Прогулки по Костроме и не только...
Знакомство с достопримечательностями Костромской земли.
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 844 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3275 | Наверх ##
2 июня 2013 16:45 Дом крестьянина Ципелёва из деревни Аристиха Шарьинского района. Середина XIX в. Дом перевезён с северо-востока Костромской области - края, богатой лесом, поэтому срублен из толстых сосновых брёвен, диаметром до 60 сантиметров.    Дом экспонируется как изба гончара. В куту установлен гончарный круг, лавки и полки заполнены сырой гончарной посудой, перед печью стоит корыто, в котором показывается процесс обварки обожженной посуды.  Возле печи - массивный деревянный ухват на таких же колёсах.  Эти и другие предметы быта повествуют о жизненном укладе семьи гончара.   За сенями, в горнице, в настоящее время развёрнута выставка гончарных изделий мастеров Костромской земли с конца XIX века до 70-х годов XX века включительно. Показаны различные типы посуды: горшки, кринки, плошки, кашники, полевики, подойники, рыльники, водяники, кувшины, опарницы, корчаги и др. Характеризуются виды техники изготовления посуды и качество используемого материала. На хозяйственном дворе современные гончарных дел мастера показывают гостям музея-заповедника мастер-класс по производству керамики и представляют свои изделия. | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 844 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3275 | Наверх ##
2 июня 2013 17:22 2 июня 2013 18:08 Дом Андриана Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 год.    Этот большой одноэтажный дом-пятистенок, принадлежащий крестьянину-лесопромышленнику Серову, во многом отличается от других крестьянских домов. Его возводил знатный в Макарьевском уезде мастер Емельян Степанович Зиринов. Дом объединяет в одном срубе избу и горницу. Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, расставлены рыболовные принадлежности, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу - хлева и кладовые. Постройка дома и его резные украшения стоили немалых денег. Хозяин, сплавлявший лес по Унже и Волге, часто бывал на крупных ярмарках, выезжал в Кострому и Нижний Новгород. В его доме можно увидеть редкие для крестьянского быта 19 в. вещи: самовар, граммофон, модные венские стулья, комод, кровать, предметы городского костюма. Снаружи дом украшен глухой (корабельной) резьбой, а интерьер имеет лёгкие резные узоры и выкрашенные оконные рамы, полы и потолки жилой половины дома.  | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 844 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3275 | Наверх ##
2 июня 2013 17:58 4 июня 2013 0:09 Дом крестьянина Скобёлкина из деревни Стрельниково Костромского района, середина XVIII века. Это наиболее ранний образец деревянной жилой архитектуры. Согласно преданиям и родословной его бывших владельцев Скобёлкиных, их предки купили дом у проживавших в деревне Стрельниково стрельцов. Дом поставлен на высокий подклет, срублен из массивных сосновых брёвен и покрыт тесовой кровлей на «самцовой» конструкции. Внутрь его попадают через «проходной рундук» и сразу входят в просторные сени. Их освещают два красных окна; обращают на себя внимание врубленные в стену кровать и лавки и два массивных посудных шкафа, украшенных трехгранно-выемчатой резьбой, известной ещё в древности. В горнице сохранилось глухое (без окон) помещение, служившее её прежним владельцам–староверам молельной комнатой.  Дом из деревни Стрельниково – уникальный памятник народной культуры и единственный из сохранившийся в Поволжье по своей древности. В настоящее время он используется для проведения интерактивных программ с юным поколением. Дом М. К. Липатова из деревни Журавлёво (быв. Кобылино) Макарьевского района 1857 г.  Данный двухэтажный дом также принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова. Дом объединяет под одной кровлей жилые помещения первого и второго этажей, холодные горенки, кладовые, чуланы, большой двухъярусный двор с сельниками.   В настоящее время в доме размещены три выставки «Братчина», «традиции русского гостевания» и «традиции русского чаепития». В выставочных помещениях представлены материалы, характеризующие культуру досуга русского народа в выходные и праздничные дни. Наряду с выходной и праздничной одеждой крестьян здесь можно увидеть редкие предметы из дерева и металла (братины, чаруши, стаканы, ендовы, ковши) изделия столичного фарфора, стекла, одежду и предметы домашней обстановки. | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 844 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3275 | Наверх ##
2 июня 2013 18:20 2 июня 2013 18:30 Бани из деревни Ведерки Костромского района. Конец XIX века.Деревня находилась на территории Костромской низины, которую во время весенних половодий заливало водой. Поэтому все постройки, в том числе и жилые дома, ставили на дубовые сваи.  Амбары из деревни Собакино Нерехтского района. Конец XIX века.Использовались для хранения "главного богатства" семьи - запасов зерна. В целях предохранения от возможных пожаров, ставились на удалении от жилья.  Мельница-шатровка из д. Спас Нерехтского района. Основной объем мельницы с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию. Рубленый «с остатком» сруб образует крупный прямоугольный в плане нижний объем, покрытый тесовой вальмовой кровлей. Над ним в центре возвышается восьмерик-шатер, несущий более широкий восьмигранный вращающийся верхний ярус.  Овин из деревни Пустынь Костромского района, конец XIX века. Предназначался для “огневой” просушки снопов ржи, пшеницы, ячменя, овса. Основной объем постройки представляет собой квадратный в плане двухъярусный сруб, покрытый двускатной самцовой тесовой кровлей. Сбоку к нему примыкает более низкий предовинник с крутой односкатной кровлей, предназначавшийся для хранения дров и орудий молотьбы. На главном фасаде собственно овина на уровне второго яруса устроен дощатый помост, опирающийся на повалы-помочи.  Сайт музея | | |
Tasha56Почетный учаcтник  Россия Сообщений: 13515 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 38098 | Наверх ##
3 июня 2013 9:40 3 июня 2013 9:42 barkovasveta Светлана, спасибо за прогулку по "Костромской слободе", не удалось там побывать в дни приезда работы в ГАКО. Дом Липатова очень похож на тот, что был у наших в Максаково (Галичский уезд, Костромская губерния). --- ✅ Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..) | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 844 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3275 | Наверх ##
4 июня 2013 0:07 4 июня 2013 0:51 Таша, спасибо Вам за добрые слова! Нам очень понравился этот музей под открытым небом. Получили очень много впечатлений и положительных эмоций. Очень сложно всё это передать словами. Это надо только видеть и слышать. Чувства были такие, что попали в абсолютно другой мир, в другое время, в другую жизнь, которая никак не похожа на нашу современную жизнь. Красота дивная. Ощущение спокойствия и умиротворения. С большим интересом прошлись по деревенской улочке, рассмотрели перевезенные из разных сел и деревень области старинные избы. Очень интересны и предметы жизни и быта местных крестьян...Хочется вернуться туда вновь! Жаль только, что не все дома открыты к посещению. Там какие то свои трудности. Что-то на реставрации, в каких-то домах нет смотрителей и др. Так что мы туда обязательно вернёмся! | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 844 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3275 | Наверх ##
4 июня 2013 0:49 | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 844 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3275 | Наверх ##
7 июня 2013 22:33 8 июня 2013 17:21 Два дня назад в Костроме открылся еще один новый музей. На этот раз свои двери для костромичей и гостей города распахнул музей народных промыслов «Петровская игрушка» .(улица Ерохова д.4)   Петровская (она же Сусанинская) игрушка получила свое название от одноименной деревни Петровское, которая находится в Сусанинском районе на юго-западе Костромской области. Там из 33-х дворов только в трех не делали глиняную посуду. Игрушки лепили из остатков глины. Чтоб добру не пропадать, и детям на забаву.  Гончарный промысел в Костромской губернии ещё в XIX веке существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились две тысячи гончаров. Название былых ремесел сохранилось в именах улиц - Кирпичная, Горшечная и т.д. Благодаря геологическим особенностям данной местности гончарное мастерство здесь процветало во всей красе. Изделия местных гончаров экспонировались на выставках в Москве и за рубежом. Сусанинская земля особенно славилась своими гончарами. Лучшие мастера жили в деревне Петровское. В конце XIX века все дворы этой деревни занимались гончарным промыслом. Однако впоследствии промысел стал угасать. Только в двух деревнях Петровское и Сергеево мастера П.А. Иванов (1908-1984 г.г.) и А.В. Зайчиков (1902-1979 г.г.) продолжили заниматься традиционным ремеслом. Они использовали два типа кругов: «лёгкий» и «тяжёлый», обжиг в русской печи и изготовление посуды налепом. Помимо горшков и посуды они лепили весёлые пронзительные свистульки. Мастера Павел Алексеевич Иванов и его сын Вячеслав Павлович ИвановСейчас промысел восстанавливают стараниями народных умельцев. Особенности петровской игрушки заключаются в точности и гармоничности пропорций и утонченном силуэте. Петровскую игрушку не раскрашивают, поскольку лепят из темной глины. Петровские мастера смешивали два сорта глины - коричневую и красную. Украшением игрушек выступают орнаменты в виде елочек, вмятинок и точек. Орнамент наносится деревянной палочкой. Это вертикальные полоски, точки, елочки, которые символизировали у крестьян - солнце, дождь, вспаханное поле. После покрытия свинцовым суриком и обжига игрушка приобретет зеленый цвет, присущий именно петровскому стилю. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Сюжеты, которые чаще всего встречаются в петровской игрушке – это различные животные (домашний скот, а так же олени, лоси, медведи и т.д.), мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи. Игрушки делают на трех или четырех опорах. На полках музея — крестьянская деревня 19 века в миниатюре. . Самый сложный процесс - сделать игрушку свистящей. Для этого в глине проделываем полость и рассекаем корпус с двух сторон, дополнительные отверстия, чтобы издавать звуки разной высоты.       Надо отметить, что в музее есть экспозиция изделий других известных промыслов: Скопинская игрушка, Филимоновская игрушка, Городецкая игрушка, Абашевская игрушка и др. Представлены и авторские изделия из глины других мастеров из регионов России и мира. Всего в музее представлено около 1000 экспонатов. В музее посетители могут лично понаблюдать, как обычный кусочек глины превращается в произведение искусства. Мы смогли увидеть как на наших глазах кусок глины превратился в свистульку.  В качестве регулярных мероприятий в музее планируется проведение экскурсий и мастер-классов. Гости также смогут приобрести игрушку или свистульку на память - в музее работает сувенирная лавка. Подробности: http://www.regnum.ru/news/fd-c...z2VYILwms5 Музей ещё только в начале пути. Основателям музея предстоит много работы. И я им желаю от всей души успехов и процветания! | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 844 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3275 | Наверх ##
9 июля 2013 23:25 Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – краса и гордость древнего города Костромы, один из древнейших русских монастырей.  Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление, им на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Также деяния Василия Ярославича приписываются легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова. В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельце, владея более, чем 400 селами. На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Cвятыми вратами в 1595—1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница[3], кельи настоятеля и монастырского эконома[4]. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей. Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители. Источник
  | | |
svet_la_naМодератор раздела  Сообщений: 844 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 3275 | Наверх ##
10 июля 2013 0:10 10 июля 2013 0:23 На территории Ипатьевского монастыря   | | |
|