ВНИМАНИЕ! ЧИТАТЬ ВСЕМ!!! Эта база не про фамилии крестьян-малороссиян-дворовых и прочих крепостных.
Эта база про владельцев-помещиков и их имения.
Потому что, из-за специфики систематизации (см. п.3 ниже), основная проблема ревизских сказок ОВД - эта найти дело с ревизией искомого населенного пункта.
Нужна база по крестьянам? Делайте!Интересные факты о донских ревизиях: 1⃣ По донским казакам ревизских сказок не было.
Были только по помещичьим крестьянам и дворовым людям и другое по мелочи.
2⃣ В ГАРО хранятся ревизские сказки, начиная с 5-й (1795 год). Однозначно была и четвертая ревизия 1782 года, но ее место хранения не известно.
3⃣ Ревизские сказки с 6-й по 10-ю систематизированы по округам и начальным буквам фамилий помещиков-владельцев.
5-я ревизия иногда подшита в дела по географической принадлежности. Например, собраны населенные пункты из определенной местности или берегов, какой-то реки. Иногда внутри самого дела идет градация по старшинству званий, от генералов к казакам.
4⃣ Количество ревизских сказок одного населенного пункта может не соответствовать количеству проводимых ревизий.
Например, по слободе Криворожье количество ревизий около 50 штук в 17 делах (и это не окончательное количество). Так получилось, потому что слобода была поделена между большим количеством владельцев, а так же из-за наличия дополнительных (уточняющих) ревизий.
5⃣ Принадлежность населенного пункта к округу (уезду по вашему), согласно ревизской сказки, может не соответствовать тому округу, который нами ожидаем и привычен. Так происходит, потому что границы округов часто сдвигались.
Например, большАя часть Второго Донского округа отошла к Первому. Или границы Донецкого округа менялись со всех сторон: с юга часть отошла Черкасскому округу, с запада Миусскому, а вот на севере наоборот Усть-Медведицкий отдал свои земли. Или на 1801 год Екатерининская и Кундрюченские станицы были в составе Донецкого округа, а не Первого Донского.
Актуальные границы округов времён проведения ревизий хорошо отражает Подробная карта
Земли Войска Донского 1822 года.
6⃣ Хотя ревизских сказок по донским казакам и не существовало, но ревизские сказки по станицам и казачьим хуторам были и в достаточном количестве. Их можно условно разделить на два типа:
✔ ревизские сказки на малороссиян, числящихся за единичными казаками, проживавших в этих самых станицах и хуторах.
✔ малороссияне, приписанные к самой станице, без конкретного владельца.
7⃣ В 5-й ревизии (1795 год) очень много станичных малороссиян переходило в казаки. Так же туда шли в полном составе монастырские и немного слободские крестьяне. Они не только в свои станицы, а в любые другие.
8⃣ К последним ревизиям уже устойчиво прослеживается градация, что хутора это казачьи населенные пункты, а поселки это крестьяне. Но в ранних ревизиях часто хуторами называли все малые населенные пункты. В 5-й ревизии можно встретить такое
«хутор такого-то владельца на реке такой-то», т.е. вообще без названия. И тут в идентификации населенного пункта на местности может помочь т.н.
100-листовая карта Российской Империи 1804-1816 гг.9⃣ Часто эти хутора в последующем исчезали из ревизий и с карт. Возможно, были переселены на другие, законные? земли владельцев.
Но исчезали даже слободы с церквями. Например, жители слободы Кардаиловки массово переселились в Оренбургский край, где стали государственными солевозцами.
1⃣0⃣Ревизские сказки полезны для изучения родословной помещиков-владельцев, а не только их крестьян. Несколько пояснений из опыта индексации:
✔ выяснено большое количество имен детей, имен и девичьих фамилий жён помещиков, которых нет в других источниках;
✔ например, удалось объединить несколько родов Ханжонковых, которые по Корягину не объединялись (не хватало данных);
✔ или вот, небольшая приписка в теле самой ревизии:
[q]
владелице-помещице жене полковника Елизавете Черевковой крестьяне достались от матери вдовы генерал-майора Ксении Федоровой Чернозубовой и тетки Евдокии Федоровой Савостьяновой, а им от их отца подпоручика Федора Петрова и родного брата Петра Федорова Аликовых[/q]
1⃣1⃣ Дворовые люди, в основном, без фамилий. Это, возможно, единственный массовый пример, когда на Дону кто-то был без фамилий.
1⃣2⃣ Были посредники, которые продавали отдельных крестьян из других далеких (!) губерний донским помещикам. В основном, это или маленькие мальчики или молодые парни. Возможно, это как то связано с предстоящим рекрутингом.
1⃣3⃣ Встречаются такие кейсы, когда крестьяне, согласно метрическим книгам фактически проживали в одном имении своего владельца, но по ревизиям числятся в каком-то другом его же имении или имении его родственника, даже в других округах.
1⃣4⃣ Парадокс: количество ревизских сказок в казачьих округах, где малое количество помещичьих населенных пунктов, в разы превышает количество ревизий в крестьянских округах. Это потому, что у многих более-менее состоятельных хуторских или станичных казаков имелся свой
раб крестьянин-малороссиянин-дворовый, а на него положена отдельная ревизия.
1⃣5⃣ Много фактически разных населенных пунктов с одинаковым названием. Например, свой поселок Лиховской (т.е. на реке Лихой) был у множества разных владельцев. Со временем эти населенные пункты приобрели более уникальные названия. И так по многим заселенным рекам.
ОБСУДИТЬ