ВикторКотт![ВикторКотт](https://forum.vgd.ru/resize/resize.php?fid=81849&x=80&key=1&upd=-47620400) Москва Сообщений: 222 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 726 | Наверх ##
27 февраля 18:28 Тальменское служение священномученика Петра Гаврилова
Священномученик Петр родился 18 июня 1879 года в деревне Уткино Мамадышского уезда Казанской губернии в семье крестьян кряшенов, именовавшихся тогда старо-крещеными татарами, Гавриила Матвеевича и Татьяны Тимофеевны. В 1896 году он окончил Центральную крещено-татарскую школу в Казани, готовящую учителей сельских нерусских начальных училищ, основанную выдающимся просветителем народов Поволжья Н. И. Ильминским, и служил до 1903 года учителем. В том же году Петр поступил на миссионерские курсы при Казанской духовной академии, по окончании которых в 1905 году был рукоположен во священника к Петропавловскому храму в селе Кырынды Елабужского уезда Вятской губернии. В 1909 году он был переведен в Троицкий храм в село Челны того же уезда, где служил до сентября 1918 года. За свою самоотверженную благочестивую жизнь отец Петр был любим прихожанами и пользовался большим авторитетом даже среди мулл, с которыми вел беседы на религиозные темы, и своими познаниями Корана и умением показать в свете Евангелия его учение заставлял их глубже задуматься над вопросами веры. В июле 1919 года отец Петр был назначен в Михаило-Архангельский храм села Тальменское Алтайской губернии и весной 1922 года избран благочинным. 2 июля 1922 года умерла супруга священника, Акилина Филипповна, и он стал воспитывать семерых детей. В мае–июне 1922 года по инициативе Томского губкома РКП (б) в Томске начала действовать организованная чекистами «инициативная группа прогрессивного духовенства и мирян», захватившая епархиальное управление, для чего был арестован временно управляющий Томской епархией епископ Барнаульский Виктор (Богоявленский), ложно обвиненный в противодействии властям в изъятии церковных ценностей. Узнав о совершившемся 8 октября 1922 года беззаконии – лжерукоположении женатого священника П. Ф. Блинова во «епископа Томского и Сибирского», отец Петр с единомысленными ему священниками перешел в подчинение епископа, не признавшего «хиротонию» и власть П. Ф. Блинова. В марте 1923 года новый благочинный стал требовать от отца Петра подписку о подчинении епархиальному управлению «Живой церкви», сказав, что все городские и сельские церкви Барнаульского округа уже его признали и в случае неподчинения у многодетного вдовца могут быть «печальные последствия», т. е. он может быть арестован. Священник дал подписку о «временном подчинении впредь до Собора», но, узнав об обмане – так как несколько храмов в Барнауле не признали обновленческое управление, разорвал подписку и созвал собрание прихода. Собрание, составившее более 1000 человек, постановило «Живую церковь» не признавать. 21 июля 1923 года в Тальменском состоялось благочинническое собрание, на котором отец Петр открыто выступил против обновленчества и при поддержке священника Арсения Федоровича Алексина (1874–1937) убедил собрание «Живую церковь» не признавать. Однако благочинный, вопреки решению прихожан, остался в подчинении обновленцев, и в августе 1924 года отец Петр со своим приходом перешел в подчинение епископа Рубцовского Никиты (Прибыткова), впоследствии священномученика, и был избран благочинным. 16 апреля 1925 года Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский), впоследствии также священномученик, наградил отца Петра наперсным крестом. В середине июня 1926 года благочинническое собрание вынесло резолюцию о непризнании нового, организованного властью раскола – «григорьевского». 15–18 февраля 1927 года в Барнауле прошел епархиальный съезд «староцерковников», продолжавших линию патриарха Тихона, для обсуждения вопроса об этом расколе и выборов епископа на Барнаульскую кафедру. Тальменского священника на съезде избрали членом пленума Епархиального совета, созываемого не менее четырех раз в год. В Тальменском отец Петр служил до февраля 1928 года и, по справке Барнаульского ГК ВКП (б), «2 раза привлекался к ответственности за контрреволюционную агитацию», выражавшуюся в том, что он «вел агитацию против намечаемых кандидатур в члены сельсовета» и распространял «слухи о “священности ключа” в селе Сорочий Лог». Паломничество к святому ключу на месте убиения около 12 православных мирян во время антибольшевистского восстания 1920 года не прекращалось и в советское время; теперь рядом с ним в селе находится Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский женский скит. В 1928 году отец Петр был назначен настоятелем Богородице-Одигитриевской церкви в Барнауле и вскоре за безупречное и ревностное служение был возведен в сан протоиерея. 2 февраля 1929 года ОГПУ арестовало священника, заключив в тюрьму в Барнауле, и 5 апреля Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Петра к трем годам ссылки, и он был отправлен в Нарымский край. Вернувшись через четыре года из ссылки, он стал служить в Сретенском храме Бийска. 1 ноября 1936 года отец Петр снова был арестован. Допросы продолжались в течение нескольких месяцев. – Вам предъявляется обвинение в том, что вы являлись участником контрреволюционной организации, ставящей своей задачей свержение советской власти вооруженным путем в момент интервенции со стороны Японии. Что вы можете показать об этом? – Виновным себя в этом не признаю, – ответил священник. – Вы говорите неправду. Следствие располагает бесспорными данными, изобличающими вас как активного участника повстанческой организации. Требуем от вас правдивых показаний. – Я этого даже и в мыслях не имел и заниматься этими вещами не занимался. Добиваясь от священника признания вины, следователь устроил ему очные ставки с теми, кто оговорил его и других, но мужественный пастырь категорически отверг их лжесвидетельства. 7–9 апреля 1937 года состоялись судебные заседания выездной сессии Специальной коллегии Западно-Сибирского края. Обвиняемые, признавшие себя виновными и оговорившие других, стали выступать на суде с заявлениями, что сделали это по малодушию, из-за угроз и давления следователей. Было назначено переследование. 3 июля 1937 года Сталин подписал указ о начале в стране массовых репрессий, когда можно было выносить приговоры, включая расстрел, без судебного рассмотрения, административным решением троек НКВД. 25 июля 1937 года тройка при УНКВД по Западно-Сибирскому краю приговорила протоиерея Петра Гаврилова вместе с архиепископом Барнаульским Иаковом (Маскаевым), священником Иоанном Можириным и иноком Феодором (Никитиным) к расстрелу. Они были расстреляны 29 июля 1937 года и погребены в безвестной общей могиле. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 году прославил их в лике святых. Архимандрит Дамаскин (Орловский) |