Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Ершовы/Ершевы Удорской земли

Все ЕРШОВЫ Яренского уезда Вологодской губернии,с середины 17в и до 20-х годов 20в, по моему глубокому убеждению,принадлежат одному роду.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 * 12 13 14 15 ... 19 20 21 22 23 24 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3283
Удора – край неповторимый с чистыми реками и озерами, с бескрайними лесами, цветущими лугами и полями. Здесь, как нигде, еще много участков «дикости», что является большой ценностью и богатством нашего края. Всем известный социолог Питирим Сорокин говорил, что «дикая природа ценна как место, позволяющее восстановить контакт с созидательной силой природы, врожденными ценностями природы. Особо ценным участком естественных лесов является лесной заказник Корабельная чаща (находится на юго-западе Удорского района), которая относится к особо охраняемым природным территориям. Известный русский писатель М.Пришвин, описывая эти места в своей повести «Корабельная чаща» -, говорит, что такие места помогают человеку обрести, кроме здоровья, еще и мудрость, спокойствие и духовность.
Это сказочно – прекрасный уголок величавой матушки природы: участки девственной природы, имеющую большую научную, эстетическую и рекреационную ценность.
Во второй половине ХV века, в период образований территориально – административных округов внутри Перми Вычегодской был выделен отдельный округ Удорский. Удорская земля – волость включала в себя всю Вашку, верхнюю и среднюю Мезень (до устья Вашки).
Руководство на Удоре осуществлялось «сотниками волостными», избиравшимися местным населением.
В 1505 году Удора в числе других земель и волостей по завещанию Ивана III досталась его старшему сыну Василию.
В первой половине ХVI века из Удорской земли выделилась самостоятельная земля-волость - расположенная на верхней Мезени волость Глотова Слободка. Первое упоминание о ней относится к 1554 году. Она в свою очередь, делилась на две волости: собственно Глотова Слободка и Кослан (погост Косланский)
В конце 1560-х - начале 1570-х гг. от Удоры к «Мезенскому присуду» (Кевроло-Мезенскому уезду) в опричну были отписаны земли по нижней Вашке: волость Олема, Кебское,
В грамоте Ивана VI 1582 года Удора выделена в числе четырех относительно самостоятельных административно-территориальных образований. Удорским сотником являлся Артей Першин. Ему подчинялись старосты целовальники и другие должностные лица земель – волостей. Примерно с этого же времени в перечислении титулов царя в жалованных грамотах попал титул «Князя Удорского».
В конце 16 – начале 17 вв. Волости – земли Удорская и Глотова Слободка вошли в состав Яренского уезда.
В начале 18 века на Удоре - погосты Вендинга, Важгорт, Коптюга, В Глотовой Слободке - погосты Глотова Слободка и Кослан входили в состав автономии Вычегодской земли.
8 декабря 1856 году официально утвержден герб Удоры и опубликован в «Большой государевой книге Титулярник».
Из истории символики герба Удоры

Известно, что полный титул российских императоров включал в себя более 50 мелких титулов. Император был царем нескольких царств, великим князем 5 великих княжеств, государем, наследником и т.п. и т.д. Каждому такому термину должен был соответствовать определенный герб. Титульные гербы украшали жалованные грамоты российских императоров с XVIII века, но официальных документов по этому поводу не было. Первыми титульными гербами можно считать гербы с большой печати Ивана IV (Грозного), где одним
из 26 гербов значился герб Удоры (Удории) с лисой в качестве ее символа, и в перечислении титулов царя попал титул «князя Удорского».Известно, что полный титул российских императоров включал в себя более 50 мелких титулов. Император был царем нескольких царств, великим князем 5 великих княжеств, государем, наследником и т.п. и т.д. Каждому такому термину должен был соответствовать определенный герб. Титульные гербы украшали жалованные грамоты российских императоров с XVIII века, но официальных документов по этому поводу не было. Первыми титульными гербами можно считать гербы с большой печати Ивана IV (Грозного), где одним из 26 гербов значился герб Удоры (Удории) с лисой в качестве ее символа, и в перечислении титулов царя попал титул «князя Удорского».
Изображение удорского герба с большой печати Ивана Грозного отличалось от более позднего. Герб Удоры в том виде, в котором просуществовал на большом гербе Российской империи до 1917 года, появился при Петре I. В 1722 году по личному указу Петра I был приглашен на должность товарища (заместителя) герольдмейстера граф Санти, итальянец по происхождению. Он стоял у истоков российского герботворчества и по всем правилам геральдики «сочинил, исправил и нарисовал» 97 эмблем городов и областей. Официально титульные гербы были впервые утверждены 8 декабря 1856 года и опубликованы в «Большой государевой книге Титулярник».
Согласно «Титулярника» Удорский герб представляет собой щит «французской» формы, на сплошном черном поле которого изображена серебряная лисица, идущая направо, с поднятой передней лапой, смотрящая вперед, с червлеными глазами и языком.
В соответствии с правилами геральдики все, изображенное на гербе (форма щита, цвет, любое изображение, часть герба, где это изображение помещено, в какую сторону развернуто и т.д., и т.п.) имело символическое значение.
Например, все геральдические цвета имели не только символику, но и находились в определенном отношении к основным стихиям. Так, черный цвет соответствовал земле и холоду, являлся символом скромности, смирения, благоразумности, образованности, печали. Белый (серебряный) цвет соответствовал воде, влажности, и символизировал чистоту, белизну, невинность, девственность. Червлень – символ храбрости, мужества, неустрашимости.
В соответствии с правилами геральдики левая сторона щита олицетворяет зло, правое – добро, и все живые существа должны быть повернуты только в правую сторону.
Лис на гербе означает живость и остроту ума, причем о нем говорится: «слово и дело одно и то же», в других источниках, лис - символ ловкости.
Население
В ХV веке на реке Вашка сформировалась этническая группа удорских коми (удораса). Она сложилась в результате слияния переселившихся сюда еще в ХIII веке нижневычегодских пермян (и возможно, выходцев из более западных районов расселения древних коми, в частности, с Пинеги) с представителями прибалтийско-финских народов – вепсов, карел и, не исключено еще каких-то родственных им - и включения русского компонента. Поэтому удорцы отличаются рядом специфических черт. Только в этом районе Коми края распространен яркий европеоидный беломорский антропологический тип. В Удорском диалекте наличествуют карело-вепские заимствования. В конце ХIV века на Вашку (Удору) переселились новые группы нижневычегодских коми, не желавших принимать христианство: «А не похотел кто к святей вере бытии , отиде теи на Удору и на Пенегу с жоны и детьми свои», - сообщает Вычегодско-Вымская летопись
В ХVI веке происходило заселение верхней Мезени. Первые сведения о наличии на Мезени населенных пунктов – погостов Глотова Слободка и Кослан и, вероятно, несколько деревень - относятся к 1554 г. Древнейшие мезенские селения основаны в I половине ХVI веке вымскими коми, переселившихся в этот район по притоку Выми – р. Елве, а затем по волоку на приток Мезени – реку Ирва. Документальных подтверждений наличия таких миграций нет, но в пользу этого предположения достаточно четко свидетельствуют близость диалектов, на которых говорят жители Выми и Мезени, а также сохранение семейно- брачных связей между глотовцами и вымичами. Среди первых жителей Глотовой Слободки были и русские.
В писцовой книге 1586 г. В волости Глотовой Слободке перечислено два погоста и восемь деревень. Так как Мони названы деревнями, а не починками, то, следовательно, эти селения (а также два починка, к1586 г. Запустевшие) возникли не накануне переписи 1586 года, а ранее, еще до проведения предшествовавшей переписи 1564 г. Упоминание о ней содержится в Вычегодско – Вымской летописи: «Лета7072 прислал князь великий Иван писцов Якимку Романова да Микитку Пятунина с товарищи земли Вычегодские писати». Пришедшие на верхнюю Мезень мигранты не сразу находили себе постоянное место жительства. Происходило перераспределение населения между селениями. Так крестьянин Иван Мокеев переселился из погоста Глотова Слободка в «деревню Вылюбь» (Выльыб) вверх по Мезени».
Здесь сформировалась группа глотовских коми, имевших определенные отличия в языке. Культуре и быте от соседей удорцев. В последующее время эти различия в значительной мере стерлись, и сложилась единая Удорская этническая группа коми. Этому способствовали переселения с Вашки на верхнюю Мезень и с Мезени на Вашку.
Чуть позже выходцев с Выми на Мезени появились несколько семей с Вашки. Вначале они основали деревню Чернутьевскую. Так как это селение в дозорной книге 1608 года названо именно деревней, а не починком (как, вероятно, было бы в том случае, если бы оно возникло уже после переписи 1586 году), то, следовательно, Чернутьевская была основана до составления писцовой книги 1586 г., предположительно в 1564 -01586 гг. К сожалению, материалов этой книги по Удоре не сохранилось. Поскольку деревня Чернутьевская относилась к Важгортскому погосту, то, видимо, ее основателями были выходцы из Важгортской волости.
В 1586 – 1608 гг. на Мезени появилось второе селение, основанное удорцами значительно ниже Чернутьевской, близ устья р. Пыссы – починок Пысса: «Починок на Мезени устья Пысы реки… стал ново после письма Ивана Огарева». Рубежом между удорскими селениями на Мезени и Глотовой Слободкой служил «Ельский волок» - волок с притока Вашки р. Елвы на Мезень.
В свою очередь, часть жителей Глотовой Слободки переселялись в Удорские селения. Так, согласно сотной 1585 – 1586 гг., двое крестьян, Ерофей Харитонов из погоста Глотова Слободка и Иван Костин из погоста Косланский, переселились в другие селения ( «Ерофейко живет на пашне в деревне», «Ивашко живет в наймех»). Поскольку ни в одном населенном пункте Глотовой Слободки таких людей не было, можно предположить, что они перешли в соседнюю Удорскую землю. Дозорная книга 1608 года сообщает, что в д. Разврага (Разгорт) Косланской волости имелось два пустых двора: «Ерошки Тимофеева, збежал на Удору во 110-м (1602) году» и «Нестерка Калинина, збежал на Удору во 115-м (1607)году. Наряду с переселением на Мезень удорцы начали заселять верховья Вашки, где в 1586-1608 гг. было основано небольшое селение – «починок Власка Трифонова на реке на Удоре выше Вендинги стал ново после письма Ивана Огарева». Его жители пришли, надо полагать, из Важгортской волости, так как этот починок был приписан к погосту Важгорт. Однако данное направление миграций не получило дальнейшего развития. Более того. К 1646г. Запустел и этот починок: «Пустошь, что был починок Власка Трифонова сына, поросла лесом». Имел место в этот период и приток населения на Удору извне: дозорная книга 1608 г. Отметила в Глотовой Слободке одного «приходца».
Занятие.
В основном местное население занималось охотой, рыболовством и животноводством. Земледелие же было плохо развито. Также жители Удоры занимались ремеслом, но только для удовлетворения собственных нужд в одежде, обуви, орудиях труда и бытовой утвари.

В ХVI столетии главную роль в хозяйстве коми крестьянина продолжали играть охота и рыболовство – древнейшие занятия коми. Они давали не только пищу, но и материалы для изготовления одежды, обуви, орудий труда и т.д. Во всех Мезенских селениях в 1586 г. Имелись орудия охоты – слопцы ( ловушки для зверя): 200 слопцов в Глотовой Слободке, 100 – в д. Вылюбь (Выльыб). В абсолютном большинстве деревень и починков верхней Мезени имелись также « перевесья» - сети на пернатую дичь.
Охотничьи и рыболовные угодья приписывались государевыми писцами к каждому селению в отдельности, и пользовались ими жители именно этого населенного пункта. Например, «Деревня Разврага ( Разгорт), а в ней крестьян.. да к той же деревне угодий 50 слопцов на реке на Лупье да перевесье за рекою за Мезенью»; «деревня Буткон над озером над Бутконом.. да у той же деревнек угодей 30 слопцов да 2 перевесья на озере на Бутконе», и т.п. ( из писцовой книги 1586 г.).
Жители Глотовой Слободки писали в 1591 г., что они « кормятся пиктою да зверем, а хлеба не пашут». Писцовая книга 1586 г. Зафиксировала, что «пашни паханые» имелись во всех населенных пунктах даже верхней Мезени. Только жители некоторых немногочисленных дворов не имели пашни – например, в погосте Косланском жил Гашко Федоров беспашенный»

Русская Православная церковь в Удорском крае.
Обетные кресты – вера и спасение
. В конце XIV века коми были христианизированы Миссионер Стефан Пермский начал просветительную деятельность среди коми в 1979 году. Следует отметить, что образ Просветителя на Удоре связан с колдовским эпосом. Сохранился спор с главным колдуном Мелейкой, который жил в д.Мелентьево и имеет топонимическую подоплеку, (Мелей + айка).
В начале следует сюжет "Сусло, стой! — Коли сусло стой, то и лодка стой!". Стефан едет на лодке по Мезени и видит, что на берегу Мелейка гонит сусло для пива. Стефан произносит заговор, на что следует ответный заговор Мелейки. И сусло, и лодка одновременно останавливаются. После этого Стефан и Мелейка произносят опять же стандартные для аналогичного эпизода, "в колдовском эпосе" фразы: "Сусло, беги! сусло бежит, тогда и лодка твоя побежит!". После чего статус-кво восстанавливается. Стефан причаливает и вылезает на берег. Мелейка нападает на него с оружием, но Стефан произносит заговор и становится неуязвимым. Догадываясь, что Мелейка, как и все туны, имеет тесную связь с водной стихией, Стефан приказывает своим спутникам преградить путь к реке. Тогда Мелейка произносит заговор, в результате которого сусло моментально остывает, прыгает в чан, произносит еще один заговор, и сусло начинает бурным потоком заливать окрестности. В ответ на это последовал заговор Стефана, после которого костер под чаном ярко разгорелся, сусло закипело, а ошпаренный Мелейка выскочил из чана и бросился к реке. Спутники Стефана встали у него на пути и стали рубить Мелейку топорами наотмашь, но сумели убить его лишь после того, как по совету самого Мелейки разрезали нательный пояс. (Мелейка // Мифология коми / Н.Д. Конаков, А.Н. Власов, И.В. Ильина.../ науч. ред. В.В. Напольских
До нас также дошло предание о чудской княгине, бросающейся в воду после того, как Стефан Пермский подплывает к ней на каменном плоту Миссионер-креститель уговаривает вендингскую княгиню подать лодку, перевезти его на берег, где сидит княгиня, и принять христианство. После ее отказа креститель на камне переправляется к девушке. Она бросается в воду и тонет.

«Штэпан ель» . Согласно преданиям Стефан Пермский дошел до Селиба и в честь него был установлен этот крест, а родник назван его именем.

«Илья крест». Крест установлен в честь Ильи Пророка в с. Чернутьево. Существуют множество легенд о чудодейственной силе креста.
Ильин день отмечают 2 августа.
В начале ХVI века на территории Удорской земли был один Троицы Вознесения монастырь в Вендинге.
В писцовой книге 1586 года содержится перечень существовавших храмов в Глотовой слободке. В то время имелись 2 храма: деревянная церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца, церковь Ильи Пророка в Кослане.

Селибская Богоявленская церковь была построена в 1865 году


Вендингская Успенская церковь построена 1847 года

Чупровская Спасская церковь построена 1865 году

Косланская Афанасьевская церковь построена 18.. году

Глотовская Христорождественская церковь

Ертомская Троицкая церковь построена 1876 году

Важгортская Воскресенская церковь. Построена в 1847 году.

Церковь в честь святого Егория в деревне Политово

Церковь в честь иконы «Неупиваемая чаша» в п.Усогорск

Церковь в п.Вожский

Часовня Первоапостолов Петра и Павла в селе Чернутьево. Время возведения относится к ХVIII столетию

Часовня Параскевы Пятницы в деревне Кривое. Время возведения относится к ХVIII столетию
Иоаникиева келья

Иоаникиева келья находится на правом берегу р.Мезени, на самом стыке Коми и Архангельской области. Это местечко так и называют – КЕЛЬЯ. Некогда здесь жил монах Иоаникий и был у него чудесный конь. Говорят, что конь ходил по реке как по суше. Каждое утро монах переезжал на своем коне и помогал местным крестьянам. Когда Иоаникий умер, то местные жители не забывали, обихаживали могилу подвижника, со временем часовню над ней построили.

И распространился по округе слух, что на могиле монаха творятся чудеса, Рассказывали об исцелениях, об обретении пропаж , о всплывших по молитве к Иоаникию, утопленниках. Несколько раз часовенка была сожжена до основания. Сегодня там стоит новая красивая из бревен часовня. Постоили ее 1993 году.
Мученик Бронников Григорий Алексеевич
Родился 27.01.1876г. в с.Пыёлдино Устьсысольского уезда Вологодской губернии в семье диакона Николаевской церкви Алексея Иоанновича Бронникова (1847-1910). В 1895 году закончил два класса Вологодской духовной семинарии и в сентябре допущен к исправлению псаломщических обязанностей при Чухломской Крестовоздвиженской церкви Устьсысольского уезда. 30.07.1 897г. утверждён в должности псаломщика. С октября 1 896 года состоял учителем пения в Чухломской ЦПШ. 25.08.1900г. перемещён в псаломщики к Лоемской Успенской церкви. 06.06.1904г. посвящён в диакона Преосвяшеннейшим ГАВРИИЛОМ, епископом Великоустюжским. С 01.09.1910г. состоит законоучителем Ракинского земского училища. В 1913 году диакон в Троицком соборе г.Устьсысольска. С 1 1.02.1914г. и.д. псаломщика Выльгортской Сретенской церкви. С 15.03.1914г. учитель пения Давского земского училища. В 1921 году назначен священником к Богоявленской церкви с. Сёлиб Удорского района. Лишился должности священника 1936 году после взятия здания церкви под дом культуры. 8 августа 93 года был арестован органами ВКВД.
29 августа 1937 года тройкой при УНКВД Коми АССР был осуждён по ст.58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. 31 августа 1937 года приговор приведён в исполнение. Место расстрела и захоронения не известно. Заключением прокуратуры Коми АССР от 25 сентября 1989 года Бронников Г.А. на основании ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года “О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов” реабилитирован.” Справка
реабилитации выслана внучке Левановой РМ. 10.03.1993 год’
Мученик Михаил Ерогодский

Родился 17.09.1878 году в с. Важгорт Яренского уезда Вологодской губернии в семье псаломщика Воскресенской церкви. В 1894г. Закончил два класса Усть-Сысолького духовного училища. 1894 – 1899гг. жил у отца. В 1899г. По жребию принят в военную службу, состоял рядовым 223-го Коротомского резервного батальона. В 1902г. Уволен в запас. 29.02.1902г. Преосвященнейшим ГААВРИИЛОМ, епископом Великоустюжским, был допущен к исправлению должности псаломщика на место своего отца, бывшего тогда больным. 1903г. Тем же Преосвященнейшим утвержден в сей должности на ношение стихаря имеет благословение епископа. В 1914 году призван на действительную службу, находился в обозном батальоне писарем. После 19117г. Демобилизовался и вернулся в родное село Важгорт. Был служителем Важгортской Воскресенской церкви. Арестован 10.08.1937г. Осужден 28.08.1937г. тройкой при УНКВД Коми АССР по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. 30.08.1937г. приговор приведен в исполнение.





ЗАСЕЛЕНИЕ КОМИ УДОРСКОГО КРАЯ


Отсутствие письменных источников не позволяет указать точную дату начала переселения коми на Удору. Имеющиеся уже с XI в. краткие сведения о Перми Вычегодской относятся лишь к нижней Вычегде и Выми. Первое, известное историкам упоминание о существовании коми на Вашке содержится в III Двинской грамоте от 1471 г., в которой, в частности, говорится: «а Вашка, то истинное место Великого князя Вычегодское, пермяки...» (Акты археографической экспедиции. Спб., 1836, т. 1, № 94.) Данный документ позволяет считать, что Вашка в XV в. являлась исконной частью Вычегодской земли и, видимо, давно уже заселена пермяками. Грамота даже не намекает на возможность обитания там какого-либо иного населения, кроме коми.
Заселение Удорского края не было кратковременным, однократным актом. Это был длительный процесс, в течение которого коми постепенно ассимилировали прежних обитателей. Тянулся он многие десятки и даже сотни лет. Причинами, вызвавшими переселение коми на Башку, являлись: а) продвижение русского крестьянства на север и заселение им речных долин и б) христианизация коми. Переселение русских крестьян на север вызывалось тяжестью татаро-монгольского ига и бесконечными феодальными междоусобицами, разорявшими крестьянское хозяйство. Убегая в леса, крестьяне надеялись укрыться от гнета и поборов. Продвижение их в бассейн Северной Двины началось еще в XII в. и особенно усилилось в XIII в.
Появление масс русского земледельческого населения в бассейне Северной Двины вызвало отлив местных племен охотников и рыболовов в другие, менее заселенные и поэтому более пригодные для занятия промыслами районы.
Вслед за крестьянством на Севере появились представители господствующих классов. С целью укрепления власти московского князя над присоединенными территориями Москва широко практиковала политику христианизации местного «языческого» населения. Массовая христианизация вымских коми проходила в конце XIV в. Нежелание принимать христианство выражалось в уходе на новые места, в глухие леса. С Яренги, где раньше началась христианизация, путь переселения вел как раз на Башку.
Уход коми с Яренги в удорские леса не спас их от власти московского князя. В том же XV в. христианские проповедники появляются на Вашке и христианизируют население. Согласно имеющемуся в жалованной грамоте Ивана III епископу Филофею от 1490 г. указанию о том, что «на Удоре три пусы земли, ...отнял владычен слуга у Митки Гридина сына да дал попу Ивану Никольскому на Удоре...» (Историко-филологический сборник, в. 4, стр. 251.), в крае население было уже христианским к концу XV в., и даже имелся храм. Поскольку в XVI—XVII вв. церковь Николая Чудотворца существовала только в Важгорте, можно считать, что именно о служителе этого храма и идет речь в грамоте 1490 г. Важгорт, как следует из его названия, является, может быть, самым старинным поселением коми на Удоре. Вторым старым центром была там Вендинга. Имелся ли в ней церковный храм, как в Важгорте, доказать трудно, поскольку документов, подтверждающих это, нет. Однако, принимая во внимание, что в 1485 г. возле Вендинги (на месте современной деревни Крестово) уже был маленький монастырь, можно утверждать, что и там имелась церковь. К сожалению, время основания этих древнейших поселений Удорского края установить пока что невозможно.
До начала XVI в. в Удорском крае постоянное коми население проживало только в бассейне Вашки. Верховья Мезени служили охотничьими угодьями для удорцев. Хотя в грамоте 1485 г. бассейн верхней Мезени описан как часть Удорского края, все данные говорят об отсутствии здесь постоянных поселений. Переселение коми с Вашки на Мезень началось лишь во II половине XVI в. В писцовой книге 1608 г. указано, что первые поселения удорцев (обитателей Вашского бассейна) на Мезени появились около 1585 г., а именно — деревня Чернутьевская незадолго до этой переписи и починок Пысса — уже после нее.
Однако население на верхней Мезени ко времени начала переселения с Вашки уже имелось и, при этом, иного, не удорского (вашского) происхождения. По писцовым книгам 1585 и 1608 гг., территория удорцев, охватывавшая верхнюю Вашку и часть верхней Мезени, резко отделялась от верховьев Мезени, где располагались тогда земли Глотовой слободки, и рубежом между ними был волок из Еввы, притока Вашки в Мезень. Земли Глотовой слободки доходили «ниже слободы по Мезени до Удорского рубежа до волока Ельского».
Первые сведения о существовании на верхней Мезени уже довольно значительного населения имеются от 1554 г. 20 сентября 1554 г. Вологодский и Великопермский епископ Киприан дал разрешение на построение новой церкви «в волости Кослане в Глотове слободке на Мезени» (М. Михайлов. Усть-Вымь, «Вологодские губернские ведомости», 1850, № 52.). Согласно этой грамоте на верхней Мезени в середине XVI в. имеется уже целая группа постоянных поселений и в их числе Глотова слободка и Кослан, причем в волости Кослан было тогда 13 крестьянских дворов. Количество дворов во всех поселениях Глотовой слободки, к сожалению, не известно.
Первым поселением на верхней Мезени была Глотова слободка. Несмотря на отсутствие прямых указаний, это можно смело утверждать, исходя из таких факторов, как географическое расположение слободки в конце вымско-мезенского водного пути, имевшего основное значение, и распространение названия Глотова слободка с одного населенного пункта на значительную территорию в верховьях Мезени, на которой располагалась даже отдельная волость Кослан (Л. Н. Жеребцов. О времени появления коми на верхней Мезени. Известия Коми филиала ВГО, Сыктывкар, в. 3, 1957.).
Основателем Глотовой слободки был, вероятно, русский крестьянин Глотов. Именование слободки по фамилии ее основателя было тогда весьма распространенным явлением. Фамилия Глотовых встречается в документах XIV в. в Старой Русе и в XVII в. в Яренске.
Заселение верховьев Мезени происходило с Выми, откуда шел прямой путь по речке Елве до волока через него в р. Ирву, впадавшую в Мезень. Этот путь имел первостепенное значение для всего Удорского края и в последующие века вплоть до I четверти XX в. Доказательствами прихода населения в Глотову слободку с Выми являются близость глотовского говора к верхневымскому, общность фамилий, сохранение семейно-брачных связей и т. д.
Не подлежит сомнению, что основная масса глотовских крестьян с самого начала состояла из коми. В то же время наличие большого количества русских слов в глотовском говоре указывает на вхождение в состав глотовцев значительного русского компонента; вместе с тем, существование оленеводства с наймом в пастухи ненцев, ненецкие типы одежды и связанная с ними терминология, а также присутствие уральских антропологических черт в облике верхнемезенских коми говорят о включении некоторого количества ненцев в их состав. Таким образом, верхнемезенские коми сложились на основе смешения представителей трех народов.
Удорцы начинали основывать свои поселения на верхней Мезени уже после возникновения группы глотовских деревень. Поэтому их починки по Мезени складывались ниже владений Глотовой слободки. Шли удорцы с Вашки по ее притоку Елве до волока и волоком в Мезень. Известен был также и другой водный путь с Вашки на Мезень по притокам их Куле и Пыссе. Возможно, существованием этих путей и объясняется то, что первыми удорскими поселениями стали именно Чернутьево и Пысса, основанные на этих путях.
На территории Глотовой слободки существовало два погоста — сама слободка и Кослан, и 9 деревень — Вантанская, Вылиб, Буткон, Макарова, Екшера, Шарыба, Ручей, Разварга и Вылиб.
В начале XVII в. московским правительством была проведена новая перепись населения. Писцовая книга 1608 г. сохранилась полностью. По сведениям этой переписи в Удорской волости насчитывалось 19 поселений, в том числе на Вашке три погоста — Вендинга, Кривой наволок и Важгорт и 13 деревень: Ертома, другая Ертома, Шиляевская, Козлейга, Иба, Новоселка, Чирка, Остров, Выргорта, Усть-Пучкома, Мучтюга, Елькожа, Коптюга, и один починок Власки Трифонова да на Мезени одна деревня Чернутьевская и починок «на Усть-Пысы реки».
B Глотовой слободке в 1608 г. имелось 10 поселений, в числе которых были погосты — Глотова слободка и Кослан, 8 деревень: Вантывская, Вылюб, Будкон, Екъшера, Варыба, Ручей, Разверга и Вылюб. По сравнению с 1585 г. произошло незначительное сокращение количества деревень: опустела деревня Макарова. Новых же населенных пунктов здесь не возникло.
В течение XVII в. в Удорском крае происходит основание новых поселений. По переписи 1707 г. Глотова слободка объединяла 8 деревень, а погосты Кослан — 4, Вендинга — 8, Важгорт и Пысса — 13 деревень. К погосту Коптюге была приписана только 1 деревня.
По данным «экономических примечаний» к генеральному межеванию 1784—1786 гг., во всем Удорском крае насчитывалось 38 населенных пунктов, не считая поселений вокруг села Пыссы, которые в этот период не входили в состав Яренского уезда будучи приписанными к уезду Мезенскому. В составе Вендинской волости появились, кроме упоминавшихся, новые деревни Мыкинская, Усть-Вачерская, Жуковская и Лоптюжская, а Важгортской волости — деревня Паспонская. На верхней Мезени в состав Глотовой слободки включились деревни Панковская, Малая Вылибская, Кучмозерская, Боровская, Макарыбская, Зерзяибская, Ветсужская, а в село Косланское — деревни Ивашкинская, Нижнеудорская, Селибская, Мелентьевская, Мучканская (ЦГА Коми АССР, ф. 407, оп. 4, д. 1274, лл. 73—81.). И к самому концу XVIII в. на Удоре возникает еще несколько новых поселений и среди них такие, как Кирик, Канач, Тойма, Усть-Кула, Корттувья, Латьюга, Ыбула и Малая Пысса (Л. Н. Жеребцов. К вопросу о заселении Вашки. Известия Коми филиала ВГО, Сыктывкар, 1959, в. 5.). В XIX в. существенных изменений в составе удорских поселений не произошло.
Как и для других районов Коми АССР, на Удоре тоже довольно трудно установить, давно ли те или иные крестьянские фамилии появились в поселениях, в которых мы их встречаем сейчас. Из существующих в Удорском крае с XVI в. можно упомянуть Иевлевых, Калининых, Костиных, Давыдовых, Власовых, Селивановых в Кослане; Мелентьевых, Иевлевых, Цекелевых, Некрасовых, Омосовых в Глотове; Бызовых, Бушкиль в Вылибе; Жилиных в Разгорте, оттуда же бежали на Удору Калинин и Тимофеев, Бутыревых (Буторовых), Петровых и Харламовых в Важгорте; Афанасьевых (Офоносьевых) в Муфтюге; Лукиных, Остаповых (Остафьевых) в Кривом; Дудиных, Юдиных, Некрасовых в Вендинге и в Пыссе Логиновых и Андреевых (первые поселенцы в Пыссе были братья Логинко да Ондрейко Максимовы).
По данным переписи 1646 г., на верхней Мезени известны фамилии: в Глотове — Мартюшев, Пашков, Жилинов (Жилин), Оброков, Латошев, Ушаков, Пархачев, в Бутконе — Сюсев, Деев, Тарамшин, Пукоев (Пувкоев), Сычев, Панков, в Кослане — Мезенцев, Политов, а на Вашке в Вендинге — Желев, Колыван, Насонов, в Коздинге — Булыга, Грачев, Бурцев, Плешаков, в Чирке — Козица, в Важгорте — Гужев и Мальцев, в Кривом Наволоке — Чукомин, Тренке (Тренькин), Насонов, в Острове — Клепиков, Коротаев, Ширяев, Шестобой, Худяков, в Вильторте — Черноусов и Патраков, в Пучкоме — Паренов, в Чернутьевской и Пыссе — Логинов, Андреев, Бушенов, Павлов (Вологодский областной архив, ф. 883, оп. 1, д. 22.).
Некоторые из этих фамилий сейчас на Удоре уже не существуют, другие встречаются в иных поселениях, но большая часть их все же до сих пор остается именно в тех селениях, где они записаны еще в XVI—XVII вв. Это позволяет утверждать, что значительная часть населения Удорского края имеет древнее происхождение и живет на одном месте несколько сотен лет. Именно этим объясняется тот факт, что в удорских деревнях распространены в основном 2—3 фамилии, носители которых считают себя родственниками, имеющими общее происхождение.
Коми составляли основную массу обитателей края. Представители других народов на Удоре были немногочисленны. Не считая древнего до коми населения, этническую принадлежность которого пока определить затруднительно, можно отметить присутствие в крае русских и ненецких переселенцев, которые, однако, так же, как и древние обитатели, не сохранились в качестве самостоятельных групп, а быстро перемешались с коми. Наибольшее включение русских имелось на верхней Мезени, особенно в глотовской группе. Ненцы также принимали участие в сложении именно этой группы коми. На Вашке русских было значительно меньше и совсем мало было ненцев. Именно поэтому верхнемезенское (косланско-глотовское) население имело серьезные отличия по сравнению с вашским.
В последующие века в связи с совместным расселением удорцев и глотовцев по верхней Мезени, сближением и смешением их эти различия постепенно стерлись и сложился единый для обеих групп удорский диалект коми языка, единая культура, и термин «Удора», «Удорский край» распространился также и на глотовскую группу поселений (Л. Н. Жеребцов. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII —начале XX вв. М., 1972.).
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3283
№ 103. — 1608 г. Писцовая книга Яранскаго уезда, письма и дозору Василия Ларионова и подьячаго Андрея Горохова 7116 года.
http://www.vostlit.info/Texts/.../103_1.htm

Дрв. Чмутовская, дворы врозни: в. Гришка Игнатьев, да сын ево Петрушка середние, в. Павлик Остафьев молотчей, в. Ивашка Семенов молотчей (л. 55 об.), в. Олешка Васильев молотчей, в. Жданка Исаков молотчей, в. Ивашка Малой молотчей. Пашни паханые середние земли 12 чети в поле, а в дву по тому ж; сена 45 копен


Гришка Игнатьев, самый древний письменно зафиксированный представитель моего рода Ершовых на Нижней Вычегде.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3283
Cвязь между финским языком и удорским диалектом коми языка
Размещено пользователем Shkljaev Aleksej, Июль 4, 2012 1:24pm в Linguistics\Лингвистика
Назад, к темам форума Linguistics\Лингвистика
http://uralistica.com/group/li...alekt-komi

Студент из Финляндии Нико Партанен, изучавший этой зимой в Сыктывкаре коми язык, перешел к практическим научным исследованиям.
Вместе с группой студентов Сыктывкарского университета финн отправился в диалектологическую экспедицию в Княжпогостский район. До середины июля группа будет работать под руководством преподавателя финского языка СГУ Риммы Поповой. Студенты изучат диалектические особенности, их отличия от литературного коми языка, перспективы развития местного диалекта, сферы его применения.
Следующим объектом изучения для Нико Партанена станет удорский диалект. Как рассказала Финно-угорскому порталу переводчик с финского, лидер «МИ» Яна Сажина, пригласившая Нико на родину предков на Удору, у финна есть научная концепция об общих корнях финского языка и удорского диалекта коми языка. Нико Партанен, его подруга из Финляндии Александра Кельнер и Яна Сажина в июле проверят ее в отдаленной удорской деревне Шиляево, где постоянно живет только семь человек.
«Действительно, очень много удорских слов похожи на финские. Так что цель этой поездки — сопоставить финский язык и удорский диалект, понять, почему удорские слова похожи на финские и при этом отличаются от слов литературного коми языка», - пояснила Яна Сажина.
В качестве примера лидер коми молодежной организации «Ми» привела в пример слово «маленький». Так, на удорском диалекте оно звучит как «пони», на финском языке «pieni”, на литературном коми - «ичӧт».
Фото БНКоми
marfida
Новичок

marfida

Сообщений: 5
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 4
Историки утверждают, что вашкинские удорцы имели более тесные контакты с западно-финским (древневепским) населением, а мезенские удорцы — с соседними русскими и ненцами, что различало их. В течение XVII — XIX веков верхнемезенские и верхневашкинские коми оформились в единую удорскую этнографическую общность коми.
http://omop.su/article/11/1173487.html
---
ищу сведения о Краснояровых -Тобольский уезд (середина 17-конец 19вв)
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3283
http://www.runivers.ru/newenc/184877/
Удорская земля


Часть территории Яренского уезда, сформировавшаяся в течении XV в. на ее северо-западе в бассейнах рек Мезень и Вашка. Первоначально существовала обособлено от Перми Вычегодской
Основу земли составляли три погоста по реке Удоре: Венденга, Кривой Наволок, Важгорт, и два на Верхней Мезени: Глотова слобода и Кослон.
Этническая группа удорских коми (удораса) сформировалась в XV веке. Она сложилась в результате слияния нижневычегодских пермян с представителями прибалтийско-финских народов - вепсов, карел, а также с русскими. В XVI веке происходило заселение верхней Мезени - туда пришли вымские коми. В волости Глотовой Слободки, помимо русских, сформировалась группа глотовских коми.
Существует предположение, что на Удору бежали жители Перми Вычегодской, непринявшие крещение Стефана Пермского. Вычегодско-Вымская летопись сообщает о набеге в 1389 году на Яренск пермян с Пинеги и Вашки: «Лета 6897 пришедшу с Удоры и с Пинеги пермяне-идолопоклонницы на Еренский городок, монастырское Пречистые Богородицы пожгли, по­грабили, людей монастырских посекли». Крещение Удорской земли произошло в 1444 г., когда по сообщению той же летописи епископ Пермский Питирим: «привел к святой вере пермяков удоренов на Вашке реке, игуменов и попов им дал, святей храмы тамо воздвиг». Включение Удоры в состав Пермской епархии означало фактическое присоединение этой территории к Москве, чему противились новгородцы, осуществив в 1471 г. поход на Вашку и добившись ее временного подчинения. С окончательным падением независимости Новгорода в 1478 г. Удорская земля, как и вся Пермь Вычегодская вошли в состав Московского государства.
В жалованной грамоте. Ивана III 1485 г жителям Перми Вычегодской на владение реками, озерами и угодиями, «которыми были их дедины и отчины» называются в числе Удорских земель угодья по реке Удоре (Вашке) со всеми притоками до Олемы и по реке Мезени от верховьев почти до Вашки: «А ловити удореном в тое пермских местах и в реках и озерах всем за один. А государевы дани за соболи и за белку и за бобровые гоны и за кречатьи садбища и за рыбные и звериные ловли с дву сотни с двудесяти осьми люков пять сороков двацеть восемь соболей. Не будет соболь, ино за соболь по четыре гривны».
По завещанию великого князя Ивана III 1504 г. «Удора» вместе с «Вычегдой», «Вымью» и «Сысолой» и «со всеми их месты» предназначаются его старшему сыну Василию (т.е. входит в основную территорию великого княжества), а в первой половине XVI века из Удорской земли выделилась самостоятельная земля-волость Глотова Слободка, в состав которой входил и погост Косланский.
В 1567 г. Удорская земля была взята в опричнину Ивана Грозного: «...князь Афанасий Вяземский повелением князя великово отписал погосты удорскии на Усть-Вашке и Каращельское, и Олему, и Пинежку, и Кебское присуду мезенскому на опричнину». «Удора» также упоминается в завещании царя Ивана Грозного 1572 г., составленного уже после отмены опричнины, в том же контексте пермских земель, как и в завещании Ивана III 1504 г., предназначавшихся наследнику престола и государства – в 1572 г. царевичу Ивану Ивановичу.
В царской грамоте 1582 г. Удора выделена в числе четырех относительно самостоятельных административно-территориальных образований (Еренского городка, Выми, Сысолы). Глотова Слободка в грамоте не названа, возможно, потому что она входила в состав Выми. В 1582 году Удорским сотником являлся Артемий Першин. Ему подчинялись старосты целовальники и другие должностные лица земель волостей. Центром Удоры вероятно являлся погост Важгорт.
Как писал академик М.Н.Тихомиров, в Удорской земле «пашня имела второстепенное значение. Жители занимались скотоводством, рыбной ловлей и звериным промыслом». К каждому поселению были приписаны обширные луга и звериные ловли – «слопцы» (ловушки для мелкого зверя) и «плашки» (ловушки для горностая), значительны были и рыбные угодья.
Особую проблему в изучении Удорской земли представляет включение ее названия в царский титул и составление в связи с этим специального герба, вошедшего в герб Российского царства, а затем Российской империи. Впервые в 1577 г. на государственной печати появляется отдельная эмблема с изображением хищного зверя с текстом «Печать Удорская». Причем в той же печати располагалось изображение схожего зверя с подписью «Печать Обдорская». В этом случае речь могла идти о территории в Сибири на Оби. Ведь рядом с ней располагались «печати» других Сибирских и земель, которые только предполагалось включить в состав Российского царства: «Кондинской» и собственно «Сибирской». Очевидно, схожесть названий и изображений привело к тому, что в наиболее известном источнике русских земельных гербов – Титулярнике 1672 г. оба герба Обдорский и Удорский были помещены в одном геральдическом щите-картуше. Уже в позднейших описаниях Большого герба Российской империи обе эти герба Удорский и Обдорский еще больше унифицировались и трактуются первый, как «Удорский
- в черном поле серебряная лисица с червлеными глазами и языком», второй «Обдорский
- в серебояном поле серебряная лисица с червлеными глазами и языком». Оба герба ныне официально утверждены – Удорский, для муниципального района Республики Коми, Обдорский – для Салехарда - столицы Ямало-Ненецкого округа. Но вопрос какая Удорская земля имелась ввиду в XVI-XVII вв. – Вашкинско-Мезенская или расположенная рядом с Обдорской землей схожая по названию сибирская земля остается открытым.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3283
http://www.artlad.ru/magazine/all/2008/1/181/199
Песенная традиция Удоры
(о новом музыкальном диске)

Предлагаемая музыкальная подборка включает разножанровые образцы песенной культуры Удоры. Фольклорно-этнографическая традиция этого района включает в себя две группы – вашкинскую и мезенскую. Если в мезенском фольклоре в большей мере обнаруживаются связи с Вымью, то на формирование вашкинской традиции большее влияние оказал севернорусский, в частности лешуконский фольклор.
На фоне характерного для всех этнических традиций интенсивного угасания традиционной песенной культуры Удора является редким исключением. Если в большинстве случаев представление о песенных традициях коми мы получаем из архивных материалов, собранных в 60-х гг. прошлого столетия, то представленные здесь записи сделаны в ходе экспедиций 1999 года, две – в 1989 году. Публикуемые материалы этих экспедиций хранятся в Фольклорном архиве Сыктывкарского университета и Фольклорном фонде Института языка, литературы и истории Коми НЦ. Уже по содержанию музыкальной подборки видно, что ещё совсем недавно это песенная традиция сохраняла всё жанровое многообразие.
Особое место на фольклорной карте Удоры занимают деревня Коптюга и село Чупрово (р. Вашка). Именно здесь в исполнении местных ансамблей был зафиксирован основной корпус лирических протяжных, плясовых и хороводных песен. Нами были записаны два коллектива. Это ансамбль д. Коптюга: Марья Алексеевна Роноева, 1950 год рождения; Ивачева Марья Алексеевна, 1927 г.р.; Роноева Дина Степановна, 1941 г.р.; Бажукова Евдокия Васильевна, 1935 г.р.; Роноева Роза Ивановна, 1931 г.р.
И второй коллектив – с.Чупрово: Давыдова Нина Михайловна, 1938 г.р.; Давыдова Марья Михайловна, Екимова Евдокия Петровна, 1921 г.р.; Кочева Алевтина Михайловна, 1931 г.р.; Коровина Евдокия Андреевна, 1933 г.р., ур. д. Коптюга.
В селе Чупрово помимо традиционной лирики от того же ансамбля участниками фольклорной экспедиции были записаны духовные стихи, в которых отражена конфессиональная специфика вашкинской традиции. Этот репертуар достаточно подробно проанализирован Е.Е. Васильевой и Т.С. Каневой. Показательна характеристика поэтической и музыкальной стилистики этих записей: «Обращает на себя внимание стилистическая пестрота: четыре записи (молебен «Высшую небес», духовные стихи «О, коль наше на сем свете жити плачевну», «Умоляла мать родная», «Вот скоро настанет, настанет мой праздник») и по состоянию языка, и по поэтическому стилю, и по музыкальному воплощению текста как будто принадлежат разным мирам. Разумеется, отсутствие стилистического единства – видовое свойство песенно-повествовательного фольклора в целом и духовных стихов в частности, но столь разительный контраст при ограниченном круге текстов требует хотя бы попытки объяснения»1. Исполнялись духовные стихи на поминальных трапезах, и соответственно в них звучат мотивы бренности жизни, прощания с нею, величия вечной жизни и т.д. Эта традиция представлена в данной подборке двумя произведениями: «О, коль наше на сем свете» – псалом, устойчиво присутствующий в рукописных сборниках XVIII века, и «Умоляла мать родная» – широко распространённый в старообрядческих традициях и в репертуаре православного церковного народа, исследователями трактуется как авторский, датируется второй половиной XIX века2.
В плане сохранности песенной традиции мезенский репертуар в материалах экспедиций последних лет на порядок уступает Вашке. Тем не менее в селе Б. Пысса нами был записан замечательный дуэт сестёр – Бушеневой Тамары Федоровны, 1935 г.р. и Андреевой Екатерины Федоровны, 1937 г.р. Их репертуар включает в основном поздний пласт песенной культуры, пользующийся большой популярностью среди современных исполнителей.
Огромное влияние на формирование песенных коми традиций оказала севернорусская культура, о чём свидетельствует русскоязычный песенный репертуар, песни же исполняемые на коми языке являются либо переводными вариантами, либо результатом переосмысления заимствованного фольклора. Подобная ситуация двуязычия характерна для всех финно-угорских традиций Северо-Запада России. Типично соотношение языков в жанровой системе: «Крайние позиции жизненного цикла, удерживающие наиболее явственную связь с обрядами перехода (материнский фольклор, свадебные и похоронные причитания), – коми язык; ситуации праздничной жизни, лирика, песенно-игровой фольклор – русский язык»3.
Из жанров, исполняемых на коми языке, в подборку включены причитания и образцы детского фольклора. Традиция причитаний представлена образцами похоронной причети, а также плача по случаю – жалоба родителям о тяжёлой жизни. Нужно отметить, что в данной традиции этот жанр активно использовался не только в обрядовых ситуациях, но и по самым разнообразным бытовым случаям, например, нам в с. Чупрово исполнили причитание по случаю прихода гостей-фольклористов.
Из многочисленных записей детского фольклора здесь представлены так называемые песни-сказки, имеющие вопросно-ответную форму, и потешки, которые могли исполняться в самых разных ситуациях: как прибаутки, байканья и т.п.


Содержание музыкального диска

01. «О, коль нашем на сем свете жити плачевну». Духовный стих. Ансамбль с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Власов А.Н., Панюков А.В., Савельева Г.С.
02. «Умоляла мать родная». Духовный стих. Ансамбль с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Власов А.Н., Панюков А.В., Савельева Г.С.
03. «А гормилица маменькаö». Похоронное причитание по матери. Долгина А.А., 1928 г.р., с. Важгорт, запись 1999 г. Собиратели: Шевченко Е.А., Ивашева А.
04. «Господариолы да батюшколы». Причет-жалоба родителям на жизнь. Амосова А.И., 1905 г.р., с. Пучкома, запись 1989 г. Собиратели: Власов А.Н.
05. «А любейö да менам да бур чойö» (А любимая да моя хорошая сестра). Похоронное причитание сестре. Курыдкажина А.П., 1919 г.р., с. Кослан, запись 1989 г. Собиратели: Захаров А.Н., Майорова О.Н.
06. «Единой казак-от сбирался на битву». Баллада. Ансамбль с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Власов А.Н., Панюков А.В., Савельева Г.С.
07. «Вы послушайте, ребята». Поздняя лирика. Бушенева Т.Ф. 1935 г.р., Андреева Е.Ф. 1937 г.р., с. Б. Пысса, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
08. «Запрягу я трои вороных коней». Плясовая. Ансамбль д. Коптюга, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
09. «Мальчик в городе родился». Лирическая. Ансамбль д. Коптюга, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
10. «Таракашки по запечке бегают». Припевочная. Ансамбль д. Коптюга, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
11. «Экой Ваня разудалая голова». Лирическая. Фрагмент. Ансамбль д. Коптюга, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
12. Частушки «под язык». Сведений об исполнителях нет, с. Важгорт, запись 1999 г. Собиратели: Шевченко Е.А., Ивашева А.
13. «Посадил я розу край окна». Поздняя лирика. Бушенева Т.Ф. 1935 г.р., Андреева Е.Ф. 1937 г.р., с. Б. Пысса, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
14. «Дудо-дудо». Детская песня-сказка. Участница ансамбля с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
15. «Кысылей-магилей». Детская песня-сказка. Павлова Н.В., 1914 г.р., д. М. Пысса, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
16. «Вöйзьöдö-вартöдö» (Скачет-поскачет). Потешка. Бушенева Т.Ф. 1935 г.р., Андреева Е.Ф. 1937 г.р., с. Б. Пысса, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
17. «Вартас-вартас» (Гонит-гонит). Потешка. Ансамбль с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.
18. «Öтылö-мöтылö». Потешка. Участница ансамбля с. Чупрово, запись 1999 г. Собиратели: Панюков А.В., Савельева Г.С.


Составители: Савельева Г.С., кандидат филологических наук ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. Канева Т.С., кандидат филологических наук, доцент. Руководит Центром фольклорных исследований СыктГУ. Панюков А.В., кандидат филологических наук, доцент ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН.



1 Старообрядческий центр на Вашке: Устная и письменная традиция Удоры: Материалы и исследования. Сыктывкар, 2002. С.119.
2 Старообрядческий центр на Вашке: Устная и письменная традиция Удоры: Материалы и исследования. Сыктывкар, 2002. С.119-120.
3 Там же. С.115.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3283
http://www.agiks.ru/patterns/OC-25/current/udorskij.htm
Туристско-рекриационный потенциал МО МР «Удорский»

1. Туристическая привлекательность МО МР «Удорский»

Первые люди появились на территории современного Удорского района в III тысячелетии до н.э. Археологами в бассейне верхней Мезени обнаружены относящиеся к той эпохе поселение Кыстырью и стоянка Усогорск II. В XIII столетии берега Вашки начали заселять древние коми. А в конце XIV в., когда началась христианизация вычегодских коми, немалая часть тех, кто сохранил приверженность древним языческим богам, тоже ушли с берегов Вычегды на Вашку. К сожалению, о населении Удоры XIII–XV вв. мало что известно. Люди жили тогда на берегах Вашки, а на верхней Мезени располагались их охотничьи и рыболовные угодья. К древнейшим населенным пунктам Удоры принадлежат Вендинга, впервые упомянутая в исторических документах в 1490 г., и Важгорт (первое упоминание – 1495 г.). Известно, что в начале XVII в. существовали Пучкома, Ертом, Кривое, Коптюга и некоторые другие поселения. Удорцы – этническая группа коми-зырян, довольно долго жившая в изоляции, поэтому сформировавшая свой диалект коми языка, а также свои традиции. Удорская земля – богатый и живописный северный край, край песен и самобытного фольклора, который хранит глубокие тайны таких народных промыслов и ремёсел, как ткачество, вязание, вышивание, береста, художественная обработка дерева, плетение корзин из ивовых прутьев и сосновой лучины. Неотъемлемой частью культурного наследия района являются храмы.
Имеется сложившийся праздничный календарь. В районе регулярно проводятся и собирают немало слушателей и зрителей Дни коми книги. Праздник проходит каждый год в различных населенных пунктах. В рамках праздника проводится выставка изделий декоративно-прикладных промыслов, выступление фольклорных коллективов района. В празднике принимают участие известные поэты и писатели Республики Коми. Довольно много проводится в районе и обрядовых календарных праздников.
Район охватывает междуречье Вашки и Мезени. Ландшафт типичный для северного региона – огромные таежные массивы с разветвленной сетью малых рек и ручьев, воды которых собираются в крупные реки Вашка и Мезень. Всего в районе около 200 озер. Реки богаты семгой, миногой, нельмой, сигом, пелядью, хариусом, ельцом, язем, лещом, окунем, щукой. Во все времена главным богатством района являлись леса, их площадь составляет 87,5% площади всего района. На северо-востоке района простираются склоны Тиманского Кряжа (Четласского Камня).
В районе разработана своя муниципальная программа развития туризма. Необходимо отметить, что программа мероприятий по развитию туризма в Удорском районе уже начала работать. И первыми действенными шагами можно считать сбор информационной базы и разработку маршрутов. Для начала становления туризма на сегодня разработано пять туристических маршрутов. Из них четыре автомобильно-пешеходных тура «Корабельная чаща», «Иоаникиева келья», «Четласский камень», «Северная деревня» и один автомобильно-лодочный маршрут по реке Йирва.
В туристических целях предполагается использовать старинную коми деревню Патраково – поселение, основанное в конце 16 века. Рядом с деревней расположено уникальное соленое озеро, родники с целебной водой, есть все возможности для организации охоты и рыбалки, сбора дикоросов.
Возможные направления развития туризма на территории МО МР «Удорский». Туристические ресурсы района позволяют развивать ряд туристических направлений, которые условно можно разделить на 2 группы:
1- так называемая «красная группа» - это туристические направления, которые возможно продвигать (при создании соответствующей инфраструктуры) на окружном, всероссийском и международном уровне:
- этнография, история, краеведение;
- хобби-туры – охота, рыбная ловля, сбор дикоросов.
- агротуризм (ностальгический и этнопознавательный сельский туризм);
2 – «синяя группа» - это туристические направления, развитие которых будет перспективно на региональном, муниципальном уровне:
- спортивно-познавательный водный туризм для групп школьников, семейных групп;
- спортивно-познавательный пеший, лыжный велосипедный туризм для молодежи.

2. Государственное регулирование туристской отрасли
В 2007 г. была разработана программа развития туризма муниципального района «Удорский». Программа имеет подпрограмму «Сохранение, возрождение и развитие декоративно-прикладных промыслов в Удорском районе на 2007-2011 годы»
Программа направлена на создание конкурентно-способного туристического комплекса, способного удовлетворить потребности туристов в разнообразных туристических услугах.
Цель программы
Обеспечение становления туризма и развитие декоративно-прикладных промыслов как разновидностей рентабельного бизнеса
Задачи программы
- Изучение и информационная систематизация, практическое использование ресурсов района туристической направленности
- Организационное оформление мероприятий по их исследованию и использованию
- Учёт, подготовка и повышение квалификации кадров в сфере туризма и декоративно-прикладных промыслов
1 этап:2007-2008 г.
- Разработка и реализация системы программных мероприятий;
- Рекламно-информационное обеспечение;
- Кадровое обеспечение;
- Развитие материальной базы в рамках реконструкции и строительства туристических объектов в зонах наибольшего благоприятствования развитию туризма;
- Проведение полной инвентаризации природных, исторических, культурных памятников с целью создания полного каталога туристических объектов
- Разработка туристических маршрутов и рекламы туристического потенциала района
2 этап: 2008-2011 г.
- Работа по модернизации материальной базы;
- Строительство новых объектов средств размещения и туристической инфраструктуры;
- Развёртывание широкомасштабной рекламной кампании по продвижению местного туристического продукта на внутреннем рынке, интеграцию Удорского района в систему российского туристического рынка.

3. Туристическая инфраструктура
Сеть объектов туристической инфраструктуры не развита. Функционирует 1 туристическая база ООО «Перекат» на кордоне «Таёжный», владелец Аброшитов С.А. (сот. тел. 799- 009). Ведется строительство туристической базы ООО «Удорач». Имеется 3 гостиницы, 8 предприятий общественного питания, 1 музей, Дом народного творчества, Центр культуры и досуга, 11 домов культуры.
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3283
http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/36708
Черты и резы на днищах и боках
/ Надежда Багаева собрала у жителей Удоры 150 родовых знаков

Вера Харламова демонстрирует грабли с родовым знаком.

Жительница деревни Разгорт 85-летняя Екатерина Александровна Палкина выводит знак своего рода.

В газете «Республика» уже сообщалось, что десять объектов нематериального культурного наследия из нашей республики, имеющих огромную духовную ценность, включены в специально созданный российский реестр. Это, в частности, подразумевает, что в дальнейшем они могут быть взяты под защиту ЮНЕСКО.

В число сокровищ, дошедших до наших дней, вошли и коми родовые знаки – пасы. Коллекцию этих уникальных древних символов, до сих пор остающихся в ходу среди жителей Удорского района, собрала Надежда Багаева, директор районного Национального музея.

Надо сразу заметить, что Надежда Багаева – не единственный энтузиаст, собиратель и исследователь родовых пасов. Уже много лет «р\двуж пас» изучает известный в республике краевед из Корткероса Людмила Королева, собравшая огромную (больше тысячи) коллекцию уникальных символов. Подавляющее большинство родовых знаков, зафиксированных Людмилой Николаевной, принадлежит семьям, издавна обжившим берега Вычегды и ее притоков. Другие же районы Коми долгое время оставались вне зоны внимания исследователей. Ученые такой работой почему-то не занимаются. Других же энтузиастов, кроме Королевой, в республике не было. Пока ей, а по большому счету исторической науке, не подставила плечо Надежда Багаева.

Надежда Михайловна на Удоре человек известный. Она трудилась в администрации района, много лет возглавляла районное представительство общественного движения «Коми войтыр». Активная, энергичная женщина вдохнула жизнь и в районный краеведческий музей, когда пришла работать сюда. На новом поприще начала с того, что решила поменять стандартное, обезличенное название учреждения, призванного собирать, беречь духовное и материальное богатство Удоры. Уже вскоре районный музей носил название, отвечающее его сути: национальный.

Громкое, многообещающее название требовало новых идей, начинаний, масштабных акций. Что-то натужно выдумывать, долго ломать голову не пришлось. Жительница села Буткан Елизавета Михайловна Шабанова собрала родовые знаки 12 семей – своих односельчан. Скопировав их, Надежда Михайловна, тоже коренная удорчанка, добавила к ним свой, а сотрудница музея Вера Николаевна Харламова, землячка Багаевой (они обе с Мезени), без труда вывела знак своего рода. Эта коллекция и положила начало поиску того, что некоторыми учеными уже в советский период считалось полностью забытым, утраченным, не подлежащим восстановлению.

Вскоре сотрудники музея подготовили обращение в райсовет ветеранов, в администрации сельских поселений, обратились к жителям Удоры через районную газету. Смысл всех просьб сводился к одному: вспомнить и вывести знак своего рода, передать его изображение в Национальный музей в Кослане. «Приставали» с расспросами и к посетителям музея, особенно к пожилым людям, членам здешнего клуба «Надежда». Этот интерес побудил волну ответного интереса. С оказией, по почте, даже по телефону люди стали передавать, приносить, описывать то, что на протяжении веков служило отличительной особенностью их рода, подчеркивало его индивидуальность, содержало в себе спрессованную информацию. Одним словом – подлинное богатство.

Некоторые из информантов Надежды Багаевой смогли с помощью пасов обозначить и показать даже свое родословие. Например, дед «подписывался» двумя горизонтальными полосами. Его старший сын добавлял к ним перпендикулярную палочку, а два других сына свои линии-пасы обозначали с правой и левой стороны. Получался замысловатый «иероглиф», который тем не менее в округе, где проживала семья, мог расшифровать каждый. На некоторых знаках владельческие палочки и закорючки имелись от четырех, а то и пяти поколений одного рода. Такие пасы столетиями лучше любых указателей обозначали лесные охотничьи угодья удорчан. Ими же «штамповали» лодки, различную утварь, рыболовецкое и промысловое снаряжение. Пасы заменяли запоры, засовы, замки. Хотя среди коми раньше не было распространено воровства, но родовой знак, нанесенный на вещь, еще раз подчеркивал, что она принадлежит другому человеку.

Кстати, не эти ли черты и резы, почти всегда оставленные на дереве, дали название «родословное древо»?

За этими на первый взгляд простыми, незамысловатыми линиями и закорючками спрятана не только разнообразная информация, но и философия. Не случайно, по мнению некоторых ученых, на них опирался, составляя зырянскую азбуку, просветитель Коми края Стефан Пермский. Собирая эти отголоски старины глубокой, Надежда Багаева поняла: необходимо зафиксировать не только символику, но и записывать рассказы людей, дорожащих знаком своего рода, узнать историю их предков, родовых домов, сел, деревень. Короче, описать весь миропорядок жизни, в котором важное место занимали и пасы.

Итоги, пусть пока еще только промежуточные, впечатляют. Надежде Багаевой удалось составить банк данных, включающий почти 150 родовых знаков. «Из Муфтюги – 20, Ертома – 19, Важгорта – 11, Макарыба – 9», – перечисляет она населенные пункты и владельческие пометы, чья жизнестойкость вызывает удивление. Надежда Михайловна говорит, что среди прочих удалось увидеть и зарисовать один нетрадиционный знак – в форме звезды. С улыбкой признается, что с недавних пор излюбленным местом ее поисков стали чердаки и подвалы заброшенных домов. Любую деревянную утварь она непременно перевернет вверх дном и обязательно поглядит по бокам: вдруг пальцы нащупают вырезанные ножом палочки и закорючки – символ чьего-нибудь рода? Только в фондах Национального музея в Кослане в ходе такой необычной инвентаризации с пристальным интересом к днищам и бокам старой утвари удалось выявить двадцать родовых знаков.

Сейчас это сокровище Удоры пребывает в папках. Надежда Багаева, как сумела, классифицировала собрание, каждый знак записала на отдельную карточку. Все, кто знакомится с уникальной коллекцией, в один голос предлагают Надежде Михайловне ее издать. Ведь ничего подобного до сих пор в Коми не выпускалось. Она и сама мечтает об этом. Два года подряд проект по оцифровке и изданию родовых знаков Удоры отправляла в Министерство нацполитики РК на проводимый грантовый конкурс. Но оба раза безрезультатно. Из газет узнала, что родовые знаки включены теперь и в российский реестр нематериального культурного наследия. Но почему такая высокая оценка этого пласта истории республики не оборачивается никакой поддержкой тех, кто бережет, собирает, пропагандирует национальное достояние? Вопросы, которые, увы, пока остаются без ответа.

Между тем у Надежды Багаевой, ее коллег и помощников активно воплощается в жизнь новая интересная идея. Они взялись воссоздать панораму села Кослан, какой она открывалась с противоположного берега реки Мезени 50 и более лет назад. За последние годы райцентр Удоры сильно изменился, на береговой террасе уже почти не осталось старых домов, исчезают колодцы, амбары, улочки... «Новое должно приходить на место старого. Но часто бывает, не увидишь на привычном месте вековой дом или его ровесницу – раскидистую лиственницу, и что-то защемит внутри», – признается Надежда Михайловна. Точно такие же чувства испытывают и другие ее земляки. Узнав о новом проекте Национального музея, стали приносить сюда ворохи старых фотокарточек, на которых запечатлен Кослан в 70-е, в 50-е, в 30-е годы. «Центральную часть села такой, какой она выглядела раньше, мы воссоздали уже полностью, – рассказывает директор музея. – А когда восстановим всю панораму – сделаем выставку. Ведь это так увлекательно, заглянуть не только вперед, но и оглянуться в прошлое».

Анна СИВКОВА.

Удорский район
Гобан

Гобан

Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар
Сообщений: 1912
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 3283
Ертомская волость:

1. Вендинга
2. Георгиевская
3. Ертом
4. Жуковская
5. Ибская
6. Коздгинская
7. Кортувская
8. Крестовская
9. Гузнюрдская
10. Лоптюгинская
11. Лязювская
12. Мыткинская
marfida
Новичок

marfida

Сообщений: 5
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 4
Родовые знаки, видимо ставились из-за безграмотности. Например,мой прапрадед в 1849 году смастеривший зыбку для своего первенца, подписался и поставил дату. Такую же зыбку видела в этнографическом музее, мастер, изготовивший ее вместо подписи поставил свой родовой знак.
---
ищу сведения о Краснояровых -Тобольский уезд (середина 17-конец 19вв)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 7 8 9 10 11 * 12 13 14 15 ... 19 20 21 22 23 24 Вперед →
Модераторы: N_Volga, Радомир
Вверх ⇈