Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Тифлис-Тбилиси, ссылки, фото

Тифлис и Тбилиси, старые фотографии и открытки, интересные ссылки; недавние фотографии Тбилиси

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 30 31 32 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Муштаиди (Муштаид)
Парк Муштаиди в Тбилиси находится в конце проспекта Давида Агмашенебели,
его ограничивают набережная и улицы Маяковского, Цабадзе, Вахшути Багратиони.
Считается, что сад на этом месте в первой половине XIX столетия основал перс
Ага-Миртефа Муштаиди,50 десятин земли он получил в качестве дара от царя за
услуги, которые он оказал России в период русско-персидской войны 1826-1828 годов. 
Городские власти в 1853 году выкупили этот сад, сделав из него городской парк, за
которым осталось имя его основателя Муштаиди. В парке принимали
высокопоставленных гостей города. В 1887 году там появилась станция кавказского
шелкопряда, которой руководил Николай Шавров. В советский период парк
переименовали в честь Серго Орджоникидзе. В 1935 году в парке Муштаиди открылась
первая в Союзе детская железная дорога, имевшая длину 1200 метров и 3 станции.
Достопримечательностью парка стала аллея, где растут местные реликтовые деревья. 
http://www.rukivnogi.com/georg...-mushtaidi
Парк Муштаиди в Тбилиси прекрасно подходит для гуляний с маленькими детьми.
Свежесть, прохлада, изобилие развлечений и уютных кафешек даже в летний зной –
что может быть лучше для прогулки с непоседами? Сейчас развлекательная
территория находится в южной части района Дидубе. Парк разделен на три части, и
это умное решение. Ведь так здесь находятся места для прогулок с шумными непоседами,
тихие тропинки для спящих в колясках детей, и, конечно, уголок с железной дорогой, ради
которой сюда и приходит большинство ребятишек. Аттракционов в парке много, но ничего
необычного вы не найдете. Есть несколько каруселей, небольшие американские горки,
пруд с надувными лодками, бесплатная детская площадка с горками. На территории в
теплое время года работают фонтаны, по которым детвора с удовольствием бегает босиком
– они очень мелкие. Чтобы пользоваться развлечениями, нужно купить карту и положить на
нее деньги. Детская железная дорога – самая большая достопримечательность
парка Муштаиди. Ведь это первая подобная колея в СССР, которая была задумана как
экспериментальная. Протяженность пути составляет 1200 метров. Эксперимент заключался
в том, что изначально управляли ею на всех уровнях, вплоть до администрации дети-пионеры.
Сейчас всем здесь занимаются взрослые и главная составляющая идеи пропала. Но деткам
все равно интересно прокатиться на уменьшенной копии настоящего состава, побывать на
платформе, где в громкоговоритель озвучивают информацию, подают гудок. Поезд неспешно
проезжает полный круг за 10 минут и возвращается на станцию. Кафе в парке не порадуют
богатым разнообразием меню, но всегда найдутся варианты для легкого перекуса. Гуляя по
городу с ребенком, загляните заодно сюда чтобы отдохнуть и набраться сил.
https://goodplaces.travel/ru/p...taid/53520

Говорит генеральный менеджер парка Муштаид Ираклий Битадзе.
"Ага-Мирфетах Муштаид родился в 1794 году в Персии, в семье известного имама. Мирфетах
так же, как и отец, выбрал в качестве призвания духовную стезю. И точно так же, как и его отец,
пользовался среди паствы безоговорочным авторитетом. Мирфетах отлично владел ораторским
искусством, умел воздействовать на людей, успокоить и укротить их горячий нрав".
Но вот вопрос: как при таких обстоятельствах эта личность попадает в Грузию? Грузия, как 
известно, была частью Российской империи, которая вела на тот момент войну с Персией.
Речь идет о военном конфликте за господство в Закавказье.
Сотрудничество Муштаида с Российской империей началось в 1827-м, когда генерал закавказских
войск Паскевич во время восстания в Тевризе связался с ним и предложил сотрудничество с 
российской империей, — продолжает Ираклий. — Видимо, Мирфетах колебался недолго. Вполне
возможно, что он искренне верил в благие намерения и поступал в соответствии со своим кодексом
чести. Имея огромное влияние в обществе, он призвал свой народ не сопротивляться и 
добровольно сложить оружие. Духовный пастырь выступил против тогдашнего шаха, обвинив его
в жестокости, и похвалил методы правления русских в Закавказье. И слова возымели действие.
Жители Тевриза не просто без сопротивления сдали город, но и встретили с приветствиями
российскую армию. Так, при активном участии духовного наставника, Тавриз потерпел сокрушительное
поражение. Понимая, насколько значимую лепту внес в победу Российской империи над Персией,
Мирфетах сознает и то, что оставаться теперь ему на родной земле нельзя. Это чревато опасностью
для него и его семьи. Поэтому при содействии Паскевича Мирфаттах отправляется со своей
многочисленной семьей на Кавказ".
Мирфетах обосновывается в Тифлисе и получает от российского правительства более, чем щедрое
вознаграждение за приложенные труды.
Ему передают в собственность несколько деревень в области Ширвани, назначают пенсию,
награждают золотой медалью, орденом Анны первой степени и золотым царским гербом. А еще в 
благодарность за отличную службу жалуют 50 десятин земли. Этот солидный по размерам участок
располагался в районе Кукия, по соседству с тогдашней немецкой колонией. Муштаид посадил на 
переданной ему в дар территории акации и разбил роскошный сад. В центре же сада, на 
пересечении четырех аллей, дипломат построил дом.
Особенно красивым сад бывал весной, при пробуждении природы. По обеим сторонам аллей
огромного сада росли кусты с дикой розой. Вся эта растительность цвела буйным цветом, ведь
владелец сада провел оросительный канал из Куры. Мирфетах привез из Ирана рабочих, которые
построили ему ирригационную систему. Редкое по тем временам новшество приносило Муштаиду
серьезный доход. За пользование водой жившие по соседству горожане, преимущественно
представители немецкой колонии, платили большие деньги. Говорят, Муштаид ежегодно получал
500 рублей серебром за пользование этой системой.
Так прошло несколько лет его проживания в Тифлисе. Помимо использования его в качестве
союзника, Паскевич хотел также, чтобы Муштаид нес интересы Российской империи в массы,
преимущественно в мусульманские круги Кавказа. Кстати, инициатором включения Мирфетаха в 
этот проект был тогдашний посол Российской империи в Иране Александр Грибоедов. Мирфетах
руководил первым мусульманским комитетом, что само собой говорило о политическом и 
религиозном влиянии. В его обязанности входил сбор информации о мусульманском населении
Кавказа и представление плана включения их в российскую политику.
Закат карьеры этого влиятельного политика пришелся на 1831-й, когда Паскевичу пришлось
покинуть Тифлис для подавления восстания в Польше. Муштаид отправился вместе с ним.
В Тифлис Муштаид вернулся в 1833-м, когда место Паскевича занял Григорий Розен. Иранский
дипломат так и не смог наладить отношений с Розеном, который поспешил обвинить его в претензии
на безграничную власть. Розен урезал его в обязанностях и оставил за ним лишь право
регулировать религиозные вопросы.
В тот же год Муштаид попросился домой, в Иран. Правда, в просьбе ему было отказано, по 
мнению Розена, Муштаида на родине ожидали неприятности. В Иран Муштаид все же вернулся,
но тайком. Произошло это в 1841 году. Его двое сыновей, с которыми он уехал из Грузии, заболели
чумой и скончались. Есть сведения о том, что Паскевич, узнав о побеге священника-дипломата,
оправдал его поступок и даже содействовал тому, чтобы Муштаида не просто оправдали, но и
вернули в Тифлис.
Впрочем, сам Муштаид отказался и от восстановления ему привилегий и от возвращения в Грузию.
Предпочел доживать свой век на родине. В Тифлисе у влиятельного иранца осталось пять жен и 
трое сыновей. Никто из них не последовал за ним на родину. Напротив они продолжили жить здесь.
Сыновей его позже похоронили в Тифлисе, на мусульманском кладбище.
Сам же Муштаид ушел из жизни в 1852 году.
Знаменитый сад после отбытия иранца из Тифлиса неоднократно менял владельцев. В 1841-м
Муштаид продал сад некоему купцу Мелик-Бегларову. В 1853-м обанкротившийся купец за 70
тысяч рублей передал сад городской казне под сельскохозяйственные угодья. Вот тогда-то и 
начинается восход этого красивого тифлисского уголка.
С 1860 года парк становится местом народных гуляний, выставок, театральных представлений.
На территории немецкой колонии существовали и другие сады, но этот парк был самым любимым.
Как только его ни величали: и Булонским лесом, и Эдемским садом, и тифлисскими Сокольниками.
Читать далее: 
https://sputnik-georgia.ru/col...arity.html

Самое вкусное мороженое в советские годы было в кафе парка Муштаид.
file.php?fid=542837&key=426187264
http://travelgeorgia.ru/files/file_501.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Ваке парк.
Ваке в переводе с грузинского означает «равнина». Открыли парк Ваке в 1946 году
на месте бывшего пустыря. Для создания парка осушили территорию, высадили
тысячи хвойных, лиственных, плодовых деревьев и кустарников. Спустя столько лет
мы имеем возможность гулять в таком прекрасном месте.
В советское время назывался парк иначе – парк Победы. В 1981 году был построен
комплекс мемориала Славы. Сам комплекс представляет собой каскад фонтанов и
ступеней. Внизу находится памятник Неизвестному солдату, а наверху – статуя Победы 
28-метровой высоты.
Последние пару лет территорию парка Ваке облагораживают, засеян новый газон и
высажены цветы. Для детей есть небольшой парк аттракционов, несколько детских
площадок, кафе-мороженое. Вдоль пешеходных тропинок стоят лавочки, есть питьевые
фонтанчики.Если проголодаетесь, то рядом с парком находятся кофейни и рестораны.
В 2017 году мэр города решил присоединить территорию, прилегающую к Черепашьему
озеру, к парку Ваке. Таким образом площадь парка увеличилась с 18 гектаров до
34 гектаров. Всей этой территории присвоят статус памятника культурного наследия Грузии.
Парк Ваке – это не туристическое место, а место для отдыха местного населения.
http://lovetbilisi.ru/dostopri...ilisi.html
По проекту архитектора К. Дгебуадзе и дендролога Н. Цицишвили была проведена большая
работа по осушению и планировке территории (с применением взрывных работ), созданию
почвенного покрова, высажены сотни тысяч хвойных, лиственных, плодовых деревьев
(удачный опыт массовой пересадки взрослых экземпляров) и кустарников. Создание парка
стало крупнейшим озеленительным проектом Тбилиси.
Центральная часть парка имела регулярную планировку, окраинная представляла
собой дендропарк. От проспекта Чавчавадзе, возвышающегося над парком на 7 метров,
в парк вела монументальная лестница с каскадом фонтанов. Были построены кинотеатр,
ресторан, парковые павильоны, в 1955 году открыт стадион «Локомотив» на 36 000 зрителей
(назывался также «Буревестник», ныне носит имя известного советского футболиста
Михаила Месхи)
В советские времена назывался парком Победы. Здесь был создан комплекс мемориала
Славы с 28-метровой статуей Победы (1981, архитекторы В. Алекси-Месхишвили,
К. Нахуцришвили, скульптор Г. Очиаури).
В окрестностях парка на одной из вершин Триалетского хребта расположено Черепашье озеро.
От проспекта Чавчавадзе к озеру устроена воздушно-канатная дорога.
https://bgvid.net/video/ваке-п...tGuNY.html

Недалеко от парка расположенТбилисский этнографический музей. К нему можно добраться
на той же канатной дороге.
Жилой район Ваке считался в советское время элитным, туда селили местный бомонд.. 
file.php?fid=542838&key=1799540091
http://1r4q0pf2fl83k4cxmcqlyg1...1/web1.jpg
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Парк на горе Мтацминда.
Парк на горе Мтацминда начинает удивлять с первых минут знакомства с ним. Уже
на входе становится понятно, что парк очень яркий, красочный и просто изобилует
разнообразными скульптурами, но обо все по порядку. 
Система оплаты аттракционов: при входе в парк нужно купить магнитную карточку
стоимостью 1 лари и на нее положить ту сумму, которую собираетесь потратить.
Остаток с карты не возвращается, поэтому лучше не платить сразу большую сумму.
Карточка многоразовая, то есть вы сможете ей воспользоваться при последующих
посещениях парка. Вход в парк бесплатный, стоимость катания на одном аттракционе
составляет от 1 до 5 лари. 
Парк оформлен в стиле фэнтези — диковинные причудливые фигуры встречаются
буквально на каждом шагу. Даже кафе и рестораны оформлены очень необыкновенно
— кто бы мог подумать, что в таинственной пещере подают вкусные блюда, а в
перевернутом вверх дном доме можно полакомиться кофе и сладостями. Неподалеку
от входа в парк стоит большой корабль, по лестнице можно взобраться на его палубу
и вдоволь покрутить руль, представляя себя капитаном в морском путешествии.
Построение, напоминающее брошенные ребенком кубики, вызывает умиление у всех
гостей парка. 
Возле колеса обозрения расположена огромная телевизионная вышка, которая в
темное время суток очень красиво светится. Ее видно из многих районов Тбилиси. 
Здесь есть много каруселей для самых маленьких деток — малыши с радостью
проводят время, катаясь на красочных пчелках и лошадках. По парку курсируют
разноцветные паровозики, катание на которых приводит в восторг не только юных
туристов, но и взрослых. Очень популярны у посетителей водные горки и аттракционы.
Но работают они только летом. 
В парке очень уютно — все утопает в зелени деревьев, а клумбы устилают красивые
цветы. По всему парку расставлены скамейки, на которых можно просто отдохнуть в
тени, наслаждаясь окружающими красотами. Часто можно услышать игру живого
оркестра. Многочисленные фонтаны — еще одно украшение парка. Один из самых
красивых — фонтан «Дерево желаний». 
Добраться в парк на горе Мтацминда можно разными способами. Можно доехать на
автобусах 90 и 124, которые останавливаются у станции метро Руставели и на площади
Свободы. Более излюбленный туристами способ — подняться вверх на фуникулере.
Вагончики фуникулера современные и стильные. Панорама открывается впечатляющая.
Проезд стоит 2 лари. У фуникулера есть 3 остановки: нижняя — место посадки,
следующая остановка пантеон и последняя — гора Мтацминда. 
При желании вы можете выйти на второй остановке, осмотреть пантеон с захоронениями
выдающихся людей Грузии, в т. ч. Александа Грибоедова и его жены Нины Чавчавадзе. 
Здесь же на склоне горы расположена церковь Святого Давида.
Затем можете проделать вторую часть пути к парку на фуникулере. Проезд к соседней
станции стоит 1 лари. На Мтацминду можно взобраться пешком. Путь начинается от
улицы Чонкадзе. Прямо по горе вдоль линии фуникулера проложена пешеходная тропа.
Весь подъем занимает около часа. Если вы не рассчитали свои силы и утомились, можно
дойти до остановки пантеон, а дальше — на фуникулере. 
К слову, на его верхней станции расположен ресторан «Фуникулер», в котором очень
вкусные пончики и аджарские хачапури.
Парк на горе Мтацминда — это прекрасное место для времяпровождения, ведь не зря
он является самым посещаемым парком Тбилиси. Здесь каждый найдет что-то себе по
душе: кто-то захочет просто побродить по прекрасным аллеям и насладиться видом
окружающей природы, кто-то с восторгом будет кататься на экстремальных аттракционах,
а кто-то будет наслаждаться невероятными видами на Старый Тбилиси. Парк никого не
оставит равнодушным — это однозначно.
Источник: https://v-georgia.com/showplaces/park-razvlechenij-i-attrakcionov-bombora-na-gore-mtacminda/
Гора возвышается всего на 740 м над уровнем моря, но всего на 240 м выше улицы
Чонкадзе, откуда начинается подъем. Улица находится в живописном старом квартале Тбилиси,
по которому интересно прогуляться к фуникулеру пешком.
Чтобы подниматься на вершину Мтацминда, в 1903-1905 гг. был построен фуникулер,
соединивший улицу Чонкадзе и парковую зону на вершине. Фуникулер – это вид
городского транспорта. Его строила фирма по производству трамваев из Бельгии
под руководством инженера Альфонса Роби. Оригинальность трассы – в наличии
70-метровой развязки посередине 500-метрового рельсового пути, где вагоны расходятся.
Около развязки оборудована станция Пантеон, откуда можно пройти на смотровую
площадку и к историческим памятникам.
Фуникулерная дорога в Тбилиси несколько раз реконструировалась. В годы советской
власти перестроена верхняя станция. В 1938 г. открылся Парк культуры и отдыха,
получивший через несколько лет имя И.В. Сталина.
В 1968-1969 гг. реконструировали нижнюю станцию.
Фуникулер прерывал свою работу с 2000 по 2013 гг. из-за капитального ремонта после аварии
i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRv9FxwdU5Zrb5dppHzJZU-g&dpr=2
Как -то зашел в дворик, находящийся близко от нижней станции фуникулерной станции и
увидел доску на доме, на которой было написано, что этом доме жила Шагане Тельян.
Тут же вспомнился наш поэт Сергей Александрович. Сергей Александрович Есенин
познакомился с ней в Батуми, но и в Тбилиси он также бывал, и публиковал стихи в
газете «Заря Востока».
Естественно, что он приходил и к могиле Александра Сергеевича Грибоедова.
На горе Мтацминда стоял когда-то памятник Сталину И.В. Многие любили сниматься у
постамента, после того, как статую сняли. Некоторые забирались и на сам постамент. В
шестидесятые и семидесятые годы парк на горе продолжал носить имя Сталина.
В свое время с промежуточной фуникулёрной станции можно было бесплатно садиться
в вагончик, ехать к верхней станции, или
к нижней станции.
Безусловно, парк Мтацминда и пантеон знаковые места Тбилиси которые всегда интересно
посещать.
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Александровский сад г. Тбилиси.
Центр города.
(Нынешние названия: Парк 9 апреля и Сквер Г.Леонидзе)
Один из первых городских садов, возник в середине 19 века. Когда-то на этой
местности, за чертой города, располагалось царское ристалище, здесь проходили
кулачные бои, игры в мяч, джигитовка. Называлось это место ,,Кабахи,,, - ,,мачта,,
(перс.) по названию популярной игры. На площади были установлены две высокие
кирпичные колонны, на которые ставились золотой или серебрянный кубки. Игроки
должны были на скаку сбить этот приз металлической палкой ,,джирити,,.
В 40-е годы 19 в. Здесь был устроен Александровский плац, для проведения военных
маршировок и парадов. На плацу стояла пушка и ровно в 12.00 раздавался пушечный
выстрел, возвещавший горожан о том, что наступил полдень.
В 1859 году при Наместнике кн. Александре Ивановиче Барятинском было принято
решение о закладке на месте военного плаца городского сада, получившего название
Александровского, в честь Императора Александра 2-го. Проект сада принадлежал
известному тифлисскому архитектору шведского происхождения Отто Симонсону
(он же автор реконструкции Дворца Наместника на Головинском проспекте, ныне
Дворца молодежи на пр.Руставели).
Александровский сад был заложен между Барятинской и Георгиевской (Александровской)
улицами. Его верхняя терраса выходила на Головинский проспект, а нижняя на Мадатовскую
площадь. В проект Отто Симонсона входила общая планировка сада, фонтан и домик
садовода. Позже он спроектировал и новую ограду, примыкавшей к саду, Квашветской
церкви. 
Орошение сада осуществлялось, благодаря постоянной подаче воды из Куры, посредством
паровой водоподъемной машины, так называемого, отвода Корганова на Вере. Вода
поступала по трубам, проложенным под землей почти по всему протяжению Головинского
проспекта в бассейн и оттуда перераспределялсь по всему саду . Бассейн был устроен
в верхней части сада, там, где затем был построен Храм Славы (ныне Гос.картинная
галерея). В нижней его части, у входа, была построена часовня ,, в память чудесного
избавления Императорской семьи 17 октября 1888г,,.
Садовником, привлеченным для устройства сада, был известный ботаник Генрих Карл
Вернер Шарер. Он лично подбирал все насаждения, которые специально были выписаны
и привезены в Тифлис.
Все работы по устройству сада были завершены в 1865 году. 
19 марта 1903 года в среднем саду, недалеко от фонтана был торжественно открыт
памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. 
,,Торжество началось панихидой, отслуженной в Александро-Невском соборе экзархом
Грузии архиепископом Алексием. По окончании богослужения в соборе, все присутствующие
двинулись с духовенством во главе к памятнику в Александровском саду. Здесь перед
памятником... прежде всего отслужена была лития, после чего с памятника было снято
покрывало и он был окроплен святой водой...,,
Автор памятника, тифлисский скульптор польского происхождения Феликс Ходорович.
В начале 90-х годов памятник Н.В.Гоголю уничтожен.
Городской сад, в основном, сохранил свою первичную планировку, сохранились и деревья,
высаженные Карлом Шарером. Сад по-прежнему называют ,,Александровским,,. 
https://aidatiflis7.livejournal.com/14206.html
Александровский парк является одним из самых красивейших парков Тбилиси и привносит
в облик города непередаваемое благородство.
https://visacomtour.ru/%D0%B0%...%B8-%D1%84/
aleksandrovskij_sad-2.jpg
https://www.visacomtour.ru/wp-..._sad-2.jpg

В советское время носил название Сад коммунаров. В нижней части парка был воздвигнут
монумент в память событий революционных лет. Делящая парк на две части Сапёрная улица
была переименована в честь одного из основателей комсомола Грузии Бориса Дзнеладзе.
В советские годы в одном из уголков сада «трудились» черные маклеры.
В постсоветское время парк был переименован в память с событиях 9 апреля 1989 года
в Тбилиси(верхняя часть парка). Нижняя часть парка (сада)-сквер Г.Леонидзе.

---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Ботанический сад Тбилиси

Ботанический сад Тбилиси – удивительная достопримечательность, история которой
начинается в 1845 г. Ботанический сад располагается вдоль реки Легвта-Хеви, чуть
к югу от горных вершин Сололаки – там, где в старые времена находились сады царей.
Эти сады известны по историческим документам 17-18 века. Именно в 1845 г. Царские сады
стали собственностью Академии наук.
Ботанический сад Тбилиси несколько раз расширялся: в конце 19 – начале 20 века, а затем
в середине 20 века (правда, тогда к ботаническому саду присоединили старинное
мусульманское кладбище, на котором были похоронены многие известные люди). Сейчас
сад раскинулся на 128 гектаров.
Как пишет сайт Туристер: “Добраться до Ботанического сада можно на автобусе (№ 4, 10, 90, 103 и др.),
доехав до остановки «Институт ботаники»”, что в корне не верно. Так как кроме Института Ботаники
Вы никуда не попадёте. В Ботанический сад Тбилиси можно попасть через два входа: верхний –
около крепости Нарикала) и нижний (около бань). Работает сад круглый год ежедневно, кроме
понедельника, с 10.00 до 18.00.
На машинках по Ботаническому саду Тбилиси разъезжают садовники – так что можно не волноваться
о том, что сад будет неухоженным. Здесь заботятся о каждом растении.
Расстояния в ботаническом саду приличные, поэтому для гостей предлагается экскурсия на этих
машинках. Длится она не больше часу и стоит недорого.
В Ботаническом саду Тбилиси несколько мостов, перекинутых через реку Цавкисискали. Один из
них – прямо у входа в сад. Конструкция в форме арки придает старинному сооружению
величественный облик
Еще один мост – над водопадом. Он был построен в 1914 г. С него можно наблюдать за падающими
массами воды сверху. Мы видим, что водопад несется по горному склону и падает в небольшое
углубление из камня, чтобы продолжить далее свой путь.
С моста над водопадом открывается прекрасный вид на ботанический сад и его окрестности. Прямо
под нами – еще один мост, вдали – старинный монастырь Преображения Господня, а еще чуть
дальше – современный город, контрастирующий с миром девственной природы.
Монумент «Мать Картли» («Грузия-Мать»). Эта скульптура высотой 20 метров была установлена
в 1958 г. к тысяча пятисотлетнему юбилею Тбилиси. Сначала ее сделали из дерева и обшили
листами из железа, а в 1963 г. заменили на фигуру из алюминия.
Фигура женщины установлена как символ грузинского народа, который дружелюбен по отношению
к друзьям и смело сражается с врагами. Поэтому у фигуры в одной руке – чаша с вином, а в
другой – меч. Автор монумента – скульптор Э. Амашукели.
Цавкисисцкали – маленькая речка, впадающая в известную реку Кура. Бежит главная речка
Ботанического сада по каменистому ложу, в жаркую летнюю погоду превращается в крошечный
ручеек
Когда-то за Царскими садами ухаживали опытные садовники. Сегодняшний облик ботанического
сада тоже радует: дорожки огорожены, растительность бережно сохраняется.
Одна из драгоценностей ботанического сада в Тбилиси – бамбуковая роща. А на скале, в тени
деревьев, старинная беседка, в которой, по легендам, любили посидеть в тишине цари.
Можно любоваться кипарисовой аллеей, с двух сторон обрамляющую дорожку, усыпанную
мелким гравием.
В Ботаническом саду Тбилиси произрастает более 3500 видов растений, среди которых экземпляры,
свойственные данной местности, и экзотические растения тропиков, пустынь и других
природных зон. Есть редкие и исчезающие породы деревьев и кустарников. Экспонаты сюда
привозились со всего мира. Многие из кустарников покрыты цветами.
Цветы и на клумбах, и в части сада, где выращивают розы, и в секторе лекарственных растений.
Так как в этом саду есть представители флоры разных стран, то и внешний вид некоторых
обитателей сада соответствующий. Вот перед нами подстриженные в английском стиле кустарники.
А вот клумба, устроенная так, что на ней всегда цветут какие-либо цветы – и все сменяют друг
друга, так что вид клумбы всегда разный.
Большая часть – это растения хвойные: пихты разных видов, ели, сосны, кедры и др. Поэтому в
ботаническом саду удивительный воздух – чистый, смолистый, чуть терпкий. Он очищает легкие,
помогает привести в порядок мысли.
В саду в естественных условиях плодоносят многие растения. Вот перед нами цитрусовое дерево
с чуть недозревшими плодами. Многие туристы стараются приехать в тбилисский ботанический
сад, когда цитрусы цветут – и зрелище необыкновенное, и аромат волшебный!
Когда-то на территории садов были не только пруды, но и множество фонтанов, которые можно
увидеть на старых фотографиях.
Один из замыслов при создании ботанического сада – это организация так называемого
«аптекарского огорода». Поэтому здесь есть целый сектор, посвященный целебным травам.
английские кусты, разнообразие хвойных и цветущих растений – весь этот комплекс придает
Тбилисскому ботаническому саду неповторимый вид.
Одно из самых распространенных здесь цветущих растений – это хризантема. И мы перед
целым полем хризантем удивительного, яркого цвета.
Перед нами – цветущие будилии. Они обычно расцветают в августе и радуют глаз посетителей
до самого конца сентября. Вокруг этих цветов кружатся бабочки и пчелы, собирающие нектар.
В Тбилиси сосуществуют растения с разных материков – вот, например, хризантемы рядом с
одним из видов каланхоэ.
Один из редких видов хвойных, – это пицундская сосна.
Знаменитый ягодный тис, имеющий привлекательные яркие ягоды с ядовитыми семенами
внутри. Это растение обитает здесь со времен легендарных правителей. В частности,
рассказывают легенду о том, как царица Тамара не дала местным крестьянам срубить это
несущее смерть растение. С тех пор оно попало в категорию священных.
Известно, что среди редких растений тбилисского сада – знаменитое гинкго билоба. Это
доисторическое дерево, обладающее целым спектром целебных свойств.
Дорожки в саду извилистые, они то поднимаются вверх, то спускаются вниз, то петляют вдоль
гористых склонов. Здесь арки образуют не только каменные мосты, но и мосты живые 
Многие сравнивают Тбилисский ботанический сад с лесом. И правда – местами сплошные
непроходимые заросли хвойных деревьев или хвойников вперемежку с лиственными. Отсюда
видно гору Мтацминду с телебашней.
Кипарисы – растение, которое еще с мифологических времен порождало красивые и
печальные легенды. Символ смерти и бессмертия, гордости и непреклонности, красоты и
стройности замысла природы.
Здесь много живых скульптур – причудливо подстриженных кустов. А есть и скульптуры
современные, необычные, как сова, например.
Сад окружен горными хребтами с нескольких сторон – поэтому здесь такие уникальные
климатические условия. Здесь не встретишь сильных ветров и температура воздуха всегда
чуть-чуть выше, чем на территории за горными  склонами
Автор: Вадим Петерсон
https://traveligo.ru/countries...ilisi.html
Примерно с 50-х годов XIX века начала проводиться научная работа, направленная на
интродукцию растений и выявление возможности использования их в этой местности, а
также началось распространение семян местных растений по горным хребтам. В 1861 году
ученый декоратор-садовник из Франции Шарер создал оранжерею, в которой выращивал
цветы. За ней закрепилось название "французская", так как материал для ее создания был
поставлен из Франции. В настоящее время в оранжерее ничего не выращивают, но
поддерживают ее в чистоте.
У ботанического сада было много заведующих, но лучшим из всех был немецкий ученый
Адольф Ролофф, который сделал много полезного для развития ботанического сада Тбилиси.
При нем были созданы научные отделения и испытательные станции, занимающиеся
селекцией видов растений, начали работать лаборатории, производящие анализы почв. По
инициативе ученого издавались периодические издания. На приносимый садом доход
началась покупка земель, находящихся рядом с ботаническим садом. Адольф Ролофф
создал музей (сейчас он не работает) и издал каталог растений, произрастающих в
ботаническом саду.
На склоне Сололакского хребта находится самая старая часть сада. Она занимает площадь
около 6 га. Возраст деревьев от 150 до 200 лет. Здесь растет каменное дерево (Celtis caucasica),
возраст которого составляет примерно 180 лет. Это необычное дерево встретить на Кавказе
довольно сложно, а в ботаническом саду можно его увидеть и даже попытаться обхватить руками.
Оно в обхвате равно 85 сантиметрам, высота - 16 метров. Есть в этой части ботанического сада
Тбилиси еще одно дерево, занесенное в Красную книгу Грузии - это дзельква граболистная. Оно
очень высокое - 32 метра, а обхват составляет 82 сантиметра.
Людмила Селиванова –
FB.ru: http://fb.ru/article/345871/bo...-dobratsya
580px-Tbilisi%2C_Georgia_%E2%80%94_Tbilisi_Botanical_Garden.jpg
https://upload.wikimedia.org/w...Garden.jpg

В 1959 году праздновалось 1500 лет основания города Тбилиси. К этой дате был выпущен
замечательный лимонад «Тбилиси», очень приятный и вкусный напиток, стоивший 30 копеек,
вместо 12 копеек за обычный лимонад. Лимонад «Тбилиси» недолго выпускали. В это же время
по дороге к ботаническому саду был открыт новый туннель с горизонтальной эскалаторной
дорожкой. Всё было празднично. Да и сам ботанический сад был наряден, прибран и обустроен,
гуляло много довольных посетителей. В восьмидесятые годы 20 века ботанический сад не был
так хорошо ухожен.
Сейчас ситуация с садом изменяется к лучшему.

---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Тбилисский военный госпиталь.
Первой больницей, построенной в Тифлисе, по-праву можно считать военный госпиталь
в Навтлуге. История его строительства связана с именем генерала А.П.Ермолова. О
бережливости Алексея Петровича в те времена ходили легенды.. .Он никогда не снимал
за счет казны дорогих апартаментов, не брал ценных подарков и всячески экономил. В
его дневниках можно найти такую запись: 
,,... Для возведения казенных зданий пожаловано было императором по представлению
моему сто тысяч рублей медною монетою, которая при моем предместнике генерале
Ртищеве прислана была для мелочной войскам раздачи, ибо медь обращалась здесь
в выгодном весьма курсе. Также сто тысяч рублей ассигнациями (в червонцах), которые
представил я в казну по возвращении из Персии, сбереженные от сумм, на содержание
посольства отпущенных,,. Именно на эти 100 тысяч , сэкономленные Ермоловым и был
построен госпиталь в Тифлисе в 1817 году. 
При госпитале была церковь во имя Благоверного Великого князя Александра Невского.
Она располагалась на верхнем этаже госпитального здания . К госпитальной церкви была
приписана и кладбищенская каменная церковь во имя Св. Николая Чудотворца
(на Тифлисском гарнизонном кладбище), построенная на средства частей Тифлисского
гарнизона; освящена 9 мая 1892 г. 
При Тифлисском военном госпитале находилась Надеждинская община сестер милосердия
Красного Креста, которая была основана после ратификации Россией Женевской
конвенции 10 мая 1867г. и образования Российского общества Красного Креста. Сестры
милосердия отпускались для ухода за больными и вне госпиталя. Им платили 1 руб. в сутки.
В бедных семьях уход за больными был бесплатным.
Врачи госпиталя обслуживали не только военных, но и членов их семей.
При госпитале была открыта военно-фельдшерская школа.
Кавказское Окружное военно-санитарное управление также находилось в Тифлисе на углу
улиц Лермонтова и Гудовича № 26.
Со временем, первое здание госпиталя обросло новыми постройками и превратилось в
госпитальный городок
https://aidatiflis7.livejournal.com/16663.html

Тбилисский военный госпиталь был учрежден в 1808 г. на 200 коек, получил штат:
старший лекарь – 1, младших лекарей – 2, старших фельдшеров – -2, младших
фельдшеров – 2, аптекарский гезель – 1, старший ученик – 1, младших учеников – 2.
«Главное смотрение» над госпиталем по медицинской части поручалось
«дивизионному доктору расположенных в Грузии войск» Хозяйственные дела
находились в ведении двух комиссариатских чиновников. При «умножении» больных
к госпиталю «прикомандировываются медицинские чиновники из полков»
(IIСЗ, № 22785, 26. I. 1908 г.).
Тбилисский военный госпиталь размещался в каменных одноэтажных зданиях барачного
типа постройки 1808 г. с палатами для больных на 50 – 60 чел. каждая. Эти здания
сохранялись в основном без изменений до 1929 г., когда было приступили к их
реконструкции. В начале XX в. были вновь построены хирургический и инфекционный
корпуса. К этому же времени улучшилось и общее состояние Тбилисский военный госпиталь
(улучшилось медицинское оснащение, во главе медицинских отделений были поставлены
квалифицированные военные врачи-специалисты, часть которых впоследствии перешла
в качестве профессоров в Тбилисский медицинский институт).
В период господства меньшевиков(1918г.), наряду с развалом всего народного хозяйства
Грузии, стал хиреть и госпиталь; в это же время перестала функционировать и
существовавшая при госпитале ротная школа военных фельдшеров, которую в свое
время окончил Серго Орджоникидзе.
Настоящий расцвет госпиталя начался с установления в Грузии советской власти: здания
госпиталя были постепенно перестроены, госпиталь оснащен всеми видами современной
медицинской аппаратуры, развернуты специализированные медицинские отделения во
главе с высококвалифицированными специалистами; на территории госпиталя были разбиты
парк и цветники, большая часть территории асфальтирована: Т. в. г. превратился в центр
всей лечебной, научной и учебной медицинской работы военного округа.
В период Великой Отечественной войны госпиталь сформировал большое количество
военно-санитарных учреждений для фронтов и являлся учебной базой для медицинских,
хозяйственных и административных кадров эвакуационных госпиталей НКЗдрава Грузии,
формировавшихся в Тбилиси. В это же время госпиталь подготовил для фронтов большое
число лиц медицинского состава.
После Великой Отечественной войны в госпитале были развернуты новые специализированные
отделения, расширена консультативная работа госпитальной поликлиники, усилена связь с
войсковыми частями и госпиталями округа, расширена научная и учебная работа госпиталя,
в диагностике и лечении больных стали применяться все новейшие достижения медицины.
В историю Тбилисского военного госпиталя вошло имя Н. И. Пирогова, когда 17 и 19. IV. 1847 г.
был применен в Тбилисском военном госпитале эфирный наркоз в двух случаях ампутации
(оперировал хирург Прибыль). Из Тифлиса Пирогов в июле выехал на фронт, где работал в
госпитале под аулом Салты. В октябре 1847 г. Пирогов, вернувшись в Тифлис, сделал в
Тбилисский военный госпиталь несколько операций под эфирным наркозом. В 1877 г. в
Тбилисском военном госпитале был назначен ординатором (по окончании университета)
Н. А. Вельяминов (русский хирург-клиницист и общественный деятель), а в 1915 г. в
Тбилисском военном госпитале работал консультантом В. А. Оппель (один из основоположников
военно-полевой хирургии и клин, эндокринологии в СССР ).
Источник:
https://murzim.ru/nauka/medici...pital.html
143583972_1.jpg
https://img0.liveinternet.ru/i...3972_1.jpg

Был расположен недалеко от метро "Исани"
Была у госпиталя большая зеленная территория, были и теплицы.
Сейчас госпиталь фактически разрушен.
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Кирочная площадь .
В сложной обстановке в 1817/1818 годах в Закавказье происходило неординарное
событие – переселение в Грузию швабов – крестьян и ремесленников из Виртембергского
королевства (согласно правописанию того времени) и становление немецких колоний.
17 мая 1817 г. Козодавлев сообщил Ермолову, что 31 семейство швабов охотно изъявило
желание поселиться в Грузии и что он немедленно представил дело в Комитет министров.
На путевые издержки и некоторую помощь на месте предусматривались средства,
отпущенные на водворение переселенцев в Новороссийском крае.
Получив пособие, благополучно преодолев путь через Херсон, Таганрог, Георгиевск, Моздок
и перевал через Главный Кавказский хребет, иммигранты из Швайкхайма (округ Вайблинген),
под руководством Фр. Фукса, прибыли 21 сентября в Тифлис. В результате последние 3
партии переселенцев, хотя и с задержкой, добрались до Тифлиса в ноябре 1818 г. (тогда
как первые прибыли в сентябре).
Около 50 семей избрали земли (бывшие владения кн. Аматуни) в трех верстах от Тифлиса,
выше селения Куки на левом берегу Куры. Здесь была основана колония ремесленников
Ней-Тифлис в 200 человек, которые получили только по десятине земли на двор. Эта
специфичная колония городского предместья позже вошла в состав города.
Каждая семья получила по прибытии в 1818 г. по 125 руб. на постройку дома, 70 руб. на
сельскохозяйственные орудия, 105 руб. на посев, 100 руб. на приобретение скота, итого –
400 руб. асс. – на повозки, лошадей, фураж. 50 В течение года выдавались «кормовые деньги».
В Тифлисской колонии ремесленников вспоможение было по 100 руб. асс.
Т.Н. Чернова-Дёке Немецкие поселения на периферии Российской империи
Кавказ: взгляд сквозь столетие (1818-1917) (К 190-летию основания немецких колоний)
Издано МОО «Немецкое молодежное объединение», Москва,2008 г.

Колония "Новый Тифлис" располагалась на окраине Тифлиса того времени. В 1894-1897
годах, на месте старой лютеранской церкви Св. Петра и Павла, было построено новое
здание кирхи. При кирхе действовала, пользующаяся популярностью среди Тифлисской
интеллигенции, общеобразовательная гимназия. 
Автором проекта был Леопольд Бильфельд. Родившийся в 1839 году в Германии, получил
специальное образование в Санкт-Петербургской академии художеств. Затем Бильфельд
становится имперским подданным и в 60-х годах XIX века уезжает в Тифлис. 
Кирха вместе с гимназией, в которой, кстати говоря, учился сын Берия, им же и были закрыты.
В 1946 году церковь была разобрана немецкими военнопленными. На ее месте построен
жилой дом, составляющий вместе с еще двумя идентичными домами типичную площадь
тех времен.
https://golema.livejournal.com/12008.html
В советское время и сейчас площадь носит название Площадь Марджанишвили.
Но народ так и называл это место Кирочная.
Бывшая немецкая колония Александерсдорф (Новый Тифлис) располагалась от ул. Кирочная
(сейчас ул. Марджанишвили) до железнодорожного вокзала.
Peter-Paul_Kirche_%28Tbilisi%29.jpeg
https://upload.wikimedia.org/w...si%29.jpeg
Кирочная улица.
(сейчас ул. Марджанишвили.)
От Кирочной площади к мосту через реку Кура шла Кирочная улица. До революции 1917 года
на ней были построены два великолепных здания.
На фасадной стороне здания некогда значилась надпись "Народный дом имени К.И. Зубалова".
Театр был построен сыновьями в память об отце — Константине Зубалове. 
Строительство народного театра было завершено в 1909 году. Праздничное освещение народного
дома состоялось 7 апреля 1909 года. В целом, братья на строительство выделили 350 тысяч
рублей золотом. Тифлисской народный театр превосходил своей архитектурной красотой и 
постановками народные театры Москвы и Одессы.
"Народный театр, — оправдывался один из сыновей Степан, — то же, что и школа, и храм.
В народном доме будет не только театр, но и библиотека, и бесплатная чайная".
И Зубалов сдержал обещание. Все было именно так — в народном доме. Помимо театра,
открылись библиотека, в которой хранились древние рукописи и книги, читальный зал и,
только вдумайтесь, бесплатное кафе для посетителей!  
Билеты, по сравнению с другими театрами, в народном театре стоили гораздо дешевле, за 
что позже театр получил название – "дешевый театр". В театре играли девять театральных
трупп. Притом играли они на разных языках. 
При Народном Доме функционировали Мусульманское драматическое Общество, Русский
и Украинский драматические кружки, Армянская драматическая секция.
https://sputnik-georgia.ru/col...lnost.html
В 1909 году Тифлисе был открыт первый Народный Дом и это было большое событие для города.
Когда в библиотеке мне попалась брошюра под названием «К истории возникновения
Городского Народного Дома К.Я.Зубалова» я решила привести ее тут полностью без
комментария и уточнений. Но все же добавлю, что на строительство здания братьями
(Лев (Леван), Степан (Стефанэ), Петр и Якоб Константиновичи) был объявлен конкурс
(тогда это было общепринятым способом выявить самый интересный проект). Первая
премия в размере 500 рублей была присуждена инж. С. Кричинскому из Санкт-Петербурга,
вторая премия в размере 300 рублей — инж. Г. Саркисову (Саркисяну) из Тифлиса. Здание
построено по проекту очень интересного и известного архитектора Степана Самуиловича
(Самойлович) Кричинского (1874 — 1923).
Народный дом просуществовал в Тифлисе до установления в Грузии советской власти.
После этого его переименовали в Рабочий клуб, а в 1930 г. в нем начал работу
переведенный из Кутаиси в Тбилиси театр, основанный выдающимся грузинским режиссером Котэ Марджанишвили. Театр, носящий сейчас его имя и находится в этом здании.
https://tamartavadze.wordpress...%B2%D0%B0/

file.php?fid=597190&key=1799331239
https://im0-tub-ru.yandex.net/...l&n=13
На Кирочной улице было также построено здание Экономического общества кавказских
офицеров (1911—1913 по проекту российского архитектора А. Рогойского (поляка по
национальности), в советское время в здании располагался центральный универмаг,
ныне — TBC Bank.

https://im0-tub-ru.yandex.net/...l&n=13

---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Тифлисский театр оперы и балета
Всё культурное строительство в Тбилиси началось при графе Воронцове. Именно ему пришло
в голову построить в городе первое здание для театральных представлений в европейском
смысле слова. Строить было решено на Эриванской площади (площадь Л. Берия, площадь
В.И.Ленина,
сейчас площадь Свободы).
Театр простоял лет 20. 11 октября 1874 года, во время оперы "Норма" театр неожиданно загорелся.
Сгорело всё. И росписи Гагарина, и архивы, и декораци. Вообще всё. На этом и закончилась история
первого здания тбилисской оперы. Само здание простояло ещё некоторое время, пока его не снёс Берия.
Фундаменты и подземелья существуют до сих пор под колонной на площади Свободы. Сам
Гавриил Тамамшев прожил ещё некоторое время, умер в неизвестном году и был похоронен за храмом
Норашен, что на Леселидзе, и его надгробная плита существует там по сей день.
 Это всё было как бы предисловие, а теперь пойдёт история собственно современного здания оперы.
В 1876 году провели конкурс на проект нового здания и в нём победил Виктор Шретер, который уже
построил в Петербурге огромное количество частных зданий и существующий по сей день
Мариинский театр. В Тифлисе Шретеру поручили построить здание в псевдомавританском стиле и он
частично скопировал Фестивальный театр в Баварии. Года два ушло на согласование проекта и только
в 1880 году В.К. Михаил Романов утвердил финальный проект - на этот раз на 1200 посадочных мест.
В строительстве успел поучаствовать и местный немец Альберт Зальцман. Строительство шло медленно.
В 1887 году Чайковский, заехав на месяц в Боржоми, написал письмо Александру III с просьбой
поучаствовать деньгами в постройке театра. Это ускорило процесс и строительство, растянувшись на 16 л
Роспись нового театра оперы и балета доверили знаменитому русскому художнику Г.Г. Гагарину.
.Чайковский писал, что "здесь его произведения ставят намного чаще и лучше, чем где бы то ни было".
Известный всему миру русский оперный певец Фёдор Шаляпин брал здесь, в Тифлисском театре оперы
и балеты, свои первые уроки вокала.
http://travelgeorgia.ru/731/
История жизни оперного театра в Тбилиси насчитывает ни много ни мало – чуть больше 160 лет
Зарождение оперы в нашем городе началось при  наместнике императора на Кавказе графе
Михаиле Воронцове. Венцом его политики было внедрение европейского образования и быта.
Ему же принадлежит и идея основать в Тифлисе оперный театр. Для осуществления своего
замысла он выбрал Эриванскую площадь, названную так в ознаменование взятия русскими
войсками под командованием генерала Паскевича города-крепости Эривань в 1827 году.
Сейчас мало кто знает, что в 30-е годы XIX века овраг, который с Вознесенской улицы (Амаглебис)
и по всей длине пересекал эту площадь, был перекрыт каменным сводом. А вокруг были кофейни,
духаны, ночлежки, в которых собирались бродяги, азартные игроки…  По воскресеньям здесь
шумел базар, выступали бродячие акробаты, проводились конные состязания. Выбирая это
место для строительства оперного театра, Воронцов предвидел, что город будет расти на запад
и площадь рано или поздно станет центральным местом; и не ошибся. Кроме того, чтобы
оживить эту часть Тифлиса, которая тогда была окраиной, Воронцов решил перенести торговлю
поближе к новостройке. И предложил Городскому общественному управлению договориться с
владельцами торговых участков в «Темных рядах» — чтобы они собрали деньги и построили на
Эриванской площади 2-этажное здание для театра, магазинов и лавок. Землю для строительства
наместник давал бесплатно, с условием, что театр будет принадлежать городу, а торговые площади
– застройщикам. Однако на это предложение никто не откликнулся, и Воронцов заключил договор
с богатым купцом Габриэлем Тамамшевым, который обязался на свои деньги, по плану,
утвержденному графом, построить 2-этажное каменное здание для театра и караван-сарая. Театр
принадлежал городу, караван-сарай и подвалы под ним – купцу.
В апреле 1847 года был заложен фундамент строительства, которое возглавил приглашенный
из Одессы архитектор, итальянец Джованни Скудиери.  Весной 1851 года был построен роскошный
театр. Основными декоративными материалами были: цветной бархат, золотые и серебряные
украшения, дорогие шелка, которые выписали из Парижа. Там же заказали огромную люстру,
которую доставили из Марселя пароходом в Кулеви. Люстра весила 1218 килограммов и была
уложена в разобранном виде в 12 больших ящиков; ее с побережья Черного моря в Тбилиси
доставили на арбах, запряженных буйволами. Из Парижа пригласили и знаменитого декоратора
Д’Эбре. Осветительные лампы, кресла и стулья были изготовлены из наилучшего материала;
партер, ложи двух ярусов и галерка вмещали 700 зрителей. Все художественные работы были
выполнены великолепным мастером Григорием Гагариным.
Директором театра Воронцов назначил известного писателя Владимира Соллогуба.
Александр Дюма  в книге «Путешествие по Кавказу» писал: «За свою жизнь я видел почти все
театры, но ни один из них по красоте не может сравниться с Тифлисским театром».
12 апреля 1851 года двери театра впервые открылись для публики,  но пока не было декораций
и технических средств для сцены,  в тот вечер в театре устроили бал-маскарад и розыгрыш
лотереи в пользу женского училища Святой Нино. Площадь и весь театр были ярко освещены,  
гремела музыка,  публика с восторгом рассматривала каждый уголок театра.
В то время по югу России гастролировала маленькая итальянская оперная труппа под
руководством дирижера Барбиери. Труппа с успехом выступила в Харькове, Киеве, Таганроге и
в Новочеркасске. Было решено пригласить артистов в Тифлис. Барбиери обладал удивительной
музыкальной памятью. Он наизусть знал свой обширный репертуар, состоящий из опер Россини,
Доницетти, Беллини, Верди… Перед ним никто не видел раскрытой партитуры. С Барбиери был
заключен контракт. Из Новочеркасска труппа в Тифлис ехала на экипаже с большими приключениями.
У итальянских примадонн и их коллег чаша терпения была переполнена. До Ставрополя  они  
добрались изможденными до предела и отказались ехать дальше. Приобрели еще один экипаж
и их как-то успокоили. По дороге они часто отдыхали, многие заболели в дороге. Величие
Военно-грузинской дороги благоприятно подействовало на них. Было и много сюрпризов; из
Казбеги до Пасанаури в их экипажи запрягали быков. Наконец, 9 октября полностью труппа
доехала до Тифлиса. Несмотря на многие преграды, Барбиери в течение месяца сумел
подготовить и осуществить постановку оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Премьера
состоялась  9 ноября 1851 года. В этот день в Грузии впервые поднялся занавес оперного театра
и этот день стал днем рождения оперы в столице Грузии.
30 оперных спектаклей первого сезона оказали  огромное влияние на горожан. Оперная музыка
ворвалась в сердца тифлисцев, спектакли шли с аншлагами, билеты невозможно было достать,
все спешили в оперу; у всех на языке была только опера.   На следующий сезон пригласили  
русский балет.  Но опера Верди «Риголетто» затмила танцоров из Петербурга. Через два года
после венецианской премьеры оперы она уже ставилась в Тифлисе и, подобно бурному потоку,
разлилась  по извилистым улочкам города. Арии распевали князья, чиновники, мастеровые,
гимназисты, лакеи, повара и торговцы…
Тифлисцы гордились  своей оперой, но вот настал 1874 год. 11 октября давали оперу «Норма».
До начала спектакля оставался час, когда с криком: «Пожар!» выскочили полуодетые артисты.
Один из торговых отделов караван-сарая загорелся, пламя столбом поднялось вверх и
перекинулось на все здание. Большой бассейн перед оперой в тот день оказался без воды.
Пожарная команда, расположенная, кстати, прямо перед оперой, отреагировала с большим
опозданием, и явилась без лестниц, совершенно не готовая для борьбы с огнем. Складывалось
такое впечатление, что кого-то очень устраивал этот пожар. Великолепное творение архитектора
Скудиери и художника Гагарина было полностью поглощено пламенем. Сгорели все декорации
и бутафория, реквизит, богатейшая нотная библиотека. Погиб и весь оперный архив.
Пожар оперного театра вызвал массу подозрений, однако «Герострата» так и не нашли.  Решено
было построить новый оперный театр, а до этого труппа перебралась в «Летний театр» в районе
нынешней улицы Броссе. Это наполовину деревянное здание было построено в 1870-м по проекту
архитектора Зальцмана. В нем был большой зрительный зал с двумя ярусами и галеркой,
декоратор Кноль расписал потолок мифологическими фигурами и музыкальной атрибутикой. И
в целом интерьер оставлял приятное впечатление, чего нельзя было сказать о неказистом
внешнем виде здания. Хотя на зиму театр обогревался печами, в зале все же стоял холод. Но
несмотря на трудности, сезон открылся 27 декабря 1874 года оперой Беллини «Норма». Никто
не мог представить, что временное переселение оперного театра на Водовозную улицу затянется
на целых 22 года. В 1876-м объявили конкурс на проект новой оперы и победителем оказался
петербургский академик архитектуры,           45-летний Виктор Шретер. Правда, по указанию
комиссии, он еще дважды переделывал свою работу, и лишь в феврале 1880 года проект
утвердил наместник императора Великий князь Михаил Романов. Строительство оперного
театра началось в июле того же года, но из-за недостаточного финансирования шло с перебоями,
а иногда и вовсе надолго останавливалось. Работы, которыми в разное время руководили известные
тифлисские архитекторы Паул Штерн, Альберт Зальцман и Александр Шимкевич, продлились 16 лет.
А торжественное открытие нового оперного театра состоялось 3 ноября 1896 года оперой Глинки
«Иван Сусанин».
Согласно условиям конкурса, здание было создано в псевдомавританском стиле. Прототипом
планировки стал Байрёйтский вагнеровский оперный театр, но к фасаду был пристроен 2-этажный
открытый портик со стрельчатым сводом и с открытыми террасой и галереями. Увы, через 100 лет
после пожара в первой тбилисской опере сгорело и это здание, уцелели лишь наружные стены с
портиками. И было решено восстановить театр, полностью сохранив внешний вид здания как
исторического памятника.
Авторы проекта по восстановлению и реконструкции театра, тбилисские архитекторы
Лери Медзмариашвили и Муртаз Чачанидзе модернизировали внутреннюю планировку, в том
числе и сценическую часть, увеличили зрительный зал. При этом полностью восстановили
стилистическое единство всего здания. Авторы проекта серьезное внимание уделили
противопожарным мерам.
На протяжении полутора веков разные сцены тбилисской оперы принимали великих исполнителей
мирового масштаба.
автор: Малхаз ЭБРАЛИДЗЕ
https://tbilisi.media/cultures...sozdaniya/
Интересен национальный состав жителей Тифлиса 1899 г. - 172.600 чел. Из них:
Грузины: 22.200 -(24.1%), 44.900 -(26.0%)
Армяне: 37.600 -(41.0%), 63.000- (36.4%)
Русские: 19.600- (21.3%), 35.500 -(21.1%)
Татары: 2.200 - (2.3%), 3.000 - (1.7%)
Персы: 1.700 - (1.8%), 6.100 -(3.5%)
Греки: 0.400 - (0.4%), 1.000 - (0.5%)
Поляки: 1.600 - (1.7%), 4.600 - (2.6%)
Немцы: 2.000 - (2.1%), 2.900 - (1.6%)
Французы: 0.300 - (0.3%), 0.400 - (0.2%)
Евреи: 1.100 - (0.3%), 2.400 - (1.4%)
Итальянцы: 0.200 -(0.2%), - -
Осетины: 0.300 - (0.3%), 2.000 -(1.6%)
Курды: 1 чел. 0.500 -(0.2%)
Турки: 0.100 - (0.1%), 0.300 (0.1%)
Ассирийцы: 0.200 - (0.2%), 1.600 -(0.9%)
,,Лезгины,,: 37 чел., 0.400 -(0.2%)
Чеченцы: 6 чел., 0.400 (0.2%)
Другие народы: 2.000 -(2.1%), 3.300 - (1.9%)
(Данные приведены в книге ,,Старый Тбилиси,,. Ю.Д.Анчабадзе, Н.Г.Волкова. 1990г.
Статистические данные составлены на основании материалов Центрального
Государственного исторического архива Грузии.)
Дополнительно к этой таблице сообщается, что русское население учитывалось
без воинского контингента и чиновников, которые в переписи не участвовали, т.к.
считались временно проживающими,т.е. находящимися на службе.
https://aidatiflis7.livejournal.com/39988.html

Первый оперный сезон в Тбилиси открылся премьерой «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти 
и стал настоящим народным праздником. В 1857 г. на сцене Тбилисского оперного театра состоялся
дебют знаменитой на всю Европу певицы Терезы Штольц. Кстати, благодаря своему уникальному
сопрано певица стала любимой исполнительницей Джузеппе Верди.
Парижская газета «Иллюстрасион» в одной из статей написала следующее: «Это единственный в
городе театр, интерьер которого оформлен в мавританском стиле. Несомненно, здание представляет
собой одно из самых элегантных, красивых и увлекательных театральных сооружений, которое
только представляется человеческому воображению».
В 1880 году в Тифлисе, на Головинском проспекте началось строительство нового оперного театра.
После пожара 1874 года был восстановлен, но уже, только как торговый центр. Тем не менее спектакли
оперной труппы продолжали идти, но уже в весьма плохо приспособленном для этого помещении, на
Водовозной улице. Однако, театр в Тифлисе успел обрести такую огромную популярность, что
необходимость строительства нового здания была лишь вопросом времени и капитальных вложений.
Понадобилось несколько лет, чтобы изыскать необходимую сумму.
Строительство театра обошлось в 750 тысяч рублей золотом.
Большая часть этой суммы была выделена из государственной казны, потому театр и получил название
Казенного.Зал был рассчитан на 1050 мест.
Новый оперный театр был освещен 2 ноября, а его открытие состоялось 4 ноября 1896 года.Первый
театральный сезон открылся постановкой оперы Глинки ,,Иван Сусанин,,. Дирижировал оркестром
известный композитор М.М. Ипполитов-Иванов.
В 80–90-е годы 19 века на сцене Тбилисской оперы проходили постановки Петербургского императорского
театра. В разное время перед зрителями предстали лучшие оперные певцы и балетные труппы. 
В 1937 году Казенный театр был переименован в Государственный грузинский театр оперы и балета
имени Захария Палиашвили.
В 1973 году в театре произошел сильнейший пожар, после которого театр открыли только в 1978.
Академический театр оперы и балета имени 3акария Палиашвили — один из известнейших в Грузии.
Здесь пели Ф. Шаляпин, С. Лемешев, танцевал В. Чабукиани. На его сцене идут как классические, так
и национальные оперы и балеты: «Даиси», «Сказание о Руставели».
Шаляпин “Я рожден дважды : для жизни – в Казани, для музыки – в Тифлисе”
http://dalma.news/ru/trete-dyh...-i-baleta/
oper_teatr_tbilisi.jpg
https://www.classicalmusicnews...bilisi.jpg
Адрес современный: Тбилиси, пр. Руставели №25
Старое фото представлено MarinaM https://forum.vgd.ru/post/1516/77315/p2192568.htm#pp2192568
В самом начале 60 годов 20 века я смотрел в театре "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. Принца
Зигфрида играл атлетически сложенный артист балета. Наверно, ему не сложно было поднимать
высоких и "тяжелых" балерин.
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Тифлисский драматический театр.
Сейчас - Тбилисский Академический драматический театр имени Шота Руставели.
Здание театра - это грандиозный олигархический проект конца XIX века. Первое время его
называли "Питоевский театр". Его создал тбилисский торговец и меценат Исай Егорович
Питоев, который ещё в 1887 году организовал театральную труппу, для которой в 1898 году
заложил большое здание в стиле позднего барокко. В ту пору уже существовала Тифлисская
опера а драмтеатра еще не было.
 Для строительства вызвали лучших мастеров из Европы и все детали интерьера заказывали
в Европе же и с авторским дизайном. Театр обошелся Питоеву в 1,5 миллиона золотых рублей.
Финансово помог и знаменитый купец Манташев, которому принадлежала бакинская нефть и
торговые центры в Старом городе. Здание театра легко распознается по большому портику,
вынесенному на тротуар. На первом этаже с 1919 года находился ресторан "Кимериони",
сердце тбилисской культурной жизни позднеимперской эпохи. В его оформлении участвовали
Ладо Гудиашвили, художник Какабадзе и братья Зданевичи (которые открыли миру Пиросмани)
http://travelgeorgia.ru/669/
Щедрым меценатством Тифлис было не удивить. Зажиточных купцов, охотно жертвовавших
средства на строительство собственного города, в XIX веке Тифлис помнит много, но вот
любящих и преданных театральному искусству среди них — единицы. Точнее, городская
память хранит всего одну такую фамилию. Это семья промышленников театралов Питоевых.
Отцу семейства Егору Питоеву было пожаловано потомственное дворянство за крупные
поставки продовольствия и обмундирования во время Крымской войны. У одного из самых
богатых людей Тифлиса Егора Питоева было пятеро детей. Четверо мальчиков и одна девочка
– Маргарита. Это имя в многодетном семействе, можно сказать, было знаковым. Маргаритой
назвали своих дочерей и старший сын Егора Исай, и младший Иван. Стеснения в средствах
эта большая семья никогда не испытывала, посему все дети получили блестящее европейское
образование.
Правда Исай, на котором, как на старшем из детей, лежало больше ответственности, остался
в Тифлисе. И после смерти отца возглавил семейную нефтяную компанию. Вел дела умело,
не убавляя, а множа и без того миллионное состояние. Впрочем, чем бы Исай Егорович ни 
занимался, его главной страстью оставался театр. Младший брат Иван Питоев, вернувшись
из Парижа, активно включился в театральную жизнь страны. И со временем стал директором
казенного оперного театра, нынешнего театра оперы и балета. А Исай лелеял мечту построить
театр. Правда, воплощению его главной мечты предшествовали другие события.
Театр занимал так много места в жизненном пространстве и мыслях Исая, что и супругу он
выбрал из театральной среды. Ольга Станиславовна Маркс так же, как и ее супруг, была
увлечена театром и была не просто его сподвижницей, а во многом и идейной вдохновительницей.
Все началось с небольшой театральной труппы, которую Питоевы организовали у себя на дому,
на улице Паскевича. Постановки театрального кружка вскоре стали пользоваться такой
популярностью, что потребовалось преобразование кружка уже в Артистическое общество.
Братья собрали сильнейшую театральную труппу. По их приглашению в Тифлис приезжали
актриса Вера Комиссаржевская, певец Федор Шаляпин, композиторы Михаил Ипполитов-Иванов
и Петр Чайковский. Масштабы театральной деятельности росли, и апартаментов, выделенных
для этих нужд, уже не хватало.
Вот тут-то Исай Егорович и осуществляет свою давнишнюю мечту и начинает строить на 
Головинском проспекте театр. Питоев покупает у городских властей участок земли, на котором в 
прошлом располагалось мусульманское кладбище, и привлекает к проекту знаменитых в то
время архитекторов Корнелия Татищева и Александра Шимкевича. Буквально за три года
строительство блистательного архитектурного творения в стиле позднего барокко завершилось.
Артистическое общество справило новоселье уже в 1901 году. На строительство театра, на 
сцене которого впоследствии играли армянская, грузинская и русская театральные труппы,
Питоевым было потрачено полтора миллиона рублей.
У Исая Питоева было еще много грандиозных планов, связанных с театром. Но им не суждено
было сбыться. Исай Питоев ушел из жизни в 1904 году. Потом к власти пришли большевики, и 
театральная семья Питовых покинула Тифлис, эмигрировав в Европу.
В 1921 году театру присвоили звание Государственного театра драмы имени Шота Руставели.
Автор:Екатерина Микаридзе 
https://sputnik-georgia.ru/col...himer.html

В разное время в театре играли:

Софико Чиаурели. В России известная по роли секретарши в фильме "Ищите женщину".
Котэ Махарадзе (муж Чиаурели). Известен стал как спортивный комментатор. 
Каха Кавсадзе, известный как Абдула в "Белом солнце пустыни".
 Ия Нинидзе, которая начала с роли Цицино (главной невесты) в фильме "Не горюй",
потом снялась в роли жены главного героя в фильме "Покаяние", и еще во многих фильмах.
http://travelgeorgia.ru/669/
И другие замечательные актёры.

Адрес театра :Тбилиси, пр-т Руставели, 17

[ avatars.mds.yandex.net/get-pdb/245485/4a1253a3-fb14-4137-8df4-fe19c1c07b6b/s1200 ]

avatars.mds.yandex.net/get-pdb/245485/4a1253a3-fb14-4137-8df4-fe19c1c07b6b/s1200

Мне посчасливелось побывать в зале этого здания на спектакле Тбилисского русского драматического
театра имени А. С. Грибоедова, посвященном некоторым эпизодам жизни Софьи Ковалевской, роль
которой исполняла народная артистка СССР Наталья Михайловна Бурмистрова.
---
Снегиревы
snegirev

Сообщений: 1285
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 34673
Русский ТЮЗ г. Тбилиси.
Основоположником первого Русского театра Юного Зрителя был Николай Маршак.
18 Апреля 1927г. Состоялась премьера - «Гайавата-вождь ирокезов» (П.Огнев).
Маршак на протяжении 30 лет создавал прекрасные спектакли: «Патара Кахи»
(А.Церетели), «Измена» (А.Сумбаташвили), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллера),
«Хижина дяди Тома»( Г.Бичер-Стоу), «Ученик дьявола» ( Б.Шоу), «Снежная королева»
(Е.Шварца).
Первыми энтузиастами в создании театра были рядом с Маршаком К.Шах-Азизов ,
М.Вахнянский, М.Барутчев , Г.Кирсанов, Д.Давыдов, Я.Дадиани, Б.Саблин и многие другие
Русский ТЮЗ был инициатором первой железной дороги в Закавказье, которая по
сегодняшний день функционирует в парке Муштаида.

Вокруг Н. Маршака сплотились интересные и талантливые актеры: М.Маркевич,Г.Кирсанов,
В.Ходжабеков, Н.Глобенко, А.Юдин, Л.Левский, Л.Романов, Н.Федорченко. Позднее в театр
пришла новая плеяда актеров: М.Бубутеишвили, Ч.Кирова, О.Беленко, П.Нерясов, О.Орел,
Я.Михайлов, А.Барсанова .
В этот период спектакль оформляла художник Ирина Штенберг.(Народ. Худ. Груз.) За
полувековой период истории театра над постановками работали талантливые художники:
Е.Ахвледиани, С.Федорченко, М.Гоциридзе, Б.Локтин, Н.Казбеги, Д.Нодия, Т.Сасмонадзе,
О.Тавадзе, Г. Месхишвили, Ю.Гегешидзе, Г.Церадзе, Н.Гаприндашвили.
Большой вклад в становление театра внес композитор Владимир Бейер.
В русском ТЮЗе начался творческий путь выдающегося режиссера наших дней
Георгиа Товстоногова. За 5 лет им были поставлены спектакли: «Предложение» (А.Чехова),
«Голубое и розовое»(А.Бруштейна), «Великий Еретик» (Б.Персонова) и другие. В русском
ТЮЗе свои первые роли создал Евгений Лебедев . В кулисах свои первые стихи писал
бард Булат Окуджава, который был рабочим сцены.
Во время второй Мировой войны в театр приходит новая плеяда профессиональных
режиссеров: А.Гинзбург, А.Абарян, М.Ольшаницкая, Г.Гвиниашвили,М.Гижимкрели,
Р.Шаптошвили и другие. После Маршака театром руководил И.Гвинчидзе
(Засл.Деят.Искусств). Его спектакли «Они и мы» (Н,Долина), «Кто убил Тома?» (В.Тур),
»104 страницы про любовь (Э.Радзинский), «Майа из Цхнети» (В.Канделаки) и другие.
Интересный след в творческой жизни театра оставили режиссеры: Темо Абашидзе.
Поставленные им спектакли «Слуга двух господ» (К.Гольдони),»Я вижу солнце»
(Н.Думбадзе), «Карусель» (С.Маршака), «Реквием»(Р.Рождественский). Более 25 лет
работал в театре режиссер Владимир Вольгуст (Засл.деят. искусств). Он поставил:
«Аттестат зрелости» Л.Гераскина, «Испанцев» М.Лермонтова , «Остров сокровищ»
Р.Стивенсона. Многие годы Леван Мирцхулава (Засл.Деят.Исскусств) был режиссером
театра. Его постановки «Драматическая песня» А.Анчарова , « Поющие пески» А.Штейна.
В театре работали талантливые художники: П.Лапиашвили, М.Чавчавадзе, В.Тагиров,
М.Цицкишвили, А.Челидзе, Ш.Глурджидзе, М.Обрезков, К. Игнатов, Е. Донцова и другие.
С Тбилисским Русским ТЮЗ-ом связана творческая биография Н.Чонишвили
(Нар. Арт.России), Заслуженных Артистов нашей Республики В.Урусова, М.Минеева,
Ф.Степуна, Ю.Суханова и многих других.
Немало сценических образов создали А.Юдин, М.Бубутеишвили, Т.Папиташвили,
А.Энгельгардт, Е.Агаларова, И.Балла, Г.Малышева, Л.Кубарева,Ю.Шведков, И.Садкова,
Ю.Айвазов, Ж.Карпачевская,Т.Кириченко, С.Евангелиди, К.Ефимов, Г.Пряжникова,
А.Гудимова и А.Смирнова.
В 1974 г. по инициативе директора театра Ирины Гоциридзе, театр получает новое
здание на проспекте Агмашенебели***. Театр оборудовали новейшей техникой и двумя
залами. В малом зале играли спектакли театра кукол.
Из Латвии был приглашен режиссер Адольф Шапиро, который поставил мюзикл
«Бумбараш». Центральную роль создал Е.Басилашвили .В спектакли были заняты
актеры: И.Виноградова, С.Виноградов, Н.Куркина, М.Нерясов, О.Арвеладзе, Г.Арвеладзе,
Л.Богданова,С.Варданян, С.Есиковская, О.Коломеец, А.Лобов, А.Музыкантова, Н.Нелюбова,
С.Терехова, С.Швелидзе,М.Чавчавадзе, В.Обрезков, Т.Алешкина М. Романова С.Корнюшин,
Л.Парфирова, И.Обрезкова и другие.
С труппой работали известный хореограф: Ю.Зарецкий, а позже - Л.Шкунова.
В течении 20 лет Художественным руководителем театра был Николай Джандиери –
Президент Асситежа Грузии. Из его постановок отличаются: «Репетитор» ( Г.Полонский),
«Я иду искать» (В.Ольшанский), « Счастье Ирины» (Д.Клдиашвили), «Любовью не шутят»
(А.Де Мюссе).
Вместе с ним успешно работал режиссер-постановщик Гия Кития, спектакли которого
отличались выдумкой и богатой фантазией: «Снежная королева» (Е.Шварца), «Вождь
краснокожих» (О.Генри), « Томми» ( Джером К Джерома), «Собачий вальс» ( В.Сергиенко).
В 80-ые годы музыку для спектаклей писали композиторы Вахтанг Кахидзе, Александр Басилая.
В 80-ые годы труппу театра пополнили молодые актеры : С.Шведков, В.Куль, С.Лютров,
А.Васильева, Б.Гвазава, Л.Гвазава , О.Мчедлишвили, М.Арджеванидзе, Н.Кития,М.Кития,
М.Мергелов, Р.Микеладзе и другие.
В театре имеется богатый музыкальный фонд, который создал и хранит Г.Мергелов .
Театр часто ездил на гастроли по Грузии и России.
http://www.mozardi.ge/ru/about/history/
*** - в 1974 году был проспект Плеханова, переименование произошло позднее.
4846.jpg
http://www.rukivnogi.com/images/places/4846.jpg

В 1998 году Грузинский и Русский театр юного зрителя объединились под названием
Центральный детский театр им. Н.Думбадзе.

В своё время в русских школах распространялись абонементы на спектакли. Были прекрасные
декорации, хорошо играли артисты, шли и кукольные спектакли.
Мне запомнился спектакль "Друг мой Колька" А.Хмелика.
---
Снегиревы
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 30 31 32 33 34 35 Вперед →
Модератор: MarinaM
Вверх ⇈