Колпанская учительская лютеранская семинария
Близ Гатчины (в Гатчине другая семинария)
Klim2018 Сообщений: 30011 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31378 | Наверх ##
15 апреля 2024 0:22 Интеллигенция ингерманландских финнов может быть разделена на две связанные между собой профессиональные группы: лютеранские священнослужители и учителя. Эти группы выделяются при внимательном рассмотрении истории ингерманландских финнов XIX – начала XX в. Их связь обусловлена как нахождением в одном поле социальной системы ингерманландских финнов, так и по причине их исторической связи друг с другом. Так, лютеранская церковь явилась инициатором возникновения Колпанской семинарии, ставшей центром подготовки учителей для финских церковно-приходских, а позднее – народных школ. ... Но наиболее выдающимся шагом лютеранского духовенства в лице Генеральной евангелическо-лютеранской консистории стало учреждение Колпанской семинарии – "кузницы национальных кадров Ингерманландии". Этому способствовали постепенное увеличение количества финнов-ингерманландцев и объективные условия того времени, требовавшие развития сети начальных образовательных учреждений. Само развитие, в свою очередь, тормозило отсутствие подготовленных учителей. Существовал также и дефицит священнослужителей – пасторов и канторов. Эти проблемы руководство евангелическо-лютеранской церкви попыталось (небезуспешно) решить с помощью создания финноязычного духовного педагогического учебного заведения на территории Санкт-Петербургской губернии. Открытие учительской семинарии состоялось 4 сентября 1863 г. в пос. Малые Колпаны. Место было выбрано не случайно, ведь именно здесь император Павел в 1775 г. за свой счет построил первую финскую школу. В дискуссии, предшествовавшей появлению семинарии, не раз озвучивались предложения расположить учебное заведение в Петербурге, но они не находили поддержки. Лютеранские пасторы "боялись влияния и последствий отсутствия домашней жизни, соблазнов, предлагаемых в жизни большого города, опасаясь того, что молодые мужчины, отдаляясь от отношений сельской жизни, в случае достижения успеха уже не смогут туда обратно вернуться". Срок обучения включал три года. Из-за ограниченности средств, семинария могла содержать только одну группу в течение этого времени. К юношам, поступавшим в Колпанскую семинарию, предъявлялись довольно строгие требования. Известно, что абитуриент должен уметь читать и писать по-фински и по-русски, знать Библию, знать наизусть Малый Катехизис Лютера, иметь представление об основах арифметики, интересоваться музыкой и иметь опрятный внешний вид. Вводились и возрастные ограничения – в семинарию принимались молодые люди от 15 до 20 лет. Колпанская семинария стала основным социальным лифтом ингерманландских финнов. За более чем 50 лет существования (1863 – 1919) она подготовила свыше 250 учителей, составивших ядро ингерманландской интеллигенции. Благодаря существованию данного заведения к 1910-м гг. Ингерманландия могла сама себя обеспечивать педагогическими кадрами, выйдя в этом отношении из зависимости от Финляндии. По образному выражению епископа Л. Хассинена, семинария "стала источником света для финнов Ингерманландии". В одной из статей в сборнике, посвященном полувековому юбилею семинарии, ее значение было оценено следующим образом: "Если бы семинария не подготовила нам учителей и руководителей, то наши соплеменники бродили бы еще во тьме духовного рабства, и вряд ли бы даже часть их могла бы возвыситься до национального самосознания, ингерманландцы не привыкли бы считать друг друга членами одного и того же племени, которых крепко соединяет общий родной язык, общее наследие предков и общая судьба".
Источник: Д.П. Каранов. Роль интеллигенции в этнокультурном развитии ингерманландских финнов и особенности ее формирования // Интеллигенция и мир. 2014. № 3. С. 43 – 44, 47 – 48. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1518 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5132 | Наверх ##
15 апреля 2024 2:11 15 апреля 2024 13:40 Выпускники семинарии. VIII набор 1888 - 1892 Парккинен Пекка (Parkkinen Pekka)Родился в деревне Колбино прихода Келтто 31 августа 1871. Родители : крестьянин Матти Парккинен и Валпури, урожденная Яскеляйнен. В семинарию поступил в 1888 по окончании народной школы, окончил с дипломом учителя и кантора - органиста в 1892. Учитель в церковной школе в Келтто в 1892-1897, в деревне Саакрова (Куйворы) в 1897-1903, в Ванхакюля (Старая Деревня) в 1906-1907 и с 1903 кантор прихода Келтто. Руководил мужским, женским и смешанным хорами. С 1910 во втором браке с Анной Пёлля. Детей 4.
| | Лайк (1) |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1518 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5132 | Наверх ##
15 апреля 2024 2:28 15 апреля 2024 13:38 Выпускники семинарии. XII набор 1904 - 1908 Парккинен Ялмари Матиас (Parkkinen Jalmari Mathias)Родился 28 марта 1890 в Колбино прихода Келтто. Родители : крестьянин Яакко Парккинен и Софья, урождённая Талус. В семинарию поступил в 1904 после полного курса Петербургской церковной школы, окончил с дипломом учителя в 1908. Учитель в Ванхакюля (Старая Деревня) прихода Келтто с 1908. Руководит местным оркестром, Член руководства объединения "Инкери" и общества "Сойхту". Холост. | | |
Klim2018 Сообщений: 30011 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31378 | Наверх ##
15 апреля 2024 9:26 ... Первый выпуск семинарии подарил ингерманланским финнам одних из самых ярких культурных деятелей – композитора и преподавателя Моозеса Путро (1848 – 1919) и журналиста и редактора Абрама Тииснекку (1845 – 1911). Тииснекка после окончания семинарии работал учителем в сельских школах. С начала 1870-х гг. он использовал свое природное любопытство и остроумие для работы журналистом в первых финских газетах Петербурга, в частности "Pietarin sanomat", где печатался под псевдонимом T-kk. Он готовил новости о финских окрестностях Петербурга для газет и журналов Финляндии. В свою очередь, Путро вошел в историю как талантливый органист, преподаватель Колпанской семинарии, создатель объединенного финского хора, редактор газеты "Inkeri" с 1885 по 1905 г. и заслуженно считается наиболее почитаемым ингерманландским композитором. Моозес Путро стал автором национального гимна ингерманландских финнов "Nouse Inkeri" и многих других патриотических песен. Он являлся инициатором и руководителем первого национального певческого праздника, прошедшего в 1899 г. в деревне Пудость. Колпанская семинария оказалась чрезвычайно плодовитой: практически каждый выпуск, помимо 10 – 15 молодых школьных учителей, давал ингерманландской культуре несколько талантов, встававших на передовую ингерманландского культурного развития. В выпуске 1870 г. в числе 9 молодых учителей такими талантами, безусловно, были учитель и писатель Габриэль Суни (1843 – 1903) и преподаватель Антти Куйванен (1851 – 1902). Третий выпуск, состоявшийся в 1873 г., принес ингерманландским финнам 10 учителей, среди которых можно выделить будущего преподавателя Колпанской семинарии Юсо Якимайнена. Следующие выпуски были также обильны на таланты. Семинарию окончили музыканты Микко и Юхо Суси, Юхо Пентикяйнен, Эмил Суни, Юсо Мустонен, Томми Хирвонен и А. Коски; журналисты и писатели Пааво Ряйкконен, Ааппо Весикко, Аатами Халтсонен, Юхо Коккенен, Микко Каасолайнен и др.; актер финского национального театра Иисакки Латту; лидер национального движения, директор Колпанской семинарии, главный редактор газеты "Neva" Каапре Тюнни; и т. д. Все выпуски семинарии до 1912 г. и количество обучавшихся в ней представлены в таблице.  Источник: Д.П. Каранов. Роль интеллигенции в этнокультурном развитии ингерманландских финнов и особенности ее формирования // Интеллигенция и мир. 2014. № 3. С. 49 – 50. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Klim2018 Сообщений: 30011 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 31378 | Наверх ##
15 апреля 2024 17:31 ... Собственные учителя пользовались значительным уважением в среде ингерманландских финнов, но их количество было невелико. Из 229 учителей, работавших в финских народных школах Санкт-Петербургской губернии на 1913 г., только 85 закончили Колпанскую семинарию. Они становились инициаторами создания различных кружков, песенных обществ, клубов, общественных библиотек и т. д. И хотя финское учительство было плотно связано с лютеранской церковью, но все же представляло иную социальную группу. Ее важнейшими характеристиками были организованность и чувство ответственности перед соплеменниками. Организованность поддерживалась благодаря развивавшимся с 1870-х гг. общественным организациям. Одним из первых объединений стало созданное Моозесом Путро в 1872 г. "Pietarin Suomalainen Laulaseura" (Петербургское финское певческое общество). Сам Путро был его бессменным руководителем вплоть до своей смерти в 1919 г. Среди общественных организаций немузыкального характера особое место принадлежало обществам трезвости "Alku" (Начало) и "Inkeri". Общество "Alku" учредили 4 финских купца в 1885 г. В его цели входила популяризация трезвого образа жизни среди финских жителей Петербурга. Участниками этого объединения были и выпускники Колпанской семинарии – Карло Манстен, Петр Ряйкконен, Аатами Халтсонен, Юхо Пентикяйнен и др. ... Ответственность за судьбу своих соплеменников – финских крестьян формировалась у ингерманландской интеллигенции под воздействием двух разновидностей национального чувства – национальной гордости и национальной обиды. Гордость представители ингерманландской интеллигенции испытывали в связи с общим культурным развитием, в результате которого этнокультурная среда ингерманландских финнов обогащалась новыми компонентами, ранее отсутствовавшими в ней. Такими компонентами были Колпанская семинария, газеты, общественные организации, общенациональные певческие праздники и т. д. ... Возможно, что именно под воздействием национальной обиды в среде сельской учительской интеллигенции, в числе выпускников Колпанской семинарии были те, кто впитал революционные идеи того времени. Появление этой группы ингерманландской интеллигенции относится к периоду после 1905 г., когда молодые интеллигенты встали в оппозицию к лютеранским священнослужителям и подконтрольным им культурным институтам. ... Новая ингерманландская интеллигенция видела знак равенства между понятиями "чужой" и "пастор", что казалось справедливым в рамках националистических призывов и идей, т. к. большинство священнослужителей, работавших в Ингерманландии, родилось за ее пределами. Интеллигенты-социалисты во главе с Каапре Тюнни ставили под сомнение необходимость участия лютеранской церкви в культурной жизни ингерманландцев. Их идеалом было полностью секуляризованное образование, как школьное, так и среднее специальное. Это желание прозвучало на одном из ингерманландских съездов в 1917 г., когда было пред ложено преобразовать Колпанскую семинарию в светское учебное заведение. Интересно то, что "конфликт" ингерманландских социалистов с лютеранской церковью, нашедший свое устное воплощение на съездах, фактически был односторонним. Священнослужители не только не спорили по основным предложениям социалистов, но и выступали их активными сторонниками. Ингерманландской интеллигенции принадлежит ключевое значение в этнокультурном развитии ингерманландских финнов XIX – начала XX в. Две группы, взаимосвязанные друг с другом и воздействующие на финское общество через различные каналы (приходские кирхи, газеты, общества, певческие праздники и т. д.), составили ее основу. Их роль трудно переоценить, ведь практически все достижения ингерманландской культуры указанного периода связаны с деятельностью интеллигентов. Каапре Тюнни в статье, посвященной участию преподавателей Колпанской семинарии в национальном развитии ингерманландцев, отмечал ключевое значение деятельности интеллигентов в культурном и национальном развитии, сравнивая положение ингерманландских финнов в 1863 г. и, спустя 50 лет, в 1913 г. Лидер национального движения 1900-х и 1910-х писал о том, что до 1860-х гг. ингерманландцев, как народа, не существовало. ...
Источник: Д.П. Каранов. Роль интеллигенции в этнокультурном развитии ингерманландских финнов и особенности ее формирования // Интеллигенция и мир. 2014. № 3. С. 50 – 53. --- Знания - сила | | Лайк (1) |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1518 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5132 | Наверх ##
22 мая 2024 22:56 Nаталья D написал: [q] IХ набор 1892 - 1896
1. Бекман Юрьё 2. Гранхольм Адам 3. Хенттулайнен Антти 4. Хирвонен Аатами 5. Ямалайнен Аатами 6. Марттинен Юхо 7. Перяляйнен Юхана 8. Раппу Аапо 9. Руотси Матти 10. Суси Микко 11. Талус Каарло 12. Тийснекка Алексантери 13. Тикка Юхана 14. Суни Эмиль Отто Лео [/q]
| | Лайк (1) |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1518 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5132 | Наверх ##
22 мая 2024 23:08 | | Лайк (1) |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1518 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5132 | Наверх ##
27 июня 2024 19:34 Выпускники семинарии I набор 1863 - 1866
Поккинен Алексантери (Pokkinen Aleksanteri)
Сын кантора прихода Славянка. Родился 30 июля 1848, ходил в немецкую и русскую школу в Павловске, затем один год в церковную школу в Петербурге. В семинарию поступил в 1863. По окончании семинарии работал кантором в Славянке. Умер в 1867.
Поккинен Пиетари (Pokkinen Pietari)
Сын кантора. Родился в Спанкова 29 июня 1840. Окончил семинарию с дипломом учителя и кантора-органиста. С 1867 в браке с Анной Куйванен. Детей 4. Умер в 1901. | | |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1518 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5132 | Наверх ##
29 июня 2024 17:40 12 июля 2024 0:50 | | |
Nаталья DМодератор раздела  Санкт-Петербург Сообщений: 1518 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 5132 | Наверх ##
10 октября 2024 9:49 ЦГИА СПб ф.254 оп.1 д.2246 О деятельности инспектора Колпинской учительской семинарии Я.Раски, проповедника Токсовского лютеранского прихода Жеребятского прихода пастора В.Койвулайнен
(На самом деле - Дело о конкурсе на вакансию пастора.)
На открывшуюся вакансию проповедника Дудергофскаго Ев. - Лют. прихода Министерством имеются ввиду следующие кандидаты: 1) Инспектор Колпанской Учительской Семинарии и адъюнкт пастор прихода Спанко-Колпана Яков Раски. 2) второй проповедник Токсовскаго лютеранскаго прихода пастор Эдвард Хансон. 3) Проповедник Жеребятского прихода Петергофскаго уезда пастор Вильгельм Койвулайнен. Из доставленных СПб Ев. - Лют. Консисторией сведений видно, что указанные лица получили образование в ИМПЕРАТОРСКОМ Гельсингфорском Университете и до утверждения их в ныне занимаемых должностях, служили в Финляндии. Кроме того пастор Раски, по тем же сведениям, состоит членом дирекции финляндской газеты "Инкери". Принимая во внимание, что Дудергофский приход принадлежит к тем местностям Империи, в коих пасторы согласно.... законов..., определяются Его Императорским Величеством по представлению МВД и имея ввиду крайнюю нежелательность допущения к занятию проповеднической деятельности в названном приходе лица, действующего в духе финляндскаго сепаратизма, Департамент, предварительно покорнейше просит Ваше Превосходительство не отказать в распоряжении собрания сведений о направлении деятельности названных пасторов...., чтобы отдать предпочтение. Директор в должности Гофмейстера Высочайшего Двора (подпись).
Переписка с полицейскими чинами.
Л. 15. Уведомление о Высочайшем соизволении на назначение Инспектора Колпанской Учительской Семинарии и пастора... Якова Раски проповедником Дудергофскаго лютеранскаго прихода. 2 августа 1910 года. | | |
|
1. Тойво Петров Паркинен, сын церковного кистера Колтушского прихода, 07.10.1898 рождения (из Отношения об отсрочки воинского призыва от 31.01.1917, выше фото) - это сын Парккинена Пекки/Петра, который с 1903 служит кистером /кантором в кирхе в Колтушах.