Кержаки
Региональное (сибирское) название староверов, переселившихся с уральской р. Кержи (Керженца) в конце правления Петра I из-за религиозных гонений.
d-mikhailovaНачинающий Сообщений: 50 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 18 | Наверх ##
1 февраля 2016 15:05 Konstantin Ivanov написал: [q] Документальный фильм "Алтайские кержаки" Режиссер и оператор: Александр Клюшкин [/q]
спасибо! С удовольствием посмотрела. Все так, как и мои рассказывали. Для нас это семейные легенды и предания, а для кого-то - до сих пор реальность. Еще интересно, в фильме речь идеи о Зайцевой Заимке. А мои предки-кержаки по одной их ветвей тоже Зайцевы. Константин, не попадались ли Вам упоминания о метрических книгах старообрядцев Бийского уезда (с. Солтон)? --- Михайловы, Рябчицкие, Кориковы, Печеницыны | | |
Vasilii Milashenko Россия, Новосибирск Сообщений: 2196 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2403
| Наверх ##
20 сентября 2017 10:58 Мои предки по фамилии Гребенщиковы жили в Горной Шории. Известно, что родной брат моей прабабушки Кирьяк Филаретович Гребенщиков родился в Кемеровской области Таштагольском районе деревне Кулига в 1938 году. Они были кержаками. Известно также, что Филарет прожил 102 года. --- Знай, ляше, по Сан — наше! | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук Кемеровская область Сообщений: 17290 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8140 | Наверх ##
20 сентября 2017 12:00 | | |
Vasilii Milashenko Россия, Новосибирск Сообщений: 2196 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 2403
| Наверх ##
21 сентября 2017 2:20 Konstantin Ivanov написал: [q] В каком документе фигурирует эта деревня?[/q]
В свидетельстве о смерти Кирьяка (Кирилла) Филаретовича. Его сестра моя прабабушка Евдокия Филаретовна была старше брата на более чем 20 лет. Известно, что в селе Мундыбаш, которое ныне принадлежит к Таштагольскому району, она вступила в брак с моим прадедушкой. Точное место рождения прабабушки мне не известно, но вероятно это та же местность, по рассказам отца они ездили к деду Филарету в Горную Шорию, однако он совсем не помнит, как эта деревня называлась. --- Знай, ляше, по Сан — наше! | | |
iszupomeszika Новичок
Москва Сообщений: 9 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3 | Наверх ##
5 февраля 2018 13:52 Подскажите, а записи о рождениях-смертях кержаков где делались. Знаю, что в 1876 г. вышел указ о регистрации государством. Интересует Кемеровский уезд. В православных церквах по месту жительства записей нет. Очень жаль, что я поздно к вам присоединилась. Все ссылки на сайт и работы Константина Иванова удалены, не работают. --- ищу сведения о Дулеповых, Дмитрий Михайлович, Степан Михайлович, д. Колтырак Кемеровская обл., улус Колтыракский Кемеровский уезд, Карагановы | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук Кемеровская область Сообщений: 17290 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8140 | Наверх ##
15 февраля 2018 16:52 | | |
SIBIROLGAКрасноярский край Сообщений: 317 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 362 | Наверх ##
9 августа 2019 6:30 9 августа 2019 13:37 Здравствуйте! Прошу помочь разобраться. 1. Люди, переселившиеся из Красноуфимского уезда Екатеринославской губернии в 19 веке в Енисейскую губернию Минусинский уезд Шушенскую волость, в деревню Листвянку, называли себя староверами- кержаками. Отрывок из воспоминаний. "Приехали в Сибирь (в деревню Листвянка) Мать Пегасия, Евдокия вместе с семьей, в 19 веке из Красноуфимского уезда Екатеринославской губернии. Староверы. Отец Прабабушки Евдокии (Евдакии) ещё в то время, когда семья жила в России, подался в разбойники, и чуть ли не в первый свой выход на большую дорогу попался. Его отправили на каторгу в Сибирь. Семья тем временем вместе со своими односельчанами – староверами (все село? почти все село.) также перебралась в Сибирь, в деревню Листвянку на краю тайги. Переезд был связан с гонениями на староверов. (При Николае 1–ом?). Бабушка Таня рассказывала, что когда все село снялось с места и поехало огромным обозом в Сибирь, люди, встречающиеся им по дороге, качали головами, глядя на их переселение и говорили: Да куда же вы едете?». Бабушка отмечала, что ободья у тележных колес были железные – что, вероятно, свидетельствовало о благосостоянии и о том, что такие колеса были необходимы для того что бы проделать путь из Вятки в Алтайский Край ( прим. моё: здесь возможно описка, в Красноярский край). Когда срок каторги истек, отец пра–пра–бабушки шел пешком из Сибири в Россию. Прошел он и мимо Листвянки, но не знал, что семья живет там. Он добрался до своего брошенного дома в России, никого из семьи не нашел, но в Сибирь уже не вернулся..В России (в Красноуфимском) (Прабабушка со стороны отца) бросили пасеку 300 ульев, 20 коров дойных. ... Листвянка - староверческая деревня. Кержаки. Старики - староверы, а сыновья уже нет." Проект вновь образующийся деревни Листвянку был утвержден Енисейским губернатором в 1868 году добавлением 4 кварталов к 3-м уже существующим (вероятно, нас.пункт уже существовал до 1868 г., возможно,кержаки прибыли раньше). Девичья фамилия Евдокии (Евдакия или Евтифия ?) неизвестна. Вышла замуж за Николая Зуева, уже в Сибири. Николай Зуев был "мирским", из с.Разъезжего, что в 5 верстах от Листвянки. Их сын Пегасий (Епикас) Николаевич Зуев, родился в 1859 г. р. (по данным о репрессированных). Император Николай 1 умер в 1855 году. Другой отрывок. "Бабушка родилась в семье староверов, родители её убежали от царского правительства и осели в Сибирской глухомани – в Саянской тайге. Их заимка [избушка в тайге] была последним населенным пунктом (Листвянка Ермаковского района, Минусинского уезда). Жили там 2 рода: род Ушаковых и род Кузнецовых."
Вопрос. Были ли в Красноуфимском уезде кержаки, в каком нас.пункте, где сосредоточились? Где найти исторические сведения, откуда могло сняться с места и уехать почти все село? Относились раньше ли староверы, кержаки к крепостным? Переселение староверов происходило по разрешению властей или могло самовольно? В какой период времени могло произойти это переселение? Причина: только гонение за веру? Мог ли старовер выйти на дорогу разбойничать? Где найти дело о суде и каторге? --- Сибирь.О.: мои мысли, мое видение, мои версии, предположения и открытия. | | |
hsl | Наверх ##
9 августа 2019 6:43 9 августа 2019 8:29 SIBIROLGA написал: [q] Когда срок каторги истек, отец пра–пра–бабушки шел пешком из Сибири в Россию. [/q]
после истечения срока каторги преступников навсегда оставляли в Сибири ( см. Устав о ссыльных 1822 г.) . Десять лет они жили в состоянии "поселенец" , а после этого срока зачислялись в сословие " крестьянин " , приписываясь к крестьянскому обществу , если было на то согласие общества . Если общество было против , то приписывались к крестьянской волости или к мещанскому обществу уездного города без их согласия. | | |
Konstantin Ivanovканд. ист. наук Кемеровская область Сообщений: 17290 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 8140 | Наверх ##
6 сентября 2019 19:48 Музей истории старообрядчества Сибири
Мужской костюм староверов-кержаков Алтая
| | Лайк (1) |
pnhСообщений: 237 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 195 | Наверх ##
11 декабря 2019 7:55 Возможно кому-то будет интересен этот фильм: "Старообрядцы на Урале"СсылкаАннотация: Кержаки – этнографическая группа русских старообрядцев, представленная в фильмах горноуральской молодёжной киностудии Евразия ТВ поселков Черноисточинск и Висим (Свердловская область). Видео от Сергея Шадрина. --- Ищу: Марковы, Плотниковы, Чеботаревы (Сакмарский р-он Оренбургской обл.); Гавриковы, Тарасовы, Юртаевы (Абдулинский р-он Оренбургской обл.); Грековы, Мурашовы, Мурашевы, Семеновы, Сергеевы (Федоровский р-он Башкортостана). Дневник. | | Лайк (1) |
|