ВГД требуется ведущий (админ)   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

ЦПШ Минусинского уезда

Буду собирать сведения о церковно-приходских школах вообще и Минусинского уезда в частности.

    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Olga24
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 635
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 265
Листала "1909 Памятная книжка Енисейской губернии", на стр. 103 перечислены ЦПШ Канского уезда.
На стр. 125 Минусинского уезда, но Кара-Беллыкской там пока нет dntknw.gif
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 635
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 265
Полистала 1915 г.
на стр. 88 по Минусинскому уезду.
Но почему-то не ЦПШ, а одноклассное училище...
"Училище, открытое по инструкции 1875г."

Прикрепленный файл: Кара-Беллыкская школа.png
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
hsl
По инструкции 1875 года для одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения срок обучения составлял 3 года и соответствовал школьному начальному образованию .
В Кара-Беллыке министерская школа размещалась в частном арендованном здании . На 1916 год обучалось в ней 100 учеников обоего пола .( Справочник о приходах Енисейской епархии )
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 635
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 265
hsl, спасибо за информацию.
Про то, что в одноклассных училищах три года обучались, я уже разобралась.
Теперь надо искать список этих 100 учеников обоего пола. biggrin1.gif


А "Краткое описание Енисейской епархии 1916г." в электронном виде существует?
не могу найти в интернете dntknw.gif
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 635
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 265
на тему "ОБЩЕСТВЕННАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В ПРИХОДАХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛЕ XX В. (НА ПРИМЕРЕ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ)". Научная статья по специальности "История. исторические науки"

Одна из обязанностей, возложенная на священников епархиальным начальством, заключалась в руководстве церковно-приходскими школами. К 1 января 1887 г. в епархии действовало 44 церковноприходские школы и 16 школ грамоты, в которых обучаются 94 ребенка [6, с. 45]. К 1897 г. в епархии уже насчитывалось 142 действующие школы, а в 1901 г. - 203 [7, с. 25]. К 1913 г. в Енисейской епархии было 214 церковно-приходских школ и не было совсем школ грамотности [8, с. 23].
Содержание приходской школы ложилось на плечи местного населения, которое было бедным и не видело особой надобности в открытие школ в приходе.
В.Ф. Бибикова приводит интересные данные: «Любопытно было и поведение самих переселенцев в отношении своего образования. Приезжая из центральных губерний, густонаселенных районов, развитых в промышленном отношении, они в первые годы жительства в губернии «усиленно хлопочут об открытии школ, но потом, подчиняясь необходимости, как сибиряки, все больше и больше расширяют обработку земли, привлекая на помощь и детей и подростков. Вместе с этим они менее остро начинают относиться к просветительным нуждам, не видя для своих детей ближайшей практической потребности в грамотности, какая ощущалась прежде там, в европейской России, где в мастерстве, торговле и других промыслах грамотный ценился вдвое против неграмотного» [9, с. 167]. Особой поддержки среди населения при организации школы священники не видели не только из-за бедности местного населения, но и из-за отсутствия практической необходимости в грамотности в жизни крестьян.
Несмотря на сложности, школы в приходах открывали. Обычно они располагались при храме, иногда в отдельном доме, часто в церковной часовне или сторожке. Если у сельского общества были средства, но это случалось крайне редко, то оно строило отдельное здание для школы. Чаще помещения для школы нанимали. Это была одна или две небольших комнаты, в которых должны были заниматься 15-20 ребятишек. Все наблюдатели, посещающие школы, говорят о крайней тесноте, скученности, духоте и грязи в классах. Остро стоял вопрос об отоплении помещения школы. Очень часто денег на это тоже не выделялось. Дети сами по очереди просто приносили дрова из дома. На письменные принадлежности и мебель сельские сходы вовсе не выделяли средств, считая это роскошью. Средства на это изыскивали училищный совет, преподаватели или сельские священники. Вообще епархиальный наблюдатель констатировал: «Чем меньше школа требует от населения, тем лучше к ней относятся» [8, с. 147]. Школа, действительно, обходилась сельскому обществу достаточно дорого, около 200 руб. в год.
Принимали в школу мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 14 лет русского православного населения, казаков и детей раскольников. Обучение в школе, как правило, длилось три года. Классы не делились по возрастному составу, разновозрастные дети занимались вместе. В школе большинство учащихся были мальчиками (более 67%).
Учебный год продолжался от 100 до 180 дней. В городских школах занятия обычно начинаются с 20 августа по первое сентября, на селе - не ранее
1 октября. Они могли быть отложены по нескольким причинам: отсутствие помещения, финансирования. Заканчивались занятия в школах на шестой неделе Великого поста (начало апреля), кроме того, детей
отпускали на две недели на рождественские каникулы. В среднем учебный год длился 28-29 учебных недель, или 150 учебных дней.
Приходской священник заведовал хозяйственной частью школы, руководил учебно-воспитательным процессом, выполнял обязанности законоучителя и учителя пения. Иногда диакон брал на себя все учительские труды. Епархиальное начальство помогало школам учебниками, создавало попечительские советы. Учителями в школах по общим предметам не всегда были люди со специальным педагогическим образованием. В 1892-1893 гг. из 132 школ в епархии в них преподавали 96 лиц духовного сана, а остальные 42 педагога - светские лица в основном из мещанского сословия, в меньшей степени из крестьян [10, л. 30].
Церковно-приходские школы должны были дать детям основы православного учения и первоначальные полезные знания. Школьная программа была утверждена Святейшим Синодом. По Закону Божьему изучали Священную историю, разучивали молитвы и пересказывали притчи. На уроках русского языка изучали основы правописания, основные части речи, учились письменно излагать свои мысли, писали диктанты. Оканчивая школу, ребенок знал по арифметике счет до тысячи, решал задачи на сложение, умножение, деление и вычитание. Кроме того, в школе преподавалось пение и чистописание. Однако полученные в школе знания были неглубокими и поверхностными. Отсутствовали наглядные пособия и письменные принадлежности. Методика преподавания была крайне примитивна - все заучивали на слух, под диктовку учителя. Дети не умели грамотно излагать свои мысли, в сочинениях писали шаблонные вызубренные фразы. Многие задачи по арифметике также решались устно, на слух. Молодым педагогам сложно было поддерживать дисциплину в классе, поэтому часто на уроках стоял гвалт, а учительница работала с каждым индивидуально. Знания, полученные детьми в школе, быстро забывались, потому что по выходу из школы крестьянам применить их было негде.


Прикрепленный файл: ilim-river-1913-0001_01.jpg
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Лайк (1)
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 635
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 265
Если зарегистрироваться на сайте Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, то (надеюсь) можно будет полистать "Отчет о состоянии церковно приходских школ Енисейской епархии в 1913 14(pdf)" и много другого интересного.
Жду подтверждения регистрации. happy.gif
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 635
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 265
Нашла информацию о Маганской школе на сайте.

Прикрепленный файл: 1.jpg
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 635
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 265
Листаю Отчет о состоянии церковно-приходских школ Енисейской епархии. 1913-1914 гг.

На стр. 17-18, 41, 134, 159 информация о Михайловской (Каеткайской) школе.

---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 635
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 265
УЧЁНЫЕ
ЗАПИСКИ
Выпуск XIII

Первые школы в Хакасии стр.168
Дореволюционные школы в Хакасии стр. 68
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Olga24
Модератор раздела

Olga24

Красноярск
Сообщений: 635
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 265
ГАКК

Шифр Ф.297 Оп.1 Д.103
Номер фонда 297
Номер описи 1
Номер дела 103
Категория дела ценное
Заголовок Ведомость о школах и учащихся, подведомственных Минусинскому уездному отделению Енисейского губернского епархиального училищного совета
Хронологические рамки сентябрь 1910
Точный год начала 1910
Точный год окончания 1910
Количество листов 8
Вид документов Управленческая документация
Язык русский

Шифр Ф.297 Оп.1 Д.110
Номер фонда 297
Номер описи 1
Номер дела 110
Категория дела ценное
Заголовок Список церковно-приходских школ и учителей Минусинского уездного отделения Енисейского губернского епархиального училищного совета
Хронологические рамки 26 января 1910
Точный год начала 1910
Точный год окончания 1910
Количество листов 6
Вид документов Управленческая документация
Язык русский



Шифр Ф.804 Оп.1
Фонд 804
Наименование фонда Групповой фонд церковно-приходских школ
Номер описи 1
Название Групповой фонд церковно-приходских школ
Аннотация

Ведомости о состоянии церковно-приходских школ. Дела о проведении экзаменов. Класные журналы. Сведения о состоянии школ. Школьные листки с отчетными сведениями о школе. Сметы денежных сумм, необходимых для содержания школы. Послужные списки законоучителя и учителя школы. Списки учеников и экзаменационные табеля учеников. Указы Енисейской духовной консистории. Книга записи выдачи свидетельств об окончании школы.

Категория описи 3
Тип описи Управленческая документация
Источник поступления государственная организация
Крайние даты документов 1892-1916
Начальный год документов 1892
Конечный год документов 1916
Количество дел 68
Показывать на сайте? да
---
Ломакины, Покалюхины, Шитиковы - Тамбовская обл. (уезд) Ржаксинский район, Недобровка; Поповы, Иващенко - Красноярский край, Партизанский район (Перовская волость), д. Карымово, д. Асафьевка; Мой дневник
Лайк (1)
    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: Olga24
Вверх ⇈