Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Теребенские истории

Теребня Новгородской обл. Боровичского р-на. Моей любимой бабушке посвящается.

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 Вперед →
Модератор: MATAE
MATAE
Модератор раздела

MATAE

Сообщений: 383
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1015
Уважаемый vam!

Большое спасибо за ссылку! Вы меня плавно подвели к началу повествования о людях, живших и живущих поныне в этих местах 101.gif

Последний важный штрих к географической справке - в старину Теребня и ближайшие селения относились к Бежецкой пятине Новогородской земли, но находились практически на границе Бежецкой и Деревской пятин.


[ Изображение на стороннем сайте: 6b0677e95176.jpg ]



[ Изображение на стороннем сайте: 2a4ca21c4e30.jpg ]


Wikipedia про Бежецкую пятину:

Первое частично сохранившееся до нашего времени описание Бежецкой пятины находится в писцовой книге 7007 (1498/99) года письма Василия Григорьевича Наумова и Семена Захарьина сына Дятлова.[2][3] Свое название пятина получила по городу Бежичи, расположенному на юго-восточной ее оконечности. Захватывала северную часть Тверской губернии, западный угол - Ярославской и юго-восточный угол Новгородской.
По описанию сочинителя "Исторических разговоров о древностях Великого Новгорода" (Москва, 1808), Бежецкая пятина граничила на западе с пятиной Деревской, на севере и северо-западе — с Обонежской, на востоке — с землями Белозерскими и Тверскими и на юге — с землями Новгородскими, не принадлежавшими к пятинам, и разделялась (со времени княжения Иоанна IV) на две части или половины: Белозерскую и Тверскую. Последние, в свою очередь, делились на погосты, которых в Белозерской половине, по Писцовой книге 1581—1582 гг., обозначено 50, а в Тверской — 42. По той же Писцовой книге в Бежецкой пятине значатся еще 4 слободки и 4 волости. Кроме главного города Бежичи, в Бежецкой пятине были еще города: Городецк, Змень, Рыбаньск и др.
В южную часть пятины входили территории современного Бежецкого (западная часть), Максатихинского, Удомельского, Лесного и западной части Сандовского и Молоковского районов.
Площадь Бежецкой пятины составляла 33660 квадратных верст. По описанию ее на 1581 - 1583 гг. - имела тринадцать монастырей.



И еще интересное исследование про волоки: "К изучению термина ВОЛОК письменных источников XIV - XV вв."

И несколько иллюстраций:


[ Изображение на стороннем сайте: 03fe930aa390.jpg ]



[ Изображение на стороннем сайте: bceeab45a918.jpg ]



[ Изображение на стороннем сайте: 91ddfe693dab.jpg ]



[ Изображение на стороннем сайте: 4d3d0e229a78.jpg ]



[ Изображение на стороннем сайте: 138be9d442f2.jpg ]



[ Изображение на стороннем сайте: 382748148ab2.jpg ]
---
С уважением, Мария

ERRARE HUMANUM EST

Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы
Tasha56
Почетный учаcтник

Tasha56

Россия
Сообщений: 13521
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 38025
Мария, с 8 марта!
Солнечных и радостных дней!



[
Изображение на стороннем сайте: 1696bf5b03ed.jpg ]
---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в тему дневника >>>
ДНЕВНИК >> (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
MATAE
Модератор раздела

MATAE

Сообщений: 383
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1015
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. Занятия и промыслы.

Мне почти семь. Ночной штурм общего вагона на Московском вокзале (плацкартный в поезде один, билетов в него не купить). Наша компания многочисленна — прабабушка, прадед, бабушка, мама, папа, я, провожающие бабушкина сестра с мужем и эрдель-терьером плюс «корзина, картина, картонка...». Мне передается волнение взрослых, пытаюсь вникнуть в обрывки фраз («сначала заходим мы», «главное, чтоб ребенка не задавили», «багаж подальше от края платформы»), но никакое напряжение не может омрачить детский восторг, неповторимое ощущение романтики первого большого путешествия. Утренний вокзал Боровичей. После каменного мрачного ночного города — солнце, аромат сирени, деревянный скрипучий перрон. И люди... совсем другие... Все женщины — в платках или косынках, с загорелыми лицами, с особенным говорком. Мужчин меньше, многие небритые, и из-за этого кажутся мрачными. Берем два такси, долго-долго куда-то едем (до Волока около двадцати километров). Высаживаемся возле одного из домов со всем скарбом, поднимаемся по крутым ступенькам крыльца, через темные сени и дверь с высоченным порогом попадаем в небольшую комнату с одним окном. (Почти все дома в местности построены одинаково: фасад обращен к улице, перед ним обязательно деревья или палисадник с цветами, с правой или с левой стороны дома, ровно в середине строения — крыльцо. С крыльца вход в сени, или «колидор», из сеней две двери, расположенные друг против друга, ведут одна - «на двор», то есть в ту часть дома, где держат скотину, другая - «в избу», то есть в жилую часть. Сени — то место, где запахи людей и домашней стряпни смешиваются с запахами животных, навоза, дерева, веников , керосина. Запах этот особенный, и если сейчас я бы оказалась с закрытыми глазами в сенях любого из домов в деревне периода моего детства, то безошибочно бы определила, к кому в гости попала) У окна стоит стол, два стула, вдоль одной стены — оттоманка, в противоположной стороне комнаты — проходы в другие помещения дома, прикрытые льняными занавесками. На одном из стульев сидит старая женщина, она с трудом встает при виде нас. Из-за болезни суставов скрюченные пальцы рук и ноги колесом. Ее глаза слезятся: «Жоланные приехали!» Тут же приходят еще люди, мужчины, женщины, все возбужденно-радостные. Начинают обниматься, меня целуют и тискают, я терплю, понимая, что, наверное, незнакомцы как-то связаны с моей семьей. Нас угощают свежим молоком, потом бурно обсуждается, какой дорогой лучше ехать в деревню — длинной или короткой, что надо погрузить на телегу, кто поедет с нами... В разговоре постоянно упоминается какая-то баба Матрена. Спустя некоторое время я уже сижу на телеге с прабабушкой и прадедом в окружении выделенных нам родней кроватей, матрасов, подушек, самовара, чемоданов, а конопатый мужчина в кепке весело понукает лошадь. Остальные взрослые, чуть отстав, идут пешком. И вот долгожданное прибытие на место: тишина, изредка раздающиеся крики петухов, хлопанье крыльев, останавливающиеся встречные с неизменным «здравствуйте» и тот же, что и шесть лет назад, покосившийся дом...

Сейчас все эти детские впечатления переосмыслены, персонажи и события заняли свои места в истории моих предков.

Дом, в котором я проводила лето в детстве, не был нашим «родовым гнездом». Этим объяснялась необходимость обжить его заново, вот мы и везли мебель, посуду, постельное белье, даже немного дров на первое время. Дом же, построенный прадедом незадолго до начала войны, был продан в 60-х годах, когда он с прабабушкой перебрался в Ленинград, к своей дочери, моей бабушке. Сруб разобрали и перевезли в другую деревню, так что я, к сожалению, знаю только место, где он стоял. А изба, которую мы заняли, принадлежала как раз той загадочной бабе Матрене, которая упоминалась в разговоре родных при встрече. По воспоминаниям, женщина была своенравная, что, видимо, передалось и жилищу. Любопытно, что баба Матрена (Матрена Дмитриевна) приходилась родней и прабабушке, и прадеду: она была женой брата прабабушки, Трофима Михайловича, и сестрой Прасковьи Дмитриевны, матери прадеда. После смерти бабы Матрены, которая пережила всех своих пятерых детей, дом остался в наследство младшей сестре прадеда, Марии, а та жила в Волоке со старшей сестрой Анной, больной женщиной, (встретившей нас в то лето первой), и дом пустовал. Тогда тете Ане было 77 лет, тете Марусе 62 года, моим прадеду и прабабушке по 79.
Вот так и началась новая жизнь старой деревенской избы. А я постепенно постигала ее историю вместе с историей людей.


[ Изображение на стороннем сайте: 99102f255a38.jpg ]


Вид на "центральную улицу" Теребни с северной стороны.
---
С уважением, Мария

ERRARE HUMANUM EST

Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы
MATAE
Модератор раздела

MATAE

Сообщений: 383
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1015
Чем же они занимались, жители этого уголка новгородчины? На первый взгляд, все просто. Раз деревня, значит, крестьяне. Раз крестьяне, значит, либо земледелие, либо животноводство. Но когда я углубилась в вопрос, все оказалось гораздо интереснее. А началось опять же, с избушки.

Мой прадед, Константин Сидорович, был печником, как и его старший брат, Федор Сидорович. Переехав в Ленинград, он работал на Кировском заводе, восстанавливал мартеновские печи. Федор Сидорович, к слову сказать, перебрался в Питер раньше, еще в тридцатые годы, и клал печи и камины на Монетном Дворе. Поселившись в свое последнее лето в доме бабы Матрены, дед все время наставлял свою дочь, мою бабушку, как надо пользоваться печкой. Бабушка, вроде бы, и умела, но все время у нее то убежит, то подгорит. Позже я выяснила, в чем была загвоздка, - печка в доме стояла особенная, для выпечки баранок. От обычной русской печки она отличается тем, что шире и приземистее, устье у нее значительно больше, чтобы удобнее было размещать баранки на поду (их пекут без противня, прямо на кирпичах), соответственно, больше и площадь пода (слева и справа должно оставаться место для тлеющих поленьев), и свод не полуциркульный, а трехцентровой. Такая конструкция требует времени на топку, но зато тепло потом печка держит несколько дней. Долгий жар нужен баранкам для сушки после выпекания.

Кстати, о баранках:

Баранки – русская национальная выпечка. Особенно славился баранками Валдай; об этом есть у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок?» и у Пушкина в «Письме к Соболевскому»: 

«У податливых крестьянок 
(Чем и славится Валдай) 
К чаю накупи баранок 
И скорее поезжай». 

Валдайские «разрумяненные девки», а также все прочие представительницы женского пола выпекали из заварного теста маленькие обвараночки – то есть обваренные, ошпаренные. И было это весьма прибыльным делом – продавались обваранки не только на Валдае и в окрестностях, но и в самых разных уголках России. Названия со временем менялись, и в итоге «обваранки», «обвараночки», «абаранки» стали баранками. Есть и другие версии возникновения современного названия, менее ладные – схожесть баранки по форме с буквой «б» или со скрученным бараньим рогом.

Самое первое письменное упоминание этой выпечки обнаруживается в указе Петра I от 1725 года. В петровские времена баранки обваривали кипятком и только потом припекали. А со второй половины XVIII века тестяные заготовки стали обрабатывать паром – как это делают и по сей день. В настоящее время к бараночным изделиям относятся различные виды баранок, сушек и бубликов, имеющих форму кольца или овала, образованного жгутом круглого сечения. Они отличаются друг от друга влажностью, размерами и массой. Наибольшую влажность (22-25%) имеют бублики, приближающиеся по свойствам к хлебобулочным изделиям. Влажность баранок составляет 14-19%, а сушек – не более 13%.


Географически местность, где находится Теребня, относится к Валдайской возвышенности, так что бараночная традиция Валдая вполне закономерно жила и процветала в лавке бабы Матрены. Да-да, именно в лавке! Избушка-то, оказывается, была торговым местом до революции, и не единственным в деревне!


[ Изображение на стороннем сайте: d949b96102d3.jpg ]
---
С уважением, Мария

ERRARE HUMANUM EST

Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы
KarLa

KarLa

Барнаул-Москва
Сообщений: 9508
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 23409

MATAE написал:
[q]
Кстати, о баранках:
[/q]

Не люблю прерывать повествование, но не удержалась с вопросом. Маша, Вы наверняка сами пробовали эти валдайские баранки, каковы они на вкус, сухие, мягкие, с нашими сегодняшними баранками есть что то общее? Уж так Вы "вкусно" о них рассказываете tongue.gif biggrin1.gif
---
Ищу Татьянкиных, Чесноковых, Болдыревых, Гавриловых, Рыковых из Тамбовской губ., Поповых, Пашковых из Воронежской губ., Останкиных (Астанкиных) из Курской губ.
Мой дневник
MATAE
Модератор раздела

MATAE

Сообщений: 383
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1015
KarLa

Уважаемая Лариса! Мне наоборот, очень приятно, что есть читатели! И чем больше вопросов, тем занимательней рассказывать!

Признаться, баранки из печки я ни разу не пробовала, увы... Но промышленного производства, которые продаются в тамошних булочных, конечно, дегустировала 101.gif. Вкус у них чуть сладковатый, и, достаточно твердые на ощупь, они мягкие, сухие и рассыпчатые на зуб. Возможно, значение имеет степень сушки, - если не досушить в тепле, они начинают подсыхать естественным путем, и просто-напросто черствеют, а правильно высушенные свежие баранки с румяным бочком очень даже вкусны с горячим чайком 101.gif tongue.gif

Нашла еще такую историю про валдайские баранки:

Слово «баранка» имеет в корне своем старославянскую основу «об-варити», от которого позже образовалось русское слово «баранка», польский вариант «obwarzenek» и украинское название «обарiнок». В древнерусском языке «баранок» был мужского рода и использовался преимущественно в единственном числе. Однако в простонародном варианте слово «баранка» была среднего рода, и имелось множество вариантов фонетического преобразования.
В XVII веке организуется Сморгонская школа белорусских скоморохов и дрессировщиков медведей, в простонародье называемая «Медвежья академия». В период расцвета в «академии» дрессировали одновременно до десяти медведей. «Обваранки» служили сухим кормом для танцующих животных. Тесто из муки и воды круто замешивали, раскатывали в полоски и варили в кипящей воде. Сена с собой не навозишься, а хлеб дорогое удовольствие, обваренное тесто в самый раз. Эти пластинки еще солью посыпали: «академикам» очень нравилось. Это уже потом баранки приобрели современную форму, в них стали добавлять мед, кагор, мак, сахар.
Рецепт изготовления баранок в город Валдай завезли жены ремесленников переселившихся из Белоруссии, для строительства Иверского монастыря. Одно из первых упоминаний о валдайских баранках встречается в источниках XVII века. В Приходо-расходной книге Иверского Валдайского монастыря за 1665 год записано: «Куплено братии в Богородицино (ныне город Валдай) боранков и яиц на десять алтын...». В те времена было принято выпекать изделия дома, соблюдая традиционный рецепт приготовления и форму изделия, которая напоминала ручную сумку или замок. Не вдаваясь в кулинарные тонкости, баранки готовятся из влажного теста, которое может быть постным, сдобным, яичным, сладким с сахаром или фруктами. Было также принято добавлять в баранки тмин или мак, которые в те времена считались символом лакомого блюда. Сортов баранок было множество, но наиболее популярным считался валдайский сорт, который был лучшим в своем роде и упоминался практически в каждом литературном произведении. Баранки всегда считались самыми диетическими, в сравнении с другими хлебными изделиями, так как в них содержится всего один процент сахара и практически не содержится жиров. Поэтому традиционно на Руси баранки считались не только лакомым изделием, но и лечебным продуктом. При появлении простуды баранки обычно замачивались в теплом молоке, затем их следовало остудить, скушать и запить горячим чаем с лимоном.
Пекли их в специальных пекарнях, которых в 1874 году насчитывалось около тридцати. Муку привозили из Рыбинска и Вышнего Волочка. Приезжие заказчики отправляли баранки и «барашки» - этот «нетленный и несокрушимый зубами продукт» по городам и селам Новгородской и Псковской губерний, особенно в бойкие места – на пристани и почтовые станции. Зимой мешками вывозили их мужики в Москву, в волжские города и даже в Сибирь. Особенностью баранок было то, что они не черствели девять дней. В течение года из Валдая расходилось до десяти тысяч пятипудовых мешков с баранками.
О валдайских баранках писали Радищев и Пушкин. Панаев В.А. рассказывал в своих воспоминаниях: «Когда бы вы ни приехали, утром, в полдень, в полночь ли, сонный или бодрствующий, веселый или печальный — вас тотчас обступят десятки белокурых красавиц с большими связками валдайского произведения — баранками (крупитчатые круглые крендели), и каждая из них с особенным красноречием, доходным до сердца, и выразительною нежностью пропоет в похвалу своему товару и покупщику громкую арию на известный цыганский мотив с вариациями: «Миленький, чернобровинький барин! Да купи у меня хоть связочку, голубчик, красавчик мой! Вот эту, мягкую, хорошую, что сахар белую! Да, пожалуйста, купи, я тебя первая встретила с хлебом-солью.»
«Никакое красноречие ваше не устоит против сладких убеждений продавщицы, никакие отговорки ваши не помогут вам спастись от покупки: вас будут преследовать по селу, ежели вы пойдете; за вами побегут в комнаты постоялого двора; вас разбудят, если вы покоитесь в экипаже - и до тех пор, пока вы не уедете, вас ничто не избавит от покупки предлагаемого товара. Но как бы ни были скупы, или скучны, вы смягчитесь, растаете и не будете в состоянии грубо презреть расточаемые вам ласки белокурою красавицею, у которой нередко на чистеньких щечках цветут живые розы, не коснувшиеся хищного мороза, и непременно купите хоть связку кренделей, весьма вкусных, впрочем, и для чаю и для кофе, и удобных для дороги.»
Пекли их в четверг вечером, далеко за полночь, а в пятницу, в день торга, обвешанные вязками, женщины с утра торговали на базаре и на Посадской улице. Девушки продавали на улицах баранки с поцелуем, в праздники, летом, вырядившись в жемчуг, штофы и парчу, выходили на площадь играть в лунки или хороводы; зимой же, днем, в штофных, со стоячим воротником полушубках, накинутых на одно плечо, катались на лошадях по улицам, а ввечеру с гор, на саночках с подрезами, управляемых парнями.



[ Изображение на стороннем сайте: 1093a88d643d.jpg ]
---
С уважением, Мария

ERRARE HUMANUM EST

Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы
MATAE
Модератор раздела

MATAE

Сообщений: 383
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1015
Прадед, помимо того, что промышлял печником, имел пасеку и большой яблоневый сад. Мед заготавливал только он и еще одна семья в соседней деревне, Горах.

Прабабушка, Екатерина Петровна, была повитухой, причем с хорошей репутацией. Почти всем рождавшимся в деревне в 30-х, 40-х, 50-х годах именно она помогала появиться на свет (среди прочих и моя мама). Рассказывали, что в некоторых сложных случаях ей удавалось исправить чужие ошибки: однажды при рождении двойняшек один из малюток скончался по оплошности акушерки, но благодаря подоспевшей бабушке, второго удалось спасти. Своих троих младших детей бабушка рожала без чьей-либо помощи. По воспоминаниям близких, она говорила: «Как чувствую, что пора, стоплю баньку, обедом накормлю всех, и пойду потихоньку. Возвращаюсь уже с кульком».

На самом деле, обычно в банях и рожали:

Часто предпочтительным местом для родов считались хлев и, особенно, баня, которую для благополучного разрешения от бремени роженица должна была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды. Считали также, что в этом случае ребенок будет крепче. Полки и пол устилались соломой, служившей постелью и в первые дни после родов. В баню роженица должна была идти босой. Если роды происходили в доме, то женщина рожала на пороге жилого помещения или в самом доме.

Бабушка никогда не распространялась ни на тему своих занятий, ни как она этому научилась, видимо, считая это естественным порядком вещей: ведь должен в деревне кто-то уметь помочь роженице. Однако, читая про повитух, мои догадки по поводу преемственности в этой области подтвердились:

Свои знания повитухи, как правило, получали по наследству, но только тогда, когда этому подойдет срок. Повивальной бабкой становилась только замужняя или овдовевшая женщина в возрасте. Обязательно, чтобы у нее были свои дети, ведь как можно пособлять в родах, если сама ни разу этих трудов не испытала? Хорошо, если у повитухи много детей, обязательно здоровых и красивых, тогда и рожать с ней будет легко. Ученицу повитуха обычно выбирала из своих дочерей. С подросткового возраста она брала ее с собой на роды, где будущая повитуха помогала и обучалась основам своего ремесла.

Таким образом, вполне возможно, что моя прапрабабка, тоже Екатерина Петровна, и была наставницей, и передала секреты повивального мастерства своей единственной дочери, моей прабабушке. Интересно было бы найти какое-нибудь документальное подтверждение этому предположению...


[ Изображение на стороннем сайте: 05902471930b.jpg ]


Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910) Новое знакомство
---
С уважением, Мария

ERRARE HUMANUM EST

Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы
MATAE
Модератор раздела

MATAE

Сообщений: 383
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1015
Интересная информация про историю повивального дела в России представлена на сайте http://www.povituha.ru:

В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование).
Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание повивальная бабка выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия "Присяги повивальных бабок о должности их".
На повивальную бабку возлагалось "подавание пособий" и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний.
Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки - раз в квартал.
Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет.
Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти.
Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства.
Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень.
Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.


ПРИСЯГА ПОВИВАЛЬНЫХЪ БАБОКЪ О ДОЛЖНОСТИ ИХЪ.
Я нижепоименованная обещаюсь и клянусь Всемогущимъ моимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелiемъ, въ томъ, что я должность мою, въ которой я по Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА определена, со всякой ревностiю и исправностiю противъ предписаннаго мне порядка данной Инструкцiи исправлять; къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были когда востребована буду, днемъ и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердiе имъ оказывать, а ни которую злоумышленнымъ образомъ пропускать, ниже пренебрегать, ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться; къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ, ежели же случится противной и опасной случай у какой либо рожаницы, то не только заблаговременно более градскихъ повивальныхъ бабокъ, но по требованiю нужды доктора и акушера просить и къ тому неотменно востребовать имею. Когда же въ равномърныхъ случаяхъ и къ другимъ роженицамъ призвана буду, то верно и прилежно къ лучшему советовать буду, и ничего что полезно, успешно и способно къ рожденiю быть можетъ, ни отъ какой либо злости, зависти, ненависти, ниже другихъ причинъ ради, скрывать не стану; когда же я употреблена буду къ такой рожанице, о которой или по месту, где находится, или по другимъ обстоятельствамъ, никому ведать не надлежитъ, и о такой рожанице не разглашать мне, и никому не сказывать; ежели же приключится странный и необыкновенный какой уродъ, то того-жъ часа Медицинскому начальству о томъ доносить буду и ежели у которой либо рожаницы имеется какое увечье, или какая иная скорбь, того всего никому объявлять не буду, а совершать буду въ совершенной тайности разве однимъ пользующимъ ту особу доктору или лекарю, и то съ осторожностiю объявлять буду; сверхъ же сего надъ определенными при мне ученицами прилежно смотреть буду, чтобъ были поведенiя тихаго, трезваго, честнаго и благонравнаго житiя; притомъ же накрепко того наблюдать стану, чтобъ оныя ученицы къ ученiю прилежно ходили и отъ себя ихъ со всякою ревностiю и раденiемъ обучать и къ тому побуждать буду, а о неприлежающихъ и непотребныхъ Медицинскому Начальству представлять истину должна; по прошествiи каждаго месяца во Врачебную Управу неотменно должна рапортовать письменно и безъ утайки имена и достоинства рожаницъ, коимъ я въ томъ месяце, служила, и освободились или умерли, а ежели гдъ уведаю, что неосвидетельствованная и неопробованная отъ Медицинскаго Управленiя женщина бабечье дело управляетъ, то тотчасъ о томъ съ точнымъ доказательствомъ доносить не премину своему Начальству. Въ заключенiе-же сей моей клятвы, аще все вышеписанное ненарушимо сохраню, Господь Богъ да поможетъ мне въ семъ и будущемъ веке спасенiемъ и благополучiемъ и въ деле званiя моего успехомъ; буде же что нарушать буду умышленныя, да последуетъ мнъ противная, и въ томъ целую слова и крестъ Спасителя моего. Аминь."
(Собственноручная подпись).


Вот интересно, был ли у прабабушки какой-нибудь документ, свидетельствующий о полученных навыках... Знаю только, что образования она получила всего 4 класса церковно-приходской школы...
---
С уважением, Мария

ERRARE HUMANUM EST

Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы
MATAE
Модератор раздела

MATAE

Сообщений: 383
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1015
Однако печки, баранки, повивальные бабки - это все, пусть дорогие мне, но частности... Интереснее взглянуть на занятия местных жителей в целом, учитывая исторические предпосылки развития тех или иных видов деятельности, региональные традиции, географические и экономические особенности.

Как уже говорилось выше, в старину "обслуживание" волока по моим предположениям требовало определенных профессий:
- кормчих;
- охранников;
- тягловых;
- проводников;
- хозяев постоялых дворов;
- торговцев и менял

Отголоски этой специфики должны были сохраниться хотя бы частично, и в поисках следов я обратилась к историческим документам и исследованиям. И вот что обнаружилось: основанные на Мсте княгиней Ольгой погосты постепенно развивались в "рядки", т.е. в торговые поселения. Об этом подробно рассказывается в книге профессора В.Н. Бернадского "Новгород и Новгородская земля в XV веке":

[ Изображение на стороннем сайте: 1c55e7228ea3.jpg ]


[ Изображение на стороннем сайте: 49269f988ac7.jpg ]


[ Изображение на стороннем сайте: a8b38b7be341.jpg ]


Как видно из представленных выдержек, поселения составляли в основном непашенные крестьяне, а Волок Держков считался даже ремесленным центром!




---
С уважением, Мария

ERRARE HUMANUM EST

Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы
MATAE
Модератор раздела

MATAE

Сообщений: 383
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 1015
В известной книге Константина Алексеевича Неволина "О пятинах и погостах новгородских в XVI веке, с приложением карты" Санкт-петербург: Тип. императорской Академии Наук,1853, в приложениях, где представлены выдержки из писцовых книг, находим следующую информацию:


[ Изображение на стороннем сайте: e02b21b0c8f2.jpg ]


[ Изображение на стороннем сайте: b9d919f8925f.jpg ]


Интересная складывается картина: если в переписи 1564 года указывается 14 лавок в Волоке, то по книге 1682 года - всего 5, к тому же говорится об опустевших поместьях, и даже селениях ("живущих 57, пустующих 261"), о "порожжих землях", о доживающих свой век "старицах", о боярских детях, которые померли без наследников... Такое впечатление, что период расцвета миновал и наступил упадок. Любопытно, с чем это могло быть связано? Не с тем ли фактом, что все большее значение приобретает Вышневолоцкая система переправ, и Нижний Волок утрачивает былую значимость? Думаю, что такая версия имеет право на существование.
---
С уважением, Мария

ERRARE HUMANUM EST

Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 Вперед →
Модератор: MATAE
Вверх ⇈