Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогический форум ВГД

На сайте ВГД собираются люди из многих городов и стран, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!

Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Тропами исследователя по Сибирскому округу »   ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа
RSS


ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа

от городов до старинных деревень

Эта тема на карте:

Глянкин
  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 60 61 62 63 64 65 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10941
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16507 

В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут "на шаг" продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов.





Населенный пункт - административная единица, первичная единица расселения людей в пределах земельного участка....

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Бокоерзово
Начинающий

Бокоерзово

Сообщений: 28
Регистрация: 2013
Рейтинг: 17 

А фамилия Антипин часто встречающаяся нашлась вот здесь http://www.history-ryazan.ru/s...%BD?page=1 но пока я не могу сказать есть ли здесь полезная информация для меня.
Людмила Антипина, автор статьи, что вы мне подсказали, рассказала, что в их семье сохраняется история по которой Илья Антипин приехал в местность будущего села Антипино в 1826 году. был ссыльным дворянином лишенным дворянства и основал село которое назвали по его фамилии. Был он голубоглаз и светловолос и очень светлой кожей, и эти особенности передавались по роду хоть одному из потомков.
А мой дед говорил всегда, что он коренной сибиряк, чалдон, ничего более не объясняя, а еще рассказывал о своей бабке, староверке, которая в дом чужих не пускала, а если и зайдет кто, то и ручку дверную после него вымоет. Трудно сказать рассказы эти относятся к роду Антипиных или к одной из женских линий.
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10941
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16507 

Бокоерзово
Статья Булыгина мне известна
В той части текста, о которой Вы говорите, он ссылается на архивный документ (ссылка №26) - ЦХАФАК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 3228. Л. 259-282. В настоящее время - архив ГААК (не ЦХАФАК).
Карта Томской губернии 1824 года


Что касается ссылки
Это сайт известного краеведа Максима Оленева по Рязанской губернии.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Бокоерзово
Начинающий

Бокоерзово

Сообщений: 28
Регистрация: 2013
Рейтинг: 17 

Вот 1797 г. – Ведомость населения Колыванской губернии по 3 и 4 ревизиям


Прикрепленный файл (1797 г.docx, 74276 байт)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10941
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16507 

Источник - Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Пикет, 1997
Первая русская деревня на территории Алтайского края возникла в 1696 году – это была Кармацкая, примерно в 30 км от нынешнего Барнаул.
***
Первое русское население численностью несколько сот человек на территории нынешнего Алтайского края, входившего в состав Кузнецкого уезда, было учтено в 1719 году



1719 г. – Сведения о жителях первых деревень на территории Алтайского края из материалов переписи населения Кузнецкого уезда

(л. 170 об.) 719-го году книга великого государя переписная города Кузнецка уездов Берского острога, Белоярской крепости и Мунгатдцкого станца дворовому числу и в них людей мужеска полу от старости и до самаго младенца со взятьем сказок и с прикладыванем рук.
И о том явствует в сей книге ниже сего:

<…>
(л. 267)
Деревня Филипа Попова стоит над речкою Поволихой

562 . Во дворе оброчной человек Иван Филипов сын Второв. Сказал от рождения себе дватцать пять лет. У него отец Филип Иванов [сын] осьмидесяти лет. У него ж брат Тимофей семнатцати лет. У него племянник Ларион семи лет.
А что он Иван Второй в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Ивана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

563. Во дворе оброчной человек Михайло Дедюкин. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сын Тимофей двацати пяти лет. У него ж брат Иван пятнатцати лет. У него ж брат Степан тринатцати лет. У него ж брат Еким пяти лет.
А что он Михайло в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Михайла, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

564. Во дворе оброчной человек Григорей Бажев. Сказал от рождения себе сорок лет. У него сын Монойло шти лет. У него ж брат Яков дватцати пяти лет. У него ж подворник Лука Лукинов сын Чердынцов пятидесят лет. У него ж, Луки сын Микец пяти лет.
А что он Григорей в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Григорья, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(//л. 267 об.)

Деревня Усть-Чумышская

565. Во дворе оброчной человек Афанасей Тагильцов. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сын Григорей двацати пяти лет. У него ж сын Сафон пятнатцати лет. У него ж брат Никон сорока лет. У Никона сын Ермолай дватцати лет. У него сын Ларион десяти лет.
А что он Афанасей в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Афанасея, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

566. Во дворе оброчной человек Тит Тогильцов. Сказал от рождения себе сорок трех лет. У него сын Иван шти лет.
А что он Тит в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Тита, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

567. Во дворе оброчной человек Григорей Нечаев. Сказал от рождения себе сорок лет. У него сын Василей тринатцати лет.
А что он Григорей Нечаев в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Григорья, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

568. Во дворе оброчной человек Сава Турнин. Сказал от рождения себе пятьдесят пять лет. У него сын Федор осимнатцать лет.
А что он Сава Турнин в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Савы, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(// л.268)
569. Во дворе оброчной человек Василей Зенков. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него брат Андрей тритцати пяти лет. У енго ж брат Иван осмнатцати лет. У него ж дядя Григорей семидесят лет. У григорья сын Сергей тринатцати лет. У него ж племянник Андрей пяти лет.
А что он Василей Зенков в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Василья, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

570. Во дворе оброчной человек Василей Лапотников. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сын Харитон семнатцати лет. У него ж сын Семен двенатцати лет.
А что он Василей Лапотников в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Василья Тита, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

571. Во дворе оброчной человек Афонасей Щербаков. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сын Роман девяти лет.
А что он Афонасей Щербаков в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Афонасья, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

572. Во дворе оброчной человек Трофим Нечаев. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сын Иван петнатцати лет. У него ж сын Иван же адинатцати лет.
А что он Трофим Нечаев в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Трофима, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(//л. 268 об.)
573. Во дворе оброчной человек Василей Яковлев Поповых. Сказал от рождения себе сорок лет. У него брат Иван штидесят лет. У него ж сын Евтифей четырех лет.
А что он Василей Поповых в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Василья, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

574. Во дворе оброчной человек Авдоким Ползяков. Сказал от рождения себе шездесят лет. У него сын Зеновий шеснатцати лет. У него ж сын Семен четырнатцати лет.
А что он Авдоким Ползяков в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Авдокима, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

575. Во дворе оброчной человек Епифан Клеев . Сказал от рождения себе пятидесят пять лет. У него сын Иван пятнатцати лет. У него ж сын Семен четырнатцати лет.
А что он Епифан Клеев в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Епифана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

576. Во дворе оброчной человек Петр Глухов. Сказал от рождения себе дватцать семь лет. У него брат Яков семнатцати лет. У него ж сын Семен четырнатцати лет.
А что он Петр Глухой в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Петра, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(// л.269)
577. Во дворе оброчной человек Алексей Мельников. Сказал от рождения себе сорок пять лет. У него сын Иван двенатцати лет.
А что он Алексей Мельников в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Алексея, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

578. Во дворе оброчной человек Иван Бурданов (Бурдаков?). Сказал от рождения себе сорок лет. У него сын Сидар году.
А что он Иван Бурдаков в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Епифана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

579. Во дворе оброчной человек Роман Лариных. Сказал от рождения себе дватцать пять лет. У него отец Михайло штидесят лет. У него ж брат Яков дватцати лет. У него ж брат Терентей семнатцати лет.
А что он Роман Лариных в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Романа, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(// л.269 об.)
580. Во дворе оброчной человек Иван Артимонов сын Лунин. Сказал от рождения себе сорок лет. У него отец Артемей осьмидесят лет.
А что он Иван Лунин в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Ивана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

581. Во дворе оброчной человек Иван Матвеев сын Вотяков. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сын Осип двунатцати лет. У него ж пасанак Макар пятнацати лет.
А что он Иван Вотяков в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Ивана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

Деревни Чюмышской

582. Во дворе оброчной человек Антон Стеков. Сказал от рождения себе шесдесят лет. У него сын Петр тритцати лет. У него ж сын Петр же тринатцати лет, Иван десяти лет. У него ж брат Сергей пятидесят лет. У него сын Иван тритцати лет. У него ж сын Гаврило четырех лет. У него ж сын Ефим дву лет.
А что он Антон Стеков в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Антона, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

583. Во дворе оброчной человек Мартын Боженов. Сказал от рождения себе шесдесят лет. У него сын Гаврило семнатцати лет. У него ж сын Иван двенатцати лет. У него ж /сын Федор пяти лет/ .
А что он Боженов в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Мартына, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

Деревни Забродиной на Чюмыше

584. Во дворе оброчной человек Алексей Забродов. Сказал от рождения себе датцати трех лет. У него брат Яков тринатцати лет. У него ж дядя Сидор пятидесят лет.
А что он Алексей Забродов в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Алексея, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

585. Во дворе оброчной человек Микита Гостев. Сказал от рождения себе сокро пять лет. У него сын Осип десяти лет. У него ж сын Никифор четырех лет.
А что он Микита Гостев в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Микиты, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

586. Во дворе оброчной человек Семен Горбунов. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сын Иван осьми лет. У него ж брат Елисей сорока лет. У Елисея сын Данило трех лет.
А что он Семен Горбунов в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Семена, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(// л. 270 об.)
587. Во дворе оброчной человек Петр Хлебников. Сказал от рождения себе тритцать пять лет. А детей у него мужеска полу нет.
А что он Петр Хлебников в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Петра, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

Деревня Дранишникова

588. Во дворе оброчной человек Иван Дранишников. Сказал от рождения себе сорок восемь лет. У него брат Авдоким сорока дву лет. У него ж брат Амельян сорока лет. У них племянник Микифор девяти лет.
А что он Иван Дрянишников в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Ивана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

589. Во дворе оброчной человек Нестер Ударец. Сказал от рождения себе восемьдесят лет. У него сын Прокофей сорока лет. У него ж сын Дмитрей тритцати лет. У него ж сын Василей десяти лет.
А что он Нестер Ударец в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Нестера, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

590. Во дворе оброчной человек Иван Гуселников. Сказал от рождения себе сорок лет. Детей мужеска полу нет.
А что он Иван Гуселников в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Ивана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(//л. 271)

Деревня Янешева на Чюмыше

591. Во дворе оброчной человек Иван Инюшев. Сказал от рождения себе сорок пять лет. У него отец Василей семидесят лет. У него ж брат Тимофей дватцати лет. У него ж на подворье живет оброчной человек Афонасей Третников сорока лет.
А что он Иван Инюшев в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Ивана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

592. Во дворе оброчной человек Микита Шедринец. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сын Семен трех лет. У него ж на подворье живет Карп Еремеев семидесят лет, скорбен. У Карпа сын Яков четырнатцати лет. У него ж сын Евтифей девяти лет. У него ж сын Галахтион шти лет. У него ж сын Сергей трех лет.
А что он Микита Шадринец в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Микиты, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

Деревни Красиловой на Чюмыше

593. Во дворе оброчной человек Федор Коновалов. Сказал от рождения себе сорок три годы. У него ж дети: Терентей пяти лет, Терентей же трех лет, Вивило дву лет.
А что он Федор Коновалов в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти. Вместо ево, Федора, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(// л. 271 об.)
594. Во дворе оброчной человек Семен Красилов. Сказал от рождения себе пятьдесят пять лет. У него сыновья: Петр шти лет, Потап трех лет, Василей году.
А что он Семен Красилов в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Семена, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

595. Во дворе оброчной человек Тимофей Красилов. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него отец Игнатей восьмидесят лет. У него ж брат Лука сорока лет.
А что он Тимофей Красилов в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Ивана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

596. Во дворе оброчной человек Михайло Корниловых. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сыновья: Алексей восьми лет, Михайло шти лет, Андрей трех лет.
А что он Михайло Корниловых в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Михайла, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

597. Во дворе оброчной человек Лука Окулов. Сказал от рождения себе сорок три годы. У него сын Василей пяти лет.
А что он Лука Окулов в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Луки, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(// л.272)
598. Во дворе оброчной человек Афонасей Кудрин. Сказал от рождения себе восемьдесят лет. У него сын Назар восьмнатцати лет. У него ж сын Парамон семнатцати лет. У него ж сын Никифор пятнатцати лет.
А что он Афонасей Кудрин в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Афонасья, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

599. Во дворе оброчной человек Кирило Коренев. Сказал от рождения себе дватцать пять лет. У него братья: Андрей десяти лет, Михайло семи лет.
А что он Кирило Коренев в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Кирила, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

600. Во дворе оброчной человек Федор Розматнин. Сказал от рождения себе сорок лет, скорбной. Детей иужеска полу нет. Живет на подворье.
А что он Федор Розматнин в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Федора, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

Деревни Заплывиной

601. Во дворе оброчной человек Федор Кулаков. Сказал от рождения себе сорока лет. У него сын Савин полгоду. Брат … [не читается] тритцати лет.
А что он Федор Кулаков в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Федора, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

602. Во дворе оброчной человек Василей Иванов. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него дети: Сергей девяти, Федор трех лет, Иван восьми лет, Афонасей году. У него ж братья: Григорей штидесят лет, Федор тритцети пяти лет. У Федора сыновья: Ларион трех лет, Гаврило году.
А что он Василей Иванов в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Василея, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

603. Во дворе оброчной человек Александр Маслыков. Сказал от рождения себе восемьдесят лет. У него детей: Абрам семнатцати лет, Яков восьми лет.
А что он Александр Маслыков в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Александра, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

604. Во дворе оброчной человек Филип Борисовых. Сказал от рождения себе шестидесят лет. У него детей: Прокофей дватцати лет, Григорей четырнатцати лет, Зеновей трех лет. Брат Кондратей тритцати лет.
А что он Филип Борисовых в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Филипа, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

605. Во дворе оброчной человек Петр Запрягинов. Сказал от рождения себе семьдесят лет. У него детей: Микита дватцати лет, Возма восьми лет.
А что он Петр Запрегаев в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Петра, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

(// л. 273)
606. Во дворе оброчной человек Ефрем Ерашев. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него сын Тимофей десяти лет.
А что он Ефрем Ерашев в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Ефрема, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

Деревня Переборная на Чюмыше

607. Во дворе оброчной человек Микифор Яышев. Сказал от рождения себе пятьдесят лет. У него детей: Степан десяти лет, Филип осьми лет, Лука дву лет.
А что он Микифор Яышев в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Микифора, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

608. Во дворе оброчной человек Филип Семиков. Сказал от рождения себе сорок лет. У него сын Иван восьми лет. Брат Тимофей тритцати лет. У Тимофея сын Иван году.
А что он Филип Семиков в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Филипа, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

609. Во дворе оброчной человек Василей Ереминых. Сказал от рождения себе тритцать семь лет. У него сын Антон году. Брат Яков тритцати лет.
А что он Василей Ереминых в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Василья, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

610. Во дворе оброчной человек Иван Черниги. Сказал от рождения себе шестьдесят лет. У него детей: Василей тритцати лет, Игнатей пятнатцати лет, Иван тринатцати лет.
А что он Иван Черного в сей скаске сказал ложно или утаил хотя едине душе, повинен он смерти.
Вместо ево, Ивана, по ево прошению Гаврило Мензелинец руку приложил.

[Листы 260–273 скреплены подписью:] К сим / перяписным / книгам / вместо / перепищика / кузнецкова / дворенина / Степана / Серебряникова / по яго / прошению / кузнецкой / неверстаной / сын боярской Иван Бровской руку приложил.

РГАДА. Ф.214 (Сибирский приказ). Оп. 1. Д. 1611. Л. 267–273. Подлинник.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10941
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16507 

Бокоерзово
[q]
Вот 1797 г. – Ведомость населения Колыванской губернии по 3 и 4 ревизиям
[/q]

Текст закодирован. Мне не удалось его посмотреть.
Вот нашла более ранние записи, где встречается Антипин сын (имеет ли это отношение к представителям фамилии, не знаю).

1747 года ревизии генерал майора лейб гвардии Измайловского полку маэора Чернцова книга Сибирской губернии Колывано Воскресенских, Барнаульских и Шулбинских заводов ревизора Нижегороцкого пехотного полку подполковника Чемесова

(л. 366)
Книга переписная мужеска пола душ Сибирской губернии Тобольской правинции Колывано-Воскресенских, Барнаульских, Шульбинских умершего действительного статского советника Акинфея Демидова заводов.

*****
л. 419 об.
ДЕРЕВНИ КАРМАЦКОЙ
Написанной в прежную перепись
КУЗНЕЦКОГО УЕЗДУ В БЕЛОЯРСКОЙ КРЕПОСТИ
В ДЕРЕВНЕ КАРМАЦКОЙ

830 Назар Тимофеев сын Савин, он же и Олен 63
после переписи рожденные у него дети
831 плотник Родион 20
832 плотник же Семен 18
833 Иван 15
834 Трофим 9
у него ж племянники родные Тимофеевы дети
835 Федор 23
836 Михайло 12
у Федора дети
837 Филип 3
838 Семен 2
Написанной в прежную перепись в Белоярской крепости
котельной мастер
839 Понкрат Тиханов сын Савин, он же и Антипин 38
л. 420
у него дети после переписи рожденные
840 Иван 4
841 Илья год
Итого в деревне Кармацкой мастеровых и работных
людей двенатцать душ.

Фрагмент из источника - ГААК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 28. Л. 366–433. Копия 1747–1748 гг.


[q]
Из моего предыдущего сообщения -
Источник - Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Пикет, 1997
Первая русская деревня на территории Алтайского края возникла в 1696 году – это была Кармацкая, примерно в 30 км от нынешнего Барнаул.
[/q]

Проверять Вам.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10941
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16507 

Статья Г.И. Крысановой
БАСТАН - село родное


Описание местоположения села
Село Бастан расположено в 400 км от краевого центра - г. Барнаула. Совсем недалеко - к западу от него - граница с Казахстаном. Село тянется вдоль Касмалинского бора. Около села находится небольшое озеро, родниковый ключ постоянно пополнял его. Но в последние годы ключ пересох, начало мелеть и озеро. Основная улица тянется вдоль леса на расстояние 4 км. Бастан находится в низине. Большое значение для села имеет лес. Он спасает от дующих со стороны Казахстана ветров, а также от песков. В лесу растут сосна, осина, береза. Из кустарников - калина, боярышник, смородина, шиповник, дикая вишня. Очень много земляники, грибов. Если с западной стороны села расположен лес, то с трех сторон вокруг него тянется ровная степь.

История возникновения села
К концу XIX века Сибирь перестала быть загадкой для жителей европейской части России. Крестьяне устремились на восток.
В 1889 году 15 крестьянских семей из Курской губернии Сургленского уезда, Уланковской волости, села Восьмая Веденская — Белисово решили переселиться в Сибирь. По договору с железнодо¬рожной компанией они доехали до ст. Курган. Там купили лошадей и поехали дальше на лошадях. В том году они приехали в Чудские пруды (сейчас с. Романово), там прожили зиму.
Весной 1890 года переехали в село Аймагул (ныне село Васильчуки Ключевского района) и прожили зиму там, а весной 1891 г. послали своих ходоков на соляные озера, т.е. Содозавод. Там в это время был поселок из 10-15 дворов и проживал там Михельсон, начальник переселенцев, который заведовал всей каби¬нетской землей и лесом. Был полным распорядителем всех бо¬гатств этого края. Михельсон посоветовал ходокам поселиться у бора, около небольшого озера, которое, изгибаясь коромыслом, соединялось со степным озером. В озерах водилась рыба-окунь, карась. За озером гнездилась всякая дичь. Весной 1891 года на это место приехали 40 семей. Недалеко у другого озера жили казахи во главе с баем Баста. В углу бора стояло 40 юрт казахов. Все под¬чинялись баю и работали на него. У Баста были сотни голов ло¬шадей и тысячи голов овец.
Переселенцы отправили своего представителя — Сухих Ефима в г. Барнаул, чтобы прислали землемера для нареза земли. Когда при¬ехал землемер, то он приказал казахам очистить территорию за 3 часа. Казахи ушли в глубь леса и вплоть до установления советской власти враждовали с поселенцами.
Земля была отведена на 250 душ, также нарезались дворы. На каждую душу было нарезано по 15 десятин, по 14 саженей на каж¬дый двор и 6 саженей переулок через 4 двора. Первое время пересе¬ленцы жили в балаганах, а к зиме поставили избы.
Государству платили подати по 40-50 коп. на мужскую душу. Общество села арендовало сенокос на кабинетских землях за бором и на ребровнике и земли эти каждый год делили по жребию. Три-четыре года в Бастане не было своего старосты, а ездил никола¬евский. Первым старостой села Бастан был Булгаков Дмитрий Заха¬рович. А писари были наемные.
Население села все время увеличивалось. В 1895 году приеха¬ли украинцы из-под Полтавы. В 1898 г. - крестьяне из Тульской и Саратовской губерний. Украинцы образовали две своих улицы. Вопрос о принятии в свою общину переселенцев решался на схо¬де. Если разрешали селиться в селе, то отводили место, а в Том¬скую губернию писали прошение на приписку вновь прибывших в Бастане.
Первая школа в Бастане открылась с приходом переселенцев из Полтавской губернии, первым учителем был Василий Феденко. За¬нятия проходили на дому.

Занятия и быт переселенцев
Все население Бастана составляли крестьяне. Они имели земе¬льные наделы и обрабатывали их простыми орудиями труда: сохой, плугом, деревянной бороной, веяли на ветру хлеб лопатой, молоти¬ли хлеб цепом, жали пшеницу серпом.
Не всегда сибиряков баловала природа. Были и неурожайные годы. Очень плохие урожаи были в 1900 и 1910 гг. Но налоги все равно нужно было платить, скидок и в эти годы не было. Налог бра¬ли деньгами, а рынков вблизи не было. Бастанцы зерно везли про¬давать на лошадях в Павлодар, Семипалатинск, Славгород, Руб¬цовск и в другие места.
Крестьяне могли продать хлеб и оптом местным купцам, но го¬раздо дешевле. Были в Бастане купцы Спиридонов и Пташкин. То¬вары они получали из Семипалатинска, Барнаула, Павлодара. Куп¬цы имели право наценять товары на 20% к государственным ценам. Торговлю купцов проверял становой, они с урядником жили в селе Волчиха и считались жителями Томской губернии Барнаульского уезда, Космолинской волости, а затем Покровской волости. В 1901 году образовалась Михайловская волость.
Население Бастана жило бедно. Обстановки в избах не было, лишь русская печь, грубо сколоченный стол и скамейка. Спали на больших кроватях, а дети - на печи и полатях. В избах полы не красили, после мытья пол устилали соломой. В отдельных избах пол был земляной, стены белили белой глиной. Посуда была дере¬вянная и глиняная, ели из одной большой чашки всей семьей, а жили большими семьями. Отец долгое время не отделял женатых сыновей.
Повседневная одежда была изготовлена из холста и шерстяных тканей, которые изготовляли сами на ткацких станках. Празднич¬ная одежда - сатиновая рубаха или кофта с юбкой, платок полушер¬стяной и редко шелковый. Обувь крестьяне изготовляли сами.
В праздничные летние дни собирались на кромке бора, где иг¬рали в мяч, пели и водили хороводы. По вечерам почти все жители до 30-35-летнего возраста купались в озере, катались на плотах или устраивали вечеринки на улице.
В 1909 г. комиссия от земства решила вопрос о выдаче ссуды на постройку государственной церковно-приходской школы. В этом же году она была построена. В ней обучались до четырех классов. Перед Советской властью у зажиточных крестьян появились тра¬вянки, косилки, лобогрейки, веялки, молотилки. В селе было 6 куз¬ниц, 14 ветряных мельниц. Крестьяне занимались не только полеводством, но и животноводством. Молоко сдавали на приемные пункты, где оно перерабатывалось, обрат возвращали хозяину, а сливки отправляли на маслозавод. Такой завод был и в Бастане. Го¬товое масло отправляли в Славгород. В западной части, в углу бора, жил купец Иванов. Он имел много скота, были у него и работники, которые ухаживали за животными. Иванов имел магазин.

Название села Бастан
Существуют две версии названия села - официальная и не офи¬циальная. По первой версии название села произошло от украин¬ского слова баштины (бахчи). Украинцы привезли с собой семена арбузов, дыни, причудливой формы тыквушек. Появились бахчи или по-украински баштины. Вот эти-то баштины и дали название селу. Дело в том, что на родине поселенцев, образовавших соседние села, бахчей не было. Баштины с их арбузами, дынями и т.п. были невидалью. Так и закрепилось за этой деревней название Баштины. А при официальной регистрации населенных пунктов это украин¬ское слово русифицировали и превратили в Бастаны. А постепенно исчезла и буква «Ы». До сих пор можно услышать произношение нашего села Бастаны (П.И. Ищенко «Бастан, село родное», «Сельская правда» за 1990 г., август).
Некоторые из старожилов утверждают, что название села прои¬зошло от имени казахского бая — Баста, который жил на этом месте еще до поселения переселенцев.

Бастанский язык
Первые переселенцы (все из Курской губернии) осели там, где озеро, изгибаясь коромыслом, уходило на соединение с другим степным озером. Давно нет того «коромысла», озеро обмелело, но народное название улицы Коромысловка хранит в себе эту исто¬рию. Эти первые поселенцы и привезли с собой основу того диалек¬та, на котором разговарив&чи русскоязычные семьи (кацапы, как называли их украинские поселенцы). Те, кто осел в Бастане, позд¬нее оставили свои дома, продолжая основную улицу к востоку, на более возвышенном месте. Эту восточную часть основной улицы называли Алтаем. Четкой разграничительной линии между Алтаем и Коромысловкой нет. Ее примерно можно провести по канаве, по которой идут в озеро паводковые воды с полей.
Переселенцы с Украины образовали две улицы Безотеснова и Пивнева (они же Рвачиковых). Многие десятилетия украинцы хра¬нили свой певучий самобытный язык. Но за 100 лет и он в значите¬льной степени ассимилировался с русским. Диалект первых бастан-цев - единственный в своем роде. В нем отсутствовала буква «Ц» (сарь, сариса, куриса, рукависа). Не было буквы «Ч», вместо нее служила мягкая «ШЬ» (чяшка — шяшка). Фразу «полезай на печь» бастанец произносит по-своему: «улизай на пешьку». Не признава¬лась буква «Щ» и слово «ЩУКА» произносилось «ШШУКА». Не было буквы «Э», ее заменяла или «Е» или «И»: этот — етот, эстонец — истонис. Глаголы в третьем лице оканчивались мягким знаком: дош идёть (дождь идёт), шясы ходють, уремя бягить. Особой досто¬примечательностью являлось слово «КОГО», но подчас и слово «ЧТО»? Вполне возможный вариант: вместо «ЧТО ОН ГОВОРИТ»? можно было услышать: «КУГО ЕН КАЖА»? Короткое слово «НЕТ» заменялось более длинным «НЕТУТИ». Да и трудно перечислить все особенности этого говора. А вот это «КУГО» послужило причи¬ной того, что бастанцев прозвали кагаями.

Установление Советской власти в селе — колхозное строительство

Весть о вооруженном восстании в Петрограде поступила в Ал¬тайский край в конце октября 1917 года. В начале 1918 г. устанав¬ливается советская власть и на Алтае. Первым председателем сель¬ского Совета в нашем селе был избран Слащёв Зиновий. В феврале в село приехал рабочий из Петрограда. Он пытался разъяснить лю¬дям, что такое Советская власть, агитировал вступить в коммуну. Но его идея большого распространения не получила. По декрету о земле начался ее передел. Делили по едокам. Но, так как земли и так было у них предостаточно, крестьяне этому не придавали зна¬чения.
В конце февраля 1918 г. в Михайловке была получена теле¬грамма: «Центральный комитет по снабжению и продовольствию армии требует принять все меры к отправке мяса, хлеба и фуража». И меры были приняты. В деревню двинулись первые учетно-рек-визитные отряды. При поддержке коммунистов и батраков присту¬пили к изъятию хлеба у населения. Классовая борьба в деревне на¬чала обостряться. Совет, избранный в Бастане еще в конце 1917 г., просуществовал недолго. В июне 1918 г. установилась власть ди¬ректории, а в сентябре 1918 г. она перешла в руки Колчака. В кол-чаковскую армию добровольно записались 6 бастанцев. Несколько человек было насильно отправлено на строительство железной до¬роги под Павлодар. Жестокость, с которой колчаковцы расправля¬лись с теми, кто не поддерживал их, вызывала возмущение у насе¬ления. Против колчаковцев развернулось на Алтае партизанское движение. В 1919 г., после посевной, в село приехали партизаны. На сходе села был избран ревкомитет. Председателем ревкома изб¬рали Руденко Павла Ильича, заместителями Воробьева Никиту и Пелинчевского Андрея. Многие бастанцы записались в партизан¬ский отряд: Бушмин Илья Иванович, Звягинцев Михаил Фатее-вич, Слащёв Иван Андреевич, Кутаров Арсений Григорьевич, Зуб Григорий Трофимович. Они участвовали в разгроме колчаковцев
под Мельниковым, Малышевым Логом и Волчихой. Под Солоновкой была одержана окончательная победа. Но в июне 1920 г. вспыхнуло восстание в Михайловской волости, так называемый «кулацкий мятеж». К концу июля 1920 г. мятеж был подавлен. Два человека из Бастана (один из них Сухих Степан) были арестованы и отправлены в Славгород.
8 августа 1920 г. в селе создана коммунистическая ячейка (Руденко П.И.. Криворучко Степан, Горкун Фёдор, Чернышёв Нико¬лай, Чернышёва Меланья Григорьевна, Кривобок Дмитрий, Гусак Григорий Григорьевич, Бобров Тихон, Головин Никита, Корягин Илья, Коргун Василий, Моргунов Савелий). Они организовали в конце декабря 1920 г. коммуну. В январе 1921 г. к ним присоедини¬лись Михайловские коммунисты: Митряшин Иван Ильич, Митряшин Карл Ильич, Цихановский Пётр Яковлевич, Коваленко Дмит¬рий Емельянович, Котелин Филипп. Из Николаевки - Плис Иван Антонович, из Джантая - Горский Кузьма Степанович. В январе 1921 г. они зарегистрировали устав сельхозкоммуны «Красный труд».
В мае 1921 г. коммунары получили известие из Николаевки о том, что ночью банда в составе 100 человек сделает налет на ком¬муну. Банда совершила налет на село. В результате налета они за¬рубили 5 человек: Головина Никиту, Моргунова Савелия, секре¬таря сельского Совета Ищенко Ивана Михайловича, Петренко отца и сына — Григория Ивановича и Ивана Григорьевича (более подробно в статье П.И. Ищенко — воспоминания. Собран мате¬риал - воспоминания старожилов села). Погибших товарищей похоронили в братской могиле. Братская могила находится возле школы. На могиле поставлен обелиск в память о погибших ком¬мунарах.
В коммуне в это время было 20 дворов. Они имели 40 лошадей, 40 коров, 208 овец, 17 свиней, 17 плугов, 9 бричек. Председателем коммуны был Горкун Федор, секретарь партячейки Гусак Григорий Григорьевич. Коммуна просуществовала до 1931 г. В 1931 г. комму¬на была переведена на Устав с/х артели «Красный труд». Первым председателем с/х артели был избран Соломин Василий.
Из коммуны «Красный труд» в апреле 1931 г. выделились само¬стоятельная с/х артель «Красный путь» (Бушмин Мак. Ив.). В нояб¬ре 1930 г. была образована с/х артель «Новая жизнь» (Зверев Ал. Мих.). В этом же году была организована артель по совместной об¬работке земли (ТОЗ), которая объединила 20 дворов (Абрамов Ф.И.). В марте 1933 г. ТОЗ влилось в с/х артель «Новая жизнь» (Ро¬манов Архип). В 1934 г. (сентябрь) в селе организовалась промысло¬вая артель «Лесной кустарь» (Кузнецов Мартын Павлович). Она за¬нималась изготовлением столярных изделий, ремонтом и пошивом обуви, заготовкой и разработкой дров, каткой валенок, выделкой овчин ц т.п.).
Во время коллективизация на территории Совета были созданы 3 колхоза: «Красный май», «Красный путь», «Красный труд». 15 ок¬тября 1950 г. в соответствии с решением правительства состоялось общее (объединенное) собрание колхозников, на котором был ре¬шен вопрос о добровольном объединении всех колхозов в один. Объединение колхозов произошло на базе колхоза «Красный май», который был экономически сильным и уже к тому времени был электрифицирован и радиофицирован. Председателем объединен¬ного колхоза был избран Малахов Максим Куприянович, секрета¬рем парторганизации - Баранов Роман Иванович. На средства кол¬хоза в 60-е годы построены школа на 520 уч-ся, дом культуры на 400 мест, детский сад-ясли на 140 детей, проложен водопровод, село те¬лефонизировано.
В мае 1971 г. колхоз «Красный май» был преобразован по реше¬нию правительства и с согласия членов колхоза в совхоз «Бастанский», директором был назначен Карягин Василий Данилович, сек¬ретарем парткома Ельников Владимир Петрович.


Село в годы Великой Отечественной войны

К 1941 году экономика колхоза укрепилась. Но с началом Вели¬кой Отечественной войны большая часть трудоспособного населе¬ния ушла на фронт. Всего из трех колхозов призваны 279 человек, в том числе две женщины — Федосья Федотьевна Абрамова и Анисья Григорьевна Жванко.
Погибли в боях за нашу Родину 171 человек. Вся работа в колхо¬зах легла на плечи женщин, подростков и стариков. В период войны механизаторами работали женщины Н.Е. Козленко, П.Г. Козленко, М.И. Козинец, Т.П. Головина, Т.П. Бушмина, А.Ф. Долгих, Т.М. Сухих, М.Е. Силютина.
Помогая фронту, жители села собрали для нужд фронта 250 пар теплых носков, 350 рукавиц, 120 кисетов, 380 носовых платков. В фонд страны сдано займов на сумму 36800 рублей.
Многие наши земляки в годы Великой Отечественной войны были награждены боевыми орденами и медалями. 13 человек на¬граждены орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны III степени - П.И. Михайлов, П.Е. Коробко, С.А. Рядинских, И.П. Евграшин, И.И. Булгаков, Р.И. Баранов, Н.М. Ельников. Медалью «За отвагу» в бою награждены 39 человек. Из них дважды — И.К. Митуш, Г В. Горохов, П.И. Михайлов, а Т.С. Бушмин награжден медалью трижды. Наградами за взятие Берлина удостоены 7 чело¬век, за оборону Сталинграда и Ленинграда - 5.
Павшим на фронтах Великой Отечественной войны в центре села воздвигнут памятник, который был открыт 9 мая 1966 г. В память о каждом погибшем посажены березки. Напротив памятника в 1995 г. открыт монумент памяти умершим участникам войны.

Село в послевоенные годы

Первые послевоенные годы экономика колхозов была слабой. Механизации было мало Работы в растениеводстве, как и в живот¬новодстве, выполнялись только конной тягой и волами. Первый автомобиль куплен колхозом «Красный путь» в 1948 году.
В колхозах насчитывалось 60 конных плугов, борон железных — 135, конных носилок — 40, конных граблей — 30, лобогреек — 10, веялок - 25, 200 параконных бричек и саней.
Небогато жили бастанцы, но работали с высокой отдачей. Вы¬полняли план на 180-200%. Полина Козленко на тракторе ЧТЗ вы¬полнила план на 200%. Тракторная бригада Н.Ф. Жванко в 1946 г. выполнила годовой план работ на 180%.
Но жители села не только работали в колхозах. Публикации га¬зет свидетельствуют, что Бастанский сельсовет проводит большую работу по благоустройству. Ремонтируется шоссейная дорога по центральной улице. Посажено 1540 саженцев тополя и клена. Бо¬льше тысячи саженцев посажено учащимися и учителями Бастан-ской школы. В каждом колхозе разбиты плодово-ягодные сады на площади от 10 до 12 га.
В 50-е годы самым важным для села событием было строитель¬ство электростанции. В 1950 г. в домах колхозников, в конторе, клубе и на ферме вспыхнули лампочки Ильича. Большой вклад в строительство электростанции внесли ее заведующий Н.Ф. Жван¬ко и экспедитор колхоза «Красный май» И.С. Катляр. К концу это¬го же года начал действовать колхозный радиоузел; радистом был С.А. Радинских.
Наши земляки были награждены за высокие производствен¬ные показатели в получении зерна орденами и медалями. Орде¬ном Ленина награждены В.Д. Ельников, А.Ф. Чуркина, Л.П. Шляпникова, М.Ф. Звягинцев, Н.Ф. Жванко, С.Ф. Булгаков, В.И. Бушмин.
Орденом Трудового Красного Знамени удостоены С.Ф. Коргун, И.Г. Козленко, В.П. Васенко, П.Г. Петренко, М.П. Кузнецов, медалями П.Т. Козленко, Н.Е. Козленко, С.Д. Ельников, Т.П. Го¬ловина.
Большую роль в подъеме колхозной экономики сыграл 1954 г. Был получен хороший урожай по всем культурам растениеводства. 1954 год вошел в историю как год подъема целинных и залежных земель, что позволило значительно расширить посевные плошади.
За освоение целинных и залежных земель награждены медаля¬ми 83 человека.
В 1955 г. внедрена механизация в животноводстве: в коровнике на 120 голов установлены автопоилки и механизированное доение коров. Приобретались зерновые комбайны, гусеничные и колес¬ные трактора.
60-70-е гг. знаменуются дальнейшим ростом экономики кол¬хоза. Самым главным стимулирующим толчком в развитии эко¬номики колхоза послужили решения мартовского (1965 г.) и май¬ского (1966 г.) Пленумов ЦК КПСС. Колхоз получил возмож¬ность увеличить денежные доходы за счет увеличения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. С 1 августа 1966 г. в колхозе была введена гарантированная денежная оплата труда. В 1965 г. открылась средняя школа на 520 мест, детский сад на 140 мест. Построены два магазина на пять рабочих мест. Построен дом культуры на 400 мест. Поднялось материальное благосостоя¬ние колхозников. В их личном пользовании появились легковые автомобили, мотоциклы, телевизоры, радиоприемники. Открыт медицинский пункт.
С мая 1971 колхоз «Красный май» становится совхозом «Бас¬танский». Материальное благосостояние бастанцев растет. Совхоз стал одним из лучших в районе. За опытом едут специалисты из других районов края и Казахстана. Строится музыкальная школа, профилакторий. Проложен по всем улицам асфальт, открывается кафе «Отдых». В это время во главе совхоза стояли умелые органи¬заторы - В.Д. Корягин, Ф.А. Кунц, И.А. Ковалева. Большое вни¬мание развитию села, сельского хозяйства, уделяло государство. Решалась жилищная проблема. Были застроены двухквартирными домами улицы Кирова и Мира, строились животноводческие ком¬плексы, кормоцеха, поливные участки.
Проводятся в 70-80-е гг. праздники улиц, 100-летие села, олимпиады, смотры художественной самодеятельности, торжест¬венные проводы на пенсию. Молодежь оставалась в родном селе. Имели работу, создавали семьи, получали квартиры. Покупали ме¬бель, ковровые изделия. Словом, жизнь на селе с каждым годом улучшалась.
К сожалению, события последующих лет во многом не только затормозили дальнейшее развитие Бастана, но и отбросили эконо¬мику совхоза далеко назад. Но это уже совсем другая история.

Список использованных источников
1. Архивные документы.
2. Статьи в газете «Сельская правда», посвященные 100-летию Бастана. Ищенко П.И., Коргун В.Ф.
3. Материалы, собранные учителем истории Каяшкиной Л.П..


---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10941
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16507 

А.Д. Сергеев
(Барнаульский отдел ГО СССР)

Из истории освоения бассейна р. Алей
Проблемам бассейна Алея – комплексное решение: Тезисы докладов к науч. конф. «О мерах по охране и рациональному использованию бассейна р.Алей», г.Рубцовск, декабрь 1976 г.». Ч.1.-Барнаул, 1976.-с.18-21

Проникновение русских первооткрывателей-землепроходцев на юг Западной Сибири, на Алтай, относится к первой трети ХVII в. От них в воеводские канцелярии поступали сведения о разнообразных при¬родных богатствах этого края, о хороших условиях для землепашест¬ва и поселения. Основание в 1618 г. Кузнецкой крепости способст¬вовало постепенному освоению края.
Но исторически получилось так, что основной поток колонизации устремился на восток, и только спустя столетие началось освоение русскими обширных просторов Алтая. В более раннее время, в ХVII в., в Алейскую степь захаживали так называемые "бугровщики". Создава¬лись своеобразные артели кладоискателей. "Бугровщики" раскапывали древние захоронения (курганы), а золотые вещи из них сбывали. Иногда сибирские воеводы посылали специальные ватаги бугровщиков. Особенно опустошительному ограблению был подвергнут курган "Золо¬тарь" в Локтевской степи.
Отдельные группы бугровщиков, землепроходцев, беглых промыш¬ленных людей вынуждены были строить временные или более или менее достоянные избушки, заимки, поселения.

Как установлено, постоянные деревни возникли в первой четвер¬ти ХVШ в. в северо-восточной части края, по рекам Чумыщу, Кашкарагаихе, Повалихе, Бобровке. Не исключено, что к этому времени возникают единичные поселения в предгорной части левобережья Оби. В частности, по документам известно, что на р. Поперечной, притоке Алея, до 20-х годов несколько лет жил Лаврентии Лотов (Ю.С.Булыгин, 1974). Чем он занимался - неизвестно, но в 1717 г. в верховьях Алея пришла компания землепроходцев Михаила Волкова "с товарищами". Можно предполагать, что они жили здесь несколько лет, занимаясь в основном поиском руд. По сведениям начальника погра¬ничной линии генерала Веймарна известно, что в 1720 г. другой ру¬доискатель Степан Костылев "взяв с собой Михаила Волкова, и был с ним в местах, лежащих над рекой Алеею и между оной и рекою же Чарыша, нашли в разных урочищах медные ж руды".
В 1725 г. уральский заводчик А.Демидов, воспользовавшись от¬крытиями русских землепроходцев, заложил в верховьях речки Локтевки рудник и металлургический завод.

С первой четверти ХVШ в. сельскохозяйственное освоение бассей¬на реки Алей шло более интенсивно. Возникают села и деревни на ле¬вобережье, в частности по р. Алей: 1731 г. - Урюпина, 1742 г. - Озерная, 1745 г. - Безголосова, Усть-Алейская, 1747 г. - Савинка, Кашина, Саввушка, 1748 г. - Красноярка, Панюшова, Шипунова, Нечунаево, Поспелиха, Быкова, Гилева, Карболиха, 1749 г. - Зимино, Чистюнька, Хлопунова, Бобкова (Склюиха), 1763 г. - Кабакова, 1764 г. - Половинкина, 1766 г. - Екатерининское, Старо-Алейская, 1767 г. - Плоское, 1770 г. - Каменская, 1774 г. - Хабазина, 1776 г. - Красноярское, 1777 г. - Устъ-Склюиха, 1785 г. - Новая Шипунова (Ю.С.Булыгин, 1974). Крестьяне осваивали новые земли, за¬водили пашни, занимались разведением скота, охотой. Заселение зе¬мель шло успешно. В 1787 г. крестьянин из-под Перми Самойло Златкин просил приписать его к деревне Чистюнъке: "...усмотрел я в означенной деревне к хлебопашеству и скотоводству пашенных зе¬мель и сенных покосов весьма против прежнего моего жительства достаточное, почему и возымел желание поселиться".

В 1771 г. академик П.-С.Паллас был на Алтае и прошел весь Алей. Он оставил интересные записи, о первопоселенцах. В частнос¬ти, незадолго перед тем, в села Екатерининское и Старо-Алейское были водворены так называемые "польские" поселенцы - русские беглые крестьяне, выселенные в Сибирь из приграничных польских земель. Екатерининское село состояло из 13 дворов, "поляки" уже освоили озимое, построили свои дворы, завели хозяйство. Но в год приезда Палласа сюда пригнали и "российских ссыльных", Их расселили в казармах оставленного форпоста. Хозяйством они, замечает ученый, еще не обзавелись, к земледелию не приступили. В деревне Староалейской было тогда 150 дворов; здесь также большинство крестьян были «поляки». Но деревня стоит на высоком месте, здесь хлеб плохо родился. Тогда как в соседних деревнях – «обильно» (П. Паллас, 1786).
В 40-60 гг. XVIII в. в бассейне р. Алей идет строительство военных поселений, форпостов и крепостей. Так были созданы Спасский станец, форпост Плоский и св. Екатерины (с. Екатерининское), крепости Староалейская и Змеиногорская. Позже, 1764 г. форпост Плоский перенесли в самое верховье этого ручья, а также построили форпосты Ново-Алейский (ныне Верх-Алейский) и Ключеской. Около Ново-Алейского форпоста существовала деревня, в которой в 1771 г. насчитывалось 30 дворов. Строительство форпостов способствовало крестьянской колонизации этого уголка Алтая.

Как исторически сложилось, в Сибири не было крепостного права. Беглые крепостные крестьяне из России в сибирский условиях становились «государственными» и обязаны были отрабатывать государственные подати. Но это правила не распространялось на крестьян Алтайского горного округа. По указы 1747 г. и по следующим, подтвержденному Положение от 16 апреля 1828 г., - вплоть до реформы 1861 г., - поселившиеся на землях горного округа любые крестьяне объявлялись приписанными к заводу. Иначе говоря, они должны были заниматься хлебопашеством, нести государственные и мирские повинности. Но стоимость государственных податей они должны были отработать на тех заводах, к которым были приписаны. Крестьяне валили лес, рубили дрова, готовили бруски для ручной крепи, выжигали уголь, возили все это на заводы и рудники, возили известь, соль, чинили дороги, строили мосты. Крестьяне, убежав от одной кабалы – помещиков в России, попадали в новую, царскую. «Крестьянского рая» они не находили и здесь. Периодические «бунты» крестьян, массовые и коллективные невыезды целыми деревнями на отработки, новые побеги были ответом на жестокую эксплуатацию приписных крестьян.

Но и после 1861 г. земельная реформа в Алтайском округе не была до конца осуществлена вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Еще быстрее и полнее шло промышленное освоение края. Уже в демидовские времена в верховьях Алея функционировали рудники Змеиногорской, Петровский, Лазурские, Гольцовский, Черепановские. Но заводов по бассейну Алея не было.
После того, как в 1747 г. демидовские предприятия – медеплавильные заводы Колывановский, Барнаульский, Шульбинский – перешли в собственность русских царей «в ведение Кабинета е.и.в.», началось строительство новых заводов. Вся территория Алтайского края входила в ведомство Колывано-Воскресенских заводов – так назывался горный округ, -и главной целью развития производительных сил здесь стало развитие производства серебра из алтайских руд. В 1774-1775 гг. был построен Алейский серебро-свинцовоплавильный завод в верховьях р. Алей, а в 1783-1784 гг. – Локтевский, в 1804-1805 гг. – Змеиногорский сереброплавильный завод. При Алейском и Локтевском заводах, как и при других, не было построено плотин, не было и больших прудов. Здесь проложили небольшие отводные каналы от р.Алей, плотиной подняли уровень воды и пустили на вододействующие колеса. Алейский и Локтевский заводы производили полуфабрикат – роштейн, который отвозили для окончательной плавки и получения серебра на Барнаульский завод.

О размахе производства можно судить по следующим данным.
Из Змеиногорского рудника с 1747 по 18-6 гг. было добыто 145163643 пуда руды. За это же время на алтайских заводах было получено 40760 пудов 20 фунтов золотистого серебра, а также 1189 пудов 38 фунтов золота (по сведениям А.А.Шангина – ГААК, ф.1, оп. 2, д.796). На Алейском заводе в конце 18 века работало 80 рабочих, на Локтевском около 200, на Змеиногорском руднике было занято 1500 рудокопов, а всего 3300 рабочих разных специальностей.

Сырьем энергетической базы заводов служили леса. Вследствие хищнической вырубки лесов в 1759 г. Колыванский завод был закрыт, а когда лес подрос, то в 1790 г. был вновь открыт – всего на 10 лет. Из-за истощения лесных запасов в верховьях р.Алей Алейский завод работал всего четверть века. В 1893 г. были закрыты Локтевкий и Змеиногорский заводы.
Некоторые рудники и после закрытия заводов продолжали работать, но все-таки горное производство заглохло.
Новый толчок хозяйственно-экономическому развитию бассейна р. Алей дала железнодорожная магистраль от Барнаула до Семипалатинска, введенная в эксплуатацию осенью 1915 года. Однако, настоящее развитие этот край получил только в годы Советской власти. Были открыты новые рудные залежи, возрождено горное производство, проложена новая железная дорога, выросли новые города, проведены оросительные каналы, освоены тысячи гектар плодородных земель. Широки перспективы развития и в будущем.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10941
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16507 

ЗЕМЛИ ПРОКОПЬЕВСКОГО РАЙОНА
Владимир ШАБАЛИН

ПРОКОПЬЕВСКОЕ
Село Прокопьевское основано русскими служилыми людьми и казаками и потому является одним из старейших русских поселений Кузбасса. Название, видимо, связано с христианским религиозным праздником - днём святого Прокопия, который отмечается 21 июля. Скорее всего именно в этот день был заложен первый дом в будущем городе Прокопьевске.
273 года населённый пункт имел статус сельского поселения, то есть числился заимкой, деревней, наконец, с появлением церкви, селом. Некоторое время вольные хлебопашцы и охотники Прокопьевского были приписаны к Рождественскому монастырю города Кузнецка. В тот период село называлось Монастырским. Однако вольнолюбивые прокопчане не приняли этого имени и старое коренное название было им возвращено.
К середине 19 века Прокопьевское было самым крупным поселением в бассейне реки Абы, а потому стало центром одноимённой волости Кузнецкого уезда.
В начале 20 века в Прокопьевском имелась начальная школа и церковь. Насчитывалось 204 хозяйства, в которых проживало 1320 человек. Основная масса крестьян занималась земледелием и скотоводством. Несколько десятков из них промышляли ещё и охотой, а также рыболовством. Крестьянское хозяйство носило натуральный характер. Всё необходимое для жизни производилось дома руками крестьянина и его домочадцев. Семья в среднем насчитывала 6-7 человек. Абсолютное большинство жителей Прокопьевского принадлежали к старожильческому русскому населению, то есть являлись потомками тех русских, что прибыли в Кузнецкий уезд ещё в 17-18 веках.
На 1 января 1913 года в селе насчитывалось 618 крестьянских мужских душ. На них государство выделило 9298,7 десятин удобной пахотной земли. На каждую душу почти по 15 десятин. Женским душам земли не полагалось. Имели прокопчане ещё и 1049,4 десятин неудобицы. Узким местом были лесные владения. Всего 120 десятин лесных угодий было дано им во владение. Крестьяне постоянно испытывали нужду в стройматериале и дровах.
Надел Прокопьевской общины на севере граничил с владениями усятцев, на востоке и юго-востоке - с Шарапскими и Лучшевскими землями, речка Маганак являлась границей прокопьевских земель с зенковскими, на западе и юго-западе соседями были сафоновцы и смышляевцы.
Практически, пахотные земли, покосы, пастбища прокопчан были расположены на территории современных Центрального и Рудничного районов города Прокопьевска.
В самом центре Прокопьевского земельного надела была расположена земля в размере 50 десятин, принадлежавшая Кабинету Его Величества. Этот небольшой участок был изъят у прокопчан для разработок каменного угля и формовочного песка. Взамен в другом месте крестьяне получили 100 десятин равноценной пашни.
Церковный земельный надел в 98 десятин и 26 десятин неудобицы был расположен в верховьях речек Кумашиха и Таловая.
Школьный земельный надел на одну душу был равен 14,6 десятин и находился южнее села, по дороге в Зенково. Прокопчане в 1913 году собирались строить ещё одну школу и потому в границах села выделили для неё полдесятины земли.
С открытием Прокопьевского каменноугольного рудника в 1917 году население стало расти за счёт приезжих. В 1920 году в селе проживало 1640 человек. Когда в 1919 году открыли шахту "Центральную", а в 1921 через Прокопьевское прошла железная дорога Кольчугино-Кузнецк, население стало расти стремительно. Основная масса жителей в 1923 году уже была занята не в сельском хозяйстве, а в промышленности и на транспорте. Да и жителей в 1923 году в селе насчитывалось 10730 человек.
В том же 1923 году село было преобразовано в посёлок городского типа Прокопьевский. Так закончилась безмятежная старая сельская жизнь старинного русского населённого пункта и началась неведомая городская.

УСЯТЫ
Точное время основания села Усяты пока не выяснено. Скорее всего, оно возникло в 18 веке. По преданиям старожилов названо оно по начальным слогам фамилий первопоселенцев Усовых и Атучиных. И в первое время поселение именовалось Усаты. Однако под влиянием таких слов как цыплята, поросята "а" перешло в "я" и Усаты превратились в Усяты.
В 1913 году в Усятах проживало 1350 человек (больше, чем в Прокопьевском), имелось 20 хозяйств. Мужских душ насчитывалось 674, женских - 676.
Удобных земель у усятцев имелось 10110 десятин, неудобицы - 1212,7 десятины. Особым предметом гордости жителей Усят был их обширный лесной надел, составлявший 1703 десятины. Леса у них было в 14 раз больше, чем у прокопчан, что вызывало недоумение и зависть последних. На севере земельный надел Усятской крестьянской общины граничил с землями черкасовцев, с которыми усятцы часто ссорились из-за пастбищ. Эта тяжба закончилась в пользу Усятской общины.
В Усятах работала Пророко-Ильинская православная церковь. Её настоятелем являлся священник Пётр Покровский. На границе с Черкасовским земельным наделом была расположена церковная земля.
Её площадь - 98 десятин.
Школьный земельный надел расположен был на границе с прокопь-евскими землями. Старостой в Усятах в 1913 году был избран Иван Михайлович Сыркашев, один из представителей многочисленного семейного клана Сыркашевых-усятских. Как и в селе Прокопьевском Усятское крестьянское общество
имело круглую гербовую печать, которая проставлялась на всех сколько-нибудь значительных документах местного употребления. Усятцы были недовольны тем, что центр волости расположен в Прокопьевском, а не в их селе. Ведь село Усяты было богаче и многочисленнее своей сельской "столицы".
Когда через Усяты и Прокопьевск пролегла железная дорога, усятцам вновь повезло. Железнодорожная станция оказалась на их земле. Но им очень туго пришлось на рубеже 20-30 годов, когда началась коллективизация. Село именовали кулацким. Десятки крестьян было раскулачено и сослано. В Усятах появился колхоз "имени Ворошилова".
В 1943 году история села закончилась. Усяты были официально включены в состав города Прокопьевска. Лишь имя железнодорожной станции "Усяты" ещё более двадцати лет напоминало о существовании этого старинного русского поселения.

ЗЕНКОВО
Зенково основано кузнецким казаком Зенковым в 17 веке. По его фамилии и названо. Имя села перешло уже в 20 веке на многие соседние географические объекты. Южный административный район Прокопьевска назван Зенковским, есть железнодорожная станция Зенково. Неподалёку находилась шахта "Зенковские Уклоны". Есть Зенковский парк, дом отдыха Зенковский сосновый Бор, улица Зенковская, шахта "Зенковская".
Зенково росло медленно. В 1859 году здесь насчитывалось 64 хозяйства, проживало 455 человек. Через 52 года, в 1911 году, - 74 хозяйства и 538 человек. Своего расцвета село достигло к 1926 году. В тот год здесь проживало 904 человека, имелось 193 хозяйства.
Вскоре началось раскулачивание и население сильно уменьшилось. С появлением шахт селяне забросили сельское хозяйство и занялись добычей угля. Однако не забывали и о приусадебных участках.
Село было окончательно ликвидировано и включено в состав Прокопьевска, как и Усяты, в 1943 году.

СПИЧЕНКОВО
Основано переселенцами из Европейской России в первой половине 19 века. Первоначально называлось по фамилии одного из основателей Спицына. В 20 веке стало называться Спиченково.
Впервые в исторических документах упомянуто в 1859 году. Тогда здесь имелось 28 крестьянских дворов. Проживало 111 человек. В 1911 году деревня "подросла". Хозяйств насчитывалось 33 и жило в них 200 человек. Расцвета деревня достигла, как и Зенково, в 1926 году, когда в ней имелось уже 86 хозяйств, а проживало в них 436 человек.
Спиченково известно тем, что в 1910-1914 годах здесь прошло детство знаменитого нашего земляка Виктора Ивановича Полосухина, который в 1941 году командовал стрелковой дивизией, дравшейся с врагом на славном Бородинском поле. Пока о В.И. Полосухине в Спиченково знают мало.
После 1926 года вокруг Спиченкова начали разрабатывать уголь. Деревня, как и соседнее Зенково, превращалась в рабочий посёлок. В 1968 году в Спиченкове проживало 1631 человек. Здесь в это время работало отделение совхоза.

САФОНОВО
Сафонове основано переселенцем из Европейской России крестьянином Сафоновым, по фамилии которого и названо. Время основания - не позднее первой половины 19 века. Расположено на речке Егос. До 1926 года официально называлось Сафонова. Впервые в документах упомянуто в 1859 году. Тогда в ней проживало 323 человека в 57 хозяйствах. В 1911 году дворов было 87. В них насчитывалось 584 человека. Тогда же работала церковь. В 1913 году на 311 мужских душ имелось 4650 десятин удобной земли, 857 десятин - неудобицы. Лесной надел состоял из 530 десятин.
Подати платили сафоновцы 554 рубля, да за пользование лесом 21 рубль, а всего 575 рублей, то есть меньше одного рубля на душу в год.
После 1917 года село продолжало расти. В 1926 году здесь имелось 168 хозяйств, жило 816 человек. Из них мужчин - 399, женщин - 417.
В годы коллективизации, сталинских репрессий и Великой Отечественной войны село Сафонове потеряло свыше ста человек.
Из всех населённых пунктов, поглощённых городом, Сафонове оказалось самым упрямым. Ещё в 1968 году оно являлось центром огромного сельского совета. Но Тырганский квартал неуклонно надвигался на поселение. В конце концов село оказалось окружённым со всех сторон многоэтажными монстрами и сдалось. В начале 70 годов 20 века Сафонове официально вошло в состав города Прокопьевска.
Кто же они - основатели и жители сёл и деревень, о которых я писал выше? Обычные крестьяне, то есть та часть народа, которая на своих плечах держала гигантскую Российскую империю, а потом империю Советскую. Крестьяне-те - люди, чьи сыновья отстаивали Родину в суровый час, а потом её, разрушенную, восстанавливали. Патентованные историки не пишут о простых смертных. Надо восхвалить или проклясть царя, вождя, маршала, великого князя! Зачем им крестьянин, зачем им купец, скромный интеллигент? Незачем! История России не создана. Карамзин и Соловьёв писали о семейных кланах Рюриковичей и Романовых, Ключевской создал философское произведение о России, ну а историки советской поры писали по заданию партии и правительства так, как им укажут.

№31(50)
Областная газета для всех и для каждого.

---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10941
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16507 

В.И.Казанцев.
Тальменские старожилы




---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
Tasha56
Модератор раздела

Tasha56

Россия. Москва
Сообщений: 10941
Регистрация: 2008
Рейтинг: 16507 

Н.Л. Старухин
СТАРООБРЯДЦЫ ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА:
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Вопрос о ранней истории старообрядчества,
сыгравшего заметную роль в освоении Алтая и в
том числе территорий Тальменского района,
давно отмечался в различных исследованиях.
Прежде всего что работы Ю.С.Булыгина, а также
публикации в районной прессе В.И.Казанцева.
Ю.С.Булыгин упоминает имена особенно извест-
ных старообрядцев. В частности, Григория Та-
гильцева, одного из старожилов д.Язовой: а затем
и основателя д.Урывной. На месте этой деревни
в по следствии построен Павловский завод [4].
Трагические события 1723 г., связанные с круп-
нейшим на Алтае самосожжением старообрядцев
в Елунинской пустыни, "близ деревни Езовой на








---
Вопросы по поиску, адресованные мне, пожалуйста, крепите в ТЕМУ дневника
ДНЕВНИК (Черниговская, Костромская губ., Алтайский край, Москва..)
  Вперед>>[ <<<<< ] Страницы: 1 2 3 4 5 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 60 61 62 63 64 65 [ >>>>>> ]
Модератор: Tasha56
Генеалогический форум ВГД »   Дневники участников »   Дневник Tasha56 »   Тропами исследователя по Сибирскому округу »   ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа
RSS

Реклама от YouDo
Услуги проверенных исполнителей: цена баночный массаж - отзывы.
По ссылке курьер г Чехов - полное описание.