тульские однодворцы
о забытом сословии ".. однодворцы .."
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2530 | Наверх ##
19 ноября 2018 12:35 20 ноября 2018 9:13 НЕМНОГО О СЛУЖБЕ ТУЛЬСКИХ ДЕТЕЙ БОЯРСКИХ в 17 веке тульские дети боярские как впрочем и ефремовские, мценские и другие дети боярские составляли так называемые ".....городовые сотни...." в них входили представители одного города . При организации военного похода в 17 веке из этих детей боярских "...сотенной...службы...." организовывалось Поместное войско , которое было разделено на сотни . Например в 1654 -- 1655 годах в полку воеводы В.П.Шереметева и кн. А.Н.Трубицкого числилось 60 конных сотен состоявших из детей боярских (( в каждой сотне было от 57 до 82 воинов- сынов боярских ) Помимо этих сотен в полку были организованы по одной ВЫБОРНОЙ СОТНЕ , ЕРТАУЛЬНОЙ СОТНЕ и ПОДЪЕЗЖЕЙ СОТНЕ . А в Ертаульную сотню выбирали детей боярских у которых было хорошее вооружение , а в Выборную сотню и Подъезжую сотню - выбирались по знатности . В русско- польской войне 1656 - 1661 годах дети боярские из Тулы принимали самое активное участие . Например несколько сотен тульских детей боярских сражались с поляками под Старым Быховым командирами сотен у них были : -- рязанцы Григорий Кошелев и Федор Левашов а командиром Ертаульной сотни был владимирец Федор Владыкин В полковых списках полка отражено как тульские дети боярские героически сражались в этих боестолкновениях с польскими войсками . Например из этих списком мы узнаем , что туляне - дети боярские -на этом бою ".......бились явственно убили мужика........" ( т.е. в полковых списках отмечали особо отличившихся туляков , которые в бою убили солдата противника ( мужика-) -- вот списки тульских детей боярских кто особо отличился в бою в 1661 году ".......бились явственно убили мужика....." Еремей Дмитриев сын Михнев Тимофей Алексеев сын Анненков Горчак Третьяков сын Ланской Андрей Богданов сын Кисленский Артемон Третьяков сын Ланской Федор Иванов сын Ланской Иван Третьяков сын Ланской Константин Андреев сын Зыбин Кирилла Иванов сын Дьяков Андрей Иванов сын Котосонов Остафий Карпов сын Писемский Трофим Артамонов сын Карпов Василий Федоров сын Воейков Карнила?? Григорьев сын Ивашкин так же туляк из Ертаульной сотни -- Афанасий Афанасьев сын Крюков -- "....бился явственно убил мужика....." ( т.е. солдата противника) Так же в этом походе несколько тульских детей боярских : Василий Григорьев сын Перерушев ......Иван Мартинов сын Улыбушев ......Савелий Васильев сын Сафонов служили в "...знаменщиках..." полка . ПОМЕСТНАЯ КОННИЦА 17 века -- в которой служили дети боярские подразделялась на "...сотни..." разной численности ( на примере тульских детей боярских видно численность в каждой сотне колебалось от 57 до 82 человек) . Каждая сотня , могла подразделяться на ".....подъезды........станицы и ...сторожы ....." -- под этим выражением можно понимать группы детей боярских высылаемых с определенной тактической целью ( например разведка -- это станица) \ Как писал историк Миклашевский единственной устойчивой единицей поместной конницы можно считать -- СОТНЮ . . Офицерские чины в поместном войске подразделялись на сотника ( или сотенного голову..). Кроме сотника в поместном войске упоминались звания завоеводчика ......есаула ...и атамана ....- первый чин - ЗАВОЕВОДЧИК означал чин личного адьютанта . Высшей должностью было чин ВОЕВОДЫ ( командир всех сотен ) затем шел ПОЛУГОЛОВА ( пятисотенный ) далее СТОРОЖЕСТАВЕЦ и наконец СОТНИК . В "...подъездах ......станицах ..и сторожах ..." -- служили дети боярские -- ездоки , станичники , вожы и сторожа ...которые как Выше было сказано выполняли определенную тактическую задачу например отправлены на сторожу ..и в станицу ...с целью разведки за неприятелем . СТАНИЦА - состояла из 10 детей боярских ( станичный голова , станичный ездок 6 ездоков и 2 вожжа ) [ Изображение на стороннем сайте: be46822f3f9a.png ] Должность " знаменщика...." ( в последствии - прапорщик - от слово ПРАПОР (т.е знамя) в полку до 1646 года за воеводой возил холоп , но с 1646 года в знаменщики стали ставить одних из самых лучших детей боярских . Заменивший звание знаменщика в Поместном войске - чин ПРАПОРЩИКА в рейтарских частях -- означал почти то же самое , что и знаменщик в его обязанности входило следующее "".......несет ротное знамя и печалуется о солдатах и им смельства наговаривает......." .( т.е к основной обязанности нести знамя - Прапорщик в новых рейтарских частях дополнительно еще выполнят функции это кого "...политрука..." или замполита --"........ печалуется о солдатах и им смельства наговаривает...." Во второй половине 17 века - дворянские сотни городовых детей боярских стали переводить в "....рейтарский строй......" в Рейтарских полках куда переводились дети боярские бывшего поместного войска вместо деления на "..сотни.." организовывались под влиянием иноземцев- командиров рейтарских полков деления на РОТЫ . Должность СОТНИКА в рейтарских полках заменили на капитана и ротмистра ( по старому это командир сотни -- по новому командир - роты) . | | Лайк (2) |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2530 | Наверх ##
27 ноября 2018 12:33 27 ноября 2018 12:54 просили посмотреть по однодворцам ЗАДОНСКИМ из дер. Ведьмино Ефремовского уезда -- спрашивали -- отвечаю 1710 год солдатской службы [ Изображение на стороннем сайте: 7d0b469bcdec.png ] Анисим Васильев сын Задонской - 35 лет у него жена ИРИНА АЛЕКСЕЕВА дочь 30 лет , да брат АНИСИМ меньшой 30 лет , да два племянника ЮДА 20 лет ЕВДОКИМ 15 лет АКИНФЕЕВЫ дети ЗАДОНСКИЕ , у Анисима жена Агафья Калинина дочь 30 лет , да сын АНТОН дву лет , у ЮДЫ жена АВДОТЬЯ МИРОНОВА дочь 20 лет у ЕВДОКИМА жена АВДОТЬЯ КОРНЕЕВА дочь 20 лет т.е в 1710 году в дер. Ведьмино указан Евдоким Акинфеев сын Задонской ( Задонский) - он указан как племянник АНИСИМА ВАСИЛЬЕВИЧА ЗАДОНСКОГО в 1679 году по дер. Ведьмино я нашел Василия Митрофанова сына Задонского и Акинфея Васильева сына Задонского - который служил в 1697 году солдатскую службу и владел поместьем 25 чети в деревни Ведьмино (( видимо это дед и прадед Евдокима Акинфеевича Задонского ) -- других Задонских вроде не было так что вы свою родословную довели до середины 17 века -- успехов Вам -------- еще нашел --- Дмитрий большой Трофимов сын Задонской -- в 1790 году земельный спор с однодворцем Кудиновым в округе села Маслово и Ведьмино | | Лайк (1) |
vikuca Поворинский район Сообщений: 284 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 421
| Наверх ##
27 ноября 2018 12:54 Огромнейшая Вам благодарность! Даже и не надеялась на такую удачу! --- Ищу сведения о Мочаловых, Рыбиных, Невзоровых, Поповых (Вихляевка Поворинского района).Гольцовых,Стерлиговых (Горелка Борисоглебского района) | | |
Андрей_Б Санкт-Петербург Сообщений: 1476 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10399
| Наверх ##
27 ноября 2018 14:27 Старухинъ Андрей написал: [q] из дер. Ведьмино Ефремовского уезда[/q]
Андрей, добрый день. А по Житким из Ведьминой не посмотрите? Мой последний известный по линии прапрабабушки - это Житкой Трифон Савельевич, 1740 г.р. --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы
Мой ДНЕВНИК | | |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2530 | Наверх ##
27 ноября 2018 15:46 Андрей_Б написал: [q] Андрей, добрый день. А по Житким из Ведьминой не посмотрите? Мой последний известный по линии прапрабабушки - это Житкой Трифон Савельевич, 1740 г.р.[/q]
к сожалению Житкими не занимался , посмотрю , может где в записях моих они проскальзывают ( на это надо время ) ...но к сожалению целенаправленно этим родом не занимался | | |
Андрей_Б Санкт-Петербург Сообщений: 1476 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 10399
| Наверх ##
27 ноября 2018 16:30 Старухинъ Андрей написал: [q] на это надо время[/q]
Андрей, спасибо. А по Шеиным из Дубиков самое начало 18 века и до 1716? Может еще они были в Слабодском. В 1698 в Слабодском записан Федор Прокофьев с сыном Евсеем. Не могу никак разобраться кто мой Федор по отчеству... С Наумом Шеиным такая же проблема. Может попадется в дальнейшем при просмотре документов. Спасибо. --- Дубики, Лаврово, Сторожа, Воскресенское, Долгое, Варково, Ведьмина, Тормасово, Козье, Наченалы
Мой ДНЕВНИК | | |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2530 | Наверх ##
30 ноября 2018 15:51 30 ноября 2018 16:03 по Ведьмино -- за 1710 году Житких не нашел , в 1710 году Житкие встречаются по селу Маслово и Малой Косой ( все они рядом с Ведьмино)
по селу Маслово указан Савостьян Житкой 50 лет в 1710 году -- Савелия не нашел пока , попробую еще поискать | | |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2530 | Наверх ##
6 декабря 2018 12:17 8 декабря 2018 10:40 ЕЩЕ РАЗ О КЛИЧКАХ ОДНОДВОРЦЕВ ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В ЧЕРНСКОМ , ОДОЕВСКОМ и КРАПИВЕНСКОМ уездах ТУЛЬСКОЙ губернии ( области) -- зафиксирована кличка по отношению к потомкам ОДНОДВОРЦЕВ - ИНДЮХИ [ Изображение на стороннем сайте: 4db3bdcf691f.png ] например эта кличка по отношению к однодворцам в некоторых местах сохранялась вплоть до 1950 - ых годов , привожу примеры -----1 пример--- ЧЕРНСКИЙ район - деревня КАЗАРИНО -- местная жительница на диктофон исследователю Мариане Ефимовой ( Домаревой) в 1990 годах - говорила следующее "............на том берегу реки жили индюхи , а на этом мы рогачи........." ( примечание - сразу хочу отметить , что смысл этих слов женщина объяснить не смогла просто вспомнила клички соседних крестьян-- ) Прочитав одну из работ опубликованную в интернете я понял почему "Рогачи" противопоставлялись " Индюкам" — крепостные крестьяне и однодворцы различались костюмом ( одеждой) , крестьяне носили поневу и "рогатую" кичку , а однодворцы костюм с сарафаном ( вот от куда кличка " РОГАЧИ" - у бывших крепостных крестьян Чернского района ( уезда) ) --) ------2 пример----ПЛАВСКИЙ район ( бывший Крапивенский уезд_ ) дервня БОГДАНОВКА -- поседняя жительница этой к сожалению не существующей ныне деревни Акулина Федоровна Старухина ( она 1898 года рождения) вспоминала в 1950 году "............нас соседние крестьяне дразнили индюхами , говорили на нас - вон пошли индюшка и гусак.........." ------3 пример----ОДОЕВСКИЙ район , село СТОЯНОВО - местные жители вспоминали "......... индюхи они богатые были , у них поневы какие были , а мы храпы по деревенски какие то бедняки ,,,.....вот тут и жили храпы , где сейчас наши дома стоят индюхи - то они там дальше жили , вместе мы не селились........" [ Изображение на стороннем сайте: b1d467d9b79a.png ] аспирант Российского этнографического музея А.В.Неслуховская в своей работе изданной в 2016 году " Локальные Комплексы русского традиционного костюма юго западных районов Тульской области" - пишет следующее "......... .....Юго - Западные районы Тульской области нахродятся в едре верхнеокского этнографического района выделяемого по данным этномузыкологии , территория не является однородной , здесь проживает русское население - потомки бывших барских , экономических крестьян и ОДНОДВОРЦЕВ которые имеют свои особенности быта и одежды ........На территории Одоевского района отчетливо выделяются две группы населения , сохранившие особенности костюма , обычаи , воспоминания о происхождении и этнонимы : - это бывшие барские крестьяне ( их клички -- храпы , хрестьянские.) и ИНДЮХИ (однодворцы , потомки служилого населения Большой засечной черты ) - дале в своей работе она пишет ".........однодворцы Одоевского района называемые индюхами жили чересполосно с барскими или в выделенных селах ранее входивших в Одоевскую засеку .... [ Изображение на стороннем сайте: 29644a38763a.png ] Так же дореволюционный историк Д.К.Зеленин в своей работе за 1913 год указывал следующее "..........в Туле насмешливое прозвище по адресу однодворцев -- ИНДЮШКИ отмечено еще в 1850 году ............" [ Изображение на стороннем сайте: 456cd872ef73.png ] Д. К. Зеленин утверждал, что наследственная дворянская гордость однодворцев - характерная черта, о которой говорят практически все наблюдатели. Данная черта закреплялась в прозвищах, полученных орловскими и тульскими однодворцами от их соседей - помещичьих крестьян: ""индюхи"" и «алая кровь» . вот что пишет в своей работе """Ареальное исследование мифологических представлений русских центрального Черноземья (XIX – начало ХХI века) """ТИТОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА "........Д.К. Зеленин полагал, что «особый этнографический тип» однодворцев сложился в течение двух последних столетий «из разных этнических элементов» в результате особых исторических и социально-экономических условий и выделял «характерные для однодворцев» особенности говора, жилища и народного костюма . В то же время, ученый выделял в культуре однодворцев два основных влияния: 1) старое степное, привнесенное потомками служилых людей «по прибору», 2) московское (главным образом дворянское), исходящее от потомков служилых людей «по отечеству» . Вывод Д.К. Зеленина об особом этнографическом типе однодворцев оспаривается последующими исследованиями культуры этой группы населения. Как показала Л.Н. Чижикова, однодворцы, не составляя в целом какой-то особой локально-этнической группы, не имели ни диалектологического, ни этнографического единства. По ее мнению, в XVII веке это были представители военно-служилого сословия со специфическим образом жизни, связанным с исполнением военной службы и определенными привилегиями со стороны государства...Среди таких групп однодворцев исследователями выделялись: кагуны (кагаи) Суджан-ского и Тимского уездов Курской губернии , щекуны Нижнедевицкого и Коротоякского уездов Воронежской губернии , талагаи восточной части Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии , ягуны и ионки западной части Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии , егу-ны Орловской, Курской и Воронежской губерний , зекуны Дмитриевского уезда Курской губернии , жеки (жекалы) Льговского уезда Курской губернии , индюки ( индюхи) ОДОЕВСКОГО уезда ТУЛЬСКОЙ губернии , галманы ЕФРЕМОВСКОГО уезда ТУЛЬСКОЙ , Воронежской и Тамбовской губерний и др. В Семилукском и Лискинском районах Воронежской области, а также в Тербунском районе Липецкой области исследователями недавно отмечено еще одно локальное прозвище однодворцев - гамаи .. Профессор ТГПУ Нелли Красовская в своей работе пишет о значении которое придавали этому слову ИНДЮХ ( ИНДЮК) по отношению к потомкам ОДНОДВОРЦАМ -жители села Стояново Одоевского уезда Тульской губернии "........Сами жители села Стояново так объясняют использование слова индюхи: «Они всегда богатые, понёвы яркие, расшитые, у всех грулёвки были. Ну, знаешь, ходят, как индюхи». По всей вероятности, образ яркой, необычной, важной и гордой птицы и лёг в основу переосмысления данной лексемы............""
КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/articl...-govorah.. село СТОЯНОВО ОДОЕВСКОГО района ТУЛЬСКОЙ области - потомок древнего рода одоевских детей боярских- однодворцев ТАТЬЯНА АФАНАСЬЕВНА АФАНАСЬЕВА с гордостью называет себя индюшкой [ Изображение на стороннем сайте: 085aa18a035b.png ] В газете "Тульские Известия" от 21 июня 2017 года напечатана интервью профессоров ТГПУ Дмитрия Романова и Нелли Красовской ..в которой они упомянули свою поездку в село Стояново Одоевского района Тульской обл........ – Приехали мы в село Стояново Одоевского района. Жила там очень хорошая бабушка Татьяна Афанасьевна Афанасьева. И вот идем мы с ней по селу, пересекаем овраг. И вдруг она говорит: "" ТУТ У НАС ИНДЮХИ ЖИВУТ , А ТУТ ХРОПЫ"" . Я удивляюсь, а потом выясняется, что индюхи – это крестьяне-единоличники, государственные, а хропы – барские. Потом она говорит: «Через барский сад не пойдем – там козлы растут». Какие такие козлы? «Ну что, – говорит, – неужели ты не знаешь? Это дикие груши!» Потом я прочитала у Василия Левшина в «Топографическом описании Тульской губернии», что в Белевском и Одоевском уездах сохранилось название сорта груши «козел» (ударение на первый слог. – «ТИ»), мое примечание дети боярские ( а затем однодворцы) АФАНАСЬЕВЫ как помещики села Стояново и деревни Никольской - встречаются по Одоеву уже в 1616 году , например--САВЕЛИЙ БОГДАНОВ сын АФАНАСЬЕВ - одоевский сын боярский , взят в полон нагайскими татарами в 1616 году "........взяли его нагайские татарове в Одоевском уезде тому 8 лет и свезли в Азов и с Азова продали в Нагаи и женили его на татарке , и веру татарскую держал , вышел на Астрахань тому 3 год ......в 1623 году,, в 1678 году по Стояново и дер. Никольской встречается сыны боярские АКИМ ГРИГОРЬЕВ сын АФАНСАСЬЕВ и МОКЕЙ КОНДРАТЬЕВ сын АФАНАСЬЕВ ,,- в 1716 году по с.Стояново и д. Никольской упомянут отставной рейтар САВЕЛИЙ НИКИФОРОВ сын АФАНАСЬЕВ [ Изображение на стороннем сайте: c97cdd5796bd.png ] И так мы с Вами выяснили , что кличка ИНДЮХ , ИНДЮК по отношению к однодворцам - выявлена по трем районам Тульской области : ЧЕРНСКОМ , ПЛАВСКОМ и ОДОЕВСКОМ , По Ефремовскому уезду -- была распространена кличка галман по отношению к однодворцам ( это может объясняться тем , что данный уезд тяготел к Воронежу , где эта кличка к однодворцам так же была распространена ) | | |
Старухинъ АндрейМодератор раздела  Плавск Тульской обл. Сообщений: 1918 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 2530 | Наверх ##
9 декабря 2018 9:45 В своей работе""" Постепенное распространение однодворческого населения в Воронежской губернии // Записки Императорского Русского географического общества. - 1857. - Кн. XII. -С. 185-325 воронежский краевед Г.Германов писал - «однодворцы очень склонны к переселению из одного уезда в другой и особенно в дальние пограничные губернии, где они находят порядок вещей, во многом сходный с тем, который лет сто назад господствовал в Воронежском крае»
------первое массовое переселение однодворцев Ефремовского уезда Тульской губернии зафиксировано в 1814 году в ВОРОНЕЖСКУЮ ГУБЕРНИЮ НОВОХОПЕРСКИЙ УЕЗД , село МАКАРОВО и второй поток переселенцев в 1814 году был направлен в САРАТОВСКУЮ губернию КАМЫШИНСКИЙ уезд село ЧЕРНАВКУ в 1850 году Чернавка относилась уже к Николаевскому уезду Саратовской губ. ----- второе переселение --в 1826 - 1832 года зафиксирован факт массового и компактного переселение однодворцев Ефремовского уезда Тульской Губернии в САРАТОВСКУЮ ГУБЕРНИЮ НИКОЛАЕВСКИЙ УЕЗД село КЛЕВИНКУ вторая партия ефремовский однодворцев направилась в ОРЕНБУРГСККУЮ ГУБЕРНИЮ БУЗУЛУКСКИЙ УЕЗД СЕЛО КУЛЕШЕВКА ,
| | |
Домусчи СУчастник  Воронеж Сообщений: 80 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 105 | Наверх ##
11 декабря 2018 15:05 Здравствуйте! В Крестоприводной книге Ефремовских служилых людей 1645 года упоминается л.9 Иван Титов сын Шепелев. Шепелевых много в том же Козельском уезде, но ни в нем, ни в каком другом пока не удается найти Тита Шепелева. Подскажите, как по-вашему, откуда ефремовские Шепелевы могли прийти? | | |
|