Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Священнослужители

Священнослужители Олонецкой губернии и не только

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30  31 32 33 34 35 36 37 38 39 Вперед →
Модератор: balabolka
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2423
На сайте Государственной публичной исторической библиотеки России размещена коллекция


"История храмов и монастырей" :


http://elib.shpl.ru/ru/indexes/values/1460.


Редкие и ценные издания по истории храмов и монастырей


- копии более 150 изданий из фондов библиотеки.
https://vk.com/club44741316?w=wall-18133481_15649




По Вятке есть книга
Жизнь Вятских Священников автор Наталья Баженова

Аннотация

Книга «Жизнь вятских священников» Н. А. Баженовой, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Правительства Кировской области имени Владимира Патрушева, написана для тех, чьи родовые корни восходят к семьям вятских священнослужителей.
В этом масштабном и обстоятельном исследовании, основанном на огромном количестве архивных документов, речь идёт о всех сторонах жизни вятских священников: служебных, духовно-просветительских, семейных, бытовых.
Книга содержит более 600 фамилий священников, церковников, крестьян, мещан, купцов, чиновников. Краеведы и люди, интересующиеся историей своих предков, по достоинству оценят 16 полных родословных таблиц известных священнических фамилий вятской губернии.
Автор существенно восполняет исторический пробел: о жизни священников после 1917 года писалось мало и не всегда объективно, да и сама их жизнь была достаточно закрытой.
Эту книгу стоит прочитать всем, кто интересуется историей России, этически-философскими вопросами о силе любви и значении веры, о смысле жизни и неизбежности смерти, о последствиях войн и революций.
По итогам 22 Кировской областной выставки – конкурса «Вятская книга – 2019» книга «Жизнь вятских священников» стала победителем и получила диплом в номинации «КНИГА ГОДА – 2019».


Отрывок из 7 главы «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ»

Многие священники, сами испытывая нужду, не могли пройти мимо чужой беды. Каждый сельский священник то и дело слышал просьбы прихожан:
– Батюшка, дай пять рублей до осени, на лошадь не хватает.
– Отец родной, подожди деньги за похороны жены. Сын вернётся с заработков, сразу отдам.
Члены причта не могли спокойно слышать стоны и видеть слёзы людские. Если бы были богаты, сотни рублей раздали бы. Не имея возможности помочь деньгами, помогали советом, добрыми делами, находили тех, кто эти деньги имел.

Вот типичная история – «Ценность хлеба» (ВЕВ.1909. №4). Вдова Дарья Куртина в деревне Носки 8 сентября 1908 года отмечала новоселье. Полгода назад Дарья осталась после смерти мужа с тремя ребятишками без куска хлеба. Их избушка, вросшая в землю, совсем разрушилась. Пришлось Дарье идти по миру «в кусочки», чтобы накормить голодных детей своих. Батюшка поведал о горькой судьбе Куртиной прихожанам, и добрые люди откликнулись, собрали 70 рублей, столько же дал один благодетель. Сосед Павел Иванович подарил осиротевшей семье телёнка. Батюшка много раз ходил пешком в деревню, чтобы следить за строительством новой избы. Всю жизнь, наверное, молилась Дарья за своего священника и детям наказала. Он для них – батюшка.
Разве не заботой о крестьянах говорит поступок священника села Копки Малмыжского уезда П.М. Макарова? Пётру Макариевичу Макарову (1831) «указом Вятской духовной консистории от 27 февраля 1869 года за № 1310 изъвлена благодарность за то, что он своими благоразумными советами и увещеваниями не только искоренил в своём приходе у поселян все предрассудки против оспопрививания, но даже при скудных своих средствах в 1868 году за 48 рублей серебром содержал оспопрививателя Иосифа Исаева, который привил от оспы 148 младенцев, так как в сем селе от земства не было особых оспопрививателей» (ГАКО.237.70.790.Л.259).
https://rodvyatka.ru/otryvok-2/

**********************
Книгу «Жизнь вятских священников» Н. А. Баженовой можно купить в книжном киоске Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена (киоск находится в фойе главного входа с ул. К. Либкнехта) или заказать в этом киоске с почтовой доставкой.
Цена комплекта (книга + 16 родословных таблиц) :
1250 рублей (в подарочном твердом футляре)
875 рублей (в вакуумной упаковке )
Телефон книжного киоска: +7 (8332) 761739 Сайт библиотеки: herzenlib.ru
Уточнить информацию о книге и ее приобретении вы можете у автора, Баженовой Натальи Андреевны, по эл.почте bazhenovana@yandex.ru или отправить сообщение на странице Связь


Прикрепленный файл: РЕДКИЕ КНИГИ .jpgВятка Свящщенники.jpg, 158982 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (2)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2423
Олонецкая Духовная семинария.
Видеофильм 2019 года, посвященный 190-летию Олонецкой духовной семинарии, основанный на архивных фото и видеоматериалах
https://vk.com/video/@club1877...7764583_-2

Фотографии семинаристов и преподавателей Олонецкой Духовной семинарии: портреты выпускников разных лет и священников Олонецкой губернии: Звероловлева, Лебедева, Хотеновского, Перского, ректора Чукова, а также
В.Ребров https://vk.com/photo-187764583_457239890
Ильинские https://vk.com/photo-187764583_457243937?rev=1
Тервинские https://vk.com/photo-187764583_457242357?rev=1
Даманские и Любимская https://vk.com/photo-187764583_457242242
Рачковские https://vk.com/photo-187764583_457239757
Русановы https://vk.com/photo-187764583_457243937?rev=1
Казанский Вениамин https://vk.com/photo-187764583_457243937?rev=1
Кипреевы https://vk.com/photo-187764583_457243891?rev=1
Георгиевский А.И.с товарищами https://vk.com/photo-187764583_457243927?rev=1
священники Олонецкой губернии https://vk.com/photo-187764583_457239922?rev=1
священники Пудожского уезд https://vk.com/photo-187764583_457239889?rev=1
Священник протоиерей Виноградов Никандр Васильевич с ученицами https://vk.com/photo-187764583_457243868?rev=1
и других.

Для справки. Известные преподаватели и воспитанники семинарии —
митрополит Вениамин (Василий Казанский),
архиепископ Венедикт (Виктор Плотников),
митрополит Григорий (протоиерей Николай Чуков),
епископ Павел (Петр Поспелов) https://vk.com/photo-187764583_457240676
епископ Иоанникий (Казанский),
архиепископ Иоанн (Братолюбов),
архиепископ Карельский и Петрозаводский Александр (Надеждин),
археолог и этнограф Ельпидифор Барсов,
краеведы и историки Дмитрий Островский, Иван Благовещенский, Николай Лесков, Василий Мегорский, Николай Шайжин,
депутат Государственной думы Российской империи Константин Казанский,
протоиерей, священномученик Николай Богословский и др.
#олонецкаягуберния #олонецкая_губерния


https://vk.com/club44741316?w=wall-187764583_4265
автор Вероника Петрова
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
fardibaka

fardibaka

г. Ростов-на-Дону
Сообщений: 1995
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 688
Добрый день. Простите, что влезла в Ваш дневник...Но, возможно, занимаясь священниками, Вам попадались разные фамилии. Мои священники -Малаховские и Солнцевы...И если по Малаховским я хоть что-то знаю, то Солнцев остался совсем неизвестным..Если я правильно определила, что он был священником в Лозовийкой церкви( с 1856 г), то это Павел Стефанович , рожденный где-то в 1825-35 гг...и на службе с 1848 г.... Его дочь Анна Павловна 1865 г рожд и сын Николай...кот вроде бы родился в Рименке....Где служил мой Солнцев до 1865 г...не знаю...Потому и пишу к Вам....Не исключёно его нахождение и в Ваших краях.
---
Ищу сведения о семьях:Ушаковы, Ефремовы, Кашутовы, (Гу(о, е)ревич) -Малаховские, Бразуль-Брушковский Семен Николаевич, Калины, Щетинские, Зар(а)янские, Камышевы, Солнцевы, Поклад, Носовичи, Козловские, Поддубные, Третьяковы, Ляховы.
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2423
>> Ответ на сообщение пользователя fardibaka от 27 июня 2022 12:29

День добрый.

Я занимаюсь священниками Олонецкой губернии, ну и потом - кого куда занесло.

Ваши фамилии мне не знакомы, но буду иметь ввиду.
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2423
Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. : Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА : в 4 т. / [сост. В. И. Ульяновский]. Киев, 2014– . Т. 1. 2014 : А–Й. 2014. 576 с. ; Т. 2. 2015 : К–П. 2015. 624 с. ; Т. 3. 2019 : Р–Я. 2019. 640 с.

Биографический словарь, который предполагалось выпустить к 300-летнему юбилею Киевской духовной академии (1915 г.), содержит сведения о ее выпускниках с первого набора после академической реформы 1814 г., проведенной в 1817–1819 гг. В первый том словаря вошли биограммы, расположенные в порядке алфавита от А до Й включительно, во второй — от К до П. Подготовкой Биографического словаря занимался выпускник академии, настоятель киевской Андреевской церкви, профессор протоиерей Ф. И. Титов (1864–1935), в архиве которого сохранились собранные им материалы: анкеты, послужные списки, автобиографии, воспоминания, письма и фотографии (ИР НБУВ. Ф. 175). Этот корпус дополнен документами из личных дел выпускников, хранящихся в архивном фонде старой академии (ЦГИАУК. Ф. 711).

Книгу предваряют вступительное слово ректора КДА митрополита Бориспольского и Броварского Антония, научная статья составителя проф. В. И. Ульяновского, фрагмент из рукописи библиотекаря академии А. С. Крыловского 1925 г. и «Воззвание» о сборе пожертвований на поддержание жизнедеятельности академии начала 1920-х годов.

https://www.academia.edu/19875...624_%D1%81

https://vk.com/feed?w=wall-44741316_8423
есть ссылки на файлы
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2423
Две интересные Выговские иконы "Образ всех святых Российских чудотворцев" и "Богоявление Господне" первой четверти 19 века.
Обе были на выставке посвящённой старообрядчеству в Музее-заповеднике Коломенское.
Икона "Образ всех святых.." уникальна тем, что воспроизводит иконографию, созданную в Выговской старообрядческой пустыни иконописцем Даниилом Матвеевым в 30-е годы 18 века и представляет собой самый полный иконографический свод отечественных святых. На иконе изображены почти 200 подвижников, имевших общецерковное и местное почитание в России до сер.17 века. Святые объединены по чинам святости (преподобные, святииели, благоверные князья и жёны, мученики, юродивые). Икона находится в собрании Г.В.Лепсверидзе.
Икона "Богоявления Господня" находится в собрании Л.И.Вольфсона и является списком с образа, находившегося в местном ряду Богоявленской часовни Выговского мужского общежительства ("на братской улице").
Любуемся!
https://vk.com/feed?w=wall174002987_459


Прикрепленный файл: выг 2.jpgвыг 1.jpg, 355822 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2423
ФАМИЛИИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

У каж­до­го че­ло­ве­ка на зем­ле есть свое лич­ное имя, каж­дый че­ло­век его по­лу­ча­ет при рож­де­нии и идет с ним по жиз­ни. Вме­сте с име­нем при рож­де­нии мы по­лу­ча­ем и гор­дое пра­во на­зы­вать­ся сы­ном или до­че­рью сво­е­го от­ца и, ко­неч­но, фа­ми­лию – на­след­ствен­ное се­мей­ное на­име­но­ва­ние. Од­на­ко так бы­ло не все­гда. В раз­лич­ных об­ще­ствен­ных сло­ях фа­ми­лии по­яви­лись в раз­ное вре­мя. Од­ни­ми из пер­вых по­яви­лись кня­же­ские фа­ми­лии - Твер­ской, Ме­щер­ский, Зве­ни­го­род­ский, Вя­зем­ский, Ко­ло­мен­ский, обо­зна­ча­ю­щие мест­но­сти. Со вре­ме­нем по­лу­чи­ли фа­ми­лии дво­ряне, куп­цы, од­но­двор­цы, ме­щане. Мно­го­чис­лен­ный слой на­се­ле­ния Рос­сии со­став­ля­ли и слу­жи­те­ли церк­ви. Ду­хо­вен­ство на­ча­ло мас­со­во по­лу­чать фа­ми­лии лишь в пер­вой по­ло­вине де­вят­на­дца­то­го ве­ка. До это­го иере­ев обыч­но име­но­ва­ли про­сто отец Алек­сандр, отец Ва­си­лий, ба­тюш­ка или поп Иван, при этом ни­ка­кой фа­ми­лии не под­ра­зу­ме­ва­лась. В Мет­ри­че­ских кни­гах кон­ца XVIII на­ча­ла XIX ве­ка ви­дим под­пи­си свя­щен­ни­ков: Алек­сей Ива­нов, Иван Те­рен­ти­ев или Ни­ки­та Мак­си­мов, это имя и от­че­ство, а не имя и фа­ми­лия. Де­тям свя­щен­но­слу­жи­те­лей по ме­ре на­доб­но­сти да­ва­ли фа­ми­лии По­пов, Про­то­по­пов, Дья­ко­нов, По­но­ма­рев. Од­на­ко по ме­ре по­яв­ле­ния ду­хов­ных учи­лищ и се­ми­на­рий по­яви­лось боль­шое ко­ли­че­ство свя­щен­ни­ков, ко­то­рые при­об­ре­ли фа­ми­лии при вы­пус­ке из се­ми­на­рии. Ис­кус­ствен­ные фа­ми­лии в се­ми­на­рии да­ва­лись не толь­ко тем, кто не имел фа­ми­лий, но ча­сто и тем, у ко­го они уже бы­ли. Шут­ли­вая фор­му­ла по­лу­ча­е­мых фа­ми­лий бы­ло сле­ду­ю­щая: «По церк­вам, по цве­там, по кам­ням, по ско­там, и яко вос­хо­щет Его Прео­свя­щен­ство». Фа­ми­лии мог­ли ме­нять­ся по ре­ше­нию ру­ко­вод­ства, на­при­мер, есть при­ме­ры из­ме­не­ния фа­ми­лии с бла­го­звуч­ной на бо­лее обид­ную, по­то­му что уче­ник пло­хо от­ве­чал в клас­се. Есть при­мер род­ных бра­тьев, по­лу­чив­ших в се­ми­на­рии раз­ные фа­ми­лии. Де­ти свя­щен­ни­ка Сто­ро­жев­ской церк­ви Алек­сея (Но­воспас­ско­го) Фе­о­дор, Иван (вы­пуск 1842 г.), Ар­ка­дий (вы­пуск 1846 г.) по­лу­чи­ли фа­ми­лию Оран­ский, а его сын Ни­ко­лай (вы­пуск 1854 г.) по­лу­чил фа­ми­лию от­ца – Но­воспас­ский. Сын про­то­и­е­рея По­кров­ской со­бор­ной церк­ви го­ро­да Коз­ло­ва Ни­ко­лай в сен­тяб­ре 1830 го­да по­сту­пил учить­ся в Там­бов­ское ду­хов­ное уезд­ное учи­ли­ще в низ­ший класс не с ро­до­вой фа­ми­ли­ей Про­то­по­по­ва, а с фа­ми­ли­ей Ев­ге­но­ва. Вот как он сам опи­сы­ва­ет про­цесс по­лу­че­ния фа­ми­лии: «Это за­ви­се­ло от про­из­во­ла рек­то­ра учи­ли­ща. По­доб­ный про­из­вол, пе­ре­ме­на от­цов­ских фа­ми­лий, был и пре­жде мо­е­го вступ­ле­ния в учи­ли­ще, про­дол­жал­ся и по­сле, на­при­мер отец рек­тор, осмат­ри­вая маль­чи­ка, пред­став­лен­но­го для за­пи­си в учи­ли­ще, за­ме­ча­ет его быст­рый взгляд, и сей­час же да­ет ему фа­ми­лию Быст­ро­взо­ров или Быст­ров. Ча­сто слу­ча­лось, что сы­но­вья од­но­го и то­го же от­ца но­си­ли раз­ные фа­ми­лии. Это­му при­мер не да­лек. У быв­ше­го Там­бов­ско­го ка­фед­раль­но­го про­то­и­е­рея Ни­ки­фо­ра Ива­но­ви­ча Те­ля­тин­ско­го бы­ло пять сы­но­вей, из них один толь­ко уна­сле­до­вал ро­до­вую фа­ми­лию Те­ля­тин­ско­го, а осталь­ные чет­ве­ро но­си­ли дру­гие фа­ми­лии: По­бе­до­нос­це­ва, Бла­го­ве­щен­ско­го, Пре­об­ра­жен­ско­го и То­пиль­ско­го. Бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда про­из­вол пе­ре­ме­нять фа­ми­лии за­ви­сел и от учи­те­ля, на­при­мер, был уче­ник по фа­ми­лии Лан­ды­шев, и уче­ник из очень по­ря­доч­ных; он как то нев­по­пад от­ве­тил учи­те­лю, учи­тель на­ка­зал его пе­ре­ме­ною фа­ми­лии: «Будь ты за это вме­сто Лан­ды­ше­ва Кра­пи­вин!» Лан­ды­ше­ву не нра­ви­лась фа­ми­лия Кра­пи­вин, он со­ве­стил­ся за неё и в осо­бен­но­сти сты­дил­ся по­ка­зать­ся Кра­пи­ви­ным от­цу. Пе­ред отъ­ез­дом на ка­ни­ку­лы он умо­лил учи­те­ля воз­вра­тить ему преж­нюю фа­ми­лию».1 По­лу­че­ние фа­ми­лии огра­ни­чи­ва­лась лишь толь­ко фан­та­зи­ей че­ло­ве­ка её да­ю­ще­го. А уж фан­та­зии пре­по­да­ва­те­лей се­ми­на­рий не бы­ло кон­ца. И все-та­ки и они при­дер­жи­ва­лись неко­то­рых опре­де­лен­ных тра­ди­ций.

Мно­го­чис­лен­ную груп­пу, как фа­ми­лий свя­щен­ни­ков, так и се­ми­нар­ских фа­ми­лий со­став­ля­ют фа­ми­лии «гео­гра­фи­че­ские». При по­ступ­ле­нии в ду­хов­ное учи­ли­ще де­тям ча­сто да­ва­ли фа­ми­лии по той мест­но­сти, от­ку­да они бы­ли ро­дом, по на­зва­нию го­ро­да, се­ла или ре­ки. При­ме­ры гео­гра­фи­че­ских се­ми­нар­ских фа­ми­лий: сын диа­ко­на Ва­си­лия се­ла Чу­рю­ко­ва Коз­лов­ско­го уез­да Гав­ри­ил (вы­пуск 1844 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Чу­рю­ков­ский. Сын дьяч­ка се­ла Юр­ко­вой Су­ре­ны Коз­лов­ско­го уез­да Ва­си­лия Ва­си­лий (вы­пуск 1860 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Су­рен­ский, Лам­ский – се­ло Лам­ки, Тар­бе­ев­ский – се­ло Тар­бе­е­во, Озер­ский – се­ло Озер­ки, Ка­дом­ский – го­род Ка­дом, Кри­во­луц­кий – се­ло Кри­вая Лу­ка, Тап­ты­ков­ский – се­ло Тап­ты­ко­во

Но­вые фа­ми­лии, да­ва­е­мые бу­ду­щим свя­щен­ни­ком ча­ще все­го долж­ны бы­ли со­от­но­сить­ся с ре­ли­ги­ей и цер­ко­вью. Мно­гие свя­щен­ни­ки, и в осо­бен­но­сти их де­ти, по­лу­ча­ли фа­ми­лии от на­зва­ний церк­вей, где они или их от­цы слу­жи­ли: свя­щен­ник, слу­жив­ший в церк­ви Тро­и­цы, мог по­лу­чить фа­ми­лию Тро­иц­кий, а слу­жив­ший в церк­ви Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы – Успен­ский. По та­ко­му прин­ци­пу об­ра­зо­ва­лись фа­ми­лии Ар­хан­гель­ский, Ильин­ский, Сер­ги­ев­ский. Сын по­но­ма­ря Ни­коль­ской церк­ви Ис­и­до­ра Афа­на­сий (вы­пуск 1848 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Ни­коль­ский.

Ряд фа­ми­лий свя­зан с на­зва­ни­ем икон: Зна­мен­ский (ико­на Зна­ме­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри), Вы­шен­ский (Вы­шен­ская ико­на Бо­жи­ей ма­те­ри). С на­зва­ни­ем икон свя­за­ны фа­ми­лии Дер­жа­вин и Дер­жа­вин­ский (ико­на «Дер­жав­ная»), До­сто­ев­ский (ико­на «До­стой­но есть»).

И сре­ди свя­щен­ни­ков, и сре­ди тех, кто по­лу­чил фа­ми­лию в се­ми­на­рии, бы­ли фа­ми­лии, об­ра­зо­ван­ные от на­зва­ний всех са­мых глав­ных празд­ни­ков: Бла­го­ве­щен­ский (Бла­го­ве­ще­нье), Бо­го­яв­лен­ский (Бо­го­яв­ле­ние), Вве­ден­ский (Вве­де­ние), Воз­дви­жен­ский (Воз­дви­же­нье), Воз­не­сен­ский (Воз­не­се­ние), Вос­кре­сен­ский (Вос­кре­се­ние), Все­свят­ский (Всех Свя­тых), Зна­мен­ский (Зна­ме­ние), По­кров­ский (По­кров), сын диа­ко­на Ильин­ской церк­ви Пав­ла Алек­сандр (вы­пуск 1840 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Пре­об­ра­жен­ский (Пре­об­ра­же­ние), Рож­де­ствен­ский (Рож­де­ство), Со­ше­ствен­ский (Со­ше­ствие св.Ду­ха), Сре­тен­ский (Сре­те­нье), Тро­иц­кий (Тро­и­ца), Успен­ский (Успе­ние). Фа­ми­лия По­кров­ский мог­ла быть да­на как в честь празд­ни­ка «Свя­то­го По­кро­ва», так и свя­щен­ни­ку, слу­жив­ше­му в церк­ви По­кро­ва Свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ча­сто да­ва­лась в ду­хов­ной сре­де фа­ми­лия Суб­бо­тин, по­сколь­ку несколь­ко суб­бот в го­ду бы­ли дня­ми осо­бо­го по­ми­но­ве­ния усоп­ших.

Се­ми­нар­ские фа­ми­лии об­ра­зо­вы­ва­лись от кре­стиль­ных муж­ских и жен­ских имен свя­тых или от церк­ви в честь это­го свя­то­го: Ан­нен­ский, Ан­нин­ский, Вар­ва­рин­ский, Ека­те­рин­ский, Ге­ор­ги­ев­ский, Сав­вин­ский, Кос­мин­ский, Сер­ги­ев­ский, Ан­дре­ев­ский, Ильин­ский, Ни­ко­ла­ев­ский, Дмит­ри­ев­ский, Кон­стан­ти­нов­ский, Пет­ров­ский, Зо­си­мов­ский, Лав­ров­ский, Фло­ров­ский.

Фа­ми­лии, со­че­та­ю­щие в се­бя два кре­стиль­ных име­ни свя­за­ны со свя­ты­ми, чьи празд­ни­ки празд­ну­ют­ся в один и тот же день или с церк­вя­ми, на­зван­ны­ми в их честь. При­ме­ры: Бо­ри­со­глеб­ский (Бо­рис и Глеб), Кос­мо­да­ми­ан­ский (Козь­ма и Да­ми­ан), Пет­ро­пав­лов­ский (Петр и Па­вел).

Встре­ча­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство фа­ми­лий об­ра­зо­ван­ных от эпи­те­тов, дан­ных опре­де­лен­ным свя­тым: Аре­о­па­гит­ский (Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит), Бо­го­слов­ский (Гри­го­рий Бо­го­слов), Да­мас­кин­ский (Иоанн Да­мас­кин), Зла­то­устов­ский (Иоанн Зла­то­уст), Иера­поль­ский (Авер­кий Иера­поль­ский), Ка­тан­ский (Лев Ка­тан­ский), Ко­ринф­ский (му­че­ни­ки Ко­рин­фа), Маг­да­лин­ский (Ма­рия Маг­да­ли­на), Ме­дио­лан­ский (Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский), Неа­по­ли­тан­ский, Неа­по­ли­та­нов (Яну­а­рий Неа­по­ли­тан­ский), Об­нор­ский (Па­вел Об­нор­ский), Па­рий­ский (Ва­си­лий Па­рий­ский), Пер­сид­ский (Си­ме­он Пер­сид­ский), Пер­во­зван­ский (Ан­дрей Пер­во­зван­ный), Пред­те­чен­ский (Иоанн Пред­те­ча), Ра­до­неж­ский (Сер­гий Ра­до­неж­ский), Фес­са­ло­ниц­кий (Гри­го­рий Фес­са­ло­ниц­кий), По­бе­до­нос­цев (Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец), Сав­ва­и­тов, Сав­ва­ит­ский (Сте­фан и Иоанн Сав­ва­и­ты), Стар­ти­ла­тов (Фе­дор Стра­ти­лат), Сту­ди­тов, Сту­дит­ский (Фе­о­дор Сту­дит). Фа­ми­лия Пи­то­вра­нов воз­ник­ла в честь про­ро­ка Илии, ко­то­ро­го «пи­та­ли вра­ны».

От на­зва­ний из Вет­хо­го за­ве­та про­изо­шли фа­ми­лии: Авес­са­ло­мов (Ав­вес­са­лом), Иери­хо­нов (Иери­хон), Из­ра­и­лев (Из­ра­иль), Ли­ва­нов (Ли­ван), Мак­ка­вей­ский (Мак­ка­веи), Мель­хи­се­де­ков (Мель­хи­зе­дек), Нем­вро­дов (Ним­род), Са­уль­ский (царь Са­ул), Си­най­ский (го­ра Си­ной), Со­до­мов (Со­дом), Фа­ра­о­нов (фа­ра­он), Фа­ре­сов (Фа­рес). От на­зва­ний из Но­во­го За­ве­та про­изо­шли фа­ми­лии: Виф­ле­ем­ский (Виф­ле­ем), Геф­си­ман­ский (Геф­си­ма­ния), Гол­гоф­ский (Гол­го­фа), Еле­он­ский (го­ра Еле­он), Ем­маус­кий (Ем­маус), Иор­дан­ский (Иор­дан), На­за­рет­ский (На­за­рет), Са­ма­ря­нов (са­ма­ри­тя­нин), Фа­вор­ский (го­ра Фа­вор).

Ос­но­ван­ны­ми на хри­сти­ан­ских тра­ди­ци­ях яв­ля­ют­ся фа­ми­лии: Ан­ге­лов, Ар­хан­гель­ский, Бо­го­ро­диц­кий, Пра­во­славлев, Пу­стын­ский, Рай­ский, Се­ра­фи­мов, Спас­ский, Ико­но­ста­сов, Ис­по­ла­тов, Ис­по­ла­тов­ский, Конда­ков, Кре­стов, Кре­стин­ский, Кре­стов­ский, Ме­та­ни­ев, Ми­не­ев, Об­раз­ский, Три­о­дин, Хра­мов, Агн­цов, Вер­то­гра­дов, Вер­то­град­ский, Дес­ниц­кий, Дес­ни­цын, Гла­го­лев, Гла­го­лев­ский, Зер­ца­лов, Зла­то­врат­ский, Из­ве­ков, Ко­лес­ни­цы­ын, Но­во­ча­дов.

Мно­гие фа­ми­лии свя­за­ны с цер­ков­ны­ми тер­ми­на­ми: Ико­но­ста­сов (Ико­но­стас), Об­раз­цов (Об­раз), Кре­стов, Кре­стин­ский, Кре­стов (Крест), Хра­мов (Храм), Ко­ло­ко­лов (ко­ло­кол).

В фа­ми­ли­ях рус­ско­го ду­хо­вен­ства оста­вил свой след цер­ков­но­сла­вян­ский язык: Дес­ниц­кий (дес­ни­ца), Гла­го­лев, Гла­го­лев­ский (гла­гол).

Од­на­ко наи­бо­лее бы­ли рас­про­стра­не­ны цер­ков­но­сла­вян­ские двух­ос­нов­ные фа­ми­лии, так или ина­че от­ра­жав­шие чер­ты ха­рак­те­ра се­ми­на­ри­ста: Бла­го­нра­вов, Бо­го­бо­яз­нов, Ост­ро­умов, Мяг­ко­сер­дов, Про­сто­сер­дов, Бла­го­ви­дов, Бла­го­нра­вов, Бла­го­на­деж­дин, Бо­го­да­ров, Бла­го­скло­нов, Бо­го­лю­бов, Бо­го­люб­ский, Доб­ро­воль­ский, Доб­ро­лю­бов, Гро­мо­гла­сов, Зла­то­умов, Лю­бо­муд­ров, Ми­ро­лю­бов, Ост­ро­умов, Пес­но­пев­цев, Про­сто­сер­дов, Сла­во­лю­бов, Слад­ко­пев­цев, Сми­рен­но­муд­рен­ский, Ти­хо­ми­ров, Ти­хо­нра­вов. Сын свя­щен­ни­ка Тро­иц­кой церк­ви Фе­о­до­ра Иван (вы­пуск 1840 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Спе­сив­цев.

От на­зва­ний рас­те­ний об­ра­зо­ва­лись се­ми­нар­ские фа­ми­лии Ги­а­цин­тов, Лан­ды­шев, Лев­ко­ев, Ли­ле­ев, Ли­ле­ин, Нар­цис­сов, Ро­зов, Ро­за­нов, Ту­бе­ро­зов, Фи­ал­ков, Фи­ал­ков­ский, Цвет­ков, Цвет­ков­ский, Аб­ри­ко­сов, Жас­ми­нов, Ан­ча­ров, Ви­но­гра­дов, Ви­но­град­ский, Кед­ров, Кед­рин, Ки­па­ри­сов, Мин­да­лёв, Мир­тов, Паль­мов, По­ме­ран­цев, Ша­фра­нов­ский. Сын дьяч­ка Ильин­ской церк­ви Ильи Ва­си­лий (вы­пуск 1846 г.), Петр по­лу­чил фа­ми­лию – Ро­за­нов. Де­ти сто­ро­жа Коз­лов­ско­го ду­хов­но­го прав­ле­ния Леон­тия Иван (вы­пуск 1846 г.), Петр (вы­пуск 1852 г.) по­лу­чи­ли фа­ми­лию Жас­ми­нов.

Фа­ми­лии мог­ли быть об­ра­зо­ва­ны от на­зва­ний жи­вот­ных и птиц: Го­лу­бин­ский, Ор­лов­ский, Ке­нар­ский, Ле­бе­дев, Ле­бе­дин­ский, Со­ко­лов, Пав­ский, Бар­сов, Пан­те­ров­ский, Зве­рев, Щег­лов, от на­зва­ний ми­не­ра­лов: Аме­ти­стов, Брил­ли­ан­тов, Ко­рал­лов, Кри­ста­лев­ский, Мар­га­ри­тов (греч. эк­ви­ва­лент рус­ско­го на­зва­ния жем­чуг) или Жем­чуж­ни­ков, Сма­раг­дов, от на­зва­ний при­род­ных яв­ле­ний: Се­ве­ров, Во­сто­ков, Югов, За­па­дов, Се­ве­ро­во­сто­ков, За­ка­тов, Вет­рин­ский, Го­ри­зон­тов, Небо­скло­нов, Зар­ниц­кий, Зе­фи­ров, Ис­точ­ни­ков, Клю­чев­ский, Кри­ниц­кий, Ме­ся­цев, Солн­цев, Эфи­ров.

Все эти фа­ми­лии мог­ли быть пе­ре­ве­де­ны на ла­тин­ский язык. Неко­то­рые из них со­от­но­си­лись с фи­зи­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми их но­си­те­лей: Аль­бов, Аль­бов­ский, Аль­биц­кий (albus – бе­лый), Гран­ди­лев­ский (grandilis – рос­лый, важ­ный), Май­ор­ский, Ми­нор­ский, Ро­бу­стов (robustus – креп­кий), Фор­мо­зов (formosus – кра­си­вый). Од­на­ко ча­ще для фа­ми­лии вы­би­ра­лись сло­ва, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие нрав или по­ве­де­ние их но­си­те­лей: Спе­ран­ский, Спе­ран­сов (sperans – на­де­ю­щий­ся). Де­ти свя­щен­ни­ка Тро­иц­кой церк­ви Ва­си­лия Па­вел (вы­пуск 1848 г.), Кон­стан­тин (вы­пуск 1850 г.), Ва­си­лий (вы­пуск 1856 г.) по­лу­чи­ли фа­ми­лию Ги­ля­рев­ский (hilaris – ве­се­лый), од­на­ко из до­ку­мен­тов мы ви­дим, что эту фа­ми­лию по­лу­чил их отец. Сын дьяч­ка Сто­ро­жев­ской Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви Ива­на Гав­ри­ил (вы­пуск 1868 г.) по­лу­чил фа­ми­лию Ме­ли­о­ран­ский (melior – луч­ший). Де­ти диа­ко­на Воз­не­сен­ской церк­ви Иоан­на Ми­ха­ил (вы­пуск 1840 г.), Ни­ко­лай (вы­пуск 1852 г.) по­лу­чи­ли фа­ми­лию Це­ле­б­ров­ский (celeber – из­вест­ный).

Фа­ми­лии гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния: Ари­стов, Ари­стов­ский (луч­ший). Ряд фа­ми­лий свя­щен­но­слу­жи­те­лей, пе­ре­ве­ден­ные на гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки су­ще­ство­ва­ли в трех фор­мах: Бед­нов - Пав­пе­ров – Пе­нин­ский (греч. бед­ность), На­деж­дин – Спе­ран­ский – Ел­пи­дин, Ел­пи­дин­ский (греч. на­деж­да).

Кро­ме фа­ми­лий ла­тин­ско­го и гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, су­ще­ству­ют фа­ми­лии не несу­щие в се­бе лич­ных ха­рак­те­ри­стик. В их ос­но­ве ле­жат ан­тич­ные ре­а­лии, в ос­нов­ном гре­че­ские, в том чис­ле и неко­то­рые гре­че­ские гео­гра­фи­че­ские на­зва­ния: Афин­ский, Тро­ян­ский, Ма­ке­дон­ский. Кро­ме то­го в фа­ми­ли­ях рус­ско­го ду­хо­вен­ства пред­став­ле­ны име­на ан­тич­ных фи­ло­со­фов и по­этов: Го­ме­ров, Де­мо­кри­тов, Ор­фе­ев. Пре­стиж клас­си­че­ской тра­ди­ции был так вы­сок, что пра­во­слав­ные свя­щен­ни­ки не счи­та­ли за­зор­ным но­сить фа­ми­лии, про­из­вод­ные от име­ни язы­че­ско­го бо­же­ства – гре­че­ско­го, рим­ско­го или еги­пет­ско­го: Три­с­ме­ги­стов (Гер­мес Три­с­ме­гист). Неко­то­рые фа­ми­лии про­ис­хо­ди­ли от имен по­этов, пи­са­те­лей и уче­ных, ко­то­рые изу­ча­лись в ду­хов­ных учи­ли­щах и бы­ли из­вест­ны тем, кто да­вал фа­ми­лии: Ос­си­а­нов (Ос­си­ан – ле­ген­дар­ный ге­рой кельт­ско­го на­род­но­го эро­са, дав­ший свое имя боль­шо­му цик­лу по­э­ти­че­ских про­из­ве­де­ний, так на­зы­ва­е­мым по­э­мам Ос­си­а­на).

Хо­чет­ся от­ме­тить, что де­ти свя­щен­ни­ков и про­то­и­е­ре­ев ча­ще все­го име­ли фа­ми­лии, и по­это­му по­лу­ча­ли ли­бо ро­до­вую фа­ми­лию, ли­бо но­вую. Де­ти же дьяч­ков и по­но­ма­рей, ча­ще все­го фа­ми­лий не име­ли, и по­это­му по окон­ча­нии учи­ли­ща или се­ми­на­рии по­лу­ча­ли но­вую фа­ми­лию.

В до­пол­не­ние к рас­смот­рен­ным фа­ми­ли­ям, за­ме­тим, что су­ще­ству­ют фа­ми­лии, ко­то­рые да­ва­лись неза­кон­но­рож­ден­ным де­тям. В част­но­сти сре­ди Коз­лов­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей встре­ча­ет­ся фа­ми­лия Бог­да­нов (Бо­гом дан­ный). Мож­но пред­по­ло­жить, что у лю­дей но­ся­щих эту фа­ми­лию в ро­ду был неза­кон­но­рож­ден­ный пре­док.

Кро­ме то­го, для изу­че­нии род­ствен­ных свя­зей сле­ду­ет знать, что в XVIII ве­ке в Рос­сии за­кре­пи­лась прак­ти­ка на­сле­до­ва­ния цер­ков­ных при­хо­дов, ко­гда епар­хи­аль­ный ар­хи­ерей при от­прав­ле­нии «на по­кой» при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка за­креп­лял, по про­ше­нию по­след­не­го, ме­сто за его сы­ном, ча­сто слу­жив­шим в церк­ви вме­сте с от­цом, или в слу­чае от­сут­ствия муж­ско­го потом­ства за зя­тем. В кни­ге бу­дут встре­чать­ся по­доб­ные слу­чаи, ко­гда пре­тен­дент мог по­лу­чить при­ход пу­тем же­нить­бы на свя­щен­ни­че­ской до­че­ри. Для это­го в ду­хов­ных кон­си­сто­ри­ях ве­лись спис­ки невест и всем же­ла­ю­щим да­ва­лись ре­ко­мен­да­ции.

Ав­тор: Са­зо­нов О.В. - Ми­чу­рин­ский кра­е­вед


Комментарий модератора:
https://www.mkm68.ru/khramy-i-...luzhitelej
ХРАМЫ И СВЯТЫНИ

---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2423
Богословский свм
Вера, победившая мир

4 ноября православные Карелии впервые чествовали память священномученика Николая. В этот день в Кафедральном Александро-Невском соборе был совершен чин канонизации святого. 25 марта 2004 года на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиерей Николай Богословский был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской епархии.

Память священномученика Николая – это духовный праздник, в который мы должны почувствовать себя наследниками его делания, его духа и его подвига.

* * *

Житие священномученика Николая Богословского

Священномученик Николай родился 3 мая 1875 года в селе Паяницы Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника Иоанна Богословского. В 1896 г. Николай Богословский закачивает Олонецкую духовную семинарию со званием студента и 24 сентября поступает на службу псаломщиком в Александро-Невскую заводскую церковь и учителем церковно-приходской школы при этой церкви.

2 марта 1897 г. Преосвященный Павел (в миру Прокопий Нилович Доброхотов) (1814—1900), епископ Олонецкий и Петрозаводский, рукоположил Николая Богословского в сан священника с назначением в Оштинский приход Лодейнопольского уезда. Ошта имела особенное значение для старообрядцев этих мест. По убеждению причта, ее можно было считать «еретической монополией». В конце XIX в. там насчитывалось около 509 дворов, 3 500 прихожан и более 2 тысяч сторонников старообрядчества. Поэтому священникам приходилось немалое время заниматься «назиданием и увещеванием» паствы: ездить по деревням и вести беседы с раскольниками, обучать молодежь грамоте, вести полемику с наставниками староверов. В приходе было две церкви: деревянная Николаевская и каменная Богоявленская. С 11 сентября 1897 г. и вплоть до 1918 г.

Николай Иоаннович состоял законоучителем Оштинской женской церковно-приходской школы и Лазаревского земского училища, законоучителем и заведующим Лазаревского церковно-приходского училища. За «усердное и успешное ведение учебно-воспитательного дела» его неоднократно поощряли благодарностями от Лодейнопольского отделения Епархиального училищного Совета. За «усердную и полезную службу» о. Николай был награжден набедренником (1898), скуфьей (1903), камилавкой (1909). В 1910 г. он был награжден серебряной медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ» (1884—1909) на двойной Александровской и Владимирской ленте. В 1913 г. о. Николай был представлен к награждению наперсным крестом от Святейшего Синода. 1909 г. он был избран духовным следователем, в октябре 1913 г. утвержден в должности члена Благочиннического совета. Он состоял депутатом Училищного окружного съезда. В 1915 г. о. Николай был участником 48-го съезда отцов депутатов Петрозаводского училищного округа и ему было доверено быть отцом-председателем. «За труды и руководство в занятиях съезда» ему была вынесена «благодарность с внесением в формулярные списки». Отец Николай также занимался благотворительной деятельностью: был членом Правления Оштинского общества вспоможения бедным и сирым.

В годы русско-японской войны, как и другие священнослужители, о. Николай занимался сбором средств в пользу больных и раненых воинов на Дальнем Востоке. Деньги от Оштинских церквей и пожертвования от прихожан в 1904—1905 гг. поступали регулярно, чему немало содействовал и отец Николай. В 1907 г. он был награжден медалью Красного Креста «В память русско-японской войны».

В октябре 1914 г. при Оштинской церковно-приходской школе была открыта дамская мастерская, в которой пошивом белья для воинов занимались супруга священника А. Г. Богословская и учительницы Е. Лаврова и А. Васильевская, преподававшие рукоделие. В 1915 г. был организован кружок работниц, которые также занимались шитьем на нужды фронта.

Октябрьский переворот 1917 г. и Гражданская война в корне изменили жизнь и быт народа, в том числе и отца Николая. Пока неизвестно, что пришлось пережить о. Николаю в Оште и когда точно он вернулся в Петрозаводск. Сам о. Николай в одном из документов написал, что в 1918—1925 гг. он был служащим, а из другого документа удалось уточнить, что он работал старшим учетчиком (место работы не указано).

В 1925 г. о. Николай вернулся к священническому служению. Последние годы его жизни прошли в тяжелых экономических, а также нравственных условиях, когда с каждым годом нарастала и ужесточалась антирелигиозной кампании. Газеты, радио, массовые мероприятия были направлены против традиционных православных праздников и на унижение и притеснение самих священнослужителей. В мае 1926 г. в Петрозаводске прошла первая конференция Союза безбожников, число которых к 1937 г. выросло до 6,5 тысячи человек.

В таких условиях приходские советы церквей были вынуждены взять на себя много непосильных для них обязательств: содержание и ремонт храмов, приобретение ладана и свечей, содержание причта, изыскание средств на уплату налогов и другое. В 1925 г. при Святодуховском кафедральном соборе был организован «Кружок любителей религиозно-нравственного христианского просвещения», организатором и лектором которого стал о. Николай. Он также проделал большую работу по приведению в порядок библиотеки (более 7 тысяч книг), был сотрудником религиозно-нравственной комиссии при соборе и секретарем приходского совета. С января 1926 г. о. Николай служил в Петрозаводском кафедральном Святодуховском соборе, числясь при этом «приглашенным от приходского совета по вольному найму». В 1926 г. он был возведен в сан протоиерея, в 1928 г. — представлен к награде — палице, а 30 октября 1929 г. утвержден в штате. Однако усиливающаяся с каждым годом антирелигиозная пропаганда и создание мнения о соборе в средствах массовой информации как о «штабе святейшей контрреволюции», инициация проведения собраний трудящихся, выдвигавших предложения о закрытии церквей, — все это привело к тому, что 26 января 1930 г. президиум Петрозаводского горсовета принял постановление о закрытии Святодуховского собора. 28 февраля собор был закрыт, а его причт и община перешли служить в Екатерининскую кладбищенскую церковь.

Самые страшные испытания обрушились на церковь в 1937—1938 гг. Летом 1937 г. репрессии дошли и до причта Екатерининской церкви. Первым в июле 1937 г. был арестован настоятель Николай Степанович Надежин (7.12.1875—1937), 2 сентября — Николай. На арестованных было заведено уголовное дело. Настоятель церкви обвинялся в том, что «организовал контрреволюционную повстанческую группу среди церковников г. Петрозаводска и руководил контрреволюционной повстанческой организацией, неоднократно посещал нелегальные сборища, давал установки о контрреволюционной повстанческой деятельности». Протоиерею Н. Богословскому, приписывалось участие в этой организации, посещение «сборищ, где обсуждались вопросы политики ВКП(б) и советской власти с контрреволюционных позиций». «Свидетелями», дававшими показания на обвиняемых, были проходившие по другим делам четверо священнослужителей из Заонежского и Лодейнопольского районов.

Допросы, сопровождавшиеся пытками, продолжались два месяца. Настоятеля церкви о. Николая Надежина допрашивали 6 раз, о. Николая Богословского 4 раза. Отец Николай не подписал ни один из протоколов следствия.

«Участником контрреволюционной организации я не являюсь, и о существовании такой организации мне ничего не известно», – таким был ответ отца Николая. «Вы говорите неправду, – утверждал следователь, – следствию известно, что вы, являясь участником контрреволюционной организации, были тесно связаны с участниками этой организации, находящимися в районах Карелии. Настаиваем на правдивом ответе». Протоиерей Николай вновь повторял: «Никого из участников контрреволюционной организации я не знаю и ни с кем из них связан не был». Со стороны следователя продолжался жесточайший нажим: «Вы говорите очевидную ложь. Следствию точно известно, что вы являетесь участником повстанческой организации. Еще раз предлагаем говорить правду».

Отец Николай не признал себя виновными и не назвал ни одного имени из священнослужителей или мирян. Обвинение арестованным было предъявлено по ст. 58-2-10-11 (контрреволюционная деятельность). Постановление тройки НКВД Карельской АССР о расстреле было принято 2 ноября 1937 г. Николай Богословский был расстрелян 4 ноября 1937 г. в районе д. Сулажгора и погребен в общей безвестной могиле. 9 января 1957 г. Верховным Судом КАССР, через двадцать лет, он был полностью реабилитирован.

В 2004 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил имя священномученика Николая Богословского в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Петрозаводской и Карельской епархии. Память священномученика Николая совершается в день его кончины 22 октября (4 ноября) и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем. Если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

Тропарь гл. 4

Земли Карельстей новое украшение Добрый пастырю словесных овец, Подвигом страдания за Веру просиявый, Велие дерзновение пред Богом стяжал еси. Отче священномучениче Николае, Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак гл. 3

В годину лютую к пастырству призванный, В церкви святыя Екатерины подвизался еси, Множество душ к покаянию и спасению приведый, Клевету богоборческую отринул еси. За Христа пострадав даже до крове, Священномучениче Николае, Ныне усердно молися о всех нас.

МОЛИТВА

О святый угодниче Божий, священномучениче Николае! Подвигом страдания за Христа в земле Карельстей просиявый, образ смирения и терпения в мученичестве своем нам явивый и клеветников своих посрамивый. Отврати от нас праведный гнев Божий, и да сподобимся молитвами твоими храмы Божий созидати и самем нам храмами Духа Святаго соделоватися. Да укрепит Господь молитвами твоими Веру нашу и избавит страну Карельскую от ересей и расколов. О, святый угодниче Божий, священномучениче Николае, моли о нас Всемилостиваго Бога и Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь спасение душевное получити и блаженство нескончаемое в вечном царствии Христовом наследовати. Емуже подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

См. также:


Комментарий модератора:
https://rusk.ru/st.php?idar=86308 Священномученик Николай Богословский


Прикрепленный файл: Богословский свм.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2423
Сзади собственноручная дарственная подпись. Архимандрит Феодосий (Мельник, 1957).
Родился 8 февраля 1890 г. на юге России в благочестивой семье. Уже в юности поступил в Киево-Печерскую Лавру, где проходил послушание до 1914 г.
В Первую мировую войну был старшим фейерверкером, награжден Георгиевскими крестами второй, третьей и четвертой степеней и Георгиевскими медалями. После войны вернулся обратно в Лавру.
В эмиграции в Югославии.
Келейник митрополита Антония (Храповицкого) (который обычно звал его Федей), затем митрополита Анастасия Грибановского. После рукоположения возглавлял русский православный приход в г. Сремские Карловцы, бывший, в сущности, домовой церковью в митрополичьих покоях.
Духовник в монашеской школе в Высоко-Дечанской Лавре (Косово).
После Второй Мировой войны до своей смерти настоятель Высоко-Дечанской Лавры. Скончался в 1957 г. По его завещанию, похоронен в Белграде в гробнице Иверской часовни рядом со своим наставником — митрополитом Антонием (Храповицким).

Прикрепленный файл: св 1.jpgсв 2.jpg, 620235 байтсв 4.jpg, 458200 байтсв3.jpg, 566595 байт
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
balabolka
Модератор раздела

balabolka

Петрозаводск
Сообщений: 8367
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2423
Катерина Кадерова
10 ноя в 15:01
Уважаемые исследователи!
На одном из интернет-аукционов была приобретена данная фотография. На ней запечатлены студенты Олонецкой духовной семинарии [1900 г.], автор съёмки К. Иогансон. Датировка приблизительная.
Возможно кто-то из вас располагает копиями данной фотографии или узнаёт людей, запечатлённых на фото? Буду рада вашим догадкам!

Комментарии

Вероника Петровна
Возможно, моя фотоподборка по Олон.Дух.семинарии поможет вам в идентификации людей? https://vk.com/wall-187764583_4265

Еще есть Олонецкая семинария с фот https://vk.com/wall-187764583_3498
И выпускники, тоже, кстати, снятые Иогансоном https://vk.com/wall-187764583_3699

Петр Андреевич Маклионов
в 1900-е г. обучался в Олонецкой духовной семинарии
фото 1915 г.

Balabolka 2011
Часто встречается информация об учениках и выпускниках, как восприемниках, в метрических книгах. Иногда - в формулярных списках чиновников.

Валентина Минина
Советую посмотреть в Пудожском музее коллекцию фотографий Глазачевой Лии Платоновны. Вдруг...

Margarita Vanchurova
Алфавитный список воспитанников, окончивших курс в Олонецкой гимназии,
с 1808 по 1870 год / сост. К. Петров // Олонецкие губернские ведомости. -1870. -№ 65

Прикрепленный файл: ОлДухСеминария Петроз выпускники прим 1900 год.jpg
---
========== Ищу Бароны Спенглер и иже с ними,
Олон.губ - Воскресенские, Судаковы, Каменевы, Мошниковы,... Волог.губ - Чупрус - Вологда, Денежкины, Серебряковы - Грязовецкий, Макарьевы - Белозерский
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 27 28 29 30  31 32 33 34 35 36 37 38 39 Вперед →
Модератор: balabolka
Вверх ⇈