1859 г., из воспитанников Калужской Духовной Семинарии; с 10 Окт. 1862 г. исправляет должность ризничего.
Иеромонах Иосиф, из духовного звания, пострижен в монашество в Боровском Пафнутиевом мон. 20 Окт. 1857., из воспитанников Калужской Духовной Семинарии.
Иеромонах Митрофан, из духовного звания, пострижен в монашество в Боровском Пафнутиевом мон. 21 Ноября 1860 г., из воспитанников Калужской Духовной Семинарии, из Козельской Введенской Оптиной пустыни в Боровский Пафнутиев мон. перемещен 11 Сент. 1854 г.
Иеромонах Парфений, из духовного звания, пострижен в монашество в Боровском Пафнутиевом мон. 4 Дек. 1860 г., из воспитанников Калужской Духовной Семинарии. Умер 24 Марта 1866 г.
Иеромонах Маркелл, из казаков города Козельска, пострижен в монашество в Введенской Оптиной пустыни 7 Февр. 1837 г.; из Тихоновой пустыни 9 Ноября 1862 г. перемещен в Боровский Пафнутиев монастырь.
Иеромонах Арсений.
Иеромонах Флавиан, из духовного звания пострижен в монашество в Воскресенском Ново-Иерусалимском мон., 2 Февр. 1832 г.; перемещен из Мещовского Георгиевского мон. в Боровский Пафнутиев мон. 29 Сент. 1865., † 15 Окт. 1865 г.
Иеродиакон Виталий, из духовного звания, из воспитанников Калужской Духовной Семинарии.
Иеродиакон Афанасий, из духовного звания.
Исправляющий должность казначея Иеродиакон Григорий, пострижен в монашество в Боровском Пафнутиевом мон. 24 Дек. 1860 г.
Иеродиакон Анатолий.
Белый диакон Иоаким Азбукин, из духовного звания, определен в число братства указом от 4 Июля 1845 года.
Белый диакон Илия Обновленский, из духовного звания, определен в число братства указом от 31 Авг. 1862 г.
Белый диакон Никита Немешаев, из духовного здания, определен в число братства указом от 17 дек. 1862 г.
Белый диакон Афанасий Сахаров, из духовного звания, определен в число братства от 11-го Июня 1864 г., указом.
Монах Савва, из духовного звания, пострижен в Боровском Пафнутиевом мон., определен в число братства 20 Марта 1833 г.
Послушник Андрей Гречанинов, из духовного звания, определен в число послушников от 31 Авг. 1854 г., в действительного послушника 31 Дек. 1857 _г.
Послушник Феодор Ростиславов, из духовного звания, определен в число послушников 9-го Авг. 1857 г. из церковников Мосальского у., с. Тараскова; состоит в должности свечника по церковной продаже свечей.
Послушник Тимофей Голосов, из духовного звания, определен указом 22 янв. 1859 г. в число сверхштатных.
Послушник Павел Кедров, из духовного звания, определен в число послушников указом 10-го Окт. 1862 г. 1865 г. 24 Апр. уволен.
Послушник Николай Соколов, из духовного звания, определен указом 31 Мая 1862 г. 1866 г. Июня 30 уволен.
Послушник Андрей Никитин Смирнов, из мещан, определен указом 29 Янв. 1862 г. При часовне монастыря.
Послушник Алексей Рождественский, из духовного звания, определен 26 Мая 1860 г. 1865 г. 7 Июля уволен.
Послушник Егор Виноградов, из духовного звания, определен 26 Мая 1860 г. 1866 г. Февр. 12 уволен.
Послушник Гавриил Исполатов, из духовного звания, определен 14 Янв. 1864 г. 1865 г. 24 Апр. уволен.
Послушник Тимофей Попов, из духовного звания, определен 22 Марта 1865 г.
Послушник Александр Нечаев, из духовного звания, определен 12 Апр. 1865 г, в действительного послушника 20 Марта 1866 г. 20 Сент. того же года уволен.
Послушник Александр Никольский, из духовного звания, из Мещовского Георгиевского мон. в Боровский Пафнутиев 2 Авг. 1865 г. 1866 г. 24 Янв. уволен в отпуск и в монастырь не возвращался.
Послушник Яков Бережков, из духовного звания, из воспитанников Калужской Духовной Семинарии.
Послушник Феодот Чижов, из духовного звания, определен 7 Сент. 1865 г.
Послушник Алексей Низяев, определен 27 Сент. 1865 г.
Послушник Владимир Беляев, из духовного звания, определен 30 Сент. 1865 г. Уволен 1865 г. 19 Ноября – по болезни.
Иеромонах Арсений, из дворян, определен на больничную вакансию 16 Марта 1857 г., из воспитанников Московского Университета, из заштатных Малоярославецкого монаст.; перемещен в Боровский Пафнутиев мон.
Иеродиакон Алексий, из духовного звания, пострижен в монашество в Боровском Пафнутиевом мон. 12 Мая 1857 г.
Рясофорный послушник Василий Остров, из духовного звания, определен 20 Янв. 1843 г.
Послушник Дмитрий Каменский, из духовного звания, из воспитанников Калужской Духовной Семинарии.
Послушник Николай Иванов Соколов, из духовного звания, определен 26 Марта 1864 г.
Сверхштатные:
Послушник Феодор Елисеев Викторов, из крестьян, определен 14 Сент. 1865 г.
Послушник Иосиф Городенский, из духовного звания, определен 13 Окт. 1865 года, 1866 г. 8 Апр. уволен.
Послушник Иван Преображенский, из духовного звания, определен 18 дек. 1865 г.
Послушник Алексей Соколов.
Архимандрит Иринарх (в мире Василий Лавров) из духовного звания, пострижен 1834 г. 8 дек. при Киевской Дух. Акад., где окончил курс; 6 мая 1855 г. из инспекторов Орловской семинарии перемещен в Боровский Пафнутиев мон. на Иеромонашескую вакансию.
Наместник иеромонах Маркелл, из казаков г. Козельска, пострижен 1837 г. 7 февр. в Оптиной пустыни; из Тихоновой пустыни в Боровский Пафнутиев мон. 26 марта 1856 г., а 1881 г. определен наместником этой обители.
Иеромонах Азарий, из духовного звания, пострижен 1866 г. 12 дек., из Троицкого Лютикова мон. 1878 г. 20 янв. перемещен в Боровский Пафнутиев.
Иеромонах Анатолий, из казацких детей, пострижен 1862 г. 28 февраля.
Иеромонах Даниил, из духовного звания, пострижен 1866 г. 11 дек., из Троицкого Лютикова мон. в Боровский Пафнутиев 1880 г. 15 сентября.
Иеромонах Виталий, из купеческого звания, пострижен 1872 г. 13 апр. из. Белопесоцкого монас. Московск. епарх. 14 марта 1875 г. 1876 г. 13 мая рукоположен в иеромонаха.
Иеромонах Пафнутий, из духовного звания, пострижен 1872 г. 29 июня, из воспитанников Калужской Духовной Семинарии. В Боровском Пафнутиевом монастыре с 1871 г. 4 марта.
Иеродиакон Амвросий, из духовного звания, пострижен 1872 г. 22 июня, а 8 июля рукоположен во иеродиакона.
Иеродиакон Виктор, из духовного звания, пострижен 1866 г. 2 дек., из окончивших в Вифанской Дух. Семин., из Мещовского мон. в Боровский Пафнутиев 1880 г. 6 ноября.
Диакон Никита Немешаев, из духовного звания. 17 дек. 1862 г. определен в число братии Боровского Пафнутиева монастыря.
Монах Антоний, из мещан, пострижен 24 дек. 1867 г., принят в число послушников Боровского Пафнутиева мон. 1862 г. 29 янв.
Монах Нифонт, из мещан, пострижен 1872 г. 22 июня, определен в число послушников 12 июня 1870 г.
Монах Илиодор, из духовного звания, пострижен 1858 г. июля 20, из воспитанников Калужской Дух. Сем., из Троицкого Лютикова мон. перемещен в Боровский Пафнутиев 4 окт. 1874 г.
Монах Пантелеймон, из крестьян, пострижен 1880 г. 16 июля.
Монах Пафнутий, из солдат, пострижен 1884 г. 2 ноября.
Послушник Николай Цыцын, из крестьян, поступил в Боровский Пафнутиев мон. 1877 г. 15 ноября. Просфорник.
Больничные:
Иеромонах Поликарп, из духовного звания, пострижен 1836 г. 28 февраля.
Иеромонах Иосиф, из духовного звания, пострижен 1857 г. 20 окт., из воспитанников Калужской Духовной Семинарии.
Иеромонах Митрофан, из духовного звания, пострижен 1860 г. 21 ноября, из воспитанников Калужской Духовной Семинарии.
Вне штата:
Игумен Марк, из духовного звания, пострижен 1857 г., 7 сент., из воспитанников Костромской Дух. Сем., проживает в Боровском Пафнутиевом мон. с 15 дек. 1879 г.
Сверхштатные послушники, проживающие в этом монастыре:
Владимир Ростиславов, из дух. звания.
Дмитрий Зюков, из дух. звания.
Тихон Троицкий, из дух. звания; звонарь.
Алексей Покровский, из дух. звания; пономарь.
Кодрат Куркин, из мещан.
Иван Лазарев, из дух. звания.
Федор Никольский, из дух. звания, из воспитанников Калужской Дух. Семинарии.
Михаил Андреев, из купеч. звания.
Василий Иванов, из дух. звания.
Сергей Сергеев, из мещан.
Петр Иванов, из солдат.
* * *
О. Архимандрит Дионисий (в мире Яков Прокофьевич Никольский) в 1882 г. 26 мая указом Св. Синода определен наместником Боровского Пафнутиева первоклассного монастыря. В 1889 г. он утвержден настоятелем сего монастыря, в каковой должности состоит поныне.
Более подробные данные о личности о. Архим. Дионисия сообщены в ст. священника М. И–ва: «Торжество по случаю исполнившегося пятидесятилетия служения во священном сане настоятеля Боровского Пафнутиева первоклассного монастыря о. Архимандрита Дионисия».
С разрешения Св. Правительствующего Синода и Епархиального Начальства 2-го ноября 1891 г. настоятель Боровского Пафнутиева монастыря, о. архимандрит Дионисий праздновал свой пятидесятилетний юбилей со дня принятия священно-иноческого чина. Накануне празднования торжественно совершено было всенощное бдение рядовым святым и препод. Дионисию Глушицкому, имя которого воспринял юбиляр в монашестве...
Источник: Историко-археологическое и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря (Калужской губернии), в связи с историческим сказанием о преподобном Пафнутии Боровском чудотворце. https://azbyka.ru/otechnik/Leo...dotvortse/
Вкладная книга Тихоновой пустыни, в лист, в ветхом кожаном переплете, писана на простой бумаге полууставом, а в конце старинною скорописью. На обороте заглавного листа находится следующая надпись: «Книга, Пресвятой Богородицы честного и славного ее Успения Тихонова монастыря, вкладная. Лета (1666) списана с прежней вкладной книги слово в слово».
Дали вкладу:
Вклады
А) Царские.
Дано в сей монастырь, в дом Пречистой Богородицы честного и славного Ее успения и Преподобного отца игумена Тихона: великого государя жалованья, блаженной памяти государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея России, евангелие престольное письменное, в десть, оболочено бархатом зеленым, евангелисты басменные, позлачены, да ризы тафтяные, двоеличны, оплечье бархатное, зеленое, на золоте53.
В) Частные.
1) Дал вкладу сын боярский постник Уваров: евангелие печатное, напрестольное, в десть большие бумаги, оболочено бархатом рытым, по белой земле, травы червчатые. Да он же постник Уваров дал другое евангелие печатное, напрестольное, в десть, оболочено бархатеею, евангелисты медные; да псалтирь, книгу печатную, с возследованием, да епатрахиль, да поручи бархатные червчатые; да коня гнеда иноходца, да жеребца в вороне чала 5 лет. Да он же постник Уваров дал колокол весом десять пуд за 40 рублей.
2) Дал вкладу Роман Афанасьевич Бегичев ризы камчатые рудожелтые, оплечье атлас золотной, по лазоревой земле, опушка дороги полосатая. Да коня, рыжа за 15 рублей. Да к образу Успения Пречистой Богородицы пелену камчатую червчату на золоте, обложену атласом пестрым по белой земле. Да епитрахиль, да поручи, той же камки. Да он Роман Бегичев, по Илье Дмитриевиче Бегичеве дал коня гнедого белоногого за 30 рублей.
3) Дал вкладу Ефим Клементьевич Бегичев коня солового за 15 рублей, да он же Ефим Бегичев, дал коня в темно бура, задние ноги по щетку белы, да по сыне своем убиенном Василии Ефимовиче дал жеребца, литовских лошадей, вороного 4 лет за 40 рублей при игумене Ионе (упом. под 1661,1672 и 1680 годами).
4) Дали вкладу, боярина Иоанна Никитича Романова, калужской вотчины села Спаскова крестьяне Феодор, да Фома Михайловы, дети Санины, в соборную церковь Пресвятой Богородицы Успения иконы деисус с праздники обще. Да они же, Савва с братом Сергием, дали на церковное строение 5 рублей. Да в 1661 году, по приказу Сергиевой жены Дарьи Феодоровой, дано вкладу образы деисус складни большие во окладе серебряном позлащены резные с каменем, при игумене Ионе.
5) Дал вкладу Феодор Львович Вельяминов два коня, да сайдак, да толунбас, да епанчу настрафильную лазореву. Да жена его Акулина Михайловна дала 2 рубля денег на Чудотворцеву Тихонову гробницу, да скатерть браную.
6) Дал вкладу Григорий Петрович Барышников, во иноцех Герасим, крестьянина своего вотчинного Ульяна Афанасьева с женою и детьми и со всеми животы, да он же дал пятеры пчелы (т. е. колод), да мерина рыжа. Да сын его Василий Григорьевич Барышников дал вкладу на церковное строение 10 рублей, да образ Пречистой Богородицы умиление в окладе, венец и цата резные позолочены, да крест на черном древе в серебре, да свеща поставная с красками пред Тихоном Чудотворцем, да котел винной с трубою, да епанча полрчатая белая, да 3 четверти ржи.
7) Дал вкладу Поклеп Юрьевич Наздрынин, во иноцех Феодосий, котел винный, да оловянник, две сковородки белые, да сковородку черную, да два блюда белые.
8) Калужанин Иоанн Карпов, сын Иконник, во иноцех Иосиф, вместо вкладу написал пророки, два образа местных Тихона чудотворца, да Пятницы Парасковии.
9) Дал вкладу Кирьяк Иванович Мамкиев икону, а в той иконе вставлена кость инороговая. Да он же Кирьяк приложил ко образу местному Успению Богородицы крест, камень аспис в серебре позлащен, вырезано Распятие Христово, а на нем три жемчуга, да два камня червчата, да паникадило медное цена 2 рубля; да на престоле индитью сатынь пестрая, да пояс шелковый с кистью, да колокол малый в полпуда, да блюдо на святую воду, медное, турецкого дела, при игумене Иродионе и при строителе Герасиме. Иван, да Онуфрий Кирьяковичи Мамкиевы поставили в дом Пречистой Богородицы и чудотворца Тихона царские двери, да икону Страшного Судища Христова на великой дске 180 (1672) году за 20 рублей.
10) Сего монастыря слуга Иван Осипов дал вкладу три рубля на царские двери.
11) Калужский посадской человек Григорий Левин дал вкладу коня рыжа лыса, да миску медную, полужену, турское дело.
12) Дал вкладу москвитин кадашевец Флор Меркулов два колокола зазвонных, да псалтирь с восследованием печатную.
13) Дано вкладу по слуге монастырском по Стефаны Вишняковы двои пчелы (т. е. колоды), да свирепа чала.
14) Калужанин Покровский поп Феофилакт, да сын его Тимофей дали вкладу книгу письменную, в десть, Иоанна Златоустого, годовую за 5 рублей; да он же поп Тимофей переплетал вновь 5 книг печатных дестевых:
Правило святых отец (сиречь кормчую), евангелие Киевское, апостол, псалтирь с возследованием, октай 5 гласа с прикладом за 3 рубля, кроме иных книг малые починки, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
15) Дал вкладу боярина Ивана Никитича Романова крестьянин села Таваркова Лаврентий Никифоров сын, кадило, да пчелы.
16) Дали вкладу калужане, посадские люди Мартин да Василий, да Дмитрий Ивановы, дети Билоглазовы, на святые ворота 5 рублей денег.
17) Сего монастыря игумен Феодосий дал вкладу книгу Минею общую, печатную в десть, цена три рубля с полтиною, да книгу потребник печатный в десть цена 2 рубля 10 алтын, да книгу пролог скорописный цена 2 рубля, да ризы полотняные лазоревые, оплечье бархат черный, поручи того же бархата, епитрахиль выбойка турская, да 5 рублей денег, да на церковное строение 8 рублей.
18) Сего ж монастыря крестьянин деревни Фроловой Никита Губин дал вкладу двои пчелы.
19) Калужанин соборной церкви Живоначальной Троицы поп Мефодий, во иноцех Макарий, дал вкладу на церковное
строение 5 рублей денег, да псалтирь с возследованием, печатную.
20) Сего монастыря старец Нифонт дал вкладу ризы ценинные, оплечье алтабасное, по гвоздишной земле.
21) Дал вкладу старец Самойла ризы миткалиные, оплечье камка на золоте.
22) Боярина Никиты Ивановича Романова, дворовый сын боярской Михаил Быков дал вкладу, котел железный, пивной, ценою 8 рублей, да он же дал свирепу солову за 8 рублей.
24) В 162 (1654) году дали вкладу Мелетий с братьями Захарьевы, дети Чернышевы, по отце своем коня ворона сросла за три рубля.
25) В том же году дал вкладу покровский поп Порфирий Александров коня гнеда 7 лет.
26) В том же году дал вкладу Ермолай Григорьевич, Бигичев, коня гнеда с седлом и с уздою 7 лет за 15 рублей при игумене Феодосии и при келаре Вассиане и при прочей братии, и за тот его вклад постригли при игумене Феодосии и прочей братии, и положен в монастыре, а во иноцех схимник Ефрем.
27) 163 (1655)] году дал вкладу боярина Никиты Ивановича Романова послуживец Григорий Бурцов 10 рублей денег, да два мерина за 10 рублей.
28) Того же году дал вкладу калужанин посадский человек Илия Фирсов мерина бура звездачол белоноса за 13 рублей.
29) Того же году дал вкладу калужской посадской человек Феодор Коренев 10 рублей денег.
30) Того же году дал вкладу калужский посадской человек Борис Иконник 5 рублей денег.
31) Того же году вдовый поп Фома из Савинова мерина каракула за 7 рублей.
32) Того же года дал вкладу патриарший сын боярский Григорий Денисов 6 рублей денег, да нынешнего 1670 года дала вкладу вдова Татьяна Михайлова дочь по муже своем Иоанне Деннсьеве Васильеве коня деда за 30 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и прочей братии.
33) Того же году (1655) дал вкладу сего монастыря старец Вассиан 4 рубля, да пчелы.
34) Того же году дал вкладу москвитин гостиные сотни Иван Федоров, сын Белозерцов, Евангелие напрестольное печатное в десять, оболочено бархатом, зеленым по обрезу заложено.
35) В 165 (1657) году дала вклады Акилина Михайловна Челищева ризы дорогильные лазоревые, оплечье бархатное по зеленой земле на золоте, да племянник ее Ульян Козьмич Челищев дал в церковь Николая Чудотворца в деисусы 4 рубля, да в колокол 2 рубля, да стихарь дорогильный, оплечье атлас червчатой цветной цена 3 рубля.
36) Того же году дал вкладу Василий Иванович Колычев ризы бархательные, оплечье атласное с травами по белой земле, да поручи того же атласу, да четыре подсвечника медных.
37) 166 (1658) году дал вкладу старец Никандр Бигичев коня соврася за 10 рублей.
38) Того же году дал вкладу старец Даниила 7 рублей денег.
39) Того же года дал вкладу старец Вассиан 6 рублей денег.
40) Того же году дал вкладу сего монастыря слуга Михаила Вишняков свирепу коуру за 7 рублей.
41) 168 (1660) году дал вкладу медынец Савва Петрович Ефремов два коня гнеда, да рыжа, да камку червчату и в оплечьем за 30 рублей.
42) Того же году дала вкладу Васильева жена Чернышова Прасковья Мартиновна коня гнеда за 25 рублей. 182 (1674) года ноября в 9 день дала она же, Прасковья Мартиновна, по детях своих по Никите Васильевиче конь соврас, да по Григории Васильевиче коня мухорт, а оба они коня за 40 рублей.
43) 170 (1652) году дал вкладу князь Симеон Петрович Барятинский 10 рублей денег.
44) Того же году дал вкладу Ромадановской волости Яков Ананьев 5 рублей денег.
45) Того же году дал вкладу калужанин Стефан Авдиев 2 рубля.
46) 170 (1662) году дал вкладу Воскресенской поп Симеон, что в Лисине, 5 рублей денег.
47) Того же году дал вкладу сего монастыря крестьянин Иван Иванов, сын Савелов, мерина савраса за 5 рублей.
48) 171 (1663) году дал вкладу Ульян Козьмич Челищев коня за 30 рублей при игумене Ионе.
49) 177 (1669) году дал вкладу он же Ульян Кузмич Челищев коня светло рыжего, цена 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и прочей братии.
50) Того же (1663) году дал вкладу с песочни Стефан Козьмин двое пчелы.
51) Того же году дал вкладу старец Мефодий пчелы.
52) 174 (1666) году дали вкладу калужане посадские люди Дмитрий с братьями Тимофеевы, дети Алферова, коня рыжего за 20 рублей, да 10 рублей денег в колокол, при игумене Ионе и при келаре Аврамии.
53) Того же году дал вкладу калужский посадский человек Никифор Иванов Писарев, коня коура 8 лет за 13 рублей, при игумене Ионе и келаре Авраамии.
54) Того же году дали вкладу калужские посадские люди Данила, да Мефодий Евсиевы мерина за 10 рублей, при игумене Ионе и келаре Аврамии.
55) Того же году дал вкладу калужанин посадский человек Яков Никонов, сын Тишков, ризы камчатные белые, оплечье бархат червчатый на золоте, опушка дороги полосатая, да поручи тех же риз оплечья, пуговицы серебряные позолоченные, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
56) Того же году дал вкладу калужанин келарь старец Авраамий Никифоров, сын Мартынов, стихарь атласный цветной, оплечье бархат туасиный на золоте, опушка красная камка с бахромою шелковою зеленою, да орарь участковый красный, опушен камкою желтою травчатою, кисти желтые с золотом, да поручи того же стихаря оплечья, пуговицы серебряные позолочены за 15 рублей при игумене Ионе; Да он келарь дал в колокола 2 рубля. Да он же – Авраамий построил по обещанию образ Николая Чудотворца, да житие его в киоте, да к тому же образу приложил окладу венцы, да гривны, к Спасу и Богородице, да к Николаю Чудотворцу гладкие серебряные позолоченные, при игумене Ионе и прочей братии. Да сын его Григорий Мартынов дал книгу ирмологий за полтину.
57) Того же году дал вкладу калужанин посадский человек Кондрат Евтихеев, сын Хлебников, колокол 10 пудов за 50 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии Мартынове.
58) Того же году дал вкладу Лаврентьева монастыря пострижник черный диакон Герман книгу псалтирь с восследованием печатную за 4 рубля, да денег в книги Минеи, да в колокол 16 алтын.
59) 175 (1667) году дал вкладу Пазной Васильевич Хохлов по жене своей Акилине Поликарповне, ризы камчатные лазоревые, камка оплечье участковое за 10 рублей. Да он же Пазной Хохлов дал по пасынку своему Пимене Иванове, сын Шеметков, мерина в гнеде бурого за 10 рублей, при игумене Ионе и келаре Авраамии.
60) Того же году дал вкладу Адриан Иванович Есипов коня карего за 20 рублей, при игумене Ионе и при келаре
Авраамии и прочей братии 1679 года понем же Адриане Ивановиче дан конь гнедой за 10 рублей.
61) Того же гду дал вкладу Иерофей Софронович Чернышев коня каура за 15 рублей по Григории Кукаринове.
62) Того же году дал вкладу стольник Федор Григорьевич Ртищев кобылу рыжую за 5 рублей.
63) 176 (1668) года дал вкладу Василий Андреевич Волчков коня гнедого в пеге за 10 рублей.
64) Того же года дала вкладу Агафья Юдична Ивановская, жена Захарова, коня серого за 10 рублей.
65) 182 (1674) году февраля в 1 день дал вкладу Иван Иванович Плюсков коня бурого за 20 рублей, при игумене Ионе и при келаре старце Авраамии и при казначее старце Леонтии и при прочей братии.
66) 176 (1668) году дал вкладу старец Моисей Фомин Шостов коня темно серого за 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при казначее Киприане. Да он же Моисей, когда был в миру, (1648 г.), дал вкладу коня рыжего за 15 рублей, при игумене Феодосии, при келаре Авраамии и при казначее старце Пафнутии.
67) 179 (1669) году сентября в 6 день по обещанию стремянной конюх Андрей Осипович Полозов положил покров на Тихона Чудотворца черного бархата кружево золотое кованное, слова галунь серебряный подложен киндяком лазоревым, а цена покрова 11 рублей 17 алтын 4 деньги.
68) 179 (1669) году октября в 1 дня дал вкладу в колокол Василий Деменьтьевич Ладыженский денег 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии.
69) 191 (1683) году сентября в 1 день дал вкладу дворянин Феодор Иванович Щербачев денег 50 рублей, при игумене Ионе и при келаре старце Авраамии и при прочей братии.
70) 173 (1665) году дал вкладу деревни Комелгиной крестьянин Устин Емелъянов котел медной поваренной за 5 рублей, да в колокол рубль, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и прочей братии.
71) 178 (1670) году дал вкладу Воротынского уезда дворянин Никифор Мелентьевич Крадыкин коня сера пега за 5 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии. Да он же Никифор дал денег в прибавку 5 рублей, да ржи 12 четвертей с полу осьминою, цена ржи за четверть по 10 алтын с полу гривною, да пшеницы 3 четверти калужской меры. И того стало за рожь и за пшеницу, цена за пшеницу по 16 алтын по 4 деньги. Итого всего денег 5 рублей 25 алтын 2 деньги и за тот его вклад его Никифора постригли; да приложил венец к местной иконе Богородицы Одигитрии, что у царских дверей, серебряной позолочен, весом 10 золотников, ценою 5 рублей с полтиною.
72) 175 (1669) году мая в 3 день дал вкладу Мартин Анисимов, сын Лотерев, пречистой Богородицы Успения и Тихона чудотворца коня савраса белогуба цена 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при казначее старце Фалалее, при соборном старце Сергии.
73) 177 (1669) году августа в 19 день дал вкладу Матвей Агапович Албучев жеребца бура 6 лет, а цена тому жеребцу 20 рублей, при игумене Ионе и при прочей братии.
74) 7206 (1698) году сентября в 30 день дал вкладу Ермолай Данилович, поотце Даниле Яковлевиче Мишукове, коня бура с седлом и с саблею гишпанской работы и узду окладену медью, при наместнике Гервасии.
75) 178 (1670) году июня в 26 день дал вкладу Иван Иванович Кирикрейский, побрате своем, по-Василии Ивановиче, коня, цена 15 рублей, при игумене Ионе и при келаре старце Авраамии и при прочей братии.
76) 178 (1670) году октября в 15 день дал вкладу Иван Лукьянович Унковский коня сера, а цена 5 рублей.
77) 179 (1671) году апреля в 9 день калужанин посадской человек Исидор Сысоев с братьями дали вкладу, поотце своем Сысое Иванове, мерина бура за 8 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии.
78) 181 (1673) году октября в 16 день дал вкладу Василий Иванович Греченинов, по отце своем Иване, коня гнеда за 20 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии; да того же числа поставили икону Пресвятой Богородицы Казанская в окладе венец и гривна резные позолочены полубасменны; жена его, Иванова, Елена Ивановна с пасынком своим Василием Ивановичем, в киоте с притворы.
79) 182 (1674) году июня в 20 день дал вкладу калужанин посадский человек Феодор Никонов, сын Акулов, сосуды серебряные вызолочены по местам и блюдца и дискос, лжицу и копие и звезду, а цены тем сосудам 27 рублей, при игумене Ионе и при келаре и при черном священнике Сергии и при прочей братии, а весу в тех сосудах 2 фунта 29 золотников.
80) Того же году марта в 1 день дал вкладу города Белева Стефановский вдовый поп Митрофан кобылу буру срослу, да сундук окованной ветчаной за 7 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при черном попе Сергии и с братией.
81) 183 (1675) году мая в 4 день дали вкладу Василий, да Иван Ивановичи Торбиевы 15 рублей денег.
82) 184 (1676) году декабря в 20 день дал вкладу старец Кирилла Киприанов денег 10 рублей.
83) (1670) году дал вкладу Михаил Борисович Мансуров 50 рублей денег; да он же Михаил Борисович 184 (1676) году прислал вкладку коня савраса, за 20 рублей.
84) 185 (1677) году дал вкладу калужанин посадский человек Козьма Юръев кобылу, цена 10 рублей; да дед его Феодор с братьями дали на церковное каменное строение денег 5 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии.
85) Того же году дал вкладу калужанин посадский человек Арсений Иванов, сын Долгой, кандею, ценою 5 рублей, да две лошади цена 17 рублей; да он же Арсений, во иноцех Авраамий, дал на церковное строение денег 5 рублей.
86) 186 (1678) году дал вкладу старец Моисей денег 10 рублей со отцом его Варсанофием, да он же Моисей дал блюдо оловянное, весу 3 фунта, а в 198 (1690) году он же старец Моисей построил местную икону Преображения Господня, и икону Распятия Господня и икону трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, по родителях своих; и им же, старцем Моисеем, построена лампада серебреная пред Распятием Господним, что вверху, весу в ней фунт 10 золотников. Да в нынешнем 200 (1662) году, как его, старца Моисея, не стало, поставлен образ Пречистой Богородицы Одигитрии обложен серебром, оклад белый гладкий и венец с короною и гривна, да псалтырь со восследованием, да 50 рублей денег в колокол дано.
87) Того яге (1678) году дал калужанин посадский человек Михаил Иванов коляску, цена 40 алтын.
88) 188 (1680) году дал вкладу старец Фома Кондратьев денег 3 рубля.
89) Дал вкладу стольника Венидикта Яковлевича Хитрово, человек его Савва Агиев, по отце своем, коня чубара сросла за 6 рублей.
90) Дал вкладу стряпчего Кириона Ивановича Самаринова, человек его Яков Иванов, кобылу пегу за 5 рублей; да он же Яков, во иноцех Иоасаф, дал на церковное строение денег 4 рубля, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
91) 188 (1680) году дал вкладу Ярославецкого уезда Малого, церкви Козьмы и Дамиана, что на Взломе, священник Епифаний Давыдов, по прозванию Сахарь, с детьми своими, коня гнедого ногайского, цена 6 рублей, да полтину денег, да стол, цена 20 алтын, да пчелы, да сын его архангельского собора священник Власий дал в иконостас полтину.
92) 189 (1681) году июня в 1 день дала вкладу вдова Татьяна Фотеевна, по муже своем по Петре Агаповиче Албучеве, коня гнеда пега, цена тому коню 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии.
93) Того же году дал вкладу Никита Евстратьевич, сын Маслов, кобылу буру, цена 3 рубля, при игумене Ионе и при келаре Авраамии и при прочей братии.
94) Того же году дал вкладу Мещевского уезда, Матвей Иванович Барышников на церковное строение каменное денег 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
95) Того же года февраля 16 дня дал вкладу Филипп Васильев сын, портной мастер, денег 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
96) Того же году августа во 2 день дал вкладу Калужского уезда Ромадановской волости церкви Николая Чудотворца села Чижовки священник Евстигней Симеонов котел винной с трубою подержанной, а весу в нем 30фунтов, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
97) 191 (1683) году дал вкладу Калужского уезда дворянин Борис Ермолаевич Бигичев, коня рыжа лыса с хомутом и санями и с полостью лазоревою, да попону коцу ветха, да коляску обита вся кругом кожею, гвоздем луженым за 15 рублей, при игумене Иове и при келаре Авраамии и за тот его вклад его Бориса постригли, а в иноцех инок Боголеп.
98) Того же году дал вкладу Лаврентий Васильев, сын Никонов, коня савраса за 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
99) Того же году дал вкладу на церковное каменное строение Артемий Иванов, сын Блохин, 16 алтын 4 деньги.
100) Того – же году дал вкладу Василий Васильев, сын Дуров, денег 5 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии, и за тот его вклад Василия постригли.
101) Того же году Февраля в 19 день дал вкладу Мещевского уезда церкви Николая Чудотворца, что в Бышковичах, поп Леонтий, денег 5 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии, и за тот его вклад мы в монастыре постригли.
102) Того же году дала вкладу Татьяна Васильевна дочь, по муже своем по Василии Ивановиче Гречанинове, коня бура, цена 10 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
103) Того же году дал вкладу стольник Иван Семенович Кондырев в церковь каменную Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, царские двери на золоте с сенью все резные, а на затворах евангелисты письменные, а промену те царские двери даны 45 рублей, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
104) 192 (1684) году декабря в 19 день дал вкладу стольник Феодор Авраамович Лопухин денег 10 рублей на церковное каменное строение, при игумене Ионе и при келаре Авраамии.
105) 199 (1691) году декабря в 20 день дал вкладу стольник Феодор Харлампъевич Лопухин в Тихонову пустынь лошадей: два мерина игрень, да гнедой, а цена 8 рублей.
106) 192 (1684) году августа в 15 день калужане посадские люди Артемий Иванов, сын Алиев, да Василий Васильев, сын Афончиков, сделали к гробнице к чудотворцу Тихону
железную полуженную решетку вкладу за 5 рублей, при наместнике иеромонахе Исаии.
107) 193 (1685) году января в 10 день дала вкладу Дарья Иванова дочь, помуже своем по-Матвее Иванове, сыне Барышникове, коня сера за 5 рублей, при наместнике иеромонахе Исаии.
108) 195 (1677) году февраля в 22 день, дал вкладу покров на Тихона Чудотворца бархатный таусинный, обложен атласом зеленым, крест, кружево серебреное, князь Савин Симеонов Горчаков, по душе матери своей княгини Неонилы, княжь Симеоновской жены Горчакова, при наместнике иеромонахе Исаии.
109) 197 (1689) году дал вкладу гостинной сотни Илья Иевлев, сын Шерстнев, ризы, да поручи двои, да пелену большую.
110) Дал вкладу калужанин посадский человек Гавриил Захарьев сын на церковное строение 5 рублей.
111) 197 (1689) году апреля в 17 день дал вкладу села Карамышева, деревни Ефанова Прокопий Антонов, сын Щербаков, по себе и своих родителях, образ Пресвятой Богородицы в оклады, на той же иконе и преподобного Пафнутия и два котла винных, и кобылу бурую, в вечный поминок.
Далее следует: а) вклады конца 17 столетия, преимущественно калужских посадских людей, на иконостас во вновь построенную каменную соборную церковь Преображения Господня и б) несколько вкладов начала 18 столетия (до 1740 годов), незначительных, по своей ценности.
* * *
53 Вклад, сей примерно относим к 1580 году.
Источник: Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни / Сост. И.Л. - Изд. значит. испр. и доп. по первоисточникам и главнейшим пособиям под ред. [и с предисл.] И. Токмакова. - Москва : «Русская» типо-лит., 1892. - [6], 344 с., 8 л. ил. (Авт. установлен по изд.: Масанов, И.Ф. Словарь псевдонимов. М., 1957. Т. 2). https://azbyka.ru/otechnik/Leo...pustyni/18
(1870/1877 — 23 августа 1937) Родился в деревне Волое Жиздринского уезда Калужской губернии. Был справедлив, богобоязнен и удалялся от зла. Имел хорошее хозяйство. В анкете арестованного, что заполняли на Дроздова в НКВД так сказано: «социальное происхождение — из зажиточных крестьян». По вероисповеданию был Никита Дроздов православным христианином-старообрядцем белокриницкого согласия, противоокружником[1]. Деревня, где он родился, сейчас в Кировском районе находится. Она издавна была заселена старообрядцами. После 1905 года, когда Николай Второй подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости», в деревне стали строить каменный храм. Он был освящен во имя Николы Чудотворца. 27 августа 1912 года еп. Иоасаф Калужский рукоположил к нему настоятелем Никиту Дроздова. В ноябре в Волом прошло собрание общины и отца Никиту избрали председателем её совета. О. Никита прослужил в Никольском храме почти двадцать лет.
Последние семь лет жизни одни невзгоды ему выпадали. Еще в 1929-ом году священника осудили на один год лишения свободы по обвинению в контрреволюционной агитации, за сотрудничество с «кулаками». Заключение отбывал в Брянской ИТК. Потом находился в ссылке. В 1930 г. у семьи священника, не сумевшей выплатить индивидуальный налог на единоличников, были отобраны дом и хозяйство. Супруга священника была осуждена на девять месяцев лишения свободы, заключение отбывала в Кирове (Калужская область). Когда в деревне началось выселение «кулаков», Дроздовых тоже собирались депортировать, но вдруг неизвестно почему оставили. Освободившись, отец Никита поселился в церковной сторожке. Служба в Никольской церкви была возобновлена. Перемены, произошедшие в стране, священника будто и не касались. Отец Никита не стал ни к чему приспосабливаться, ничего в повседневном своем быте не изменил, дням вел счет по старому стилю. Власть местную презирал. Как-то в начале 1937-го к храму пришли председатель сельсовета и врач («медкомиссия»). Попросили церковь им открыть. Отец Никита ответил, что нет ключей. Велели ему сходить за ними. Дроздов отказался: вам, мол, нужно, сами возьмите у сторожа. Стали отношения выяснять. Священник не сдержался и послал «гостей» подальше, по самому прямому адресу… Он был не святым, а простым человеком. Когда Дроздова арестовывали, нашли при обыске несколько клочков бумаги с половину обыкновенной тетрадной страницы каждый. Это было стихотворение, написанное по-древнерусски. Внизу стояла приписка, ясно указывающая на авторство: «Писал сие стихотворение Дроздов К.Н.», то есть сын отца Никиты — Кузьма. Содержание оказалось (для тех времен именно оказалось, а не «показалось») явно «контрреволюционным», и следователь, когда вчитывался, даже подчеркнул красным карандашом несколько первых строк. Стихотворение дало повод для одного из самых «жутких» обвинений против священника: что он «воспитывал детей в религиозном духе». Это расценовалось как «контрреволюционная деятельность». Имелись ввиду дети не только самого священника, но вообще деревенские. — Многие ребята ходят ко мне причащаться и исповедоваться, — записал потом следователь за отцом Никитой на допросе, — при этих исповедях было много случаев, что я накладывал на ребят епитимии, давал им делать ежедневно по пять поклонов за различные, с нашей точки зрения, погрешности, в частности, за танцы и т.д. О том, чтобы не ходить в клуб или на демонстрации я никогда не говорил. Такой неотъемлемой частью духовной христианской жизни, как епитимия — поклоны с молитвой, назначаемые священником, следствие интересовалось особо. Это выставлялось как… «издевательство над детьми». Еще одно из выдвинутых против Дроздова обвинений состояло в том, что он… «в 1936 году в массовый разгар обработки льна проводил часто религиозную службу с целью отрыва колхозников-верующих от работы». 11 августа 1937 тройкой УГБ УНКВД Западной области отца Никиту приговорили к высшей мере. Предъявленных обвинений не признал. Приговор был приведен в исполнение 23 августа 1937 г. 5 мая 1989 г. отец Никита был реабилитирован прокуратурой Калужской области. Пострадали и сыновья о.Никиты Дроздова. Старший, Дроздов Акиндин Никитович, рабочий колхоза «Мощный трактор» отсидел пять лет. Дроздов Макар Никитович (род. 1904 или 1907) осужден был через три месяца после вынесения приговора отцу на десять лет лагерей. Кузьму Дроздова тогда обошла беда. На допросе отец занизил его возраст, хотя, возможно, его не тронули по другой причине. По данным кировского райвоенкомата, откуда Дроздов Кузьма Никитович призывался на фронт, родился он в 1920-ом. Парень пропал без вести в первые дни войны, в июле 1941-го… В годы войны в воловском храме немцы устроили склад боеприпасов. В 1944-ом вернувшиеся из эвакуации деревенские жители нашли его разрушенным. Сейчас на месте Никольской церкви стоит просторный дом, разгороженный внутри на отдельные кабинеты. Табличка у двери свидетельствует, что это «Воловский медицинский пункт». Сегодня приход в селе возрождается. На Николу Летнего в 1999 году старообрядческий митрополит Алимпий освятил здесь небольшой новый храм. В доме, который был отведен для него, раньше располагался магазин[2]. ________________________________________ [1].См.: https://ruvera.ru/neokrujniki; [2].Об освящении храма в Волом см. календарь РПСЦ на 2000 год. М. Издание Московской и всея Руси РПСЦ. С. 111.
Отрывок из статьи "Черты к портрету митрополита Белокриницкого Кирилла (Тимофеева)"
... 3 января 1849 года митрополит Кирилл учредил Симбирскую кафедру и рукоположил первого епископа на Россию — Софрония (Жирова), дав ему поручение управлять всеми делами в стране до учреждения Московской Архиепископии. Софроний происходил из семьи крестьянина села Пурсовки Боровского уезда Калужской губернии. Впоследствии выяснилось, что кандидатура Софрония оказалась неудачной. Он оказался неуправляемым, самовластным человеком, и натворил много бед. Однако надо понимать, что никакой информации о кандидатах, присылаемых из России, у митрополита Кирилла не было, а выдерживать и проверять человека годами, как сейчас часто происходит в старообрядческих согласиях, по вышеуказанным причинам не было возможности...
Ларионова Татьяна Илларионовна, настоятельница рогожского женского монастыря
Отрывок из статьи "Роль женщины в старообрядчестве"
В 2019 году исполнилось 200 лет со дня рождения последней настоятельницы рогожского женского монастыря инокини-схимницы Таисии (Татианы Иларионовны Ларионовой; 1819 — 7 ноября 1915).
Будущая настоятельница происходила из крестьян-старообрядцев деревни Шатрицы Медынского уезда Калужской губернии. С молодых лет ее тянуло к иноческой жизни, и, как только родители дозволили, она поселилась в женском монастыре близ слободы Клинцы. В 1860 х гг. этот монастырь был разорен властями, и она прибыла в Москву, где на Рогожском кладбище создала женский общежительный скит на 20 человек, приняв в то же время (ок. 1867 г.) иноческое пострижение...
... Игуменья Таисия в этот период старалась, чем могла, помочь священнослужителям, попавшим в узы, смягчить условия их заключения и наладить их связь с внешним миром...
... Все духовные лица старообрядчества почитали за великую честь побывать в скиту матушки Таисии, повидаться с ней и послушать ее благочестивые беседы. Число ее евангельских дочерей исчислялось многими десятками. О ней говорили: «В скиту мать Таисия ввела строгий устав, являясь сама прежде всех строжайшей исполнительницей его и отличаясь строго воздержанной жизнью»...
Покровский Михаил Васильевич Год рождения 1879 Место рождения Калужская губ., Жиздринский у., д.Закеево священник
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
Служение Калужская о., Дзержинский (Бухаринский) р., с.Маковцы, церковь Казанской иконы Божией Матери священник Год окончания 1937 Аресты Калужская о., Дзержинский р. (Бухаринский) р., с.Маковцы 27/10/1937 Был арестован и проходил по делу вместе с архимандритом Евфросином (Фоминым), священниками Петром Федоровичем Смирновым, Павлом Ивановичем Волочковым и др. Осуждения тройка при УНКВД СССР по Смоленской обл. 20/11/1937 Обвинение "антисоветская деятельность" Статья ст.58–10 УК РСФСР Приговор высшая мера наказания — расстрел Групповое дело "дело архимандрита Евфросина (Фомина) и др., Калужская обл., 1937г." ->
Кончина
1938 День 8 Месяц 1 расстрел Место Калужская о., г.Медынь Расстрелян 8 января 1938г. вместе с архимандритом Евфросином (Фоминым) и др. Место захоронения неизвестно
Волочков Павел Иванович Год рождения 1894 Место рождения Смоленская губ., Краснинский у., с.Викторово Служение Калужская о., Дзержинский р. (Бухаринский) р., с.Карамышево, церковь Рождества Христова священник Должность настоятель Год окончания 1937
Аресты Калужская о., Дзержинский р. (Бухаринский) р., с.Карамышево 27/10/1937 Осуждения тройка при УНКВД СССР по Смоленской обл. 20/11/1937 Статья ст.58–10 УК РСФСР Приговор 10 лет ИТЛ Групповое дело "дело архимандрита Евфросина (Фомина) и др., Калужская обл., 1937г." -> Проходил по делу вместе с архимандритом Евфросином (Фоминым), священниками Петром Федоровичем Смирновым, Михаилом Васильевичем Покровским и др. Приговорен к 10 годам ИТЛ. Дальнейшая судьба неизвестна
Смирнов Петр Федорович Год рождения 1882 Место рождения Москва священник По данным [1] отчество — Федотович, год рождения 1880 Служение Москва, священник. Год окончания 1933 Осуждения: ././1933 Приговор высылка из Москвы в Калужскую обл. Служение Калужская о., Дзержинский (Бухаринский) р., с.Адамовское, Георгиевская церковь священник Год начала 1933 Год окончания 1937 Месяц окончания 10
Аресты Калужская (Смоленская) о., Дзержинский (Бухаринский) р., с.Адамовское 27/10/1937 Осуждения тройка при УНКВД СССР по Смоленской обл. 20/11/1937 Статья ст.58–10 УК РСФСР Приговор высшая мера наказания — расстрел Групповое дело "дело архимандрита Евфросина (Фомина) и др., Калужская обл., 1937г." -> Арестован вместе с архимандритом Евфросином (Фоминым) и другими священнослужителями Калужской обл. https://martyrs.pstbi.ru/bin/n...xcAWsmBH6*