Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Как это было?

Для лучшего понимания того, как могли жить наши предки.

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: G_Spasskaya
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
Сюда буду приносить из разных источников свидетельства того, КАК ИМЕННО могли жить наши предки. Что считали само собой разумеющимся, или, наоборот, недопустимым - ведь эти нормы в обществе сильно меняются со временем...
Все то, что сложно почерпнуть из архивных документов, но что иллюстрирует жизнь прошлого времени...
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
Вот, например, свадьба... Как мы сейчас упираемся, чтобы найти венчание, не понимая, где искать, когда искать... И как счастливы, когда находим...

И привычны нам два варианта, бытующих параллельно сейчас - или глобальное красивое мероприятие, обычно все-таки однодневное (примерно такое: приезд жениха к невесте, отправление в ЗАГС, прогулка фотосессия, банкет где-то в ресторане или кафе), или тихое и незаметное "пошли в ЗАГС и расписались". В любом случае - это день, причем почти любой, но преимущественно выходной.

А как было у наших предков? Вот, например, отрывок из пособия по народной художественной культуре под ред.Т.И.Баклановой (кому надо, найдет в сети и посмотрит, на базе каких источников оно было написано):

До начала XX столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживаются две резко контрастирующие части: церковный обряд венчания и непосредственно свадьба - веселый семейный обряд, уходящий корнями в далекое прошлое. Церковь признавала только брак, ею освященный. В глазах же крестьян брак не считался действительным, если совершалось только венчание, но не отмечался традиционный свадебный пир. Интересно то, что и феодалы вплоть до князей и царей соблюдали наряду с церковными и народный свадебный обряд. Не случайно великокняжеские и царские свадьбы XVI -XVII веков во многом сохраняли черты традиционного свадебного обряда.При рассмотрении основных элементов свадебного обряда необходимо сделать следующие оговорки. Земля русская велика, поэтому бесконечно разнообразны ее природные условия, национальные черты, этнические различия бытового уклада народа. Совершенно очевидно, что и особенности свадебной обрядности будут в полной мере определяться и варьироваться в зависимости от этих условий, представляя собой разнообразные и неповторяющиеся варианты. Поэтому рассматривать данную проблему необходимо не абстрактно, а соблюдая строгую приуроченность к конкретному месту, времени и сословию, для которого он характерен. Подобный подход представлен в книге Д. М. Балашова и др. «Русская свадьба», где подробно описан свадебный обряд крестьянства восточной части Вологодской области конца XIX века. К сожалению, в данном учебнике мы не можем придерживаться этого основополагающего принципа в связи с ограниченностью его объема. Поэтому попробуем выделить и кратко охарактеризовать наиболее общие черты территориальных, временных и сословных традиций свадебного обряда, не затрагивая множества подробностей.
Лучшей порой для проведения свадеб считались осень, когда страда позади, урожай уже собран, есть что выставить на пиршественные столы, и зима, период между двумя постами, от Святок до Масленой недели.
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
А вот совсем другое отношение к венчанию - в другом сословии, хотя и в то же примерно время.
Конец XIX века. Прогрессивная молодежь - студенты, большей частью дети священнослужителей, чиновников и т.д. Место действия - Петербург.

Это странички из напечатанного в Алексинской газете дневника моей троюродной прапрабабушки. Она писала его после смерти своего любимого мужа - для своих детей, чтобы рассказать им о жизни родителей.

Прикрепленный файл: 6_обрезка.jpg
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
А вот еще: рассказ крестьянки о свадьбе в Старорусском уезде. (описание свадебного обряда середины ХIХ века).
Взято вот отсюда: https://www.novgorod.ru/read/i...ore/story/ Хотя я и в бумажном виде где-то это читала
При копировании убрала все тексты песен и причитаний, а то слишком много текста получается. И так-то многовато.

"Знались мы с Матвеем Антохиным почитай целое лето, перед тем чтоб ему свататься за меня. Оченно любили друг друга!
Как-то не виделись долго. Стосковался мой Матюша! Как теперь помню: однажды вечером, как все с работы пришли, ну, поужинали, помолились Богу, да и пошли спать... Захрапели все, а Матюшка в калитку стук да стук потихоньку: меня, значит, вызывает. Вот я за калитку и шмыг, а самой страшно и Господи как! Говорю Матюшке: "Как ты неосторожно стучишь, ведь батюшка с матушкой еще не спят, - подумают и Бог знает что". - "Сколько времени я тебя не видел, - он-то говорит, - ведь с ума можно сойти, хоть бы взглянуть или слово сказать какое. Дождусь ли того времени, - говорит он-то, - как ты будешь моя женушка". - "Да ведь меня батюшка еще не отдает никому, потому, скажет, что ты еще молода". А мне тогда лет шестнадцать , семнадцать было. Семнадцати еще, кажись, и не было...
Наступила и зима, прошел рождественский пост, прошло Рождество... просит /Матвей/ свою мать: "Матушка, да когда же это будет? Мне стыдно сказать отцу, а тебе отчего не поговорить? Всех хороших-то невест разберут, а мы все будем думать".
Вот и говорит его-то мать: "Отец, сын жениться хочет". Ну, отец рассмеялся: "Ужо, говорить, давайте благословясь начинать; давайте подумаем, куда же мы пойдем свататься?" Будто и не знают. А Матвей на печку забрался да и говорит: "К кому? Известно, к Горячему"...
Выбрали сватов.
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
Попалась мне в руки книга "Русский очерк. 40-50-е годы XIX века".
Читаю. Не скажу, чтобы легко читалось - скорее нет, но попадается информация, интересная для понимания реалий той жизни, и самое главное, могущая быть полезной для наших поисков. Поэтому отдельные фразы и фрагменты буду писать сюда, вдруг кого-то наведет на какие-то направления поиска.

Итак, первый очерк.
ВОДОВОЗ.
Из него можно почерпнуть вот какие подробности жизни в Петербурге и вот каких персон встретить:
- сам водовоз - простой крестьянин, который, когда "настали худые времена, принанял мужика, брата меньшего поставил в доме", жену с детьми оставил в деревне, а сам отправился на заработки. Тосковал, скучал по жене и детям. за 8 месяцев "сотенку и две переслал жене", а на себя и гроша не прогуляет.
- водовозы не составляли никакой цех или общину, они "просто городские жители, по паспортам и билетам имеющие право дышать петербургским воздухом"...
- водовоз - это "человек между 22 и 40 лет"... чаще всего умирают они "преждевременно, от чахотки, от натуги мышц, от истощения сил, от опасных изломов и ушибов".
- первоначально надо обладать вещественным капиталом - от 40 до 125 рублей... обзавестись тем, в чем и на чем возить воду..
- работа же была тяжелой: набирать воду в свою бочку или чан, развозить в тележке (редкий водовоз имел лошадь), в ведрах по крутым и скользким черным лестницам разносить в верхние этажи, всем жильцам, обратно выносить ведра с грязной водой. "Переколоть по нескольку саженей дров" во дворах и разносить на те же этажи вязанками. В любую погоду, каждый день. Характерно, что "с тех пор, как наша огромная дворня достаточно образовалась комфортом столичной жизни... <...> ни в одном доме, мало-мальски порядочном, ни один из ее членов, начиная от дворецкого до мужика на конюшне, не приложит рук к подобной работе; она слишком трудна, следовательно унизительна, господа должны нанимать для нее водовоза..." (вот уж никогда бы не подумала так о дворовых)
И вот еще очень интересное:
" ... промыслы и занятия петербургцев низшего разряда распределились у нас по губерниям... будто школы нашего столичного трудового народа, шлют нам: одна - каменотесцев, другая - землекопов, та - половых в трактиры, эта - плотников, стекольщиков, мелочных разносчиков и пр. водовозы - почти все из Твери. Их в городе несколько более тысячи человек..."
( в другом очерке упомянут, что плотники и маляры - из северных губерний: Костромы и пр.)
Лайк (2)
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
очерк второй.
БАРЫШНЯ
дальше просто нарезка из цитат, характеризующих ее и её жизнь:
- старая девушка...
- " еще малолетняя, лишлась она отца и матери. и с тех пор взрастала и вскармливалась в чужих людях... Не без добрых людей на свете! Ей присватали жениха, умного, даже красивого! имя его..она его никому не сказывает!... За несколько дней до свадьбы жених заболел и умер, с тех пор барышня обрекла себя на одиночество; с тех пор не снимает с пальца безымянного перстенька с незабудочкой."
- ей давно и всегда около 30 лет, независимо от того, на самом деле ли меньше или больше
- она живет то у одних родственников. то у других, у знакомых, и приятелей... "она везде дома, она нигде не у себя"...
- она образована, хорошо читает, умеет музицировать, танцевать, понимает по французски - но ведет себя скромно, составляя фон той, у кого живет
- "она везде нужна: там походит за больным, тут сводит детей погулять. там поможет шить платье, съездит в ряды купить то, что нужно, выслушает жалобу на свою горькую жизнь..."
- "она так добра, что в иные дни позволяет себе разговаривать с прислугой по-приятельски.... но при гостях они не должны с нею забываться..."
Лайк (2)
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
НЯНЯ
- "Они обыкновенно бывают от 40 до 60 лет, и почти всегда худощавы, потому что заботы и попечения о детях не дают им потолстеть. Лицо их бесцветное, доброе, покрытое морщинами, руки черствые, но сердце прямое, мягкое, а привязанность примерная"
- "няня ходит за старшими до 3 или 4 лет, потом они переходят к немке или к англичанке, а ей достаются меньшие... она готова за каждого из детей душу отдать, и даже старшие, от которых она немножко отвыкла, ей во сто раз дороже себя самой."
- "страсть к кофе простирается в нянюшке до невероятия. она сама его жарит, мелеи и варит. Кто б не пришел к ней в гости, нельзя не попотчевать кофеем. Она устала - "дай-ко выпью кофейку"...
- "в доме господ своих ... обыкновенно играют довольно важную роль перед остальными служителями и служанками, которые, не исключая и самого дворецкого имеют к нянюшкам особое уважение. Их называют по имени отчеству, говорят им на вы... и обращаются к ним за советами."
---
Прошлое не "позади нас", оно - в нас.
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
УРАЛЬСКИЙ КАЗАК

Этот очерк длинный и в нем много подробностей и о казаках и вообще о жизни в тех местностях... Перепечатывать его не решусь - мне не особо нужно, а если кому интересно, сам найдет и прочитает.
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
Нашла в архиве дело о разделе наследства после умершей довольно молодой замужней женщины, потомственной дворянки, а по мужу - даже графине.
В том деле интересный отчет - о тратах на похороны. Не смогла пройти мимо и не напечатать - интересны как цены, так и состав трат.

Счет похоронам ея сиятельства графини Серафимы Сосипатровны Ефимовской, 11 апреля 1811 года.


- выменен (?) образ Казанской божией матери на котором риза … 7-50
- гроб, обитый малиновым бархатом и со всем принадлежащим к нему прибором 214
- парчи на покров в селе Макарово 16 аршин по 25р. 400
- то же в девичьем монастыре 12 по 15р. 180
- то же в приходскую церковь 12 по 15р. 180
- на три покрова галуну 244 … 366
- Наталье Гавриловне фланели 12 по 6р. 72
- двум женщинам 17 по 2-75 46-75
- флеру черного 120 по 25к. 19?
- флеру белого 45 по 258 коп. 11-25
- для покойной тафтяное платье и манишка взята у мадам Шалме 65
- розовых лент 2, башмаки 2 , всего 4
- билетов 150 по 2р сотня 30
- извозчикам за развезение билетов 6-30
- за написание в съезжем доме рапорта для извозчика 0-70
- при получении билета в канцелярии у полицмейстера и на извозчика проездом 2-10
- шлейфные пряжки и башмаки траурные 1-55
- гарусные черные чулки 5
- за сыр и колбасу 3-60
- икры зернистой 1 фунт 0-80
- паюсной 2 фунта 1-60
- семги 2 ½ по 70 коп. 1-75
- масла чухонского 2 фунта 1-20
- куплено для кутьи пшена изюму черносливу и винных ягод 3-70
- водки сладкой 2 штофа 10
- вина белого ¼ ведра 4-20
- вина красного ¼ ведра 7
- за развезение билетов извозчику 2-40
- духовник Алексей Иванов ездил к архиерею на извозчика дано 2
- вина простого ведро 6
- извозчику к Смоленской 0-40
- калачей для попов 1-60
- ситных на 0-50
- вина штоф 0-84
- тавнику (???) 3 штофа 3-50
- Фаены Николаевны человеку за развезение билетов извозчику 2р, а ему за це(???) 3
- комиссару Кондыреву 2
- двум унтерам 2
- солдатам на 8 человек 4
- преосвященному владыке Августину 175
- ректору Симеону 40
- преферту геанадир 30
- протоиерею Алексею Ивановичу 20
- Рождественского монастыря протоиерею 12
- Антипьевскому у Колымажного двора 12
- Иоанну Предтеченскому в Конюшенной 12
- Воздвиженскому духовнику 20
- Успения на Могильцах 10
- Знаменскому 10
- Покрова Левшинскому 8
- Саввинскому 8
- Власьевскому 10
- Домовому Матфею Федоровичу 5
- певчим 40
- соборному протодиакону 8
- на свиту архиерею 10
- двум поддиаконам 5
- на свиту двум архимандритам 8
- архиерейским и архимандритским … 2
- сторожам и могильщикам 2
- девическим 3м священникам и двум диаконам 14
- игуменье с сестрами 20
- казначее 2
- ризничее 1
- навосим(??) пономарице 2
- просвирне 0-80
- дьячкам шестерым 1
- в монастыре дано на архиерейском за … 25
- куплено провизии для монастыря на закуску священникам и причту 19-55
- для господ к столу говядины, телятины, зелени и кореньев на 6-50
- уксусу, перцу, … и хлебов 2-21
- извозчикам рессорным одному за 3 дня, а другому за 2 дня заплачено 23
- во время похорон 15 дрожек и 4 в карету за каждую лошадь по 1р 50к. 28-50
- в три дня роздано на нищую братию 14
- свеч к телу 18 по 1-30 =23-40, тре… 5 свеч =2-75, архиерею в руку 2 свечи = 1-50, архимандритам в руки и к кутье(?) =1-75 , священникам 20 свеч по 20 =4, для гостей 150 свеч по 10 =15 мелких для раздачи людям 40 … , ладану разного 1 фунт(?) простого 2 фунта, сажено факел до монастыря 19, курительного порошка 150, венец и грамота , всего 184-15
- оного девичья монастыря за могилу и … выкладкой кирпичом и со сводами (?) 550
- в Новодевичьем монастыре за годовое поминовение 50
- в оном же монастыре за чтение псалтыря за 6 недель 50
- в домовой церкви на полугодовое поминовение 25
- в село Макарово на годовое поминовение 30
- в село Ильино на 6 недель поминовение 10
- в село Забелино на 6 недель поминовение 10
- к Рождеству в Кудрино на годовое поминовение 30
- квартальному надзирателю за провожание 10
- траурщику за кафтаны, за шинели, перчатки и шляпы, за 2 катафалка. за 6 лошадей, дроги, песок и можжевельник, всего 110
- графу Андрею Петровичу траурное платье 100
- за чтение псалтыря на месте 3 дней 7
- долгоруковским людям за церемониал 10
- домашним княгини Долгоруковой 10
- Наркиза Николаевича людям троим 6
- графа Андрея Петровича людям всем 5

Вышеписанная сумма употреблена точно по согласию нашему на похороны племянницы нашей графини Серафимы Сосипатровны Ефимовской после которой оказалось в наличности 710 рублей денег, а достальная сумма занята была супругом ея с будущей заплатою из доходов оставшегося имения, итого всего 3482-73


Лайк (2)
G_Spasskaya
Модератор раздела

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7571
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4195
Теперь вот думаю, почему в так много церквей сделаны платы? Значит, эти церкви так или иначе были значимы для этой семьи?
Т.е.о некоторых я и так знаю: в приходе Христорождественской в Кудрине - дом Наркиза, в Крестовоздвиженской - дом Ивана, в приходе Иоанна предтечи квартирует Фиона... Значит, надо шерстить и остальные, искать связь... И неплохо бы понять, причем тут графиня Долгорукова? confused.gif
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: G_Spasskaya
Вверх ⇈