Наверх ##
9 июля 2013 13:36 Selena1 написал: [q] Думаю, что произведение поступило из коллекции князя Сергея Дмитриевича Горчакова (27 апреля 1861— 3 июня 1927). С 1909 по 1915 гг. — он калужский губернатор. В 1918 году Горчаков, работавший в редакции московского журнала, был арестован, сослан в Тобольскую губернию, где умер. В 1919 году собрание из имения Горчаковых было национализировано[/q]
Горчаковские коллекции были национализированы. В 1919 году наиболее значимая часть собрания была вывезена в хранилища Государственного музейного фонда, откуда художественные ценности разошлись по различным собраниям. Отсутствие владельческих описей и каталогов, изъятых Тарусской уездной чрезвычайной комиссией в 1918 году, противоречивость архивных материалов, недостаток сведений в музейной документации обусловили трудность работы по выявлению произведений из этого усадебного собрания. Тем не менее к настоящему времени удалось выявить более 3700 предметов из барятинского собрания Горчаковых. Так, в фонде Государственной Третьяковской галереи хранятся три произведения: «Портрет Марии Аркадьевны Вяземской, урожденной Столыпиной, в первом браке Бек», работы П.Н.Орлова и две миниатюры: «Портрет Николая I» работы И.А.Винберга и его же «Портрет императрицы Александры Федоровны». Часть работ была передана в Музей изящных искусств (в настоящее время — Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина): «Александр Македонский у тела царя Дария» Джанантонио Гварди; «Голова мужчины (Портрет Мазаньелло?)» Доменико Гарджуло; «Портрет молодого человека» итальянского художника-монограммиста венецианской школы конца XVI века; «Портрет мужчины в коричневом халате на голубой подкладке» А. Ван дер Верфа (?), портретные миниатюры Э.Т.Петера, Ш.Берни. Портрет графини Веры Николаевны Столыпиной, урожденной Мордвиновой, работы неизвестного мастера первой половины XIX века поступил в Исторический музей. Три произведения были переданы в Радищевский музей и в настоящее время находятся в собрании Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева: «Портрет Ивана Александровича Бека» кисти К.П.Брюллова, «Натюрморт» фламандского мастера конца XVII — начала XVIII века и графический «Портрет неизвестной (из семьи Горчаковых?)» французского художника В.Видаля. «Девушка с тамбурином» немецкого живописца Ф.К.Винтергальтера хранится в фонде Кировского областного художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых. «Жанровая сцена» П.Ж.Верхагена была передана Тверской картинной галерее. В музей-усадьбу «Мураново» были направлены три произведения: портреты герцога и герцогини Мекленбургских, исполненные немецким пастелистом начала XIX века Ф.Э.Вагнером, а также акварельный портрет В.И.Горчаковой в детстве работы Л.Фишера. Акварельный портрет князя С.Д.Горчакова, выполненный в 1837 году М.П.Вишневецким, был отправлен в Кабинет искусств Туркестанского университета. Две картины были переданы в Мосторг для продажи: «Св.Екатерина» итальянского мастера XVI века Бернардино Луини и «Буря на море» Сальватора Розы. «Портрет мужчины в черном» фламандского мастера XVII века направлен в Антикварный экспортный фонд. В 1919 году целый ряд живописных произведений из барятинского собрания поступил в Третьяковскую галерею на реставрацию (их местонахождение пока установить не удалось). Среди живописных работ, вошедших в состав Калужского областного художественного музея, следует выделить такие произведения, как «Мадонна со щегленком» итальянского мастера середины XVI века, «Возвращение из Египта» П.П.Рубенса (1614), «Фрукты» А.Х. ван Бейерена (XVII в.), «Пейзаж с фигурами» К.Хейсманса (XVIII в.), «Спящая женщина, освещенная свечой» Г.Схалкена (?) (XVIII в.), «Монахиня» Ф.Ф.Кюнеля (1821), «Овечки» Б.П.Оммеганка (1822), «Мать и сын» Э.Лажье (1861). Большая часть «барятинских» рисунков также хранится в Калужском областном художественном музее. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8603.php |