ИСХОД ДЕРЕВНИ - РАСКРЕСТЬЯНИВАНИЕ
Исход крестьянского сословия, который начался в начале тридцатых годов XX века, оказался необратимым. Пагубная политика государства в аграрном вопросе, явилась результатом постепенной ликвидации крестьянского сословия, а затем и низвели крестьянство в целом.
Раскрестьянивание и деградация деревни начались именно с пресловутой коллективизации – полное бесправие крестьян-колхозников. В деревне сразу узнали, что такое голодовка, так как ничего не осталось. Хлеб из амбаров забрали. Крупнорогатый скот и лошадей тоже забрали. Добро всё снесли в общую кучу, скот свели на общую ферму. Женщины должны были ходить на работу в колхоз. Настроение у них упало и в избах всё запускалось, а ведь нужно было обиходить детей и с кем-то их оставить.
Переход к крупному общественному сельскохозяйственному производству означал революцию во всем укладе жизни крестьян. Конечно, было что положительное: в короткие сроки в деревне открыли начальную школу, так была в основном ликвидирована неграмотность, проведена работа по подготовке кадров сельскохозяйственных (агронома, зоотехника, ветеринара и других специалистов), начали приобретать кое-какую технику: конную молотилку и тому подобное.
В начале 1935 года отменили карточки на хлеб, а к октябрю были ликвидированы карточки и на прочие продовольственные продукты. Жизнь перед войной вроде направилась, жить стало лучше.
Но началась война и мужчины ушли воевать, в колхозе остались женщины да старики и подростки. Тяжело жилось колхозникам в войну. Самое удивительное заключается в том, что несмотря ни на что сельское хозяйство добилось значительных успехов в снабжении армии и городов, пускай и не досыта.
Мероприятия советской власти в отношении сельского хозяйства, проводившиеся в 1930-1940 годах и война, когда больше половины мужчин погибли на полях сражений, полностью подорвали генофонд, традиции русских крестьян и разрушили некогда крепкие русские деревни, славившиеся качественной сельскохозяйственной продукцией.
Материальное положение колхозников в первые послевоенные годы были крайне тяжелыми. В деревнях жили в основном за счёт своих подсобных хозяйств, охоты и рыбалки, так как оплата труда колхозников была очень низкой. Крайне низкая оплата труда вынуждала крестьянина развивать свое личное хозяйство, которое после войны являлось для него основным источником доходов. Значительная часть продукции подсобного хозяйства сдавалась государству в обязательном порядке по очень низким ценам. В 1946 году отменили военный налог, но оставался сельскохозяйственный налог, который в 1948 и 1951 годах был значительно увеличен.
Восстановление народного хозяйства проходило во многом за счёт непосильного бремени, которое несла деревня. Закончился восстановительный период в начале 1950-х годах.
В Великоустюгском районе 27 декабря 1951 года произошло укрупнение колхозов: вместо 187 стало 49. Вновь началось укрупнение колхозов в ноябре 1958 года. Жизнь требовала изменить и социально-правовой статус колхозника.
Колхозники по-прежнему были жестко прикреплены к колхозам при помощи паспортной системы. В конце 1940-х и в первой половине 1950-х годов молодёжь желавшую переселиться и работать в другом населенном пункте, из колхоза не отпускали. Чтобы уехать из деревни и получить паспорт, колхозник не мог, не имея на то справки-разрешения председателей колхоза и сельского совета.
Советская колхозная система сильно напоминала крепостное
право, отмененное в 1861 году. Следует отметить, что для выезда из деревни, так необходимость получения особого разрешения была еще введена в 1884 году. Была введена паспортная система в советском государстве 27 декабря 1932 года, причем жителям сельской местности паспорта не выдавались. Советские крестьяне не имели паспортов, поэтому не могли свободно выйти из колхоза и выехать из деревни.
При Н.С. Хрущеве верх одержала линия на сокращение подсобных хозяйств колхозников, запрещали косить (косили украдкой по лесам и болотам). Отток из деревни усилился, уходили обманом, без паспортов, не возвращались из армии, меняли фамилии, не только женщины, но и мужчины при бракосочетании и находили всякие прочие ухищрения.
Когда колхозы были преобразованы в совхозы, в место натуральной оплаты за трудодень стали платить деньги. Облигации государственного займа на суммы, превышавшие денежную выплату и большие налоги, как в денежном выражении, так и в натуральном виде, ограничение размеров приусадебных участков, лишение права иметь индивидуальные покосы для домашнего скота колхозников, вело к обнищанию личных хозяйств и к поиску путей бегства из деревни.
После ВОВ, так рядом с верхнеерогодскими деревнями активно стали образовываться лесозаготовительные предприятия (участки, лесопункты, лестранхозы, леспромхозы) в посёлке Пихтово и на станциях железной дороги - Сенгос, Ломоватка, Ерга, Удима и прочих других. Колхозники массово начали переселяться в эти населенные пункты, по возможности перевозили свои избы на новое поселение или там строили новые, устав от непосильной крестьянской жизни, поменяв фактически бесплатную работу в колхозном поле на регулярно оплачиваемую в лесной делянке. А вслед за ними потянулась и подросшая деревенская молодёжь.
История верхнеерогодских деревень – это история государства российского. Раскрестьянивание и явилось исходом деревни.
Умирание верхнеерогодских деревень оказалось такой же судьбой, как и множества российских деревень, которые незаметно исчезли с лица земли, и ушли не в вечность, а в никуда. Произошло умирание деревень не с развала СССР, а намного раньше, начиная с коллективизации, когда крестьянина лишили самостоятельности. Сыграли свою роль войны, в которых выкосило мужское население. Затем пресловутое укрупнение по воле чиновников, связанное с преобразованием колхозов и с селением деревень.
Когда укрупнили деревни, так ввели восьми часовой рабочий день в колхозе (совхозе) и фактически не стало крестьянина - колхозника, который преобразовался в рабочего - колхозника с нормированным рабочим днём. Такой работник, отработав 8 часов мог оставить место работы, не считаясь с тем, что есть сроки посевной, уборки урожая, сенокосная пора и подобные работы, которые зависели от многих факторов, в том числе погодных условий и требовали скорейшего выполнения, не считаясь, как это было раньше со временем. Также имело место безразличие к колхозному имуществу. Беспрепятственное получение паспортов позволяло бросить работу в колхозе в любое время и уехать из деревни.
Можно еще перечислить ряд объктивных причин по которым начали исчезать деревни: очень плохие дороги, по которым могли проехать только трактора повышенной проходимости, удалённость верхнеерогодских колхозов от районного центра, до которого от последней деревни Илатовская по бездорожью 139 километров, не было должного внимания районного руководства, посчитавшие их за неперспективные и многие другие.
Не стало колхозов и с ними исчезли Абрамовский, Большой Ерогодский починки, существует только деревня Илатовская.
Это не Карелия, но .....
https://vk.com/feed?w=wall-73527836_32739
прим д.Конжозеро
https://ru.wikipedia.org/wiki/...1%80%D0%BE