Теребенские истории
Теребня Новгородской обл. Боровичского р-на. Моей любимой бабушке посвящается.
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1015 | Наверх ##
17 апреля 2013 23:38 Чем же они занимались, жители этого уголка новгородчины? На первый взгляд, все просто. Раз деревня, значит, крестьяне. Раз крестьяне, значит, либо земледелие, либо животноводство. Но когда я углубилась в вопрос, все оказалось гораздо интереснее. А началось опять же, с избушки. Мой прадед, Константин Сидорович, был печником, как и его старший брат, Федор Сидорович. Переехав в Ленинград, он работал на Кировском заводе, восстанавливал мартеновские печи. Федор Сидорович, к слову сказать, перебрался в Питер раньше, еще в тридцатые годы, и клал печи и камины на Монетном Дворе. Поселившись в свое последнее лето в доме бабы Матрены, дед все время наставлял свою дочь, мою бабушку, как надо пользоваться печкой. Бабушка, вроде бы, и умела, но все время у нее то убежит, то подгорит. Позже я выяснила, в чем была загвоздка, - печка в доме стояла особенная, для выпечки баранок. От обычной русской печки она отличается тем, что шире и приземистее, устье у нее значительно больше, чтобы удобнее было размещать баранки на поду (их пекут без противня, прямо на кирпичах), соответственно, больше и площадь пода (слева и справа должно оставаться место для тлеющих поленьев), и свод не полуциркульный, а трехцентровой. Такая конструкция требует времени на топку, но зато тепло потом печка держит несколько дней. Долгий жар нужен баранкам для сушки после выпекания. Кстати, о баранках: Баранки – русская национальная выпечка. Особенно славился баранками Валдай; об этом есть у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок?» и у Пушкина в «Письме к Соболевскому»:
«У податливых крестьянок (Чем и славится Валдай) К чаю накупи баранок И скорее поезжай».
Валдайские «разрумяненные девки», а также все прочие представительницы женского пола выпекали из заварного теста маленькие обвараночки – то есть обваренные, ошпаренные. И было это весьма прибыльным делом – продавались обваранки не только на Валдае и в окрестностях, но и в самых разных уголках России. Названия со временем менялись, и в итоге «обваранки», «обвараночки», «абаранки» стали баранками. Есть и другие версии возникновения современного названия, менее ладные – схожесть баранки по форме с буквой «б» или со скрученным бараньим рогом.
Самое первое письменное упоминание этой выпечки обнаруживается в указе Петра I от 1725 года. В петровские времена баранки обваривали кипятком и только потом припекали. А со второй половины XVIII века тестяные заготовки стали обрабатывать паром – как это делают и по сей день. В настоящее время к бараночным изделиям относятся различные виды баранок, сушек и бубликов, имеющих форму кольца или овала, образованного жгутом круглого сечения. Они отличаются друг от друга влажностью, размерами и массой. Наибольшую влажность (22-25%) имеют бублики, приближающиеся по свойствам к хлебобулочным изделиям. Влажность баранок составляет 14-19%, а сушек – не более 13%. Географически местность, где находится Теребня, относится к Валдайской возвышенности, так что бараночная традиция Валдая вполне закономерно жила и процветала в лавке бабы Матрены. Да-да, именно в лавке! Избушка-то, оказывается, была торговым местом до революции, и не единственным в деревне! [ Изображение на стороннем сайте: d949b96102d3.jpg ] --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
KarLa Барнаул-Москва Сообщений: 9510 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 23430 | Наверх ##
18 апреля 2013 2:15 MATAE написал: [q] Кстати, о баранках:[/q]
Не люблю прерывать повествование, но не удержалась с вопросом. Маша, Вы наверняка сами пробовали эти валдайские баранки, каковы они на вкус, сухие, мягкие, с нашими сегодняшними баранками есть что то общее? Уж так Вы "вкусно" о них рассказываете --- Ищу Татьянкиных, Чесноковых, Болдыревых, Гавриловых, Рыковых из Тамбовской губ., Поповых, Пашковых из Воронежской губ., Останкиных (Астанкиных) из Курской губ.
Мой дневник | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1015 | Наверх ##
18 апреля 2013 12:06 KarLaУважаемая Лариса! Мне наоборот, очень приятно, что есть читатели! И чем больше вопросов, тем занимательней рассказывать! Признаться, баранки из печки я ни разу не пробовала, увы... Но промышленного производства, которые продаются в тамошних булочных, конечно, дегустировала  . Вкус у них чуть сладковатый, и, достаточно твердые на ощупь, они мягкие, сухие и рассыпчатые на зуб. Возможно, значение имеет степень сушки, - если не досушить в тепле, они начинают подсыхать естественным путем, и просто-напросто черствеют, а правильно высушенные свежие баранки с румяным бочком очень даже вкусны с горячим чайком Нашла еще такую историю про валдайские баранки: Слово «баранка» имеет в корне своем старославянскую основу «об-варити», от которого позже образовалось русское слово «баранка», польский вариант «obwarzenek» и украинское название «обарiнок». В древнерусском языке «баранок» был мужского рода и использовался преимущественно в единственном числе. Однако в простонародном варианте слово «баранка» была среднего рода, и имелось множество вариантов фонетического преобразования. В XVII веке организуется Сморгонская школа белорусских скоморохов и дрессировщиков медведей, в простонародье называемая «Медвежья академия». В период расцвета в «академии» дрессировали одновременно до десяти медведей. «Обваранки» служили сухим кормом для танцующих животных. Тесто из муки и воды круто замешивали, раскатывали в полоски и варили в кипящей воде. Сена с собой не навозишься, а хлеб дорогое удовольствие, обваренное тесто в самый раз. Эти пластинки еще солью посыпали: «академикам» очень нравилось. Это уже потом баранки приобрели современную форму, в них стали добавлять мед, кагор, мак, сахар. Рецепт изготовления баранок в город Валдай завезли жены ремесленников переселившихся из Белоруссии, для строительства Иверского монастыря. Одно из первых упоминаний о валдайских баранках встречается в источниках XVII века. В Приходо-расходной книге Иверского Валдайского монастыря за 1665 год записано: «Куплено братии в Богородицино (ныне город Валдай) боранков и яиц на десять алтын...». В те времена было принято выпекать изделия дома, соблюдая традиционный рецепт приготовления и форму изделия, которая напоминала ручную сумку или замок. Не вдаваясь в кулинарные тонкости, баранки готовятся из влажного теста, которое может быть постным, сдобным, яичным, сладким с сахаром или фруктами. Было также принято добавлять в баранки тмин или мак, которые в те времена считались символом лакомого блюда. Сортов баранок было множество, но наиболее популярным считался валдайский сорт, который был лучшим в своем роде и упоминался практически в каждом литературном произведении. Баранки всегда считались самыми диетическими, в сравнении с другими хлебными изделиями, так как в них содержится всего один процент сахара и практически не содержится жиров. Поэтому традиционно на Руси баранки считались не только лакомым изделием, но и лечебным продуктом. При появлении простуды баранки обычно замачивались в теплом молоке, затем их следовало остудить, скушать и запить горячим чаем с лимоном. Пекли их в специальных пекарнях, которых в 1874 году насчитывалось около тридцати. Муку привозили из Рыбинска и Вышнего Волочка. Приезжие заказчики отправляли баранки и «барашки» - этот «нетленный и несокрушимый зубами продукт» по городам и селам Новгородской и Псковской губерний, особенно в бойкие места – на пристани и почтовые станции. Зимой мешками вывозили их мужики в Москву, в волжские города и даже в Сибирь. Особенностью баранок было то, что они не черствели девять дней. В течение года из Валдая расходилось до десяти тысяч пятипудовых мешков с баранками. О валдайских баранках писали Радищев и Пушкин. Панаев В.А. рассказывал в своих воспоминаниях: «Когда бы вы ни приехали, утром, в полдень, в полночь ли, сонный или бодрствующий, веселый или печальный — вас тотчас обступят десятки белокурых красавиц с большими связками валдайского произведения — баранками (крупитчатые круглые крендели), и каждая из них с особенным красноречием, доходным до сердца, и выразительною нежностью пропоет в похвалу своему товару и покупщику громкую арию на известный цыганский мотив с вариациями: «Миленький, чернобровинький барин! Да купи у меня хоть связочку, голубчик, красавчик мой! Вот эту, мягкую, хорошую, что сахар белую! Да, пожалуйста, купи, я тебя первая встретила с хлебом-солью.» «Никакое красноречие ваше не устоит против сладких убеждений продавщицы, никакие отговорки ваши не помогут вам спастись от покупки: вас будут преследовать по селу, ежели вы пойдете; за вами побегут в комнаты постоялого двора; вас разбудят, если вы покоитесь в экипаже - и до тех пор, пока вы не уедете, вас ничто не избавит от покупки предлагаемого товара. Но как бы ни были скупы, или скучны, вы смягчитесь, растаете и не будете в состоянии грубо презреть расточаемые вам ласки белокурою красавицею, у которой нередко на чистеньких щечках цветут живые розы, не коснувшиеся хищного мороза, и непременно купите хоть связку кренделей, весьма вкусных, впрочем, и для чаю и для кофе, и удобных для дороги.» Пекли их в четверг вечером, далеко за полночь, а в пятницу, в день торга, обвешанные вязками, женщины с утра торговали на базаре и на Посадской улице. Девушки продавали на улицах баранки с поцелуем, в праздники, летом, вырядившись в жемчуг, штофы и парчу, выходили на площадь играть в лунки или хороводы; зимой же, днем, в штофных, со стоячим воротником полушубках, накинутых на одно плечо, катались на лошадях по улицам, а ввечеру с гор, на саночках с подрезами, управляемых парнями.[ Изображение на стороннем сайте: 1093a88d643d.jpg ] --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1015 | Наверх ##
18 апреля 2013 21:41 18 апреля 2013 21:44 Прадед, помимо того, что промышлял печником, имел пасеку и большой яблоневый сад. Мед заготавливал только он и еще одна семья в соседней деревне, Горах. Прабабушка, Екатерина Петровна, была повитухой, причем с хорошей репутацией. Почти всем рождавшимся в деревне в 30-х, 40-х, 50-х годах именно она помогала появиться на свет (среди прочих и моя мама). Рассказывали, что в некоторых сложных случаях ей удавалось исправить чужие ошибки: однажды при рождении двойняшек один из малюток скончался по оплошности акушерки, но благодаря подоспевшей бабушке, второго удалось спасти. Своих троих младших детей бабушка рожала без чьей-либо помощи. По воспоминаниям близких, она говорила: «Как чувствую, что пора, стоплю баньку, обедом накормлю всех, и пойду потихоньку. Возвращаюсь уже с кульком». На самом деле, обычно в банях и рожали: Часто предпочтительным местом для родов считались хлев и, особенно, баня, которую для благополучного разрешения от бремени роженица должна была протопить сама, самостоятельно наносив дров и воды. Считали также, что в этом случае ребенок будет крепче. Полки и пол устилались соломой, служившей постелью и в первые дни после родов. В баню роженица должна была идти босой. Если роды происходили в доме, то женщина рожала на пороге жилого помещения или в самом доме. Бабушка никогда не распространялась ни на тему своих занятий, ни как она этому научилась, видимо, считая это естественным порядком вещей: ведь должен в деревне кто-то уметь помочь роженице. Однако, читая про повитух, мои догадки по поводу преемственности в этой области подтвердились: Свои знания повитухи, как правило, получали по наследству, но только тогда, когда этому подойдет срок. Повивальной бабкой становилась только замужняя или овдовевшая женщина в возрасте. Обязательно, чтобы у нее были свои дети, ведь как можно пособлять в родах, если сама ни разу этих трудов не испытала? Хорошо, если у повитухи много детей, обязательно здоровых и красивых, тогда и рожать с ней будет легко. Ученицу повитуха обычно выбирала из своих дочерей. С подросткового возраста она брала ее с собой на роды, где будущая повитуха помогала и обучалась основам своего ремесла.Таким образом, вполне возможно, что моя прапрабабка, тоже Екатерина Петровна, и была наставницей, и передала секреты повивального мастерства своей единственной дочери, моей прабабушке. Интересно было бы найти какое-нибудь документальное подтверждение этому предположению... [ Изображение на стороннем сайте: 05902471930b.jpg ] Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841-1910) Новое знакомство --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1015 | Наверх ##
20 апреля 2013 16:13 Интересная информация про историю повивального дела в России представлена на сайте http://www.povituha.ru:В царской России было три профессиональных группы женщин, занимавшихся родовспоможением: "повивальная бабка" (высшее медицинское образование), "сельская повивальная бабка" (среднее медицинское образование) и "повитуха" (заочное образование). Повивальные бабки готовились Повивальными институтами, которых к концу XIX века в России было не менее двух десятков. Диплом на звание повивальная бабка выдавался по окончании обучения (как правило, шестилетнего) и принятия "Присяги повивальных бабок о должности их". На повивальную бабку возлагалось "подавание пособий" и уход при нормальном течении беременности, родов и послеродового состояния, а равно и уход за новорожденным. Врач-акушер призывался только при неправильном течении всех этих состояний. Повивальные бабки ежемесячно предоставляли во врачебные управы отчеты о проделанной работе, сельские повивальные бабки - раз в квартал. Желающая получить звание повивальной бабки должна быть не моложе двадцати и не старше сорока пяти лет. Сельская повивальная бабка получала трехлетнее медицинское образование в специализированных повивальных школах в крупных уездных городах. По России повивальных школ насчитывалось не менее пятидесяти. Кроме того, имелись так называемые центральные, местные и земские школы, в которых преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика и курс теоретического и практического родовспомогательного искусства. Сельская повивальная бабка работала на селе без права работы в городе. Она и принимала роды, и готовила повитух из соседних деревень. Повитуха получала свидетельство о заочном образовании на основании свидетельства от повивальной бабки, у которой она училась, за подписью городового или уездного врача.ПРИСЯГА ПОВИВАЛЬНЫХЪ БАБОКЪ О ДОЛЖНОСТИ ИХЪ. Я нижепоименованная обещаюсь и клянусь Всемогущимъ моимъ Богомъ, предъ Святымъ Его Евангелiемъ, въ томъ, что я должность мою, въ которой я по Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА определена, со всякой ревностiю и исправностiю противъ предписаннаго мне порядка данной Инструкцiи исправлять; къ роженицамъ богатымъ и убогимъ, какого-бъ чина и достоинства ни были когда востребована буду, днемъ и ночью, немедленно ходить, всякую возможную прилежность и усердiе имъ оказывать, а ни которую злоумышленнымъ образомъ пропускать, ниже пренебрегать, ежели родины продолжительныя будутъ, къ муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду съ терпеливостiю ожидать настоящаго времени, при томъ же бранливыхъ словъ, клятвъ, пьянствъ, непристойныхъ шутокъ, неучтивыхъ речей и прочаго, совершенно удерживаться; къ выкидыванiю младенца дачею проносныхъ и изгонительныхъ лекарствъ, или какимъ либо другимъ образомъ ни съ кемъ и никогда соглашаться не буду, и къ тому себя употреблять ни за что не дамъ, ежели же случится противной и опасной случай у какой либо рожаницы, то не только заблаговременно более градскихъ повивальныхъ бабокъ, но по требованiю нужды доктора и акушера просить и къ тому неотменно востребовать имею. Когда же въ равномърныхъ случаяхъ и къ другимъ роженицамъ призвана буду, то верно и прилежно къ лучшему советовать буду, и ничего что полезно, успешно и способно къ рожденiю быть можетъ, ни отъ какой либо злости, зависти, ненависти, ниже другихъ причинъ ради, скрывать не стану; когда же я употреблена буду къ такой рожанице, о которой или по месту, где находится, или по другимъ обстоятельствамъ, никому ведать не надлежитъ, и о такой рожанице не разглашать мне, и никому не сказывать; ежели же приключится странный и необыкновенный какой уродъ, то того-жъ часа Медицинскому начальству о томъ доносить буду и ежели у которой либо рожаницы имеется какое увечье, или какая иная скорбь, того всего никому объявлять не буду, а совершать буду въ совершенной тайности разве однимъ пользующимъ ту особу доктору или лекарю, и то съ осторожностiю объявлять буду; сверхъ же сего надъ определенными при мне ученицами прилежно смотреть буду, чтобъ были поведенiя тихаго, трезваго, честнаго и благонравнаго житiя; притомъ же накрепко того наблюдать стану, чтобъ оныя ученицы къ ученiю прилежно ходили и отъ себя ихъ со всякою ревностiю и раденiемъ обучать и къ тому побуждать буду, а о неприлежающихъ и непотребныхъ Медицинскому Начальству представлять истину должна; по прошествiи каждаго месяца во Врачебную Управу неотменно должна рапортовать письменно и безъ утайки имена и достоинства рожаницъ, коимъ я въ томъ месяце, служила, и освободились или умерли, а ежели гдъ уведаю, что неосвидетельствованная и неопробованная отъ Медицинскаго Управленiя женщина бабечье дело управляетъ, то тотчасъ о томъ съ точнымъ доказательствомъ доносить не премину своему Начальству. Въ заключенiе-же сей моей клятвы, аще все вышеписанное ненарушимо сохраню, Господь Богъ да поможетъ мне въ семъ и будущемъ веке спасенiемъ и благополучiемъ и въ деле званiя моего успехомъ; буде же что нарушать буду умышленныя, да последуетъ мнъ противная, и въ томъ целую слова и крестъ Спасителя моего. Аминь." (Собственноручная подпись).Вот интересно, был ли у прабабушки какой-нибудь документ, свидетельствующий о полученных навыках... Знаю только, что образования она получила всего 4 класса церковно-приходской школы... --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1015 | Наверх ##
22 апреля 2013 22:38 22 апреля 2013 22:43 Однако печки, баранки, повивальные бабки - это все, пусть дорогие мне, но частности... Интереснее взглянуть на занятия местных жителей в целом, учитывая исторические предпосылки развития тех или иных видов деятельности, региональные традиции, географические и экономические особенности. Как уже говорилось выше, в старину "обслуживание" волока по моим предположениям требовало определенных профессий: - кормчих; - охранников; - тягловых; - проводников; - хозяев постоялых дворов; - торговцев и менял Отголоски этой специфики должны были сохраниться хотя бы частично, и в поисках следов я обратилась к историческим документам и исследованиям. И вот что обнаружилось: основанные на Мсте княгиней Ольгой погосты постепенно развивались в "рядки", т.е. в торговые поселения. Об этом подробно рассказывается в книге профессора В.Н. Бернадского "Новгород и Новгородская земля в XV веке": [ Изображение на стороннем сайте: 1c55e7228ea3.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: 49269f988ac7.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: a8b38b7be341.jpg ] Как видно из представленных выдержек, поселения составляли в основном непашенные крестьяне, а Волок Держков считался даже ремесленным центром!
--- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1015 | Наверх ##
23 апреля 2013 23:29 23 апреля 2013 23:31 В известной книге Константина Алексеевича Неволина "О пятинах и погостах новгородских в XVI веке, с приложением карты" Санкт-петербург: Тип. императорской Академии Наук,1853, в приложениях, где представлены выдержки из писцовых книг, находим следующую информацию: [ Изображение на стороннем сайте: e02b21b0c8f2.jpg ] [ Изображение на стороннем сайте: b9d919f8925f.jpg ] Интересная складывается картина: если в переписи 1564 года указывается 14 лавок в Волоке, то по книге 1682 года - всего 5, к тому же говорится об опустевших поместьях, и даже селениях ("живущих 57, пустующих 261"), о "порожжих землях", о доживающих свой век "старицах", о боярских детях, которые померли без наследников... Такое впечатление, что период расцвета миновал и наступил упадок. Любопытно, с чем это могло быть связано? Не с тем ли фактом, что все большее значение приобретает Вышневолоцкая система переправ, и Нижний Волок утрачивает былую значимость? Думаю, что такая версия имеет право на существование. --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1015 | Наверх ##
27 апреля 2013 21:17 Из следующей переписной книги, 1710 года, удалось не только почерпнуть интересную информацию по персоналиям, но и получить массу зацепок для дальнейшего разматывания "теребенского" клубка.
Итак:
(л.237) № 168 Погост Покровской Иванской волока Дершкова № 169 Тогож погоста выставки Старухина № 170 За Антоновым монастырем Римлянина в вотчины деревни Березиц и з деревнями по скаски прикащика Гаврилы Потапова № 171 За Лисьим монастырем в вотчине села Лес по скаски выборного крестьянина … 268) № 172 За Козьмой Богдановым сыном Лупандиным 261) № 173 За вдовою Овдотьею Прокофьевой дочерью Васильевской женой Лупандина № 174 За Даниилом Ларионовым сыном Козляниновым № 175 За вдовой Василистой Еремеевской женой Лупандина по скаске ее в усадьбе Туемле двор ее помещицын № 176 За Федором Алексеевым сыном Лупандиным № 177 За Парамоном Ивановым сыном Титовым № 178 За недорослем Ильей Ларионовым сыном Козляниновым (л.269) № 179 За Иваном Ларионовым сыном Козляниновым № 180 За вдовой Татьяной Богдановой дочерью Федоровской женой Негановского … муж еее Татьянин Федор Негановской служил великого государя рейтарскую службу и умре на службе в 702-м году … № 181 За вдовой Марфой Федоровской женой Лупандина № 182 За Иваном Петровым сыном Водовским № 183 За вдовой Домной Силиной дочерью Михайловской женой Пестрикова № 184 За Васильем Денисьевым сыном Бачмановым 276) Да в том же Иванском погосте в волоке Дершкове что написано по переписной книги 186-го году в усадище Туемли за Еремеем Лупандиным № 185 За Григорьем Клементьевым сыном Маланьиных 278) № 186 За Степаном Денисьевым сыном Бачмановым по скаске ево № 187 За Трофимом Кондратьевым сыном Веригиным (л.283об.) № 188 За Богданом Сергеевым сыном Аничковым по скаске дворового ево человека усадища Жданей … в том вышеписанном усадтще Жданех двор ево помещиков живет он помещик Богдан Аничков от роду ему 35 лет у него жена Овдотья 40 лет у него дети дочь Оксинья 3 лет сын Иван полутоа года Григорей недели (л.284об.) № 189 По скаске выставки Теребени попа Федора Григорьева да дьячка Афонасья Тимофеева понамаря Ивана Тимофеева на той выставки церковь настоящая Пресвятыя Богородицы Тихфинския Одегитрия в пределе великомученицы Параскевии нарицаемые Пятницы (л.285) деревянная а стоит та церковь на вотчинной земли а при той церкви живет он поп Федор Григорьев с причетники … 285об.) № 190 За Тимофеем Васильевым сыном Квашниным Самариным по скаске дворового ево человека села Теребени Григорья Богданова в том вышеписанном селе живет он помещик ево Тимофей Квашнин Самарин от роду ему 70 лет а ныне он поехал на службу великого государя и в каких 286) чинех служил того он Григорей сказать не упомнит а отставлен в 203-м году за старостью по отставки боярина Тихона Никитича Стрешнева у него помещика ево жена Анисья Федорова 50 лет у него дети 6 сынов большей сын Яков живет в отделе в том же погосте в усадище Черне ручье а другой сын ево Иван живет во Псковском уезде а в остатке в том вышеписанном селе Теребени с ним Тимофеем живут в одном дворе дети ево Григорей да Никита Петр да Осип Григорей 32 лет служитв выборном швандроне порутчиком а с которого году того сказать не упомнит а Никита 20 лет поехал на службу великого государя в 700-м ! году и служил у боярина князь Ивана Юрьевича Трубецкого отъютантом и в ыных полкех служил в том чину и после того отставлен был по приказу светлейшаго князяза болезнью переломки ноги да у него помещика сын Петр 20 лет служит в вышеписанном швандроне капралом у него ж сын Осип 286об.) 12 лет у Григорья жена Анна 27 лет у него Григорья дети сын Никита 4 лет дочь Овдотья году у Никита жена Анна 20 лет у негож Никиты дети сын Григорей полуторых лет Вера 6 недель у Петра жена Анисья 17 лет детей у них нет … дворовых людей … 287об.) Да за ним Тимофеем Квашниным Самариным в дни Ранцы Во дворе крестьянин … (л.289) № 191 За вдовою Федосьею Ивановой дочерью Осиповской женой Аничкова по скаске крестьянина дни Олешина … в том вышеписанном Волоцком погосте усадище Волги двор ее помещицын а в нем живет она помещица ево вдова Федосья от роду ей 70 лет у ней дети сын Андрей 13 лет дочь Овдотья 12 лет сын Петр 10 лет 290) Да за ней же вдовой Федосьей в дни Алешиной Во дворе крестьянин … 290об.) Да втом же Волоцком погосте в дни Кореморы по переписным книгам 186-го году написано за Иваном Лупандиным двор крестьянской а по здаче достался в приданные за помещика ево Осипа Аничкова 291) 186-го за Яковом Аничковым № 192 За Мироном Лупандином по скаске крестьянина ево дни Утки … да Иванова 291об.) крестьянина Бачманова тоеж дни … 186-го году за Иваном Бачмановым полдвора досталось по дачи Петру Васильеву сыну Зиновьеву (л.292об.) № 193 За Федором Лупандиным по скаске крестьянина ево дни Могилин Ивана Иванова в том Волоцком погосте за помещиком ево усадище Березник а в нем живет помещик ево Федор Лупандин от роду ему 40 лет а служит он со 196-го году и ныне служит в выборном швандроне а жена у него Алена 25 лет сын у него Осип 10 лет дочь Анна 15 лет Федосья 11 лет 293об.) Да за ним же Федором Лупандиным в том ж погосте что были прежнего за отцем ево в дни Мощенин двор крестьянской … 294об.) в дни Могилинах перевезены из дни Коремеры полдвора крестьянских а другая полдвора досталась Мины Петрову сыну Хомутову Во дворе крестьянин Иван Иванов 295об.) в дни Вельях 296) за отцом помещика ево в дни в Черне Ручь двор крестьянской 297об.) № 194 За Поликарпом Лупандиным по скаски крестьянина ево дни Водосей Луки Михайлова в том же погосте на Волоке Держкове двор помещика ево а в том дворе живет он помещик от роду ему 50 лет у него жена Орина Степанова дочь 35 лет 298) Да за ним же Поликарпом Лупандиным в дни Водосях Во дворе крестьянин 299) на погосте на Волоке Дершкове Во дворе крестьянин 299об.) Да на пустоши Водосях а в волости зовут Заводье Во дворе задворней человек … 301) 186-го году за отцом Силой Лупандиным да 1 двор в дни Жаворонкове отдан в приданные за сестрою ево Поликарповой Михайлы Андрееву сыну Пестрикову № 195 За стольником за Васильем Ивановым сыном Чаадаевым № 196 За Кирилом Водовским № 197 За вдовой Овдотьей Петровской женой 312об.) Бачманова № 198 За Михалом Водовским № 199 За Федором Тихановым сыном Аничковым № 200 За ним же Федором Аничковым в Богородицком погосте … (л.315об.) № 201 За дьяком Степаном Богдановым сыном Нееловым по скаски дворового ево человека Ивана Томилина за ним помещиком ево Степаном Нееловым в усадьбе Заречье живут оне дворовые люди … 316) а крепки они ему помещику Степану Неелову по зделки Петра Алексеева сына Турова (л.316об.) № 202 За Федотом Максимовым сыном Ханыковым (л.317) № 203 За Иваном Даниловым да за Петром Бачмановым вопче (л.317об.) № 204 За стольником Миною Петровым сыном Хомутовым (л.319) Всего в Покровском Иванском погосте (л.323) № 205 Погост Никольской на волоке Дершкове В том же погосте за помещики № 206 За Тимофеем Лукиным сыном Квашниным Самариным … (л.326об.) № 207 За Иваном Осиповым сыном Благово по скаске ево усадище ево Долгая Лука а в том усадище живет он Иван а служил он великого государя рейтарскую службу на Москве тому лет з 20 за службу и за старость отставлен и живет он Иван в доме своем от роду ему 70 лет у него жена Февронья Григорьева дочь от роду ей 80 лет древна и беспамествует у них дети сын Иван служит в армеи в Нижегородском (л.327) полку в драгунех от роду ему 40 лет у него жена Настасья Иванова дочь 30 лет у них дети дочери Алена 13 лет Офимья 12 лет а живет на отводе в особом доме у него Ивана другой сын Никифор служит в вышеписанном полку в вахмистрах от роду ему 30 лет холост у негож во дворе дворовые люди … а крепки ему Ивану Благово вышеписанные ево люди по старине да у сына ево Ивана дворовой приданой человек … да польского полону человек … (л.327) За ним же Иваном Благово в деревни Засоболье (л.328) во дворе крестьянин … 329) № 208 За Богданом Давыдовым 331) № 209 За вдовой Соломанидой Юрьевой дочерью Гарасимовскою женой Давыдова … № 210 За Семеном Клеопиным № 211 За Семеном Епанчиным по скаске ево усадище ево Тихотиц 335) № 212 За вдовой Анной Федоровой дочерью Богдановской женой Висленева … помещик ево Богдан Андреевич Висленев служил великого государя гусарскую службу … и в нынешнем 710-м году умре да в том же усадище Подоле двор помещицкой … № 213 За Иваном Ивановым сыном Давыдовым (л.333) № 214 За Обакумом Давыдовым … 339об) за дедом помещика ево за Андреем Захарьевым сыном Давыдовым № 215 За И ванном Петровым сыном Давыдовым по скаске ево … № 216 За Козьмой Клеопиным по скаске ево усадище Егилово … № 217 За Федором Большим Клеопиным по скаске ево … 344) в деревнях Чехове да Выглядове … дрсталось ему Федору з братьями вопче с Петром да Иваном Клеопиными … (л.344об.) № 218 За Иевом Тимофеевым сыном Благово по скаске нво служит он Иев великого государя службу с 706-го году в выборном швандроне в полку у князь Тимофея Путятина да в том же погосте в усадище Коломенки двор помещицкой а в том дворе живет он Иев от роду ему 20 лет у него жена Наталья Михайлова дочь 20-ж лет у него дети дочери Марья 2 лет Марфа полугоду у негож мать вдова Парасковья Денисьева дочь 70 лет у нее дочери девки Афимья 21 года Анисья 18 лет … (л.345) У негож Иева во дворе дворовые старинные люди ево Иевлевы крепостные люди … да швецкого полону … (л.345об.) Да в том же погосте на пустоши Залющичье построен двор скотцкой а в том дворе дворовые крепостные ево люди … 346) № 219 За Иваном Свиязевым № 220 За вдовой Степанидой Федоровской женой Давыдова № 221 За Федором Меньшим Клеопиным № 222 За Иваном Клеопиным № 223 За Яковом Висленевым № 224 За Степаном Висленевым (л.357) № 225 За Васильем Федоровым сыном Лупандиным …
Большинство фамилий - известные старинные рода, но меня, конечно, заинтересовало в первую очередь семейство Квашниных-Самариных, владеющих поместьем в самой Теребне, а также в Волоке Держкове. --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1015 | Наверх ##
27 апреля 2013 22:04 --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
MATAEМодератор раздела  Сообщений: 383 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 1015 | Наверх ##
29 апреля 2013 0:24 29 апреля 2013 0:25 Любопытно, что в переписи у Тимофея Васильевича указаны сыновья Яков, Иван, Григорий, Никита, Петр, Осип, а в поколенной росписи - Яков, Иван, Григорий, Никита, Матвей. Вместо двоих - Петра и Осипа, - один Матвей...Чем можно объяснить такую разницу? Буду разбираться позже. Кстати, разнятся также мнения о том, кто же выехал к Ивану Калите: то ли сам Нестор Рябец, то ли его сын, Родион Несторович: Родион Несторович — московский боярин, сын галицкого боярина Нестора Рябца, который, согласно родословным сказаниям, около 1300 года вышел из Киева к московскому князю (очевидно, княжившему тогда Даниилу Александровичу; другие источники утверждают, что вышел сам Родион Несторович, причём к Ивану Калите, который вокняжился лишь спустя 25 лет). Но интереснее вот какой факт: В 1332 году Родион Несторович был назначен наместником в московскую часть Волока Ламского и изгнал новгородского наместника, присоединив к Москве и новгородскую часть. В награду получил «село во области круг реки Всходни на пятнадцати верстах», с центром селом Коробовым (будущим Тушиным), где либо он, либо его сын Иван Родионович Квашня (участник Куликовской битвы) основал Спасо-Преображенский монастырь. Волок Ламской (Волоколамск) - тоже волок! Водные артерии в древности - стратегически наиважнейшие. Ими связываются города, государства, по ним проходят торговые пути. За время своего княжения Иван Данилович Калита не только расширил влияние Московского княжества на север (Тверь, Псков, Новгород), но и закрепил это влияние, посадив в новых землях верных бояр. Естественно, и расположение "резиденций" наместников было не случайное, а наиболее выгодное экономически и политически. В этом плане посадить нужных людей там, где проходят водные пути и волоки, совершенно логично. Неудивительно, что береговые территории привлекали его особое внимание Wiki: Внук Ивана Калиты Дмитрий Донской в своей духовной грамоте сообщил, что Иван Калита купил Углич, Галич Мерский и Белоозеро. Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах: около Костромы, Владимира, Ростова, вдоль рек Мста и Киржач и даже в Новгородской земле, вопреки новгородским законам, запрещавшим князьям покупать там земли. Он заводил в Новгородской земле слободы, населял их своими людьми, распространяя таким образом свою власть.Мог ли Иван Калита выкупить или выменять Волок Держков и Теребню для того, чтобы контролировать этот путь? Был ли интерес в этом? Мне кажется, вполне. И отдал эти территории Родиону Несторовичу, а тот - своим детям  . Осталось только проверить это по документам... --- С уважением, Мария
ERRARE HUMANUM EST
Козловские - Гриб - Гречухины - Быстровы - Лобановы - Щенниковы - Большаковы - Топоровы - Ованесянц - Сержпутовские - Сидоровы - Михайловы - Метельские - Фроленковы | | |
|