Тифлис-Тбилиси, ссылки, фото
Тифлис и Тбилиси, старые фотографии и открытки, интересные ссылки; недавние фотографии Тбилиси
snegirev Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34097
| Наверх ##
8 апреля 2019 19:55 Ботанический сад Тбилиси Ботанический сад Тбилиси – удивительная достопримечательность, история которой начинается в 1845 г. Ботанический сад располагается вдоль реки Легвта-Хеви, чуть к югу от горных вершин Сололаки – там, где в старые времена находились сады царей. Эти сады известны по историческим документам 17-18 века. Именно в 1845 г. Царские сады стали собственностью Академии наук. Ботанический сад Тбилиси несколько раз расширялся: в конце 19 – начале 20 века, а затем в середине 20 века (правда, тогда к ботаническому саду присоединили старинное мусульманское кладбище, на котором были похоронены многие известные люди). Сейчас сад раскинулся на 128 гектаров. Как пишет сайт Туристер: “Добраться до Ботанического сада можно на автобусе (№ 4, 10, 90, 103 и др.), доехав до остановки «Институт ботаники»”, что в корне не верно. Так как кроме Института Ботаники Вы никуда не попадёте. В Ботанический сад Тбилиси можно попасть через два входа: верхний – около крепости Нарикала) и нижний (около бань). Работает сад круглый год ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. На машинках по Ботаническому саду Тбилиси разъезжают садовники – так что можно не волноваться о том, что сад будет неухоженным. Здесь заботятся о каждом растении. Расстояния в ботаническом саду приличные, поэтому для гостей предлагается экскурсия на этих машинках. Длится она не больше часу и стоит недорого. В Ботаническом саду Тбилиси несколько мостов, перекинутых через реку Цавкисискали. Один из них – прямо у входа в сад. Конструкция в форме арки придает старинному сооружению величественный облик Еще один мост – над водопадом. Он был построен в 1914 г. С него можно наблюдать за падающими массами воды сверху. Мы видим, что водопад несется по горному склону и падает в небольшое углубление из камня, чтобы продолжить далее свой путь. С моста над водопадом открывается прекрасный вид на ботанический сад и его окрестности. Прямо под нами – еще один мост, вдали – старинный монастырь Преображения Господня, а еще чуть дальше – современный город, контрастирующий с миром девственной природы. Монумент «Мать Картли» («Грузия-Мать»). Эта скульптура высотой 20 метров была установлена в 1958 г. к тысяча пятисотлетнему юбилею Тбилиси. Сначала ее сделали из дерева и обшили листами из железа, а в 1963 г. заменили на фигуру из алюминия. Фигура женщины установлена как символ грузинского народа, который дружелюбен по отношению к друзьям и смело сражается с врагами. Поэтому у фигуры в одной руке – чаша с вином, а в другой – меч. Автор монумента – скульптор Э. Амашукели. Цавкисисцкали – маленькая речка, впадающая в известную реку Кура. Бежит главная речка Ботанического сада по каменистому ложу, в жаркую летнюю погоду превращается в крошечный ручеек Когда-то за Царскими садами ухаживали опытные садовники. Сегодняшний облик ботанического сада тоже радует: дорожки огорожены, растительность бережно сохраняется. Одна из драгоценностей ботанического сада в Тбилиси – бамбуковая роща. А на скале, в тени деревьев, старинная беседка, в которой, по легендам, любили посидеть в тишине цари. Можно любоваться кипарисовой аллеей, с двух сторон обрамляющую дорожку, усыпанную мелким гравием. В Ботаническом саду Тбилиси произрастает более 3500 видов растений, среди которых экземпляры, свойственные данной местности, и экзотические растения тропиков, пустынь и других природных зон. Есть редкие и исчезающие породы деревьев и кустарников. Экспонаты сюда привозились со всего мира. Многие из кустарников покрыты цветами. Цветы и на клумбах, и в части сада, где выращивают розы, и в секторе лекарственных растений. Так как в этом саду есть представители флоры разных стран, то и внешний вид некоторых обитателей сада соответствующий. Вот перед нами подстриженные в английском стиле кустарники. А вот клумба, устроенная так, что на ней всегда цветут какие-либо цветы – и все сменяют друг друга, так что вид клумбы всегда разный. Большая часть – это растения хвойные: пихты разных видов, ели, сосны, кедры и др. Поэтому в ботаническом саду удивительный воздух – чистый, смолистый, чуть терпкий. Он очищает легкие, помогает привести в порядок мысли. В саду в естественных условиях плодоносят многие растения. Вот перед нами цитрусовое дерево с чуть недозревшими плодами. Многие туристы стараются приехать в тбилисский ботанический сад, когда цитрусы цветут – и зрелище необыкновенное, и аромат волшебный! Когда-то на территории садов были не только пруды, но и множество фонтанов, которые можно увидеть на старых фотографиях. Один из замыслов при создании ботанического сада – это организация так называемого «аптекарского огорода». Поэтому здесь есть целый сектор, посвященный целебным травам. английские кусты, разнообразие хвойных и цветущих растений – весь этот комплекс придает Тбилисскому ботаническому саду неповторимый вид. Одно из самых распространенных здесь цветущих растений – это хризантема. И мы перед целым полем хризантем удивительного, яркого цвета. Перед нами – цветущие будилии. Они обычно расцветают в августе и радуют глаз посетителей до самого конца сентября. Вокруг этих цветов кружатся бабочки и пчелы, собирающие нектар. В Тбилиси сосуществуют растения с разных материков – вот, например, хризантемы рядом с одним из видов каланхоэ. Один из редких видов хвойных, – это пицундская сосна. Знаменитый ягодный тис, имеющий привлекательные яркие ягоды с ядовитыми семенами внутри. Это растение обитает здесь со времен легендарных правителей. В частности, рассказывают легенду о том, как царица Тамара не дала местным крестьянам срубить это несущее смерть растение. С тех пор оно попало в категорию священных. Известно, что среди редких растений тбилисского сада – знаменитое гинкго билоба. Это доисторическое дерево, обладающее целым спектром целебных свойств. Дорожки в саду извилистые, они то поднимаются вверх, то спускаются вниз, то петляют вдоль гористых склонов. Здесь арки образуют не только каменные мосты, но и мосты живые Многие сравнивают Тбилисский ботанический сад с лесом. И правда – местами сплошные непроходимые заросли хвойных деревьев или хвойников вперемежку с лиственными. Отсюда видно гору Мтацминду с телебашней. Кипарисы – растение, которое еще с мифологических времен порождало красивые и печальные легенды. Символ смерти и бессмертия, гордости и непреклонности, красоты и стройности замысла природы. Здесь много живых скульптур – причудливо подстриженных кустов. А есть и скульптуры современные, необычные, как сова, например. Сад окружен горными хребтами с нескольких сторон – поэтому здесь такие уникальные климатические условия. Здесь не встретишь сильных ветров и температура воздуха всегда чуть-чуть выше, чем на территории за горными склонами Автор: Вадим Петерсон https://traveligo.ru/countries...ilisi.htmlПримерно с 50-х годов XIX века начала проводиться научная работа, направленная на интродукцию растений и выявление возможности использования их в этой местности, а также началось распространение семян местных растений по горным хребтам. В 1861 году ученый декоратор-садовник из Франции Шарер создал оранжерею, в которой выращивал цветы. За ней закрепилось название "французская", так как материал для ее создания был поставлен из Франции. В настоящее время в оранжерее ничего не выращивают, но поддерживают ее в чистоте. У ботанического сада было много заведующих, но лучшим из всех был немецкий ученый Адольф Ролофф, который сделал много полезного для развития ботанического сада Тбилиси. При нем были созданы научные отделения и испытательные станции, занимающиеся селекцией видов растений, начали работать лаборатории, производящие анализы почв. По инициативе ученого издавались периодические издания. На приносимый садом доход началась покупка земель, находящихся рядом с ботаническим садом. Адольф Ролофф создал музей (сейчас он не работает) и издал каталог растений, произрастающих в ботаническом саду. На склоне Сололакского хребта находится самая старая часть сада. Она занимает площадь около 6 га. Возраст деревьев от 150 до 200 лет. Здесь растет каменное дерево (Celtis caucasica), возраст которого составляет примерно 180 лет. Это необычное дерево встретить на Кавказе довольно сложно, а в ботаническом саду можно его увидеть и даже попытаться обхватить руками. Оно в обхвате равно 85 сантиметрам, высота - 16 метров. Есть в этой части ботанического сада Тбилиси еще одно дерево, занесенное в Красную книгу Грузии - это дзельква граболистная. Оно очень высокое - 32 метра, а обхват составляет 82 сантиметра. Людмила Селиванова – FB.ru: http://fb.ru/article/345871/bo...-dobratsya https://upload.wikimedia.org/w...Garden.jpgВ 1959 году праздновалось 1500 лет основания города Тбилиси. К этой дате был выпущен замечательный лимонад «Тбилиси», очень приятный и вкусный напиток, стоивший 30 копеек, вместо 12 копеек за обычный лимонад. Лимонад «Тбилиси» недолго выпускали. В это же время по дороге к ботаническому саду был открыт новый туннель с горизонтальной эскалаторной дорожкой. Всё было празднично. Да и сам ботанический сад был наряден, прибран и обустроен, гуляло много довольных посетителей. В восьмидесятые годы 20 века ботанический сад не был так хорошо ухожен. Сейчас ситуация с садом изменяется к лучшему. --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34097
| Наверх ##
9 апреля 2019 21:00 Тбилисский военный госпиталь. Первой больницей, построенной в Тифлисе, по-праву можно считать военный госпиталь в Навтлуге. История его строительства связана с именем генерала А.П.Ермолова. О бережливости Алексея Петровича в те времена ходили легенды.. .Он никогда не снимал за счет казны дорогих апартаментов, не брал ценных подарков и всячески экономил. В его дневниках можно найти такую запись: ,,... Для возведения казенных зданий пожаловано было императором по представлению моему сто тысяч рублей медною монетою, которая при моем предместнике генерале Ртищеве прислана была для мелочной войскам раздачи, ибо медь обращалась здесь в выгодном весьма курсе. Также сто тысяч рублей ассигнациями (в червонцах), которые представил я в казну по возвращении из Персии, сбереженные от сумм, на содержание посольства отпущенных,,. Именно на эти 100 тысяч , сэкономленные Ермоловым и был построен госпиталь в Тифлисе в 1817 году. При госпитале была церковь во имя Благоверного Великого князя Александра Невского. Она располагалась на верхнем этаже госпитального здания . К госпитальной церкви была приписана и кладбищенская каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца (на Тифлисском гарнизонном кладбище), построенная на средства частей Тифлисского гарнизона; освящена 9 мая 1892 г. При Тифлисском военном госпитале находилась Надеждинская община сестер милосердия Красного Креста, которая была основана после ратификации Россией Женевской конвенции 10 мая 1867г. и образования Российского общества Красного Креста. Сестры милосердия отпускались для ухода за больными и вне госпиталя. Им платили 1 руб. в сутки. В бедных семьях уход за больными был бесплатным. Врачи госпиталя обслуживали не только военных, но и членов их семей. При госпитале была открыта военно-фельдшерская школа. Кавказское Окружное военно-санитарное управление также находилось в Тифлисе на углу улиц Лермонтова и Гудовича № 26. Со временем, первое здание госпиталя обросло новыми постройками и превратилось в госпитальный городок https://aidatiflis7.livejournal.com/16663.html Тбилисский военный госпиталь был учрежден в 1808 г. на 200 коек, получил штат: старший лекарь – 1, младших лекарей – 2, старших фельдшеров – -2, младших фельдшеров – 2, аптекарский гезель – 1, старший ученик – 1, младших учеников – 2. «Главное смотрение» над госпиталем по медицинской части поручалось «дивизионному доктору расположенных в Грузии войск» Хозяйственные дела находились в ведении двух комиссариатских чиновников. При «умножении» больных к госпиталю «прикомандировываются медицинские чиновники из полков» (IIСЗ, № 22785, 26. I. 1908 г.). Тбилисский военный госпиталь размещался в каменных одноэтажных зданиях барачного типа постройки 1808 г. с палатами для больных на 50 – 60 чел. каждая. Эти здания сохранялись в основном без изменений до 1929 г., когда было приступили к их реконструкции. В начале XX в. были вновь построены хирургический и инфекционный корпуса. К этому же времени улучшилось и общее состояние Тбилисский военный госпиталь (улучшилось медицинское оснащение, во главе медицинских отделений были поставлены квалифицированные военные врачи-специалисты, часть которых впоследствии перешла в качестве профессоров в Тбилисский медицинский институт). В период господства меньшевиков(1918г.), наряду с развалом всего народного хозяйства Грузии, стал хиреть и госпиталь; в это же время перестала функционировать и существовавшая при госпитале ротная школа военных фельдшеров, которую в свое время окончил Серго Орджоникидзе. Настоящий расцвет госпиталя начался с установления в Грузии советской власти: здания госпиталя были постепенно перестроены, госпиталь оснащен всеми видами современной медицинской аппаратуры, развернуты специализированные медицинские отделения во главе с высококвалифицированными специалистами; на территории госпиталя были разбиты парк и цветники, большая часть территории асфальтирована: Т. в. г. превратился в центр всей лечебной, научной и учебной медицинской работы военного округа. В период Великой Отечественной войны госпиталь сформировал большое количество военно-санитарных учреждений для фронтов и являлся учебной базой для медицинских, хозяйственных и административных кадров эвакуационных госпиталей НКЗдрава Грузии, формировавшихся в Тбилиси. В это же время госпиталь подготовил для фронтов большое число лиц медицинского состава. После Великой Отечественной войны в госпитале были развернуты новые специализированные отделения, расширена консультативная работа госпитальной поликлиники, усилена связь с войсковыми частями и госпиталями округа, расширена научная и учебная работа госпиталя, в диагностике и лечении больных стали применяться все новейшие достижения медицины. В историю Тбилисского военного госпиталя вошло имя Н. И. Пирогова, когда 17 и 19. IV. 1847 г. был применен в Тбилисском военном госпитале эфирный наркоз в двух случаях ампутации (оперировал хирург Прибыль). Из Тифлиса Пирогов в июле выехал на фронт, где работал в госпитале под аулом Салты. В октябре 1847 г. Пирогов, вернувшись в Тифлис, сделал в Тбилисский военный госпиталь несколько операций под эфирным наркозом. В 1877 г. в Тбилисском военном госпитале был назначен ординатором (по окончании университета) Н. А. Вельяминов (русский хирург-клиницист и общественный деятель), а в 1915 г. в Тбилисском военном госпитале работал консультантом В. А. Оппель (один из основоположников военно-полевой хирургии и клин, эндокринологии в СССР ). Источник: https://murzim.ru/nauka/medici...pital.html https://img0.liveinternet.ru/i...3972_1.jpg Был расположен недалеко от метро "Исани" Была у госпиталя большая зеленная территория, были и теплицы. Сейчас госпиталь фактически разрушен. --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34097
| Наверх ##
16 апреля 2019 20:43 26 мая 2020 22:51 Кирочная площадь . В сложной обстановке в 1817/1818 годах в Закавказье происходило неординарное событие – переселение в Грузию швабов – крестьян и ремесленников из Виртембергского королевства (согласно правописанию того времени) и становление немецких колоний. 17 мая 1817 г. Козодавлев сообщил Ермолову, что 31 семейство швабов охотно изъявило желание поселиться в Грузии и что он немедленно представил дело в Комитет министров. На путевые издержки и некоторую помощь на месте предусматривались средства, отпущенные на водворение переселенцев в Новороссийском крае. Получив пособие, благополучно преодолев путь через Херсон, Таганрог, Георгиевск, Моздок и перевал через Главный Кавказский хребет, иммигранты из Швайкхайма (округ Вайблинген), под руководством Фр. Фукса, прибыли 21 сентября в Тифлис. В результате последние 3 партии переселенцев, хотя и с задержкой, добрались до Тифлиса в ноябре 1818 г. (тогда как первые прибыли в сентябре). Около 50 семей избрали земли (бывшие владения кн. Аматуни) в трех верстах от Тифлиса, выше селения Куки на левом берегу Куры. Здесь была основана колония ремесленников Ней-Тифлис в 200 человек, которые получили только по десятине земли на двор. Эта специфичная колония городского предместья позже вошла в состав города. Каждая семья получила по прибытии в 1818 г. по 125 руб. на постройку дома, 70 руб. на сельскохозяйственные орудия, 105 руб. на посев, 100 руб. на приобретение скота, итого – 400 руб. асс. – на повозки, лошадей, фураж. 50 В течение года выдавались «кормовые деньги». В Тифлисской колонии ремесленников вспоможение было по 100 руб. асс. Т.Н. Чернова-Дёке Немецкие поселения на периферии Российской империи Кавказ: взгляд сквозь столетие (1818-1917) (К 190-летию основания немецких колоний) Издано МОО «Немецкое молодежное объединение», Москва,2008 г.Колония "Новый Тифлис" располагалась на окраине Тифлиса того времени. В 1894-1897 годах, на месте старой лютеранской церкви Св. Петра и Павла, было построено новое здание кирхи. При кирхе действовала, пользующаяся популярностью среди Тифлисской интеллигенции, общеобразовательная гимназия. Автором проекта был Леопольд Бильфельд. Родившийся в 1839 году в Германии, получил специальное образование в Санкт-Петербургской академии художеств. Затем Бильфельд становится имперским подданным и в 60-х годах XIX века уезжает в Тифлис. Кирха вместе с гимназией, в которой, кстати говоря, учился сын Берия, им же и были закрыты. В 1946 году церковь была разобрана немецкими военнопленными. На ее месте построен жилой дом, составляющий вместе с еще двумя идентичными домами типичную площадь тех времен. https://golema.livejournal.com/12008.html В советское время и сейчас площадь носит название Площадь Марджанишвили. Но народ так и называл это место Кирочная. Бывшая немецкая колония Александерсдорф (Новый Тифлис) располагалась от ул. Кирочная (сейчас ул. Марджанишвили) до железнодорожного вокзала. https://upload.wikimedia.org/w...si%29.jpegКирочная улица. (сейчас ул. Марджанишвили.) От Кирочной площади к мосту через реку Кура шла Кирочная улица. До революции 1917 года на ней были построены два великолепных здания. На фасадной стороне здания некогда значилась надпись "Народный дом имени К.И. Зубалова". Театр был построен сыновьями в память об отце — Константине Зубалове. Строительство народного театра было завершено в 1909 году. Праздничное освещение народного дома состоялось 7 апреля 1909 года. В целом, братья на строительство выделили 350 тысяч рублей золотом. Тифлисской народный театр превосходил своей архитектурной красотой и постановками народные театры Москвы и Одессы. "Народный театр, — оправдывался один из сыновей Степан, — то же, что и школа, и храм. В народном доме будет не только театр, но и библиотека, и бесплатная чайная". И Зубалов сдержал обещание. Все было именно так — в народном доме. Помимо театра, открылись библиотека, в которой хранились древние рукописи и книги, читальный зал и, только вдумайтесь, бесплатное кафе для посетителей! Билеты, по сравнению с другими театрами, в народном театре стоили гораздо дешевле, за что позже театр получил название – "дешевый театр". В театре играли девять театральных трупп. Притом играли они на разных языках. При Народном Доме функционировали Мусульманское драматическое Общество, Русский и Украинский драматические кружки, Армянская драматическая секция. https://sputnik-georgia.ru/col...lnost.html В 1909 году Тифлисе был открыт первый Народный Дом и это было большое событие для города. Когда в библиотеке мне попалась брошюра под названием «К истории возникновения Городского Народного Дома К.Я.Зубалова» я решила привести ее тут полностью без комментария и уточнений. Но все же добавлю, что на строительство здания братьями (Лев (Леван), Степан (Стефанэ), Петр и Якоб Константиновичи) был объявлен конкурс (тогда это было общепринятым способом выявить самый интересный проект). Первая премия в размере 500 рублей была присуждена инж. С. Кричинскому из Санкт-Петербурга, вторая премия в размере 300 рублей — инж. Г. Саркисову (Саркисяну) из Тифлиса. Здание построено по проекту очень интересного и известного архитектора Степана Самуиловича (Самойлович) Кричинского (1874 — 1923). Народный дом просуществовал в Тифлисе до установления в Грузии советской власти. После этого его переименовали в Рабочий клуб, а в 1930 г. в нем начал работу переведенный из Кутаиси в Тбилиси театр, основанный выдающимся грузинским режиссером Котэ Марджанишвили. Театр, носящий сейчас его имя и находится в этом здании. https://tamartavadze.wordpress...%B2%D0%B0/ https://im0-tub-ru.yandex.net/...l&n=13На Кирочной улице было также построено здание Экономического общества кавказских офицеров (1911—1913 по проекту российского архитектора А. Рогойского (поляка по национальности), в советское время в здании располагался центральный универмаг, ныне — TBC Bank. https://im0-tub-ru.yandex.net/...l&n=13 --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34097
| Наверх ##
4 мая 2019 20:01 Тифлисский театр оперы и балета Всё культурное строительство в Тбилиси началось при графе Воронцове. Именно ему пришло в голову построить в городе первое здание для театральных представлений в европейском смысле слова. Строить было решено на Эриванской площади ( площадь Л. Берия, площадь В.И.Ленина, сейчас площадь Свободы). Театр простоял лет 20. 11 октября 1874 года, во время оперы "Норма" театр неожиданно загорелся. Сгорело всё. И росписи Гагарина, и архивы, и декораци. Вообще всё. На этом и закончилась история первого здания тбилисской оперы. Само здание простояло ещё некоторое время, пока его не снёс Берия. Фундаменты и подземелья существуют до сих пор под колонной на площади Свободы. Сам Гавриил Тамамшев прожил ещё некоторое время, умер в неизвестном году и был похоронен за храмом Норашен, что на Леселидзе, и его надгробная плита существует там по сей день. Это всё было как бы предисловие, а теперь пойдёт история собственно современного здания оперы. В 1876 году провели конкурс на проект нового здания и в нём победил Виктор Шретер, который уже построил в Петербурге огромное количество частных зданий и существующий по сей день Мариинский театр. В Тифлисе Шретеру поручили построить здание в псевдомавританском стиле и он частично скопировал Фестивальный театр в Баварии. Года два ушло на согласование проекта и только в 1880 году В.К. Михаил Романов утвердил финальный проект - на этот раз на 1200 посадочных мест. В строительстве успел поучаствовать и местный немец Альберт Зальцман. Строительство шло медленно. В 1887 году Чайковский, заехав на месяц в Боржоми, написал письмо Александру III с просьбой поучаствовать деньгами в постройке театра. Это ускорило процесс и строительство, растянувшись на 16 л Роспись нового театра оперы и балета доверили знаменитому русскому художнику Г.Г. Гагарину. .Чайковский писал, что "здесь его произведения ставят намного чаще и лучше, чем где бы то ни было". Известный всему миру русский оперный певец Фёдор Шаляпин брал здесь, в Тифлисском театре оперы и балеты, свои первые уроки вокала. http://travelgeorgia.ru/731/История жизни оперного театра в Тбилиси насчитывает ни много ни мало – чуть больше 160 лет Зарождение оперы в нашем городе началось при наместнике императора на Кавказе графе Михаиле Воронцове. Венцом его политики было внедрение европейского образования и быта. Ему же принадлежит и идея основать в Тифлисе оперный театр. Для осуществления своего замысла он выбрал Эриванскую площадь, названную так в ознаменование взятия русскими войсками под командованием генерала Паскевича города-крепости Эривань в 1827 году. Сейчас мало кто знает, что в 30-е годы XIX века овраг, который с Вознесенской улицы (Амаглебис) и по всей длине пересекал эту площадь, был перекрыт каменным сводом. А вокруг были кофейни, духаны, ночлежки, в которых собирались бродяги, азартные игроки… По воскресеньям здесь шумел базар, выступали бродячие акробаты, проводились конные состязания. Выбирая это место для строительства оперного театра, Воронцов предвидел, что город будет расти на запад и площадь рано или поздно станет центральным местом; и не ошибся. Кроме того, чтобы оживить эту часть Тифлиса, которая тогда была окраиной, Воронцов решил перенести торговлю поближе к новостройке. И предложил Городскому общественному управлению договориться с владельцами торговых участков в «Темных рядах» — чтобы они собрали деньги и построили на Эриванской площади 2-этажное здание для театра, магазинов и лавок. Землю для строительства наместник давал бесплатно, с условием, что театр будет принадлежать городу, а торговые площади – застройщикам. Однако на это предложение никто не откликнулся, и Воронцов заключил договор с богатым купцом Габриэлем Тамамшевым, который обязался на свои деньги, по плану, утвержденному графом, построить 2-этажное каменное здание для театра и караван-сарая. Театр принадлежал городу, караван-сарай и подвалы под ним – купцу. В апреле 1847 года был заложен фундамент строительства, которое возглавил приглашенный из Одессы архитектор, итальянец Джованни Скудиери. Весной 1851 года был построен роскошный театр. Основными декоративными материалами были: цветной бархат, золотые и серебряные украшения, дорогие шелка, которые выписали из Парижа. Там же заказали огромную люстру, которую доставили из Марселя пароходом в Кулеви. Люстра весила 1218 килограммов и была уложена в разобранном виде в 12 больших ящиков; ее с побережья Черного моря в Тбилиси доставили на арбах, запряженных буйволами. Из Парижа пригласили и знаменитого декоратора Д’Эбре. Осветительные лампы, кресла и стулья были изготовлены из наилучшего материала; партер, ложи двух ярусов и галерка вмещали 700 зрителей. Все художественные работы были выполнены великолепным мастером Григорием Гагариным. Директором театра Воронцов назначил известного писателя Владимира Соллогуба. Александр Дюма в книге «Путешествие по Кавказу» писал: «За свою жизнь я видел почти все театры, но ни один из них по красоте не может сравниться с Тифлисским театром». 12 апреля 1851 года двери театра впервые открылись для публики, но пока не было декораций и технических средств для сцены, в тот вечер в театре устроили бал-маскарад и розыгрыш лотереи в пользу женского училища Святой Нино. Площадь и весь театр были ярко освещены, гремела музыка, публика с восторгом рассматривала каждый уголок театра. В то время по югу России гастролировала маленькая итальянская оперная труппа под руководством дирижера Барбиери. Труппа с успехом выступила в Харькове, Киеве, Таганроге и в Новочеркасске. Было решено пригласить артистов в Тифлис. Барбиери обладал удивительной музыкальной памятью. Он наизусть знал свой обширный репертуар, состоящий из опер Россини, Доницетти, Беллини, Верди… Перед ним никто не видел раскрытой партитуры. С Барбиери был заключен контракт. Из Новочеркасска труппа в Тифлис ехала на экипаже с большими приключениями. У итальянских примадонн и их коллег чаша терпения была переполнена. До Ставрополя они добрались изможденными до предела и отказались ехать дальше. Приобрели еще один экипаж и их как-то успокоили. По дороге они часто отдыхали, многие заболели в дороге. Величие Военно-грузинской дороги благоприятно подействовало на них. Было и много сюрпризов; из Казбеги до Пасанаури в их экипажи запрягали быков. Наконец, 9 октября полностью труппа доехала до Тифлиса. Несмотря на многие преграды, Барбиери в течение месяца сумел подготовить и осуществить постановку оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Премьера состоялась 9 ноября 1851 года. В этот день в Грузии впервые поднялся занавес оперного театра и этот день стал днем рождения оперы в столице Грузии. 30 оперных спектаклей первого сезона оказали огромное влияние на горожан. Оперная музыка ворвалась в сердца тифлисцев, спектакли шли с аншлагами, билеты невозможно было достать, все спешили в оперу; у всех на языке была только опера. На следующий сезон пригласили русский балет. Но опера Верди «Риголетто» затмила танцоров из Петербурга. Через два года после венецианской премьеры оперы она уже ставилась в Тифлисе и, подобно бурному потоку, разлилась по извилистым улочкам города. Арии распевали князья, чиновники, мастеровые, гимназисты, лакеи, повара и торговцы… Тифлисцы гордились своей оперой, но вот настал 1874 год. 11 октября давали оперу «Норма». До начала спектакля оставался час, когда с криком: «Пожар!» выскочили полуодетые артисты. Один из торговых отделов караван-сарая загорелся, пламя столбом поднялось вверх и перекинулось на все здание. Большой бассейн перед оперой в тот день оказался без воды. Пожарная команда, расположенная, кстати, прямо перед оперой, отреагировала с большим опозданием, и явилась без лестниц, совершенно не готовая для борьбы с огнем. Складывалось такое впечатление, что кого-то очень устраивал этот пожар. Великолепное творение архитектора Скудиери и художника Гагарина было полностью поглощено пламенем. Сгорели все декорации и бутафория, реквизит, богатейшая нотная библиотека. Погиб и весь оперный архив. Пожар оперного театра вызвал массу подозрений, однако «Герострата» так и не нашли. Решено было построить новый оперный театр, а до этого труппа перебралась в «Летний театр» в районе нынешней улицы Броссе. Это наполовину деревянное здание было построено в 1870-м по проекту архитектора Зальцмана. В нем был большой зрительный зал с двумя ярусами и галеркой, декоратор Кноль расписал потолок мифологическими фигурами и музыкальной атрибутикой. И в целом интерьер оставлял приятное впечатление, чего нельзя было сказать о неказистом внешнем виде здания. Хотя на зиму театр обогревался печами, в зале все же стоял холод. Но несмотря на трудности, сезон открылся 27 декабря 1874 года оперой Беллини «Норма». Никто не мог представить, что временное переселение оперного театра на Водовозную улицу затянется на целых 22 года. В 1876-м объявили конкурс на проект новой оперы и победителем оказался петербургский академик архитектуры, 45-летний Виктор Шретер. Правда, по указанию комиссии, он еще дважды переделывал свою работу, и лишь в феврале 1880 года проект утвердил наместник императора Великий князь Михаил Романов. Строительство оперного театра началось в июле того же года, но из-за недостаточного финансирования шло с перебоями, а иногда и вовсе надолго останавливалось. Работы, которыми в разное время руководили известные тифлисские архитекторы Паул Штерн, Альберт Зальцман и Александр Шимкевич, продлились 16 лет. А торжественное открытие нового оперного театра состоялось 3 ноября 1896 года оперой Глинки «Иван Сусанин». Согласно условиям конкурса, здание было создано в псевдомавританском стиле. Прототипом планировки стал Байрёйтский вагнеровский оперный театр, но к фасаду был пристроен 2-этажный открытый портик со стрельчатым сводом и с открытыми террасой и галереями. Увы, через 100 лет после пожара в первой тбилисской опере сгорело и это здание, уцелели лишь наружные стены с портиками. И было решено восстановить театр, полностью сохранив внешний вид здания как исторического памятника. Авторы проекта по восстановлению и реконструкции театра, тбилисские архитекторы Лери Медзмариашвили и Муртаз Чачанидзе модернизировали внутреннюю планировку, в том числе и сценическую часть, увеличили зрительный зал. При этом полностью восстановили стилистическое единство всего здания. Авторы проекта серьезное внимание уделили противопожарным мерам. На протяжении полутора веков разные сцены тбилисской оперы принимали великих исполнителей мирового масштаба. автор: Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ https://tbilisi.media/cultures...sozdaniya/Интересен национальный состав жителей Тифлиса 1899 г. - 172.600 чел. Из них: Грузины: 22.200 -(24.1%), 44.900 -(26.0%) Армяне: 37.600 -(41.0%), 63.000- (36.4%) Русские: 19.600- (21.3%), 35.500 -(21.1%) Татары: 2.200 - (2.3%), 3.000 - (1.7%) Персы: 1.700 - (1.8%), 6.100 -(3.5%) Греки: 0.400 - (0.4%), 1.000 - (0.5%) Поляки: 1.600 - (1.7%), 4.600 - (2.6%) Немцы: 2.000 - (2.1%), 2.900 - (1.6%) Французы: 0.300 - (0.3%), 0.400 - (0.2%) Евреи: 1.100 - (0.3%), 2.400 - (1.4%) Итальянцы: 0.200 -(0.2%), - - Осетины: 0.300 - (0.3%), 2.000 -(1.6%) Курды: 1 чел. 0.500 -(0.2%) Турки: 0.100 - (0.1%), 0.300 (0.1%) Ассирийцы: 0.200 - (0.2%), 1.600 -(0.9%) ,,Лезгины,,: 37 чел., 0.400 -(0.2%) Чеченцы: 6 чел., 0.400 (0.2%) Другие народы: 2.000 -(2.1%), 3.300 - (1.9%) (Данные приведены в книге ,,Старый Тбилиси,,. Ю.Д.Анчабадзе, Н.Г.Волкова. 1990г. Статистические данные составлены на основании материалов Центрального Государственного исторического архива Грузии.) Дополнительно к этой таблице сообщается, что русское население учитывалось без воинского контингента и чиновников, которые в переписи не участвовали, т.к. считались временно проживающими,т.е. находящимися на службе. https://aidatiflis7.livejournal.com/39988.htmlПервый оперный сезон в Тбилиси открылся премьерой «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти и стал настоящим народным праздником. В 1857 г. на сцене Тбилисского оперного театра состоялся дебют знаменитой на всю Европу певицы Терезы Штольц. Кстати, благодаря своему уникальному сопрано певица стала любимой исполнительницей Джузеппе Верди. Парижская газета «Иллюстрасион» в одной из статей написала следующее: «Это единственный в городе театр, интерьер которого оформлен в мавританском стиле. Несомненно, здание представляет собой одно из самых элегантных, красивых и увлекательных театральных сооружений, которое только представляется человеческому воображению». В 1880 году в Тифлисе, на Головинском проспекте началось строительство нового оперного театра. После пожара 1874 года был восстановлен, но уже, только как торговый центр. Тем не менее спектакли оперной труппы продолжали идти, но уже в весьма плохо приспособленном для этого помещении, на Водовозной улице. Однако, театр в Тифлисе успел обрести такую огромную популярность, что необходимость строительства нового здания была лишь вопросом времени и капитальных вложений. Понадобилось несколько лет, чтобы изыскать необходимую сумму. Строительство театра обошлось в 750 тысяч рублей золотом. Большая часть этой суммы была выделена из государственной казны, потому театр и получил название Казенного.Зал был рассчитан на 1050 мест. Новый оперный театр был освещен 2 ноября, а его открытие состоялось 4 ноября 1896 года.Первый театральный сезон открылся постановкой оперы Глинки ,,Иван Сусанин,,. Дирижировал оркестром известный композитор М.М. Ипполитов-Иванов. В 80–90-е годы 19 века на сцене Тбилисской оперы проходили постановки Петербургского императорского театра. В разное время перед зрителями предстали лучшие оперные певцы и балетные труппы. В 1937 году Казенный театр был переименован в Государственный грузинский театр оперы и балета имени Захария Палиашвили. В 1973 году в театре произошел сильнейший пожар, после которого театр открыли только в 1978. Академический театр оперы и балета имени 3акария Палиашвили — один из известнейших в Грузии. Здесь пели Ф. Шаляпин, С. Лемешев, танцевал В. Чабукиани. На его сцене идут как классические, так и национальные оперы и балеты: «Даиси», «Сказание о Руставели». Шаляпин “Я рожден дважды : для жизни – в Казани, для музыки – в Тифлисе” http://dalma.news/ru/trete-dyh...-i-baleta/ https://www.classicalmusicnews...bilisi.jpgАдрес современный: Тбилиси, пр. Руставели №25 Старое фото представлено MarinaM https://forum.vgd.ru/post/1516/77315/p2192568.htm#pp2192568В самом начале 60 годов 20 века я смотрел в театре "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. Принца Зигфрида играл атлетически сложенный артист балета. Наверно, ему не сложно было поднимать высоких и "тяжелых" балерин. --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34097
| Наверх ##
7 мая 2019 19:20 12 мая 2019 21:57 Тифлисский драматический театр. Сейчас - Тбилисский Академический драматический театр имени Шота Руставели. Здание театра - это грандиозный олигархический проект конца XIX века. Первое время его называли "Питоевский театр". Его создал тбилисский торговец и меценат Исай Егорович Питоев, который ещё в 1887 году организовал театральную труппу, для которой в 1898 году заложил большое здание в стиле позднего барокко. В ту пору уже существовала Тифлисская опера а драмтеатра еще не было. Для строительства вызвали лучших мастеров из Европы и все детали интерьера заказывали в Европе же и с авторским дизайном. Театр обошелся Питоеву в 1,5 миллиона золотых рублей. Финансово помог и знаменитый купец Манташев, которому принадлежала бакинская нефть и торговые центры в Старом городе. Здание театра легко распознается по большому портику, вынесенному на тротуар. На первом этаже с 1919 года находился ресторан "Кимериони", сердце тбилисской культурной жизни позднеимперской эпохи. В его оформлении участвовали Ладо Гудиашвили, художник Какабадзе и братья Зданевичи (которые открыли миру Пиросмани) http://travelgeorgia.ru/669/Щедрым меценатством Тифлис было не удивить. Зажиточных купцов, охотно жертвовавших средства на строительство собственного города, в XIX веке Тифлис помнит много, но вот любящих и преданных театральному искусству среди них — единицы. Точнее, городская память хранит всего одну такую фамилию. Это семья промышленников театралов Питоевых. Отцу семейства Егору Питоеву было пожаловано потомственное дворянство за крупные поставки продовольствия и обмундирования во время Крымской войны. У одного из самых богатых людей Тифлиса Егора Питоева было пятеро детей. Четверо мальчиков и одна девочка – Маргарита. Это имя в многодетном семействе, можно сказать, было знаковым. Маргаритой назвали своих дочерей и старший сын Егора Исай, и младший Иван. Стеснения в средствах эта большая семья никогда не испытывала, посему все дети получили блестящее европейское образование. Правда Исай, на котором, как на старшем из детей, лежало больше ответственности, остался в Тифлисе. И после смерти отца возглавил семейную нефтяную компанию. Вел дела умело, не убавляя, а множа и без того миллионное состояние. Впрочем, чем бы Исай Егорович ни занимался, его главной страстью оставался театр. Младший брат Иван Питоев, вернувшись из Парижа, активно включился в театральную жизнь страны. И со временем стал директором казенного оперного театра, нынешнего театра оперы и балета. А Исай лелеял мечту построить театр. Правда, воплощению его главной мечты предшествовали другие события. Театр занимал так много места в жизненном пространстве и мыслях Исая, что и супругу он выбрал из театральной среды. Ольга Станиславовна Маркс так же, как и ее супруг, была увлечена театром и была не просто его сподвижницей, а во многом и идейной вдохновительницей. Все началось с небольшой театральной труппы, которую Питоевы организовали у себя на дому, на улице Паскевича. Постановки театрального кружка вскоре стали пользоваться такой популярностью, что потребовалось преобразование кружка уже в Артистическое общество. Братья собрали сильнейшую театральную труппу. По их приглашению в Тифлис приезжали актриса Вера Комиссаржевская, певец Федор Шаляпин, композиторы Михаил Ипполитов-Иванов и Петр Чайковский. Масштабы театральной деятельности росли, и апартаментов, выделенных для этих нужд, уже не хватало. Вот тут-то Исай Егорович и осуществляет свою давнишнюю мечту и начинает строить на Головинском проспекте театр. Питоев покупает у городских властей участок земли, на котором в прошлом располагалось мусульманское кладбище, и привлекает к проекту знаменитых в то время архитекторов Корнелия Татищева и Александра Шимкевича. Буквально за три года строительство блистательного архитектурного творения в стиле позднего барокко завершилось. Артистическое общество справило новоселье уже в 1901 году. На строительство театра, на сцене которого впоследствии играли армянская, грузинская и русская театральные труппы, Питоевым было потрачено полтора миллиона рублей. У Исая Питоева было еще много грандиозных планов, связанных с театром. Но им не суждено было сбыться. Исай Питоев ушел из жизни в 1904 году. Потом к власти пришли большевики, и театральная семья Питовых покинула Тифлис, эмигрировав в Европу. В 1921 году театру присвоили звание Государственного театра драмы имени Шота Руставели. Автор:Екатерина Микаридзе https://sputnik-georgia.ru/col...himer.html В разное время в театре играли: Софико Чиаурели. В России известная по роли секретарши в фильме "Ищите женщину". Котэ Махарадзе (муж Чиаурели). Известен стал как спортивный комментатор. Каха Кавсадзе, известный как Абдула в "Белом солнце пустыни". Ия Нинидзе, которая начала с роли Цицино (главной невесты) в фильме "Не горюй", потом снялась в роли жены главного героя в фильме "Покаяние", и еще во многих фильмах. http://travelgeorgia.ru/669/И другие замечательные актёры. Адрес театра :Тбилиси, пр-т Руставели, 17 [ avatars.mds.yandex.net/get-pdb/245485/4a1253a3-fb14-4137-8df4-fe19c1c07b6b/s1200 ] avatars.mds.yandex.net/get-pdb/245485/4a1253a3-fb14-4137-8df4-fe19c1c07b6b/s1200 Мне посчасливелось побывать в зале этого здания на спектакле Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова, посвященном некоторым эпизодам жизни Софьи Ковалевской, роль которой исполняла народная артистка СССР Наталья Михайловна Бурмистрова. --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34097
| Наверх ##
12 мая 2019 20:43 17 мая 2019 17:18 Русский ТЮЗ г. Тбилиси. Основоположником первого Русского театра Юного Зрителя был Николай Маршак. 18 Апреля 1927г. Состоялась премьера - «Гайавата-вождь ирокезов» (П.Огнев). Маршак на протяжении 30 лет создавал прекрасные спектакли: «Патара Кахи» (А.Церетели), «Измена» (А.Сумбаташвили), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллера), «Хижина дяди Тома»( Г.Бичер-Стоу), «Ученик дьявола» ( Б.Шоу), «Снежная королева» (Е.Шварца). Первыми энтузиастами в создании театра были рядом с Маршаком К.Шах-Азизов , М.Вахнянский, М.Барутчев , Г.Кирсанов, Д.Давыдов, Я.Дадиани, Б.Саблин и многие другие Русский ТЮЗ был инициатором первой железной дороги в Закавказье, которая по сегодняшний день функционирует в парке Муштаида. Вокруг Н. Маршака сплотились интересные и талантливые актеры: М.Маркевич,Г.Кирсанов, В.Ходжабеков, Н.Глобенко, А.Юдин, Л.Левский, Л.Романов, Н.Федорченко. Позднее в театр пришла новая плеяда актеров: М.Бубутеишвили, Ч.Кирова, О.Беленко, П.Нерясов, О.Орел, Я.Михайлов, А.Барсанова . В этот период спектакль оформляла художник Ирина Штенберг.(Народ. Худ. Груз.) За полувековой период истории театра над постановками работали талантливые художники: Е.Ахвледиани, С.Федорченко, М.Гоциридзе, Б.Локтин, Н.Казбеги, Д.Нодия, Т.Сасмонадзе, О.Тавадзе, Г. Месхишвили, Ю.Гегешидзе, Г.Церадзе, Н.Гаприндашвили. Большой вклад в становление театра внес композитор Владимир Бейер. В русском ТЮЗе начался творческий путь выдающегося режиссера наших дней Георгиа Товстоногова. За 5 лет им были поставлены спектакли: «Предложение» (А.Чехова), «Голубое и розовое»(А.Бруштейна), «Великий Еретик» (Б.Персонова) и другие. В русском ТЮЗе свои первые роли создал Евгений Лебедев . В кулисах свои первые стихи писал бард Булат Окуджава, который был рабочим сцены. Во время второй Мировой войны в театр приходит новая плеяда профессиональных режиссеров: А.Гинзбург, А.Абарян, М.Ольшаницкая, Г.Гвиниашвили,М.Гижимкрели, Р.Шаптошвили и другие. После Маршака театром руководил И.Гвинчидзе (Засл.Деят.Искусств). Его спектакли «Они и мы» (Н,Долина), «Кто убил Тома?» (В.Тур), »104 страницы про любовь (Э.Радзинский), «Майа из Цхнети» (В.Канделаки) и другие. Интересный след в творческой жизни театра оставили режиссеры: Темо Абашидзе. Поставленные им спектакли «Слуга двух господ» (К.Гольдони),»Я вижу солнце» (Н.Думбадзе), «Карусель» (С.Маршака), «Реквием»(Р.Рождественский). Более 25 лет работал в театре режиссер Владимир Вольгуст (Засл.деят. искусств). Он поставил: «Аттестат зрелости» Л.Гераскина, «Испанцев» М.Лермонтова , «Остров сокровищ» Р.Стивенсона. Многие годы Леван Мирцхулава (Засл.Деят.Исскусств) был режиссером театра. Его постановки «Драматическая песня» А.Анчарова , « Поющие пески» А.Штейна. В театре работали талантливые художники: П.Лапиашвили, М.Чавчавадзе, В.Тагиров, М.Цицкишвили, А.Челидзе, Ш.Глурджидзе, М.Обрезков, К. Игнатов, Е. Донцова и другие. С Тбилисским Русским ТЮЗ-ом связана творческая биография Н.Чонишвили (Нар. Арт.России), Заслуженных Артистов нашей Республики В.Урусова, М.Минеева, Ф.Степуна, Ю.Суханова и многих других. Немало сценических образов создали А.Юдин, М.Бубутеишвили, Т.Папиташвили, А.Энгельгардт, Е.Агаларова, И.Балла, Г.Малышева, Л.Кубарева,Ю.Шведков, И.Садкова, Ю.Айвазов, Ж.Карпачевская,Т.Кириченко, С.Евангелиди, К.Ефимов, Г.Пряжникова, А.Гудимова и А.Смирнова. В 1974 г. по инициативе директора театра Ирины Гоциридзе, театр получает новое здание на проспекте Агмашенебели***. Театр оборудовали новейшей техникой и двумя залами. В малом зале играли спектакли театра кукол. Из Латвии был приглашен режиссер Адольф Шапиро, который поставил мюзикл «Бумбараш». Центральную роль создал Е.Басилашвили .В спектакли были заняты актеры: И.Виноградова, С.Виноградов, Н.Куркина, М.Нерясов, О.Арвеладзе, Г.Арвеладзе, Л.Богданова,С.Варданян, С.Есиковская, О.Коломеец, А.Лобов, А.Музыкантова, Н.Нелюбова, С.Терехова, С.Швелидзе,М.Чавчавадзе, В.Обрезков, Т.Алешкина М. Романова С.Корнюшин, Л.Парфирова, И.Обрезкова и другие. С труппой работали известный хореограф: Ю.Зарецкий, а позже - Л.Шкунова. В течении 20 лет Художественным руководителем театра был Николай Джандиери – Президент Асситежа Грузии. Из его постановок отличаются: «Репетитор» ( Г.Полонский), «Я иду искать» (В.Ольшанский), « Счастье Ирины» (Д.Клдиашвили), «Любовью не шутят» (А.Де Мюссе). Вместе с ним успешно работал режиссер-постановщик Гия Кития, спектакли которого отличались выдумкой и богатой фантазией: «Снежная королева» (Е.Шварца), «Вождь краснокожих» (О.Генри), « Томми» ( Джером К Джерома), «Собачий вальс» ( В.Сергиенко). В 80-ые годы музыку для спектаклей писали композиторы Вахтанг Кахидзе, Александр Басилая. В 80-ые годы труппу театра пополнили молодые актеры : С.Шведков, В.Куль, С.Лютров, А.Васильева, Б.Гвазава, Л.Гвазава , О.Мчедлишвили, М.Арджеванидзе, Н.Кития,М.Кития, М.Мергелов, Р.Микеладзе и другие. В театре имеется богатый музыкальный фонд, который создал и хранит Г.Мергелов . Театр часто ездил на гастроли по Грузии и России. http://www.mozardi.ge/ru/about/history/*** - в 1974 году был проспект Плеханова, переименование произошло позднее. http://www.rukivnogi.com/images/places/4846.jpgВ 1998 году Грузинский и Русский театр юного зрителя объединились под названием Центральный детский театр им. Н.Думбадзе. В своё время в русских школах распространялись абонементы на спектакли. Были прекрасные декорации, хорошо играли артисты, шли и кукольные спектакли. Мне запомнился спектакль "Друг мой Колька" А.Хмелика. --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34097
| Наверх ##
15 мая 2019 22:35 Русский театр в Тбилиси. В настоящее время Тбилисский русский драматический театр имени А. С. Грибоедова . Русский театр в Грузии, по сути, начался с первой русской реалистической комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова – важнейшей для русского театра пьесы. Речь идет о любительских постановках в доме Александра Чавчавадзе и Армянской духовной семинарии в начале 30-х г. XIX в., а также спектакле, разыгранном 21 января 1832 года в доме Романа Ивановича Багратиони (брата героя Отечественной войны 1812 года), расположенном на Дворцовой улице. По инициативе наместника Кавказа, генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова в Тбилиси был официально открыт русский театр. Датой его рождения принято считать 20 сентября 1845 года. Сезон был открыт комедией «Что имеем – не храним, потерявши – плачем» С. Соловьева и водевилем «Стряпчий под столом» Д. Ленского. Специального здания не существовало, и под театр был приспособлен манеж, вмещающий 340 зрителей. Для управления труппой была назначена дирекция в составе видных генералов и чиновников. В их числе был поэт Александр Чавчавадзе. В создание русского театра в Грузии внесли свою лепту многие знаменитости. Один из них – великий русский актер Михаил Семенович Щепкин. Именно он по просьбе графа Воронцова принял деятельное участие в наборе артистов для нового театра. Дело в том, что в самом начале труппа оказалась слабой, но к следующему сезону была усилена приглашенными из Москвы и Петербурга артистами императорских театров, в выборе которых принимал участие Михаил Шепкин. http://griboedovtheatremuseum.ge/ Возглавил театральную труппу Александр Яблочкин, а вот в совет директоров Воронцов сам лично назначил Александра Чавчавадзе. Именно его дочь Нино была неутешной вдовой Александра Грибоедова, после смерти которого так и не вышла замуж. Стоит отметить, что актёры этого театра получали очень неплохое жалование, а точнее сказать, очень хорошее жалование, которое было приравнено по рангу к актёрам Императорского театра. К тому же в этом театре в те времена шло очень много постановок и за сезон труппа успевала давать до 40 представлений. Была у этого театра и своя отличительная черта - уже во втором сезоне на сцене русского театра в Тифлисе шла знаменитая постановка Александра Грибоедова «Горе от ума», которая была раз и навсегда запрещена к показу в Петербурге. Некоторые считают, что именно это повлияло и на название самого театра в дальнейшем, хотя на самом деле имя Грибоедова ему было присвоено уже в советское время. Было решено, что театру необходимо иметь своё собственное здание. И вот в 1851 году по особому проекту было построено великолепнейшее театральное здание в мавританском стиле. Открытие нового театра в Тифлисе было ознаменовано красочным маскарадом, на котором присутствовал весь цвет общества Тифлиса и, конечно, приезжие гости. Среди гостей был замечен и сам Лев Толстой, правда в те времена он был ещё молодым и только начинал свою творческую деятельность. Именно здесь будущий автор «Хаджи Мурата» мог лицезреть своего прототипа для этого произведения – наиба Хаджи-Мурата, который перешёл во время войны на строну русских. Однако театр в Тифлисе просуществовал недолго. В 1858 году граф Воронцов, которому к тому времени исполнилось уже 74 года, стал часто жаловаться на своё здоровье и просил отставки. Как только граф Воронцов покинул Грузию, на его место был назначен новый наместник – генерал Муравьёв. Но этого человека ни театр, ни балет, ни опера совершенно не интересовали и созданная с такой любовью и с таким трудом театральная труппа была распущена. До 1880 годов о театре в Тифлисе больше никто и не помышлял. Однако именно этот год становится годом основания домашнего театра в доме Питоевых, в котором кроме самой сцены имелся и зал на 300 мест. В 1887 году на базе этого домашнего кружка вновь был создан настоящий театр, который получил название «Тифлисское аристократическое общество», а в 1898 году здесь же, в Тифлисе началось строительство нового здания для нового театра. И 8 февраля 1901 года был открыт первый сезон. И вновь первой постановкой оказалось «Горе от ума» Александра Грибоедова. Здесь, на сцене вновь открывшегося театра, играют такие знаменитые актёры, как Марья Гавриловна Савина, Пелагея Антипьевна Стрепетова, Александра Александровна Яблочкина , Вера Фёдоровна Коммиссаржевская , Александр Иванович Южин (Сумбаташвили), Константин Александрович Варламов , Мариус Петипа, Александр Павлович Ленский, Николай Ходотов, Василий Далматов, Ро́берт Льво́вич Адельге́йм, Рафаи́л Льво́вич Адельге́йм. Этот внушительный список актёров, имена которых сегодня знакомы каждому любителю театра, говорит о том, что театральное искусство в Тбилиси процветало. А значит на представления, которые давались в городе, ходило очень много народа. Но сам Тбилисский государственный русский драматический театр открылся в городе только в сентябре 1932 года. Именно этот год считается днём рождения знаменитого на весь мир театра. И первая пьеса, которая была показана на сцене нового театра, была постановка «На дне» М. Горького. Режиссёром-постановщиком был Котэ Марджанишвили. В октябре 1934 года случилось ещё одно знаменательное событие – театру было присвоено имя Александра Грибоедова. И это было второе великое событие для всех актёров и постановщиков. Ведь судьба Грибоедова и судьба Грузии неразделимы. Трудно представить Грузию без этого человека, и в то же самое время просто невозможно представить Грибоедова без его Грузии, без с траны, которая стала его вторым домом. В советское время театр в Грузии не прекратил своё существование, а наоборот – он оказался как нельзя кстати для внедрения идей социализма, для пропаганды русского языка. Тогда же для первой советской постановки был приглашён режиссёр с известным именем - Котэ Марджанишвили. И после того, как постановки этого великого режиссера были приняты на ура в грузинский театр стали приезжать и другие знаменитые на весь мир актёры, сценаристы и, конечно же, постановщики. Это стало своеобразной традицией. Здесь, на сцене театра имени Грибоедова свой дипломный спектакль ставил тогда пока никому не известный ученик ГИТИСа Георгий Товстоногов. Театр пришёлся ему по душе, и он проработал здесь 8 сезонов. Здесь же познал вкус сцены и такой знаменитый человек, как Булат Окуджава. В театре он всего лишь играл в массовке, правда, всего пару сезонов. Здесь же начинали свой путь и будущие звёзды - Павел Луспекаев, Анатолий Смиранин, киношный Остап Бендер Арчил Гомиашвили, Ариадна Шенгелая и многие – многие другие. Однако театр в Тбилиси славился, да и славится до сих пор, не только своими великолепнейшими постановками. Здесь, в стенах этого здания когда-то играли и ставили постановки такие великие люди театрального искусства как: Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд, настоящее имя которого звучит как Карл Казимир Теодор Майергольд. Константи́н Алекса́ндрович Марджанишви́ли или просто Котэ Марджанишвили. Андрей Алексеевич Попов Шах-Азизов Константин Язонович, заслуженный деятель искусств Грузии и СССР. Дми́трий Алекса́ндрович Алекси́дзе, театральный режиссёр. Анатолий Випман. Тенгиз Павлович Кандинашвили, актёр и режиссёр. Леонид Викторович Варпаховский, сценарист и режиссёр. Арчил Евстафьевич Чхартишви́ли. Театральный режиссёр. Додо Константинович Антадзе. Ефим Александрович Брилль, театральный режиссёр, лауреат Сталинской премии. Ро́берт Ро́бертович Сту́руа, лауреат Государственной премии СССР. Челидзе Сергей Филиппович. Коте Владимирович Сурмава, режиссёр и сценарист. Михаи́л Ио́сифович Туманишви́ли. Григо́рий Дави́дович Лордкипани́дзе. Пётр Нау́мович Фоме́нко, режиссёр театра и кино. Алекса́ндр Гео́ргиевич Товстоно́гов, советский и российский театральный режиссёр, актёр. Жордания, Вахтанг Георгиевич, грузинско-американский дирижёр. Гео́ргий Гео́ргиевич Кавтара́дзе, советский и грузинский актёр, сценарист, режиссёр. Все эти люди в той или иной степени повлияли на развитие Тбилисского Государственно академического русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Этот театр, его сцена, его кулисы, стали для них на некоторое время самым настоящим домом. Кто-то проработал здесь совсем немного, а кто-то всю жизнь посвятил любимому и родному театру. Однако от этого заслуги и тех, и других не становятся меньше. Постановки театра в Грузии всегда шли, да и сегодня идут, с полным аншлагом. На премьеры новых театральных пьес люди покупают билеты за несколько недель. Ведь так хочется на несколько часов забыть о своей реальной жизни и полностью погрузиться в игру актёров. Так хочется прикоснуться к жизни героев, которых играют на сцене и, конечно, в самом конце постановки от всей души поаплодировать в знак призвания и уважения к профессии и к мастерски сделанному делу. А. Самохина http://tamartour.ru/wellcome-t...an-theater Здесь выступали В. И. Немирович-Данченко, А. И. Южин, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, В. Э. Мейерхольд и др. Спектакли русских трупп давались в различных помещениях. С 1933 по 1945 год театр возглавлял К. Я. Шах-Азизов. В 1971 году театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени. С 1974 по 1979 главным режиссёром театра был А. Г. Товстоногов. https://votpusk.info/places/tb...griboedova В театре имени Грибоедова работали режиссёры А. Ридаль, А. Рубин, В. Карпов, А. Смеянов, А. Августов, художники В. Иванов, Б. Локтин, В. Роберг, И. Штенберг, Е. Донцова. Сложился яркий актерский коллектив: Л. Врублевская, Б. Белецкая, Е. Евстратова, O. Кутырева, Н. Мартынова, Е. Сатина, А. Семёнова, Н. Шелехова, М. Белоусов, В. Брагин, К. Гардин, П. Донецкий, А. Липницкий, К. Мюфке, И. Осипов, А. Смиранин, Я. Максимова и др. Позднее в театр пришли Н. Бурмистрова, Т. Белоусова, П. Луспекаев, Д. Славин, И. Русинов, М. Пясецкий, Ю. Шевчук, В. Захарова, А. Гомиашвили, И. Злобин, А. Шенгелая, В. Семина, А. Левин, М. Иоффе, Б. Казинец, Л. Крылова, Д. Сихарулидзе, Э. Кухалеишвили, Е. Байковский, Е. Килосанидзе, C. Головина, З. Григорян и др. Яркий след в истории театра оставили выдающиеся режиссёры — Александр Такаишвили, Дмитрий (Додо) Алексидзе, Леонид Варпаховский, Медея Кучухидзе, Серго Челидзе, Котэ Сурмава, Гига Лордкипанидзе, Георгий Товстоногов, Петр Фоменко, Гизо Жордания, Гоги Кавтарадзе и др. Четырём из великих посвящены мемориальные доски в Большом фойе Грибоедовского театра — это Всеволод Мейерхольд, Котэ Марджанишвили, Петр Фоменко и Александр Товстоногов. https://www.wikiplanet.click/e...1442ce4958 Адрес театра: Тбилиси, проспект Ш. Руставели №2/4 Одной из интересных постановок театра был спектакль Ворфоломеева Михаила Алексеевича - "Святой и грешный" постановка А. Г. Товстоногова --- Снегиревы | | |
snegirev Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34097
| Наверх ##
17 мая 2019 20:38 18 мая 2019 8:00 Навтлуг (Навтлуги) Навтлуги (Навтлуг) — на этой местности в юго-восточной части Тбилиси издавна были небольшие нефтяные промыслы. «Навти»(«Нафти») означает нефть. Опорной точкой этого места служила железнодорожная станция Навтлуги, переименованная в станцию Тбилиси-Узловая. Раньше в районе станции покупали керосин для керосинок и керосиновых ламп. Население было представлено армянами, русскими, грузинами, украинцами, курдами,евреями и др. Когда была построена в этом месте станция метро, её почему-то назвали «Самгори», хотя место с таким названием находилось на приличном расстоянии от этой станции метро. (Хотя, сейчас Навтлуг относится к Исани-Самгорскому району). Навтлуг знаменит своим базаром.  фото: https://kuku.travel/wp-content...%D0%B8.jpgВ пятидесятые годы и вначале шестидесятых там был и большой голубиный рынок. Продавались и менялись голуби различных пород. Популярными были почтовые голуби. Когда интерес к голубям прошел, то эти места заняли торговцы домашним вином и другими продуктами. Рынок славился широким ассортиментом овощей и фруктов, и цены были демократическими, по сравнению с другими рынками. Чуть ниже рынка располагается еврейское кладбище, на котором была похоронена мама бывшего премьер-министра Израиля. Кладбище отличается порядком и хорошо ухожено. На месте другого кладбища были построены жилые дома. В советское время в этом районе было много различных производств. Еще ниже на Рейтеровской улице располагается православная Навтлугская Варваринская церковь или просто «Варваринская церковь»(в советское время конец улицы 5 декабря и вначале улицы Богдана Хмельннцкого). Сейчас этот проспект (улица) носит название имя монаха Габриела Салоси. В своё время большую финансовую поддержку церкви оказывала семья князей Чиджавадзе, на церковном кладбище были похоронены представители этого рода. Одна из потомков этой семьи живет в настоящее время на(в) Украине. Вероятно, в этой церкви крестил свою «племянницу» Николай Цискаридзе.  В советское время Навтлуг относился к району 26 комиссаров, затем к Заводскому району. --- Снегиревы | | |
Елагин Сообщений: 722 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 1059 | Наверх ##
17 мая 2019 21:29 Тоже Тбилиси,окраина города,район Авчала вид на город ,на новостройки ,с в/ч 06770.
"Авчала,Авчала ,Авчала, я простился с тобой навсегда Но учебку теперь не забыть никогда Виновата лишь в том Авчала....."
 | | |
snegirev Сообщений: 1282 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 34097
| Наверх ##
17 мая 2019 23:35 25 мая 2019 18:02 Тифлис-Тбилиси и русские классики. Статья:"Грузия в жизни и творчестве русских классиков" в журнале "Эксмо" Александр Грибоедов Жизнь Александра Грибоедова была тесно связана с Грузией. Он долгое время жил и работал в Тифлисе (нынешнем Тбилиси). Именно в этом городе он дописал свою знаменитую комедию «Горе от ума». И здесь же с успехом прошли первые постановки его пьесы. Грузинские дворяне, только-только начавшие знакомиться с русской культурой и российской словесностью, ставили ее на сценах любительских домашних театров. Летом 1828 года Грибоедов женился на Нине Чавчавадзе — грузинской княжне, дочери выдающегося поэта-романтика Александра Чавчавадзе. Но прожить вместе им было суждено всего несколько недель. Поэта отправили с дипломатической миссией в Персию, а уже через полгода разъяренная толпа устроила резню в российском посольстве в Тегеране. Тело Грибоедова доставили в Тифлис и торжественно похоронили в пантеоне на горе Мтацминда. Над его могилой убитая горем Нина поставила памятник, надпись на котором гласит: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!». Надгробие Грибоедова и поныне считается одной из главных достопримечательностей города, а его именем назван Тбилисский русский драматический театр — старейший в мире русский театр, действующий за пределами России. Александр Пушкин В Грузии бывал и Пушкин. Александр Сергеевич проезжал мимо Тифлиса, когда догонял регулярную армию, шедшую на войну с Турцией в Западную Армению. Утомившись от долгого пути по Военно-Грузинской дороге, он решил на несколько дней остановиться в городе, чтобы набраться сил, а заодно встретиться со своими товарищами по лицею (многие из которых находились в те годы именно в Тифлисе). За эти дни поэт успел побывать в знаменитых серных банях Абанотубани, принять участие в нескольких шумных застольях, вдоволь нагуляться по извилистым городским улочкам, а также понаблюдать за жизнью и нравами местных жителей. Свои воспоминания о Грузии он оставил в повести «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Михаил Лермонтов Пожалуй, самым известным русским «кавказским» писателем был Михаил Юрьевич Лермонтов. Высланный из России за стихи на смерть Пушкина, Лермонтов попал в Нижегородский драгунский полк, дислоцировавшийся в те годы на Кавказе. Впечатления от пережитого и увиденного им за время службы в регулярной армии сильно отразились на его личности, превратив его из столичного повесы в одинокого меланхоличного романтика. Красота природы, жизнь горцев и народный фольклор: все это наложило на него свой отпечаток, а впоследствии и легло в основу большинства его произведений, во многих из которых действие происходит именно в Грузии («Демон», «Мцыри» и т.д.). И по сей день на въезде в Тбилиси стоит памятник великому русскому поэту-романтику, для которого Кавказ служил неисчерпаемым источником вдохновения, а Дарьял, Мцхета и Старый Тифлис стали его настоящей творческой родиной. Лев Толстой Незадолго до поступления в Кавказскую армию двадцатитрехлетний Лев Толстой жил в Тифлисе. Поселившись в доме немецкого колониста, он начал писать свое первое литературное произведение — повесть «Детство». Параллельно он вел дневники, записывая в них свои мысли и воспоминания о грузинской столице. Именно в этот период своей жизни он понял, что хочет стать профессиональным писателем. Впоследствии опыт участия в Кавказской войне и впечатления от пребывания в Грузии легли в основу знаменитой повести «Хаджи-Мурат», а также других произведений великого русского классика. Владимир и Василий Немировичи-Данченко Братья Немировичи-Данченко родились в семье офицера в городе Озургети Кутаисской губернии (ныне — в Гурии). Детские годы Василия Ивановича прошли в походной обстановке — он много путешествовал по Грузии, Азербайджану и Дагестану. Как старшему сыну, ему было предписано пойти по стопам отца и стать военным, поэтому его отправили учиться в Александровский кадетский корпус в Москве. В Грузию он вернулся только в 1876 году, когда в Аджарии (крае, соседствующем с его родной Гурией) назревало восстание против турок. Его впечатления от увиденного отразились во второй части «Под горячим солнцем». Уже в следующем году, будучи кадровым офицером императорской армии, Василий Немирович-Данченко принял участие в Русско-турецкой войне 1877 — 1878 годов, нашедшей свое отражение в его знаменитой книге «Скобелев». Иначе сложилась судьба его младшего брата — Владимира Ивановича, которого родители отправили учиться в Тифлисскую гимназию. Будучи гимназистом, он вместе со своим другом Александром Сумбатовым-Южиным (настоящая фамилия Сумбаташвили*) снимал небольшую квартирку на окраине города, где молодые люди сочиняли свои первые пьесы и давали небольшие представления для друзей и знакомых. Мало кто мог тогда представить, что впоследствии они станут величайшими театральными деятелями России и Советского Союза, один из которых будет основателем МХТ, а другой — директором Малого театра. В 1876 году, окончив гимназию с серебряной медалью, Владимир Немирович-Данченко уехал в Москву, чтобы отучиться на юриста. Его товарищ остался в грузинской столице, в которой в том же году состоялся его актерский дебют на сцене одного из городских театров. Впоследствии друзья встретились уже в Москве. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус Летом 1888 года двадцатидвухлетний Дмитрий Мережковский путешествовал по Грузии. Прибыв в курортный город Боржоми, он встретился с одним из своих знакомых, который в ходе разговора показал ему фотографию начинающей поэтессы Зинаиды Гиппиус. Взглянув на нее, Мережковский воскликнул: «Какая рожа!». Но по иронии судьбы всего через несколько дней, гуляя по одной из городских улиц, он случайно столкнулся с восемнадцатилетней девушкой. Ей оказалась как раз... Зинаида Гиппиус. Через полгода они обвенчались в Тифлисе. И прожили вместе 52 года, за которые, по словам Зинаиды Николаевны, «не разлучались ни на один день». Эта странная встреча на одном из грузинских курортов положила начало одному из самых крепких и плодотворных творческих союзов в русской культуре. Максим Горький В рамках своего первого «Хождения по Руси» Максим Горький побывал и в Грузии. Именно эта страна стала его своеобразной литературной родиной. Первый рассказ молодого писателя («Макар Чудра») вышел в Тифлисе. Произошло это в 1892 году, когда Горький работал в мастерских Закавказских железных дорог. Вскоре после этого начинающий литератор отправился на строительство черноморского шоссе в Абхазию. На одной из пустынных дорог между Сухуми и Очамчире ему повстречалась беременная женщина, у которой внезапно начались роды. Писателю пришлось принять у нее ребенка, перекусив пуповину зубами. Этот эпизод из жизни лег в основу рассказа «Рождение человека», а акушерский подвиг Пешкова (это настоящая фамилия Горького) впоследствии был отлит в бронзе неподалеку от реки Кодори. Вернувшись после этого в Россию, Горький все время вспоминал солнечную Сакартвело. В течение своей жизни он неоднократно приезжал в Грузию, где встречался со своими друзьями и знакомыми. Вместе с ними, принимая участие в традиционных застольях, он пел гурийские и картли-кахетинские песни, с молодости покорившие его своей красотой и чувственностью, а о самой стране с улыбкой на лице говорил: «Грузия из бродяги сделала меня литератором». Владимир Маяковский** Маяковский родился в семье лесничего в селе Багдати Кутаисской губернии (ныне — город в Имеретии). Вплоть до девяти лет он практически не разговаривал на русском языке — только дома с родителями. Все остальное время он проводил в компании своих грузинских сверстников. Ситуацию изменило его зачисление в Кутаисскую гимназию, преподавание в которой велось на русском. Но всего через четыре года после поступления в его доме произошло несчастье — отец скончался от заражения крови, случайно уколов палец иголкой. После смерти кормильца мать решила вместе с детьми навсегда переехать в Москву. Тем не менее, в течение всей своей жизни, Маяковский неоднократно возвращался на свою малую родину, где у него осталось так много друзей и знакомых. Сам поэт гордился тем, что родился в Грузии, а в некоторых своих стихотворениях он и вовсе называл себя грузином. Борис Пастернак Первая поездка Бориса Пастернака в Грузию состоялась в 1931 году, когда он прибыл в Тбилиси по приглашению своего друга, поэта Паоло Яшвили. Там же он познакомился с выдающимися грузинскими деятелями культуры — Тицианом Табидзе, Ладо Гудиашвили, Николозом Мицишвили, Симоном Чиковани, Георгием Леонидзе и другими. Их знакомство переросло в тесную многолетнюю дружбу, а трехмесячное пребывание Пастернака в Грузии оставило глубокий след в его душе. Увлекшись культурой и историей этой страны, он также заинтересовался и ее литературой. Вскоре по возвращении в Россию он с увлечением принялся за переводы произведений грузинских классиков. Среди самых известных его работ — «Змеед» Важи Пшавелы и лирика Николоза Бараташвили. Дружба поэта с известными представителями грузинского искусства продлилась почти 30 лет, а сама Грузия стала для него второй родиной, куда он неоднократно возвращался в течение всей своей жизни. https://eksmo.ru/articles/gruz...ID3692038/*ЮЖИН-СУМБАТОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ Родился 4(16) сентября 1857 в селе Кукуевка Тульской губернии в семье армянского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Источник: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/8702/bio/** Маяковский дважды выступал в Казенном театре Тифлиса, и один раз в советское время в этом же театре. --- Снегиревы | | |
|