тульские однодворцы
о забытом сословии ".. однодворцы .."
vikuca Поворинский район Сообщений: 284 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 416
| Наверх ##
27 ноября 2018 12:54 Огромнейшая Вам благодарность! Даже и не надеялась на такую удачу! --- Ищу сведения о Мочаловых, Рыбиных, Невзоровых, Поповых (Вихляевка Поворинского района).Гольцовых,Стерлиговых (Горелка Борисоглебского района) | | |
Андрей_Б Санкт-Петербург Сообщений: 1471 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10107
| Наверх ##
27 ноября 2018 14:27 Старухинъ Андрей написал: [q] из дер. Ведьмино Ефремовского уезда[/q]
Андрей, добрый день. А по Житким из Ведьминой не посмотрите? Мой последний известный по линии прапрабабушки - это Житкой Трифон Савельевич, 1740 г.р. --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы, Глушица
Мой ДНЕВНИК | | |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2521 | Наверх ##
27 ноября 2018 15:46 Андрей_Б написал: [q] Андрей, добрый день. А по Житким из Ведьминой не посмотрите? Мой последний известный по линии прапрабабушки - это Житкой Трифон Савельевич, 1740 г.р.[/q]
к сожалению Житкими не занимался , посмотрю , может где в записях моих они проскальзывают ( на это надо время ) ...но к сожалению целенаправленно этим родом не занимался | | |
Андрей_Б Санкт-Петербург Сообщений: 1471 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10107
| Наверх ##
27 ноября 2018 16:30 Старухинъ Андрей написал: [q] на это надо время[/q]
Андрей, спасибо. А по Шеиным из Дубиков самое начало 18 века и до 1716? Может еще они были в Слабодском. В 1698 в Слабодском записан Федор Прокофьев с сыном Евсеем. Не могу никак разобраться кто мой Федор по отчеству... С Наумом Шеиным такая же проблема. Может попадется в дальнейшем при просмотре документов. Спасибо. --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы, Глушица
Мой ДНЕВНИК | | |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2521 | Наверх ##
30 ноября 2018 15:51 30 ноября 2018 16:03 по Ведьмино -- за 1710 году Житких не нашел , в 1710 году Житкие встречаются по селу Маслово и Малой Косой ( все они рядом с Ведьмино)
по селу Маслово указан Савостьян Житкой 50 лет в 1710 году -- Савелия не нашел пока , попробую еще поискать | | |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2521 | Наверх ##
6 декабря 2018 12:17 8 декабря 2018 10:40 ЕЩЕ РАЗ О КЛИЧКАХ ОДНОДВОРЦЕВ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ЧЕРНСКОМ , ОДОЕВСКОМ и КРАПИВЕНСКОМ уездах ТУЛЬСКОЙ губернии ( области) -- зафиксирована кличка по отношению к потомкам ОДНОДВОРЦЕВ - ИНДЮХИ [ Изображение на стороннем сайте: 4db3bdcf691f.png ] например эта кличка по отношению к однодворцам в некоторых местах сохранялась вплоть до 1950 - ых годов , привожу примеры -----1 пример--- ЧЕРНСКИЙ район - деревня КАЗАРИНО -- местная жительница на диктофон исследователю Мариане Ефимовой ( Домаревой) в 1990 годах - говорила следующее "............на том берегу реки жили индюхи , а на этом мы рогачи........." ( примечание - сразу хочу отметить , что смысл этих слов женщина объяснить не смогла просто вспомнила клички соседних крестьян-- ) Прочитав одну из работ опубликованную в интернете я понял почему "Рогачи" противопоставлялись " Индюкам" — крепостные крестьяне и однодворцы различались костюмом ( одеждой) , крестьяне носили поневу и "рогатую" кичку , а однодворцы костюм с сарафаном ( вот от куда кличка " РОГАЧИ" - у бывших крепостных крестьян Чернского района ( уезда) ) --) ------2 пример----ПЛАВСКИЙ район ( бывший Крапивенский уезд_ ) дервня БОГДАНОВКА -- поседняя жительница этой к сожалению не существующей ныне деревни Акулина Федоровна Старухина ( она 1898 года рождения) вспоминала в 1950 году "............нас соседние крестьяне дразнили индюхами , говорили на нас - вон пошли индюшка и гусак.........." ------3 пример----ОДОЕВСКИЙ район , село СТОЯНОВО - местные жители вспоминали "......... индюхи они богатые были , у них поневы какие были , а мы храпы по деревенски какие то бедняки ,,,.....вот тут и жили храпы , где сейчас наши дома стоят индюхи - то они там дальше жили , вместе мы не селились........" [ Изображение на стороннем сайте: b1d467d9b79a.png ] аспирант Российского этнографического музея А.В.Неслуховская в своей работе изданной в 2016 году " Локальные Комплексы русского традиционного костюма юго западных районов Тульской области" - пишет следующее "......... .....Юго - Западные районы Тульской области нахродятся в едре верхнеокского этнографического района выделяемого по данным этномузыкологии , территория не является однородной , здесь проживает русское население - потомки бывших барских , экономических крестьян и ОДНОДВОРЦЕВ которые имеют свои особенности быта и одежды ........На территории Одоевского района отчетливо выделяются две группы населения , сохранившие особенности костюма , обычаи , воспоминания о происхождении и этнонимы : - это бывшие барские крестьяне ( их клички -- храпы , хрестьянские.) и ИНДЮХИ (однодворцы , потомки служилого населения Большой засечной черты ) - дале в своей работе она пишет ".........однодворцы Одоевского района называемые индюхами жили чересполосно с барскими или в выделенных селах ранее входивших в Одоевскую засеку .... [ Изображение на стороннем сайте: 29644a38763a.png ] Так же дореволюционный историк Д.К.Зеленин в своей работе за 1913 год указывал следующее "..........в Туле насмешливое прозвище по адресу однодворцев -- ИНДЮШКИ отмечено еще в 1850 году ............" [ Изображение на стороннем сайте: 456cd872ef73.png ] Д. К. Зеленин утверждал, что наследственная дворянская гордость однодворцев - характерная черта, о которой говорят практически все наблюдатели. Данная черта закреплялась в прозвищах, полученных орловскими и тульскими однодворцами от их соседей - помещичьих крестьян: ""индюхи"" и «алая кровь» . вот что пишет в своей работе """Ареальное исследование мифологических представлений русских центрального Черноземья (XIX – начало ХХI века) """ТИТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА "........Д.К. Зеленин полагал, что «особый этнографический тип» однодворцев сложился в течение двух последних столетий «из разных этнических элементов» в результате особых исторических и социально-экономических условий и выделял «характерные для однодворцев» особенности говора, жилища и народного костюма . В то же время, ученый выделял в культуре однодворцев два основных влияния: 1) старое степное, привнесенное потомками служилых людей «по прибору», 2) московское (главным образом дворянское), исходящее от потомков служилых людей «по отечеству» . Вывод Д.К. Зеленина об особом этнографическом типе однодворцев оспаривается последующими исследованиями культуры этой группы населения. Как показала Л.Н. Чижикова, однодворцы, не составляя в целом какой-то особой локально-этнической группы, не имели ни диалектологического, ни этнографического единства. По ее мнению, в XVII веке это были представители военно-служилого сословия со специфическим образом жизни, связанным с исполнением военной службы и определенными привилегиями со стороны государства...Среди таких групп однодворцев исследователями выделялись: кагуны (кагаи) Суджан-ского и Тимского уездов Курской губернии , щекуны Нижнедевицкого и Коротоякского уездов Воронежской губернии , талагаи восточной части Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии , ягуны и ионки западной части Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии , егу-ны Орловской, Курской и Воронежской губерний , зекуны Дмитриевского уезда Курской губернии , жеки (жекалы) Льговского уезда Курской губернии , индюки ( индюхи) ОДОЕВСКОГО уезда ТУЛЬСКОЙ губернии , галманы ЕФРЕМОВСКОГО уезда ТУЛЬСКОЙ , Воронежской и Тамбовской губерний и др. В Семилукском и Лискинском районах Воронежской области, а также в Тербунском районе Липецкой области исследователями недавно отмечено еще одно локальное прозвище однодворцев - гамаи .. Профессор ТГПУ Нелли Красовская в своей работе пишет о значении которое придавали этому слову ИНДЮХ ( ИНДЮК) по отношению к потомкам ОДНОДВОРЦАМ -жители села Стояново Одоевского уезда Тульской губернии "........Сами жители села Стояново так объясняют использование слова индюхи: «Они всегда богатые, понёвы яркие, расшитые, у всех грулёвки были. Ну, знаешь, ходят, как индюхи». По всей вероятности, образ яркой, необычной, важной и гордой птицы и лёг в основу переосмысления данной лексемы............""
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/articl...-govorah.. село СТОЯНОВО ОДОЕВСКОГО района ТУЛЬСКОЙ области - потомок древнего рода одоевских детей боярских- однодворцев ТАТЬЯНА АФАНАСЬЕВНА АФАНАСЬЕВА с гордостью называет себя индюшкой [ Изображение на стороннем сайте: 085aa18a035b.png ] В газете "Тульские Известия" от 21 июня 2017 года напечатана интервью профессоров ТГПУ Дмитрия Романова и Нелли Красовской ..в которой они упомянули свою поездку в село Стояново Одоевского района Тульской обл........ – Приехали мы в село Стояново Одоевского района. Жила там очень хорошая бабушка Татьяна Афанасьевна Афанасьева. И вот идем мы с ней по селу, пересекаем овраг. И вдруг она говорит: "" ТУТ У НАС ИНДЮХИ ЖИВУТ , А ТУТ ХРОПЫ"" . Я удивляюсь, а потом выясняется, что индюхи – это крестьяне-единоличники, государственные, а хропы – барские. Потом она говорит: «Через барский сад не пойдем – там козлы растут». Какие такие козлы? «Ну что, – говорит, – неужели ты не знаешь? Это дикие груши!» Потом я прочитала у Василия Левшина в «Топографическом описании Тульской губернии», что в Белевском и Одоевском уездах сохранилось название сорта груши «козел» (ударение на первый слог. – «ТИ»), мое примечание дети боярские ( а затем однодворцы) АФАНАСЬЕВЫ как помещики села Стояново и деревни Никольской - встречаются по Одоеву уже в 1616 году , например--САВЕЛИЙ БОГДАНОВ сын АФАНАСЬЕВ - одоевский сын боярский , взят в полон нагайскими татарами в 1616 году "........взяли его нагайские татарове в Одоевском уезде тому 8 лет и свезли в Азов и с Азова продали в Нагаи и женили его на татарке , и веру татарскую держал , вышел на Астрахань тому 3 год ......в 1623 году,, в 1678 году по Стояново и дер. Никольской встречается сыны боярские АКИМ ГРИГОРЬЕВ сын АФАНСАСЬЕВ и МОКЕЙ КОНДРАТЬЕВ сын АФАНАСЬЕВ ,,- в 1716 году по с.Стояново и д. Никольской упомянут отставной рейтар САВЕЛИЙ НИКИФОРОВ сын АФАНАСЬЕВ [ Изображение на стороннем сайте: c97cdd5796bd.png ] И так мы с Вами выяснили , что кличка ИНДЮХ , ИНДЮК по отношению к однодворцам - выявлена по трем районам Тульской области : ЧЕРНСКОМ , ПЛАВСКОМ и ОДОЕВСКОМ , По Ефремовскому уезду -- была распространена кличка галман по отношению к однодворцам ( это может объясняться тем , что данный уезд тяготел к Воронежу , где эта кличка к однодворцам так же была распространена ) | | |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2521 | Наверх ##
9 декабря 2018 9:45 В своей работе""" Постепенное распространение однодворческого населения в Воронежской губернии // Записки Императорского Русского географического общества. - 1857. - Кн. XII. -С. 185-325 воронежский краевед Г.Германов писал - «однодворцы очень склонны к переселению из одного уезда в другой и особенно в дальние пограничные губернии, где они находят порядок вещей, во многом сходный с тем, который лет сто назад господствовал в Воронежском крае»
------первое массовое переселение однодворцев Ефремовского уезда Тульской губернии зафиксировано в 1814 году в ВОРОНЕЖСКУЮ ГУБЕРНИЮ НОВОХОПЕРСКИЙ УЕЗД , село МАКАРОВО и второй поток переселенцев в 1814 году был направлен в САРАТОВСКУЮ губернию КАМЫШИНСКИЙ уезд село ЧЕРНАВКУ в 1850 году Чернавка относилась уже к Николаевскому уезду Саратовской губ. ----- второе переселение --в 1826 - 1832 года зафиксирован факт массового и компактного переселение однодворцев Ефремовского уезда Тульской Губернии в САРАТОВСКУЮ ГУБЕРНИЮ НИКОЛАЕВСКИЙ УЕЗД село КЛЕВИНКУ вторая партия ефремовский однодворцев направилась в ОРЕНБУРГСККУЮ ГУБЕРНИЮ БУЗУЛУКСКИЙ УЕЗД СЕЛО КУЛЕШЕВКА ,
| | |
Домусчи СУчастник  Воронеж Сообщений: 80 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 104 | Наверх ##
11 декабря 2018 15:05 Здравствуйте! В Крестоприводной книге Ефремовских служилых людей 1645 года упоминается л.9 Иван Титов сын Шепелев. Шепелевых много в том же Козельском уезде, но ни в нем, ни в каком другом пока не удается найти Тита Шепелева. Подскажите, как по-вашему, откуда ефремовские Шепелевы могли прийти? | | |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2521 | Наверх ##
13 декабря 2018 8:09 13 декабря 2018 8:10 к сожалению по Шепелевым у меня нет информации - знаю на 100 % , что Маренковы ( Маринковы) пришли в Ефремов из Мценска , а вот Шепелевы не знаю | | |
Домусчи СУчастник  Воронеж Сообщений: 80 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 104 | Наверх ##
15 декабря 2018 0:23 Жалко... Я посмотрел, у вас еще встречаются выписки из Старой Косой. У меня там был Леон Сапронов, у него еще дочь была Авдотья 1738 г.р., за моего предка Маренкова замуж вышла. Вы случайно такого не встречали? | | |
|