Татары: генеалогия, краеведение, история Мещеры
Переводы магометанских метрических книг ОМДС, генеалогия, краеведение, история Мещеры
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
6 октября 2013 23:11ЦГИА РБ (г.Уфа) Публикации о: Об архивном фонде ОМДС. Часть 1 Об архивном фонде ОМДС. Часть 2 – Ведомости приходов и духовных лиц О Фондах ЦГИА РБ (Уфа). Часть 1 О Фондах ЦГИА РБ (Уфа). Часть 2 – Формулярные списки Формулярные списки чиновников Анонсы статей и сами статьи тут: http://www.bastanovo.ru/category/cgia/ --- http://www.bastanovo.ru
| | |
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
24 октября 2013 20:27Болезни, от которых умирали наши предки Атнагулов Р.М. (Автор статьи выражает благодарность Сибаеву Музафару за помощь в переводе терминов) Изучая метрические книги мечетей татарских и башкирских деревень, а так же метрические книги Внутренней Киргизской Орды, в главе четвертой – «об умерших», каждой метрической книги, мы находим причины болезней, от которых умирали наши предки. далее по ссылке: http://www.bastanovo.ru/2013/1...hi-predki/ --- http://www.bastanovo.ru
| | |
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
8 ноября 2013 14:10 8 ноября 2013 14:11ГОРОД ТРОИЦК АРХИВ РУБРИКИ: ГОРОД ТРОИЦК В ПРОЕКТЕ WWW.BASTANOVO.RU Долгая дорога к Храму (из истории поисков первой троицкой мечети) Гизатуллин Рауф Назипович Перед 1917 г. в Троицке имелось семь мечетей, из них только две – Пятая соборная («Амурская» или «Расулевская») и Седьмая квартальная («Слободская» или «Янаульская»), расположенные в увельском заречье, были деревянными. Обе были снесены в советское время, как и Вторая соборная («Верхняя», «Яушевская»), располагавшаяся в историческом центре города. Первая («Главная» или «Мечеть ахун-хазрата») и Четвёртая («Базарная», «Валеевская»), обезглавленные и лишённые минаретов, были отданы под хозяйственные нужды различных... Яушевы Денисов Д. Старостин А. Гизатуллин Р. Яушевы – династия троицких предпринимателей и общественных деятелей. Из служилых мурз, восходящих к роду арских князей Яушевых. Князь Яуш (Явуш, Явыш) в 1552 участвовал в обороне Казани от войск Ивана IV Грозного. Его сын, князь Багиш, имел обширные земельные владения по Алатской и Ногайской дорогам Казанского уезда в д. Кушер, Ст. Менгер, Тамгачи, Шигач. Потомок князя Яуша в 8-м поколении Я. Гайса Мухаммат- Юсупович (Гайса б. Юсуф б. Бикбау б. Мустафа б. Мурадым б. Абдулла б. Дусмухаммед б. Багиш б. Явыш, ?–1870?) приехал в г. Троицк из д. Ст. Менгер Казанского уезда и губ. Ходил с чужими караванами... Читайте тут: http://www.bastanovo.ru/category/troi/ --- http://www.bastanovo.ru
| | |
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
8 ноября 2013 14:14ЦГИА РБ (Г.УФА) АРХИВ РУБРИКИ: ЦГИА РБ (Г.УФА) В ПРОЕКТЕ WWW.BASTANOVO.RU Формулярные списки чиновников Мидхат Джумагул Поиск по дворянству и разночинцам. Как известно дворяне, не являясь податным сословием, не записаны в ревизских сказках, а по причине проживания, в основном, в городах, их не просто найти в метриках т.к. практически в любом городе имелось более одной церкви и метрические книги этих церквей имеют не малый объем. Все эти факторы серьезно осложняют генеалогический поиск. В этих условиях серьезным инструментом поиска являются формулярные списки (далее ФС) чиновников. Дворянин был обязан служить — на то он и дворянин. И служить он мог либо в армии, либо на гражданской службе. В Российской Империи на каждого служащего государству чиновника ежегодно составлялся формулярный (послужной) список в котором отражалась следующая информация: Об архивном фонде ОМДС. Часть 2 – Ведомости приходов и духовных лиц Мидхат Джумагул Следующим значимым типом документа архивного фонда ОМДС, хранящимся в ЦГИА РБ, является Ведомость приходов и духовных лиц (далее ВДЛ). О Фондах ЦГИА РБ (Уфа). Часть 2 – Формулярные списки Мидхат Джумагул В данной статье пойдет речь не вообще о формулярных списках (ФС), хранящихся в ЦГИА, но только о ФС по Башкирско-Мещерякскому войску. Следите тут: http://www.bastanovo.ru/category/cgia/ --- http://www.bastanovo.ru
| | |
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
14 ноября 2013 6:09АРХИВ РУБРИКИ: НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ в проекте bastanovo.ru Болезни, от которых умирали наши предки Атнагулов Р.М.
(Автор статьи выражает благодарность Сибаеву Музафару за помощь в переводе терминов)
Изучая метрические книги мечетей татарских и башкирских деревень, а так же метрические книги Внутренней Киргизской Орды, в главе четвертой – «об умерших», каждой метрической книги, мы находим причины болезней, от которых умирали наши предки.
С чего начать составление Родословного Древа Семьи Оксана Корнева
Поиск родовых корней – это также поиск самого себя. Узнавая о событиях жизни предков, начинаешь лучше понимать их характер, находить в себе черты, которые прослеживаются у старших поколений.
Рожденный в пятницу Фамилия – это наследственное родовое имя,
указывающее на принадлежность человека к одному роду,
ведущему начало от общего предка.
Читайте тут: http://www.bastanovo.ru/category/issl/ --- http://www.bastanovo.ru
| | |
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
23 ноября 2013 7:01Елатьма Мы не могли обойти стороной, бывший уездный город села Бастаново – Елатьму. Ныне, Ела́тьма — посёлок городского типа в Касимовском районе Рязанской области. Расположен на левом берегу реки Оки, в 206 км от Рязани, в 23 км от Касимова. Совместно с общественным некоммерческим краеведческим сайтом о городском поселении Елатьма — http://www.elatma2008.narod.ru, данная статья открывает очередную рубрику Проекта bastanovo.ru, посвященную удивительному тихому и живописному месту на реке Оке. Рубрика будет представлена в виде фоторепортажа о посещении исторически значимых мест города с использованием архивных фотоматериалов. Рубрика размещена тут: http://www.bastanovo.ru/2013/11/o-rubrike/ --- http://www.bastanovo.ru
| | |
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
25 ноября 2013 14:55Находка Елатомского Кремля Кремль или «детинец»– цитадель во многих древних русских городах (в Москве, Новгороде, Астрахани и др.) с каменной оградой и башнями. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 21.01.2008. Передо мной лежит очередная удивительная находка. Это копия плана регулярной застройки, составленного «Тамбовского наместничества городу Елатьме». Изъяснение (привожу в современной транскрипции) Состоящее ныне строение – каменное прикрыто темно-кармином, деревянное – в пунктирных линиях, под знаком + церкви. А – собор преображения Господня. В – Старый город, называемый Кремль. Вновь прожектировано Кварталы, прикрытые светло-кармином под каменные, а желтою краскою – под деревянные казенные, публичные и обывательские дома и прочие строения. 1 – Церковь Рождества Богородицы. 2 – Для присутственных мест. 3 – Для постройки домов городничему и казначею. 4 – Торговая площадь. 5 – Черта, означающая разлив Реки Оки. 6 – Вал и ров к ограничению города. Фото плана есть тут: http://www.bastanovo.ru/2013/11/nahodka-elatomskogo-kremlya/ --- http://www.bastanovo.ru
| | |
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
2 декабря 2013 21:43О переписи 1920 года Мидхат Джумагул Обычно любой генеалогический поиск начинается со сбора информации по родственникам и в семейном архиве документов. Для будущего успешного поиска необходимо выявить как минимум название и административно-территориальную принадлежность населенного пункта, в котором проживали предки, а также очень желательно хотя бы примерные даты рождения предков как минимум на начало 20-го века. Это первый этап любого генеалогического поиска. После систематизации данных, выявленных на первом этапе, исследователь может написать запросы в ЗАГСы, если предки родились после примерно 1910-15 гг. или произвести поиск в архивах по метрикам, за начало 20-го века (путем написания запросов в архив или при личном посещении, а так же с помощью частных исследователей). А вот далее возникает проблема выявления даты рождений следующего поколения. Скажем в метрической книге (МК) 1905 года по селу Ивановка N-ского уезда обнаружена метрика на прадеда Петра, родители которого Сидор Васильевич Иванов и законная жена его Параскева Сергеевна. Все отлично, но как выявить даты рождений этого самого Сидора и законной его жены? Это можно сделать путем перебора МК за более ранние годы – способ хороший, параллельно даст какое-то кол-во дополнительно информации по боковым линиям, но он займет массу времени и потребует не малое кол-во денег т.к. просмотреть придется возможно десятки дел пока обнаружатся метрики на искомых Сидора и Параскеву. Для облегчения этого непростого дела можно воспользоваться другим типом документа, называемым Перепись населения. В начале 20-го века было проведено несколько таких переписей: в 1917 году всероссийская сельскохозяйственная перепись. В 1920 году еще одна, примерно такого же плана перепись. Далее тут: http://www.bastanovo.ru/2013/12/o-perepisi-1920-goda/ --- http://www.bastanovo.ru
| | |
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
25 декабря 2013 10:21C чего все началось Фактическая генеалогия рода часто отличается от семейных легенд и преданий… Наши исследования начались с поиска материалов для написания книги о расположенном в Мещере древнем татарском селе Бастаново авторами Девликамовым Анваром Аминовичем и Абдиевым Александром Шовкатовичем к 500-летию его образования. Первые упоминания этого населенного пункта в официальных документах появляются в начале XVI века. Татарское население села в грамотах, относящихся к XVII веку, именуется шацкими, а иногда цненскими служилыми татарами и мурзами. Основное занятие жителей — несение сторожевой службы по городу Шацку и вдоль засечных линий, сопровождение посольств. В связи с военными реформами и указами Петра I, а также отказом от принятия христианства, жители села были причислены к сословию государственных крестьян. В документах, относящихся к сельцу Бастаново Поляковско-Майданской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии, наиболее часто упоминаются фамилии таких татарских родов, как: Девликамовы, Тынчеровы, Клевлеевы (Клеблеевы), Канеевы (Каниевы, Конеевы), Барамыковы, Енгалычевы, Симашевы (Симошевы), Енилеевы, Чекаевы, Сименеевы, Тахтагановы, Котлобулатовы. Реже встречаются: Сутушевы, Кутуевы, Васильевы, Бекесовы. В процессе подготовки материалов, для вышеупомянутой книги, в Государственных Архивах Российской Федерации, Республики Башкортостан, Казахстана и Узбекистана, нами были найдены и обработаны: ревизские сказки села Бастаново за 1722, 1745, 1763, 1816 и 1834 годы; метрические книги первой и второй мечетей села из Оренбургского Магометанского Духовного Собрания с 1832 по 1902 годы, частично; отказные грамоты, датированные началом XVIII века; ландратская перепись 1717 года и многие другие документы, имеющие отношение к этому населенному пункту. Их изучение и систематизация позволили задуматься о составлении и построении генеалогических древ основных татарских родов села. Обработка ревизских сказок и метрических книг мечетей села ведется мною совместно с авторами книги с 2007 года. В процессе работы над ревизиями нам приходилось сталкиваться с необходимостью читать текст, написанный древнерусской скорописью — одним из древнерусских почерков, появившихся на Руси в XIV в. В то время переписчики, что называется «на слух», фиксировали старинные тюркские имена наших предков. Сложность заключалась в расшифровке некоторых имен. Вот примеры написания некоторых женских имен: Чупарбехи – Жафарбика, Зилка – Зулейха, Хасни Зямаль – Хаснижамал, Хабиб Зямиля – Хабибжамал, Аньша – Айша. Подобные трансформации не обошли стороной и мужские имена, например: Багильди — Бойкелди, Пяткулла — Фатхулла, Тифятулла — Тухфатулла, Иосип — Юсуф, Сюней – Сиявуш, Ишпиндияр – Асфандияр, Шан — Шабан. Фамилии жителей села нам встретились только в ревизской сказке 1722 года, во всех последующих же ревизиях фамилии жителей не указывались. Таким образом, для того, чтобы узнать фамилию персоны и принадлежность ее к определенному роду, мы, как мозаику собирали и увязывали поколения — из года в год, из века в век, от первой сказки 1722 года до последних метрических книг мечетей села к 1902 году, протягивая историю жизни семей. Занятие это было довольно увлекательное. По пути исследования жизни каждого жителя села, мы узнавали о времени и месте его рождения; его родителях; браке или разводе, о повторных браках. О рождении и смерти его детей и родителей; иногда переездах из одного села в другое. И так до самой смерти персоны и того, что послужило ее причиной. Перед нашими глазами на бумаге выстраивались жизни целых поколений. Отсутствие в нашем распоряжении ревизий, проводимых позднее 1834 года, также осложняло ситуацию, и заводило в тупик наши исследования. Мы использовали, насколько возможно, метрические книги первой и второй мечетей села Бастаново, а иногда и близлежащих деревень Тамбовской губернии, но и тут мы сталкивались с неточностями при регистрации рождений, браков, разводов и смертей жителей. Например, при сопоставлении возрастов, указанных в метрических книгах с возрастами, указанными в ревизских сказках — совпадали имя, фамилия и состав семьи персоны, но разница в возрасте этой персоны или же годе ее рождения, составляла порой от 2-х до 7-ми лет. В метрических книгах до 1880-х годов фамилии регистрируемых лиц практически не указывались, и приходилось выискивать связь через возраст, имя и отчество. Еще одна сложность заключалась в том, что в самых ранних метрических книгах не записывались отчества, тут мы встречали только бесфамильные имена. Позднее, об ошибках в записях метрических книг нами были найдены два дела в Фонде Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, хранящемся в Центральном Государственном Архиве Республики Башкортостан, в Уфе; которые подтвердили наши предположения. И в наши дни жители села рассказывают о том, что при смерти некоторых старейшин села, рожденных до революции 1917 года, их дату рождения не могли найти и соответственно, подтвердить возраст, а иногда даже родство через метрические книги мечетей села, для получения свидетельства о смерти человека. Магометанские метрические книги мечетей татарских сел написаны старой татарской письменностью «иске имля» — это татарский алфавит, на основе арабской графики, использовавшийся до 1920 года. Данный алфавит начал применяться предками нашего народа с принятием Ислама. Магометанские метрические книги, также как и ревизские сказки, требуют к себе особого подхода и внимания, т.к. почерк писцов, делавших записи, оставлял желать лучшего. Возможно, что при переписи экземпляров копий метрических книг с оригиналов, которые велись в мечетях татарских сел ежегодно, с января по декабрь, теперь уже сами татары допускали ошибки. Некоторые имена в метриках вовсе отсутствовали. Также, найдя жениха и невесту в разделе «о бракосочетавшихся», в котором указывался их возраст, мы не могли найти их в разделе «о рождениях», где они фактически должны были быть записаны при наречении имени. Находили же мы их годом-двумя ранее, либо позднее. Чернила в некоторых копиях метрических книг выцвели, некоторые части их – утрачены; но встречаются и отличные копии, сделанные каллиграфическим почерком. Тем не менее, несмотря на все вышеупомянутые сложности, по основным татарским родам села Бастаново нам удалось воссоздать подлинные генеалогические древа, уходящие корнями в начало XVII века. Источник: http://www.bastanovo.ru --- http://www.bastanovo.ru
| | |
Rus_AtСообщений: 229 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 568 | Наверх ##
7 января 2014 1:24Татарские потомки населения золотоордынского улуса Мохши Сабитов, Ж. Татарские потомки населения золотоордынского улуса Мохши / Ж. Сабитов, М. Акчурин // The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия). — 2013. — Т. 5. № 1. — С. 73–81. «Данная статья посвящена вопросу происхождения татарских мурз, относящихся к таким фамилиям как Акчурины, Кашаевы, Кудашевы, Муратовы, Енгалычевы, Еникеевы, Ишеевы, Седехметевы, Дашкины, Дивеевы, Мансыревы, Сюндюковы, Ефаевы и т.д. На основе исторических источников, генеалогических записей и генетических результатов предложена концепция происхождения этой группы татар». Статья написана в декабре 2013 г. Полный текст статьи в формате pdf, можно скачать здесь:
http://www.bastanovo.ru/2014/0...sa-mohshi/ --- http://www.bastanovo.ru
| | |
|