Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Малороссы на Дону. Откуда пришли Дебелые на Дон?

Малороссы на Дону. Откуда пришли Дебелые на Дон? Генеалогический тупик?

    Вперед →Модератор: igor_dwhite95
igor_dwhite95
Модератор раздела

igor_dwhite95

Владивосток
Сообщений: 62
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 412
На сегодняшний день крайней точкой, до которой удалось дойти в исследовании родословной моих предков Дебелых, является 1795 год. Имя Дебелого Пантелеймона Романовича значится в ревизской сказке по слободе Кутейниковой Миусского округа Войска Донского. Слобода эта принадлежала Степану Ефимовичу Кутейникову.

Из материалов сайта Ростовского генеалогического общества rostgenealog.ru:
"Слобода Степановка-Крынская (Кутейникова), расположена по обеим сторонам речки Крынки, при устье буерака Орловского. Основателем слободы Крынки был войсковой старшина Степан Ефимович Кутейников, который и заселил ее около 1777 года (определ.войск.канц. за 1777 и 1787 г., №2834, войск.арх.). В 1853 году поселок Кутейников-Крынский переименован в слободу Покровскую".

ГАРО Ф.301, оп.24, д.887 «Ревизские сказки помещичьих крестьян 5 ревизии Миусского округа, 1795 год», лл.137 об, 138:
Дебелый Пантелеймон Романович, 40 лет
его жена Степанида Андреевна, 35 лет
дети их:
Иван, 18 лет
Николай, 12 лет
Андрей, 6 лет
Домна, 15 лет
Елена, 3 года
Сошли в 1791 году с Харьковского наместничества Хотмыжского уезда села Грайворон

Итак, что можно почерпнуть из ревизской сказки 1795 года в отношении моих предков Дебелых: сословная принадлежность – помещичье крестьяне, этническая принадлежность – малороссы. Главе семейства Дебелому Пантелеймону Романовичу на 1795 год было 40 лет, т.е. родился он примерно в 1755 году. Прибыли в Донскую область в 1791 году из села Грайворон Хотмыжского уезда Харьковского наместничества (ныне город Грайворон Белгородской области). То есть в документе указано точное место проживания Дебелых до переселения на Дон. Но, как оказалось, не все так просто. При изучении документов по Грайворону «следов» Дебелых не было обнаружено. Так может, в документе ошибка и указано неверное место исхода? Но стоит отметить, что перед семьей Дебелых в документе записан человек по фамилии Рычик. Доказано, что он, действительно, сошел с того места, в котором и указан по документу – слобода Русановка Глинского уезда Черниговского наместничества. Примечательно еще то, что в Русановке он записан как однодворец, а в Кутейниково уже крепостной крестьянин.
Было бы неправильным при исследовании родословной опускать из внимания исторические процессы. В нашем случае стоит уделить внимание тому, как не казачий элемент, по большей части крепостные крестьяне, заселял землю донских казаков.

Из статьи Всеволода Дьяченко «История моего родного города Моспино»:
«После ликвидации Запорожской Сечи расселение казаков и создание нового Казачьего войска проводилось по указанию императрицы Екатерины II для укрепления южных границ Российской Империи. Поскольку наплыв казаков и беглых крестьян с Украины и Центральной России продолжался, донские старшины и атаманы стали поселять их на войсковых землях, а затем, получив эти земли в личное владение, закрепощали последних. Начиная с 70-х годов XVIII в. Донская войсковая канцелярия интенсивно выдает старшинам разрешение на занятие земельных участков и устройство казачьих хуторов в бассейнах речек Грузской, Еланчика, Крынки, Миуса, Ольховой и на левобережье Кальмиуса.»
Особый интерес представляет отрывок из этой статьи тем, что в нем упоминается река Крынка, на которой располагалась слобода Кутейниково, где жили Дебелые.

Из книги Савельева Е.П. «Древняя история казачества»:
«С назначением царской властью атаманов начинается расхищение войсковых земель как самими атаманами, так и старшинами. На самовольно захваченных, а также с разрешения Войсковой Канцелярии землях они стали поселять бежавших на Дон из всех Украйн малороссийских черкасов, особенно из Слободской. К этому классу «доморощенных» донских помещиков скоро стали примыкать их дети и родственники, именитые казаки и выборные войсковые чиновники: есаулы, сотники и др.
Расхищение войсковых земель началось с самого XVIII в., но особенно большие размеры оно приобрело при Даниле и Степане Ефремовых, показавших в этом отношении пример другим. Царские указы и грамоты о воспрещении принимать и селить на казачьих землях малороссиян не исполнялись, т.к. никакие меры не могли удержать живой человеческий поток, стремившийся на свободные и плодородные земли, где переселенцы находили ласковый приют, получали разные льготы и чувствовали себя вполне свободными. Наконец, правительство, видя невозможность провести в исполнение раньше изданные свои распоряжения о высылке с Дона беглых и не жалея обострять отношений с казачеством, столь ему необходимым в военном деле, вынужденно было в 1763 г. прибегнуть к одной мере – привести в известность всех новопришлых на Дону, т.е. произвести им перепись; кстати, такая же перепись в то время была начата и по всей России (3-я ревизия). Этой переписью выяснено, что на Дону за старшинами и станицами малороссийских черкасов числилось 20 422 души в 232 поселениях (слободах и хуторах). Кроме малороссийских черкасов, на Дону оказались великорусские крестьяне, купленные старшинами у помещиков в русских губерниях.
По повелению Екатерины II все эти «новоприходы» были оставлены на Дону навсегда и обложены в пользу казны семигривенным окладом (по 20 коп. на ассигнации). Наблюдение за исправным поступлением этих денег возложено на владельцев и станичных атаманов, а высшее на Войсковую Канцелярию и обер-коменданта крепости св. Дмитрия, которому и сдавались эти суммы».
«В 1796 г. и для донских крестьян наступил свой «Юрьев день», запоздавший против московского на 200 лет. Указом Павла Петровича, данным 12 декабря, «в видах водворения порядка и утверждения в вечную собственность владельца, повелевалось, чтобы в губерниях Екатеринославской, Воронежской, Таврической и Кавказской области, а также и на Дону – каждый из поселян остался в том месте и звании, как он по нынешней ревизии (5-й) записан будет». Хотя этим актом и не устанавливалось полное крепостное право, т.к. донские землевладельцы, старшины и военные чины не пользовались еще правом российского дворянства, тем не менее многие из них увидели себя потомственными обладателями нескольких сот и даже тысяч крестьянских душ. Это количество старались увеличить покупкою крепостных в других губерниях и на ближайших ярмарках»

В Государственном архиве Белгородской области (ГАБО) были изучены метрические книги за 1775-79 годов двух существовавших церквей Грайворона с целью найти запись о рождении Дебелого Ивана Пантелеймоновича. Однако, результат поиска оказался отрицательным. Были просмотрены метрические книги по двум церквям Грайворона за 1789 и 1790 года с целью найти запись о рождении Андрея Пантелеймоновича. Результат опять оказался отрицательным. Более того, фамилия Дебелый вообще не встречалась в этих документах . Далее, выдвинув гипотезу о том, что Дебелые могли попасть на Дон через продажу от одного помещика другому была просмотрена опись№1 фонда 8 «Грайворонский уездный суд» Государственного Архива Белгородской области с целью найти купчие или какую-нибудь информацию о продаже крестьян. По временным рамкам 1788-1791 годов описи стало ясно, что единственное возможно подходящее дело для просмотра – дело №42 за 1789 год «Книга с записями о продаже и закладе поместной земли, крепостных крестьян и подданных черкас». Однако, Дебелых в этом деле обнаружено не было. Да и как явствует сама история заселения крестьянами донской земли конца XVIII-начала XIX веков, о которой было сказано выше, заселение происходило в большей степени беглыми крепостными, искавшими на Дону вольной жизни.

При просмотре 5-й ревизии (1795 год) по Грайворону Дебелых в выбывших между ревизиями нет. По 4 ревизии (1782 год) по Хотмыжскому уезду есть документы в отношении 3-х сословий: подданные черкасы (они же малороссы), крепостные крестьяне и однодворцы. Конкретно по Грайворону значатся только подданные черкасы и крепостные крестьяне. Но просмотрены были все населенные пункты Хотмыжского уезда по подданным черкасам и крепостным крестьянам. Дебелых нет. Нет и лиц с именем отчеством Пантелеймон Романович (если мы предполагаем, что фамилия могла быть другой). Можно предположить, что Дебелые прошли через Грайворон между ревизиями и поэтому не отразились ни в одной из них. Если это так, то скорее всего, в Грайворон они переселились из экономического поселения, так как Грайворон - это экономическое поселение и такие переселения, более вероятны в рамках одного ведомства. Были проверены все экономические села Хотмыжского уезда по 4-й ревизии - Трефиловка, Покровка и т.д., Дебелых нет. Но рядом с Грайвороном есть село Стригуны. Там есть много семей с фамилией Дебеленко (которая к XX веку уже преобразилась в фамилию Дебелый). К Дебелому Пантелеймону Романовичу никак привязать не удается и говорить о том, что родственники они или нет, нельзя. Село Стригуны принадлежало графу Шереметьеву. Шереметьеву в этом уезде принадлежало более десятка населенных пунктов. Были проверены по 4-й ревизии все Шереметьевские населенные пункты - Дебелых нет. Только в Стригунах (те самые Дебеленко). Теперь, что касается более ранних ревизских сказок по Грайворону и Стригунам По 2-й ревизии (1745 год) по Грайворону фамилия Дебелый отсутствует. В списках есть Мирон Филиппович Дыбалка, 70 лет и его сын Илья, 15 лет. Неизвестно, мог ли этот человек как-то относится Дебелым. Если предположить, что Дебелые из села Стригуны имеют отношение к искомым Дебелым, то, возможно, они ранее куда-то отселились из Стригунов. Были проверены 2-я ревизия и 1-я ревизия Стригунов. Дебелого Романа обнаружить не удалось

Итак, все версии, которые напрямую поддаются хоть какой-то логике, были изучены. Остается осуществлять косвенный поиск, что уже было отчасти сделано. Особое внимание пришлось обратить на Волчанский уезд Харьковской губернии, вот почему: населенные пункты этого уезда встречаются в ревизской сказке 1795 года по слободе Кутейниковой, как места, откуда пришли крестьяне на Дон и в дальнейшем жили с Дебелыми в Кутейниково. Некоторые представители Дебелых проживали в нескольких селениях Волчанского уезда к началу XX века. Так может, в ревизской сказке указано неправильное место исхода и Дебелый П.Р. прибыл на Дон из одного из населенных пунктов Волчанского уезда? Но при просмотре 4-й ревизии по этому уезду в части крестьян и подданных черкас искомую фамилию выявить не удалось.
Были изучены места пребывания Дебелых к началу XX века на территориях, относящихся к территории современной Украины – Киевская, Полтавская, Черниговская, Волынская, Харьковская, Екатеринославская губернии и также были изучены места по Курской губернии по сайту участников Первой мировой войны. На протяжении нескольких лет я планомерно искал и изучал документы конца XVIII по тем населенным пунктам, где жили Дебелые на начало XX века. Более того, я изучал имеющиеся документы не только по одному населенному пункту, но и по всем населенным пунктам всего уезда. При просмотре документов я обращал внимание не только на фамилию Дебелый, но и на имя отчество Пантелеймон Романов. Увы, но ничего найти мне не удалось

Если проанализировать ревизскую сказку 1795 года по слободе Кутейниковой, то можно обратить внимание, что в начале документа приводится большое количество семейств и согласно документу все они были переселены из одного места – хутор Камышный, принадлежавший Кутейникову и его семье.В настоящее время на территории Ростовской области есть хутор Камышный в Константиновском районе. Однако, я все же смело предположу, что речь идет не про него, а про современное село Кутейниково Чертковского района, которое располагается на реке Камышной (не путать со слободой Кутейниковой, которая также именовалась слободой Степано-Крынской и Покровской, а в настоящий момент село Покровка Амвросиеского района ДНР). Подкреплю свою версию следующими фактами. Совсем близко с хутором расположено село Никольское. И в этом селе жили Дебелые в начале XX века. Также рядом есть хутор Грай-Воронец. По одной из версий он был образован переселенцами из той самой слободы Грайворон Хотмыжского уезда. Приходит на ум мысль, а не перепутал ли писарь ничего в ревизской сказке и быть может Дебелый П.Р. с семьей пришел с Грай-Воронца, а не Грайворона? Или, быть может, они, действительно пришли с Грайворона, но прежде чем попасть в слободу Кутейниково, жили в Грай-Воронце?
Я изучил имеющиеся документы по селу Никольское Беловодского (позднее Старобельского) уезда Харьковского наместничества. Дебелые нашлись, но привязать их к своим я не могу.

Что ж, главная загадка в истории рода Дебелых пока не раскрыта. Я проверил всевозможные версии, которые только мне пришли на ум. Хочется верить, что ответ будет все-таки когда-нибудь найден!

---
Пишу книгу по истории рода Дебелых
Ищу сведения о Дебелый, Суховей, Руденко, Гераськин, Власов, Фищенко, Вдовиченко, Сигаев, Чиж, Терещенко, Разсоха, Кравцов, Керешун, Киселев, Олефиренко, Ревунцев, Екатеринчук, Безклейный

Лайк (2)
    Вперед →Модератор: igor_dwhite95
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник igor_dwhite95 » Малороссы на Дону. Откуда пришли Дебелые на Дон? [тема №176670]
Вверх ⇈