МАЖУРОВКА - ИСЧЕЗНУВШИЙ ХУТОР
Оригинальный пост:
https://ok.ru/bolschinka/topic/70938166599827 Пьяняще дурманящий запах разнотравья, школа в кленах, луг за околицей, тополя у реки Большой, щебетанье детворы у брода в летние дни и тридцать два двора – это все хутор Мажуровка.
Сейчас уже мало кто из молодежи помнит о существовании этого степного хуторка.
История его рождения берет начало от той поры, когда крепостной крестьянин МАЖУРИН Степан, после отмены крепостного права, выкупил надел земли, построил добротную хату, создал свое подворье. Следом за ним потянулись и другие вольные крестьяне. И назвали хутор Мажуровка.
Жизнь хутора постепенно налаживалась. Росло население. Вихри революции и гражданской войны мало коснулись хуторян. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что они жили вровень со страной. Пришла 1-я Мировая – кто-то ушел на «империалистическую», закружилась огненная круговерть гражданской – кто-то ушел к красным, кто-то к белым. Пришла коллективизация – хуторяне создали колхоз.
Было это в далеком 1929-м и назвали они свой колхоз «имени Кирова». Земли колхоза были за Ореховой балкой до Грековой включительно (наделы граничили с ильинскими и шарпаевскими землями). Плодородие почвы здесь было не такое высокое как в колхозе «Красный победитель» (х. Гирино) или «Свободный труд» (сл. Большинка, 3 бригада совхоза, прим авт.). Плуги, скот были общими – колхозными. Нелегким был труд колхозников. Для собранного урожая в колхозе был построен общественный амбар. План по хлебозаготовкам выполнялся.
Голод 1932-1933г.г. коснулся и жителей хутора Мажуровка.
Табор колхоза располагался в лощине (небольшая балка в сторону Большинки, прим. авт.). В колхозе был свой пруд (ставок).
Колхоз «им. Кирова» обслуживался Щаденковской МТС (она была на 6 колхозов).
К концу тридцатых годов жизнь в хуторе постепенно налаживалась. Однако на пороге уже стояла война…
Первыми из хутора ушли на войну ЗАЙЦЕВ Петр Яковлевич и Ярославцев Дмитрий Пудович, вернее они уходили в армию, а попали на войну… См.
https://ok.ru/bolschinka/topic/70896556220563 23 уроженца хутора Мажуровка ушли на войну, из них 15 человек не вернулись с полей сражений…
Просматривая документ, невозможно читать без чувства сострадания и содрогания.
«БАЛАКИНА Ефросинья – сын погиб на войне.
ЖУКОВА Полина Павловна – 3 детей, муж погиб
ЗАЙЦЕВА Пелагея Лукьяновна – 2 детей, муж погиб.
МИХАЙЛЕНКО Дарья Павловна – 3 детей, муж погиб.
ЧЕРНОВА Мария – 4 детей, муж погиб.
ЯРОСЛАВЦЕВА Анастасия Григорьевна – 2 детей, муж погиб.
ЯРОСЛАВЦЕВА Наталья Карповна – 2 детей, муж погиб».
Этим и другим женщинам пришлось поднимать после войны хозяйство, растить детей. На плечи этих вдов легла основная тяжесть послевоенного времени. Разруха, голод… Им не положен был «материнский капитал», пенсию по потере кормильца получали не все (если муж пропал без вести, пенсия не выплачивалась, прим. авт.).
А дети войны? На их хрупкие плечи тоже легли трудности той поры. Дети войны до сих пор ждут закон о предоставлении им льгот…
Те из мужчин, кто вернулся в Мажуровку, большинство были изранены. БЕЛОУСОВ Илья Андреевич и ЧЕРНОВ Иван Степанович вернулись в родной хутор без ноги.
Несмотря на трудное время, все жили дружно. Сообща поднимали хозяйство. Хутор сам в войну не пострадал, ни одной хаты не было разрушено. Однако скот и техника были уничтожены. Предстояла большая работа, чтобы все восстановить.
Если перечислять всех, кто жил до войны и после войны в хуторе, то это займет много времени. Перечислю, с вашего позволения, только фамилии.
БАЛАКИНЫ, БЕЛОУСОВЫ, БОГОМОЛОВЫ, ГРАБОВЫ, ДУБОВСКИЕ, ЖУКОВЫ – 5 семей, ЗАЙЦЕВЫ – 2 семьи, КНУРЕВЫ, КОВАЛЕВЫ, КОЛЕСНИКОВЫ, КОНОНОВЫ, ЛЯШКО, МАЖУРИНЫ, МИХАЙЛЕНКО - 3 семьи, МОГИЛЕВСКИЕ, СИДОРЕВИЧ, ФРОЛОВЫ, ЧЕРНОВЫ – 4 семьи, ШИШКАЛОВЫ, ЯРОСЛАВЦЕВЫ – 5 семей.
Все приходилось начинать заново. После войны было трудно и хуторяне приняли решение объединиться с колхозом «им. Щаденко» (в Мажуровке по существу была бригада этого колхоза. Руководил этой бригадой до вступления в совхоз «Щаденковский» фронтовик - ШИШКАЛОВ Николай Степанович, прим. авт.).
К середине 50-х в Мажуровке была начальная школа. Она вся была окружена кленами. Уроки вела ГРАБОВА Екатерина Павловна. После окончания начальной школы, дети учились в Большинской средней школе, жили в интернате.
В центре хутора был магазин сельскохозяйственных и продовольственных товаров («Сельмаг» или «Продмаг», как говорили жители).
В здании правления по выходным крутили фильмы, ленты привозили из Большинки.
Казалось бы жизнь стала налаживаться. Однако объективные и субъективные причины привели к тому, что люди стали разъезжаться из этого красивого хутора.
Все больше и больше стали наступать пески, урожайность полей и огородов падала, на трудодни платили мало, удаленность от центральной усадьбы (4 км по прямой до Большинки через Петриков сад, а до школы и все 6 км), необходимость учебы детей и т.д.
Все это привело к тому, что к концу 60-х хутор Мажуровка перестал существовать. Сегодня вблизи тех мест шумят сосновые леса, их посадили уже после войны, чтобы сдержать наступление песков.
Все также рядом с бывшим хутором находится балка Грековая. За лугом все также течет река Большая, много воды утекло с той поры, многое изменилось. Но мажуровцы (их немало живет в Большинке, прим. авт.) до сих пор вспоминают с грустью то место с красивым названием Мажуровка...
Такова история этого исчезнувшего хутора…
Выражаю признательность ШИШКАЛОВОЙ Антонине Алексеевне и БОНДАРЕНКО (ШИШКАЛОВОЙ) Ольге Павловне за любезно предоставленную информацию.