Чинявино
Варианты: Чинянина, Чинявина, Чиняева, Чиняево
Konstantin IvanovМодератор раздела канд. ист. наук  Кемеровская область Сообщений: 17838 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8660 | Наверх ##
9 сентября 2013 8:20 4 июня 2019 18:49Чинявино_1 Деревня, в которой жили несколько поколений моих предков по маминой линии. Краткая информация о Чинявино (Козинке) Деревня Чинявино (Козинка) расположена в Татарском районе Новосибирской области. Регион: Новосибирская область Район: Татарский район Тип: деревня GPS координаты: N 55° 29' 53.4696" E 75° 29' 14.118" Телефонный код: 38364 Автомобильный код: 54 Разница во времени с Москвой: +4 ч Расстояние до районного центра: Татарск (44 км) Расстояние до областного центра: Новосибирск (471 км) Расстояние до столицы: Москва (2385 км) Расстояния до аэропортов: Толмачево (460 км)
 | | |
Konstantin IvanovМодератор раздела канд. ист. наук  Кемеровская область Сообщений: 17838 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8660 | Наверх ##
9 сентября 2013 8:26Появление деревни (версия школьного сайта) На сайте МБОУ Увальская средняя общеобразовательная школа размещена история села Увальского, с упоминанием и соседних селений (орфографические ошибки я исправил): Каждый человек помнит и любит тот единственный в мире город или ту неповторимую деревню, где он родился. Любит землю, по которой сделал первые шаги. Из любви к единственному родному возникает любовь к Родине, желание и готовность жить и работать так, чтобы краше. сильнее и добрее становилась наша страна История нашего села Увальское уходит в далекое прошлое, когда русские переселенцы - ссыльные преступники и беглые крестьяне из европейской части России основывали поселения, стремясь найти на сибирских просторах лучшую жизнь. Среди первых поселений которые были основаны более 300 лет назад была деревня Чинявино (это одна из ферм нашего Увальского совхоза). Первых переселенцев называли старожилами или чалдонами (по преданию это название имеет свою историю - человек с Дона). Одним из первых поселенцев был беглый каторжанин Бутырской тюрьмы по фамилии Чинявин. Он поселился на берегу реки Оми, которая здесь протекает. Потом приехали еще две семьи (это были Русаковы и Лаврентьевы). Людей манили сюда плодородные черноземные почвы и обилие рыбы в реке. Распахивали эти угодья, они занимались земледелием. Сюда потянулись переселенцы. по воспоминаниям старожил места здесь были богатые: в еке водилось много рыбы, в лесах много дичи, а лесные угодья позволяли жителям крепко оседать на этих землях. Первое время они жили в землянках, а позже делали небольшие глинобитные домики. Позже на том месте, где поселился Чинявин улицу назовут Бутырской. Сейчас на этом месте находится роща и сельское кладбище. В честь первого поселенца деревня позднее была названа Чинявино. Вокруг деревни Чинявино появляются пашни, носящие фамилии жильцов: пашни Русаковых, Кисилевых и другие, которые находились на расстоянии 3-4 км. от деревни. Стали появляться и заимки - это одинокие дома и вокруг никого. В них жили хозяева (мужчины) почти весь год. Они заготавливали дрова. сено, сажали огороды и лишь изредка навещали своих жен и детей в деревне. Сеяли в основном рожь, овес, ячмень , пшеницу, горох, просо. Первое же место среди зерновых культур занимал посев ржи. Работали с утра до позднего вечера, все делали вручную. Приходилось освобождать территорию под пашню от зарослей и кустарников. Землю вспахивали на быках, имея железный плуг и деревянные бороны, и сеяли на одном месте одну и ту же зерновую культуру лет 10, а затем бросали ее для восстановления плодородия и перебирались на другое место. Крестьяне жили зажиточно. Среди них были очень богатые семьи. Николай Бекишев разбогател за счет того, что держал большое количество скота. У него была своя торговая лавка: в ней он продавал мясо, молоко, сало. Это приносило ему большие деньги. Другие жители села занимались изготовлением вина и торговали им. Продавали все: хлеб, овчину, рыбу проезжим купцам. Лошадей же покупали у местного населения - татар, которые имели целые стада для продажи. Расселение присходило вдоль реки и протянулось на несколько километров. Деревня превратилась в село. В селе построили молитвенный дом, для постройки собирали деньги всем селом. Нужно было учить детей, школы в то время у них еще не было и они отправляли своих детей в Козино - это село Усть-Таркского района, переправляя через реку. Медицинское обслуживание почти отсутствовало. Многие сельчане при заболевании обращались за помощью к шептунам и знахарям или молились перед иконами со слезами, просили избавления от болезни и смерти. в следствии плохого медицинского обслуживания в селах часто вспыхивали эпидемии: тиф, холера - уносящие сотни человеческих жизней. Переселенцам пришлось перенести много страданий и мучений. Неблагоприятные погодные условия, преимущественно ручной труд, образование зажиточной части крестьян и кулаков, которые захватили лучшие земли, делали жизнь большинства крестьян невыносимо тяжелой. но как бы тяжело ни жилось крестьянам, народ в Сибирь прибывал. еще больше усилилось переселение крестьян из центра России после строительства великой Сибирской Магистрали. | | |
Konstantin IvanovМодератор раздела канд. ист. наук  Кемеровская область Сообщений: 17838 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8660 | Наверх ##
9 сентября 2013 10:34 3 мая 2017 20:01Появление деревни (версия А.А. Крих) Извлечение из монографии (сноски заключены в квадратные скобки): Крих, А.А. Этническая история русского населения Среднего Прииртышья (XVII-XX века) / А.А. Крих. - Омск: Издат. дом Наука, 2012. - 296 с.: ил. + 13 схем.  Глава 2. Формирование русского крестьянского старожильческого населения Среднего Прииртышья 2.2. Старообрядческое население Среднего Прииртышья: кержаки и двоеданы( с. 144) В начале ХХ в., по материалам И.С. Голошубина, в этой деревне [Большекрасноярской -- К.И.] проживало 68 чел. обоего пола староверов-поповцев, в то время как в соседних деревнях (Низовое, Ушакова, Чинянино) были из поморского согласия [Голошубин И.С. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914. С. 773-774]. ( с. 151) Формирование старообрядческого населения по р. Таре началось с появления в этом районе деревень Ушаковой и Чиняниной в 1750-1762 гг. В 1790 г. в д. Чиняниной было всего шесть дворов, в которых проживало три семьи братьев-мещан Чиняниных, две семьи Назаровых, две семьи братьев Власовых, один из которых был мещанином, а другой отставным солдатом, и одна семья Горбуновых. Всего 71 чел. обоего пола [ГИАОО. Ф. 16. Оп. 2. Д. 19. Л. 187-213 об.]. В 1811 г. в Чиняниной проживало всего по одной семье Власовых, Назаровых и Чиняниных [ГУТО ГАТ. Ф. 154. Оп. 8. Д. 295. Л. 33-33 об.], что было связано с переселением потомков основателей деревни в Барабинскую степь, где в 1808 г. ими была основана деревня Назарова, в которой в конце XIX в. проживали староверы. Примерно в это же время в Барабе появилась д. Чинявина. ( с. 152) Следует отметить, что перепись 1897 г. вообще не зафиксировала в д. Чинянино Бергамакской волости старообрядцев, но на их пребывание указывают материалы И.С. Голошубина, а также особенности материальной культуры [См.: Бережнова М.Л. Старообрядцы в Среднем Прииртышье: мифы и историческая действительность // Исторический ежегодник. Омск, 2001. Спец. вып. С. 192]. ( с. 160) После восстания 1863 г. в Польше в старообрядческие деревни Среднего Прииртышья попали так называемые "польские переселенцы", под которыми в источниках 60-90-х гг. XIX в. подразумевали осуждённых за причастие к восстанию 1863 г., сосланных на водворение в Сибирь [Майничева А.Ю. Польские переселенцы в Томской губернии (середина XIX в.) // Интернет-издание "Сибирская заимка". URL: http://policy.narod.ru/Russian/pol-tomsk.htm]. <...> По переписи 1897 года <...> ( с. 161) <...> Из 24 ссыльных поляков 14 чел. проживали в старообрядческих деревнях: четверо -- в с. Низовом, трое -- в д. Большекрасноярской, по два человека жило в деревнях Самохваловой, Чиняниной и Шуевой, один жил в д. Ушаковой.
К сожалению, автор ошиблась с гиперссылкой -- правильная ссылка на статью А.Ю. Майничевой http://zaimka.ru/to_sun/maynich3.shtmlУпоминаемая в книге д. Чинянино Бергамакской волости сейчас находится на территории Муромцевского района Омской области.
 | | |
Konstantin IvanovМодератор раздела канд. ист. наук  Кемеровская область Сообщений: 17838 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8660 | Наверх ##
9 сентября 2013 11:55Появление деревни (версия А.Д. Колесникова) Колесников А.Д. Заселение и земледельческое освоение Прииртышья в XVI – начале XX веков. Омск, 1999.http://rudocs.exdat.com/docs/index-178967.html?page=11После постройки укреплений Новой линии лесостепное междуречье Иртыша и Ишима так называемая Абацкая степь, оказалась в безопасности, но еще оставалась свободным, не заселенным. Проложенная дорога, получившая название Сибирский тракт, проходит севернее через Викуловскую слободу и город Тару. При возведении укреплений Новой линии из Омской крепости связь с Тобольском поддерживали через Петропавловскую крепость, и от нее вдоль реки Ишим на Коркину (г.Ишим) слободу и далее в Тобольск. В 1758 году командующий линией генерал Киндерман приказал дорогу от Омской крепости через Петропавловскую крепость "за великою кривизною отставить", а вместо оной учредить прямой тракт от Мельничного редута на Абацкую слободу. Как уже выше сообщалось, что в 1759 году был объявлен указ генерал-губернатора о разрешении охотникам переселяться в Абацкую степь. Более всего желающих объявилось в Тарском уезде. Эти группы переезжали на соседние свободные участки, с которыми они были хорошо знакомы. В том же 1759 году из Такмыцкой слободы пожелали переселиться к Шипицыну озеру несколько семей. Тогда же более смелые ознакомились с участками южнее Большой речки, сохраняя жилища и пашни в старых местах, начинали распахивать земли и сооружать избушки на новых местах. В 1762 году сообщалось, что такмьцкие мужики основывают деревни на речке Ингалы, Карасук и у озера Могильного. При переписи 1763 года новых деревень в этих местах еще не зарегистрировано. Лишь с 1765 года отмечаются деревни Ингалы, Карасук, Могильная, Хохлова. Об Ингалинской в описке 1782 года записано: "Вновь заведенная (после 1763 года - прим. А.К.) деревня Ингалинская приехавшими из разных мест и самой Такмыцкой слободы". Всего переписано 106 мужских и 115 женских душ. Указаны из каких деревень, они прибыли. Названо 11 деревень - Юрлагина, Киселева, Фирсова. Аевская слобода и др. и город Тара. Крестьяне, жившие по реке Оша, переезжали в ее верховья, основывали новые деревни западнее Кутурлинского форпоста. Ими были основаны Солдатская, Кабырбакская и др. С переводом казаков из старых форпостов на Новую линию, тарские крестьяне подселились к оставшимся в форпостах отставным казакам и заселили форпосты по Иртышу и Оше, в том числе Большерецкий, Кутурлинский, Усть-Лагатский, Кушайлинский, Верблюжский, Ирчинский и другие. В связи с отъездом крестьян на новые места, численность населения в старых селениях сокращаются. В Татмыцкой слободе в 1744 году учтено 413 мужских душ, в 1763 году - 489, а к 1782 году сократилось до 285, а к 1795 году - до 260. В Бергамацкой слободе население сократилось со 179 до 111 мужских душ, в Знаменском погосте о 211 до 120, в Ложниковском погосте со 182 до 96. Из Бергамацкой слобода часть переселилась на Омь и основали деревни Хомутинскую, Козину, Чинянину, Шипицыну. | | |
Konstantin IvanovМодератор раздела канд. ист. наук  Кемеровская область Сообщений: 17838 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8660 | Наверх ##
29 сентября 2013 15:46 30 ноября 2014 6:11 http://ust-tarka.ru/history/778-istorik.htmlИсторико-статистическое описание 100 посёлковдата: 7.05.2012, 00:13 | просмотры: 741 | категория: История района 1895 году в Москве была издана книжка "Материалы для изучения быта переселенцев, водворенных в Тобольскую губ. за 15 лет" (с конца 70-х годов по 1893 год) .- Москва : Тип. О-ва распространения полезных книг , 1895. Книга состояла из 2-х томов: Т. 1: Историко-статистическое описание: 100 поселков/ предисл. А. Станкевича .- Москва : Тип. О-ва распространения полезных книг , 1895 .- V, 541 с. .- Печатается по распоряжению Министерства внутренних дел. Т. 2 .- СПб. : Т-во "Печатня С. П. Яковлева" , 1897 .- [V], 121, 31 с. : табл. В том числе в этой книге описывалась история отдельных населённых пунктов западной части нынешнего Усть-Таркского района (до революции эта территория входила в Еланскую волость Тюкалинского уезда Тобольской губернии) и собственно Еланской волости. И хотя скачать с интернета мы эту книгу не можем, однако появилась возможность посмотреть её онлайн на сайте Президентской Библиотеки имени всеми "любимого" ЕБНа. prlib.ruДалее щёлкаем "Просмотр в 2д" или "Просмотр в 3д". Начинает грузиться книга. Когда загрузиться все 546 страниц, в правом нижнем окошечке стираем имеющуюся там цифру, набираем нужный номер страницы и щёлкаем "интер" на клавиатуре своего компа. В книжке представлена территория Еланской волости, т.е. как собственно западной части нынешнего Усть-Таркского р-на НСО, так и Нижнеомского р-на Омской области. Любителям истории, кроме собственных населённых пунктов рекомендую почитать: Л530. Исторический очерк возникновения поселений Еланской волости, Тюкалинского округа. Л531. д.Нижнеомская. Л532. с.Еланское. Ну и по возможности посмотреть историю еще пары-тройки старейших н.п. волости-думаю, думаю вам будет очень интересно проникнуться самим духом истории, понять, как жили наши предки 200 и более лет назад, как заселялись данные территории. Итак, какие н.п. можно посмотреть: №93(Л460). пос.Никольский, Еланской волости. +краткая справочка по Еланской волости. №94.(Л477). пос. Денисовский, Еланской волости. №95. (Л487). пос.Антоновский, Еланской волости. №96. (Л498). пос.Воскресенский, Еланской волости. №97. (Л506). пос. Рязанка, Еланской волости. №98. (Л510). пос. Покровский, Еланской волости. №99. (Л515). пос. Красно-Никольский, Еланской волости. №100. (Л519). пос. Михайловский, Еланской волости. Л530. Исторический очерк возникновения поселений Еланской волости, Тюкалинского округа. Л531. д.Нижнеомская. Л532. с.Еланское. Л534. с.Локтинское. Л535. д.Соловецкая. Л535. д.Кузнецова(или Левшина). Л535. д.Денисовка(Кочневка). Л536. д.Киршёвка. Л536. д. Устьгоры.Л536. д.Хомутинка. Л537. д.Епанчина(Сычёвка). Л537. д.Ачаирка(Старковка). Л538. д.Бегишовка. Т. 1. С. 538. Деревня Чинявина. Лежит на левой стороне р. Оми. Состоит из 147 домов, в том числе 5 домов ссыльных. Состоят на причислении по Х ревизии 602 старожила, приписано ссыльных и их детей 112 чел. обоего пола. Жители занимаются, кроме земледелия, еще извозом и дворничеством, которые дают в год около 300 р. валового дохода. Первое поселение возникло около 200 лет. Основателем его здесь был один из сосланных вместо воинской повинности крепостных, некто Чинявин с семейством, которое позже отсюда переехало в Тарский округ, продав все имущество приехавшим новоселам из Курганского и Ялуторовского округов. Чинявина замечательна в том отношении, что она первая открыла свои ворота еврейству Еланской волости. Любопытно, что родоначальник нынешнего богача Мариупольского Берка Мариупольский, теперь 82-летний старец, лет 60 тому назад пришел почти с одним кнутом, перебивался некоторое время жалкой ямщиной в земской гоньбе; отсюда завязав известное знакомство с краем, переходил в кабак, лавочку, постепенно преобразуясь в известного ныне богача и заводчика; лет 15 тому назад сын его Хаим (Михаил) переселился в с. Еланское и построил свой 10-тысячный дом. В настоящее время еврейство разрослось, наполнив с замечательною систематичностью без исключения все села и деревни Еланской волости, с центром в с. Еланском. Л539. д.Козино. Л539. д.Тайлаково. Читать исторический очеркЛ540. Лютеранская Колония. Специально н.п. Усть-Таркского района не отделял. Здесь представлены все н.п. бывшей Еланской волости. п.с. В книге не совсем правильно написаны годы оснований части наиболее старых н.п. DmitroR-2 | | |
Konstantin IvanovМодератор раздела канд. ист. наук  Кемеровская область Сообщений: 17838 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8660 | Наверх ##
7 октября 2013 0:45 7 октября 2013 0:46Чинявино старообрядческое Глава1. История общин старообрядцев-поморцев* города Новониколаевска/Новосибирска и Новосибирской области в ХХ в. <...> В фонде также сохранилось донесение сельсовета с. Чинявино о сделанном местной старообрядческой группе предупреждении о незаконности собраний (октябрь-декабрь 1948 г.). По изложенным сведениям в с. Чинявино действовала религиозная группа старообрядцев в количестве 24 человек, в основном женщин, в возрасте от 50 лет и старше. Руководителем указана Горбунова Парасковия Ивановна 79-ти лет, в квартире которой каждое воскресенье проводились религиозные собрания. По всей видимости, указанная группа даже не пыталась подавать документы на регистрацию, поскольку архивных данных об этом не сохранилось. Возможно, в этом селе был еще один наставник Ф.Ф. Назаров, который упоминался в прочих документах (см. Таблица). <...> В справке от 4.07.1948 г. о распространенности религиозных культов по Новосибирской области указывалось, что всего здесь действовало 50 различных религиозных направлений, из которых официально зарегистрированы были всего 7. Таким образом, остальные 43 общины вследствие давления со стороны властных структур действовали нелегально. Впрочем уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР Ф.Т. Воротилов не исключал возможности действия на территории НСО различных религиозных групп о которых вообще не имелось сведений. Из 2828 человек верующих указан 151 человек старообрядцев, объединенных в 6 групп. Эти конфиденциальные сведения в высшей степени представляются формальными, нежели реально отражающие ситуацию, поскольку по понятным причинам уполномоченный не был заинтересован в освещении истинного положения дел и к тому же не располагал всей полнотой информации. Приведем составленный уполномоченным список незарегистрированных религиозных групп на территории НСО по состоянию на 15.03.1948 г.: Таблица. Религиозное течение | Кол-во | Руководитель группы | Населенный пункт | Район
| 1. Старообрядцы поморского согласия | 220 | Парфенов Г.И. | с. Захаровка | Болотинский район
| 2. Старообрядцы беспоповцы | 8 | Ларионов Ф.Е. | с. Кама | Куйбышевский район
| 3. Старообрядцы беспоповцы | 220 | Бессонов Ф.Т. | г. Новосибирск | Первомайский район
| 4. Старообрядцы беспоповцы | 447 | Седов С.И. | с. Средне-Алеус | Ордынский район
| 5. Старообрядцы беспоповцы | 440 | Назаров Ф.Ф. | с. Чинявино | Татарский район
|
(ф. 1418, о. 1, д. 29, л. 10). ПРИМЕЧАНИЯ«Поморцы» получили свое название от места своего возникновения в Поморье (Олонская губерния), при проживании на берегу моря. Последователи его полагают, что брак может быть совершен не священником, а мирянином (наставником), поскольку сила брака заключается не в священническом венчании, а во взаимном согласии жить вместе жениха и невесты, объявленном при свидетелях. Особенности их вероучения состоят также в том, что за царя молиться не следует, на кресте необходимо делать надпись: «Царь славы Исус Христос, Сын Божий» и др. Самой крупной организацией поморцев является Высший старообрядческий совет в городе Вильнюсе. Есть и обособленные поморские общины, наиболее крупными из которых являются московская и рижская (Гребенщиковская). <...> Источник: Фурсова Е.Ф., Голомянов А.И., Фурсова М.В. Род и семья у старообрядцев-поморцев Новосибирской области (конец XIX - начало XX вв.). Новосибирск, 2002. С. 12, 14-15, 189-190. http://www.sati.archaeology.ns...drevo.html | | |
Konstantin IvanovМодератор раздела канд. ист. наук  Кемеровская область Сообщений: 17838 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8660 | Наверх ##
8 ноября 2014 20:55 8 ноября 2014 21:00 Газета выходит в городе Татарске -- районном центре Новосибирской области. Меня привлекла публикация об участниках Великой Отечественной войны - уроженцах д. Чинявино -- родной деревни моей мамы.
Ястребова З. Белые пятна войны // Народная газета (г. Татарск). 2013. 24 апр. № 17. С. 17.
 | | |
Konstantin IvanovМодератор раздела канд. ист. наук  Кемеровская область Сообщений: 17838 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8660 | Наверх ##
8 ноября 2014 20:55 8 ноября 2014 20:57 Ястребова З. Белые пятна войны // Народная газета (г. Татарск). 2013. 8 мая. № 19. С. 5.
 | | |
Bonifaciy Сообщений: 103 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 14864 | Наверх ##
11 февраля 2015 22:14 Предположительный предок - прадед моей жены Мариупольский Абрам Соломонович был уроженцем данного Чинявина Еланской Калачинского Омской обл. Где и что можно узнать о нем и его предках, если год рождения - 1901, национальность - еврей, место учебы - Татарская гимназия (выпуск 1918 года), некоторые материалы найдены по 1923-24 годам в Омске, где он предположительно и жил до начала ВОВ, а потом ушел во флот и почти сразу там погиб?
Есть ли какие-то метрические записи и где? --- Елифер Кирилов ПАВЛЕНОК (1786-1865) - с.Син. Колодец Новозыбк. у.,
Федор Романов РОМАНЮК (1739-1801/18) с. Гуков Кам.-Подол. у.,
Федор Васильев ЖЕРНАКОВ (1659-1736) д. Сорвихинская Уф. у. - Б.Шутиха Катайск. дистр. Сиб. губ.
Афанасий Ефтифеев УСТЮЖАНИН (1717-1763) с. Ушаковское Камышл. у. | | |
Konstantin IvanovМодератор раздела канд. ист. наук  Кемеровская область Сообщений: 17838 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8660 | Наверх ##
12 февраля 2015 18:31 12 февраля 2015 18:33 Bonifaciy написал: [q] Мариупольский Абрам Соломонович был уроженцем данного Чинявина Еланской Калачинского Омской обл. год рождения - 1901[/q]
Синагога находилась в г. Омске, а в Чинявино был "удалённый пункт по обрезанию". Фамилию Мариупольский встречал в метрических книгах Омской синагоги, в Еланской волости Мариупольские появились, ориентировочно, в начале 1830-х гг. Выписки смогу посмотреть в воскресенье. | | |
|