Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Сарсинский Боголюбский миссионерский женский монастырь

Информации пока крайне мало. С благодарностью приму любую помощь, любое упоминание обители!

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Снежная
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

ТЮРЕМНОЕ КРЕСТОНОШЕНИЕ

В одном из видений, о котором рассказывал архимандрит, ему была предсказана жизнь, вплоть до процесса, и как результат последнего – тюремное крестоношение.
Святейший Синод отнесся равнодушно к осуждению о. Зосимы Пермским окружным судом: ни запроса, ни интереса, ни удивления. Безучастным Святейший Синод был и к многочисленным прошениям в защиту архимандрита за несколькими сотнями подписей жителей Пермской и Уфимской губерний, мастеровых многих заводов, не говоря уже о насельницах Боголюбской обители.
В зале заседания архимандрита взяли под стражу и прямо в облачении отправили в тюрьму. Священник Пермской губернии тюремной церкви протоиерей Знаменский вспоминал: “Содержась в Пермской губернской тюрьме в качестве каторжного арестанта, отец Зосима к произошедшему в жизни его перелому относился с удивительным миролюбием, смирением, покорностью воле Божией. Но глаза его невольно загорались недобрым огнем, едва вспоминал он то, что проделывали с ним в суде. Особенно же негодовал он против товарища прокурора Скрипкина за его речь на суде, в которой тот, поддерживая явно несправедливое обвинение, не поскупился на оплевание отца Зосимы, а в его лице и всего института монашествующих. Обыкновенно после таких вспышек, чтобы прийти в себя, подходил к иконам, висящим в его камере, и начинал молиться вдохновенно, благоговейно…”
Со дня осуждения архимандрита потекли к нему и сочувственные письма, и первые приношения как узнику, не могущему переносить тюремной пищи, как больному старцу, нуждающемуся в подаянии.
“Продавец казенной винной лавки в черемисской деревне Сарсы Борчанинов, уже после ссылки отца Зосимы на каторгу, уверял меня со слезами на глазах, что он воистину святой человек, безвинный старец, оклеветанный злыми людьми. Продавец продолжал чтить о.Зосиму как настоящего святого, а именно, увеличил портрет с него, вставил в золотую раму и повесил в переднем углу, рядом с иконами.
Позже выяснилось, что следствие велось крайне небрежно. Об этом говорит такой факт: купец Дементий Иванович Кропанев рассказывал С.М.Коробову о том, что Вячеслав (брат мнимо потерпевшей), “ в ссоре со своим отцом укорял его в клевете на архимандрита и в вымогательстве денег, а также высказал, что все это ложь, дело нечистое – тут подкуп Дарьи Плотниковой”. Отец Зосима до конца дней своих молился за всех, разбивших его жизнь, в том числе и за Дарью Плотникову, задолго до кончины простив ее. Простил и других. Господь покарал каждого из них.
В разных тюрьмах содержался арестант-каторжник отец Зосима. Из Виленской тюрьмы он был переведен в Сурдегский Свято-Духов монастырь (Литва) по милости Государя Императора Николая II, к которому неоднократно обращался с просьбой о пересмотре его дела.
Перед смертью архимандрит Зосима просил перевезти прах его в созданную им Боголюбскую обитель. Он еще при жизни определил место своего погребения – на горе, за обителью. Позже возле этого места была возведена Боголюбская церковь.
“Большое каменное здание с башнями по углам, расположенное на горе, еще не было закончено. Но возле алтаря будущей церкви я увидел яму для могилы, еще не дорытой, и воткнутую в кучу глины небольшую стальную лопату. Это, как объяснили мне стоявшие вокруг ямы женщины, сокрушенно вздыхавшие, была могила самого старца отца Зосимы, который каждое утро понемногу копал ее на глазах стекавшихся в монастырь богомольцев”.(Из воспоминаний П.С.Сигова).
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

НЕВИНОВНОСТЬ АРХИМАНДРИТА ЗОСИМЫ


“Дело” архимандрита Зосимы было возбуждено по ложному обвинению в якобы растлении им трех вышеупомянутых девиц. Но после его смерти, со слов келейников о. Зосимы, монахов, послушников, по свидетельству врачей, осматривавших осужденного в тюрьмах, историком и юристом А.В. Жиркевичем был собран документальный материал, доказывающий физическую несостоятельность Божия человека и крестоносца о.Зосимы, который упорно не хотел защищаться при жизни, так как в клевете видел попущение воли Божией. Кроме того, архимандрит передал свой архив А.В.Жиркевичу, возложив на него обязанность – сказать правду, когда его не станет, что и было свято исполнено в материале “История еще одной судебной ошибки”.


ОСИРОТЕВШАЯ ОБИТЕЛЬ

После кончины отца Зосимы обитель заботами попечителей, трудами монахинь продолжала жить. Все так же разумно велось монастырское хозяйство и выполнялись послушания его насельницами. Во второй книге А.В.Жиркевича “Архимандрит Зосима (в миру Дмитрий Рашин) был невиновен”, вышедшей в счет в 1913 году в Вильно, упоминается игумения Евгения (Ноготкова). С трех лет она жила в одном из монастырей Центральной России. Евгения происходила из купеческой семьи, ее родители благоговели перед отцом Зосимой. Приехав в Боголюбскую обитель, она осталась в ней по просьбе сестер и о. Зосимы. Евгения была робкая по природе. До конца осталась верной архимандриту, но ее попытки сказать слово в защиту достоинства оскорбленной обители остались бесплодны. На ее попечении остается инородческая школа, в которой в 1903/04 годах было 25 учащихся. Окончили школу 6 человек. Крещение приняли две инородки.
Настоятельница Евгения, лишившись руководства, не имея жизненного опыта, в критическое для обители время обращается в Красноуфимское Земское Уездное Собрание с просьбой выдать какое-либо денежное пособие для школы-приюта при монастыре. Школа не получала помощи ни от земства, ни со стороны духовного ведомства, исключая единовременное пособие от губернского земства – 100 рублей. Школе необходимы были средства для ремонта помещений, отопления, освещения и содержания учительницы. Принимая во внимание “затруднительное положение школы-приюта, ее просветительские цели среди инородческого населения”, Уездная Управа “полагает назначить пособие в размере 50 рублей из суммы уездного земства”. В 1905 году в школе крещено 4 инородца и 14 русских.
1906 год. Настоятельница Боголюбского женского монастыря – монахиня Агния, казначея – Маргарита, учительница-послушница Серафима, имевшая звание учительницы народной школы. Надзиратель приюта для девочек – послушница Екатерина. Попечитель – господин Барский.
На заседании Земского Уездного собрания в 1906 году было отмечено, что в Сарсинской церковно-приходской школе “учебное дело поставлено лучше, чем в прошлые годы, благодаря опытности и развитости преподавателей… Большинство учащихся – русские, при том деревня Сарсы до того обрусилась, что большинство черемисов говорят “мало-мальски” сносно по-русски, поэтому материал распределен на три, а не на четыре года – с двумя группами вместо трех”.
1907 год. Настоятельница – игуменья Маргарита. В 1911 г. в школе при обители Закон Божий преподавал священник Кудрявцев. В 1912 году по ходатайству настоятельницы Боголюбского монастыря было ассигновано на приобретение одежды для 11 сирот 110 рублей – по 10 рублей для каждого.
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ

Попечительница школы в 1915/16 гг. – настоятельница, игумения Антония (мирское имя Анфиса), родом с Украины (мой комментарий – очевидно, это ошибка. Настоящее имя игумении Антонина Петровна Выголова, родом она из Чермоза. Теперь это подтверждено документально). По воспоминаниям, строгая, принципиальная, но справедливая. Она жила в первом корпусе. В ее келье над двухтумбовым столом, затянутым сукном, была установлена подаренная ей икона Иоанна Крестителя в младенческом возрасте. Также в келье имелись иконы: Иверская, в серебряном окладе, бумажная Августовская, на жести – Боголюбская, св. Николая Чудотворца, в серебряном окладе, небольшая по размеру.
На стене было место для газетницы, искусно вышитой самой игуменьей гладью – пейзаж с ветряной мельницей. Рукодельница она была изумительная.
В 1917 году матушка Антония взяла на воспитание двухнедельную девочку, которой стала крестной матерью. 86 лет спустя, крестница отдала в дар Красноуфимскому Свято-Троицкому собору кашемировый плат матушки Антонии (черного цвета), который, став святыней в храме, дня через два-три заблагоухал, что было засвидетельствовано многими прихожанами 18 октября 2003 года.
Однажды игуменья пошла в Боголюбскую церковь, и застудилась от холода. Умерла от нарыва в горле в 1919 году. Похоронена она возле паперти Боголюбской церкви (справа). Но позже всю могилу изрыли, видимо, искали что-то ценное.
После матушки Антонии в обители была еще одна, последняя, игуменья Евстолия. Было ей лет 35-40. Была она не менее волевая, но добрая и спокойная. Казначея при ней – по имени Анна.
Сохранились сведения о некоторых насельницах. Груша Булатова несла послушание в столярной мастерской, мастерила по дереву. Послушница Дарья в чеботарне шила обувь, подшивала валенки, как для насельниц, так и для мирян.
Дарья была родом из Вятки (1883 года рождения). После того, как ее жених погиб на войне с поляками, она дала обет поселиться в монастыре. Жила в крайнем двухэтажном домике, трудилась на первом этаже. После смерти игуменьи Антонии взяла под свою опеку ее трехлетнюю крестницу Калерию, которую сама лечила, обшивала. Однажды она купила ткань для пошива одежды ребенку, но ее забрали по попустительству местных властей. После чего Дарья написала заявление о том, что воспитывает сироту, и отнесла его в Маньчаж. Там наложили резолюцию: “Вернуть”.
Также прихватили в колхозное стадо и ее козу-кормилицу, после разбирательства ситуации – вернули. Когда монастырь разорили, Дарья с воспитанницей перебрались в Красноуфимск, где послушница и скончалась в 1967 году. Похоронена она на Иннокентиевском кладбище.
Монахиня Мария Филимонова стежила очень красивые одеяла. В монастыре ее называли “миссионерка”, может быть, потому, что многое из Ветхого Завета она знала наизусть и рассказывала детям из приюта; читала на клиросе ясно и четко Псалтирь. У нее было очень много книг, которые позже пожгли. В Борисо-Глебской церкви она мыла полы, рядом в сторожке жила. В тридцатые годы, во время разорения церкви, безбожники сильно избили ее, после чего она поселилась у Хлопиных в деревне Сарсы. Похоронена монахиня на горе.
Монахиня Татиана строчила шторы и полотенца. Васса Соловьева писала иконы, вышивала полотенца и пела, как ангел, в церковном хоре. Екатерина Гармонова, запечатлевшая обитель на фотографиях, была очень образованной: имела духовные познания, пешком ходила на Святую Землю, чтобы помолиться Господу в святом граде Иерусалиме. Дом на два окна, рядом с чеботарней, построила своими силами. Покинув уже не существующую обитель, она определилась на жительство в село Крылово, где имелась деревянная церковь, а рядом - рубленая часовня. Дожила она до преклонных лет, и похоронена на Иннокентиевском кладбище города Красноуфимска.
Сирень же, которую насельницы высаживали перед корпусами по всему западному склону, и до сего дня цветет, каждую весну окутываясь пахучей сиреневой дымкой. Еще будучи детьми, любовались на молодую поросль расцветающего кустарника приютянка Вера (Колотова в замужестве), воспитанница игуменьи Евгении Онисья, позже взятая на воспитание в деревню Соколята, где всей семьей пережили раскулачивание. Впоследствии она вышла замуж за священника.
Приют до революции был переполнен, и многие из детей, возможно, вспоминали эту сирень, как и та сестра милосердия, “оспопрививательница”, которая делала прививки от оспы и детям приюта, и монашествующим, и мирянам.
При монастыре была большая библиотека, которую после разорения вывезли, предварительно разрознив, чтобы сохранить от полного уничтожения. В библиотеке было немало редких и интересных книг, в том числе имелась и книга о Первом Всероссийском иноческом съезде 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре.
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

БОРИСО-ГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Борисо-Глебская церковь находилась в Боголюбской обители под горой, и при жизни архимандрита славилась большим хором, состоящим в основном из молодых монахинь.
“Когда поездки сии приурочивались к храмовым праздникам, в населениях инородческих, всегда брал с собой певчих из числа сестер и приютянок в числе 12 человек, как, с одной стороны, для более торжественного богослужения и духовно-нравственного назидания, для инородцев, на столько же и для массы собиравшихся к таковым праздничным богослужениям богомольцев, так, и особенно в виду того, что при таковых торжественных богослужениях, за Всенощными бдениями и за Божественными литургиями, пение совершалось на четырех языках - славянском, черемиском, татарском и даже для красоты звучания – на греческом”.
В церкви крестили и венчали мирян, брали заказные о здравии и о упокоении.
В 1917-1920 годы священником в обители был отец Николай Фаддеев, позже, в 30-е годы, отец Крескент, после закрытия церкви его перевели в село Савиново.
Продолжала свою жизнь и церковно-приходская школа. Гражданским учителем накануне закрытия обители был Шестнев.
В Борисо-Глебской церкви находилась Боголюбская икона Божией Матери. Из воспоминаний Городиловой Елизаветы Ивановны известно, что икону эту священнослужители несли из Екатеринбурга пешком в Сарсинский монастырь. На протяжении долгого шествия с иконой через города и села, в них служили молебны. Во время разорения обители эта икона была спасена: одна из монахинь тайно дала знать в соседнюю деревню Соколята (Артинский район) Анне Чухаревой. Та приехала к монастырю на лошади и увезла монахиню, вынесшую икону под одеянием, и приютила ее у себя. Позднее монахиня привезла эту икону в Красноуфимск, в Иннокентиевскую церковь. В наше время ее пытался похитить мужчина, разбрызгивая на прихожан аэрозоль. Но, споткнувшись на пороге, упал. Прихожане отняли у него эту чудотворную икону. Стекло на ней было разбито, но сейчас она находится все на том же месте в Иннокентиевской церкви.
Службы в Борисо-Глебской церкви продолжались до 30-х годов двадцатого столетия. Много и черемисов посещало этот храм, особенно на Николу летнего и Николу зимнего. В праздник (1 июля) Боголюбской иконе Божией Матери гора была “черная от народа” (по выражению жительницы Сарсов Титовой Валентины Яковлевны, 1912 года рождения), притекающего на молебен. Причащались Таин Христовых из серебряной чаши и серебряной лжицы.


БОГОЛЮБСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери была освящена в 1913 году и находилась на вершине холма. Называли ее почему-то “белой”, но цвет стен ее был светло-серым. Возможно, краски от времени потускнели и поблекли. Мирянам и любопытствующим входа в нее до поры роковой не было: святость ее насельницами оберегалась. Перезвоны колокольные со звонницы были слышны в ближних селениях и в Тавре, и радовали чистотой звучания. В колокола била Анастасия Андриановна Булатова.
Регентом хора была монахиня Серафима, которая была арестована в 1937 году и погибла в ссылке. Вместе с ней еще десять монахинь были арестованы и брошены в тюрьмы Центральной России.
Игуменья Евстолия рассказывала, как одну из сестер боголюбских уводили на расстрел, и она по дороге к месту казни читала непрестанно “Живый в помощи Вышнего…”. Через некоторое время вернулась она в монастырь невредимая.
После разорения церкви в ней размещалась милиция, школа для неграмотных. Был в ней и клуб, где самодеятельные артисты ставили пьесы и крутили кино.
Когда начали разорять церковь, добрались и до колокольни. Лихой мужичонка с таким “усердием” срывал колокол, что сам первым слетел вниз. А вслед за ним упал и колокол, и оба остались лежать на земле безгласно в рыхлом снегу. Колокол с большими усилиями втащили на сани, на лошадях, запряженных парой, повезли в Маньчаж. Но за Бугалышом этот колокол затерялся в каком-то лесном озере. (Из рассказа Митькина Николая Николаевича, жителя Сарсов).
Но вероятно, колокол отправили на переплав, выполняя план по сбору металлолома. После этого разрушили и саму церковь. Затих шепот молитв и над крестами “девичьего кладбища”, которое находилось за Боголюбской церковью. Оно осталось заброшенным, но не укрылось от глумления вандалов: сейчас от него не осталось никаких следов.

---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
продолжение

КРАСНО-БЕЛАЯ СМУТА

В смутное время Гражданской войны в монастырь ворвались вооруженные “красные”, и послушница Дарья стала невольной свидетельницей следующей сцены. Солдаты сорвали и выбросили портреты Царя Николая Второго, Царицы. Беззащитные насельницы молча сносили бесчинства.
У Господа свои сроки. Монашеская жизнь в обители постепенно угасла. Не крестам на куполах клали поклоны “завоевавшие” обитель, а ветром истрепанному красному (цвета пролитой братоубийственной крови) знамени, водруженному над обителью. Не церковные песнопения звучали уже в церкви Боголюбской, а шумные спектакли о суете мирской и смех веселый юности беззаботной.


СОЗДАНИЕ КОЛХОЗА

Монастырь существовал до 20-х годов ХХ века. Имущество обители монахини спасали, как могли. Драгоценную утварь вывезла последняя игуменья Евстолия, кое-что увезено в Башкирию. Бывшая обитель и все ее хозяйство были использованы для организации колхоза, председателем которого стал Яков Анфалов. При колхозе был создан детский дом, в котором оказались оставшиеся приютские дети. Монастырь преобразовали в сельскохозяйственную коммуну.
В 1922 году за лето не выпало ни капли дождя, страшная засуха губила посевы на бывших плодородных монастырских землях. Однажды небо начало темнеть, и работающие в поле колхозники обрадовались приближению дождя. Но вместо дождя посыпался град, горошины которого достигали размеров куриного яйца. Урожай был уничтожен полностью, наступил голод. За зиму вымерло 200 человек – это и колхозники, и детдомовские дети. Позднее их тела были обнаружены в сараях, сложенными в штабелях. Все были похоронены солдатами воинской части города Красноуфимска, невдалеке от монастырской горы, с северной стороны ее.


РАЗРУШЕНИЕ ОБИТЕЛИ

В 1940-е годы началось разрушение построек бывшей обители: с крыш сдирали кровельное железо, бревна от построек скатывали с горы. Каменную кладку разбивали ломами, от ударов искры вспыхивали, – насколько прочной она была.
На горе недостроенный жилой корпус был сложен из бутового камня и облицован красным кирпичом, а крыша его была выкрашена вишневым цветом. В 20-е - 30-е годы в нем располагалась школа крестьянской молодежи, в которой готовили плотников и токарей.
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
окончание

ПРЕБЫВАНИЕ РАКИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО НА МОНАСТЫРСКОЙ ГОРЕ

В дни празднования Воздвижения Креста Господня – 28 сентября 2003 года, в историю Монастырской горы вписано благодатное событие, которое происходило по воле Божией.
На холм к поклонной часовне, на руках архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, иерея Андрея Рыжакова, настоятеля Свято-Троицкого собора города Красноуфимска, и других священнослужителей, была внесена рака, в которой в течение 12 лет пребывали мощи преподобного Серафима, и икона старца с частицами святых мощей его. (До этого с 1991 года рака пребывала в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря).
Под ясным голубым небом, в золотых лучах сходящего к горизонту солнца на вершину холма – некогда процветающей обители, был отслужен молебен.
Когда Крестный ход следовал из Сарсов в город Красноуфимск, на безоблачном чистом вечернем небе, с северо-восточной стороны, появился белый крест, вершиной своей наклоненный в сторону города. Не теряя формы своей, он находился в небе на протяжении всего пути, а затем по-прежнему оставался в небе во время прохождения паломников по улицам города.
Накануне прибытия раки на уральскую землю в вечернем небе города Красноуфимска был ясно обозначен крест, окрашенный лучами низко опустившегося солнца. Крест в это время созерцали и в Сарсах – над Монастырской горой.
Священная рака и икона следовали Крестным ходом по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II – в город Екатеринбург, в Храм-на-Крови. Сейчас она установлена для поклонения на месте мученической кончины Святых Царственных Страстотерпцев: между глубоко верующим Государем Императором Николаем II и преподобным Серафимом существовала незримая духовная связь.

По благословению настоятеля
Свято-Троицкого собора города
Красноуфимска иерея Андрея Рыжакова,
материал подготовили Наталия Брагина,
Мария Дербушева, Любовь Крохалева, Тамара Пяткова

(По материалам Интернет-версии «Православной газеты» (Екатеринбург) № 44-45 2004 год http://orthodox.etel.ru/2004/44/zosima.htm


---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери, Свято-Троицкий приход города Красноуфимска отмечал два года со дня начала своей деятельности. К этой знаменательной дате прихожане получили бесценный подарок - шаль матушки Антонии, игуменьи бывшего Боголюбского женского монастыря села Сарсы, что находится неподалеку от города.
Большую черную шерстяную домотканую шаль матушки Антонии принесла в храм ее крестница Калерия, которая долгие годы бережно хранила святыню. Лишь только достали ее из пакета, по храму разнеслась волна благоухания, аромат которого напоминал одновременно запах ладана и чабреца, именуемый так же в народе Богородской травой. И такой благодатной стариной повеяло на всех молившихся в храме людей, словно неодухотворенная вещь, стала недостающим передающим звеном в связке времен и поколений.
В начале двадцатого века при женском монастыре была построена деревянная однопрестольная церковь, освященная в 1913 году в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Многие жители Красноуфимска того времени бывали на богослужениях в церкви святой обители. Места Сарсы далеко славились еще и своими целительными источниками, вода из который давала исцеления от многих недугов и хворей.
Один из них до сих пор служит людям. 1 июля прошлого года, как раз на празднование Боголюбской иконе Божией Матери, Владыка Викентий провел чин его освящения.
Во время него старожилы рассказали архиепископу, что был на сарсинской горе еще один источник, но давным - давно он ушел под землю. После чего Владыка Викентий вместе с ними решил совершить молебен с чтением акафиста Боголюбской Божией Матери на предполагаемом его месте. Во время их усердной молитвы случилось чудо. В земле открылось водяное "окошечко" и вода из него хлынула наружу. Однако через некоторое время вода из источника ушла вновь, и по рассказам местных жителей, после того она появлялась еще не раз - также во время чтения акафиста Боголюбской иконе Божией Матери. (http://orthodox.etel.ru/2003/43/06shal.shtml )
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
Серебряная вода

В скальной расщелине у подножия Монастырской горы с незапамятных времен бил родник. Много лет питал он целебной водой жителей села Сарсы Вторые и обитателей монастыря, но в 1917 году, когда монастырь был разрушен, источник тоже прекратил свое существование. 1 июля 2001 года во время коллективной молитвы на этом месте, источник появился на 10 минут. На следующий год 1 июля 2002 года произошло тоже самое. Этот феномен православные верующие назвали чудом. Около источника верующие построили часовню-памятник Боголюбской Божией Матери (день прославления которой 1 июля) с колоколом. Сам родник в Сарсы Вторые облагородили, а архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий освятил. Святую воду и сельчане, и паломники, и просто случайные гости берут сегодня из так называемого нижнего источника, который был освящен владыкой Викентием.

Святую воду и сельчане, и паломники, и просто случайные гости берут сегодня из так называемого нижнего источника, который был освящен владыкой Викентием. На этом месте сооружен славный домик, а неподалеку огорожено место для купания. Говорят, окунуться здесь можно в любые морозы и нипочем не простынешь.

На стенках купальни чья-то блудливая рука нарисовала огромную рожу, что говорит о том, что далеко не все в Сарсах относятся к источнику как к святыне. Но водой пользуются все. Когда-то санитарные врачи Красноуфимска делали анализ воды из этого родника, в результате чего выяснилось – вода в источнике чистейшая и содержит большое количество ионов серебра.

Воздух в Сарсах тоже удивительной чистоты. В горах здесь встречаются такие виды лишайников, которые произрастают только в деревенских местах. А еще летом здесь великое множество лечебных трав. Местные жители уверяют, что неспроста. Отец Зосима, говорят, был великим целителем.

У подножия же горы – «нехорошее» место. Здесь в бытность монастыря стояла Борисо-Глебская церковь. Церковь с лица земли снесли, а на ее месте советская власть решила дом построить. Старики тогда роптали, мол, не будет хозяевам житья, только кто же их послушал. А житья в этом доме и правда никому нет. Ни один хозяин двора долго не задерживался. Вот и сегодня заброшенный дом пугает пустыми глазницами окон и какой-то трагической чернотой.

Сегодня в Сарсах чуть ниже обустроенного и освященного источника с южной стороны у подножья горы, находится оборудованная купальня, в которой желающие могут окунуться в воду в любое время года. Но особенно много богомольцев бывает здесь в день Святого Богоявления и все последующие дни крещенской недели. Едут паломники не только из ближнего Красноуфимска, но даже и из Екатеринбурга.

Чудеса села Сарсы

То, что с селом Сарсы Красноуфимского района столько чудес связано, в общем-то, неудивительно. Чудеса эти, можно сказать, наследство, оставленное Сарсинским Боголюбским православным миссионерским женским монастырем.

Когда архимандрит Зосима в конце XIX века выбрал именно эту гору для строительства обители, в Сарсах насчитывалось несколько десятков дворов. Причем жители здесь не только (и даже не столько) православные. В основном хозяйство вели черемисы и язычники. Язычество, говорят, и до сих пор в Сарсах сильно.

Дело в том, что село, разрастаясь, нежданно-негаданно выстроилось крестообразно. И правда, с вершины Монастырской горы мне открылась картина удивительная – главные улицы образуют православный крест.

Знал ли отец Зосима, что неподалеку от будущего монастыря гора хранит чудесный источник, теперь уже не выяснить. Но факт остается фактом – в расщелине горы раз в год начинала течь вода. Причем появлялся источник только накануне праздника Боголюбской иконы Божией матери. Праздник проходил – источник исчезал, будто и не было.

Приходила вода к 1 июля и тогда, когда в монастырских сооружениях расположилась сельскохозяйственная коммуна, и тогда, когда бывшие кельи были разрушены, раскатаны, растасканы. А в 70-х годах прошлого века с «благословления» местного совхозного парторга на Монастырскую гору пригнали бульдозер. Местные жители, вне зависимости от вероисповедания, умоляли власти не издеваться над святыней. Куда там! Валуны, которые издалека напоминали часовню, были свергнуты, а место, где святая вода являлась миру, было засыпано.

Прихожанка Свято-Троицкого храма Красноуфимска Наталья Ивановна Брагина показала это место. Зачем парторг засыпал источник, абсолютно непонятно. На горе, среди скалистых гор, нельзя было не только ничего посеять, но даже построить.

С тех пор источник больше не появлялся, напрасно сельчане приходили сюда летом посмотреть: а вдруг вода просочится. В 2002 году ребятишки православного летнего лагеря, как могли, почистили святое место. А в следующем году, в день Боголюбской иконы Божией Матери, здесь собралось великое множество паломников. Был отслужен молебен, и… источник ожил! «Чудо!» - единым вздохом пронеслось над горой.

Исцеления пред иконой


Надо сказать, что немало вещей, так или иначе связанных с монастырем, сохранилось до наших дней. Некоторые из них опять же «ведут себя» самым чудесным образом.

Вот, например, шаль матушки Антонии… Матушка эта, будучи в монастыре, взяла на воспитание 2-летнюю девочку Калерию. После того как Антония умерла, девочку воспитывала послушница Дарья, которая увезла сироту в Красноуфимск после разорения обители. Калерия Семеновна Нефедова жива по сей день, она сама и передала в дар Свято-Троицкому собору сохранившуюся у нее кашемировую шаль матушки Антонии. Так вот, через 3 дня, после того, как шаль оказалась в храме, она заблагоухала.

А Боголюбскую икону Божьей матери в 30-х годах одна из монахинь вынесла под полами одеяний из монастыря. Спасенная святыня позже нашла приют в Иннокентьевской церкви Красноуфимска. Так вот, очевидцы свидетельствуют, что одна слепая женщина, моля Господа о милости, прошла под этой иконой и… прозрела.
(Автор: svyato от 12-08-2008, http://svyato.info/sverdlovska...chnik.html )

---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
Pitirima
Новичок

Сарсы-Вторые
Сообщений: 1
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 2
Монастырь возрождается http://bogolubsky-mon.cerkov.ru
Снежная
Модератор раздела

Снежная

Пермь
Сообщений: 522
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 901
Слава Богу! Много сил понадобится, чтобы восстановить утраченное...
---
Шилоносовы, Нестеровы, Выголовы-Чермоз,Мотовилиха; Петуховы (потомки Петуховых Ал-дра Мих.1822г.р. и Афанасии Федоровны 1827г.р.)-Пермь. Соловей, Федченя - Минская губ., Ст. Дороги.
Мои поиски и находки
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Снежная
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Снежной » О самом разном... » Сарсинский Боголюбский миссионерский женский монастырь [тема №47850]
Вверх ⇈