На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Перед тем, как ставить оценку, ознакомьтесь с главной страницей рейтинга архивов, чтобы понять оцениваемые критерии. Оценка 1 - очень плохо, 10 - очень хорошо;
ДИРЕКТИВА МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 25.03.1995 N Д-6 О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СПРАВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ По состоянию на 18 октября 2006 года
МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДИРЕКТИВА от 25 марта 1995 г. N Д-6
1. О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СПРАВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИЧНОМУ СОСТАВУ
2. Приложение N 1 к директиве Министра обороны Российской Федерации от 25 марта 1995 г. N Д-6 ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ЗАПРОСОВ
3. Форма А (бланка запроса) к ст. 1 Правил АНКЕТА - ЗАПРОС НА ОФИЦЕРОВ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
4. Форма Б (бланк запроса) к ст. 1 Правил АНКЕТА - ЗАПРОС НА ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (РАБОТЫ) И ДРУГИХ ДАННЫХ НА ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА (В ОТСТАВКЕ), ПРАПОРЩИКОВ, МИЧМАНОВ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - ЖЕНЩИН, СОЛДАТ И МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН, ГРАЖДАНСКИЙ ПЕРСОНАЛ (ВОЛЬНОНАЕМНЫХ)
5. Форма В (бланк запроса) к ст. 1 Правил АНКЕТА - ЗАПРОС О ПОДТВЕРЖДЕНИИ РАНЕНИЯ (ЗАБОЛЕВАНИЯ)
6. Форма Г (бланк запроса) к ст. 1 Правил АНКЕТА - ЗАПРОС О РОЗЫСКЕ, УСТАНОВЛЕНИИ СУДЬБЫ, МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
8. Приложение N 3 к директиве Министра обороны Российской Федерации от 25 марта 1995 г. N Д-6
ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ЗАПРОСОВ ГРАЖДАН О ПРЕБЫВАНИИ В КОНЦЛАГЕРЯХ, ГЕТТО И ДРУГИХ МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ, НАСИЛЬСТВЕННОМ ВЫВОЗЕ НА РАБОТЫ В ГЕРМАНИЮ И ДРУГИЕ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 - 1945 ГОДОВ
Хочу сделать запрос чтобы посмотреть личное дело брата моего прадеда, но документов подтверждающих родство нет, есть только упоминание брата с указанием его места службы в анкете моего прадеда. Известна дата смерти 4 мая 1954г. Есть несколько фото брата прадеда в военной форме.
--- С уважением, Владимир Шевелёв. Все личные данные мои и моих предков размещены мною на сайте добровольно для генеалогического поиска
Шевелёв, Тепляков, Любимов, Катков (Нижегор. губ.), Колчин, Бялобржеский, (Нижегор.губ, Могилёвск.губ., Харбин, Австралия)
shevelyov, Работала в ЦАМО на прошлой неделе. Запрашивала личное дело офицера (имеются только на офицерский состав). Достаточно строго требуют доказательство родства. А вот УПК посмотреть можно и без необходимых документов. Я смотрела на 4 человек и не на всех имела документы, подтверждающие родство.
Здравствуйте уважаемые форумчане. Я аспирант Петрозаводского гос университета.Для сбора материалов для диссертации по теме "Политическая и пропагандистская работа на Карельском фронте в годы Великой Отечественной войны." мне необходимо посетить ЦАМО для работы с документами Карельского фронта. Как я понял есть определенные административные препятствия, Какие разрешения требуются для получения доступа в архив? И как их лучше получить? Нужно ли писать какие либо заявления заранее, что бы не получилось зряшнеой поездки в Подольск из Карелии? И как долго нужно ждать соответствующих разрешений? Заранее спасибо.
Здравствуйте! Как писал agis, на мейл Вы навряд ли получите ответ. В Рекомендациях по поиску https://forum.vgd.ru/109/ написано (из опыта работающих в ЦАМО) : ДОСТУП В ЦАМО РФ / РАЗРЕШЕНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ В ЦАМО РФ ОТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ / В читальный зал ЦАМО попасть возможно с письменного разрешения начальника Архивной Службы Министерства Обороны РФ, 103160, г. Москва, К-160 , в/ч 61379. В запросе Вы указываете время вашей работы в читальном зале (даты " с... до..." ) и указываете причину : изучение боевого пути части, поиск сведений о (ФИО бойца и родственные отношения), исследовательская работа /тема,...
Скорее всего начальник Архивной службы назначит Вам совсем другое время для посещения читального зала в ЦАМО РФ, т.к. очередь в читальный зал большая. Вам остается либо согласиться работать в указанное время, либо сделать заказ на посещение читального зала в следующем году. Удачи! С уважением, Ella
MCV Mihail Для надежности я бы порекомендовал воспользоваться первоисточником. Лично позвонить в ЦАМО по т. 8(496)752-76-59 или сделать запрос на мейл - http://www.centrarh.ipdl.ru/index.html
Здравствуйте! Мой дедушка, простой красноармеец, сибиряк, пропал без вести под Сталинградом. Мы хотели хотя бы приблизительно найти место его гибели. Но из документов имеем лишь данные подворового опроса 1947 года, больше ничего нет, даже писем. Военкомат призыва ничего не смог нам ответить. Из ЦАМО маме ответили, что ей нужно приехать туда и искать самой.
Я провела поиск по базе, подобрала 6 дивизий, где предположительно мог бы воевать дед. Подскажите, пожалуйста, какие документы маме нужно будет попросить в ЦАМО? Существуют ли какие-нибудь списки красноармейцев, служивших в этих дивизиях на какую-нибудь дату? Или мама только зря поедет?
Заранее очень благодарна.
Здравствуйте! До поездки Вашей мамы в ЦАМО , Вам нужно написать запрос в РВК призыва ( анкета + образец сопроводительного письма в РВК https://forum.vgd.ru/109/ Там же по ссылке и Рекомендации по поиску). Из военкомата нужно получить не устный ответ, а письменный.
[q]
Я провела поиск по базе, подобрала 6 дивизий, где предположительно мог бы воевать дед.
[/q]
Откройте именную ветку в теме ПОИСК ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ https://forum.vgd.ru/110/ , тогда можно будет что-то сказать.... С уважением, Ella
Центральный Архив Министерства Обороны РФ - ведомственный архив Российской Федерации, в котором хранятся документы различных штабов и управлений, объединений и соединений, частей, учреждений и военно-учебных заведений Министерства обороны с 1941 до конца 1980-х гг. Подчинён Архивной службе Вооружённых сил Российской Федерации. Адрес: 142100, г. Подольск Московской области, ул. Кирова, 74. Тел.: (4967)69-96-20, 69-95-59, 69-91-71. Начальник архива — полковник Сергей Иванович Чувашин.
Нужно отметить, что документы послевоенного периода остаются засекреченными, так что доступ к ним имеют далеко не все (преимущество - у военных). Для генеалогов же ЦАМО - основной источник информации по поиску родственников, служивших на фронтах Великой Отечественной.
В этой теме мы публикуем сообщения, каждое из которых освещает принципы работы в архиве, к примеру "Что такое УПК", "Как работать с личными делами офицеров" и т.д.
Как попасть в ЦАМО В архиве может работать любой совершеннолетний гражданин РФ. При себе необходимо иметь паспорт! Еще неплохо иметь фотографию 3х4 - для оформления пропуска.
Проезд из Москвы: легче всего доехать автобусом № 406 от ст. м. Южная. Ехать до остановки Архив (в пути около 40 мин.). Стоимость проезда - 47 руб. Льготные автобусы ходят достаточно редко. Также можно ехать на электричке от Курского вокзала или ст. м. Царицыно до ст. Подольск; далее до остановки Архив автобусами 10, 14, 15 или троллейбусами 1, 2.
От остановки идем в левую проходную (та, которая ближе к нам, по левую сторону ворот). Спрашиваем у вахтерши, как связаться с заведующей читального зала, после чего звоним ей по внутреннему телефону. Объясняем, что хотим работать в архиве, после чего нас пропускают.
Войдя на территорию архива, увидим два многоэтажных корпуса. Идем в левый. Поднимаемся по лестнице и заходим в комнату справа - это и есть кабинет заведующей. Кстати, зовут заведующую Еленой Васильевной! Излагаем ей суть работы (что знаем и что хотим узнать), после чего она помогает заполнить заявление и карточку исследователя.
Все! Проходим в читальный зал и погружаемся в поисковую работу...
Очень важно: Нужно постараться приехать в архив часам к 9-ти утра (раньше не стоит - они только в 9 открываются). Впоследствии, когда нужно будет получать дела из архивохранилищ, Вы будете обязаны приезжать в архив до 10 часов утра. Если приедете позже, Вам просто ничего не выдадут. ***
Сложности, с которыми придется столкнуться Основываясь на собственном опыте, можем сказать, что каждый желающий работать в ЦАМО должен приготовиться к многим трудностям и неудобствам.
1. Как было отмечено ранее, в архив необходимо приезжать не позже 10 часов утра. Для того, чтобы получить какие-либо архивные дела, недостаточно оставить требование и придти в архив на следующий день. Хранители фондов начнут подбирать заказанные Вами документы только после того, как Вы придете утром в комнату №2, расположенную рядом с читальным залом, и объявите, что ждете документы из таких-то фондов. Единственный плюс - поданное Вами требование хранится в течение месяца, то есть не обязательно запришивать дела на следующий день после их заказа.
2. Документы архива рассредоточены по разным отделам и архивохранилищам. Так, с документами воинских частей нужно работать в читальном зале. Но смотреть различные картотеки (подробнее о картотеках будет сказано позже), или наградные листы, или личные дела офицеров нужно в других корпусах, для чего нужно выходить из помещения читального зала и идти зачастую через весь архивный городок. Правда, идти Вы будете по симпатичным аллейкам, усаженным березками, сиренью и цветочками, под пение птичек; а один раз нам даже приходилось видеть на дереве живую белку!
3. Несмотря на то, что многих сотрудников архива можно назвать людьми доброжелательными и всегда готовыми подсказать и посочувствовать, приходится говорить об отсутствии культуры общения с исследователями. Будьте готовы к тому, что на Вас могут повышать голос, "перекидывать" из отдела в отдел, часами придется ждать документов, хранители фондов могут проявлять "излишний интерес" к Вашей работе, спрашивать: "А что именно Вы ищете в этом документе? А зачем Вы заказали вот это дело?.." - и т.п. Один раз пришлось даже оправдываться и доказывать, что никакие мы не аферисты и не сообщники, и дела нам нет до государственной тайны.
4. К слову о тайнах - особое внимание в архиве уделяется засекречиванию информации. До сих пор множество документов военного периода (вопреки закону!) остаются засекреченными. Чтобы работать с ними, нужно иметь особый доступ. Но и многие рассекреченные документы Вам постараются не показать. Так, даже и слушать не станут, если Вы будете просить дело с донесениями о чрезвычайных происшествиях в части (хотя гриф секретности с дела официально снят). Иногда пожилые сотрудники отказываются выдавать документы "по старой памяти" - потому что когда-то они были секретными. Тем не менее, если в описи фонда напротив дела нет штампа "секретно" - Вам стоит потребовать это дело! Также в архиве из соображений безопасности запрещено пользоваться мобильными телефонами - нельзя даже доставать их из кармана, читать sms и т.п. Если у Вас срочный звонок - придется выйти на улицу.
5. Для того, чтобы заказать дела, недостаточно узнать их номер по описи и заполнить требование. Необходимо при этом иметь на руках саму опись и, отдавая требование сотрудникам, вложить его в опись, чтобы они еще раз все проверили. Описи крупных соединений - бригад, дивизий, фронтов, армий и т.п. - хранятся при читальном зале. Тогда особых проблем нет - нужно просто подойти и попросить нужную опись. Но вот описи полков, военных школ и т.п. нужно заказывать в архивохранилище (то есть заявив об этом до 10 утра). И опись Вам выдадут только на два дня, а потом придется заказывать ее вновь.
6. Ну и последнее. С 12 до 13 часов весь архив идет на обед. В продолжение этого часа нет никакого смысла кого-либо трогать - все сотрудники отдыхают. Единственное, что позволяется исследователям - тихонечко смотреть полученные дела в читальном зале.
...................
--- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
Работа с картотеками В ЦАМО есть несколько картотек, очень важных в поисковой работе.
1. УПК. Здесь хранятся учетно-послужные карточки (сокращенно УПК) всего офицерского (начиная с мл. лейтенанта) состава (как погибших, так и продолжавших службу после 1945 года). УПК содержит основные анкетные данные офицера: ФИО, дата и место рождения, сведения об образовании, происхождении, составе семьи, занятиях до призыва, присвоении званий, ранениях и контузиях, участиях в походах и на фронтах ВОВ, наградах. Самое главное - здесь перечисляются все места службы и занимаемые должности с указанием даты перевода на очередное место. Работа с УПК является первым этапом поиска сведений об офицере.
2. Картотека наград. Содержит учетные карточки на каждого военнослужащего, получившего медали или ордена. В карточке указываются ФИО, год и место рождения, состав семьи военнослужащего, место службы на момент награждения и на момент составления карточки. Далее перечисляются все награды с указанием их номеров, номеров документов и приказов о награждении (говорится, кем был издан приказ, когда и называется его номер, например: прик. №035 571 сп 79 сд от 8.7.44). Информацию о приказе необходимо знать для того, чтобы потом в другом отделе найти наградные листы (о наградных листах речь пойдет позже).
3. УПК политсостава. Некоторые офицеры (и не только офицеры!) были политработниками в частях: политагитаторами, замполитами и др. На них также заводились учетно-послужные карточки, хотя и не столь подробные, как на офицеров. Они хранятся в другом отделе ЦАМО.
4. Картотека безвозвратных потерь офицерского состава. Содержит информацию об офицере, последнем месте его службы, его семье, дате гибели или пропажи без вести и, иногда, месте захоронения.
5. В ЦАМО есть еще и картотека безвозвратных потерь рядового и сержантского состава. Но из-за нехватки сотрудников там успевают лишь отвечать на запросы, и исследователи там не обслуживаются. Таким образом, для получения сведений из этой картотеки придется оставлять в приемной ЦАМО запрос. И ждать три месяца, пока на него ответят
6. Картотека пленников, содержащихся в немецких лагерях. Эта картотека, по словам самих сотрудников, является очень фрагментарной, так что вряд ли Вам удастся найти в ней информацию по интересующим людям. Хотя пробовать стоит!
Для работы с любой из этих картотек достаточно знать лишь ФИО военнослужащего, время и место его рождения - хотя бы предположительно. ***
Работа с личными делами В ЦАМО хранятся личные дела только на офицеров. Дела на рядовых и сержантов нужно искать в военкоматах либо по месту призыва, либо по месту приписки (если эти дела в военкоматах забыли уничтожить).
Свободно с личными делами могут знакомиться лишь прямые родственники. Всем другим необходимо предъявлять нотариально заверенную доверенность прямого родственника.
Для работы с личным делом нужно просто подойти к заведующей чит. залом Елене Васильевне и, объявив о своем желании, назвать ФИО, год и место рождения офицера. Через какое-то время Елена Васильевна свяжется с хранителями фондов и уточнит, имеется ли в наличии дело нужного Вам человека (потому что иногда бывает так, что офицер есть, а дела на него нет). Если дело есть, то Вы составляете требование и на следующий день идете в особый отдел, где в присутствии сотрудника архива смотрите личное дело.
Если Вы не являетесь родственником офицера, то некоторые листы дела Вам могут не показать, сказав, что там содержится компрометирующая информация. Хотя, на самом деле, там скорее всего просто будет написано о дружеских попойках ***
Что можно найти по наградам Если Вы знаете (или просто подозреваете), что человек, по которому ведется поиск, имел военные ордена или медали, в первую очередь стоит проверить его по картотеке награжденных (см. выше).
Но если в картотеке не оказалось на него карточки, то стоит посмотреть дела с приказами или перепиской по награждению личного состава в фондах части, где служил человек, и частей, в подчинении которых часть состояла. То есть, к примеру, военнослужащий состоял в 35 полку 46 дивизии 2 армии. Смотрим для начала фонд полка, потом - дивизии, потом - на всякий случай - еще и армии (хотя это уже слишком "крупный помол" получается). Иногда бывает, что карточку для картотеки или забыли завести, или она потерялась, или человек представлялся к какой-то награде, но его кандидатура не была утверждена - это ведь тоже интересно узнать!
Наконец, если медаль или орден были даны в период ВОВ, то можно найти к ним наградные листы. Наградные листы составлялись на каждого награждаемого индивидуально и сопровождали общий приказ о награждении. В листах приводятся основные анкетные данные: сведения о рождении, семье, прохождении службы, ранениях, указывается место службы. Потом - и это главное - подробно описываются заслуги, послужившие поводом к награждению.
Для того, чтобы найти наградной лист, нужно из картотеки наград выписать, кем был издан приказ о награждении, его номер и дату. Например, в карточке обозначено: "прик. №045 35 сп 46 сд от 23.04.44" - номер приказа - 045, он был подписан 23 апреля 1944 командованием 35 стрелкового полка 46 стрелковой дивизии. Эти данные вносим с специальное требование (которое берем в читальном зале), после чего идем в особый отдел. В отделе сотрудница дает нам книгу, где указываются сслылки на дела, в которые подшиты приказы о награждениях. Этот указатель, как ни странно, структурирован по номерам частей, то есть: приказы всех 35 частей (35 полка, 35 дивизии, 35 бригады и т.д.), потом 36, 37 и т.д. Отдельно выделены приказы БТ и МВ (если такая же аббревиатура обозначена в картотеке наград, то и в указателе стоит смотреть этот раздел). В нужном разделе указателя ищем номер приказа. Напротив номеров указывается часть и дата приказа (например, строчка "035 сп 23.4.44" в разделе "35" обозначает: приказ №035 35 стрелкового полка от 23.4.44"). Найдя нужный нам приказ, выписываем номер полки и дела, указанный в той же строчки; вписываем этот номер в требование и отдаем его сотруднице.
Какое-то время ждем, пока нам подбирают документ, после чего наконец-то смотрим искомый наградной лист!
P.S. Просим прощения у уважаемых пользователей за сумбурное изложение принципов работы с указателем. Честно говоря, нам еще не встречался исследователь, который мог бы изложить суть такой работы более толково *** ..........................
--- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.
Принятые сокращения В ЦАМО для обозначения воинских частей принято использовать аббревиатуры, которые неискушенному исследователю зачастую расшифровать просто нереально. Хотя все многообразие принятых сокращений необъятно, мы постараемся выкладывать сюда все обозначения, с которыми нам приходилось сталкиваться. Итак:
1А - первая армия, ЮЗФ - Юго-Западный Фронт (по аналогии, все прочие), МВО - Московский Военный Округ (по аналогии, все прочие) ***
Копирование документов Со всех документов, с которыми Вы ознакомились в ходе работы в ЦАМО, могут быть изготовлены ксеро- и фотокопии.
Если Вы работаете с документами не в читальном зале (а, соответственно, в различных отделах), очень важно, возвращая их сотруднику, предупредить о Вашем желании снять с документов копии.
В читальном зале нужно заполнить заказ, в котором указывается наименование документов: для различных картотек и личных дел укажите наименование документа (например, "УПК" или "личное дело") и ФИО человека, информация о котором содержится в документе; для дел из фондов частей - наименование дела (например, "приказы по полку"), номер фонда, описи и дела, а также листов, которые нужно копировать; для наградных листов - наименование документа ("наградной лист"), ФИО, номер фонда, описи, дела и страницы (номера выписываются при ознакомлении с листом).
Когда Ваш заказ подпишут, и будет посчитана стоимость услуги, заказ нужно будет оплатить в кассе, после чего вернуть его в читальный зал. В случае копирования дел из фондов, их нужно будет сдать сотруднику читального зала, при этом с Вас эти дела будут списаны.
Стимость копирования (ксерокс и фотокопии стоят одинаково): за копирование каждого документа (одной карточки, дела etc.) нужно заплатить 80 руб. Плюс 6,56 руб. за каждую копируемую страницу. При копировании наградного листа вместо восьмидесяти придется заплатить 150 руб.
Также можно снимать документы на собственный фотоаппарат. В таком случае копирование каждого документа будет стоить 30 руб. плюс 6,56 руб. за страницу.
Еще один нюанс: при изготовлении копий в двух и более экземплярах за каждый повторный экземпляр вместо 6,56 попросят 5,45 руб. ***
Алгоритм работы по поиску сведений об офицерах Хотя представление о принципах такой работы можно составить, прочитав все предыдущие записи, позволим себе повториться и изложить все по порядку. Офицерами являются военнослужащие со званием от младшего лейтенанта и выше.
Для начала работы в архиве необходимо установить ФИО, год и место рождения офицера. Также можно проверить наличие информации о нем в базе данных Мемориал - obd-memorial.ru. 1. В первую очередь смотрим учетно-послужную карточку - УПК. Узнаем из нее основные анкетные данные и места службы. 2. Проверяем наличие в картотеке наград (почти наверняка у офицера были военные ордена или медали). Выписываем номера приказов о награждении, дату и номер части, издавшей приказ. 3. Если офицер погиб или пропал без вести, смотрим картотеку безвозвратных потерь офицерского состава. В карточке указавыется состав семьи, дата гибели/пропажи и, иногда, место захоронения. 4. Если награды были даны в период ВОВ, то, зная номера приказов о награждении, ищем наградные листы. 5. Узнаем у заведующей читальным залом, есть ли в архиве личное дело офицера. Получив утвердительный ответ, составляем требование и заявление на просмотр дела. Важно помнить, что не прямым родственникам офицера необходимо иметь доверенность от родственников. 6. В читальном зале смотрим описи фондов частей, в которых служил офицер (удобнее работать с фондами частей в хронологической последовательности). Находим интересующие нас дела и заказываем их (стоит помнить о том, что для заказа дел необходимо иметь опись на руках!).
Какие дела из фондов нужно смотреть в первую очередь? - книги учета командующего и начальствующего, а также офицерского составов (если во время службы в данной части человек еще не был офицером, то смотрим учет рядового или сержантского состава; если человек был политработником, то ищем учет политсостава). В этих книгах содержатся сведения об образовании, происхождении, составе семьи, наградах, времени прибытия в часть, откуда прибыл военнослужащий и проч. - приказы по части и приказы вышестоящих инстанций. Здесь должен быть приказ о зачислении в полк, приказы о назначении на должности, а также приказы, отражающие те или иные происшествия в ходе службы. - оперативные документы: оперсводки, боевые донесения и боевые приказания. Все эти документы составлялись каждый день, а иногда и еще чаще, и отражали деятельность части. По ним можно со всей подробностью восстановить боевой путь. - карты и схемы. - исторический формуляр части. Если офицер сыграл важную роль в жизни части, это будет отмечено в историческом описании. - протоколы партийных и общих собраний. В них могут быть записаны выступления офицера на собраниях. Этот перечень не отражает всей полноты встречающихся в фондах частей документов - перечисленные здесь документы являются наиболее "стандартными" и полезными в работе.
После проработки документов части можно смотреть и документы части, в подчинении у которой состояла часть, в которой служил офицер (например, полк подчинялся дивизии). *** ..................
--- ТОЛЬКО ВОЕННЫЙ ПОИСК !
Все мои и моих предков данные размещены мною на сайте добровольно.
В ЛИЧКЕ НА ПОИСКОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕ ОТВЕЧАЮ. ПИШИТЕ НА ФОРУМ.