Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Надежда Михайловна Сапожникова

Художник, меценат, педагог

← Назад    Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Nathalie
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3944
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20387
Использованы материалы статей: Тулузакова Г.П. «Заметки о коллекции Н.М. Сапожниковой в рукописи К.К. Чеботарева «Следы» ; Таран Е. «Купецкая дочка» ; «Николай Иванович Фешин – Надежда Михайловна Сапожникова. Ученица, друг, модель»



Н. М. Сапожникова родилась 26 марта 1877 г. и была седьмым ребенком в семье. Способности к рисованию рано проявились у Надежды Михайловны. В Мариинской гимназии учитель рисования ставил пятерки не только ей, но и ее сестрам, говоря: «Уж очень хорошо ваша сестра рисует». Однако Надежда Михайловна далеко не сразу определила, в чем ее призвание. В 1895 г. она окончила гимназию и, пройдя педагогический курс, получила звание домашней учительницы. Некоторое время занималась резьбой по дереву и рисованием по фарфору, изучала иностранные языки, преподавала в воскресной школе. Затем окончила курсы медсестер и занялась практикой в больнице, но не смогла там работать, так как излишне переживала за больных и сама от этого заболевала.
В 1904 г., когда ей уже исполнилось 27 лет, Надежда Михайловна поступает в Казанскую художественную школу. Там в 1908 г. происходит ее знакомство с Николаем Ивановичем Фешиным, приглашенным преподавать живопись и рисунок. Фешин учился в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств в мастерской И.Е. Репина. Ко времени возвращения в Казань Николай Иванович был сложившимся художником со своей неповторимой манерой письма. Надежда Михайловна, с ее тонким художественным вкусом, сразу поняла масштаб дарования Николая Ивановича. На всю жизнь Фешин становится для нее Учителем, и не просто Учителем, но товарищем и другом. Правда, в семье сохранилась легенда, что Надежда Михайловна питала к Фешину более глубокие чувства, и именно потому никогда так и не вышла замуж. Трудно сказать, можно ли называть это чувство любовью, или Фешин просто являлся для Надежды Михайловны воплощенным олицетворением искусства, которое и было ее настоящей страстью.
Яркая, своеобразная личность Надежды Михайловны, ум, светившийся в глазах, ее удивительная энергетика привлекали Николая Ивановича как художника. За время многолетней дружбы с Надеждой Михайловной Фешин написал пять её портретов, первый из которых, «Портрет М-lle Сапожниковой», появился уже в 1908 г. и был выставлен в Америке, на международной выставке "Carnegie-Institute" в Питсбурге. Фешин весьма успешно конкурировал с такими мастерами, как Шарль Коттэ, Клод Монэ, Писарро и Ренуар. Американские газеты писали: «Портрет М-lle Сапожниковой» может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке; этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно разработанный... представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению...». Восторженную оценку работе Фешина дал нью-йоркский критик, подписавшийся инициалами С.В.: «... И все-таки один только русский художник Николай Фешин своим портретом мадемуазель Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера...». Триумфальный успех картины Фешина был во многом определен удачным выбором модели. Фешин вовсе не приукрашивал Надежду Михайловну, скорее, он был безжалостен к ее внешности. Но обаяние личности Надежды Михайловны завораживало зрителя.



Н.И. Фешин. Портрет М-lle Сапожниковой (в шали). 1908.

Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3944
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20387
Несомненно, под влиянием Фешина Надежда Михайловна выбрала портретный жанр основным направлением своего творчества. Не подлежит сомнению и то, что она подражала Николаю Ивановичу, жадно впитывая его приемы работы. Однако, в отличие от тех учеников, которые просто копировали манеру письма Фешина, Сапожникова сумела сохранить свою индивидуальность. В ее портретных работах, как вспоминал известный художник и педагог К.К. Чеботарев, проявились «чисто сапожниковские острота и верность характеристик».
В 1910 г. Надежда Михайловна оканчивает Художественную школу и вместе с Фешиным отправляется в Западную Европу: Берлин, Мюнхен, Верона, Венеция, Милан, Падуя, Флоренция, Рим, Неаполь, Вена. Затем Сапожникова училась в свободной художественной академии Витти и мастерской Кес Ван Донгена в Париже.



[
Изображение на стороннем сайте: 654899fa7c45.jpg ]

Н. М. Сапожникова (шестая слева) в мастерской Кес Ван Донгена в Париже. 1911-1912. Источник


Вернувшись в Казань в 1912 г., Надежда Михайловна поселилась в мастерской, размещавшейся в саду дома Сапожниковых на Воскресенской. Это было двухэтажное здание с фонарем верхнего света. Крутая деревянная лестница вела из столовой на внутреннюю галерею, заставленную цветами. «На втором этаже была собственно мастерская. Чего тут только не было! Конечно, холсты, картоны, рамы и гипсы, но еще национальная одежда, ткацкий станок, шерстяная пряжа и разноцветные шелка, а также посуда-белье для раскрашивания. И в центре комнаты блестел золотом струн всегда открытый рояль» (Н.М. Соротокина. "Под общим зонтом").


[
Изображение на стороннем сайте: c4115cbcd0bd.jpg ]

Надежда Михайловна в своей мастерской. Источник
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3944
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20387

[
Изображение на стороннем сайте: 183fa2d3c93d.jpg ]

Надежда Михайловна в мастерской. Вид сверху. Источник


Мастерская Надежды Михайловны быстро стала одним из центров художественной жизни Казани, где собирались художники, преподаватели и ученики Художественной школы. Многие из них подолгу работали в мастерской Сапожниковой. Здесь занимались не только живописью, но и декоративно-прикладным искусством – керамикой, вышивкой, резьбой по дереву (Н.И. Фешин создавал резную мебель специально для мастерской Н.М.Сапожниковой). К.К. Чеботарев писал: «В те годы мастерская Сапожниковой становилась своеобразным маленьким центром, вокруг которого начали концентрироваться оригинальные творческие индивидуальности. В 1914, 1915, 1916 гг. в мастерской Сапожниковой каждый вечер рисовали обнаженную натуру Сапожникова, В.Э Вильковиская, А.Г. Платунова, Л.М. Поздеева, В. Ильина. На эти дружеские сеансы «мальчишки» ни в коем случае не допускались. Для нас время от времени устраивались другие сборища. Сверхъестественные пельмени, неповторимо вкусный кофе и очень много разговоров об искусстве. К. Чеботарев, П. Зотов, Д. Мощевитин, В. Попов, В. Молчанов, А. Гаврилов и многие другие. Разве я могу вспомнить, разве я знаю всех, на кого распространялось широкое меценатство Надежды Михайловны...»
Действительно, Надежда Михайловна выступала в качестве мецената по отношению ко многим художникам, приобретая их работы по очень высоким ценам. Она вносила плату за обучение наиболее талантливых учеников в Казанской художественной школе, приобретала их ученические работы, жертвовала средства на студенческую столовую. Многие из них подолгу работали в мастерской Надежды Михайловны.



[
Изображение на стороннем сайте: da595be8ef7c.jpg ]

В мастерской Надежды Михайловны 1915 – 1916 гг. Источник



Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3944
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20387
Фешин бывал в этой мастерской почти каждый день. Надежда Михайловна поддерживала его материально, заказывая портреты своих родственников (просто денег он бы не принял). Именно здесь были написаны многие значительные работы Фешина.
Фешин был своим человеком и в семье Константина Михайловича, часто обедал в их доме. Дети очень любили Николая Ивановича. За землистый цвет лица они, шутя, называли Фешина «ореховый торт». По их воспоминаниям, Николай Иванович не был красив, но у него была замечательная улыбка, которая привлекала к нему людей. То же самое можно сказать и о Надежде Михайловне. Она никогда не была красавицей, но в её глазах отражались и ум, и талант, и доброта, а открытое, приветливое выражение лица всегда располагало к ней людей.



[
Изображение на стороннем сайте: 6fce85195420.jpg ]

Николай Фешин за работой над портретом Надежды Михайловны Сапожниковой в её мастерской. 1916 год. Частный архив, Санкт-Петербург



[
Изображение на стороннем сайте: f72907b46171.jpg ]

Н.И. Фешин. Портрет Н.М. Сапожниковой за клавесином

Gul

Gul

Сообщений: 12121
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 38024
Спасибо, за Фешина и Сапожникову!

rose.gif

А у этого замечательного фешинского портрета Сапожниковой есть своя история...
Портрет не вернулся с очередной выставки, Н.М. увидела его в витрине комиссионного и выкупила (кажется так)

7062122_m.jpg


Комментарий модератора:
Благодарю за внимание и цветы! 101.gif
Да, есть такая история, о ней написано здесь
Насколько достоверна эта история - не знаю, но вообще она вполне в духе Надежды Михайловны.

---
Жирновы Орл губ Харбин
Туровы Ханчук Харбин Бразилия
Носенко Худолиевка Полт губ Харбин
ДНЕВНИК GUL


Вопросы по поиску харбинцев
задавайте здесь. Только советы --подсказки


Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3944
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20387
Вот еще два портрета Надежды Михайловны работы Фешина.

Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3944
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20387
Кем была Надежда Михайловна для Фешина, что значила она в его жизни?
Хочется провести параллель между двумя выдающимися женщинами, двумя Надеждами – Надеждой Филаретовной фон Мекк и Надеждой Михайловной Сапожниковой. Первая известна значительно больше, как и Петр Ильич Чайковский более знаменит, чем Николай Иванович Фешин. Не буду сравнивать масштабы их дарований, это занятие неблагодарное. Вернусь к двум необыкновенным женщинам. Обе были хорошо образованы, ценили и тонко понимали искусство. Обе помогали двум замечательным представителям российской культуры, прекрасно отдавая себе отчет в том, какие великие люди оказались рядом с ними. Восхищались, преклонялись, благоговели перед их гениальностью, и только где-то в глубине души, потаенно, целомудренно и бескорыстно, любили их как женщины.
Надежда Филаретовна с Петром Ильичом не встречалась, их дружба запечатлена в многолетней переписке. Надежда Михайловна и Николай Иванович были близкими друзьями, их ежедневное общение обогащало обоих. Надежда Михайловна сама была художником, и, хотя дарование ее было намного скромнее, оно не потерялось, не растворилось в сиянии таланта Учителя. Более того, много раз она служила для Фешина моделью, являясь источником его вдохновения.
Материальную помощь Надежды Филаретовны Чайковский спокойно принимал. Надежда Михайловна не могла предложить Фешину деньги, он просто не взял бы их. Поэтому она заказывала ему портреты своих близких и другие крупные работы, щедро их оплачивала, предоставляла Николаю Ивановичу возможность работать в ее мастерской. Через сорок лет Фешин довольно скупо напишет об этой дружбе: «С особой благодарностью я вспоминаю мою дружбу с одной из моих студенток, мадам Н.М. Сапожниковой. У нее был очень большой интерес к моей работе, и для нее я написал несколько больших портретов. Я работал над ними у нее в мастерской и думаю, это лучшее, что я написал в то время» (Н.И. Фешин. Автобиография. Санта Моника, 1953-54). Это действительно лучшие его работы того периода, однако хочется верить, что Надежда Михайловна была не только одной из студенток, заказчицей нескольких портретов, что она значила в жизни Фешина неизмеримо больше.
Разумеется, и Чайковский, и Фешин состоялись бы и без помощи этих двух женщин. Но комфортные условия, создававшиеся для них, безусловно, помогли появлению новых гениальных творений. Говоря о Надежде Михайловне и Фешине, можно сказать, что его творческое наследие было бы неизмеримо беднее, если бы не было в нем пяти портретов Сапожниковой, ряда других заказанных ею работ, портретов ее родственников, в том числе, подлинного шедевра – портрета Вареньки Адоратской.
Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3944
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20387
Надежда Михайловна, желая поддержать Фешина, заказала ему в портреты своей сестры Серафимы Михайловны Адоратской (1910 г.) и ее дочери Вареньки (1914 г.).



[
Изображение на стороннем сайте: 2103d8e96170.jpg ]

Н.И. Фешин. Портрет С.М. Адоратской.


Портрет Вари Адоратской – самая известная картина Николая Ивановича Фeшина. Вслед за серовскими портретами Веры Мамонтовой и Мики Морозова портрет Вари продолжает цепочку трогательных детских образов. Все мило в этой картине, только взгляд Вари серьезен и полон тревоги. Можно сказать, предчувствие, предвидение будущего, и трудно понять, у кого возникло это предчувствие, у модели или у художника.


[
Изображение на стороннем сайте: 87df451937d9.jpg ]

Н.И. Фешин. Портрет Вареньки Адоратской.


На фотографии из семейного архива легко узнать Вареньку, ее лицо и взгляд совсем такие же, как на портрете.


Nathalie
Модератор раздела

Nathalie

Москва
Сообщений: 3944
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 20387
С 1909 г. Надежда Михайловна постоянно участвовала в казанских выставках, представляя свои портретные работы, реже этюды, и в городской периодике – «Ведомостях», «Телеграфе» и иных. Чеботарев чрезвычайно ценивший Надежду Михайловну и как человека, и как художника, писал: «... она больше портретист, чем Фешин. Она очень сильно схватывала характер и индивидуальные качества формы, цвета и экспрессии человеческой личности. Причем тут не было крохоборничества псевдореалистов, пытающихся конкурировать с фотографией. Гибкая, легкая живописная манера, меняющаяся в зависимости от фактурных качеств изображаемого объекта. Каждый портрет решался в композиционном отношении, в смысле формы и цвета, по-новому, в зависимости от задачи полнее выразить данную личность, ее индивидуальные качества».
До наших дней дошла лишь небольшая часть работ Надежды Михайловны. Мне кажется, при жизни ни она сама, ни ее близкие не считали ее выдающимся художником. Да и время было такое, когда о сохранности произведений искусства особо не думали. Сейчас в собрании Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан (ГМИИ РТ) находятся 11 живописных портретов работы Сапожниковой.
Одна из лучших её работ – портрет Александра Александровича Боратынского (портрет Алика), правнука поэта, где соединились фешинская школа рисунка и индивидуальность художественного почерка Сапожниковой. Ныне портрет находится в музее Боратынского в Казани.



[
Изображение на стороннем сайте: c17d0e5c01a6.jpg ]

Н.М.Сапожникова. Портрет А.А. Баратынского.
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25306
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7593
Спасибо большое Очень интересно
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

← Назад    Страницы:  1 2 Вперед →
Модератор: Nathalie
Вверх ⇈