На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
+ Царицынский уезд Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе.
Наверх##19 сентября 2023 13:0721 декабря 2023 20:55
Метрические книги (МК)
1) 1790-1800: крепостные графа Дмитрия Александровича Зубова метрические книги, исповедные ведомости и клировые ведомости не сохранились
2) 1800-1822: крепостные Ивана Андреевича Варвации (С 21.10.1772 поручик; С 14.02.1782 секунд-майор. С 21.09.1800 надворный советник. С 30.09.1809 принят в вечное российское подданство) Крестьяне Варвация, купленные у графа Д.А.Зубова и официально приписанные к с. Икряное, регистрируют рождение и браки в приходах Тихвинской церкви на Паробичевом бугре (там был сад И.А.Варваци) и Гостинно-Николаевской церкви возле дома Варвация. Ф.691 оп.2 д.1. Книга учета рождений, смертей, браков Тихвинской церкви города Астрахани за 1798-1831 гг. - https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-691-op-2-d-1 (в деле обратный порядок годов) Ф.691 оп.2 д.2. Книга записи брачных свидетельств Тихвинской церкви города Астрахани за 1802-1809 гг. - https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-691-op-2-d-2 Ф.691 оп.2 д.3. Книга записи брачных свидетельств Тихвинской церкви города Астрахани за 1810-1836 гг. - https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-691-op-2-d-3 Ф.630 оп.1a д.1. Метрическая книга записи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Гостинно-Николаевской церкви города Астрахани за 1793-1820 годы - https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-630-op-1a-d-1
3) 1822-1838: крепостные Александры Петровны Милашевой В с. Икряном полноценного храма еще нет. Крестьяне с. Икряного региструруют рождение и браки в соседних приходах с. Иванчуг и с. Чаган. Ф.1121 оп.1 д.1 Метрические записи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Покровской церкви села Чаган Астраханского уезда Астраханской губернии за 1796-1837 гг. https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-1121-op-1-d-1 Ф.641 оп.1 д.4 Книга регистрации браков, рождений и смертей за 1802-1831 годы Троицкой церкви села Иванчуг Астраханского уезда и губернии (Свято-Троицкие церкви Астраханского уезда и губернии). https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-641-op-1-d-4 Ф.731 оп.1доп д. Метрическая книга Христорождественской церкви города Астрахани, 1832-1839 годов (ошибка в заглавии дела, так как МК по селу Иванчуг) https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-731-op-1dop-d-1 https://yandex.ru/archive/cata...r=2249+535
4) 1838-1858: крепостные Александры Петровны Милашевой (ур. Сапожниковой), затем c 1855 года Анны Александровны Чубаровой (ур. Сапожниковой) Управляющий имением г-жи А.П.Милашевой, купившей Икряное у И.А.Варвация в 20-х годах XIX в., купец 2-й гильдии Николай Солодников от имени своей доверительницы 27 января 1833 г подает прошение в Святейший Правительствующий Синод на имя митрополита Серафима (в миру Стефан Васильевич Глаголевский) о разрешении постройки каменного Храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Купец 1-й гильдии Алексей Петрович Сапожников (учредитель фирмы «Братья Сапожниковы» и фактический распорядитель имением) обязался содержать Храм и служащих (священника, дьякона, псаломщика и т.д.) на средства фирмы. 5 апреля 1839 г. постройка церкви была разрешена и благословлена митрополитом, а уже 28 сентября 1841 г. освящена во имя апостолов Петра и Павла иереем Николаем Васильковским и протоиреем Георгием Чудновским. В 1903 году однопрестольная церковь была расширена постройкой двух приделов (северный — во имя св. Николая Чудотворца, южный — во имя иконы Казанской Божьей Матери). Новые приделы освящены 5 июля 1905 года. В период 1839-1917 гг. священниками служили Георгий Владимиров, Николай Кузьмин, Михаил Юштин, Владимир Киселев. Здание церкви разрушено в 1936 году, а кирпичный материал использован в строительстве общественных зданий. Метрические книги о рождении, браках и смертях за преиод 1839-1858 гг сохранились в полном объеме.
Ф.633 оп.1 д.1 Метрические записи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Петропавловской церкви села Икряное Астраханского уезда Астраханской губернии за 1839-1846 гг. https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-633-op-1-d-1 Ф.633 оп.1 д.2 Метрические записи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Петропавловской церкви села Икряное Астраханского уезда Астраханской губернии за 1846-1852 гг. https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-633-op-1-d-2 Ф.633 оп.1 д.3 Метрические записи о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Петропавловской церкви села Икряное Астраханского уезда Астраханской губернии за 1853-1858 гг. https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-633-op-1-d-3
Краткие сведения о начале формирования села Икряного можно проследить из статьи диакона Саевинского. Учитывая новые обстоятельства, посмотрим на выдержки из его статьи под новым углом.
Привожу анализируемую выдержку: Сведения о первом храме в селе Икряном заимствуются из клировых ведомостей за 1792 год. В то время с. Икряное еще не упоминается под этим названием. А в заголовке клировых ведомостей значится: "о церкви графа Дмитрия Александровича Зубова на новом поселении". И далее: "церкви еще нет, а имеется часовня, а как церковь построится и утварь всякая обещается". Священник от Иванчугской Троицкой церкви, дворов 12, а душ мужского пола 99 женского пола 76, крепостные Зубова, и далее идет перечень содержанию причта и близ лежащих ватаг, определяющих местоположения "нового поселения". Упоминается, между прочим, и ватага купца Михайловского 7 верст взад. А из прошения, поданного графом Зубовым в 1794 году, видно, что в 40 вер. от гор. Астрахани граф Дмитрий Зубов на рыболовном промысле на бугре, где была ватага купца Михайловского поселил вновь, крестьян до 200 душ обоего пола, образовавших дер. Икрянинскую, куда просил Зубов священника, обещал ему жалованья 100 руб. в год и далее идет перечень руги с клиров. ведомостями за 1792 год. Но как душ и дворов было мало, то Владыка приписал Икряное к Иванчугской двух штатной церкви, чтобы один священник совершал требы там. В 1795 году про церковь замечено, что она "уже начата и ко окончанию приводится". Священник М. Степанов, хотя и значится, но "причислен к Троицкой церкви Иванчугского учуга", все прочее тоже самое, а в оглавлении оное поселение с церковью названо "Сергиевской, что г–на Зубова. А в 1796 году – "село Зубовка Сергиевской церкви", расстояние от Астрахани в 46 верст. В том же 1796 году уже пишется в селе Николаевском, нововыстроенная церковь, а на крышке написано "Сергиевской" церкви, деревянная, строением в окончании приведена, утварью церковною вскорости исправлена быть имеет". Очевидно еще не освящена; дворов 56, крепостные Зубова, ватаги тоже. В 1797–1799 гг. об этой церкви и селе уже не пишется особо в клировых ведомостях. Чтобы разобраться в целом ряде кажущих противоречий, в приведенных актах, относительно образования села и храма в с. Икряном, надо иметь в виду, что тому же графу Дмитрию Зубову в одно почти время (в 1794 г.) по Высочайшему повелению даны были пустопорожние места в Черноярском уезде, где им в 1794 г. и поселены были его крестьяне в трех деревнях Златозубовке, Среброзубовке (Дмитриевское–тоже) и Александровке, не в далеком друг от друга расстоянии, в коих во всех до 400 душ обоего пола, а церкви нет; почему хлопотали построить таковую в Среброзубовке, но по недостатку содержания, хлопоты не увенчались успехом. Снова просили о церкви в 1797 году и разрешено указом Святейшего Синода от 2 июня 1798 года. Но управитель Зубова Бородин приготовленный материал растратил и пока он сменен был и назначен новый – церковь и не начиналась до 1800 г. В следующем году закончена, а освящена была лишь 10 февраля 1802 года. В прошении графа Зубова в 1794 году – о назначении священника в его "Новое поселение” на рыболовном промысле прямо указывается, что поселение находится на месте бывшей ватаги купца Михайловского в 40 вер. от Астрахани. Следовательно, граф Зубов в этом 1794 году на это место перевел своих крепостных с первого поселения, а с ними вместе перенес и часовню и начал строить церковь, возбудив вопрос о назначении сюда особого священника. Церковь строением в 1796 году была окончена, но освятить ее ему не пришлось, так как в этом же году рыболовные участки в этом месте были перепроданы в другие руки – Варвацию. А как у графа Зубова было еще имение в Черноярском уезде, высочайше пожалованное ему в 1794 г. с поселенными там крестьянами, то вполне возможно, что, продав рыболовные участки в 1796 г. Варвацию, своих крепостных крестьян, как более способных к полевым работам, перевел туда, а вместе с ними разобрал и перенес церковь, выстроенную в с. Икряном. Этим объясняется, что в клировых ведомостях церковь пишется в 1796 г. "то Николаевскою, то Сергиевскою" и в последующих годах 1797–1799 гг., про церковь графа Зубова на новом поселении нет и помина. Эта возможность тем более основательна, что управляющий Зубова, Бородин, заготовленный в Среброзубовке лес на построение церкви растратил, за что и был сменен; да и количество дворов (56) говорить в пользу состоявшегося перемещения крестьян и переноса вместе с ними церкви в д. Среброзубовку (ныне с. "Пады"). Кроме того, с переходом рыболовных вод к Варвацию, им вскоре же было возбуждено ходатайство (в 1811 г.) о переносе, храма, из с. Федоровского в с. Икряное, что ясно показывает, что церкви в с. Икряном уже нет, но часовня осталась, так как в 1847 г. эту часовню разрешено было 21 августа перенести в с. Никольское (7 верст), а по клировым ведомостям она значилась лишь в 1792 г., когда промысел в с. Икряном принадлежал графу Зубову. Следовательно, первым храмом в с. Икряном была часовня, построенная в 1792 году на первом поселении графа Зубова и в 1794 г. перенесенная в с. Икряное, которое этим именем стало называться с переходом к Варвацию, прочно поставившему рыбопромышленное дело и заготовление икры, как местный житель и специалист. Часовня эта обслуживала духовные нужды жителей до переноса сюда из с. Федоровского храма, преобразованного в молитвенный дом, который, впоследствии, в 1860 г. перенесен в свою очередь в село Житное.
Разбирая текст представляется, что автор при написании статьи "попотел", анализируя исследуемые архивные документы. Жаль, что эти клировые ведомости не сохранились.
Все в этой статье логично, кроме этого: В 1795 году про церковь замечено, что она "уже начата и ко окончанию приводится". Священник М. Степанов, хотя и значится, но "причислен к Троицкой церкви Иванчугского учуга", все прочее тоже самое, а в оглавлении оное поселение с церковью названо "Сергиевской, что г–на Зубова. А в 1796 году – "село Зубовка Сергиевской церкви", расстояние от Астрахани в 46 верст. В том же 1796 году уже пишется в селе Николаевском, нововыстроенная церковь, а на крышке написано "Сергиевской" церкви, деревянная, строением в окончании приведена, утварью церковною вскорости исправлена быть имеет". Очевидно еще не освящена; дворов 56, крепостные Зубова, ватаги тоже. В 1797–1799 гг. об этой церкви и селе уже не пишется особо в клировых ведомостях.
Получается, село Икрянинское (Икрянское) в 1796 году переименовали в Зубовка, а первая церковь в селе Икряное называлось Сергиевской. Можно было предположить, что речь шла уже о Черноярской локации, но "46 верст" от Астрахани может располагаться только икрянинская дача. Самое ближайшее поселение графа Зубова в Черноярском уезде удаленно от Астрахани на расстоянии более чем 250 км. Получается, в том же 1796 году уже не Зубовка и не Икрянинское, а село Николаевское. Но смущает количество дворов: 56 дворов в Икряном точно не было, да и "Никольское" уж сильно указывает на черноярский след. Также примечательно, что Саввинский заключает, что в 1797–1799 гг. об этой церкви и селе уже не пишется особо в клировых ведомостях. Далее Саввинский пишет о том, что Варваций купил Икряное в 1796 году, что не соответствует официалным документам. Официально, это произошло зимой 19 декабря 1800 г.
Напрашивается вывод, что церковь в селе Икряное, вероятно, все же была построена. Статус села в РС, поданной в декабре 1795 года, как минимум, на это косвенно указывает. В 1798 году, видимо, намеченные перспективы развития села иссякли после передачи прилежащих вод кн. Куракиным и Зубов, возможно, это обсуждал с местными магнатами в лице Варвация и его компаньонов. Приезжал же он зачем-то осенью 1798 года в Астрахань (см. пост выше). Известно, что церковь в селе Поды Черноярского уезда была построена в 1800-1802 гг. И это самая первая церковь в черноярских дачах Зубова, на сколько мне пока известно. Саввинский, в конечном итоге, вероятно правильно заключил, что в селе Икряное церковь была разобрана и перенесена в село Поды. Возможно, это произошло не в 1796 г, а в 1800-1802 гг. К факту того, что "в 1797–1799 гг. об этой церкви и селе уже не пишется особо в клировых ведомостях" пока, думаю, следует относиться осторожно. Стоит заметить, что в декабре 1800 г. Зубов продает село Варвацию, а церковь в Поды начинают строить в 1801 г. Спорной остается запись Саввинского: "В том же 1796 году уже пишется в селе Николаевском, нововыстроенная церковь, а на крышке написано "Сергиевской" церкви, деревянная, строением в окончании приведена, утварью церковною вскорости исправлена быть имеет. Очевидно еще не освящена; дворов 56, крепостные Зубова, ватаги тоже." На сколько мне известно, в Никольской (Зубовка) в этот период церкви не было.
Наверх##14 октября 2023 18:3015 октября 2023 10:41
Наблюдение: В декабре 1795 года Д.А.Зубов подает ревизскую сказку на село Икряное, где, среди прочих, указаны два дворовых человека "Василий Мосеев Тезев" 23 лет и "Пион Семенов Гусев" 27 лет. Под Пионом приведен комментарий: "покупной Никанора Иванова Знобишина и показанной в прошедшуе ревизию Саратовскаго наместничества Кузнецкой округи в селе Троицком". И это единственный купленный крестьянин. Обращаясь к биографии И.А.Варваци можно заметить, что дочь Варваци Александра Ивановна осенью 1798 года выйдет замуж за Петра Никаноровича Ознобишина, сына вышеупомянутого Никанора Ивановича Ознобишина.
Петр Никанорович в своем дневнике 27.10(7.11).1798 записал: 27. середа. День был такой же. По утру был кое-где и звал к себе, обедал дома. После обеда в пятом часу приехали к нам Бердяев с женой. Последнюю просил я быть у себя посаженою материю. Потом Степан Иванович Леницкий, которой будет отцом. Приготовясь всем, в шесть часов поехали в церковь Николы гостинаго их приход. Приехав, поставлен был на место. Потом привезли невесту – дочь болшую маиора Ивана Андреевича Варвация, на которой перед поéздом в Казань я еще помовил. С ея стороны были Михайла Григорьич Карандеев, ее родня, Кирила Федоров с женой и Павел Григорьевич Зимович с женой, которая и была у невесты посаженная мать, а Карандеев отцом. После венца провели нас в дом тестя моего, где был ужин, после сего поехали мы домой и за нами гости. Потом последовало окончание церемонии. Ознакомившись с дневником П.Н.Ознобишина, можно заметить, что знакомство с будущем тестем Иваном Андреевичем Варваци происходит осенью 1796 года, после пребытия в Астрахань 3(14).10.1796 в новой должности. Астрахань он посетил первый раз. В 1802 году Д.А.Зубов переводит Пиона Гусева в д.Александровку, после продажи села Икряное Варвацию в декабре 1800 г. И.А.Варваци в 1801 году даст денег П.Н.Ознобишину для выкупа вышеупомянутого села Троицкое у своей матери. Ныне территория села Троикого располагается в черте Инзенского района Ульяновской области.
Вот такое прослеживается совпадение. А, возможно, у этого совпадения есть вполне обоснованное основание.
Наверх##15 октября 2023 13:2915 октября 2023 13:30
В Дневнике Петра Никаноровича Ознобишина можно обратить внимание на запись:
[7(19).02.1801] 7 четверток день был сумрачной, теплой, очень таяло и шла изморось. По утру был у меня землемер из Москвы Алексей Кузмич (Смирнов. – О.Б.), которой ехал в Астрахань к батюшке межевать воды его. Привез мне писмо Пенкина Увара Федорыча из Москвы от 29 генваря, которой пишет, что сестра Вера Никоноровна в Москве и что все домашния здоровы. Он у нас обедал и поехал в Астрахань. Я с ним к батюшке писал и послал ситец. Ночь была теплая. ...
[10(22).05.1801] 10 пятница день был ясной, жаркой, но мне, по слабости моей, все казалось холодно. Утро все занимался почтою. Заготовил писмо к Дембровскому в Казань. Получена московская почта, и в приказах видно стало, что на место графа Ливина (Ивана Андреевича. – О.Б.) 3-го определен шефом Завалишин. В полдни я был очень слаб, и все спать хотелось. Ночь была тихая, теплая. Сей день обедал у нас землемер, бывший у батюшки, – Алексей Кузмич Смирнов. Он возвращался в Москву и завез к нам писмо батюшкино от 6-го маия, которой пишет, что здоров и прислал боченок капарцов, хотел скоро прислать и сарочинскаго пшена. Смирнов, пообедавши, поехал в Москву и с ним я писал Пенкину.
капарцов = каперсов сарочинскаго пшена = риса
В приведенных выдержках речь, вероятно, шла о водах, принадлежащих икрянинскому имению, купленному у Д.А.Зубова около 6-ти недель назад 19 декабря 1800 года. Имения Скрипицина у бергеов Каспия, на сколько мне известно, Варваци приобретает позже. А имение чуть севернее Астрахани в его собствености состояло уже к 1795 г.
Наверх##15 октября 2023 13:5115 октября 2023 14:05
Одно дело официальные документы, которые могли составлятся фиктивно, задним числом, во избежание или для создания определенных правовых последствий. А вот дневниковые записи современников - это просто клад, изучая который можно найти много нового и занятного. И несмотря на то, что к любым фактам важно всегда относиться осторожно, так как любая информация всегда должна быть проверенна, стиль ведения некоторых дневников просто не оставляет сомнения в честности автора.
Петр Никанорович Ознобишин был зятем Ивана Андреевича Варваци и участвовал в его коммерческой деятельности.
Приведу дополнительные выдержки из Дневника, которые открывают детали коммерческой деятельности Варваци:
[10(21).02.1798] Середа 10. День был такой же. Обедал у Кирилы Федорова откупщика вод князей Куракиных, у него был призжий из Москвы землемер, которой привез мне от Григория Аполоныча писмы 1-е от 8 сентября, 2-е от 24 генваря, очень мне приятные, при коих получил все для мундира нужное, также с почтою получил писмо от Зеленина с извещением меня о хорошем принятии моих бумаг и что я помещен на макарскую ваканцию. [21.03(1.04).1798] 21 воскресенье. День был ясной, ветреноватой. По утру зделав обыкновенныя визиты, обедал нечаянно у Кирилы Федорова, где был архиерей и много гостей. После обеда был у губернатора, вечером же был у Равинскаго. [26.03(6.04).1799]. 26 субота морозу не было, и весь день, которой хотя был сумрачной, очень таяло. По утру был у началника и в комисии, где конча свои дела. Был на почте, получил писмы из Астрахани от 6 марта от батюшки и с верющим писмом на покупку людей, из Царицина от 9-го Петра Матвеича, которой между прочим пишет, что у Талызина жена и дочь умерли. Обедал и ужинал дома, у нас были гости – за обедом Катерина Васильевна Бабаедова, а вечер сидели Берстелша и Ан. Аким. Татаринова, вечером на термометре было 3° теплоты. [3(15).03.1800] 3 субота день был с переменною ясностию, теплой и очень таяло. По утру приехал к нам из Москвы проездом в Астрахань Кирило Федорыч Федоров, наш товарищ по рыболовию; позавтракал и опять поехал в дорогу в Астрахань. По утру отпустили мы женщину батюшки обратно в Астрахань с тамбовским купцом Петром Гавриловым. Весь день занимался казенными бумагами на почту и написал писмы в Петербург к Зеленину, в Казань к Захарьину и Афонасьеву, в Пензу к матушке, но все сии почтмейстер не принял, за тем что опоздал. Получил писмы из Астрахани батюшкино от 1-го числа, которой пишет о покупке ему людей на вывоз и о доставлении к нему нашей кареты из Казани. 2-е писмо от барона Клота, которой пишет о своих нуждах. Ночь была теплая. [3-6(15-18).09.1811] 3.4.5.6 середа дни были сумрачныя. Был на именинах у Воронина, где были Морозов и Змейкин, и Иван Акимыч Подбелской. 3 число поехали переведенныя крестьяне наши в Астрахань, писал я к тестю о сем. Ночь была сырая.
Наверх##15 октября 2023 14:5316 октября 2023 18:11
Немного про жителей села Икряное.
У каждого, наверное, в рамках своего генеалогического поиска выявлялись занятные факты и наблюдения, которые питают любопытство. Расскажу о том, как в нашем роду появилась фамилия Слесарев. Возможно, у кого-то аналогичная ситуация по крепостным крестьянам. В детстве на вопрос о происхождении фамилии бабушка мне рассказывала, что девичья фамилия ее матери появилась потому что наши предки были слесарями. В детстве в это, конечно, осторожно верил. Да и оснований сомневаться не было. Звучало вполне логично, так как имени Слесарь не встречал, а о другой форме образования фамилий у крепостных, кроме как род деятельности или имени предка не догадывался. Появилась возможность проверить. И так... Слесаревы: К счастью, в документах ГААО по Астраханской казенной палате за 1835 г. имеются ревизские сказки крепостных крестьян «с. Икрянинскаго съ его дер. Боркиною» помещицы Александры Петровны Милашевой, где впервые упоминается глава семейства Иван Иванович Слесарев (~1797 гр) с женой Марьей Маркеловной (~1800 гр), с дочерями близнецами Александрой и Клавдией (~1831 гр). В семье Ивана Ивановича также числится пасынок Павел Ильич (сын от прошлого брака жены). К селу Икряное семья причислена в 1827 году вместе с вдовой Устиньи Филипповны. Переведены из села Знаменское (запись на стр 8 (6) F-687 Op-2 D-1257). На сколько мне известно, Знаменское не сохранилось и располагалось на берегу Волги на юге современной Разночиновки Наримановского района. Вероятно, являлась ватагой Сапожниковых. До Сапожниковых принадлежала Базину. Семья Слесаревых отвечала рекрутской повинностью в 1828 году братом Ивана Ивановича крестьянином по имени Михайла. В деле о рекрутском наборе за вышеназванный год указано, что Михайла был призван в возрасте 18 лет и указан без фамилии. Примечательно, что семья во главе с Иваном Ивановичем была куплена в 1824 году у титулярной советницы Екатерины Слесаревой (запись на стр 35 (22) F-687 Op-2 D-1255). В последующих ревизиях семья приобрела фамилию Слесаревы. Вот он след крепостной зависимости
Наверх##15 октября 2023 16:3816 октября 2023 20:11
До 19 декабря 1800 г. селом Икряное официально владел граф Д.А.Зубов. Первые поселенцы с.Икряное были переведены из Черноярского уезда, где состояли за Прасковьей Александровной Зубовой (ур.Вяземской). В Черноярский уезд они переведены из Полоцкого наместничества из вотчин Вяземских. Дата перевода в Астраханскую губернию пока неизвестна.
Просматривая описи ГААО обнаружил ряд дел до 1800 г., потенциально способных открыть новые детали формирования села Икряного: Ф.476 Оп.1 Т.1 Св.13 Д.121 Дело о наложении запрещения на имение Зубова - (1787 г.) Ф.476 Оп.1 Т.1 Св.18 Д.396 Дело о наведении справок о помещике Зубове - (1787 г.) Ф.476 Оп.1 Т.1 Св.128 Д.186 Дело об отводе земли Зубову - (1791 г.) Ф.476 Оп.1 Т.1 Св.133 Д.298 Дело о наведении справок на имение майора Варвация - (1791 г.) Ф.1 Оп.1 Т.1 Д.1151 Дело о выдаче купчей коллежскому асессору Варвацию - (1798 г.) Ф.587 Оп.4 Д.13 Дело о количестве проданных и переданных купеческим обществом помещикам земель и исключение этих земель из оброка (1763-1801 гг.)
Также обнаружил след Вяземского в Астрахани: Ф.476 Оп.1 Т.1 Св.50 Д.880 Дело о командировке князя Вяземского в г.Астрахань (1787 г.) Ф.476 Оп.1 Т.1 Св.12 Д.29 Дело о наложении запрещения на имение Вяземских (1787 г.)
Если у кого-нибудь есть информация о содержании какого-нибудь из этих дел, поделитесь, пожалуйста, в этом разделе.
>> Ответ на сообщение пользователя Glupshev от 15 октября 2023 14:53
Возможно, не совсем по делу. Но фамилия Слесарев часто в начале 1800х писалась как Слюсарев. При этом мне приходилось ее часто видеть в списках экономическоих малороссиян, также по селам Астраханской губернии как Раздор, Сасыколи, Тузуклеи, в то время как в Ступино писалось как Слесарев. По моим поискам предков из Каменного Яра, которые попали туда в 1837-1839 из слободы Дедовка, фамилия в той же слободе пишется как Слюсарев. Вот пример ревизии 1834 года по Дедовке (см. 73)
Наверх##15 октября 2023 22:4915 октября 2023 22:58
vlatka48 написал:
[q]
фамилия Слесарев часто в начале 1800х писалась как Слюсарев
[/q]
Видимо, зависело от географии носителя. В одном случае украинский или белорусский след - "слюсарь", а в другом уже русская адаптация "слесарь". Также не исключено преимущественное влияние писаря или местного управленца.
Саввинский, в конечном итоге, вероятно правильно заключил, что в селе Икряное церковь была разобрана и перенесена в село Поды. Возможно, это произошло не в 1796 г, а в 1800-1802 гг.
[/q]
О намерении строительства первой церкви в селе Среброзубовка Черноярского уезда (ныне Поды Черноярского района АО) нашел упоминание в Астраханских епархиальных ведомостях. Астрахань, 1892, № 2. на с. 34-35: "Въ 1795 году при Подахъ открытъ былъ штатъ, который состоялъ изъ священника, дьячка и пономаря. До 1800 года была въ Подахъ часовня, а въ 1800 году выстроена церковь, на построеніе которой дана была въ 1798 году грамата. Въ прилегающихъ къ Подамъ селахъ причтовъ въ то время не существовало". На стр. 45 в приложении №3 приведен текст грамоты от 30.06.1798:
Божiею милостiю
Смиренный Платонъ, Архіепископъ Астраханскій и Ставропольскій.
Паствы мѣрности нашея Астраханской губерніи, Черпоярскаго округа, Его Сіятельства господина генералъ-маіора графа Димитрія Александровича Зубова вотчины управитель Сергѣй Бородинъ, по довѣренности Его Сіятельства, поданнымъ намъ прошеніемъ просилъ о дозволеніи построить изъ состоящихъ въ томъ уѣздѣ Его Сіятельства трехъ деревень въ Среброзубовкѣ вновь во имя Св. Александра Невскаго церковь. Мы по послѣдовавшему къ намъ изъ Святѣйщаго Правительствующаго Синода на представленіе наше объ ономъ указу благословляемъ города Чернаго-Яра Вознесенскаго собора протсіерею и благочинному Петру Любарскому заложить сей храмъ въ упомянутой деревнѣ Среброзубовкѣ на способномъ мѣстѣ по церковному чиноположенію, соорудить его по подобію другихъ грекороссійскихъ св. церквей; когда-жъ оный храмъ будетъ построенъ правильно и все приличествующее до него изготовится, тогда ему, благочинному протоіерею Любарскому, учинивъ всему тому вѣрную опись, прислать къ намъ при доношеніи съ испрашиваніемъ о освященіи онаго храма позволенія, а грамату сію хранить въ ономъ съ утварью церковною навсегда. Дана за подписомъ нашимъ и приложеніемъ каѳедральной печати въ Богоспасаемомъ градѣ Астрахани іюня 30 дня 1798 года. № 1477.
P.S. В такие моменты начинаешь особенно благодарить автора. Ведь подобные грамоты, наверняка, не сохранились. А приведенный текст дает полное представления о содержании приведенного документа и не остается мысли об упущенных важных деталях при анализе.