В Рогачике был открыт казённый винный склад.
Эта особенность Рогачика связана, видимо, с ориентировкой ближайших латифундий на производство спирта из сельхозпродуктов.
Другой особенностью еврейского населения Рогачика было наличие в нём евреев, считавшихся крестьянами. Теоретически любой мог выйти из своего прежнего мещанского или купеческого общества и попроситься в крестьянскую общину. Вопрос, как бы она на это реагировала. С крещёными евреями можно привести пример. «Крым» №32 16.03.1890 сообщает, что крестьянское общество Верхних Серогоз «не только приняло новообращённого христианина в свою среду и дало душевой надел земли, но даже под его усадьбу отвело самое лучшее место в селе».
А вот с иудеями всё сложнее. Вообще-то для форс-мажорных обстоятельств тогда существовала процедура выбора образа жизни. Например, если купец был не в состоянии платить гильдейские взносы или бывший солдат выбывал из «военного сословия», он должен был заявить, членом какого общества ему желательно быть, и губернская казённая палата могла его к этому обществу приписать, не спрашивая у того согласия. Отставные солдаты обычно тянули, сколько могли, с переходом в податное сословие – как раз чтобы не платить податей. Но их выискивали и принуждали определиться. Вот именно они и составляли, видимо, «контингент», из которого в Рогачике брались евреи-крестьяне .
И вот мы читаем в мелитопольской метрической книге рождений за 1895 год (в Рогачике казённого раввина, конечно, не было) между записями от 3 и 4 октября запись (преобразована из табличной формы): «Отец – запасной писарь, причисленный к крестьянам села Верхний Рогачик, Герш Рувинов Лютровник; мать – Чарна Иоселевна, сын Илья рождён 4 июля в Верхнем Рогачике, обрезан 5 октября Шахной Левенсоном». С 1870 года этот отставной писарь Лютровник владел в Рогачике 516 кв. саженями земли, на которых стоял дом с постройками (ГАРФ 102(6)-154а-1373).
Ещё примеры – это Иосиф Гершевич Беркович и Мотка Иосифович Лейбман. Позднее «в количестве» появились евреи-крестьяне в Мелитопольском уезде, когда было создано поселение Дагмаровка.
Взаимоотношения евреев с крестьянским населением села и с «начальством» были неплохими. Как и везде в Мелитопольском уезде, погром в 1881 году был предотвращён. В РЕ №39 25.09.1881 появилась публикация из Верхнего Рогачика:
«В самом разгаре беспорядков <…> мы обратились к приставу В.И. Легайду, который немедленно приехал к нам, собрав волостную и сельскую администрации, оставил им инструкции, как действовать и закрыл все питейные заведения. Все эти меры очень хорошо подействовали.
Но более всего мы обязаны местному духовенству, о. благочинному Конст. Пивоварову, свящ. отцу Ананию Манжелей, отцу Виктору Писаренке и отцу диакону г. Диковскому. Здешние евреи обратились к отцу благочинному с просьбою оказать им своё содействие. Отец Константин, глубоко тронутый, выслушал нашу просьбу и обещал сделать всё от него зависящее; он остался верен своему обещанию. Теперь у нас тихо.
И. Финкельштейн».
Этот Иосиф Исаакович Финкельштейн был немаловажной фигурой в Рогачике. Как указано выше, он одно время владел складом вина, а в сводке еврейской недвижимости имуществ в сёлах, составленной в 1900 году, за ним числятся три дома и кирпично-черепичный завод с 1870 года. Он появляется в списках присяжных заседателей по уезду, начиная с 1875 года (ТГВ №15 18.02.1875). Правда, ТГВ №10 5.03.1892 сообщили, что он выбыл из купеческого сословия за необъявлением капиталов. Далее мы увидим, что его сын Арон Иосифович (1875-1942, похоронен в Москве на Пятницком кладбище) с октября 1906 по август 1914 года и с августа 1917 по июнь 1919 года был врачом в В. Рогачикской земской больнице.
После ограничений 1882 года на проживание евреев в сельской местности рост еврейской общины Рогачика почти прекратился.
Сведения о числе евреев в сёлах Мелитопольского уезда в 1882 г. (и мужчин – в 1896 г.)
28 июля 1896 г., ГААРК 26-1-28153, лл. 43-53 (опубликовано в ЕМ-1 на с. 812-814)
Волость Село Муж. Жен. Дети Крестьяне Мещане Солдаты Купцы Всего мужчин 1896, мужчин соверш.-летних
Рогачикская Верхний Рогачик 71 70 86 17 193 2 15 71 81
Нижний Рогачик 4 3 8 14 1 4 5
Ушкалка 1 1 1 3 1 1
Бабино 1 2 3 6 1 1
Гюневка 1 1 2 4 1 1
Более того, некоторые евреи Рогачика в 1894 году эмигрировали в Аргентину. В ГАРФ 102(6)-154а-238 приведены анкеты желающих уехать, а в ГАРФ 102(2)-76а-1570 названы те из них, кто получил «выходные свидетельства». Среди них Ицко Кумок (см. главу 4); 32-летний Соломон Богатин с женой из Новогрудка и тремя детьми, 48-летний скотопромышленник Исер Шабсай с женой из Сейдеменухи, четырьмя детьми и двумя «за компанию»; 40-летний скотопромышленник Абрам Эпштейн с женой Эйко Кумок (глава 4), детьми и «компанией»; Берко Орликов, «торговец и земледелец» с женой и 9 детьми, 31-летний Симон Столштейн, «столяр и земледелец» с женой и 6 детьми, наш знакомый 52-летний «земледелец» Янкель Нейфельд с женой и тремя детьми. Кстати говоря, он в анкете пишет, что в Рогачике с 1857 года.
Многие михайловские евреи торговали с переменным успехом. Тот же Г.Р. Лютровник, речь о котором шла немного ранее, держал аптекарский магазин, разорился в ходе торгового кризиса («Коммерсант» №986 5.01.1913), в 1921-1924 гг. был мелким торговцем бакалеей.
Из «промышленных предприятий» после Гражданской войны за евреями в Рогачике остались две небольшие маслобойни: у Гени Кумок с двумя рабочими и у Вульфа Абрамовича Бродского – с тремя (ГАЗО Р3532-1-11). Вообще-то вдова купца Шмерко Кумока понемногу распродавала немалое наследство умершего в 1904 году мужа, но об этом – в главе 4.
В общем, эта небольшая община жила спокойно, что называется, «без шума и пыли». Иногда случались происшествия, попадавшие на страницы газет. Например:
КВ №266 3.12.1893: «В начале лета у старожила еврея Ф-на [Иосифа Финкельштейна] в с. Верхнем Рогачике исчезла служившая у него девушка-подросток. Прошёл день, неделя, другая, а о девочке ни слуху. Родители девушки обратились в сельское правление. Сельский староста вместе с сотскими явился во двор г-на Ф-на и стал производить обыск, не имеются ли где-либо кое-какие указания. Осмотрели конюшни, сараи, горища – ни следа. Родители девушки, верхнерогачикские крестьяне, приставали к г. Ф-ну, не давали ему покоя. По поводу внезапного исчезновения крестьянской девочки ходили по селу самые нелепые слухи. В розысках и толках прошло всё лето. Но вот наступает октябрь. Девочка сразу является к родителям с заработанным капитальцем (30 р.). Оказывается, что её нанял крестьянин из соседнего села Знаменки, увёз её на хутор, где она и пробыла всё страдное время. Её прельстила хорошая плата, почему она, не сказав никому ни слова, уехала на место. Хорошо, что в наших сёлах не существует национального антагонизма, а то из такой истории могут получиться печальные результаты».
НХВ №39 (1899), с 1205-1206: В Верхнем Рогачике умер Спивак, 17 лет. Смерть зарегистрирована в Мелитополе, но призываться он должен был в Херсоне. В результате несогласованности действий чиновников, Херсонское присутствие по воинской повинности [за неявку сына на призыв] наложило на отца Спивака штраф в 300 р,, повлёкший назначение распродажи имущества семьи .
КВ №155 20.06.1902 описывает мытарства с постройкой молитвенного дома в В. Рогачике взамен старого. Уполномоченные общества купец Р. Корабельников и мещанин Б. Лютровник не представили губернскому правлению ряд бумаг вовремя.
КВ №195 31.07.1909: В Рогачике 6 разбойников напали на дом купца [Иосифа] Берковича. Подрядчик и приказчик ранены, похитить ничего не удалось.
МВ №16 9.02.1912: В Верхнем Рогачике пожар у купца Л.О. Мясника.
Евреи В. Рогачика не были особенно религиозны или преданы идеям сионизма. Тем не менее, во время легальности сионистского движения кружок был организован. Да и помимо него периодически в еврейской прессе сообщалось о пожертвованиях от евреев из Рогачика на разные цели. НХВ №6 25.01.1901 сообщила, что от сионистского кружка для палестинских рабочих поступили 5 р. 10 коп. Среди жертвователей И. и Д. Кумок, Н. Бродский и Н. Бродская, аптекарь Нехцин (Нехчин), Нейфельд, Гельфанд, Беркович и др. «Рассвет» в №29 (1909) перечисляет пожертвования, собранные (моэлем – см. ранее) Ш. Левинсоном. Среди жертвователей те же, а также И. и Я. Корабельниковы, Л. Спивак, Л. Мясник и др.
Не было и революционеров среди евреев Рогачика. Листовки в село изредка привозили, но до обысков и арестов дело не доходило. Крестьянские выступления в Рогачике были массовыми, направлены в основном против помещичьего землевладения и еврейскую общину почти не затрагивали. Кое-кого из «интеллигентов» держали под негласным надзором полиции. Например, в 1888 г. под надзор попал Моисей Ааронович Вильчур, врач, работавший в Рогачике и Каменке (ГААРК 26-2-2010).
Здесь надо, кстати, сказать, что в селе пробовали обосноваться вольнопрактикующими врачами Исаак Меерович Шпиндлер (1896), Самуил-Иуда Лейбович Маграм (1898-1900). Одним из земских врачей был уже упомянутый Арон Финкельштейн. Содержатель аптеки Борис (Борух) Дубовский жил в Рогачике с 20 июля 1886 г. (ГААРК 26-2-2890). Потом аптеку содержал Яков Исаакович Винокуров, следом – Абрам Нухимович Нехцин, в ней работал с 1909 года Лазарь Абрамович Ямпольский. «Российский медицинский список» сообщает, что в 1916 году аптека принадлежит Мордуху Абрамовичу, и в селе появился, наконец, зубной врач – Двейра Менделевна Варшавская-Абрамович, видимо, жена аптекаря.
После Гражданской войны на Рогачикском медучастке из евреев был только младший персонал – санитарки; в 1924 г. отмечены санитарки Фрейда Перецовна Файвужинская, Буня Бенциановна Мейер (Меерова из Михайловки), кухарка Клара Григорьевна Шнейдер (1902-1978). Как Буня, так и Клара стали активистками, в Мелитополе вступили в партию. А Рогачик, конечно, покинули.
В это же примерно время (1923) в Рогачике отмечены евреи-торговцы Гельфанд Залман Израилевич, Друй Соломон Соломонович, Лангер Розалия Иосифовна, Мусников Яков Моисеевич, Серебро Иаков Исаакович, Тартаковский Иосиф Борисович, Штолштейн Семён Ирухимович, Трубников Яков Ефимович, Сабсай Исаак Осипович, Ритвин (ГАЗО Р3531-1-13). Остатки общины ещё сумели организоваться: согласно ЦГАВОУ 5-2-1032, в 1925 году в В. Рогачике была «синагога» с 64 прихожанами.
Однако последующие преобразования общества – коллективизация на селе и связанная с ней урбанизация, индустриализация, борьба с религией, резкое повышение образовательного уровня молодёжи и т.д. – почему-то очень сильно повлияли на евреев именно В. Рогачика. К началу Великой Отечественной войны в селе, похоже, евреев не осталось вообще. Яд Вашем заимствовал из общего списка тех, кто был расстрелян оккупантами в Рогачике, колхозника Ефима Исаевича Чапалу, но он, скорее всего, не еврей. Несколько уроженцев Рогачика погибли в других местах (Мария Пинхусовна, урожд. Светличная, – в Херсоне, Двося Шахнович, урожд. Сабсай, – в Каховке).
Некоторые из евреев Рогачика подверглись незаконным репрессиям, но уже не в селе. Один из них – это Арон Ефимович Иохим (р. 1905, В. Рогачик) – из рабочих, беспартийный, женат, жил до ареста в Симферополе, зам главбуха авторемонтного завода им. Куйбышева, арестован 09.10.1937 НКВД Крыма, осуждён 16.02.1938 по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация) военным трибуналом Черноморского флота к 4 годам ИТЛ. Уже 08.05.1939 Верховным Судом СССР оправдан (сведения ГУ СБ Украины в Крыму, д. 02366).
В войне евреи – уроженцы Рогачика, конечно, участвовали. Все они призывались уже вдали от родного села и почти все были офицерами. Это капитаны Абрам Наумович Бродский и Исаак Львович Мясников (Мясник), лейтенант Яков Иосифович Столштейн, лейтенант медслужбы Сарра Яковлевна Мусникова и т.д. Пропал без вести главстаршина Мирон Исаакович Сигальчик, а его брата Семёна в 1985 году наградили юбилейным орденом Отечественной войны II ст.
Ссылка