Священнослужители
Священнослужители Олонецкой губернии и не только
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8367 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2423 | Наверх ##
3 мая 2022 10:45 На сайте Государственной публичной исторической библиотеки России размещена коллекция "История храмов и монастырей" : http://elib.shpl.ru/ru/indexes/values/1460. Редкие и ценные издания по истории храмов и монастырей - копии более 150 изданий из фондов библиотеки. https://vk.com/club44741316?w=wall-18133481_15649По Вятке есть книга Жизнь Вятских Священников автор Наталья БаженоваАннотация Книга «Жизнь вятских священников» Н. А. Баженовой, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Правительства Кировской области имени Владимира Патрушева, написана для тех, чьи родовые корни восходят к семьям вятских священнослужителей. В этом масштабном и обстоятельном исследовании, основанном на огромном количестве архивных документов, речь идёт о всех сторонах жизни вятских священников: служебных, духовно-просветительских, семейных, бытовых. Книга содержит более 600 фамилий священников, церковников, крестьян, мещан, купцов, чиновников. Краеведы и люди, интересующиеся историей своих предков, по достоинству оценят 16 полных родословных таблиц известных священнических фамилий вятской губернии. Автор существенно восполняет исторический пробел: о жизни священников после 1917 года писалось мало и не всегда объективно, да и сама их жизнь была достаточно закрытой. Эту книгу стоит прочитать всем, кто интересуется историей России, этически-философскими вопросами о силе любви и значении веры, о смысле жизни и неизбежности смерти, о последствиях войн и революций. По итогам 22 Кировской областной выставки – конкурса «Вятская книга – 2019» книга «Жизнь вятских священников» стала победителем и получила диплом в номинации «КНИГА ГОДА – 2019». Отрывок из 7 главы «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ» Многие священники, сами испытывая нужду, не могли пройти мимо чужой беды. Каждый сельский священник то и дело слышал просьбы прихожан: – Батюшка, дай пять рублей до осени, на лошадь не хватает. – Отец родной, подожди деньги за похороны жены. Сын вернётся с заработков, сразу отдам. Члены причта не могли спокойно слышать стоны и видеть слёзы людские. Если бы были богаты, сотни рублей раздали бы. Не имея возможности помочь деньгами, помогали советом, добрыми делами, находили тех, кто эти деньги имел. Вот типичная история – «Ценность хлеба» (ВЕВ.1909. №4). Вдова Дарья Куртина в деревне Носки 8 сентября 1908 года отмечала новоселье. Полгода назад Дарья осталась после смерти мужа с тремя ребятишками без куска хлеба. Их избушка, вросшая в землю, совсем разрушилась. Пришлось Дарье идти по миру «в кусочки», чтобы накормить голодных детей своих. Батюшка поведал о горькой судьбе Куртиной прихожанам, и добрые люди откликнулись, собрали 70 рублей, столько же дал один благодетель. Сосед Павел Иванович подарил осиротевшей семье телёнка. Батюшка много раз ходил пешком в деревню, чтобы следить за строительством новой избы. Всю жизнь, наверное, молилась Дарья за своего священника и детям наказала. Он для них – батюшка. Разве не заботой о крестьянах говорит поступок священника села Копки Малмыжского уезда П.М. Макарова? Пётру Макариевичу Макарову (1831) «указом Вятской духовной консистории от 27 февраля 1869 года за № 1310 изъвлена благодарность за то, что он своими благоразумными советами и увещеваниями не только искоренил в своём приходе у поселян все предрассудки против оспопрививания, но даже при скудных своих средствах в 1868 году за 48 рублей серебром содержал оспопрививателя Иосифа Исаева, который привил от оспы 148 младенцев, так как в сем селе от земства не было особых оспопрививателей» (ГАКО.237.70.790.Л.259). https://rodvyatka.ru/otryvok-2/ ********************** Книгу «Жизнь вятских священников» Н. А. Баженовой можно купить в книжном киоске Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена (киоск находится в фойе главного входа с ул. К. Либкнехта) или заказать в этом киоске с почтовой доставкой. Цена комплекта (книга + 16 родословных таблиц) : 1250 рублей (в подарочном твердом футляре) 875 рублей (в вакуумной упаковке ) Телефон книжного киоска: +7 (8332) 761739 Сайт библиотеки: herzenlib.ru Уточнить информацию о книге и ее приобретении вы можете у автора, Баженовой Натальи Андреевны, по эл.почте bazhenovana@yandex.ru или отправить сообщение на странице Связь
  --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (2) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8367 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2423 | Наверх ##
27 июня 2022 10:35 20 марта 2023 9:13 Олонецкая Духовная семинария. Видеофильм 2019 года, посвященный 190-летию Олонецкой духовной семинарии, основанный на архивных фото и видеоматериалах https://vk.com/video/@club1877...7764583_-2Фотографии семинаристов и преподавателей Олонецкой Духовной семинарии: портреты выпускников разных лет и священников Олонецкой губернии: Звероловлева, Лебедева, Хотеновского, Перского, ректора Чукова, а также В.Ребров https://vk.com/photo-187764583_457239890Ильинские https://vk.com/photo-187764583_457243937?rev=1Тервинские https://vk.com/photo-187764583_457242357?rev=1Даманские и Любимская https://vk.com/photo-187764583_457242242Рачковские https://vk.com/photo-187764583_457239757Русановы https://vk.com/photo-187764583_457243937?rev=1Казанский Вениамин https://vk.com/photo-187764583_457243937?rev=1Кипреевы https://vk.com/photo-187764583_457243891?rev=1Георгиевский А.И.с товарищами https://vk.com/photo-187764583_457243927?rev=1священники Олонецкой губернии https://vk.com/photo-187764583_457239922?rev=1священники Пудожского уезд https://vk.com/photo-187764583_457239889?rev=1Священник протоиерей Виноградов Никандр Васильевич с ученицами https://vk.com/photo-187764583_457243868?rev=1и других. Для справки. Известные преподаватели и воспитанники семинарии — митрополит Вениамин (Василий Казанский), архиепископ Венедикт (Виктор Плотников), митрополит Григорий (протоиерей Николай Чуков), епископ Павел (Петр Поспелов) https://vk.com/photo-187764583_457240676епископ Иоанникий (Казанский), архиепископ Иоанн (Братолюбов), архиепископ Карельский и Петрозаводский Александр (Надеждин), археолог и этнограф Ельпидифор Барсов, краеведы и историки Дмитрий Островский, Иван Благовещенский, Николай Лесков, Василий Мегорский, Николай Шайжин, депутат Государственной думы Российской империи Константин Казанский, протоиерей, священномученик Николай Богословский и др. #олонецкаягуберния #олонецкая_губерния https://vk.com/club44741316?w=wall-187764583_4265автор Вероника Петрова --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
fardibaka г. Ростов-на-Дону Сообщений: 1995 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 688 | Наверх ##
27 июня 2022 12:29 Добрый день. Простите, что влезла в Ваш дневник...Но, возможно, занимаясь священниками, Вам попадались разные фамилии. Мои священники -Малаховские и Солнцевы...И если по Малаховским я хоть что-то знаю, то Солнцев остался совсем неизвестным..Если я правильно определила, что он был священником в Лозовийкой церкви( с 1856 г), то это Павел Стефанович , рожденный где-то в 1825-35 гг...и на службе с 1848 г.... Его дочь Анна Павловна 1865 г рожд и сын Николай...кот вроде бы родился в Рименке....Где служил мой Солнцев до 1865 г...не знаю...Потому и пишу к Вам....Не исключёно его нахождение и в Ваших краях. --- Ищу сведения о семьях:Ушаковы, Ефремовы, Кашутовы, (Гу(о, е)ревич) -Малаховские, Бразуль-Брушковский Семен Николаевич, Калины, Щетинские, Зар(а)янские, Камышевы, Солнцевы, Поклад, Носовичи, Козловские, Поддубные, Третьяковы, Ляховы. | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8367 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2423 | Наверх ##
27 июня 2022 20:55 >> Ответ на сообщение пользователя fardibaka от 27 июня 2022 12:29 День добрый. Я занимаюсь священниками Олонецкой губернии, ну и потом - кого куда занесло. Ваши фамилии мне не знакомы, но буду иметь ввиду. --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8367 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2423 | Наверх ##
22 июля 2022 8:09 Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. : Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА : в 4 т. / [сост. В. И. Ульяновский]. Киев, 2014– . Т. 1. 2014 : А–Й. 2014. 576 с. ; Т. 2. 2015 : К–П. 2015. 624 с. ; Т. 3. 2019 : Р–Я. 2019. 640 с. Биографический словарь, который предполагалось выпустить к 300-летнему юбилею Киевской духовной академии (1915 г.), содержит сведения о ее выпускниках с первого набора после академической реформы 1814 г., проведенной в 1817–1819 гг. В первый том словаря вошли биограммы, расположенные в порядке алфавита от А до Й включительно, во второй — от К до П. Подготовкой Биографического словаря занимался выпускник академии, настоятель киевской Андреевской церкви, профессор протоиерей Ф. И. Титов (1864–1935), в архиве которого сохранились собранные им материалы: анкеты, послужные списки, автобиографии, воспоминания, письма и фотографии (ИР НБУВ. Ф. 175). Этот корпус дополнен документами из личных дел выпускников, хранящихся в архивном фонде старой академии (ЦГИАУК. Ф. 711). Книгу предваряют вступительное слово ректора КДА митрополита Бориспольского и Броварского Антония, научная статья составителя проф. В. И. Ульяновского, фрагмент из рукописи библиотекаря академии А. С. Крыловского 1925 г. и «Воззвание» о сборе пожертвований на поддержание жизнедеятельности академии начала 1920-х годов. https://www.academia.edu/19875...624_%D1%81https://vk.com/feed?w=wall-44741316_8423есть ссылки на файлы --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8367 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2423 | Наверх ##
25 июля 2022 21:59 Две интересные Выговские иконы "Образ всех святых Российских чудотворцев" и "Богоявление Господне" первой четверти 19 века. Обе были на выставке посвящённой старообрядчеству в Музее-заповеднике Коломенское. Икона "Образ всех святых.." уникальна тем, что воспроизводит иконографию, созданную в Выговской старообрядческой пустыни иконописцем Даниилом Матвеевым в 30-е годы 18 века и представляет собой самый полный иконографический свод отечественных святых. На иконе изображены почти 200 подвижников, имевших общецерковное и местное почитание в России до сер.17 века. Святые объединены по чинам святости (преподобные, святииели, благоверные князья и жёны, мученики, юродивые). Икона находится в собрании Г.В.Лепсверидзе. Икона "Богоявления Господня" находится в собрании Л.И.Вольфсона и является списком с образа, находившегося в местном ряду Богоявленской часовни Выговского мужского общежительства ("на братской улице"). Любуемся! https://vk.com/feed?w=wall174002987_459
  --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8367 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2423 | Наверх ##
17 августа 2022 8:28 17 августа 2022 8:29 ФАМИЛИИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
У каждого человека на земле есть свое личное имя, каждый человек его получает при рождении и идет с ним по жизни. Вместе с именем при рождении мы получаем и гордое право называться сыном или дочерью своего отца и, конечно, фамилию – наследственное семейное наименование. Однако так было не всегда. В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Одними из первых появились княжеские фамилии - Тверской, Мещерский, Звенигородский, Вяземский, Коломенский, обозначающие местности. Со временем получили фамилии дворяне, купцы, однодворцы, мещане. Многочисленный слой населения России составляли и служители церкви. Духовенство начало массово получать фамилии лишь в первой половине девятнадцатого века. До этого иереев обычно именовали просто отец Александр, отец Василий, батюшка или поп Иван, при этом никакой фамилии не подразумевалась. В Метрических книгах конца XVIII начала XIX века видим подписи священников: Алексей Иванов, Иван Терентиев или Никита Максимов, это имя и отчество, а не имя и фамилия. Детям священнослужителей по мере надобности давали фамилии Попов, Протопопов, Дьяконов, Пономарев. Однако по мере появления духовных училищ и семинарий появилось большое количество священников, которые приобрели фамилии при выпуске из семинарии. Искусственные фамилии в семинарии давались не только тем, кто не имел фамилий, но часто и тем, у кого они уже были. Шутливая формула получаемых фамилий было следующая: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет Его Преосвященство». Фамилии могли меняться по решению руководства, например, есть примеры изменения фамилии с благозвучной на более обидную, потому что ученик плохо отвечал в классе. Есть пример родных братьев, получивших в семинарии разные фамилии. Дети священника Сторожевской церкви Алексея (Новоспасского) Феодор, Иван (выпуск 1842 г.), Аркадий (выпуск 1846 г.) получили фамилию Оранский, а его сын Николай (выпуск 1854 г.) получил фамилию отца – Новоспасский. Сын протоиерея Покровской соборной церкви города Козлова Николай в сентябре 1830 года поступил учиться в Тамбовское духовное уездное училище в низший класс не с родовой фамилией Протопопова, а с фамилией Евгенова. Вот как он сам описывает процесс получения фамилии: «Это зависело от произвола ректора училища. Подобный произвол, перемена отцовских фамилий, был и прежде моего вступления в училище, продолжался и после, например отец ректор, осматривая мальчика, представленного для записи в училище, замечает его быстрый взгляд, и сейчас же дает ему фамилию Быстровзоров или Быстров. Часто случалось, что сыновья одного и того же отца носили разные фамилии. Этому пример не далек. У бывшего Тамбовского кафедрального протоиерея Никифора Ивановича Телятинского было пять сыновей, из них один только унаследовал родовую фамилию Телятинского, а остальные четверо носили другие фамилии: Победоносцева, Благовещенского, Преображенского и Топильского. Бывали случаи, когда произвол переменять фамилии зависел и от учителя, например, был ученик по фамилии Ландышев, и ученик из очень порядочных; он как то невпопад ответил учителю, учитель наказал его переменою фамилии: «Будь ты за это вместо Ландышева Крапивин!» Ландышеву не нравилась фамилия Крапивин, он совестился за неё и в особенности стыдился показаться Крапивиным отцу. Перед отъездом на каникулы он умолил учителя возвратить ему прежнюю фамилию».1 Получение фамилии ограничивалась лишь только фантазией человека её дающего. А уж фантазии преподавателей семинарий не было конца. И все-таки и они придерживались некоторых определенных традиций.
Многочисленную группу, как фамилий священников, так и семинарских фамилий составляют фамилии «географические». При поступлении в духовное училище детям часто давали фамилии по той местности, откуда они были родом, по названию города, села или реки. Примеры географических семинарских фамилий: сын диакона Василия села Чурюкова Козловского уезда Гавриил (выпуск 1844 г.) получил фамилию Чурюковский. Сын дьячка села Юрковой Сурены Козловского уезда Василия Василий (выпуск 1860 г.) получил фамилию Суренский, Ламский – село Ламки, Тарбеевский – село Тарбеево, Озерский – село Озерки, Кадомский – город Кадом, Криволуцкий – село Кривая Лука, Таптыковский – село Таптыково
Новые фамилии, даваемые будущим священником чаще всего должны были соотноситься с религией и церковью. Многие священники, и в особенности их дети, получали фамилии от названий церквей, где они или их отцы служили: священник, служивший в церкви Троицы, мог получить фамилию Троицкий, а служивший в церкви Успения Богородицы – Успенский. По такому принципу образовались фамилии Архангельский, Ильинский, Сергиевский. Сын пономаря Никольской церкви Исидора Афанасий (выпуск 1848 г.) получил фамилию Никольский.
Ряд фамилий связан с названием икон: Знаменский (икона Знамение Божией Матери), Вышенский (Вышенская икона Божией матери). С названием икон связаны фамилии Державин и Державинский (икона «Державная»), Достоевский (икона «Достойно есть»).
И среди священников, и среди тех, кто получил фамилию в семинарии, были фамилии, образованные от названий всех самых главных праздников: Благовещенский (Благовещенье), Богоявленский (Богоявление), Введенский (Введение), Воздвиженский (Воздвиженье), Вознесенский (Вознесение), Воскресенский (Воскресение), Всесвятский (Всех Святых), Знаменский (Знамение), Покровский (Покров), сын диакона Ильинской церкви Павла Александр (выпуск 1840 г.) получил фамилию Преображенский (Преображение), Рождественский (Рождество), Сошественский (Сошествие св.Духа), Сретенский (Сретенье), Троицкий (Троица), Успенский (Успение). Фамилия Покровский могла быть дана как в честь праздника «Святого Покрова», так и священнику, служившему в церкви Покрова Святой Богородицы. Часто давалась в духовной среде фамилия Субботин, поскольку несколько суббот в году были днями особого поминовения усопших.
Семинарские фамилии образовывались от крестильных мужских и женских имен святых или от церкви в честь этого святого: Анненский, Аннинский, Варваринский, Екатеринский, Георгиевский, Саввинский, Косминский, Сергиевский, Андреевский, Ильинский, Николаевский, Дмитриевский, Константиновский, Петровский, Зосимовский, Лавровский, Флоровский.
Фамилии, сочетающие в себя два крестильных имени связаны со святыми, чьи праздники празднуются в один и тот же день или с церквями, названными в их честь. Примеры: Борисоглебский (Борис и Глеб), Космодамианский (Козьма и Дамиан), Петропавловский (Петр и Павел).
Встречается большое количество фамилий образованных от эпитетов, данных определенным святым: Ареопагитский (Дионисий Ареопагит), Богословский (Григорий Богослов), Дамаскинский (Иоанн Дамаскин), Златоустовский (Иоанн Златоуст), Иерапольский (Аверкий Иерапольский), Катанский (Лев Катанский), Коринфский (мученики Коринфа), Магдалинский (Мария Магдалина), Медиоланский (Амвросий Медиоланский), Неаполитанский, Неаполитанов (Януарий Неаполитанский), Обнорский (Павел Обнорский), Парийский (Василий Парийский), Персидский (Симеон Персидский), Первозванский (Андрей Первозванный), Предтеченский (Иоанн Предтеча), Радонежский (Сергий Радонежский), Фессалоницкий (Григорий Фессалоницкий), Победоносцев (Георгий Победоносец), Савваитов, Савваитский (Стефан и Иоанн Савваиты), Стартилатов (Федор Стратилат), Студитов, Студитский (Феодор Студит). Фамилия Питовранов возникла в честь пророка Илии, которого «питали враны».
От названий из Ветхого завета произошли фамилии: Авессаломов (Аввессалом), Иерихонов (Иерихон), Израилев (Израиль), Ливанов (Ливан), Маккавейский (Маккавеи), Мельхиседеков (Мельхизедек), Немвродов (Нимрод), Саульский (царь Саул), Синайский (гора Синой), Содомов (Содом), Фараонов (фараон), Фаресов (Фарес). От названий из Нового Завета произошли фамилии: Вифлеемский (Вифлеем), Гефсиманский (Гефсимания), Голгофский (Голгофа), Елеонский (гора Елеон), Еммауский (Еммаус), Иорданский (Иордан), Назаретский (Назарет), Самарянов (самаритянин), Фаворский (гора Фавор).
Основанными на христианских традициях являются фамилии: Ангелов, Архангельский, Богородицкий, Православлев, Пустынский, Райский, Серафимов, Спасский, Иконостасов, Исполатов, Исполатовский, Кондаков, Крестов, Крестинский, Крестовский, Метаниев, Минеев, Образский, Триодин, Храмов, Агнцов, Вертоградов, Вертоградский, Десницкий, Десницын, Глаголев, Глаголевский, Зерцалов, Златовратский, Извеков, Колесницыын, Новочадов.
Многие фамилии связаны с церковными терминами: Иконостасов (Иконостас), Образцов (Образ), Крестов, Крестинский, Крестов (Крест), Храмов (Храм), Колоколов (колокол).
В фамилиях русского духовенства оставил свой след церковнославянский язык: Десницкий (десница), Глаголев, Глаголевский (глагол).
Однако наиболее были распространены церковнославянские двухосновные фамилии, так или иначе отражавшие черты характера семинариста: Благонравов, Богобоязнов, Остроумов, Мягкосердов, Простосердов, Благовидов, Благонравов, Благонадеждин, Богодаров, Благосклонов, Боголюбов, Боголюбский, Добровольский, Добролюбов, Громогласов, Златоумов, Любомудров, Миролюбов, Остроумов, Песнопевцев, Простосердов, Славолюбов, Сладкопевцев, Смиренномудренский, Тихомиров, Тихонравов. Сын священника Троицкой церкви Феодора Иван (выпуск 1840 г.) получил фамилию Спесивцев.
От названий растений образовались семинарские фамилии Гиацинтов, Ландышев, Левкоев, Лилеев, Лилеин, Нарциссов, Розов, Розанов, Туберозов, Фиалков, Фиалковский, Цветков, Цветковский, Абрикосов, Жасминов, Анчаров, Виноградов, Виноградский, Кедров, Кедрин, Кипарисов, Миндалёв, Миртов, Пальмов, Померанцев, Шафрановский. Сын дьячка Ильинской церкви Ильи Василий (выпуск 1846 г.), Петр получил фамилию – Розанов. Дети сторожа Козловского духовного правления Леонтия Иван (выпуск 1846 г.), Петр (выпуск 1852 г.) получили фамилию Жасминов.
Фамилии могли быть образованы от названий животных и птиц: Голубинский, Орловский, Кенарский, Лебедев, Лебединский, Соколов, Павский, Барсов, Пантеровский, Зверев, Щеглов, от названий минералов: Аметистов, Бриллиантов, Кораллов, Кристалевский, Маргаритов (греч. эквивалент русского названия жемчуг) или Жемчужников, Смарагдов, от названий природных явлений: Северов, Востоков, Югов, Западов, Северовостоков, Закатов, Ветринский, Горизонтов, Небосклонов, Зарницкий, Зефиров, Источников, Ключевский, Криницкий, Месяцев, Солнцев, Эфиров.
Все эти фамилии могли быть переведены на латинский язык. Некоторые из них соотносились с физическими возможностями их носителей: Альбов, Альбовский, Альбицкий (albus – белый), Грандилевский (grandilis – рослый, важный), Майорский, Минорский, Робустов (robustus – крепкий), Формозов (formosus – красивый). Однако чаще для фамилии выбирались слова, характеризующие нрав или поведение их носителей: Сперанский, Сперансов (sperans – надеющийся). Дети священника Троицкой церкви Василия Павел (выпуск 1848 г.), Константин (выпуск 1850 г.), Василий (выпуск 1856 г.) получили фамилию Гиляревский (hilaris – веселый), однако из документов мы видим, что эту фамилию получил их отец. Сын дьячка Сторожевской Николаевской церкви Ивана Гавриил (выпуск 1868 г.) получил фамилию Мелиоранский (melior – лучший). Дети диакона Вознесенской церкви Иоанна Михаил (выпуск 1840 г.), Николай (выпуск 1852 г.) получили фамилию Целебровский (celeber – известный).
Фамилии греческого происхождения: Аристов, Аристовский (лучший). Ряд фамилий священнослужителей, переведенные на греческий и латинский языки существовали в трех формах: Беднов - Павперов – Пенинский (греч. бедность), Надеждин – Сперанский – Елпидин, Елпидинский (греч. надежда).
Кроме фамилий латинского и греческого происхождения, существуют фамилии не несущие в себе личных характеристик. В их основе лежат античные реалии, в основном греческие, в том числе и некоторые греческие географические названия: Афинский, Троянский, Македонский. Кроме того в фамилиях русского духовенства представлены имена античных философов и поэтов: Гомеров, Демокритов, Орфеев. Престиж классической традиции был так высок, что православные священники не считали зазорным носить фамилии, производные от имени языческого божества – греческого, римского или египетского: Трисмегистов (Гермес Трисмегист). Некоторые фамилии происходили от имен поэтов, писателей и ученых, которые изучались в духовных училищах и были известны тем, кто давал фамилии: Оссианов (Оссиан – легендарный герой кельтского народного эроса, давший свое имя большому циклу поэтических произведений, так называемым поэмам Оссиана).
Хочется отметить, что дети священников и протоиереев чаще всего имели фамилии, и поэтому получали либо родовую фамилию, либо новую. Дети же дьячков и пономарей, чаще всего фамилий не имели, и поэтому по окончании училища или семинарии получали новую фамилию.
В дополнение к рассмотренным фамилиям, заметим, что существуют фамилии, которые давались незаконнорожденным детям. В частности среди Козловских священнослужителей встречается фамилия Богданов (Богом данный). Можно предположить, что у людей носящих эту фамилию в роду был незаконнорожденный предок.
Кроме того, для изучении родственных связей следует знать, что в XVIII веке в России закрепилась практика наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при отправлении «на покой» приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном, часто служившим в церкви вместе с отцом, или в случае отсутствия мужского потомства за зятем. В книге будут встречаться подобные случаи, когда претендент мог получить приход путем женитьбы на священнической дочери. Для этого в духовных консисториях велись списки невест и всем желающим давались рекомендации.
Автор: Сазонов О.В. - Мичуринский краевед
--- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8367 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2423 | Наверх ##
17 августа 2022 18:49 17 августа 2022 18:54 Богословский свм Вера, победившая мир
4 ноября православные Карелии впервые чествовали память священномученика Николая. В этот день в Кафедральном Александро-Невском соборе был совершен чин канонизации святого. 25 марта 2004 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиерей Николай Богословский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской епархии.
Память священномученика Николая – это духовный праздник, в который мы должны почувствовать себя наследниками его делания, его духа и его подвига.
* * *
Житие священномученика Николая Богословского
Священномученик Николай родился 3 мая 1875 года в селе Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника Иоанна Богословского. В 1896 г. Николай Богословский закачивает Олонецкую духовную семинарию со званием студента и 24 сентября поступает на службу псаломщиком в Александро-Невскую заводскую церковь и учителем церковно-приходской школы при этой церкви.
2 марта 1897 г. Преосвященный Павел (в миру Прокопий Нилович Доброхотов) (1814—1900), епископ Олонецкий и Петрозаводский, рукоположил Николая Богословского в сан священника с назначением в Оштинский приход Лодейнопольского уезда. Ошта имела особенное значение для старообрядцев этих мест. По убеждению причта, ее можно было считать «еретической монополией». В конце XIX в. там насчитывалось около 509 дворов, 3 500 прихожан и более 2 тысяч сторонников старообрядчества. Поэтому священникам приходилось немалое время заниматься «назиданием и увещеванием» паствы: ездить по деревням и вести беседы с раскольниками, обучать молодежь грамоте, вести полемику с наставниками староверов. В приходе было две церкви: деревянная Николаевская и каменная Богоявленская. С 11 сентября 1897 г. и вплоть до 1918 г.
Николай Иоаннович состоял законоучителем Оштинской женской церковно-приходской школы и Лазаревского земского училища, законоучителем и заведующим Лазаревского церковно-приходского училища. За «усердное и успешное ведение учебно-воспитательного дела» его неоднократно поощряли благодарностями от Лодейнопольского отделения Епархиального училищного Совета. За «усердную и полезную службу» о. Николай был награжден набедренником (1898), скуфьей (1903), камилавкой (1909). В 1910 г. он был награжден серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ» (1884—1909) на двойной Александровской и Владимирской ленте. В 1913 г. о. Николай был представлен к награждению наперсным крестом от Святейшего Синода. 1909 г. он был избран духовным следователем, в октябре 1913 г. утвержден в должности члена Благочиннического совета. Он состоял депутатом Училищного окружного съезда. В 1915 г. о. Николай был участником 48-го съезда отцов депутатов Петрозаводского училищного округа и ему было доверено быть отцом-председателем. «За труды и руководство в занятиях съезда» ему была вынесена «благодарность с внесением в формулярные списки». Отец Николай также занимался благотворительной деятельностью: был членом Правления Оштинского общества вспоможения бедным и сирым.
В годы русско-японской войны, как и другие священнослужители, о. Николай занимался сбором средств в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке. Деньги от Оштинских церквей и пожертвования от прихожан в 1904—1905 гг. поступали регулярно, чему немало содействовал и отец Николай. В 1907 г. он был награжден медалью Красного Креста «В память русско-японской войны».
В октябре 1914 г. при Оштинской церковно-приходской школе была открыта дамская мастерская, в которой пошивом белья для воинов занимались супруга священника А. Г. Богословская и учительницы Е. Лаврова и А. Васильевская, преподававшие рукоделие. В 1915 г. был организован кружок работниц, которые также занимались шитьем на нужды фронта.
Октябрьский переворот 1917 г. и Гражданская война в корне изменили жизнь и быт народа, в том числе и отца Николая. Пока неизвестно, что пришлось пережить о. Николаю в Оште и когда точно он вернулся в Петрозаводск. Сам о. Николай в одном из документов написал, что в 1918—1925 гг. он был служащим, а из другого документа удалось уточнить, что он работал старшим учетчиком (место работы не указано).
В 1925 г. о. Николай вернулся к священническому служению. Последние годы его жизни прошли в тяжелых экономических, а также нравственных условиях, когда с каждым годом нарастала и ужесточалась антирелигиозной кампании. Газеты, радио, массовые мероприятия были направлены против традиционных православных праздников и на унижение и притеснение самих священнослужителей. В мае 1926 г. в Петрозаводске прошла первая конференция Союза безбожников, число которых к 1937 г. выросло до 6,5 тысячи человек.
В таких условиях приходские советы церквей были вынуждены взять на себя много непосильных для них обязательств: содержание и ремонт храмов, приобретение ладана и свечей, содержание причта, изыскание средств на уплату налогов и другое. В 1925 г. при Святодуховском кафедральном соборе был организован «Кружок любителей религиозно-нравственного христианского просвещения», организатором и лектором которого стал о. Николай. Он также проделал большую работу по приведению в порядок библиотеки (более 7 тысяч книг), был сотрудником религиозно-нравственной комиссии при соборе и секретарем приходского совета. С января 1926 г. о. Николай служил в Петрозаводском кафедральном Святодуховском соборе, числясь при этом «приглашенным от приходского совета по вольному найму». В 1926 г. он был возведен в сан протоиерея, в 1928 г. — представлен к награде — палице, а 30 октября 1929 г. утвержден в штате. Однако усиливающаяся с каждым годом антирелигиозная пропаганда и создание мнения о соборе в средствах массовой информации как о «штабе святейшей контрреволюции», инициация проведения собраний трудящихся, выдвигавших предложения о закрытии церквей, — все это привело к тому, что 26 января 1930 г. президиум Петрозаводского горсовета принял постановление о закрытии Святодуховского собора. 28 февраля собор был закрыт, а его причт и община перешли служить в Екатерининскую кладбищенскую церковь.
Самые страшные испытания обрушились на церковь в 1937—1938 гг. Летом 1937 г. репрессии дошли и до причта Екатерининской церкви. Первым в июле 1937 г. был арестован настоятель Николай Степанович Надежин (7.12.1875—1937), 2 сентября — Николай. На арестованных было заведено уголовное дело. Настоятель церкви обвинялся в том, что «организовал контрреволюционную повстанческую группу среди церковников г. Петрозаводска и руководил контрреволюционной повстанческой организацией, неоднократно посещал нелегальные сборища, давал установки о контрреволюционной повстанческой деятельности». Протоиерею Н. Богословскому, приписывалось участие в этой организации, посещение «сборищ, где обсуждались вопросы политики ВКП(б) и советской власти с контрреволюционных позиций». «Свидетелями», дававшими показания на обвиняемых, были проходившие по другим делам четверо священнослужителей из Заонежского и Лодейнопольского районов.
Допросы, сопровождавшиеся пытками, продолжались два месяца. Настоятеля церкви о. Николая Надежина допрашивали 6 раз, о. Николая Богословского 4 раза. Отец Николай не подписал ни один из протоколов следствия.
«Участником контрреволюционной организации я не являюсь, и о существовании такой организации мне ничего не известно», – таким был ответ отца Николая. «Вы говорите неправду, – утверждал следователь, – следствию известно, что вы, являясь участником контрреволюционной организации, были тесно связаны с участниками этой организации, находящимися в районах Карелии. Настаиваем на правдивом ответе». Протоиерей Николай вновь повторял: «Никого из участников контрреволюционной организации я не знаю и ни с кем из них связан не был». Со стороны следователя продолжался жесточайший нажим: «Вы говорите очевидную ложь. Следствию точно известно, что вы являетесь участником повстанческой организации. Еще раз предлагаем говорить правду».
Отец Николай не признал себя виновными и не назвал ни одного имени из священнослужителей или мирян. Обвинение арестованным было предъявлено по ст. 58-2-10-11 (контрреволюционная деятельность). Постановление тройки НКВД Карельской АССР о расстреле было принято 2 ноября 1937 г. Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937 г. в районе д. Сулажгора и погребен в общей безвестной могиле. 9 января 1957 г. Верховным Судом КАССР, через двадцать лет, он был полностью реабилитирован.
В 2004 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя священномученика Николая Богословского в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской и Карельской епархии. Память священномученика Николая совершается в день его кончины 22 октября (4 ноября) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем. Если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Тропарь гл. 4
Земли Карельстей новое украшение Добрый пастырю словесных овец, Подвигом страдания за Веру просиявый, Велие дерзновение пред Богом стяжал еси. Отче священномучениче Николае, Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак гл. 3
В годину лютую к пастырству призванный, В церкви святыя Екатерины подвизался еси, Множество душ к покаянию и спасению приведый, Клевету богоборческую отринул еси. За Христа пострадав даже до крове, Священномучениче Николае, Ныне усердно молися о всех нас.
МОЛИТВА
О святый угодниче Божий, священномучениче Николае! Подвигом страдания за Христа в земле Карельстей просиявый, образ смирения и терпения в мученичестве своем нам явивый и клеветников своих посрамивый. Отврати от нас праведный гнев Божий, и да сподобимся молитвами твоими храмы Божий созидати и самем нам храмами Духа Святаго соделоватися. Да укрепит Господь молитвами твоими Веру нашу и избавит страну Карельскую от ересей и расколов. О, святый угодниче Божий, священномучениче Николае, моли о нас Всемилостиваго Бога и Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь спасение душевное получити и блаженство нескончаемое в вечном царствии Христовом наследовати. Емуже подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
См. также:
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8367 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2423 | Наверх ##
24 сентября 2022 21:05 Сзади собственноручная дарственная подпись. Архимандрит Феодосий (Мельник, 1957). Родился 8 февраля 1890 г. на юге России в благочестивой семье. Уже в юности поступил в Киево-Печерскую Лавру, где проходил послушание до 1914 г. В Первую мировую войну был старшим фейерверкером, награжден Георгиевскими крестами второй, третьей и четвертой степеней и Георгиевскими медалями. После войны вернулся обратно в Лавру. В эмиграции в Югославии. Келейник митрополита Антония (Храповицкого) (который обычно звал его Федей), затем митрополита Анастасия Грибановского. После рукоположения возглавлял русский православный приход в г. Сремские Карловцы, бывший, в сущности, домовой церковью в митрополичьих покоях. Духовник в монашеской школе в Высоко-Дечанской Лавре (Косово). После Второй Мировой войны до своей смерти настоятель Высоко-Дечанской Лавры. Скончался в 1957 г. По его завещанию, похоронен в Белграде в гробнице Иверской часовни рядом со своим наставником — митрополитом Антонием (Храповицким).
    --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | |
balabolkaМодератор раздела  Петрозаводск Сообщений: 8367 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 2423 | Наверх ##
15 ноября 2022 15:38 15 ноября 2022 15:40 Катерина Кадерова 10 ноя в 15:01 Уважаемые исследователи! На одном из интернет-аукционов была приобретена данная фотография. На ней запечатлены студенты Олонецкой духовной семинарии [1900 г.], автор съёмки К. Иогансон. Датировка приблизительная. Возможно кто-то из вас располагает копиями данной фотографии или узнаёт людей, запечатлённых на фото? Буду рада вашим догадкам! Комментарии Вероника Петровна Возможно, моя фотоподборка по Олон.Дух.семинарии поможет вам в идентификации людей? https://vk.com/wall-187764583_4265Еще есть Олонецкая семинария с фот https://vk.com/wall-187764583_3498И выпускники, тоже, кстати, снятые Иогансоном https://vk.com/wall-187764583_3699Петр Андреевич Маклионов в 1900-е г. обучался в Олонецкой духовной семинарии фото 1915 г. Balabolka 2011 Часто встречается информация об учениках и выпускниках, как восприемниках, в метрических книгах. Иногда - в формулярных списках чиновников. Валентина Минина Советую посмотреть в Пудожском музее коллекцию фотографий Глазачевой Лии Платоновны. Вдруг... Margarita Vanchurova Алфавитный список воспитанников, окончивших курс в Олонецкой гимназии, с 1808 по 1870 год / сост. К. Петров // Олонецкие губернские ведомости. -1870. -№ 65
 --- ========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский | | Лайк (1) |
|
https://www.mkm68.ru/khramy-i-...luzhitelej
ХРАМЫ И СВЯТЫНИ