ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Не отправляйте:
Подряд несколько сообщений без острой необходимости.
"Спасибо". Для благодарностей есть рейтинг – нажмите [+] под ником.
"Матрёшку" из цитат. Оставляйте в цитате только ту часть, на которую отвечаете. Также не стоит цитировать очень длинные сообщения, достаточно 1-2 ключевых фраз.

Фамильные темы создавайте >здесь<.

Аккерман Бессарабской области (губернии)

✓ Город, с 1940 г. – Белгород-Днестровский. Находится в Одесской области. Также посады Аккембет, Шабалат, Папушой и колония Шабо.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 45 46 47 48 49 50 Вперед →
Модератор: Bulgaren
simeona

Сообщений: 170
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 84
NewKent
Спасибо, что откликнулись.
Наверное это другая ветвь.
Вот что знаю:Турлаки
Гетманченко Иван Григорьевич 1755гр
жена Марина ( 2 брак) 1785г.
Сын (от 1 брака) Герасим 1790
2 брак: Иосиф 1820;
Гавриил 1822;
Радион 1824 - мой предок
Ирина и Акелина
У Радиона было два сына Дорофей( Ерофей) 1865-1910 и Артамон 1858/601926 ??- мой прадед. Они уехали из Аккермана в Майкоп и записались там в мещане
но когда ? неизвестно.
Вот пока все что знаю. Вдруг Вам что интересное для меня попадется, дайте знать, пожалуйста
Спасибо
NewKent

NewKent

Аккерман
Сообщений: 119
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 212
Добрый день
Подкину вам немного информации для размышления по Аккерманскому уезду.

1. Ваш прадед Гегер Яков Иванович, лютеранин, то есть немец-колонист.

2. В 1812 году к Российской Империи была присоединена Бессарабия. В 1820-х император Александр I выделил в бессарабских степях две большие области для немцев-беженцев от наполеоновских войн. Началась немецкая колонизация Бессарабии. Кроме того, была основана отдельная колония Шабо около Аккермана для швейцарских французов (позже туда стали заселяться и немцы).

3. В том числе был образован и Клястицкий колонистский округ, включавший в себя 15 сел-колоний. "Столицей" округа была большая колония Клястиц (названная так в честь победы русской армии под с. Клястицы в 1812 году; вообще, большинство колоний получило названия в честь мест сражений этой войны - были колонии Париж, Лейпциг, Бородино, Тарутино и т.д.)
В наши дни Клястиц - село Веселая Долина Тарутинского района.

4. В 1871 году при пребразовании Бессарабской области в губернию немецкие колонии были упразднены, на месте округа была создана Клястицкая волость. Колонисты получили название "поселяне-собственники" и им было разрешено покупать землю и основывать новые поселения. Но село Клястиц оставалось немецким (лютеранским) - например, по переписи 1897 года из 2371 жителей 2238 были немцы. Соответственно, православного прихода в селе не было.

5. В моей базе данных есть информация о Гегере Готфриде Ивановиче - возможно это брат вашего прадеда?
Он был купцом и носил звание "Бородинский поселянин-собственник", то есть был приписан к бывшей колонии Бородино (около Клястица). Но жил он в посаде Шабо (пригороде Аккермана), в 1882-1885 году был посадским головой посада Шабо, одновременно, в 1882-1888 годах был членом уездной земской управы.
Есть также информация о его сыне - Гегере Генрихе Готфридовиче. Он жил в собственном доме, оцененном в 130 рублей (это большой сельский дом).

6. Гегеров надо искать среди колонистов (на сайте мормонов есть переписи колоний). По крайней мере, этой фамилии не было среди основателей Клястица:
http://www.armin-zimmermann.eu...stitz.html
и не было среди основателей Бородино:
http://www.armin-zimmermann.eu...odino.html

7. В г.Аккермане в 1907 году жил мещанин Чапля Григорий Андреевич - это не отец вашей прабабки?

Вот примерно такая информация.
Юрвен

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 10958
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13810
http://old-akkerman.livejournal.com/30078.html
По страницам метрических книг 1812 года
old_akkerman December 22nd, 2015

В начале октября 1806 года Александр I велел командующему Молдавской армией генералу Михельсону занять Молдавию и Валахию. Началась очередная русско-турецкая война.
11 ноября российская армия перешла Днестр, а 30 ноября крепость Аккерман была занята без единого выстрела генерал-лейтенантом Дюком-де-Ришелье, тем самым, что стоит сейчас в Одессе в виде памятника возле Потемкинской лестницы.
На целых шесть лет вся Бессарабия оказалась в оккупации, в подвешенном состоянии, пока Бухарестский договор не закрепил эти земли за Российской Империей.
Вскоре после взятия крепости прошла "Перепись находящимся в Аккермане на жительстве обывателям с показанием, каких наций и чем пропитание имеют". По этой переписи, в Аккермане числилось 342 хозяйства с населением в 1727 человек.
В то время в самой крепости и недалеко от Килийскийх ворот еще стояли две недействующие турецкие джемии-мечети.
Местные же христиане – греки и армяне – так же, как и во времена турок, посещали свои древние церкви. Богослужение там происходило на национальных языках.
В Аккермане, как и во всех других крепостных округах, ощущалась нужда в постройке церквей для русской администрации и солдат крепостных гарнизонов. Во многих городах – Килие, Рени, Измаиле, Браилове и других с благословения экзарха Бессарабии Гавриила проходила перестройка и освящение бывших джамий в православные церкви.
«Крест сменил двурогую луну на бывших минаретах, возвестив миру торжество христианства».
В 1807 году одна из двух Аккерманских мечетей была переделана и освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. По другим данным это была в 1909 году.
Какая же это была мечеть - не совсем ясно. Была ли это Султанская мечеть в крепостном дворе или же другая, перед центральными воротами ?
«Аккерманская церковь Казанской Божей матери, соборная, из обращенной турецкой мечети, строения каменного, крепкая, ризницей и утварью средственная, книгами достаточная. Построена в 1809 году.»
"Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812-1813 годах", И.Халиппа
Итак, к 1812 году в Аккермане было всего три церкви.
Армянская Успения Пречистой Богородицы, затерявшаяся в лабиринтах «армянской махалы», подчинялась своему Католикосу.
Соборная же церковь Казанской Божей матери и Греческая Иоанно-Предтеченская, также как и все церкви южной Бессарабии, были под управлением протопопа Федора Малявинского.

Кроме них, в Аккерманском уезде практически не было селений с храмами. Была Свято-Николаевская церковь в селе Шабо «строением деревянна, промежду кольев хворостом плетенная, глиной обмазанна и камышем покрытая». До прибытия первых колонистов оставалось еще 10 лет.
Была еще каменная церковь в селе Ханкишла (сейчас Удобное).
При всех церквах священники вели «метрические книги», в которых регистрировали рождения, браки и смерти. Фактически, они выполняли функции сегодняшних ЗАГСов.
…Я люблю листать эти старые страницы. Для меня это своеобразная «машина времени», уносящая в те далекие времена, почти канувшие в лету.
Давайте посмотрим на метрические книги акерманских церквей за 1812 год. Они исписаны разным почерком – то калиграфическим, то с трудом разбираемым. В них можно найти столько «говорящих» деталей…
Вот, к примеру, заголовок метрической книги Греческой церкви за 1812 год.
Скорее всего это церковно-молдавский. Еще несколько лет в Греческой церкви книги будут вестись на этом наречии, а потом богослужение в приказном порядке перейдет на русский язык.
А вот «Метрика, учиненная по силе предписания Кишиневской духовной дикастерии города Аккермана церкви Казанской божией матери о родившихся, браком сочетавшихся и умерших обоего пола людей с показанием в каких летах мужеска пола померли 1812 года».
Из нее можно узнать, что за год в приходе этой церкви зарегестрировано 60 рождений и 36 смертей, а также состоялось 25 бракосочетаний. Явно виден прирост населения после военных лет.
Интересно разбирать фамилии прихожан. Вот только с первых страниц: Кравченко, Брагарь, Завадский, Мельник, Крылов, Михайлов, Бурлака, Игнатьев, Волошин, Кравец, Кожухарь, Твердохлеб, Сокол.
Видно, что большинство пришли с русской армией или имеют казацкие корни. Некоторые фамилии до сих пор распространены в Аккермане.

Обычных жителей крестили, обручали и отпевали священники Соборной Казанской церкви – Иаков Малиновский и Василий Чайковский.
А для начальства служил сам протоиерей Федор Малявинский.
8 апреля 1812 года «У жителя города Аккермана плацъ маiора Стефана Неделкина и жены его Катерины родилась дочь Елисавета. Молитвовал, крестил и миром святым помазал бессарабский протоиерей Феодор Малявинский.
Восприемницей была аккерманской крепости Коменданта Сергея Арсеньева жена.»
Интересно, что детей 200 лет назад называли почти так же как и сейчас:
Девочки – Анна, Надежда, Наталья, Елена, Мария, Евдокия, Татиана, София, Настасья, Иустина, Варвара.
Мальчики – Федор, Стефан, Михаил, Петр, Григорий, Мирон, Никита, Василий, Пантелеймон, Константин, Иван.
«Екатеринославскаго гарнизонного полка у поручика Георгия Афанасьева и жены его Софии родилась дочь Надежда.
Восприемницею была того же города басарабского протоиерея жена Александра».
Еще в октябре 1810 года Екатеринославский гарнизонный батальон был наименован Аккерманским. Через несколько лет он, как и другие гарнизонные батальоны, был упразднен. Из рот бывших гарнизонов были сформированы десять Мушкетерских и три Егерских полка.
А военные командиры нашей крепости станут первыми аккерманскими дворянами, землевладельцами. Полковник Арсеньев будет владеть хутором Шаболатом, а Афанасьев – хутором Базарьянка.
«Погребал протоиерей Феодор Малявинский города Аккермана жителя штаб капитана Арсения Захарьева дочь Надежду. Померла нагарячку в возрасте 1 год. Погребена на отведенном кладбище».
Жители города в те времена жили натуральным хозяйством – разводили виноградники, продавали вино, выращивали овощи на чаирах – при лиманных огородах, пасли скот на близлежащих лугах.
Осенью играли свадьбы, зимой гуляли крестины. Почти половина детей умирали, не доживши до 1 года. «Бог дал – бог взял». Медицинской помощи практически не было - только в 1813 году в Аккерманском уезде появился один цинутный врач на весь уезд.
А вот страницы из метрической книги Свято-Николаевской церкви села Шабо:
«Тетрадь метричная Кишиневской епархии Области бесарабской Аккерманского цинута селения Шабы Святониколаевской церкви для описания родившихся, браком сочетавшихся и умерших обоего пола людей за 1812 год».
Можно много любопытного отсюда почерпнуть – и то что название Шаба использовалось местными жителями задолго до колонистов, и что в 1812 году это было обычное селение рыбаков и виноделов – оставалось еще 10 лет до отведения их земель швейцарским колонистам и 30 лет до присвоения Шабо статуса «посада» – городского пригорода со своим управлением.
В приход шабской церкви входило население окрестных хуторов и выселков –упоминаются слобода Аккембет и хутор Шаболат.
«У жителя Слободы Аккембета Данила Флоры и жены его Марии родился младенец Тарас. Оного младенца молитвовал и святым миром помазал священник Анастасий Бандак.»
Сейчас и бывший Аккембет, и Шаболат – это современное село Беленькое.
Селение Ак-Кембет – «Белая могила» - названо так по высокому кургану, и сейчас еще видному недалеко от Затоки. На современных картах этот курган обозначен как «Попова могила».
А хутор Шаболат назван так, потому что находится на берегу Шаболатского лимана. Это был «владельческий» хутор. Земля, на которой он находился, была пожалована в вечное пользование полковнику Аккерманской крепости Арсеньеву.
Ну что ж, на этом пока и закончим нашу маленькую экскурсию в прошлое…
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (1)
NewKent

NewKent

Аккерман
Сообщений: 119
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 212

Юрвен написал:
[q]
По страницам метрических книг 1812 года
[/q]

Это мой журнал. Там еще много интересного )
Юрвен

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 10958
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 13810

NewKent написал:
[q]
Это мой журнал. Там еще много интересного )
[/q]

Алексей, а почему бы вам не выкладывать информацию с вашего журнала здесь в этой теме? Многим будет интересно прочитать про старый Аккерман.

Алексей, вопрос к знатоку г. Аккермана. В 1835 году в городе существовало шляхетское общество. Так записано в РС 1835 года. Меня интересует, в каком посаде Аккермана это общество проживало?
NewKent

NewKent

Аккерман
Сообщений: 119
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 212

Юрвен написал:
[q]
, в каком посаде Аккермана это общество проживало
[/q]

По «Городовому положению» 1785 года городские жители, платившие подати, относились к так называемому «городскому обществу» и делились на два сословия - купеческое и мещанское.

Все мещане, являлись полноправными членами городского общества и получали право на участие в органах городского самоуправления.

Образование мещанских обществ в городах Бессарабии происходило по национальному признаку. Это было связано с массовыми притоками в города переселенцев из внутренних и соседних с Бессарабией российских губерний, из- за границы, а также из самих бессарабских сел, различающихся национальной или религиозной принадлежностью.

Так, в городах Бессарабии существовали армянские, болгарские, великороссийские, греческие, еврейские, молдавские, малороссийские и другие мещанские общества.

При этом надо понимать, что например в "шляхетском обществе" были записаны не только этнические поляки, но и все выходцы из западных губерний. Это было своего рода землячество.

Посады Аккермана - Шаба, Попушой и Турлаки также имели свои мещанские общества, разделенные по этническому признаку.

Кроме национальных, в состав мещанского общества (и городского, и посадского) входили и цеховые ремесленники (или цеховые мещане), представляя собой его отдельную группу.
Лайк (1)
LINORA

Частный специалист

Кишинев
Сообщений: 449
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 656

Юрвен написал:
[q]
Скорее всего это церковно-молдавский.
[/q]

Это просто молдавский язык, конечно, несколько архаичный. Специфическая особенность - графика (молдавская палеография или "волошское письмо") -сочетание в написании старославянского шрифта и латиницы. Молдавская палеография, наряду с "российским языком", употреблялась во всех сферах жизни (сохранились составленные на ней переписи населения, деловая переписка). В 20-е годы 19-го века вышел указ о запрещении употребления молдавского языка в делопроизводстве. В ведении церковной документации никто молдавского языка не запрещал, метрические книги и исповедные ведомости велись на молдавской палеографии и во второй половине 19-го века.
---
Сойлар
simeona

Сообщений: 170
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 84
NewKent
Алексей, огромное спасибо за такой развернутый и очень интересный ответ. Ваш журнал тоже утащила в закладки. Столько нового узнала! Спасибо.
Хотела еще спросить.А перепись 1812г - в каком архиве искать? Хотелось бы выяснить, когда и откуда Гетманченко приехали.Вдруг уже тогда там жили.
Писала по эл. почте в Измаиловский архив в прошлом году. Но ответа не получила. Может я что-то не правильно делала? Подскажите пожалуйста.
С уважением Лена
dr_denys

dr_denys

Одесса
Сообщений: 137
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 108
NewKent
Вам не попадалась среди мещан города Аккермана фамилия Сиротский?
Может есть возможность проверить по Вашей базе данных.

Буду крайне признателен.
NewKent

NewKent

Аккерман
Сообщений: 119
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 212

dr_denys написал:
[q]
не попадалась среди мещан города Аккермана фамилия Сиротский?
[/q]

Были такие мещане. Сиротский Иван Андреевич по спискам выборцев в ГосДуму 1906 года снимал квартиру.

Аккерманская мещанка Сиротская Анна Ефимовна пожертвовала общине Красного Креста половину дворового места.

Община Красного креста, богадельня, больница и военный госпиталь размещались на одном участке на улице Измаильской, возле православного кладбища. Сейчас эти здания стоят заброшенные.

Прикрепленный файл: sirotskaya.jpg
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2  3 4 5 6 7 ... 45 46 47 48 49 50 Вперед →
Модератор: Bulgaren
Вверх ⇈