Село Малмыжка
Мамадышский уезд, Казанская губерния. Собираю всю полезную информацию.
poterКазань Сообщений: 226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
9 января 2019 9:51 Промышленность и торговля в Малмыжке в конце XIX – начале ХХ вв.
На 9 июня 1899 года: 1. Владимир Лукоянов Ежов – розничная торговля бакалеей (чай, сахар и др, мануфактурным ситцем, шалями, табаком и др. товаром), лавка и склад, годовой оборот – 500 рублей; 2. Алексей Тимофеев Сорвин – мелочная торговля бакалейным товаром, лавка, склад, годовой оборот – 200 рублей; 3. Елабужский купец Иван Григорьев Стахеев, приказчик – отставной рядовой Андрей Семенов Радыгин, лавка, склад, годовой оборот – 1500 рублей, Водяная мельница (1 жернов) использовалась крестьянином починка (Киркаса?) Василием Семеновым Крысовым .
На 5 февраля 1911 года: 1. Алексей Тимофеев Сорвин – торговля бакалеей (сахар, керосин, табак и др.) из лавки при доме, годовой оборот – 200 рублей; 2. Михаил Иванович Зуев (из д. Гремячка) – торговля бакалеей из отдельной лавки, годовой оборот – 150 рублей; 3. Михаил Иванович Клинов - торговля бакалеей из отдельной лавки, годовой оборот – 50 рублей; 4. Екатерина Ивановна Потеряхина - торговля бакалеей из амбара, начала в 1911 году; Кроме того, действовала водяная мукомольная мельница, арендованная жителем д. Гремячка Казаковым Григорием Николаевичем, где работали наемные рабочие (аренда – 25 рублей в год) .
На 24 марта 1913 года: 1. Алексей Тимофеев Сорвин – торговля бакалеей (сахар, керосин, табак и др.), из лавки при доме, заведует сам, годовой оборот – 150 рублей; 2. Владимир Лукоянов Ежов – розничная торговля бакалеей (чай, сахар и др, мануфактурным ситцем, шалями, табаком и др. товаром), отдельная лавка, заведует сам, годовой оборот – 450 рублей; 3. Екатерина Ивановна Потеряхина - торговля мелочной галантереей из отдельного амбара, заведует сама, годовой оборот – 25 рублей; 4. Евдокия Семенова Клинова - торговля бакалеей из отдельной лавки, заведует сама, годовой оборот – 25 рублей; 5. Екатерина Данилова Мартынова - торговля бакалеей из сенцев при избе, заведует сама, начала в 1913 году . На 30 ноября 1914 года Владимир Лукоянов Ежов имел дополнительно два источника дохода: - выработка мяса в дачах мамадышского лесничества, 5 рабочих, годовой оборот – 1000 рублей, - постройка земского училища при с. Малмыжка – на 6000 рублей .
ф.3, о.1, д.д.1633, 4563, 6729, 7985 --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poterКазань Сообщений: 226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
9 января 2019 13:10 Andronius написал: [q] Ежов Василий - владелец судов, земель, крестьян[/q]
Смотрел карту выдела земли в единоличное владение малмыжским крестьянам от 20 декабря 1914 года. Здесь представлены крестьяне, которые стали отдельными собственниками земель, выделившись из сельской общины. Фактически - это местные богатеи. Есть тут Ежов Василий Николаевич (под номером 18), возможно, Ваш. Карта большая по объему, к сожалению, не загружается. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poterКазань Сообщений: 226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
1 февраля 2019 16:24 О древности Мамадыша (часть первая). «Живые предания и страницы летописей рассказывают потомкам о том, что Мамадыш появился на свет в глубокой древности. В одной из наиболее широко распространенных и поныне легенд, зарегистрированных в письменных источниках, говорится: «Старик Тетюш с поколением своим очутился у оврага Булги и стало селение Тетюш… Старик Лаиш со своим поколением поселился на берегу Белой реки (Камы) и стало селение Лаиш… Старик Мамадыш остановился на реке Нократ (Вятка) и стала деревня Мамадыш…» П. Знаменский в своей книге «Казанские татары», увидевшей свет в 1910 году, ссылаясь на средневекового историка Хисам-Эт-дина, пишет: «Починок Мамадыш основан на пустоши на правом берегу р. Вятка при впадении в нее речки Ошмы татарином Мамадышем, выселившимся сюда после разорения г. Булгар ханом Тамерланом в конце XIV века (1391 год)». Название возникшего в низовьях Вятки нового поселения связывается с именем человека. И не без основания: имя собственное Мамдяш, Мамяш было широко распространено среди булгарского населения» . Так описывается начало Мамадыша на официальных сайтах администрации Мамадышского района (http://mamadysh.tatarstan.ru/about.htm, http://mamadysh.info/publ/11-1-0-207). Про другие сайты упоминать не будем, так как, либо они копируют эту информацию, либо коверкают её до неузнаваемости. Нам же нужна правда, а она далека от того, что вы только что прочитали. Итак, ложь первая-маленькая. Знаменский. Петр Васильевич Знаменский (1836-1917) - историк, доктор богословия. В 1862-1897 годах преподавал в Казанской духовной академии. В 1910 году он, и в самом деле написал небольшую, в 20 печатных страниц, книгу «Казанские татары» . Она находится в свободном доступе в интернете. Откроем её и попытаемся в тексте найти хоть какое-то упоминание о Мамадыше. Нашли! Единственное, где Знаменский упомянул Мамадыш, так это - случаи бегства рекрутов-татар от службы в императорской армии во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов: «Рекруты ихъ, при содействии богачей, бегали отъ военной службы въ такомъ большомъ числе, что, напримеръ, по одному Мамадышскому уезду насчитано было до 200 беглыхъ» https://www.gumer.info/bibliot...Tat.php)(.Как-то нехорошо получилось! Не писал уважаемый доктор богословия про стариков, разбежавшихся из Булгара от Тамерлана. Тогда найдем первоисточник этой информации – некоего средневекового историка Хисам-Эт-дина. Итак, ложь вторая-большая. Хисам-Эт-дин. Сочинению некого Хисамутдина бин Шарафутдина Булгари-Муслими «Таварих-и-Булгария» дал яркую и исчерпывающую оценку знаменитый историк Миркасы́м Усманов (1934-2010) - советский и российский историк, археограф, доктор исторических наук, действительный член Академии наук Республики Татарстан, профессор Казанского государственного университета, заслуженный деятель науки ТАССР (http://bookre.org/reader?file=1346198&pg=136). Не будем полностью переписывать достаточно объемное исследование М.А. Усманова «Сочинения Муслими и Йалчигула по истории Булгарии (конец XVII – начало XIX)» (4 глава монографии «Татарские исторические источники XVII-XVIII вв.», изданной в 1972 году в Казанском государственном университете), остановимся лишь на трех наиболее ярких его моментах. Хисамутдин в своем сочинении указывает на: 1. время, когда он начал его писать (1551 год), по просьбе своего учителя, ученого из Булгара, Тафтазани, который умер за 160 лет (1322 год) до этого, 2. город Чистополь, основанный русскими в XVII-XVIII вв., 3. победу Тимуром (Тамерланом) над иранским Надир-шахом, погибшим в 1747 году. По мнению Усманова, Хисамутдин (Муслими) не только не знал и не хотел знать подлинные источники, он хотел, чтобы и другие их не знали. Обилие искаженных фактов не позволяет делать иного вывода: это не результат искреннего заблуждения, а плод целенаправленной мистификации. Ещё резче высказался об обсуждаемом сочинении Шигабутдин Марджани (1818—1889) - известный татарский богослов, философ, историк, просветитель. Также известен как этнограф, археограф, востоковед и педагог. В 1877 году на IV Всероссийском съезде археологов Марджани сказал: «большая часть сведений, излагаемых в истории Хисамутдина, суть лживые предложения, пустые воображения и чистая ложь». Авторы, которые верили, что «Таварих-и-Булгария» написано в XVI веке, были либо пионерами в изучении истории татарского народа (К. Фукс, А.Вагапов), или мало компетентные в вопросах источниковедения археологи-любители (К. Невоструев, С. Кузнецов и др.). Их последователями были и те, кто написал процитированную в начале этого рассказа часть книги «Есть на Вятке городок» (Татарское книжное издательство, Казань, 1981). К сожалению, эта несуразица о древней истории Мамадыша до сих пор кочует из одной публикации в другую. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poterКазань Сообщений: 226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
14 февраля 2019 10:04 Ледовое побоище или как анзирские сено воровали.
Жили размеренной жизнью мамадышцы, не тужили, пока не случились беспорядки великие! Ночью 21 ноября 1845 года, на льду реки Вятки, напротив города Мамадыша разыгралось побоище. Славные мамадышцы проиграли битву, но выиграли войну. Все начиналось вполне мирно, в рамках закона. Чья земля – основной вопрос для крестьянина. Что на ней растет – принадлежит тому, кто ею владеет. Село Анзирка было создано Свияжским Богородицким монастырем в 18 веке на противоположном от Мамадыша береге реки Вятка. Переселенцами туда отъехали, в основном, мамадышские крестьяне. Земли выделены из принадлежащих Мамадышу. После создания в 1781 году уездов Анзирка отошла к Елабужскому уезду созданной Вятской губернии. Все бы ничего, но приехавший в Анзирку в 1840 году для межевания земель землемер Соколов допустил досадную ошибку. Свою работу он решил сделать на основании земельного плана от 1805 года, вместо более подробного и правильного от 1794 года. Соколов сказал анзирским крестьянам, что основная часть земель, расположенная на их стороне Вятки, принадлежит им. Те и обрадовались! Подали иск в Мамадышский земской суд, стали судиться. Пока суд, да дело, анзирские решили «восстановить справедливость» своеобразным способом – забрать сено, убранное мамадышскими крестьянами со спорных лугов. Итак, 21 ноября 1845 года к мамадышскому земскому исправнику обратился крестьянский староста Гаврила Семенов Козлов: дай, де, Ваше благородие, на ночь казака Оренбургского казачьего войска, что квартирует в городе. Нужно за Вятку сено охранять. Повадились его воровать какие-то злодеи. Исправник выделил им казака Якова Кадышева. В ночь собралось войско мамадышское: староста, сборщик податей Тихон Утин, поверенный Степан Никитин Белоусов и ещё 32 крестьянина. Среди последних был и брат нашего прапрапрадеда – Матвей Яковлев Потеряхин. Подъехав к реке, издали увидели анзирских крестьян, которых было, со слов свидетелей, более 200. Может, противник не был так многочисленен, но, во-первых, «у страха глаза велики», во-вторых, это и оправдание проигранной битвы. Анзирские были вооружены вилами, топорами и даже ружьями. В любом случае, в ходе побоища пятеро мамадышских, среди которых был и сборщик податей, сильно избиты. Получивших ушибы не считали. Попутно отняли у проигравшей стороны лошадь. Ну и, чтобы добру не пропадать, анзирские увезли к себе ещё «трофейные» 45 стогов сена. Мамадышцы тогда решили идти путем праведным – обратились к властям. На следующий день был базар на рыночной площади Мамадыша. Туда приехали и анзирские крестьяне со своим товаром. Местная полиция не дремала: схватила четырех из них, на кого показали участники побоища, отправив их в мамадышский тюремный замок. 26 ноября земской суд уведомил о случившемся исправляющему должность Казанского военного губернатора, Вице-губернатора Завелейского Матвея Демьяновича. Через пару дней, для проведения следствия о бесчинствах, в Мамадыш из Казани выехал исполняющий должность Казанской губернии Уголовных дел стряпчий Юшков. Содействовать ему, в случае крайней необходимости, предписывалось начальнику Мамадышской инвалидной команды. В следственную бригаду (временную комиссию по делу) во главе с Юшковым Казанское губернское правление выделило мамадышских земского исправника Гусаковского и окружного начальника Захарова, а Вятское губернское правление – елабужских земского исправника Левицкого-Рогаль и помощника окружного начальника Иванова. Следствие шло с большим скрипом… Так, уже 9 декабря Юшков жаловался в Казанское губернское правление: его помощники стали обвинять друг друга. Мамадышские – елабужских в бездействии, а порой и противодействии следствию, а последние – мамадышских в самоуправстве (невинных заковали на базаре, а иных отпустили за деньги). 24 декабря Юшков вновь жалуется на елабужских чиновников: земской исправник Левицкий-Рогаль допустил, что его подчиненный становой пристав Коршунов, смотрящий за порядком в стане, куда входила Анзирка, перестал выполнять его же приказы, а потом вообще заявил, что требования мамадышских крестьян о восстановлении справедливости – пустяки. После этого елабужские чиновники отказались привозить на допросы в Мамадыш виновников побоища, сказав, что крестьян не нужно отрывать от родных семей. Таким образом, «устав от забот государевых», чиновники уехали к себе, в Елабугу. 28 января 1846 года Юшков уже не просит Казанское губернское правление о помощи, а «молит о содействии в расследовании, которое невыносимо тягостное»: работал каждый день с 10 часов до 2 часов ночи следующего дня, допросил 347 человек, провел более 200 обысков. В результате титанической работы стряпчего расследованное дело было направлено в начале февраля в мамадышский земской суд, а Юшкова направили на новые дела. Об этом и о бездействии Вятского губернского правления в отношении подчиненных елабужских чиновников сообщили Министру внутренних дел Империи . К сожалению, чем закончился суд для лихих людей из Анзирки, архив ответил молчанием… Ну а со спорной землей - дел более позднего периода не попадалось, да и граница Мамадышского района по-прежнему осталась по карте 1794 года.
ф.2, оп.4, д.33 ГА РТ --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poterКазань Сообщений: 226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
14 февраля 2019 11:40 «Зеленый змий» при Советской власти.
Широкая душа малмыжских жителей, несмотря на смену царскомй власти на самую что ни на есть народную, по-прежнему требовала праздника. Ну а что за праздник без драки? Прошло 10 лет, как руководство первого пролетарского государства начало бороться с церковью. Успехи были небольшие, так как 7 октября 1928 года в Малмыжке молодежь, в том числе и женатые парни, отмечали какой-то церковный праздник («религиозный пережиток» - как потом назвал его пришедший на сельский сход Смирнов Н.Н.) . Пили, гуляли, на гармошке играли, да в итоге не поделили народный музыкальный инструмент. Возникла массовая драка. Пролетарским судом 20 ноября 1928 года (народным судом 3 участка Мамадышского кантона) четверо малмыжских парней были осуждены за хулиганство на 1,5 года тюрьмы и 2,5 года высылки за пределы Татарской Республики (Мартынов Александр Кузьмич, Мартынов Павел П., Мартынов Иван Алексеевич, Смирнов Анатолий Николаевич). Отцы двух осужденных – Мартынов Кузьма Федорович и Смирнов Николай Николаевич обратились к сельскому сходу за помощью – чтобы дали положительные характеристики на сыновей (Мартынова Александра и Смирнова Анатолия) для обращения в «главный» суд. 25 ноября того же года по этому поводу состоялось общее собрание жителей Малмыжки. Избач (заведующий избой-читальней) Костин: Смирнова Анатолия знаю плохо, живет он у отца все один месяц, в избе-читальне вел себя воздержанно, интересовался литературой. Председатель волостного совета Потеряхин Яков: наказание очень высоко, из-за чего может упасть два хозяйства Мартынова Ивана и Смирнова Павла. Так у нас все тюрьмы переполнятся. Поговорили и постановили: Мартынов Александр Кузьмич и Смирнов Анатолий (в тексте – Леонид) Николаевич до 7 октября в хулиганстве замечены не были, вели себя честно во всех общественных делах. Мартынов Иван Алексеевич как активист среди бедноты не один раз в словах в противоречии закону замечен не был . Чем же закончилось уголовное дело – к сожалению, неизвестно. А в 1941 году Иван отправился на фронт. Служил рядовым пехотинцем в 284 стрелковом полку 86 стрелковой дивизии 67 армии 3 Прибалтийского фронта. 10 мая 1944 года награжден медалью «За боевые заслуги», 5 апреля 1945 года – медалью «За отвагу» .
ф. Р1949, о. 1, д. 27 ГА РТ --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poterКазань Сообщений: 226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
20 февраля 2019 17:45 Церковь в Мамадыше XVII века. Первое упоминание о наличии церкви в Мамадыше находится в описи Свияжского Богородицкого монастыря, которую провели в сентябре 1614 (1613) года. Однако, скорее всего, никто в Мамадыш для этого не ездил. Описание имевшейся в нём церкви и имущества очень кратко и сжато, в отличие от принадлежащего тому же монастырю и включенного в ту же опись сельца Исаково, где подробно расписано: сколько и какого зерна, скотины, вплоть до имевшегося на коровьем дворе барана. По Мамадышу же ограничились записью: «Двор монастырской, а посуда всякая дворовая и животина посылано и посылают из сей же отписи из монастыря». По-видимому, это описание производилось со слов бывших там ранее лиц. Согласно более поздних источников (второй четверти XVII века), в Мамадыше, кроме местных жителей, проживали представители монастыря, так сказать, руководящие работники, которые в число этих жителей при проведении переписи не включались. Этими представителями были приказчик и пользующийся доверием и имеющий опыт в ведении хозяйства монах. Итак, согласно описи: «Да в казанском уезде на реке Вятке, на на речке на Вошме, починок на пустоше Мамадышеве, а в нем храм Живоначальные Троицы с трапезою деревяной об одном верху, крест и яблоко обито немецким железом, на трапезе колоколница деревяная, а на колоколнице бито деревяное, круг церкви и трапезы паперти деревяные, а под церковью и под трапезою подклеты. А во храму Божия милосердия образов: дейсус в тябле над царскими дверми на одинатцати цках, стоячей, на красках, образ местной Живоначальные Троицы на празелени, образ Живоначалные Троицы, пядница, на золоте, стоит на налое. А прочее церковное строение, Божие милосердие: образы, и ризы, и сосуды, и книги, и всякой обиход посылан и посылают из сей же отписи из монастыря» . Таким образом, мы имеем словесное описание внешнего вида и внутреннего убранства церкви. Ну а как же всё это перевести в визуальное восприятие? Для этого обратимся за помощью к Свияжскому Богородицкому монастырю. Он находится в городе Свияжск, который в настоящее время стал городом-музеем. В результате непродолжительных поисков находим прямо в его центре деревянную Троицкую церковь. Храм построили весной 1551 года одновременно со строительством деревянной крепости в Свияжске. Крепость строили по приказу Ивана Грозного с целью создания надежного плацдарма для военного похода на Казанское ханство. По легенде, церковь возвели за один день из стройматериалов, привезенных на плотах из Угличских лесов. В тот же день ее освятили. Поскольку, день 17 мая 1551 года пришелся на православный праздник Святой Троицы, то и назвали храм Троицким. В последующем церковь была передана Иоанно-Предтеченскому монастырю. Как все церкви, Троицкий храм имеет трапезную, средний храм и алтарь. C XVII по XX век храм неоднократно обновлялся, постепенно теряя свой древний облик. В 2011 в ходе ремонтно-реставрационных работ церкви возвратили первоначальный вид. Теперь церковь выглядит практически так же, как и в 1551 году . Вполне возможно, строительство церкви в починке Мамадыш велось аналогичным Свияжску образом: по реке доставили стройматериалы, а приехавший ненадолго мастер с помощью местных и свияжских плотников за небольшой период времени собрал храм. Такой вывод напрашивается сам собой: нецелесообразно и экономически невыгодно монастырю держать мастера на краю своих владений, да и долгое время (это же надо найти нужную древесину, привезти на место стройки, изготовить из нее материал), когда главное занятие жителей Мамадыша в те года – растить хлеб, да скотину. «Казанский край. Словарь языка памятников первой четверти XVII века» http://www.klf.kpfu.ru/kazan/1...page=550.0https://turizm.sputnik.ru/item...-sviyagske
--- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
poterКазань Сообщений: 226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
12 апреля 2019 14:01 22 июня, в 19 часов - встреча уроженцев Малмыжки и Яковки в СДК.
--- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
Eka KO Новичок
Москва Сообщений: 18 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
5 мая 2019 21:01 Здравствуйте, уважаемые poter и Марина, не встречалась ли Вам фамилия Якимов в Ваших поисках? Якимов Константин Иванович - председатель Мамадышско уездной управы, возможно купец, жил в Мамадыше. Спасибо! --- Некрасовы, Якимовы, Лебедевы, Смирновы, Алексеевы, Чепурновы, Антильские, Сазыкины, Борисовы, Чикины | | |
poterКазань Сообщений: 226 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 180 | Наверх ##
6 мая 2019 10:28 Eka KO написал: [q] не встречалась ли Вам фамилия Якимов в Ваших поисках? Якимов Константин Иванович - председатель Мамадышско уездной управы, возможно купец, жил в Мамадыше[/q]
Добрый день. Год рождения и примерные годы его работы в уездной управе известны? В принципе, фамилия достаточно известная в Мамадыше. Якимовы до сих пор там обитают. Со мной в параллельном классе один учился. Для поисков Вам бы побольше информации предоставить. --- Потеряхины и Конахины (Музловы) из Яковки, Мартыновы и Ежовы из Малмыжки Мамадышского уезда Казанской губернии | | |
Eka KO Новичок
Москва Сообщений: 18 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 11 | Наверх ##
6 мая 2019 11:12 poter написал: [q] Eka KO написал:
[q] не встречалась ли Вам фамилия Якимов в Ваших поисках? Якимов Константин Иванович - председатель Мамадышско уездной управы, возможно купец, жил в Мамадыше
[/q]
Добрый день. Год рождения и примерные годы его работы в уездной управе известны? В принципе, фамилия достаточно известная в Мамадыше. Якимовы до сих пор там обитают. Со мной в параллельном классе один учился. Для поисков Вам бы побольше информации предоставить.
[/q]
Здравствуйте! Спасибо. Я как раз надеюсь на то, чтобы найти потомков Якимова в Мамадыше. К сожалению, информации очень мало. Константин Иванович Якимов был председателем Мамадышской уездной управы по данным Адрес-Календаря Казанской Губернии на 1871г. и 1881г. Его сын Иван Константинович уехал в Томск, где был купцом 2. гильдии. Дата рождения Ивана - приблизительно 1954г. Из этого можно предположить, что Константин Якимов мог родиться около 1830 г... По некоторым данным, Якимову К.И. мог принадлежать дом по улице Советская, д.6, а также здание почтовой конторы в Мамадыше. Краеведческий музей Мамадыша мне, к сожалению, не ответил...ГА РТ тоже пока молчат. --- Некрасовы, Якимовы, Лебедевы, Смирновы, Алексеевы, Чепурновы, Антильские, Сазыкины, Борисовы, Чикины | | |
|