Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Commeng »   Генеалогия знати: скандалы, интриги, расследования

Генеалогия знати: скандалы, интриги, расследования


<<Назад    Вперед>> [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 [ >>>>>> ]
Модератор: Commeng
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 26457
Регистрация: 2006
Рейтинг: 12578 


Commeng написал:
[q]
valcha написал:
[q]

Его собирались захоронить в усыпальнице в аббатстве Сен-Дени.
[/q]



Вот-вот. Но непонятно, чем закончилось.
[/q]


А как всегда - опровержениями и склокой между учеными.....не его этот череп

....Mais le 9 octobre 2013, une autre étude génétique parait dans l’European Journal of Human Genetics, qui contredit ces conclusions. L’équipe de Jean-Jacques Cassiman (université de Louvain en Belgique), à laquelle est associé Philippe Delorme, a comparé le profil de l’ADN de trois descendants vivants des rois de France avec ceux des reliques supposées d’Henri IV et de Louis XVI, et ils n’ont pas trouvé de concordance..

Le 23 novembre 2013, le Quotidien du médecin a publié sur son site en ligne, un article de Xavier Riaud, docteur en chirurgie dentaire, docteur en épistémologie, histoire des sciences et des techniques, lauréat et membre associé national de l’Académie nationale de chirurgie dentaire, membre libre de l'Académie nationale de chirurgie, auteur de 21 livres et de près de 400 publications dans 5 langues, directeur de la collection « Médecine à travers les siècles » aux éditions L'Harmattan (actuellement 51 livres), spécialiste de l'histoire de l'odontologie et de la médecine, dans lequel celui-ci passe au crible les arguments présentés par Philippe Charlier et son équipe. En s'appuyant largement sur les travaux de Philippe Delorme, ainsi que sur des éléments inédits, l'auteur conclut qu' « en aucun cas, on ne peut parler de preuves, tout au plus de faisceau de présomptions ou d'éléments de preuve, tous discutables par ailleurs »47.

Le 23 janvier 2014, le docteur Xavier Riaud a publié, en association avec le professeur Lorin de la Grandmaison, ancien patron de Philippe Charlier au CHU de Garches — et coauteur avec une vingtaine d'autres de son article dans le British Medical Journal —, et avec l'historien Philippe Delorme, un article dans le Journal of Forensic Research (États-Unis) intitulé « Discussion Surrounding the Identification of Henri IV's Alleged Skull » qui n'est autre que la version enrichie et traduite de l'article paru en novembre 2013 sur le site du Quotidien du médecin....


Голова Генриха не его голова :biggrin "A moins qu'Henri IV ne soit pas le fils de sa mère" :cry: :cry: :cry:
Так что, наверное
Commeng написал:
[q]
Уж не знаю, договорились ли между собой Людовик XX с Генрихом VII...:-)))
[/q]
им и не придется договариваться.

Mais à qui donc appartient la tête d'Henri IV ? :cry:


---
Я уже не работаю в архивах, поэтому с просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 860
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

Паскуале ди Борбон, принц Обеих Сицилий и граф де Бари (1852-1904) был десятым ребенком в семье короля Обеих Сицилий Фердинандо II и его супруги эрцгерцогини Терезии Австрийской. Паскуале стал обладателем не только одного из самых мночастных (если не самого длинного) имени в этой ветви Бурбонов, но и виновником курьезнейшего юридического разбирательства в истории французского правосудия. Эта история крепко забыта последующими исследователями, а о самом принце, Wikipedia .



Паскуале-Байлен-Мария-дель-Кармин-Джованни-Баттиста-Винченцо-Феррери-Микеле-Аркангель-Франческо-ди-Паоло-Фердинандо-Франческо-ди-Ассизи-Луиджи-Ре-Альфонсо-Гаэтано-Джузеппе-Пьетро-Паоло-Дженнаро-Луиджи-Гонзага-Джованни-Джузеппе-делла-Крос-Гаспар-Мельхиор-Бальдассар-Альберто-Себастьяно-Георгио-Венанцио-Эмануэле-Плачидо-Андреа-Авелино-Рокко-Пасифико-Франческо-ди-Джеронимо-Фелис-Тециано-Ана-Филомена-Себазия-Лючия-Луитгарда-Аполлина (спасибо каждому, до дочитал до конца!) родился 15 сентября 1852 г. в королевском дворце в Казерте близ Неаполя. Умер 21 декабря 1904 г. в замке Пти-Мальмезон во французском городке Рюэй недалеко от Парижа (сейчас это департамент Верхняя Сена).
Из его свидетельства о браке можно узнать, что невладетельный титул графа ди Бари Паскуале получил декретом от 17 сентября 1852 г., т.е. фактически при рождении. Все его братья свои титулы получали точно так же: Лодовико (который в 1886 г. покончит с собой в Париже) стал графом Трани; не проживший и четырех лет Альберто - графом Кастроджованни; Альфонсо - графом Казертским; Гаэтано (также сведший счеты с жизнью в швейцарской Люцерне в 1871 г.) - графом ди Гирдженти; трехлетний Джузеппе - графом Лючера; Винченцо - герцогом ди Милаццо (часто неправильно указывается Мелаццо); и, наконец, самый младший, Дженнаро - графом ди Кальтаджироне.

Италия объединялась, и королевство Обеих Сицилий было обречено, хотя и самым последним, вот-вот войти в состав единого государства, где Бурбонам не было места: одна лишь Савойская династия представляла монархию в ставшем унитарном государстве. Старший брат Паскуале Франческо II стал последним королем Обеих Сицилий, процарствовав чуть больше года. В ноябре-декабре 1860 войска Гарибальди довершают Рисорджименто: после отчаянного (на самом деле героического - но кто чтит мужество побежденных!) сопротивления, королевская семья с проклятиями в адрес савойских кузенов и формальными протестами в европейские газеты покидает на французском корабле свою родину. Вначале они все находят прибежище у папы Римского, проживая во дворце Фарнезе. Затем окончательная эмиграция - Германия, Франция, Швейцария.
В соответствии с традицией всех правящих династий, Паскуале был кавалером несколько орденов: Св. Януария (1870) (орден после 1860 г. более не вручался, поэтому Паскуале - один из последних его кавалеров), св. Фердинанада и Достоинства (1860), Франческо I и Большого Креста французского ордена "За заслуги" (2 апреля 1869). Он также носил почетную должность бальи Большого Креста справедливости ордена Константина Великого (с 1860 г.)

Какое-то время Паскуале на службе у испанских карлистов в должности капитана кавалерии. Но Испания обрела консенсус и всем бывшим принцам предстояло сделать ровно то, что и требовало от них История: обуржуазиться, зажить частной жизнью зажиточных рантье. "Нищета" державных эмигрантов, о которой часто читаешь в мемуарах того времени, несколько преувеличена: люди, которые, по едкому замечанию Бомарше, "дали себе труд родиться", располагали достаточными средствами для жизни в Европе, пусть и не в привычных дворцовых интерьерах. Принц Паскуале местом жительства определил Париж и его окрестности. В столице он проживал в отеле, который располагался в доме № 8 по улице Матининьон (avenue de Matignon). Ныне эта улица, упирающаяся в площадь Франклина Рузвельта на пересечении с Елисейскими Полями - одна из самых дорогих мест на планете по стоимости квадратного метра аренды жилья и офисов. Сегодня в этом доме расположена японская художественная галерея Yoshii. Вот он, по центру и чуть в глубине. Кстати по соседству, в 9-м доме, парижская штаб-квартира аукционного дома Christie’s.



Клише-ла Гаренн, в котором Паскуале владел домом по улице Landy 1, был и остается пригородом Парижа. Хотя быстрым шагом до него от Лувра - часа 1,5. Если бы Паскуале жил в наши дни, он мог бы отведать прямо тут родную итальянскую pizza napolitana: весь первый этаж отдан под ресторанчики быстрого питания.



А вот как эта улица выглядела при жизни Паскуале:



Здесь 20 ноября 1878 года Его Королевское высочество принц Паскуале Обеих Сицилий и граф ди Бари женился на м-ль Луизе-Бланш-Берте де Марконне (de Marconnay). Происхождение невесты .... Сейчас бы мы сказали - из не полной семьи: ни в брачном контракте, ни в протоколах последующих юридических разбирательств фамилия ее отца так и не всплыла. "де Марконне" была фамилией ее матери, Анриетты-Луизы (1807-1867). Любопытно, что в свидетельстве о смерти Бланш в 1926 г. запишут, что ее отцом был некто Тома-Амбруаз де Марконне-Больё (de Marconnay-Beaulieu родовитое дворянское семейство), однако никакими документами это никогда не подтверждалось. Поэтому французские генеалогические справочники на рубеже XIX-XX вв. осмотрительно опускали частичку "де" перед фамилией супруги принца.

Бланш (судя по всему ее основное крестильное имя) родилась 27 августа 1848 г. в Париже, следовательно была на 4 года старше своего избранника. На их свадьбе присутствовал ее родной брат Луи-Арно, который на тот момент проживал в Версале (не во дворце - в городке) и работал поваром (cuisinier). Сама графиня ди Бари вступила в супружескую жизнь, будучи танцовщицей балетной группы Парижской оперы. Французская пресса много позже называла ее "звездой труппы", но, кажется, "звездой" она была скорее по случаю блистательного брака.



Многочисленная родня принца, наверное, пережила бы подобное безобразие в роду Борбон-Сицилийских, у которых на 15 поколений вглубь предки сплошь были императорами, королями и князьями. Но видимо принц решил осесть среди смертных основательно, отрешившись от условностей "старого мира" по полной. Бланш де Марконне досталась ему не одна, а с сыном. И, по традиции рода де Марконне, прижитым невесть от кого. Анри-Габриель-Ришар де Марконне, который родился 30 июня 1865 в Париже, 22 сентября 1880 - т.е. меньше чем через два года после свадьбы принца, был признан им в качестве родного через судебную палату г. Парижа. После чего Анри на полном основании стал именоваться то Анри де Бурбоном, виконтом де Бари, а то и "просто": принцем Анри де Бурбоном.

Вот здесь терпение Борбон-Сицилийских лопнуло: приращение к французским, испанским, пармским и сицилийским Бурбонам "Бурбоном", вышедшим из среды кондитеров и артисток кордебалета, было оспорено в судебном порядке. Французское правосудие содрогнулось: они проморгало очевидный факт - Анри признавался родным сыном человека, который, получалось, стал его отцом... в 12 лет! (принц родился в 1852, Анри - в в 1865). Начались судебные слушания, лихорадочное установление фактов, где был принц Паскуале в момент рождения Анри и т.п. Желающих изучить подробности дела, а заодно и особенности правовой казуистики Франции конца XIX-нач. XX вв. отсылаю к материалам Revue critique de droit international privé (1907, T.III, pp. 157-169).
27 февраля 1894 акт признания отцовства принцем Паскуале в отношении Анри де Марконне был аннулирован гражданским судом департамента Сена. Апелляционный суд Парижа решениями от 18 июля того же года и 14 марта 1895 года подтвердил законность аннулирования. 11 мая 1895 года в акты гражданского страхования была внесена запись о том, что Анри - никакой ни граф, а натурально Марконне и гражданин Французской республики (в связи с происхождением его "отца" под вопрос ставилось и гражданство Анри). Сам он предпочел теперь зваться Анри Ришар де Марконне: часть крестильного имени стало частью фамилии. Рождение нового "Бурбона" отменилось.

Анри де Марконне умер в возрасте 76 лет, в апреле 1942 г. в оккупированном немцами Париже. О его жизни ничего неизвестно. Он был женат, его дочь, Паскалина (имя, имя!) Ришар де Марконне прожила долгую жизнь и умерла в 1990 г. на 83 году жизни.

Но возвратимся к принцу Паскуале. В 1887 г. супруги приобретают маленький, но очаровательный замок (скорее дом) Petite Malmaison - Малый Мальмезон, в свое время выстроенный для императрицы Жозефины, которая разбила вокруг него ботанический сад. Дом этот был вроде дачи: супруги жили здесь только летом и ранней осенью. Сад к моменту покупки дом принцем был уже отчужден, но и то, что осталось выглядело очень мило. Сейчас Petite Malmaison принадлежит семье графов Чарнецких.




То немногое, что мы знает о жизни принца- до сих пор оставшейся незаметной для историков и биографов, - можно почерпнуть из газет того времени.

Принц Паскуале умер в Малом Мальмезоне на 53-м году жизни в 1 час по полуночи 21 декабря 1904 г. За несколько дней до этого местные врачи, Лави (Lavie) и Фор-Милле (Faure-Miller) диагностировали у него грипп с осложнениями. Болезнь развивалась стремительно: принц едва успел принять последнее причастие. Графиня ди Бари была рядом до его последнего вздоха.Отпевали принца 24 декабря в ц. Сен-Филипп-дю-Руль, которая была расположена недалеко от их парижских апартаментов (Le Temps, 22/12/1904, №15893). В одном из некрологов сказано, что принц был членом Французского конного общества и Артистического союза Франции: Паскуале не забывал, где он познакомился с будущей женой.

Похоронен принц на кладбище Монмартр. Я пытался разыскать его могилу - бесполезно. Тот случай, когда невозможно окинуть взглядом даже жизнь, умещающуюся между датами рождения и смерти на могильном камне.

Бланш де Марконне умерла 10 апреля 1926 г. в Париже, в возрасте 77 лет. Похоронена тоже на кладбище Монмартр, очевидно рядом с мужем.

Но кто знает...

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 860
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

МОГИЛЬНАЯ СЕНЬ, BELLE EPOQUE И НЕМНОГО "САДИЗМА"

Еще пару лет назад безымянная могила в центре небольшого кладбища деревушки Сен-Форже (Saint-Forget), что в Иль-де-Франсе, не привлекала ничьего внимания. Таких могил по всей Франции великое множество: поросшие мхом, вросшие в землю, покореженные временем, они сегодня скорее объект философских раздумий праздного прохожего, чем источник сведений о живших некогда людях. С захоронением на кладбище Сен-Форже дела обстояли иначе: надписи на нем не было с самого начала. Немногие интересующиеся полагали, что речь идет о могиле какой-нибудь провинциальной актрисы, - с учетом антуража памятника.



В начале 2000-х радетели истории здешних мест обратились к архиву мэрии: кладбищенский реестр рядом с номером могилы обнаружил всего лишь фамилию: «de Waru» (де Варю). Но и одного этого было достаточное, чтобы понять, кто именно здесь лежит.

«Когда мы спускались с лестницы, по ней поднималась с выражением утомленности, от которого она казалась интереснее, дама моложе своих лет, на вид – лет сорока. Это была, по слухам, внебрачная дочь герцога Пармского, принцесса д'Орвилье, в чьем нежном голосе слышался легкий австрийский акцент. В шелковом платье с цветами по белому полю, высокого роста, она шла, слегка наклоняясь, и сквозь брильянтовые и сапфировые доспехи видно было, как вздымается ее прелестная, усталая, тяжело дышащая грудь. Встряхивая головой, точно лошадь царя, которой мешает жемчужный недоуздок огромной ценности и непомерного веса, она задерживала свой мягкий, обворожительный взгляд на том, на другом из расходившихся гостей, с большинством приветливо здоровалась, и, по мере того как синева ее глаз меркла, их выражение становилось все ласковей».

Этот отрывок – из четвертой книги («Содом и Гоморра») знаменитой эпопеи Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». С прототипом своего литературный персонажа, «принцессой д’Орвилье», Марсель Пруст встречался в свете еще в 90-х гг. XIX века. В 1894 г., будучи на приеме у графа де Монтескью, он встречает маркизу д’Эрве де Сен-Дени. Пруст – молодой человек, ему всего лишь 24 года. Маркизе – 45 лет. Даже не бальзаковский возраст. Но образ мадам д’Эрве де Сен-Дени видимо настолько увлек начинающего писателя, что почти через 30 лет он спишет с неё свою принцессу д'Орвилье. К этому моменту маркиза будет носить фамилию своего второго мужа – де Варю.

Британские справочники по генеалогии знати и родовитого дворянства Британии (1) называет ее крестильное имя: Элизабет-Маргарет. Однако в литературе можно встретить другой вариант: Луиза-Маргарита-Елизавета (2). Эту путаницу стоит объяснить: маркиза д’Эрве де Сен-Дени была художницей, подписывающей свои произведения псевдонимом Луиза Дебро.

Считается, что Маргарита-Елизавета, была младшим, четвертым ребенком в семье Томаса Варда, 1-го барона Варда (1810-1858) и Луизы Гентнер. Томас Вард сделал фантастическую карьеру: англичанин из низов (грум – т.е. слугой, едущим на задке экипажа господина, либо кучером), он сумел войти в доверие правителю итальянского герцогства Лукки Карло II (1799-1883), стал поверенным герцога и его преемника Карло III (1823-1854) в непростых финансовых тяжбах между Луккой и Тосканой, затем первым министром в герцогстве Парма, сенатором, кавалером многих орденов. Чуть позже фортуна уготовила ему пост посланника Пармы в Мадриде и в Вене. Томас Вард, очевидно, был ловким переговорщиком и тонким дипломатом: вчерашний слуга на запятках и его жена-цветочница были не только аноблированы, но и стали баронами в Парме (1847), а затем и в Империи (1849). Ко всему прочему, Луиза Гентнер была дамой свиты герцогини Пармской и кавалерственной дамой престижного ордена Марии-Луизы 1854) (3). Карьера ее мужа заканчивается после убийства его последнего покровителя, герцога Карло III (27 марта 1854): лишившись всех должностей, он уезжает в Вену, где и умирает.

М.Пруст в своем романе отразил, видимо, распространенную в его время сплетню о незаконной связи между матерью Маргариты-Елизаветы, Луизы Гентнер (ум. 1864) и членом Пармской династии. В конце XX в. издание L'intermédiaire des chercheurs et curieux, адресованное эрудитам, интересующимся вопросами литературы, философии, истории и генеалогии, называет имя любовника Луизы Гентнер и предполагаемого отца ее дочери: графа Энрико ди Барди (1851-1905) (4). Предположение, невозможное в принципе: ведь Энрико и дочь барона Варда были почти ровесниками. Таким образом, речь может идти либо о его деде, герцоге Пармы и Лукки Карло II, или, что скорее всего, об отце Энрико, герцоге Карло III. Лишь кто-то из них, возможно, и был отцом Маргариты-Елизаветы Вард.

Нет нужды верить в это предположение безоговорочно. У Томаса Варда и Луизы Гентнер родились четверо детей: Чарльз-Льюис (1843), Мэри-Тереза (1845), Томас (1848) и Маргарита-Елизавета (1849). Частотность дат рождения детей заставляет сомневаться, что последний из них мог быть «вдруг» прижит на стороне.

Скорее всего, необычная карьера ее отца и создала легенду об особых отношениях правителя Пармы с Луизой Гентнер, плодом которых якобы и стала Маргарита-Елизавета. Позже, и саму ее запишут в любовницы английскому королю Эдуарду VII, хотя веских оснований так считать нет.

В 15 лет Маргарита-Елизавета, которая родилась и провела детство в Вене (отсюда «австрийский акцент» ее литературного двойника у Пруста) осталась сиротой. Через четыре года, 10 июня 1868 г. она выходит замуж человека, который был вдвое ее старше. Это барон , которому по наследству перешел титул маркиза де Сен-Дени. Интеллектуал, энтузиаст в сфере изучения китайской цивилизации, исследователь природы сна и сновидений, он был даже внешне классическим образчиком того типа ученых, который мы себе сегодня представляем по романам Жюля Верна.



Маркиза де Сен-Дени входит в парижское общество. Она пробует себя как художница под именем Луизы Дебро (имя взято в честь матери, фамилия – по принадлежащему супругам замку du Bréau): в 1878 г. ее работы выставляются в Салоне. Их и сегодня можно встретить на различных европейских аукционах.


Луиза Дебро. Портрет старика с газетой. 1877 г.

Необычная судьба и слухи о происхождении, высокий вкус в одежде и манере держать себя в обществе, делают ее образ притягательным и для более известных, чем она сама, художников. «Она из тех редких женщин, что, задавая моду, формируют время», писали в «La revue mondaine illustrée». В Музее Орсэ хранятся три её портрета работы Раймундо де Мадрасо и Гаррета. С них на нас смотрит дама, уверенная входящая в Belle Epoque. И – обратите внимание: сайт музея не знает, даты смерти маркизы.






В 1892 г. ее муж умирает. После четырех лет вдовства – новый брак: с Жаком Лоран де Варю (1865-1911), который происходил из старой дворянской семьи.



Между прочим, его мать, Валантина де Сад приходилась правнучкой знаменитому маркизу. Пара часто бывает в Сен-Форже, в окрестностях которого они вместе охотятся: леса коммуны Шеврёз, где расположена деревушка Сен-Форже, и сегодня одни из самых густых во Франции.

Вот сводная генеалогическая схема, которая и показывает, как причудливо жизнь завязывает узелками биографии и семьи рода человеческого.



В обоих браках у Маргариты-Елизаветы детей не было. Она умерла 8 февраля 1930 в Париже, похоже всеми забытая и унеся в безымянную могилу тайну своего происхождения.

(1) Burke's Genealogical And Heraldic History Of The Peerage, Baronetage And Knightage. London, 1861, p. 1186; Ruvigny, marquis de. The Nobilities Of Europe. London, 1909, pp. 168-169

(2) Kerrebrouck P. Van. La maison de Bourbon: 1256-2004. T. I, p. 442 n° 33

(3) Crispo M.-B. L'Ordine costantiniano di San Giorgio: storia, stemmi e cavalieri. 2002, p. 472

(4) L'intermédiaire des chercheurs et curieux. n°465, février 1990, col. 167; n°467, avril 1990, col. 347

Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 860
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

"Русская" острота графа де Шароле

Шарль де Бурбон, гр. де Шароле (1700-1760), принц крови, отпрыск влиятельнейшего клана принцев де Конде, по воспоминаниям современников и оставшимся в архивах полиции докладам был дебоширам, развратником и очевидным психопатом. При свете дня и в лунную ночь принц любил пострелять по случаю по людям, просто гуляющим по городу, предаваться безудержным оргиям со своим друзьями по несколько дней кряду. Число "испорченных" им девиц и обесчещенных дам было таково, что даже далеко не пуританский Версаль, раскрепощенный после смерти Людовика XIV, искал управы на разнузданного принца. Его собственный отец принц Луи III де Конде называл Шарля "Зеленой мартышкой" за внешнее уродство и отталкивающие повадки.



От некоей м-ль Делиль, танцовщицы или певички Оперы, у принца в 1723 г. родился сын. Он был столь слаб, что умер, не дожив до года, даже не будучи крещенным и не получив имени. Причиной смерти стал сам принц, который заставил заболевшего ребенка глотнуть водки. "Теперь ясно, что это не мой сын, раз его погубила столь ничтожная доза!", - изрек человек, которого многие историки считают прототипом будущих персонажей маркиза де Сада.
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 860
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

История Карла-Вильгельма Наундорфа (1785-1845), довольно успешно выдававшего себя за спасшегося Людовика XVII, хорошо известна. Среди его сторонников встречается имя адвоката Бурбон-Леблана, который выпускал в поддержку претендента газету La justice. Об этом человеке мало что известно: даже все знающий Интернет здесь непривычно скуп на информацию. Между тем, присутствие рядом с самозванцем человека, носящего фамилию «Бурбон» - факт сам по себе интригующий. Двойная ирония заключена в том обстоятельстве, что адвокат Бурбон-Леблан был … таким же самозванцем, как «чудом спасшийся» Людовик XVII.

В 1795 г. юрисконсульт Габриель Леблан (Leblanc) объявил себя незаконным сыном виконта де Бюссе, чью фамилию он решил принять. Бурбоны-Бюссе гордились своим королевским происхождением, которое никем никогда не оспаривалось. Основателем рода был Луи де Бурбон, гр. де Бюссе (Busset) (1437-1482), четвертый сын герцога Шарля I де Бурбона. Луи женат не был, но от связи Маргаритой ван Эгмонт (1439-1496) имел трех сыновей, старший из которых, Пьер и продолжил род баронов де Бюссе.

Члены дома официально носили фамилию Бурбонов, носит они ее и сегодня. Патента на право именоваться виконтами или графами де Бюссе, де Бурбон-Бюссе или де Шалю у них никогда не было, что не мешало разным представителям этого семейства в XVII-XIX вв. представляться в обществе этими «титулами учтивости». Так, Луи-Антуан-Поль де Бурбон, сен. де Везиньё (1753-1802) был известен как «виконт де Бюссе». Военный на службе у графа Артуа (будущего Карла X), он чудом избежал гильотины в период революционного Террора. От брака с Маргаритой де Лорда у него родились двое детей: сын Луи, умерший в младенчестве, и Эжен, продолживший род.

Но Габриель Леблан уверял французское правосудие, что у виконта была некая связь на стороне, плодом которой и был он собственной персоной. На стороне законного виконта де Бюссе выступили его опекуны из влиятельного клана Клемон-Тоннеров. Благодаря их усилиям, судебными решениями от 8 июня 1803 г. и 28 марта 1804 г. Габриель обязывался принять свою прежнюю фамилию – Леблан. Впрочем, он и не думал этого делать всерьез, по-прежнему именую себя то Габриелем де Бурбон-Бюссе, то Бурбон-Лебланом. В 1835 г. он примыкает к когорте сторонников «претендента» - уже упомянутого Наундорфа, что выглядит естественным для человека, на себя испытавшем горечь непризнания происхождения. Будучи юристом – и, судя по всему, неплохим юристом, - он издает в поддержку претендента брошюру Les prétendants au nom et titre de duc de Normandie, fils de Louis XVI (Paris. 1851). Он пишет и на другие темы: это и юриспруденция, и экономика.

Кем же был на самом деле Бурбон-Леблан? Совершенно определенно, он не имел никакого отношения к роду Бурбон-Бюссе: нет ни одного документа в пользу этого утверждения. С другой стороны, кто были его родители тоже неизвестно. Поэтому не совсем ясно, почему он решил стать сыном именно виконта Луи де Бюссе. Известно, что последний родился в родовом имении Бюссе, что в Бурбоннэ, женился в Бесоне (департамент Алье). Сам Габриель был парижанином – удалось установить, что он родился здесь в мае 1775 г. В Париже же он и умер 28 августа 1862 г., на ул. Фобур-Сен-Дени, в доме № 16.

Архивисту Патрику де Вельпену удалось установить, что Габриель был принят в капитул созданного еще в начале XV в. уважаемого рыцарского ордена Св. Юбера Лотарингии, Барруа и Арденн (Patrick de Villepin. L'ordre de Saint-Hubert de Lorraine et du Barrois (1416-1852): Entre chevalerie et vénerie. Paris, 1999, p. 199). Неясно, как в орден был принят человек с туманным происхождением.

30 июня 1812 в присутствии Фожера, нотариуса из Бордо, был составлен брачный контракт между Габриелем Бурбон-Лебланом и Александриной-Луизой-Женевьевой Дюперье (Dupérier) (23 марта 1786, Париж – 13 сент. 1834, там же), дочерью бондаря Жилля Дюперье и Женевьевы Тибо. В тот же день была сыграна и свадьба. В браке родились двое детей, один из которых, Габриель Бурбон-Леблан (1813-1871) стал французским художником, чьи картины и сегодня выставляются на аукционных торгах.



---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 860
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

Князь Францишек Сапега (1772-1829), собственник громадyных имений в Литве и в Белоруссии (око. 40 тыс. душ) был типом человека без всяких правил, пресыщенного жизнью, того, что по-французски называется blazé.

У себя он почти никого не принимал, вел жизнь одинокую. Так, например, у него на конюшне не было ни одной лошади, и когда он куда-нибудь выезжал, то нанимал к своему дормезу у местнyого еврея четверку лошадей.

При его богатстве полная независимость позволяла ему выказывать цинично и открыто. Он не верил ни во что, не уважал ничего и ничем не стеснялся. Париж он оставил, как он говорил, только потому, что там в домах публичной игры ограничили ставку в «красное и черное» до 12 000 франков.
«Вы понимаете, — говорил он, — что после этого мне нечего там было делать».

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
valcha
Долгожитель форума
Не историк! Просто diletto к истории имею.

valcha


Сообщений: 26457
Регистрация: 2006
Рейтинг: 12578 


Commeng написал:
[q]
Князь Францишек Сапега (1772-1829), собственник громадyных имений в Литве и в Белоруссии (око. 40 тыс. душ) был типом человека без всяких правил, пресыщенного жизнью, того, что по-французски называется blazé.
[/q]

Этот?

Franciszek SAPIEHA-SIWIERSKI , Prince 1772-1829, marié en 1793 avec Pelagia Róza POTOCKA , Comtesse 1775-1846 dont :
- Eustachy Gaëtan SAPIEHA-SIWIERSKI , Prince 1797-1860
- Angelica SAPIEHA-SIWIERSKA , Princesse 1801-1855


---
Я уже не работаю в архивах, поэтому с просьбами об архивном поиске в личку обращаться НЕ НАДО!
митоГаплогруппа H1b
Дневник
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 860
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 


valcha написал:
[q]
Этот?
[/q]


Этот:-)

Кстати, с ним связано много историй, в т.ч. относящихся к мифологии вокруг казни декабристов.

Слова Шницлера, который лично присутствовал при казни, передают хрестоматийную версию: "Пестель и Каховский повисли, но трое тех, которые были промежду них, были пощажены смертию. Ужасное зрелище представилось зрителям. Плохо затянутые веревки соскользнули по верху шинелей, и несчастные попадали вниз в разверстую дыру, ударяясь о лестницы и скамейки. Так как Государь находился в Царском Селе и никто не посмел отдать приказ об отсрочке казни, то им пришлось, кроме страшных ушибов, два раза испытать предсмертные муки. Помост немедленно поправили и взвели на него упавших. Рылеев, несмотря на падение, шел твердо, но не мог удержаться от горестного восклицания: «И так скажут, что мне ничто не удавалось, даже и умереть!» Другие уверяют, будто он, кроме того, воскликнул: «Проклятая земля, где не умеют, ни составить заговора, ни судить, ни вешать!» Слова эти приписываются также Сергею Муравьеву-Апостолу".

Любопытно, но в своих "Воспоминаниях" О.А. Пржецлавский вкладывает схожую мысль в князя Сапеги:

"Я стоял у Троицкого моста и смотрел в бинокль. Когда после всех других перипетий (разжалования, ломания шпаг, сжигания на кострах мундиров) дело дошло до вешания и когда двое из повешенных оборвались, это произвело на меня чрезвычайно неприятное впечатление: я решился пройти смотреть на все по предначертанной программе и, согласно ей, настроил свою нервную систему, а тут вдруг неожиданность, к которой никто себя не приготовил. Но такое нервное потрясение было вовремя остановлено; кто-то потрепал меня сзади по плечу. Оглядываюсь — это Франциск Сапега, только накануне приехавший в Петербург. Он сердится не в шутку и говорит: «Вот как у нас ничего не умеют сделать! И на что это похоже? Я встал так рано, даже не дождался кофе. Еп bonne justice (т.е., было бы лучше) на место упавших надо бы палачей повесить. Почему их сперва не послали поучиться в Англию! Вот там так славно вешают, по всем правилам искусства. Сколько я там видел прекрасных экзекуций! Это называется заставить человека «плясать человека ни на чем» (to dance on nothing); случись подобная неудача в Англии, то сам палач непременно застрелился бы». Все это было сказано не с притворным гневом, а с глубоким чувством негодования".

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 860
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 


valcha написал:
[q]
Franciszek SAPIEHA-SIWIERSKI , Prince 1772-1829, marié en 1793 avec Pelagia Róza POTOCKA , Comtesse 1775-1846 dont :
[/q]


Кстати, сам Сапега считал себя сыном короля Польши Станислава Потоцкого и современники утверждали, что они действительно были похожи.

---
Вопросы европейской генеалогии: скандалы, интриги, расследования http://forum.vgd.ru/1127/
Commeng
Модератор раздела

Commeng

Москва
Сообщений: 860
Регистрация: 2010
Рейтинг: 194 

Что в имени тебе моем? Шесть имен "шевальерши д'Эон"



Это - эстамп с изображением знаменитого шевалье д'Эон, чья половая принадлежность вызывала неизменный интерес как у современников, так и у потомков.

Между тем, исторические слухи о бравом шевалье, который когда надо браво дрался на шпагах, а при случае - чуть не женил на себе Бомарше (был и такой слух), в значительной мере не имеют под собой основания.

Так, никто из серьезных французских историков сегодня уже не пишет, что за милым подростком д'Эоном приударил сам Людовик XV, приняв того за девицу: это - одна из многих выдумок самого шевалье, который в своих скандальных мемуарах много чего напридумывал..

Фальшива и история поездки д'Эона в Россию в платье девицы и работы в этом обличьи в качестве чтицы императрицы Елизавета Петровны.

Напротив, одетый вполне по мужской моде того времени, он действительно приехал в Санкт-Петербург в 1756 г., содействую тайной миссии секретного порученца Людовика XV Дугласа-Маккензи неофициально прозондировать идею союза России и Франции. Через год - новый вояж в Россию, на сей раз официальный и в качестве секретаря посольства, возглавляемого маркизом де Шатонеф Л'Опиталем. Никаких передеваний.

Однако существуют загадочные нестыковки, которые оставляют место для новых расследований жизни этого безусловно неординарного человека.


Еще раз обратите внимание на эстамп работы Клода-Луи Дере (Desrais, Claude-Louis (1746-1816), приведенный вначале этого поста: здесь наш герой носит имя Шарля.

Вот еще одна гравюра: и тоже имя Шарль. В подписи обоих изображений присутствует имя Сезар - на большинстве портретов оно не встречается.



Сегодня аукционный дом Dorotheum портрет шевалье неизвестного автора, входящего в круг известной немецкой художницы Ангелики Кауфман.



Личность модели устанавливается по присутствию на лифе платья "дамы" ордена Святого Людовика. Правда, здесь он почему-то находится на правой стороне груди, хотя по регламенту ордена должен быть слева. К сожалению, нигде не сказано о том, почему эксперт аукциона связал портрет именно с Ангеликой Кауфман. Последняя действительно рисовала д'Эона, но существенно иначе. К тому же, речь шла о повторении работы другого художника: Латура.



К сожалению, качество гравюры не позволяет прочитать текст, следующий за именем, поэтому приведу его полностью:

Knight of the Royal and Military order of St. LouisCaptain of Dragoons, and the Volunteers of the Army. Aide-de-Camp to the Marechal Duke & Count de Broglio, Minister Plenipotentiary from the King of France to the King of Great Britain in 1763, &c.&c.&c. Born at Tonnerre 5th.of Octr. 1728. Painted in her 25th Year. From a Picture in the Collection of Geoe: Keate Esqr.
Angelica Kauffman pinxt: after Latour. Francis Harward A:R: Sculpsit.
London, Publish'd Jany. 18th:1788, by Frans: Harvard No.29 Marsh Street, Lambeth, near the Turnpike.

Указание на то, что один из самых известных портретов д'Эона (впрочем, как и большинство других, скорее всего, мало похожих на оригинал, но нас сейчас это волнует меньше) был создан по случаю 25-летия модели - скорее всего неправда. В 1753 г. - а именно в этот год д'Эону, родившемуся в 1728 г., должно было исполниться 25 лет, - наш персонаж был беззвестным захудалым дворянчиком на службе королевских цензоров по ведомству "история и литература". Ему еще только предстояло стать частью "секрета короля" и отправиться с миссией в Россию. Сомнительно, чтобы достатоточно известному художнику Морису Кантен де Латуру (1704 - 1788) поступил столь необычный заказ от беззвестного лица. Не стоит забывать, что карьера д'Эона - это, в первую очередь, путь авантюриста, ищущего добрый заработок. Поначалу эти средств не было (к слову, не стало их у него и под конец жизни), тем более на не дешевые художественные прихоти. Да и мотивации тоже не было: эксцентричный шевалье пока не испытывал нужду тиражировать свою особенность. Другое дело, 70-е гг. XVIII в., когда слава нашла своего героя, и легенду задним числом уже имело смысл творить.

Я ни разу не встречал оригинал живописной портрета д'Эона кисти Латура, только копию с него работы Ангелики Кауфман. И эта копия была создана в Англии: в стране, где миф о "кавалер-девице" обрел классическую завершенность.

Позволю высказать собственную версию: исходного портрета и не существовало вовсе. Кауфман не могла приписать авторство себе целиком: ведь в 1753 г. ей было всего 12 лет. Заказ на легенду поступил значительно позже, поэтому и была дана ссылка на "оригинал" Ламотта: тот как раз вовремя в 1788 г. умер.
Еще раз посмотрим на гравюру: на ней все имена шевалье даны исключительно в женском роде: Карола-Женевьева-Луиза-Огюста-Андреа-Тимоте(я). Художник как бы удостоверяет: модель - женщина.

С этого портрета гравёр Пьер-Жан-Батист Брадель (Bradel) создает свой вариант эстампа: опять все имена поставлены в женский род, только вместо латинизированной Карола - французская Шарлотта.



А вот одно из самых ранних изображений: 1779 г., работа гравера Прино (Pruneau). Все имена в подписи кроме первого - женские. Этим мастер указывает на мистификацию: модель - мужчина (Шарль).



Эта игра "в пол" заставляет европейских читателей и сплетников сомневаться в гендерной принадлежности д'Эона. Интерес к нашему персонажу растет, а сам он на пике этого интереса с большим успехом торгуется с бывшими работодателями относительно стоимости молчания о делах, сязанных с международной дипломатией.



В отличии от современников шевалье д'Эона, мы точно знаем, что он был мужчина: документы врачебного освидетельствования нашлись в архиве в начале XX века. Поэтому, если посмотреть на статьи о шевалье в русской, английской и французской Wikipedia, то везде мы видим его имя таким: Charles-Geneviève-Louis-Auguste-André-Timothée (т.е. Шарль-Женевьев(а)-Луи-Огюст-Андре-Тимоте). Одно женское имя "в ряду" подтверждает медицинский факт: шевалье был мужчиной.

При этом справочники и современые биографы лишь отчасти следуют традиции, положенной самим д'Эоном, который в своих мемуарах (написанных от лица некоего Ла Фортелля - то ли "литературного негра", то ли литературного двойника самого шевалье) берет себе только одно мужское имя: Шарль.



Авторы популярных историй о "трансвестите" д'Эон отмечают присутствие женского имени Женевьева как свидетельство ненормальности отца шевалье, якобы мечтавшего о дочери в расчете на наследство каких-то родственников со стороны жены.

Это - маловероятно. Луи д'Эон де Бомон, отец нашего героя, исправлял должность адвоката при Парижском парламенте, а впоследствии стал мэром бургундского города Тоннера, контроллировал винные поставки, и семья Бомонов считалась зажиточной.

Кроме того, со стороны матери, Франсуаза де Шарантон, у д'Эона не были никакого пожилого дяди, мечтавшего о племяннице (на чем настаивал в мемуарах сам шевалье). К тому же в семье уже была дочь - Маргарита (род 1724), которая выйдет в 1757 г. замуж за капитана Уэльского пехотного полка на французской службе Томаса О'Гормана (не отсюда ли сюжет о "девице Луизе д'Эон", якобы сопровождавшей шотландца Дугласа-Маккензи во время первого визитого того в Россию?).

К слову, хочется упомянуть о малоизветсном факте: одной из заочных крестных племянника д'Эона, сына Маргариты и Томаса О'Гормана Шарля-Тома 20 июля 1761 г. станет жена вице-канцлера М.И. Воронцова графиня Анна Карловна Воронцова, урожд. Скавронская (1722 - 1775), двоюродная сестра имп. Елизаветы Петровны. Дом Анны Карловны в Петербурге был центром неформальных встреч иностранных дипломатов и важных путешественников с российскими чиновниками и влиятельными придворными. Д'Эон, несмотря на всю свою скандальную репутацию, должны быть сохранил дружеские отношения с женой вице-канцелера и после своего отъезда из российской столицы.

Возвращаясь к женским именам, стоит упомянуть, что, присутствие таковых в составном имени дворянина в то время и позже - достаточно заурядное явление. Самый распространенный вариант - Мария (Marie): это имя чаще всего встречается в крестильных документах как дворян, так и дворянок. Среди других встречающихся женских имен в крестильных именах дворян - Терез, Франсуаз и т.д.

И все же, возможно, что шевалье д'Эон не звали Шарлем, как это утверждают все википедии, да и он сам. Документы о крещения в соборе Нотр-Дам в Тоннере определенно указывают: 5 октября 1728 г. в семье д'Эон де Бомон родился Шарлотт(а) [Charlotte]-Geneviève-Louis-Auguste-André-Timothée.

В генеалогических разъяснениях ко второму изданию фундаментального справочника Ла Шене-Дебуа Dictionnaire de la noblesse впервые приводится полная родословная фамилии [Recueil de généalogies pour servir de suite au Dictionnaire de la noblesse. Tome XIII, 1783]. В 1783 г. об д'Эоне уже знает вся Европа, всех интересуют подобности его жизни и, конечно, поисхождения. Авторы коллекции генеалогий стараются оправдать ожидание публики. Едва дело доходит до сведений об отце нашего героя, Луи д'Эон де Бомоне (1695-1749), авторы упреждают: речь идет именно об отце "мадмуазель д'Эон". Той самой, о которой они расскажут всего несколькими абзацами ниже.

И вот нужный нам абзац. Внимательно посмотрим на имя: Шарлотта-Женевьева-Луиза-Огюст-Андре-Тимоте.



Три первых имени - безусловно женские. Три других - бесспорно мужские. Составители родословия уверенно используют глагол "родился" в мужском роде (né, а не née). Местоимение "она" (elle) в тексте возникает только после сообщения о том, что в 1777 г. "особым указом Короля и Министров" по прибытию д'Эона в Париж после всех дипломатических разъездов ему велено именоваться "шевальерой/шевальершей д'Эон".

Не доверять справочнику нет никаких оснований: его авторы, известный в то время эрудиты-генеалоги, в многотомном издании воссоздали сотни дворянских генеалогий, данные которых не потеряли научную ценность и сегодня. Сомнительно, что они ошиблись подряд в двух первых именах. Сомнительно, что в 3-м издании, которое вышло спустя почти 70 лет, этот недочет не поправили: ведь в издании XIX в. я не раз сталкивался с корректировкой имен и дат, в т.ч. и по роду д'Эон де Бомон. И как тут не вспомнить часть приведенных выше портретов: там наш герой также назван не Шарлем, а Шарлоттой.

Резонный вопрос: насколько вероятно присутствие в имени мальчика сразу двух следующих друг за другом женских имен?

Насколько мне известно, переписка д'Эона и мемуары о нем современников оставляют открытым вопрос о его основном имени. Основное имя - это именно то имя, которое и было в употреблении среди "своих": имя, с которым обращались к человеку его близкие, имя, которое он указывал в подписи в личной корреспонденции. C XVI в. в Европе возникает мода на сложно-составные имена: от трех до десятка. Но всегда одно или два имени в таком наборе - основные.

Каким именем называли д'Эона родители, родная сестра? Неизвестно. Далеко не всегда таким именем было первое из ряда.

Но никогда оба первых имени у мальчиков мужского пола не бывали женскими.

Это - очень интересный вопрос. "Мелочь" с именами и разнобой с подписями к эстампам и гравюрам поневоле заставляет думать, что в своих мистификациях "кавалерша" и драгун д'Эон мог быть не так уж и нечестен.
<<Назад    Вперед>> [ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 [ >>>>>> ]
Модератор: Commeng
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Commeng »   Генеалогия знати: скандалы, интриги, расследования
RSS
Пользователи на сайте

Генеалог
Yama

СПб
Восстанавливаю старые фотографии.

Генеалог
Tiana717

Москва

Генеалог
geneologia2009

Волгоград
Провожу поиск в архивах Волгоградской и ...