Наверх ##
15 апреля 2024 17:31 ... Собственные учителя пользовались значительным уважением в среде ингерманландских финнов, но их количество было невелико. Из 229 учителей, работавших в финских народных школах Санкт-Петербургской губернии на 1913 г., только 85 закончили Колпанскую семинарию. Они становились инициаторами создания различных кружков, песенных обществ, клубов, общественных библиотек и т. д. И хотя финское учительство было плотно связано с лютеранской церковью, но все же представляло иную социальную группу. Ее важнейшими характеристиками были организованность и чувство ответственности перед соплеменниками. Организованность поддерживалась благодаря развивавшимся с 1870-х гг. общественным организациям. Одним из первых объединений стало созданное Моозесом Путро в 1872 г. "Pietarin Suomalainen Laulaseura" (Петербургское финское певческое общество). Сам Путро был его бессменным руководителем вплоть до своей смерти в 1919 г. Среди общественных организаций немузыкального характера особое место принадлежало обществам трезвости "Alku" (Начало) и "Inkeri". Общество "Alku" учредили 4 финских купца в 1885 г. В его цели входила популяризация трезвого образа жизни среди финских жителей Петербурга. Участниками этого объединения были и выпускники Колпанской семинарии – Карло Манстен, Петр Ряйкконен, Аатами Халтсонен, Юхо Пентикяйнен и др. ... Ответственность за судьбу своих соплеменников – финских крестьян формировалась у ингерманландской интеллигенции под воздействием двух разновидностей национального чувства – национальной гордости и национальной обиды. Гордость представители ингерманландской интеллигенции испытывали в связи с общим культурным развитием, в результате которого этнокультурная среда ингерманландских финнов обогащалась новыми компонентами, ранее отсутствовавшими в ней. Такими компонентами были Колпанская семинария, газеты, общественные организации, общенациональные певческие праздники и т. д. ... Возможно, что именно под воздействием национальной обиды в среде сельской учительской интеллигенции, в числе выпускников Колпанской семинарии были те, кто впитал революционные идеи того времени. Появление этой группы ингерманландской интеллигенции относится к периоду после 1905 г., когда молодые интеллигенты встали в оппозицию к лютеранским священнослужителям и подконтрольным им культурным институтам. ... Новая ингерманландская интеллигенция видела знак равенства между понятиями "чужой" и "пастор", что казалось справедливым в рамках националистических призывов и идей, т. к. большинство священнослужителей, работавших в Ингерманландии, родилось за ее пределами. Интеллигенты-социалисты во главе с Каапре Тюнни ставили под сомнение необходимость участия лютеранской церкви в культурной жизни ингерманландцев. Их идеалом было полностью секуляризованное образование, как школьное, так и среднее специальное. Это желание прозвучало на одном из ингерманландских съездов в 1917 г., когда было пред ложено преобразовать Колпанскую семинарию в светское учебное заведение. Интересно то, что "конфликт" ингерманландских социалистов с лютеранской церковью, нашедший свое устное воплощение на съездах, фактически был односторонним. Священнослужители не только не спорили по основным предложениям социалистов, но и выступали их активными сторонниками. Ингерманландской интеллигенции принадлежит ключевое значение в этнокультурном развитии ингерманландских финнов XIX – начала XX в. Две группы, взаимосвязанные друг с другом и воздействующие на финское общество через различные каналы (приходские кирхи, газеты, общества, певческие праздники и т. д.), составили ее основу. Их роль трудно переоценить, ведь практически все достижения ингерманландской культуры указанного периода связаны с деятельностью интеллигентов. Каапре Тюнни в статье, посвященной участию преподавателей Колпанской семинарии в национальном развитии ингерманландцев, отмечал ключевое значение деятельности интеллигентов в культурном и национальном развитии, сравнивая положение ингерманландских финнов в 1863 г. и, спустя 50 лет, в 1913 г. Лидер национального движения 1900-х и 1910-х писал о том, что до 1860-х гг. ингерманландцев, как народа, не существовало. ...
Источник: Д.П. Каранов. Роль интеллигенции в этнокультурном развитии ингерманландских финнов и особенности ее формирования // Интеллигенция и мир. 2014. № 3. С. 50 – 53. --- Знания - сила |