⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Ершовы/Ершевы Удорской земли Все ЕРШОВЫ Яренского уезда Вологодской губернии,с середины 17в и до 20-х годов 20в, по моему глубокому убеждению,принадлежат одному роду.
|
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 19 20 21 22 23 24 Вперед → Модераторы: N_Volga, Радомир |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | Cвязь между финским языком и удорским диалектом коми языка Размещено пользователем Shkljaev Aleksej, Июль 4, 2012 1:24pm в Linguistics\Лингвистика Назад, к темам форума Linguistics\Лингвистика http://uralistica.com/group/li...alekt-komi Студент из Финляндии Нико Партанен, изучавший этой зимой в Сыктывкаре коми язык, перешел к практическим научным исследованиям. Вместе с группой студентов Сыктывкарского университета финн отправился в диалектологическую экспедицию в Княжпогостский район. До середины июля группа будет работать под руководством преподавателя финского языка СГУ Риммы Поповой. Студенты изучат диалектические особенности, их отличия от литературного коми языка, перспективы развития местного диалекта, сферы его применения. Следующим объектом изучения для Нико Партанена станет удорский диалект. Как рассказала Финно-угорскому порталу переводчик с финского, лидер «МИ» Яна Сажина, пригласившая Нико на родину предков на Удору, у финна есть научная концепция об общих корнях финского языка и удорского диалекта коми языка. Нико Партанен, его подруга из Финляндии Александра Кельнер и Яна Сажина в июле проверят ее в отдаленной удорской деревне Шиляево, где постоянно живет только семь человек. «Действительно, очень много удорских слов похожи на финские. Так что цель этой поездки — сопоставить финский язык и удорский диалект, понять, почему удорские слова похожи на финские и при этом отличаются от слов литературного коми языка», - пояснила Яна Сажина. В качестве примера лидер коми молодежной организации «Ми» привела в пример слово «маленький». Так, на удорском диалекте оно звучит как «пони», на финском языке «pieni”, на литературном коми - «ичӧт». Фото БНКоми |
marfida Новичок Сообщений: 5 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4 | Историки утверждают, что вашкинские удорцы имели более тесные контакты с западно-финским (древневепским) населением, а мезенские удорцы — с соседними русскими и ненцами, что различало их. В течение XVII — XIX веков верхнемезенские и верхневашкинские коми оформились в единую удорскую этнографическую общность коми. http://omop.su/article/11/1173487.html |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://www.runivers.ru/newenc/184877/ Удорская земля Часть территории Яренского уезда, сформировавшаяся в течении XV в. на ее северо-западе в бассейнах рек Мезень и Вашка. Первоначально существовала обособлено от Перми Вычегодской Основу земли составляли три погоста по реке Удоре: Венденга, Кривой Наволок, Важгорт, и два на Верхней Мезени: Глотова слобода и Кослон. Этническая группа удорских коми (удораса) сформировалась в XV веке. Она сложилась в результате слияния нижневычегодских пермян с представителями прибалтийско-финских народов - вепсов, карел, а также с русскими. В XVI веке происходило заселение верхней Мезени - туда пришли вымские коми. В волости Глотовой Слободки, помимо русских, сформировалась группа глотовских коми. Существует предположение, что на Удору бежали жители Перми Вычегодской, непринявшие крещение Стефана Пермского. Вычегодско-Вымская летопись сообщает о набеге в 1389 году на Яренск пермян с Пинеги и Вашки: «Лета 6897 пришедшу с Удоры и с Пинеги пермяне-идолопоклонницы на Еренский городок, монастырское Пречистые Богородицы пожгли, пограбили, людей монастырских посекли». Крещение Удорской земли произошло в 1444 г., когда по сообщению той же летописи епископ Пермский Питирим: «привел к святой вере пермяков удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святей храмы тамо воздвиг». Включение Удоры в состав Пермской епархии означало фактическое присоединение этой территории к Москве, чему противились новгородцы, осуществив в 1471 г. поход на Вашку и добившись ее временного подчинения. С окончательным падением независимости Новгорода в 1478 г. Удорская земля, как и вся Пермь Вычегодская вошли в состав Московского государства. В жалованной грамоте. Ивана III 1485 г жителям Перми Вычегодской на владение реками, озерами и угодиями, «которыми были их дедины и отчины» называются в числе Удорских земель угодья по реке Удоре (Вашке) со всеми притоками до Олемы и по реке Мезени от верховьев почти до Вашки: «А ловити удореном в тое пермских местах и в реках и озерах всем за один. А государевы дани за соболи и за белку и за бобровые гоны и за кречатьи садбища и за рыбные и звериные ловли с дву сотни с двудесяти осьми люков пять сороков двацеть восемь соболей. Не будет соболь, ино за соболь по четыре гривны». По завещанию великого князя Ивана III 1504 г. «Удора» вместе с «Вычегдой», «Вымью» и «Сысолой» и «со всеми их месты» предназначаются его старшему сыну Василию (т.е. входит в основную территорию великого княжества), а в первой половине XVI века из Удорской земли выделилась самостоятельная земля-волость Глотова Слободка, в состав которой входил и погост Косланский. В 1567 г. Удорская земля была взята в опричнину Ивана Грозного: «...князь Афанасий Вяземский повелением князя великово отписал погосты удорскии на Усть-Вашке и Каращельское, и Олему, и Пинежку, и Кебское присуду мезенскому на опричнину». «Удора» также упоминается в завещании царя Ивана Грозного 1572 г., составленного уже после отмены опричнины, в том же контексте пермских земель, как и в завещании Ивана III 1504 г., предназначавшихся наследнику престола и государства – в 1572 г. царевичу Ивану Ивановичу. В царской грамоте 1582 г. Удора выделена в числе четырех относительно самостоятельных административно-территориальных образований (Еренского городка, Выми, Сысолы). Глотова Слободка в грамоте не названа, возможно, потому что она входила в состав Выми. В 1582 году Удорским сотником являлся Артемий Першин. Ему подчинялись старосты целовальники и другие должностные лица земель волостей. Центром Удоры вероятно являлся погост Важгорт. Как писал академик М.Н.Тихомиров, в Удорской земле «пашня имела второстепенное значение. Жители занимались скотоводством, рыбной ловлей и звериным промыслом». К каждому поселению были приписаны обширные луга и звериные ловли – «слопцы» (ловушки для мелкого зверя) и «плашки» (ловушки для горностая), значительны были и рыбные угодья. Особую проблему в изучении Удорской земли представляет включение ее названия в царский титул и составление в связи с этим специального герба, вошедшего в герб Российского царства, а затем Российской империи. Впервые в 1577 г. на государственной печати появляется отдельная эмблема с изображением хищного зверя с текстом «Печать Удорская». Причем в той же печати располагалось изображение схожего зверя с подписью «Печать Обдорская». В этом случае речь могла идти о территории в Сибири на Оби. Ведь рядом с ней располагались «печати» других Сибирских и земель, которые только предполагалось включить в состав Российского царства: «Кондинской» и собственно «Сибирской». Очевидно, схожесть названий и изображений привело к тому, что в наиболее известном источнике русских земельных гербов – Титулярнике 1672 г. оба герба Обдорский и Удорский были помещены в одном геральдическом щите-картуше. Уже в позднейших описаниях Большого герба Российской империи обе эти герба Удорский и Обдорский еще больше унифицировались и трактуются первый, как «Удорский - в черном поле серебряная лисица с червлеными глазами и языком», второй «Обдорский - в серебояном поле серебряная лисица с червлеными глазами и языком». Оба герба ныне официально утверждены – Удорский, для муниципального района Республики Коми, Обдорский – для Салехарда - столицы Ямало-Ненецкого округа. Но вопрос какая Удорская земля имелась ввиду в XVI-XVII вв. – Вашкинско-Мезенская или расположенная рядом с Обдорской землей схожая по названию сибирская земля остается открытым. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://www.artlad.ru/magazine/all/2008/1/181/199 Песенная традиция Удоры (о новом музыкальном диске) Предлагаемая музыкальная подборка включает разножанровые образцы песенной культуры Удоры. Фольклорно-этнографическая традиция этого района включает в себя две группы – вашкинскую и мезенскую. Если в мезенском фольклоре в большей мере обнаруживаются связи с Вымью, то на формирование вашкинской традиции большее влияние оказал севернорусский, в частности лешуконский фольклор. На фоне характерного для всех этнических традиций интенсивного угасания традиционной песенной культуры Удора является редким исключением. Если в большинстве случаев представление о песенных традициях коми мы получаем из архивных материалов, собранных в 60-х гг. прошлого столетия, то представленные здесь записи сделаны в ходе экспедиций 1999 года, две – в 1989 году. Публикуемые материалы этих экспедиций хранятся в Фольклорном архиве Сыктывкарского университета и Фольклорном фонде Института языка, литературы и истории Коми НЦ. Уже по содержанию музыкальной подборки видно, что ещё совсем недавно это песенная традиция сохраняла всё жанровое многообразие. Особое место на фольклорной карте Удоры занимают деревня Коптюга и село Чупрово (р. Вашка). Именно здесь в исполнении местных ансамблей был зафиксирован основной корпус лирических протяжных, плясовых и хороводных песен. Нами были записаны два коллектива. Это ансамбль д. Коптюга: Марья Алексеевна Роноева, 1950 год рождения; Ивачева Марья Алексеевна, 1927 г.р.; Роноева Дина Степановна, 1941 г.р.; Бажукова Евдокия Васильевна, 1935 г.р.; Роноева Роза Ивановна, 1931 г.р. И второй коллектив – с.Чупрово: Давыдова Нина Михайловна, 1938 г.р.; Давыдова Марья Михайловна, Екимова Евдокия Петровна, 1921 г.р.; Кочева Алевтина Михайловна, 1931 г.р.; Коровина Евдокия Андреевна, 1933 г.р., ур. д. Коптюга. В селе Чупрово помимо традиционной лирики от того же ансамбля участниками фольклорной экспедиции были записаны духовные стихи, в которых отражена конфессиональная специфика вашкинской традиции. Этот репертуар достаточно подробно проанализирован Е.Е. Васильевой и Т.С. Каневой. Показательна характеристика поэтической и музыкальной стилистики этих записей: «Обращает на себя внимание стилистическая пестрота: четыре записи (молебен «Высшую небес», духовные стихи «О, коль наше на сем свете жити плачевну», «Умоляла мать родная», «Вот скоро настанет, настанет мой праздник») и по состоянию языка, и по поэтическому стилю, и по музыкальному воплощению текста как будто принадлежат разным мирам. Разумеется, отсутствие стилистического единства – видовое свойство песенно-повествовательного фольклора в целом и духовных стихов в частности, но столь разительный контраст при ограниченном круге текстов требует хотя бы попытки объяснения»1. Исполнялись духовные стихи на поминальных трапезах, и соответственно в них звучат мотивы бренности жизни, прощания с нею, величия вечной жизни и т.д. Эта традиция представлена в данной подборке двумя произведениями: «О, коль наше на сем свете» – псалом, устойчиво присутствующий в рукописных сборниках XVIII века, и «Умоляла мать родная» – широко распространённый в старообрядческих традициях и в репертуаре православного церковного народа, исследователями трактуется как авторский, датируется второй половиной XIX века2. В плане сохранности песенной традиции мезенский репертуар в материалах экспедиций последних лет на порядок уступает Вашке. Тем не менее в селе Б. Пысса нами был записан замечательный дуэт сестёр – Бушеневой Тамары Федоровны, 1935 г.р. и Андреевой Екатерины Федоровны, 1937 г.р. Их репертуар включает в основном поздний пласт песенной культуры, пользующийся большой популярностью среди современных исполнителей. Огромное влияние на формирование песенных коми традиций оказала севернорусская культура, о чём свидетельствует русскоязычный песенный репертуар, песни же исполняемые на коми языке являются либо переводными вариантами, либо результатом переосмысления заимствованного фольклора. Подобная ситуация двуязычия характерна для всех финно-угорских традиций Северо-Запада России. Типично соотношение языков в жанровой системе: «Крайние позиции жизненного цикла, удерживающие наиболее явственную связь с обрядами перехода (материнский фольклор, свадебные и похоронные причитания), – коми язык; ситуации праздничной жизни, лирика, песенно-игровой фольклор – русский язык»3. Из жанров, исполняемых на коми языке, в подборку включены причитания и образцы детского фольклора. Традиция причитаний представлена образцами похоронной причети, а также плача по случаю – жалоба родителям о тяжёлой жизни. Нужно отметить, что в данной традиции этот жанр активно использовался не только в обрядовых ситуациях, но и по самым разнообразным бытовым случаям, например, нам в с. Чупрово исполнили причитание по случаю прихода гостей-фольклористов. Из многочисленных записей детского фольклора здесь представлены так называемые песни-сказки, имеющие вопросно-ответную форму, и потешки, которые могли исполняться в самых разных ситуациях: как прибаутки, байканья и т.п. Содержание музыкального диска 01. «О, коль нашем на сем свете жити плачевну». Духовный стих. Ансамбль с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Власов А.Н., Панюков А.В., Савельева Г.С. 02. «Умоляла мать родная». Духовный стих. Ансамбль с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Власов А.Н., Панюков А.В., Савельева Г.С. 03. «А гормилица маменькаö». Похоронное причитание по матери. Долгина А.А., 1928 г.р., с. Важгорт, запись 1999 г. Собиратели: Шевченко Е.А., Ивашева А. 04. «Господариолы да батюшколы». Причет-жалоба родителям на жизнь. Амосова А.И., 1905 г.р., с. Пучкома, запись 1989 г. Собиратели: Власов А.Н. 05. «А любейö да менам да бур чойö» (А любимая да моя хорошая сестра). Похоронное причитание сестре. Курыдкажина А.П., 1919 г.р., с. Кослан, запись 1989 г. Собиратели: Захаров А.Н., Майорова О.Н. 06. «Единой казак-от сбирался на битву». Баллада. Ансамбль с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Власов А.Н., Панюков А.В., Савельева Г.С. 07. «Вы послушайте, ребята». Поздняя лирика. Бушенева Т.Ф. 1935 г.р., Андреева Е.Ф. 1937 г.р., с. Б. Пысса, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 08. «Запрягу я трои вороных коней». Плясовая. Ансамбль д. Коптюга, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 09. «Мальчик в городе родился». Лирическая. Ансамбль д. Коптюга, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 10. «Таракашки по запечке бегают». Припевочная. Ансамбль д. Коптюга, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 11. «Экой Ваня разудалая голова». Лирическая. Фрагмент. Ансамбль д. Коптюга, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 12. Частушки «под язык». Сведений об исполнителях нет, с. Важгорт, запись 1999 г. Собиратели: Шевченко Е.А., Ивашева А. 13. «Посадил я розу край окна». Поздняя лирика. Бушенева Т.Ф. 1935 г.р., Андреева Е.Ф. 1937 г.р., с. Б. Пысса, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 14. «Дудо-дудо». Детская песня-сказка. Участница ансамбля с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 15. «Кысылей-магилей». Детская песня-сказка. Павлова Н.В., 1914 г.р., д. М. Пысса, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 16. «Вöйзьöдö-вартöдö» (Скачет-поскачет). Потешка. Бушенева Т.Ф. 1935 г.р., Андреева Е.Ф. 1937 г.р., с. Б. Пысса, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 17. «Вартас-вартас» (Гонит-гонит). Потешка. Ансамбль с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. 18. «Öтылö-мöтылö». Потешка. Участница ансамбля с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С. Составители: Савельева Г.С., кандидат филологических наук ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. Канева Т.С., кандидат филологических наук, доцент. Руководит Центром фольклорных исследований СыктГУ. Панюков А.В., кандидат филологических наук, доцент ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. 1 Старообрядческий центр на Вашке: Устная и письменная традиция Удоры: Материалы и исследования. Сыктывкар, 2002. С.119. 2 Старообрядческий центр на Вашке: Устная и письменная традиция Удоры: Материалы и исследования. Сыктывкар, 2002. С.119-120. 3 Там же. С.115. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://www.agiks.ru/patterns/OC-25/current/udorskij.htm Туристско-рекриационный потенциал МО МР «Удорский» 1. Туристическая привлекательность МО МР «Удорский» Первые люди появились на территории современного Удорского района в III тысячелетии до н.э. Археологами в бассейне верхней Мезени обнаружены относящиеся к той эпохе поселение Кыстырью и стоянка Усогорск II. В XIII столетии берега Вашки начали заселять древние коми. А в конце XIV в., когда началась христианизация вычегодских коми, немалая часть тех, кто сохранил приверженность древним языческим богам, тоже ушли с берегов Вычегды на Вашку. К сожалению, о населении Удоры XIII–XV вв. мало что известно. Люди жили тогда на берегах Вашки, а на верхней Мезени располагались их охотничьи и рыболовные угодья. К древнейшим населенным пунктам Удоры принадлежат Вендинга, впервые упомянутая в исторических документах в 1490 г., и Важгорт (первое упоминание – 1495 г.). Известно, что в начале XVII в. существовали Пучкома, Ертом, Кривое, Коптюга и некоторые другие поселения. Удорцы – этническая группа коми-зырян, довольно долго жившая в изоляции, поэтому сформировавшая свой диалект коми языка, а также свои традиции. Удорская земля – богатый и живописный северный край, край песен и самобытного фольклора, который хранит глубокие тайны таких народных промыслов и ремёсел, как ткачество, вязание, вышивание, береста, художественная обработка дерева, плетение корзин из ивовых прутьев и сосновой лучины. Неотъемлемой частью культурного наследия района являются храмы. Имеется сложившийся праздничный календарь. В районе регулярно проводятся и собирают немало слушателей и зрителей Дни коми книги. Праздник проходит каждый год в различных населенных пунктах. В рамках праздника проводится выставка изделий декоративно-прикладных промыслов, выступление фольклорных коллективов района. В празднике принимают участие известные поэты и писатели Республики Коми. Довольно много проводится в районе и обрядовых календарных праздников. Район охватывает междуречье Вашки и Мезени. Ландшафт типичный для северного региона – огромные таежные массивы с разветвленной сетью малых рек и ручьев, воды которых собираются в крупные реки Вашка и Мезень. Всего в районе около 200 озер. Реки богаты семгой, миногой, нельмой, сигом, пелядью, хариусом, ельцом, язем, лещом, окунем, щукой. Во все времена главным богатством района являлись леса, их площадь составляет 87,5% площади всего района. На северо-востоке района простираются склоны Тиманского Кряжа (Четласского Камня). В районе разработана своя муниципальная программа развития туризма. Необходимо отметить, что программа мероприятий по развитию туризма в Удорском районе уже начала работать. И первыми действенными шагами можно считать сбор информационной базы и разработку маршрутов. Для начала становления туризма на сегодня разработано пять туристических маршрутов. Из них четыре автомобильно-пешеходных тура «Корабельная чаща», «Иоаникиева келья», «Четласский камень», «Северная деревня» и один автомобильно-лодочный маршрут по реке Йирва. В туристических целях предполагается использовать старинную коми деревню Патраково – поселение, основанное в конце 16 века. Рядом с деревней расположено уникальное соленое озеро, родники с целебной водой, есть все возможности для организации охоты и рыбалки, сбора дикоросов. Возможные направления развития туризма на территории МО МР «Удорский». Туристические ресурсы района позволяют развивать ряд туристических направлений, которые условно можно разделить на 2 группы: 1- так называемая «красная группа» - это туристические направления, которые возможно продвигать (при создании соответствующей инфраструктуры) на окружном, всероссийском и международном уровне: - этнография, история, краеведение; - хобби-туры – охота, рыбная ловля, сбор дикоросов. - агротуризм (ностальгический и этнопознавательный сельский туризм); 2 – «синяя группа» - это туристические направления, развитие которых будет перспективно на региональном, муниципальном уровне: - спортивно-познавательный водный туризм для групп школьников, семейных групп; - спортивно-познавательный пеший, лыжный велосипедный туризм для молодежи. 2. Государственное регулирование туристской отрасли В 2007 г. была разработана программа развития туризма муниципального района «Удорский». Программа имеет подпрограмму «Сохранение, возрождение и развитие декоративно-прикладных промыслов в Удорском районе на 2007-2011 годы» Программа направлена на создание конкурентно-способного туристического комплекса, способного удовлетворить потребности туристов в разнообразных туристических услугах. Цель программы Обеспечение становления туризма и развитие декоративно-прикладных промыслов как разновидностей рентабельного бизнеса Задачи программы - Изучение и информационная систематизация, практическое использование ресурсов района туристической направленности - Организационное оформление мероприятий по их исследованию и использованию - Учёт, подготовка и повышение квалификации кадров в сфере туризма и декоративно-прикладных промыслов 1 этап:2007-2008 г. - Разработка и реализация системы программных мероприятий; - Рекламно-информационное обеспечение; - Кадровое обеспечение; - Развитие материальной базы в рамках реконструкции и строительства туристических объектов в зонах наибольшего благоприятствования развитию туризма; - Проведение полной инвентаризации природных, исторических, культурных памятников с целью создания полного каталога туристических объектов - Разработка туристических маршрутов и рекламы туристического потенциала района 2 этап: 2008-2011 г. - Работа по модернизации материальной базы; - Строительство новых объектов средств размещения и туристической инфраструктуры; - Развёртывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению местного туристического продукта на внутреннем рынке, интеграцию Удорского района в систему российского туристического рынка. 3. Туристическая инфраструктура Сеть объектов туристической инфраструктуры не развита. Функционирует 1 туристическая база ООО «Перекат» на кордоне «Таёжный», владелец Аброшитов С.А. (сот. тел. 799- 009). Ведется строительство туристической базы ООО «Удорач». Имеется 3 гостиницы, 8 предприятий общественного питания, 1 музей, Дом народного творчества, Центр культуры и досуга, 11 домов культуры. |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/36708 Черты и резы на днищах и боках / Надежда Багаева собрала у жителей Удоры 150 родовых знаков Вера Харламова демонстрирует грабли с родовым знаком. Жительница деревни Разгорт 85-летняя Екатерина Александровна Палкина выводит знак своего рода. В газете «Республика» уже сообщалось, что десять объектов нематериального культурного наследия из нашей республики, имеющих огромную духовную ценность, включены в специально созданный российский реестр. Это, в частности, подразумевает, что в дальнейшем они могут быть взяты под защиту ЮНЕСКО. В число сокровищ, дошедших до наших дней, вошли и коми родовые знаки – пасы. Коллекцию этих уникальных древних символов, до сих пор остающихся в ходу среди жителей Удорского района, собрала Надежда Багаева, директор районного Национального музея. Надо сразу заметить, что Надежда Багаева – не единственный энтузиаст, собиратель и исследователь родовых пасов. Уже много лет «р\двуж пас» изучает известный в республике краевед из Корткероса Людмила Королева, собравшая огромную (больше тысячи) коллекцию уникальных символов. Подавляющее большинство родовых знаков, зафиксированных Людмилой Николаевной, принадлежит семьям, издавна обжившим берега Вычегды и ее притоков. Другие же районы Коми долгое время оставались вне зоны внимания исследователей. Ученые такой работой почему-то не занимаются. Других же энтузиастов, кроме Королевой, в республике не было. Пока ей, а по большому счету исторической науке, не подставила плечо Надежда Багаева. Надежда Михайловна на Удоре человек известный. Она трудилась в администрации района, много лет возглавляла районное представительство общественного движения «Коми войтыр». Активная, энергичная женщина вдохнула жизнь и в районный краеведческий музей, когда пришла работать сюда. На новом поприще начала с того, что решила поменять стандартное, обезличенное название учреждения, призванного собирать, беречь духовное и материальное богатство Удоры. Уже вскоре районный музей носил название, отвечающее его сути: национальный. Громкое, многообещающее название требовало новых идей, начинаний, масштабных акций. Что-то натужно выдумывать, долго ломать голову не пришлось. Жительница села Буткан Елизавета Михайловна Шабанова собрала родовые знаки 12 семей – своих односельчан. Скопировав их, Надежда Михайловна, тоже коренная удорчанка, добавила к ним свой, а сотрудница музея Вера Николаевна Харламова, землячка Багаевой (они обе с Мезени), без труда вывела знак своего рода. Эта коллекция и положила начало поиску того, что некоторыми учеными уже в советский период считалось полностью забытым, утраченным, не подлежащим восстановлению. Вскоре сотрудники музея подготовили обращение в райсовет ветеранов, в администрации сельских поселений, обратились к жителям Удоры через районную газету. Смысл всех просьб сводился к одному: вспомнить и вывести знак своего рода, передать его изображение в Национальный музей в Кослане. «Приставали» с расспросами и к посетителям музея, особенно к пожилым людям, членам здешнего клуба «Надежда». Этот интерес побудил волну ответного интереса. С оказией, по почте, даже по телефону люди стали передавать, приносить, описывать то, что на протяжении веков служило отличительной особенностью их рода, подчеркивало его индивидуальность, содержало в себе спрессованную информацию. Одним словом – подлинное богатство. Некоторые из информантов Надежды Багаевой смогли с помощью пасов обозначить и показать даже свое родословие. Например, дед «подписывался» двумя горизонтальными полосами. Его старший сын добавлял к ним перпендикулярную палочку, а два других сына свои линии-пасы обозначали с правой и левой стороны. Получался замысловатый «иероглиф», который тем не менее в округе, где проживала семья, мог расшифровать каждый. На некоторых знаках владельческие палочки и закорючки имелись от четырех, а то и пяти поколений одного рода. Такие пасы столетиями лучше любых указателей обозначали лесные охотничьи угодья удорчан. Ими же «штамповали» лодки, различную утварь, рыболовецкое и промысловое снаряжение. Пасы заменяли запоры, засовы, замки. Хотя среди коми раньше не было распространено воровства, но родовой знак, нанесенный на вещь, еще раз подчеркивал, что она принадлежит другому человеку. Кстати, не эти ли черты и резы, почти всегда оставленные на дереве, дали название «родословное древо»? За этими на первый взгляд простыми, незамысловатыми линиями и закорючками спрятана не только разнообразная информация, но и философия. Не случайно, по мнению некоторых ученых, на них опирался, составляя зырянскую азбуку, просветитель Коми края Стефан Пермский. Собирая эти отголоски старины глубокой, Надежда Багаева поняла: необходимо зафиксировать не только символику, но и записывать рассказы людей, дорожащих знаком своего рода, узнать историю их предков, родовых домов, сел, деревень. Короче, описать весь миропорядок жизни, в котором важное место занимали и пасы. Итоги, пусть пока еще только промежуточные, впечатляют. Надежде Багаевой удалось составить банк данных, включающий почти 150 родовых знаков. «Из Муфтюги – 20, Ертома – 19, Важгорта – 11, Макарыба – 9», – перечисляет она населенные пункты и владельческие пометы, чья жизнестойкость вызывает удивление. Надежда Михайловна говорит, что среди прочих удалось увидеть и зарисовать один нетрадиционный знак – в форме звезды. С улыбкой признается, что с недавних пор излюбленным местом ее поисков стали чердаки и подвалы заброшенных домов. Любую деревянную утварь она непременно перевернет вверх дном и обязательно поглядит по бокам: вдруг пальцы нащупают вырезанные ножом палочки и закорючки – символ чьего-нибудь рода? Только в фондах Национального музея в Кослане в ходе такой необычной инвентаризации с пристальным интересом к днищам и бокам старой утвари удалось выявить двадцать родовых знаков. Сейчас это сокровище Удоры пребывает в папках. Надежда Багаева, как сумела, классифицировала собрание, каждый знак записала на отдельную карточку. Все, кто знакомится с уникальной коллекцией, в один голос предлагают Надежде Михайловне ее издать. Ведь ничего подобного до сих пор в Коми не выпускалось. Она и сама мечтает об этом. Два года подряд проект по оцифровке и изданию родовых знаков Удоры отправляла в Министерство нацполитики РК на проводимый грантовый конкурс. Но оба раза безрезультатно. Из газет узнала, что родовые знаки включены теперь и в российский реестр нематериального культурного наследия. Но почему такая высокая оценка этого пласта истории республики не оборачивается никакой поддержкой тех, кто бережет, собирает, пропагандирует национальное достояние? Вопросы, которые, увы, пока остаются без ответа. Между тем у Надежды Багаевой, ее коллег и помощников активно воплощается в жизнь новая интересная идея. Они взялись воссоздать панораму села Кослан, какой она открывалась с противоположного берега реки Мезени 50 и более лет назад. За последние годы райцентр Удоры сильно изменился, на береговой террасе уже почти не осталось старых домов, исчезают колодцы, амбары, улочки... «Новое должно приходить на место старого. Но часто бывает, не увидишь на привычном месте вековой дом или его ровесницу – раскидистую лиственницу, и что-то защемит внутри», – признается Надежда Михайловна. Точно такие же чувства испытывают и другие ее земляки. Узнав о новом проекте Национального музея, стали приносить сюда ворохи старых фотокарточек, на которых запечатлен Кослан в 70-е, в 50-е, в 30-е годы. «Центральную часть села такой, какой она выглядела раньше, мы воссоздали уже полностью, – рассказывает директор музея. – А когда восстановим всю панораму – сделаем выставку. Ведь это так увлекательно, заглянуть не только вперед, но и оглянуться в прошлое». Анна СИВКОВА. Удорский район |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | Ертомская волость: 1. Вендинга 2. Георгиевская 3. Ертом 4. Жуковская 5. Ибская 6. Коздгинская 7. Кортувская 8. Крестовская 9. Гузнюрдская 10. Лоптюгинская 11. Лязювская 12. Мыткинская |
marfida Новичок Сообщений: 5 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4 | Родовые знаки, видимо ставились из-за безграмотности. Например,мой прапрадед в 1849 году смастеривший зыбку для своего первенца, подписался и поставил дату. Такую же зыбку видела в этнографическом музее, мастер, изготовивший ее вместо подписи поставил свой родовой знак. |
marfida Новичок Сообщений: 5 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 4 | "...а главное - черная жирная плодоносная земля. " Земля-то как раз и не была плодоносной. В писцовой книге 1608г. записано: "пашни паханые худые земли 8 чети с полу осьминою в поле, а в дву по тому ж; сена 110 копен.." Север как никак да и удобрений тогда не было. Кормились лесом, да рекой. ![]() |
Гобан Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар Сообщений: 1912 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 3283 | http://koslan-musej.ucoz.ru/index/vazhgort/0-20 ВАЖГОРТ - село на правом берегу р. Вашки, центр с/а, в 147 км от райцентра, Удорский р-н. Коми поселились на Вашке в XIII-XIV вв. Летопись связывает одну из волн переселений с распространением в Коми крае христианства. Когда на Вычегду пришел монах Стефан и начал борьбу с древними языческими верованиями местного населения, то многие коми, не желавшие принимать новую религию, переселились на Вашку: «А непохотел кто к святой вере быти, отиде (ущли) теи на Удору... с жоны и детьми свои», - повествует летопись. Вероятно, одним из первых населенных пунктов был Важгорт. На это указывает само его название: «важ горт», т.е. «старый дом», «старый населенный пункт». Самое раннее известие о Важгорте относится к гораздо более позднему периоду - концу XV столетия. В жалованной грамоте великого князя Ивана III (1490 год) есть такая фраза: «На Удоре три пустоши земли, что отнял владычен слуга... у Митки Гридина сына да дал попу Ивану Никольскому (т.е. служителю церкви святого Николая) на Удоре». Так как, согласно материалам XVI-XVII вв., такая церковь существовала только в Важгорте, можно считать, что в грамоте 1490 речь идет именно о попе, служившем в Важгортской церкви. Следовательно, Важгорт существовал в 1490 Более подробные сведения о Важгорте есть в дозорной книге 1608 В ней написано: «Погост Важгорта. А на погосте церковь Воскресения Христова... да церковь Николы Чудотворца». В погосте насчитывалось 4 церковных и 37 крестьянских дв. Фамилии большинства жителей не названы, указана лишь одна фамилия - Буторов (Бутырев): «Во дворе Гришка да Митька да Иванка Буторовы». Шесть из 37 крестьянских дв. были пусты: «дв. пуст Ивашка Яковлева (Яковлев - отчество), ходит по дворам (т.е. разорился)», «дв. пуст Тимошки Степанова, сшел безвестно в 1602 году», «дв. пуст Алешки Ерофеева, умер в 1602 году», «дв. пуст Павлика Иванова, збежал на Двину во 1602 году» и т.д. 1602 год неслучайно постоянно упоминается в дозорной книге: тогда на Удоре (как, впрочем, и по всему Коми краю да и во всем Русском государстве) из-за тяжелейших двухлетних неурожаев начался страшный голод. В начале XVII в. Важгорт являлся центром волости, в которую входили еще 9 селений. В середине XVII в. в Важгорте насчитывалось 64 дв. Это был один из крупнейших в Коми крае населенных пунктов. Но люди жили лишь в 42 дворах, 22 дв. были пусты. Причиной запустения стали неурожаи 1630-1640-х годов. Они вызвали голод и привели к гибели или бегству жителей: «дв. пуст Ивашка Ондреева сына Дроздова, а он умер во 1633 году, жены и детей не осталось», «дв. пуст Федотка Федорова сына, а он сшел в Сибирь во 1641 году» и т.д. По-прежнему почти все жители перечислены в документе только по именам и отчествам. Названы по фамилии только Дроздов, Гужев и Мальцов. Вместе с Бутыревым это самые древние важгортские фамилии. В переписной книге 1678 появились и другие фамилии: Старцов, Черноусов, Попов, Крошихин, Климентьев, Шибунин, Васютов и Ракин. Всего во II половине XVII столетия в Важгорте насчитывалось 58 дв. 20 из них были пусты: «дв. пуст Мишки Крошихина, сшел на Пинегу и постригся в монастырь, у него сын Фадейко 10 лет, кормитца христовым имянем, а пашни у него нет», «дв. пуст Аверчки Семенова сына Попова, а ныне он живет на Мезени, а пашня его лежит пуста», «дв. пуст Ларки Шибунина, сшел кормитца з женою и з детьми, а где живет, про то неведомо»... В 1719 в Важгорте насчитывался 51 дв. Появились следующие новые фамилии жителей: Доронкин, Мышев, Макрюков, Амосов, Томилов, Сухоев, Черногудов, Денисов, Быков, Карманов, Лукин, Бубнов, Жуков, Канеев, Королев, Сужев, Игушев, Плаксин, Кулаков. В последующее время население Важгорта не увеличилось. В 1873 здесь было 48 дв., 302 жителя. В XIX в. Важгорт стал селом и центром более обширной волости. Теперь в нее входили все населенные пункты, расположенные на Вашке в пределах Коми края (территория нынешних ЁртомскогоПучкомского и других сельсоветов, Благоевского и других поссоветов). В селе размещалась почтовая станция, в 1841 открыли школу, преобразованную в 1860 в училище, а в 1866 - в церковно-приходскую школу с 3 отделениями. В 1869 в школе учились 12 мальчиков, в 1875 - 17 мальчиков и 3 девочки, в 1884 - 37 мальчиков и 6 девочек. «Вологодские епархиальные ведомости» в 1895 писали, что местная школа принадлежит к числу «наиболее выдающихся в учебном и воспитательном отношении», а школьное помещение одно из лучших в Яренском уезде. В селе в 1885 имелось 6 торговых лавок. Ежегодно с 6 по 18 января в Важгорте проводилась ярмарка, на которую съезжались люди со всего Коми края и даже из-за его пределов. Основным товаром на ней были продукты охотничьего промысла и рыба. В 1900 в селе открылась библиотека, в 1904 - временные детские ясли, в 1906 - двухклассное училище, где обучались дети из нескольких селений, в 1909 - больница. Жители занимались земледелием (сеяли рожь, ячмень, лен, выращивали капусту, с XIX в. - картофель), животноводством (держали лошадей, крупный рогатый скот, оленей, овец); была развита охота на боровую дичь и пушных зверей, рыболовство (ловили, в основном, семгу), из отхожих промыслов получила распространение возка леса, а также коновальство, изготовление валенок, чеботарство, портняжничество. В 1918 в Важгорте было 124 дв., 536 жителей, в 1926 - 139 дв., 598 жителей (280 муж., 318 жен.). В 1930 в селе имелись начальная школа, школа крестьянской молодежи, изба-читальня, приемный покой, сельская больница, агропункт, ветеринарный пункт, пароходная стоянка, школа политграмоты (открыта в 1924 ), участок милиции, потребительское общество, кредитное товарищество (возникло в середине 20-х ), агентство госторга, комитет крестьянской общественной взаимопомощи. Созданный здесь колхоз назывался «Партизан» (в январе 1968 он и еще 7 колхозов нижней Вашки стали базой для создания совхоза «Вашкинский»). В 1932 введена в эксплуатацию участковая больница. В 1933 открылась школа-семилетка, преобразованная в среднюю в 1952 В 1943 открыли детдомВ 1970 в Важгорте было 783 жителя, в 1979 - 872 жителя. К 1989 численность населения сократилась до 752 чел. (356 муж., 396 жен., коми). В 1992 в селе жили 714 чел., в 1995 - 647 чел. в 259 хозяйствах. Название происходит от коми слов важ (старый) и горт (дом), означает «старый дом». «старое селение». БОЛЬШИЕ ЧИРКИ (ЧИРК) - деревня на левом берегу р. Вашки, Важгортская с/а, в 23 км от центра с/а, Удорский р-н. Впервые упомянута в дозорной книге 1608: д. Чирка, 11 дв. В 1646 здесь было 29 дв. (в т.ч. 12 пустых - их владельцы во время голода умерли или ушли в Сибирь), один из обитателей носил прозвище Козица, фамилии других неизвестны. В 1678 в деревне насчитывалось 23 дв. (из них 11 пустых - 2 семьи, "покиня пашню, сошли кормитца... на Вычегду”, 1 чел. - на Сысолу, четверо ушли "безвестно”, остальные умерли), в документе названа только 1 фамилия - Беляев. В 1719 в Чирках было 28 дв., их обитатели носили фамилии Беляев, Титов, Гурьев, Максимов, Сидоров. В 1747 здесь жили 80 мужчин (о женщинах нет данных). В 1859 в деревне насчитывалось 17 дв., 85 чел. (33 муж., 52 жен.). В 1870-80-хх появилась земская почтовая станция, в 1898 здесь открылась школа грамоты, в 1911 - земское начальное училище. В 1916 в д. Чирской Большой имелась часовня, 33 дв. Их обитатели сеяли рожь, ячмень, сажали картофель (с середины XIX в.), охотились, занимались рубкой и возкой леса. В 1926 здесь было 36 дв., 150 жителей (70 муж., 80 жен.). В 1930 в деревне располагались пароходная стоянка и красный уголок. В 1939 в д. Большой Чирк было 162 жителя (71 муж., 91 жен.); в 1970 - 144 жителя; в 1979 - 91 житель; в 1989 - 42 жителя (22 муж., 20 жен.); в 1995 - 31 житель в 18 хозяйствах. Название происходит от коми слова КРИВОЕ (КÖДЖ) - деревня на правом берегу р. Вашки, Важгортская с/а, в 6 км от центра сс., Удорский р-н. Одно из древнейших селений на Удоре. В дозорной книге 1608 - погост Кривой Наволок, 31 жилой и 2 пустых дв.; один из владельцев последних умер, другой "сшел безвестно" в 1592, следовательно, в том году селение уже существовало. Жители пахали землю (почвы были малоплодородные, "худые"), держали скот. Огромную роль в хозяйстве играла охота; особенно активно добывали пушных зверей - в документе отмечены 90 слопцов (ловушек) и 85 "плашек горностайных". Кривой Наволок являлся центром небольшой волости, в которую входило еще поселение Шеяса, в 1608 запустевшее ("пашни лесом поросли"). К 1646 в погосте (вошедшем в состав Важгортской вол.) построили деревянную часовню Прокопия Праведного, здесь насчитывалось 52 дв., 20 из них были пусты, их обитатели умерли от голода в 1632-1645 или ушли в Сибирь. Известны только 2 фамилии местного населения - Чукомин и Астафьев. В 1678 Кривой Наволок являлся уже деревней, где имелось 34 жилых и 11 пустых дв. Жители последних ушли "от хлебного недорода" в различные регионы - кто в Сибирь, кто "безвестно"; К.М.Чукомин и Ф.Дьяков, переселились на Вычегду, Ф.К.Федчин - на Сысолу. Кроме вышеназванных, обитатели деревни в 1678 имели фамилии Юдин, Крюков, Худяков, Соров, Чичеев, Бродыгин, Люсев, Фомин, Белков. В 1719 в деревне было 34 дв. В 1747 здесь жили 176 мужчин (о женщинах нет данных). В XVIII в. в Кривонаволоцкой построили деревянную часовню Параскевы-Пятницы. В 1873 здесь насчитывалось 26 дв., 163 жителя. В середине XIX в. в деревне действовал торжок. В 1893 открылась школа грамоты, в начале XX в. - библиотека. В 1916 в Кривонаволоцкой имелось 56 дв., часовня, школа, кузница; жители занимались земледелием (выращивали рожь, ячмень, лен, картофель), животноводством, охотой, подрабатывали на рубке, выгонке и возке леса, извозе, коновальстве. В 1926 в деревне насчитывалось 74 дв., 343 жителя (164 муж., 179 жен.). В 1930 в селении имелись школа и красный уголок. В 60-80-е численность населения деревни сокращалась. В 1970 здесь жили 289 чел.; в 1989 - 200 чел. (89 муж., 111 жен., коми); в 1992 - также 200 чел.; в 1995 - 237 чел. в 75 дворах. И. Жеребцов «Где ты живешь». |
← Назад Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 19 20 21 22 23 24 Вперед → Модераторы: N_Volga, Радомир |
Генеалогический форум » Фамильные темы » Поиск предков, родичей и/или однофамильцев » Е - Ё » Ен - Ет » Ершовы/Ершевы Удорской земли [тема №41783] | Вверх ⇈ |
|
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |