Толкалин Алексей Кондратьевич
27.03.1927-16.10.2024
Родился 27.03.1927 в семье крестьян в деревне Харламово уже Московской губернии. Родители – Кондратий Васильевич, 55 лет и Наталья Григорьевна, 40 лет. Третий ребенок в семье, также живы два взрослых брата от первого брака Кондратия.
Маленьким болел скарлатиной вместе со старшими братом и сестрой. В семье уже и не надеялись, что он выживет, никто за ним особо не ходил, больше заботились о старших детях. Как позже оказалось, это помогло ему выздороветь. Для скарлатины характерны резкие улучшения/ухудшения состояния. Когда брату с сестрой стало лучше, все уже думали, что худшее позади, но их состояние резко ухудшилось, они умерли. Тогда вызвали врача для Лени. Он подтвердил, что мальчик выздоравливает, и опасности для его жизни уже нет. А способствовало выздоровлению во многом то, что его практически не трогали в люльке.
В самом раннем детстве Леня увидел, как волки утащили и загрызли овцу из их стада. На ребенка это произвело такое впечатление, что он не мог спать и боялся темноты. Тогда родители отвели его к местной бабке, которая почитала над ним молитвы и побрызгала святой водой. После Леню ночные кошмары не беспокоили.
Маленький Леня часто ходил с отцом в лес за грибами, тот показывал ему грибные места, но одного его еще не отпускали. Однажды, когда Кондратий был на работе, а местные дети постарше собрались идти в лес, он уговорил мать отпустить его с ними. Веселая толпа бодро шла в лес, но совсем не в ту сторону, там грибы не росли! Тогда Леня незаметно ушел от них, чтобы не показывать грибные места. Когда ребята заметили пропажу, сначала сами его искали, громко звали, но он не откликался, тихо собирал грибы. Из-за пропажи переполошилась вся деревня, уже взрослые собирались его идти искать. Но в это время Леня уже возвращался с полной корзиной. Родители его не ругали и с тех пор всегда отпускали в лес одного.
Маленьким один раз ездил с родителями на родину матери Натальи Григорьевны, на тот момент деревня относилась к Крайскому сельсовету, Плещаницкого района, Борисовского округа. На вокзале играл хор Пятницкого через колонки на столбах, маленький Леня не понимал, как туда уместился целый хор. Впервые увидел поезд и очень его испугался. Леня очень хорошо запомнит эту поездку на всю жизнь.
Отец Кондратий с детства приучал Леню к религии, что нужно верить в Бога, ходить в церковь. Но вместо походов в церковь Леня предпочитал другое времяпрепровождение. Однажды, когда он пошел вместе с отцом на службу в церковь, в тот момент, когда все делали низкий поклон, Леня сбежал и пошел в кино. Отец не ругал его за это, сказал, что это его дело, верить или не верить в Бога, и больше в церковь ходить не заставлял.
На пасху отец часто коптил в печи стекла, через которые потом можно было смотреть на солнце и видеть его активность. Кондратий объяснял это явление тем, что так «солнце Богу радуется». Но как-то раз Леня решил посмотреть через эти стеклышки на солнце в другой день, не на пасху, солнце точно так же «играло». На вопросы Лени, почему так происходит, ведь не пасха же, Кондратий не находил, что ответить.
В детстве с Леней часто случались веселые, но в то же время опасные истории. Однажды он провалился в прорубь, пришлось быстро бежать домой. Благо дома никого не было, сам он отогрелся на печке и там же высушил всю одежду. Его приключение осталось никем не замеченным. Также в детстве его гонял бык. Молодой бычок гонял его по всему двору, пока Лене не удалось закатиться в нишу под домом.
Любил Леня и похулиганить. Жила у них по соседству одна очень ворчливая бабушка. В тот момент, когда кто-нибудь проходил мимо ее дома, например, другие мальчишки, Леня из своего огорода бросал камешки на крышу ее дома. Камешки громко стучали по крыше, и старушка с руганью выходила кричать на ни в чем не виноватых мальчишек, а Леня в это время оставался незамеченным.
Также в детстве Леня был свидетелем двух очень важных и ярких событий в их деревне. В 30-е годы в их колхоз поступил первый трактор (СХТЗ) для вспашки земли. Когда он приезжал, вся деревня вышла встречать его. Леня, как только узнал, что едет трактор, сразу побежал ему навстречу, разгоряченный, только после чая. В итоге он встретил трактор первым, и тракторист посадил его рядом собой! Так Леня стал частью этого важного события деревни. Только вот заболел он очень сильно после этой поездки, но воспоминания остались на всю жизнь.
Однажды, еще до войны, в соседней деревне Дмитровка на колхозное поле совершил вынужденную посадку самолет «Дуглас». Все мальчишки из деревни сбежались на него посмотреть. Но долго понаблюдать за самолетом им не удалось, вскоре вокруг него выставили охрану. А через несколько дней самолет починили, и он взлетел прямо с поля.
В 1935 году был взорван самый большой егорьевский храм – Собор Успения Пресвятой Богородицы или Белый собор. Самого взрыва Леня не видел, но помнит, что камни, оставшиеся вместо собора, не могли развести в течение трех лет.
В школе Леня учился достаточно хорошо, но вот грамматика ему никак не давалась, постоянно писал с ошибками. Тогда учительница в целях повышения грамотности давала ему читать книги. Но Леня читать не хотел, полистает дома книгу, посмотрит все картинки и несет ее обратно, мол, прочитал. На «Робинзоне Крузо» учительница его подловила, попросила рассказать, о чем эта книга. Леня сделать этого не смог, пришлось читать. И ему так понравился «Робинзон Крузо», что Леня стал читать все, что ему попадалось: все книги в библиотеке, газеты, брал книги у соседей (которые порой приходилось искать на чердаках). Одной из его самых любимых стала книга Некрасова «Три стороны света». Так Леня полюбил чтение. И грамотность в результате заметно улучшилась.
В подростковом возрасте Леня брался за все дела. Работал в кузнице, знал всю имеющуюся в колхозе сельскохозяйственную технику, справлялся с лошадьми. Был «первый парень на деревне». В какой-то год для нужд страны забрали большое количество лошадей, а взамен прислали практически диких. Одну из таких лошадей Леня пытался приручить. И вот лошадь его уже не боится, решил Леня попробовать сесть верхом на нее. Лошадь этой попытки не оценила, сразу же сбросила седока, после чего новых попыток Леня не предпринимал.
Подростком Леня начал курить, как и многие мальчишки в его возрасте. Когда Кондратий это заметил, у отца с сыном состоялся серьезный разговор. Кондратий сказал ему следующее: «До совершеннолетия я запрещаю тебе курить, поскольку здоровья курение не прибавляет. А потом поступай как знаешь. Но для начала посчитай, сколько денег у тебя будет уходить на табак, и подумай, надо ли тебе это.» Посчитал Леня, что сигареты в итоге дорого обходятся, и больше их никогда в руки не брал.
На начало ВОВ Лене было 14 лет. По воспоминаниям в войну им жилось достаточно легко, все-таки у них в семье были двое мужчин: Кондратия уже не брали на войну по возрасту, ему было 69 лет, а Леня еще был мал (но уже достаточно взрослый для работы в колхозе). С отцом они часто ездили в город, продавали картошку, грибы, маринованные огурцы и другие продукты. Однажды Леня обменял мешок картошки на новый костюм для себя.
Во время войны зимой Леня часто ездил на заготовки леса в Орехово-Зуево и Куровское. По рассказам, туда ехали полные провизией (в том числе и для лошадей) обычно дня два. А обратно, налегке, лошади бежали так, что их не нужно было даже понукать, так хотели домой, и на дорогу уходило в два раза меньше времени.
А летом Леня возил сено в город на сенозаготовки (где сейчас находится свалка на Владимирской улице). Ехали туда по Нечаевской улице, улица тогда была песчаная. Песок был такой страшный, что лошади еле проезжали по нему.
Осенью 1944 года в возрасте 17 с половиной лет Алексея призвали служить в армию. Провожали всей деревней так, что Алексей с товарищем чуть не опоздали на поезд, который увозил новобранцев к месту службы: из деревни они мчались на лошадях, на поезд заскакивали, когда он уже тронулся.
На медкомиссии благодаря хорошему вестибулярному аппарату Алексея определили на флот. На вопрос, пойдет ли он комендор палубным, ответил согласием, так как должность хорошо звучала, казалось, что «в колхозе точно пригодится». После спросил у первого попавшегося матроса, что это за должность, на что тот ответил «артиллерист». Алексей расстроился, не пригодится профессия в колхозе.
В армии прослужил Алексей 7 лет (из них больше полугода во время войны, за что позже получил звание ветерана войны) на эскадренном миноносце «Строгий». В каких-либо боевых действиях Алексей не участвовал, стреляли они обычно по мишеням или пустым немецким кораблям, которые по послевоенному договору нужно было потопить. Как-то на их пушке наводчик неверно совместил цели, из-за чего пушка не выстрелила, а это был большой недочет. Тогда матросы быстро додумались заменить запальный патрон на бракованный. А раз патрон не рабочий, выстрел не произошел как бы по этой причине, следовательно, они не виноваты!
Всего один раз за время службы Алексей был дома на побывке. Когда возвращался обратно на службу без приключений тоже не обошлось. Для возвращения на свой корабль матросам выдавали предписание, когда и куда нужно явиться, там в это время должен стоять их корабль. Но в указанном месте корабля уже не было, хотя они явились вовремя. Тогда в комендатуре им выдали новое предписание, и так повторялось несколько раз. В итоге Алексей проехал почти пол Европы в поисках своего корабля (Балтика, Польша, Германия).
Во время службы Алексей всегда получал самые высокие оценки, «пятерочки», за что его приглашали дальше продолжить обучение военному делу. Он не согласился, так как всегда мечтал стать председателем колхоза. Но к моменту его возращения из армии их колхоз развалился, пришлось искать работу в городе.
В Егорьевске работал на деревообрабатывающем заводе маляром, позже столяром, потом его повысили до мастера. На обед приходил к родственникам Хохулиным (Мария Хохулина была дочерью Матвея, сын Кондратия от первого брака). Там он впервые увидел Зою, она приходила к Хохулиным за молоком. Тогда Алексей стал у них выспрашивать, что это за девушка и как бы за ней «приударить». На что получил ответ, что ничего у него не получится, у Зои давно уже есть жених. Но все-таки решили попробовать и действовать начали через ее семью: дома им нужно было подремонтировать мебель. Хохулины посоветовали Алексея ее маме как хорошего работника. Ремонт Алексей сделал очень хорошо, получил от бабушки Зои большую похвалу, «молоток в его руках так и играет» говорила она Зое. Чтобы познакомиться поближе с самой Зоей, Алексей попросил ее перешить пиджак.
Видимо, Алексей ей понравился, вскоре она пригласила его в кино, так как у нее был лишний билет (подруга не смогла пойти). Через какое-то время они поженились. Так как в мае умерла мать Алексея, сначала они с Зоей просто расписались 10 июня 1956 года, а праздновали свадьбу уже в июле. В браке у них родилось два сына, Александр и Борис.
На работе Алексея очень ценили, он постоянно автоматизировал и улучшал процесс производства, за что его быстро повышали по службе. Чтобы сохранить свою должность, в конце 60-ых годов Алексею пришлось идти учиться, сначала в вечерней школе (из-за войны он закончил только 6 или 7 классов), потом техникум (на время сессий приходилось ездить в Москву). В этот период Алексею было очень непросто совмещать семью, работу и учебу, у него начались головные боли, не мог уснуть. И тогда он пошел к врачу. После обследования врач поставил ему диагноз «невроз». А Алексей, человек деревенский, никогда о такой болезни не слышал, испуганным голосом спросил: «Доктор, а сколько мне жить осталось?» Врач и медсестра сначала удивленно на него посмотрели, а потом так и прыснули от смеха. Когда врач наконец перестал смеяться, ответил: «Ничего с тобой не будет, до ста лет проживешь!» Слова врача оказались пророческими, до ста лет ему не хватило всего два с половиной года. А назначенное лечение и уменьшение нагрузки со временем помогло Алексею справиться с недугом.
Однажды на работе с ним произошел несчастный случай. Во время работы на пилораме один из мастеров неудачно попал под пилу так, что ему отрезало руку. Алексей про себя отметил, что так работать не надо. Через какое-то время в тот же день у Алексея за пилой застревает маленький брусочек, и он решает аккуратно его подтолкнуть сзади (что нельзя делать категорически!). В результате он тоже попал под пилу, ему отрезало кончики пальцев на правой руке. В тот день к первому пострадавшему скорая ехала очень долго, его в итоге отвезли в больницу на машине. А скорая как раз успела к второму происшествию.
Один коллега уже давно занимался пчелами и каждое лето ездил на пасеку. Своими рассказами он увлек и Алексея. Зимой 1982 после возращения Бориса из армии начали подготовку: сколачивали улья, искали нужное оборудование и приспособления, изучали вопросы пчеловодства и готовились к поездке. Около 30 лет Алексей и его сыновья занимались пчелами. Каждое лето Алексей ездил на пасеку под Рязанью до 82-ух лет, и потом занимался пчелами на даче в Рыжево.
В старости дедушка Леша был очень активен. В основном сам себе готовил, убирался, стирал, хорошо помнил разные истории из своей жизни и своего отца Кондратия. Умер Алексей Кондратьевич в ночь на 16 октября 2024 года.