На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
А теперь более подробный рассказ о каждой детали костюма.
Рубаха Рубаха состояла из двух полотнищ холста — переда и спинки рубахи, соединенных между собой на плечах четырёхугольными кусками ткани — поликами. Полики, по мнению исследователя Б. А. Куфтина, заменили собой плечевые пряжки — аграфы, с помощью которых в древние времена переднее и заднее полотнища одежды скреплялись на фигуре. Образовавшийся вырез для горловины собирали в сборки и отделывали узенькой обтачкой. Для застежки ворота использовались две соединённые между собой пуговички, которые перехватывались петелькой. Такую застежку канаевские женщины называли запонкам. Сшив боковые швы рубахи и пришив к ней широкие рукава, которые также собирались в сборку у запястья чуть-чуть (на 4 см) выше края запястья, оформляли рукав красивой атласной тесёмочкой и стеклянной пуговицей. Верхняя и нижняя части рубахи, как правило, шились из различных по качеству, цвету, рисунку тканей. Для верхней части рубахи, называемой рукава, в которую входили полики и рукава, использовались ткани более добротные и красочные. Так, рукава в праздничном костюме делали чаще всего из узорного ситца или сатина. Цветочный рисунок на ярко-красном фоне в сочетании с узором «огурцы» придавал рубахе неповторимый вид. На свадьбу рукава делали из розовой ткани, а после смерти надевали на канаевскую крестьянку домотканую белую рубаху с ткаными полосами бледно-розового цвета. Узорные полосы располагались в 2 ряда на поликах и рукавах рубахи, по краям швов соединения полик и рукавов. Такую же рубаху надевали просватанные девушки, как бы прощаясь со своей волюшкой.
Сарафан Термин «сарафан» впервые появился в русских письменных источниках XIV в. (Никоновская летопись, 1376). Область распространения сарафана в основном соответствовала границам русского государства XVI-XVII вв. Этот вид одежды сформировался в период обособления великорусов от других восточнославянских народов. Сарафан как женская одежда часто упоминается в летописях XVII в. Однако, как считают исследователи, это не исключает того, что женская одежда типа сарафан была распространена намного раньше, но под другими названиями. По форме сарафан — это высокая юбка, закреплённая на плечах с помощью бретелей, или безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. По мнению П. И. Савваитова, слово «сарафан» происходит от иранского «сарапа», что означает «с ног до головы». Канаевский сарафан — это косоклинный сарафан со швом спереди, вдоль которого усажены пуговицы (стеклянные, разноцветные) и петли, имитирующие застёжку. Петли выполнялись из шерстяной плетёной узенькой тесёмочки яркого ядовито-зелёного цвета. Кроме того, перед украшали позументом 4-5 см (золототканая узорная тесьма). Сарафан шился из хлопчатобумажного полотна, крашеного в тёмно-синий (китайка) или красный (кумашник) цвет. Название сарафана китайка произошло от названия ткани тёмно-синего (буквально чернильного) цвета, привозимой из Китая. Интересно отметить, что канаевский сарафан был достаточно коротким (чуть-чуть ниже колена) и легким. Под сарафан подшивалась нижняя юбка такого же покроя из домотканого полотна, что придавало ему пышность. При хранении сарафан укладывали мелкими складками, а затем клали под пресс из горячего хлеба. Так создавался эффект современного гофре. Обилие складок на косоклинном сарафане при ношении напоминает распустившийся хвост павлина. Бретели делали неширокие — 1,5-2 см. Отдельно выкраивалась V-образная выменка, соединяющая сарафан с бретелями. Края бретелей, выменки и сарафана оторачивались косой цветной бейкой. Подол сарафана ничем не декорировался, так как всё внимание привлекал к себе красивый необычно красочный запон. Запон имел достаточно сложную конструкцию и делился на 2 части — верхнюю однотонную в форме трапеции (грудку) и нижнюю цветную, шившуюся из прямоугольного полотнища, присборивающегося на талии. Нижняя часть фартука шилась из цветной покупной ситцевой или сатиновой материи с рисунком, схожим с рисунком рубахи, или из домотканого тёмного сине-бордового полотнища в клетку или полоску. Для грудки использовали однотонный дорогой материал, обычно атлас или шелк, темно-зеленых, ярко-желтых, сиреневых, бордовых тонов. Эта часть, как правило, была двойная: на домотканой подкладке, для придания изделию формы. По верхнему краю грудка присборивалась и украшалась тесьмой. На линии груди, на талии и по низу фартука пришивались манжетки — кисти из черного или молочно-бежевого бисера или стекляруса, либо бахрома из шелковых нитей (мохры). Эта отделка очень гармонировала с темно-синим или красным сарафаном, оттеняя яркую цветовую гамму запона. Что интересно, бретелей у запона не было, а вместо них была небольшая лямка с пуговицей, которая зацеплялась за бретели сарафана. Еще оригинальнее пришивался пояс запона (называемый покромка): чуть выше линии талии, чтобы не закрыть красивый тканый или плетёный пояс, являющийся обязательным элементом одежды крестьян России. Покромка красиво декорировался позументом, позднее лоскутной техникой, тонкими змеевидными тесемочками разных цветов.
Головные уборы крестьянок села Канаевка были необычайно разнообразными. В будни девушка могла носить красный платок, сложенный углом и подвязанный под подбородком или сложенный несколько раз в виде полоски шириной 10 см, повязанной сзади на затылке, таким образом часть головы оставалась непокрытой. В праздники девушкам позволялось ходить с распущенными волосами. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и укладывали на темени вокруг головы. Сначала надевался повойник (мягкая шапочка, поверх которой надевался праздничный головной убор), закрывающий всю голову и затылок, изготовленный из простой фабричной ткани, ситца или сатина. Закреплялся он на вздержке (шнурочке) на затылке. Сверху надевался большой барановский платок (названный так в честь выпускавшей его фабрики), на алом фоне которого горели желтые, зеленые и синие цветы. Женщины более преклонного возраста носили кубовые (темно-синие) платки с красными цветами. Траурные платки были белого цвета.
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Наверх##24 сентября 2012 15:3524 сентября 2012 18:34
В день венчания невесту наряжали особым образом: распускали волосы и надевали на голову шелковый шарф в желтую и черную полоску и венец из цветов. Головной убор после венца был весьма сложным, состоял из нескольких частей и включал в себя:
1. повойник из цветного или однотонного ситца; 2. подзатыльник — плетеное украшение из желтого и черного бисера, нашиваемое на парчовый жесткий трапециевидный кусок ткани, который своими острыми концами доходил до лба и создавал каркас. Подзатыльник или позатылень обвязывался тоненькими тесемочками туго вокруг головы, так, чтобы крепко держался; 3. поднизь — налобное украшение из белого прозрачного бисера или стекляруса, нашиваемого на красный прямоугольной формы материал, подшитый (подтыкнутый) домотканой тканью для твердости, которое так же, как позатылень, несколько раз обматывалось тесемочками вокруг головы; 4. картонный или берестяной полукруг, называемый в народе угольник, наклонник, обшивался ситцевым материалом. Он крепился к середине повойника и держался на твердой верхней части подзатыльника-каркаса; 5. яркий красный платок с цветочным рисунком был маленький, коротенький и назывался в Канаевке сизый. Платок завязывался очень туго и особым способом, поэтому в процессе подвязывания платка участвовало 3-4 женщины. Одна держала угольник, аккуратно вставляла ткань под угольник, вторая держала средний угол платка на затылке, а две другие завязывали два конца платка поверх платка на середине затылка достаточно высоко, так, чтобы видно было края подзатыльника сзади, а спереди концы поднизи. Кроме того, именно на свадьбу надевали 12 янтарных ниток бус (называемых в народе жерёлками), к которым сзади крепилось чётное количество цветных тоненьких (1 см) атласных лент, спускавшихся практически до пояса.
На следующий день после свадьбы молодуха уже не надевала угольник, а под платок укладывала наверх косы. Если же волосы были не очень густые, то специально делали валик из ваты и накладывали на голову под повойник, чтобы придать объём головному убору, имитируя косы. Сверху завязывался большой красный барановский платок.
На ноги надевали женские лапти, сплетённые из 6 концов лыка, или коты. Лапти были основной повседневной летней и зимней обувью. Материалом для них служили липовое, берестяное или вязовое лыко — самое нарядное. Для канаевских лаптей характерен мордовский тип мелкого плетения. В будние дни женщины ходили в лаптях с белыми хлопчатобумажными онучами, а на свадьбу и праздники в котах с белыми вязаными чулками, которые они обматывали плетёными привязками — оборами (завязки на лаптях, сплетённые из веревок), достигавшими в длину иногда 3-4 м. Голени обматывали оборами очень туго и плотно, так как полные ноги считались красивыми. Верхнюю часть чулка собирали на уровне колена гармошкой.
Шейно-нагрудные украшения у канаевских женщин состояли из множества нитей и были очень яркими. Шейные бусы — стеклянные разноцветные бусы-дутики напоминают ёлочные гирлянды. Нагрудные украшения — это янтарные бусы жерелки, или, как их называют старожилы, кеевские жерелки, что значит привезённые из Киева. Бусы покрывали всю грудь, переливаясь золотистым блеском на фоне ярко-красной цветной рубахи. Янтарю приписывались магические свойства, способные оградить человека от нечистой силы. Самым древним шейно-нагрудным украшением являлся гайтан, сплетённый из бисера в виде орнаментированной полоски или круглого жгута. Гайтан (шириной от 1 до 3 см) надевали на шею в два ряда, первый ряд охватывал шею, второй ряд спускался под грудкой запона до пояса, причём на верхнем, шейном ряду прикреплялся медный или серебряный крестик — крестовка, и ладанка (маленький холщовый мешочек, внутрь которого помещался ладан).
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Наверх##24 сентября 2012 15:3824 февраля 2013 21:49
Самым красочным и ярким являлся свадебный костюм. Было 3 вида свадебного костюма:
· костюм просватанной невесты, некоторыми элементами сходный с траурным; · венчальный свадебный костюм невесты; · свадебный костюм молодой после венца.
Костюм просватанной невесты включал в себя: · тёмно-синий косоклинный сарафан-китайку без позумента; · белую траурную холщовую рубаху с прямыми поликами, розовыми полосками на месте сшива поликов и рукавов; · запон из домотканой темной ткани без бисерных манжеток и мохров; · плетёный пояс; · платок кубовый, тёмно-синий, в мелкий цветочек; · вязаные белые чулки; · коты.
Венчальный свадебный костюм невесты: · косоклинный красный сарафан-кумашник с золототканым позументом; · рубаха с прямыми поликами, так называемая розовая, из сатина с цветочным рисунком “розы”; · пояс шлёнский праздничный, сплетённый на дощечках в 12 нитей; · шёлковый шарф в жёлто-чёрную полоску и веночек, покрывавшие распущенные волосы; · вязаные белые чулки; · коты.
Свадебный костюм невесты после венца: · красный косоклинный сарафан-кумашник с золототканым позументом; · рубаха розовая; · запон с бисерными украшениями — манжетками; · сложный головной убор, покрытый сизым платком; · двенадцать нитей янтарных бус-жерёлок, дутики и бисерный гайтан с крестом; · тканый или плетеный пояс; · вязаные белые чулки; · женские лапти с оборами.
На иллюстрации свадебный костюм невесты после венчания. Сарафан—кумашник
Комментарий модератора: В собрании Пензенского краеведческого музея можно посмотреть свадебный костюм Канаевки и наклонник - женский головной убор полукруглой формы с поднизью, спадающей на лоб, и позатыльнем.
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Женский будничный костюм включал в себя: · тёмно-синий косоклинный сарафан-китайку; · цветную рубаху с прямыми поликами из цветного сатина или ситца; · запон с шёлковыми мохрами; · красный барановский или темно-синий кубовый платок; · тканый или плетёный пояс; · гайтан с крестом и ладанкой; · белые хлопчатобумажные тканые онучи или белые вязаные из грубой нити чулки; · женские лапти с оборами.
С середины XX века в селе Канаевка дополнением к женскому костюму служил передник запон с грудкой прямоугольной формы красного, розового, бордового цветов с округлыми углами, закрепляемой пуговицами за промцы кумашника. Верхняя и нижняя части грудки украшались бахромой черного или белого цвета. Основное полотнище передника крепилось с помощью завязок сзади на линии талии.
Женский траурный костюм (местное название — печальный или сухой): · темно-синий косоклинный сарафан-китайка без позумента; · белая траурная холщовая рубаха с прямыми поликами, розовыми полосками на месте сшива поликов и рукавов; · запон из домотканой тёмной ткани без бисерных манжеток и шёлковых мохров; · пояс плетеный; · платок белый; · онучи; · лапти.
Замужняя женщина в будничном костюме. Сарафан—китайка, атласный запон с шелковыми мохрами
Комментарий модератора: В праздничном костюме женщины средних лет из села Канаевка косоклинный распашной сарафан-китайка синего цвета декорирован узорной шелковой тканью. Сарафан надевался на рубаху с длинными рукавами, ворот сосбаривался под обшивку из красного узорного ситца. Сарафан подпоясывали плетеным поясом из шерстяных нитей зеленого и красного цветов. Костюм дополнялся передником с грудкой. Головной убор состоял из повойника и двух платков, одевавшихся на прическу кичка. С костюмом носили стеклянные бусы в несколько рядов и бусы из янтаря.
Совсем старые женщины села Канаевка, если следовать рисунку А. Н. Гвоздева, сделанному в 1920-х годах, носили темные сарафаны подобного кроя без всяких украшений. Рубахи к ним полагались белые из неокрашенного холста или в праздничных вариантах - из покупных тканей без узора [11] http://www.liveinternet.ru/users/3294106/post247582966
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Наверх##24 сентября 2012 16:2224 февраля 2013 22:18
Мужская одежда села Канаевка
В мужской летний комплекс входила рубаха, пояс, штаны, головной убор, обувь.
Рубаха Наиболее древний материал для рубах — льняной или конопляный холст. Значительное применение в деревне XIX в., особенно в рабочей одежде, имела пестрядь — клетчатая, полосатая пеньковая (грубое волокно из конопли) или льняная ткань. В селе Канаевка молодые парни носили красную рубаху в клетку, её ещё называли венчальная, так как в ней венчались, а пожилые — тёмно-красные рубахи в полоску. Покрой рубахи тупикообразный с клиньями между передним и задним полотнищами и боковыми. Рубаха шилась с косым разрезом на груди и стоячим воротничком. Застёгивалась на одну или несколько пуговиц. Подпоясывалась рубаха тканым узким поясом с геометрическим рисунком, который плели вручную в три руки. Мужской пояс был короче и уже, чем женский. Ширина мужского пояса 7-10 см. Молодые парни подпоясывались на талии, мужчины более зрелые и солидные — на бёдрах.
Порты Крестьянские порты в ХVIII-ХIX вв. были узкие и укороченные, изготовлялись они из домотканой белой, а иногда пестрядинной (чаще синей — в полоску или елочку) или набивной ткани. Слово «порты» упоминается в древних летописях и других ранних письменных источниках для обозначения как полотна, так и мужской одежды. Порты (так в крестьянской среде называли штаны) - обычно неширокие (русский покрой), на талии или на бедрах удерживал гашник (шнурок, продёрнутый в верхней части штанов). Порты были сшиты из двух колош (штанин) и вставленного между ними прямоугольного клина. Каждая колоша сшивалась из одного перегнутого пополам прямого полотнища ткани".
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Канаевский сельсовет образован в 1918 году. Территория Канаевского сельсовета занимает площадь 16025,24 га, включает населенные пункты: с. Канаевка, с. Николо-Райское, пос. Камыш. Административным центром сельсовета является село Канаевка.
Перечень населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования: 1. Село Канаевка Категория: Сельское поселение Число жителей - 1937 Количество хозяйств - 1202
2. Село Николо-Райское Категория: Сельское поселение Число жителей - 34 Количество хозяйств - 77
3. Посёлок Камыш Категория: Сельское поселение Число жителей - 113 Количество хозяйств - 41
Итого: 2084 жит., 1320 хозяйств
Транспортная удаленность административного центра муниципального образования: 1. От районного центра г. Городище - 21 км 2. От областного центра г. Пенза - 71 км 3. От ж/д станции Канаевка - 0 км
Территория сельсовета граничит с Русскоишимским, Мордовоишимским, Трескинским, Турдакским, Новозабалковским сельсоветами Городищенского района и Колдаисским сельсоветом Шемышейского района.
По состоянию на 01 января 2011 года численность населения составляет 2084 человека. В населенных пунктах насчитывается 28 улиц и переулков. На территории сельсовета находится МОУ СОШ с. Канаевка с численностью учащихся 134 человека, МДОУ Детский сад с. Канаевка с численностью детей 20 человек, филиал Канаевская участковая больница МУЗ ЦРБ, МУК БДЦ с. Канаевка, отделение Сбербанка, отделение почтовой связи, 13 торговых точек.
15 жителей сельсовета - индивидуальные предприниматели. Действуют 7 КФХ, 5 сельскохозяйственных кооперативов: «Сельское подворье», «Фунтик», «Фунтик +», «Бычок», «Крукольский» и один ОПК «Услуги».
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Наверх##25 сентября 2012 14:2630 августа 2018 18:59
Природно - климатические условия и природные ресурсы территории муниципального образования. Территория Канаевского сельсовета расположена на западном склоне Приволжской возвышенности, в пределах умеренного географического пояса, лесостепной природной зоны. Территория имеет равнинный, слегка всхолмленный рельеф, расчленённый густой сетью балок и оврагов, сложный и многообразный ландшафт, сравнительно развитую речную сеть с живописным пойменным строением, большое разнообразие почв, животного и растительного мира. Климат умеренно-континентальный. Преобладающими воздушными потоками являются атлантические и северные, а также сибирские антициклоны. Географическое положение и климатические условия территории создают благоприятные условия для ведения животноводства и растениеводства, особенно для возделывания кормовых культур
Земельные ресурсы. Общая площадь земель в пределах границ муниципального образования составляет 16025,24 га. в том числе: - разграничение в соответствии с классификацией земель по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения – 8424,94 га; из них: пашня – 3670,09 га, сенокосы – 1066 га, пастбища – 2858 га, многолетние насаждения – 24 га, залежи 227,91 га. земли поселений –496,8 га; земли под объектами промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, обороны и иного специального назначения – 119,5 га; земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно - заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко - культурного назначения)- 0; земли лесного фонда – 6932 га; земли водного фонда – 52 га; земли запаса – 1251 га;
Минерально - сырьевые ресурсы. Основные типы почв: суглинистые, серые и лесные пойменные. Месторождений природных ископаемых на территории нет. Среди промышленных месторождений эксплуатируется месторождение глины, песка, щебенчатый материал. В окрестностях имеются залежи низинного торфа.
Лесные ресурсы. Лесной фонд территории составляет всего 6932 га, или 43,2%. В составе насаждений преобладают берёза, сосна, клён, липа мелколистная, кустарники.
Водно - биологические ресурсы. По территории сельсовета протекают реки: Сура и её притоки: Можаровка, Канаевка, Крукол, Шнаёвка. В с. Николо-Райское имеется пруд. Во всех населённых пунктах имеются действующие родники - всего 9 (в с. Канаевка – 7, в с. Николо-Райское – 1, в пос. Камыш – 1).
Основные показатели социально - экономического развития муниципального образования. Демографическая ситуация в последние годы на территории муниципального образования меняется в лучшую сторону. Население территории практически не уменьшается. Рождаемость остаётся на одном уровне, смертность уменьшилась. Количество прибывающих на территории жителей превосходит количество выбывших. В целях улучшения благосостояния населения муниципального образования создаются социально-экономические программы, призванные стимулировать развитие экономики и формировать благоприятные социальные условия для проживания на селе. http://kanaevka.rgor.pnzreg.ru/about/jfjfh
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Забродина, Н.И. Хроника культурной жизни Пензенского края. XVIII-XX вв. [Электронный ресурс] 1946 г. С. Канаевка Городищенского района. Создан фольклорный коллектив "Канаевские запевалы", лауреат всесоюзных и всероссийских конкурсов народного творчества, участник международных фольклорных фестивалей. Руководители ансамбля - Е.В. Алексенова, Е. Г. Доркина, ныне Н.С. Мальков. Пенз. эницклопедия ... С. 652. http://dl.liblermont.ru/DL/Sep...v.pdf/view
Статья об ансамбле в том же издании: "... Еще в 30-е годы прошлого столетия певуньи села прославляли его своим многоголосьем, а в 1936 году об ансамбле узнали в районе..." http://www.vesti-gorod.ru/news-7-501.html
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
Из отказных книг. Лл. 133–144 об. Об отказе ухожаев и прочих угодий в районе г. Городище, с. Канаевки и др. мест пензенского Засурья. Лета 7196 (1688) маия в (не указан) день по указу великих государей (полный титул) и по наказу стольника и воеводы Ивана Ивановича Щепина велено ехать Пензенской приказной избы подьячему Афонасею Иванову в Пензенской уезд. Для того в нынешнем во 196-м году маия в (не указан) день в грамоте великих государей (полный титул) ис приказу Казанского дворца за приписью дьяка Ивана Кучецкого на Пензу к стольнику и воеводе Ивану Ивановичу Щепину писано:
По челобитью Савинского монастыря Сторожевского архимандрита Селиверста з братьею, в монастырской де их старинной крепосной оброчной мордвы Темниковского уезду деревни Тотушевы Васьки Молчанова, да деревни Новаго Починка Мучкейка Андреева с таварыщи, з братьями, и с племянники, и со внучаты, по старинным вотчинным крепостям и по темниковским писцовым книгам Степана Хрущева с товарыщи 131 (1623) году вотчина, бортной ухожей, и сенные покосы, и рыбные ловли на реке на Суре Кунаевской ухожей по обе стороны Суры реки из давних лет старинное владенье их мордовское. И в прошлых же де годех в том бортном Кунуевском ухожье росчистили они, мордва, сенных покосов по речке Кунуе луга и полянки на пятьсот копен и больше; а владели де по 195 год безотъемно; и во 195-м году пензенец Дружина Фомин отнял у них, мордвы, насильством те их старинные крепосные расчисные луга и полянки без указу великих государей и почал селить деревню; а в выписях, каковы к делу подал в приказ Казанского дворца того ж монастыря подьячей Максим Шлыков, темниковских писцов Степана Хрущева, да подьячих Григорья Лукина, да Федора Протопопова 131 году, дали выпись с книг письма своего Темниковского уезду мордве Оксенского стану деревни Новаго Починку Мукодейку Андрееву, да деревни Тотушев Ваське Молчанову, да Емашке Вячкинзину, да Анамашу Васильеву на старинную их вотчину, на бортной Кунаевской ухожей, что на реке на Суре по обе стороны Куная, и по обе стороны Суры реки, вверх идучи по Кунаю, по рубеж деревни Кангуж с мордвою Озорапкою Якутиным и с ево братьями, а нижней рубеж по Суре реке с свияжским татарином деревни Борондукова с Тенишем Ченговатовым, да вверх Суры реки по рубеж с мордвою деревни Иваньковы с Вельмискою Узьдеватовым, да на горе липяжек с польские стороны по рубеж деревни Полочиной с Сеньдюком Мелеевым, да вверх Кальдаиса речки по рубеж деревни Иваньковых с Вельмисем Уздеватовым, а на низ Кальдаиса по рубеж деревни Маманьгиной с Вирьясом Шабуруковым; да на их же (1 слово неразб.) старинную вотчину, на бортной ухожей, что на речке на Нулуе, по обе стороны Нулуя, против городища, сумежно деревни Тотушевы с Маскаем Налитовым да с Пономасом Анасевым, по рубеж вверх Нулуя с татарином деревни Акчеевым, а на(?) низ Нулуя по рубеж с алаторским тотарином деревни Пары с Чемердяном Амердяновым, да по другой стороне Нулуя, вверх Нулуя правая сторона, по рубеж Алаторского уезду с татарином деревни Тордуман с Енгилдеем Козянчеевым; та ж сторона сумеж деревни Тотушевы с Москаем Налитовым, да деревни Лаушек с Шуманьком с Мемечевым и ево братьею; да на реке на Нулуе Чермантеевской липяг, верхний конец по рубеж села Каменного Броду с Енбарсом мурзою Чермонтеевым, а нижней рубеж деревни Канкуш с Сертеем Налитовым, а сумежно тое ж деревни с Сатеем Ширяевым и с ево братьею и с товарыщи; и знамена в той вотчине:
Да в выписях того ж 131 (1623) году генваря 20 числа тех же писцов, Степана Хрущева да подьячих Григорья да Федора, написано: Аксенского стану мордва деревни Тотушевой Васьки Молчанова, да деревни Нового Починку Качкудейку Андрееву, а на рыбные ловли, что в их же вотчине в бортном ухожье, что на реке на Суре, в реке в Калдаисой нижней рубеж той рыбной ловли, от Шкняевы речки, вверх идучи Суры реки, по обе стороны до Колдайса речки, а верхней рубеж – по обе ж стороны Суры реки до Термекула.
Да в купчей Всемилостива Спаса Нового монастыря архимандрита Иосифа 143 (1635) году, какову подал с теми ж выписями он же, Максим Шлыков, написано: продал Темниковского уезду Пурдышевского монастыря мордве Василью Мулчинову, да Емашу Вячкинзину, да Тепкаю Налитову з братьями три пая закладную вотчину, что у него, архимандрита, заложил Василей Мачкудеев, как он был некрещеной мордвин Худяк Мачкудеев; а то вотчина отца ево Мачкудея Андреева в Темниковском уезде, на Суре на реке, по речке по Кунаю по обе стороны, вверх идучи рубеж той закладной вотчине с канкушскою мордвою, с Сенеем Атиковым с товарыщи: речка Шная, а впала та речка Шная в реку Суру, по Суре реке вверх по левую сторону, и по Шнаеве речке, и по Суре речке вверх идучи по обе стороны, и Калдаиса речки по обе ж стороны, а с Калдаиса речки идучи Сырью левоя ж сторона, а та речка Сырья впала в реку Колдоис; а в той вотчине судеревщики тое ж деревни мордва: он, Василей Мочкудеев, да Емаш Вячкинзин; да на Скалу речку, по обе стороны вверх идучи по Явеню речку, до речки до Руждума, вверх идучи по той речке по обе стороны, а та речка Вруждай впала в речку Нулую; вверх тое речки Руждомаю и под Комеч; а знамя ево, Васильева, отца – вилы с четырьми рубежи, да новое знамя архимандричья – шесть рубежей. А в тех урочищах и те рубежи со всяким вотчинным угодьем, и с рыбными ловли, и с озеры, и с ыстоки, и с малыми падучими речки, и с полянками, и с та(.)ньски (неразб.), и с перевесьи, и с лугом, и со всеми угодьи.
И мне, подьячему, не доехав той вотчины, велено взять сторонних людей, сколько человек пригоже, и при сторонних людех велено описать тое их монастырскую вотчину и против крепостей тое вотчину досмотреть; и буде пензенца Дружины Фомина крестьяне поселены на их монастырской земле, и крестьянем и всяким угодьям, как писаны выше сего, велено учинить описные книги и досмотр.
И по указу великих государей (полный титул) и по наказу стольника и воеводы Ивана Ивановича Щепина Пензенской приказной избы подьячей Афонасей Иванов ездил в Пензенской уезд в вышеписанную вотчину. Не доехав тое вотчины, взял с собою сторонних людей и при сторонних людех тою вышеписанную вотчину и всякие угодья против вышеписанного досмотрел и описал. А по досмотру и по описи моей той вотчины в Пензенском уезде на Суре реке и в Кунаевском ухожье: с устья речки Куная, по обе стороны вверх речки Куная, по рубеж деревни Кангуж с мордвою с Озарапкою Якутиным и с ево братьем, да по той же речке Кунаю, от Суры вверх речки Куная по левую сторону на дву полянах сенные покосы и их монастырская вотчина – бортной ухожей по обе стороны той же речки Кунаю, в их же ухожье всякие угодья и бортные деревья; а от той речки Куная нижней рубеж по Суре реке, до речки Шнаю, по рубеж (со) Свияжским тотарином деревни Борондукова с Тенишем Енговатовым; да по другой стороне Суры реки вверх по рубеж с мордвою деревни Иванковы с Вельмисем Уздеватовым; да на горе липяжок от степной стороны, по рубеж деревни Полачиной с Сюндюком Миляевым; да с устьем речки Колдаиса, от реки Суры вверх по Колдаису, по досмотру против описи, левоя сторона до рубежа деревни Иванковы с Велмиском Уздеватовым; а от того рубежа на низ Колдаиса до рубежа деревни Мамангиной Скриски Шуборакова, в тех урочищах бортной монастырской ухожей; да от устья вверх идучи Колдаиса, на левой стороне поляна, сенные покосы; да их же монастырская вотчина, бортной ухожей на речке на Нулуе, по обе стороны той речки, против городища, сумежно против писцовых книг деревни Тотушевы с Маскайком Налитовым да с Понамаском Анасовым, а по досмотру от того городища – вверх Нулуя по правую сторону с татарином деревни Акчеевой с Генчуком Коротаевым; да от того ж городища на низ Нулуя левоя сторона, по досмотру, до речки Евлейки, по рубеж с алаторским татарином деревни Пары с Чемердяном Амердяновым; да по другой стороне Нулуя, вверх Нулуя правоя сторона, по рубеж Алаторского уезду с татарином деревни Тардыман с Вергиндеем Козачеевым, та ж сторона сумеж деревни Тотушевы с Маскаем Налитовым, да деревни Лаушек с Чеменком Мемичевым с ево братья; да на реке на Нулуе Чермантеевской липяг в верхний конец по рубеж села Каменного Броду с Ванбарсом мурзою Чермантеевым, а нижней рубеж деревни Кангуш с Серешком Налитовым, а сумежно тое ж деревни с Сатеем Ширяевым и с ево братья и с товарыщи.
Да против той же писцовой описи 131 году, по досмотру моему, рыбных ловель в монастырской же вотчине в ухожье деревни Тотушевы Васьки Малчанова, да деревни Нового Починка Мучкудейки Андреева на реке Суре и в реке Колдаисе: нижней рубеж от Шкняевы речки, вверх идучи Суры реки по обе стороны до Колдаиса речки, а верхней рубеж – по обе стороны Суры реки до Термекула озера; а по досмотру, то озеро – по левую сторону Суры реки, вверх идучи, а то озеро впало истоком в Старую реку Суру.
Да по купчей Всемилостивого Спаса Нового монастыря архимандрита Иосифа, что продал Темниковского уезду Пурдышевского монастыря мордве Ваське Молчанову, да Емошке Вячкинзину, да Тепкайке Налитову з братьями, которые три поя (пая) заскавную (зашкафтная, т. е. за р. Шкафт) вотчину на Суре реке, по речке по Куную, по обе стороны вверх идучи по Куную до вершин, по рубеж та заскавная вотчина с канкушскою мордвою с Генейком Атиковым с товарыщи; а от того рубежа, по досмотру, идучи до речки Шнаю, и тою речкою на низ левою стороною до поляны; а та поляна дошла на низ речки Шнаевы, до Сурского луга; а на той поляне, по досмотру, сенные покосы; и от речки Шнаеве Сурским лугом, левою стороною, до Суры реки, по рубеж за Шкафтом канкушской мордве; а от того рубежа и от поляны рекою Сурою, вверх левою стороною, до Калдаиса речки, и речкою Калдаисом с устья вверх левою ж стороною до речки Сырья (Сыромяс?); а от Колдаиса, речкою Сырью идучи левою ж стороною, до вершин; а в вершине той речки Сырьи, по досмотру, Круглая поляна, сенные покосы, а в той вотчине судеревщики, тое ж деревни мордва, он, Васька Молчанов, да Емашка Вячкинзин; да на Скулуе речке, по обе стороны, вверх идучи рекою Юлоем, от речки Явени до речки до Руждама, и речкою Варужданом, вверх идучи, по обе ж стороны до вершин и под Камех. Да, по досмотру, в тех же угодьях, по реке по Нолуе, две поляны, и на тех полянах живут Синбирского уезду засечные сторожи. Поселено две слободы, дворов со сто и больше, и теми полянами, и в реке Нолуе рыбными ловли владеют, и в лес въезжают тех слобод засечные сторожи.
И по тем урочищам рыбные ловли и всякие угодьи описал, и по досмотру моему, по скаске, тех угожьев вотчинников Темниковского уезду деревни Шалы мордвы Кебячки Дашеева, Кимеки Прямева, да деревни Тумолей Девлешки Шиндяпина, Кечайки Айчикова, в той вышеписанной вотчине на бортных деревьях их, вотчинников, знамена, которые в писцовой книге и в купчей написаны:
Мачкудейки Андреева, Емишки Вячкинзина, Васьки Мачкудеева, Васьки Молчанова, Анамаски Васильева (изображения их знамен), архимандрита Иосифа в той вотчине на бортных деревьях – шесть рубежей.
Да по моему, Афонасьеву, досмотру, в Кунаевском ухожье на речке Кунае, на монастырских сенных покосах селитца двором пензенец Дружина Фомин сын Тверской, а крестьян за ним, Дружиною, на той поляне не объявилось.
А со мной были сторонние люди: пензенской казак Ивашка Петров; Пензенского уезду деревни Панзелок мордва Куняшка Бебишев, Куняйка Семен(ов), Еремка Кечаев, Еремка Колмасов, Бачка Годяев, Трошка Кузмин, Трошка Потехин, Учайка Полежаев; деревни Ишиму (мордва) Савка Емашев, Федька Акшеватов, Чегодайка Потешев, Пырмыка Рафкин, Жатка Понишев, Петька Беляев, Козейка Кянгин.
К сим отказным книгам пензенской площеди подьячей Артюшка Иванов по велению сторонних людей, мордвы Кунашки Бебишева, Еремки Кечаева, Бачки Годяева, Трошки Потехина, Досайки Емашева, Чегодайки Потешева, Жатки Панишева, Казейки Кяньгина, Кеняйки Семенова, Ермайки Калмасова, Трошки Кузмина, Учаски Полежаева, Федьки Акшеватова, Пуремзки Дявкина, Петьки Беляева, знамена их приложил (изображения знамен).
К сим книгам Пурдышевского монастыря казенной службы подьячей Ивашка Шлыков по веленью монастырской оброчной мордвы вотчинников Кибачки Завеева, Девлешки Шиндяпина, Кимейки Ирянева, Кечайки Ачикова знамена приложил (изображения знамен).
Комментарий модератора: Ох, дела давние, мудрёно написано! Александр, спасибо :-)
РГАДА Ф. 1326 "Материалы Генерального и Специального межеваний по Пензенской губернии" Опись 1. Полевые записки № 1-1468 №432. 1784 мая 28. Землемер Бабоедов (Бобоедов?). Села Канаевки, владения казеннаго ведомства крестьян. На 94 листах. http://rgada.info/opisi/1326-opis_1/0038.jpg
Ф. 1354 "Планы дач генерального и специального межевания, 1746-1917 гг. (коллекция)". Опись 325. Часть 1. Губерния, уезд: Пензенская; Городищенский Алфавитъ (файл 16)
№№ очередные. 9 №№ По Генеральному плану. 3 Когда и кем межеваны. 784 Мая 29 Звание дачъ и владельцов. КАНАЕВКА село Экономических крестьянъ По ревизии мужеска пола душъ. 679 http://rgada.info/opisi/1354-opis_325-1/0016.jpg
фрагмент Плана генерального межевания 1789 г. (Городищенский уезд 1 верста)
--- Бочкаревы, Орловы - Казеевка Наровчатского уезда Пенз. губ. // Ван(ь)чевы, Чекмаревы - Канаевка Городищенского у. Пенз. губ.
Корнилаевы, Какушкины - Чиндясы Петровского у. Саратов. губ. // Беляевы - Усадье, Елисеево Тихвинского у. Новгород. губ.
В собрании Пензенского краеведческого музея можно посмотреть свадебный костюм Канаевки и наклонник - женский головной убор полукруглой формы с поднизью, спадающей на лоб, и позатыльнем.