ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ о жителях села ЦАЦА Астраханской губернии Черноярского уездаЕ. Быстролетов1. Относительно наружности жителей Черноярского уезда селения ЦацынскогоВ нем большая часть жителей старожилы русские, а часть четвертая новосельцев, переселившиеся в разное время с начала 1834 года, Воронежской губернии из разных уездов Малороссияне. Рост вообще их средний. Из них заметить можно взрослых, дородность порядочная, но женщин много заметно красивых, телосложения складного, во всем соразмерная; уродливых нет. Лицом более кругловатых, нежели долголицых; глаза карие и серые, волосы на голове русые и темно-русые, рыжих вовсе почти нет. Силу имеют посредственную. Но усилков или с особенной силою нет; ловкость и проворство в домашних занятиях довольно хорошая, мужчины в особенности имеют проворство и ловкость в верховой езде; к физическим трудам более имеют охоту из новосельцев.
2. О языке.Старожилы говорят чистым языком русским, подобно Московскому; новосельцы же на настоящем Малороссийском, как-то например: вместо когда – колысь, чего - чого; вместо тебе - тоби; в других вещественных наречий, вместо мел – крейда, вместо топора- сокира, вместо цыплока – курча и т.д.
3. Домашний быт.У старожилых: дома довольно в хорошем устройстве из соснового леса, приобретенного покупкою; в двух отделениях как то: на улицу имеется комната с простою печью, с перегородками и без оных, на улицу два и на двор два окна во втором отделении, внутри двора комната с голландскою печью при четырех или трех окнах; промежду этих комнат бывают сени чулан и крыльцо; дома эти покрыты тесом, камышом и соломою. У новосельцев малороссиян дома устроены на таковом же расположении, комнаты только из сырцоваго кирпича внутри покоев соблюдается довольно порядочная чистота; во многих устроены летние особые кухни; огорожа дворов плетьевыми сараями; базы и хлевы – плетневые, покрыты соломой и камышом. У гумен очень мало из них, которые обгорожены плетнями, а некоторые камышом, но большая часть гумна в степи без всяких загородков. Платье мужское и женское очень приличное в особенности праздничное. Пища ежедневная хлеб ржаной, калач пшеничный в позволительное время молошное и мясное, а в постные дни рыба более свежая, что и в праздничные дни, только приготовление бывает лишнее в переменах. Обряды и обычаи при рождении и крещении детей, равно и при бракосочетаниях, кроме касающих до обряда Христианской религии, Духовенству не известно. При пожарах употребляются полицейские меры, при неурожае хлебов бывает богомолье в полях; при повальных болезнях и скотском падеже принимаются жителями разные домашние средства по наставлениям, выданным от правительства. Занятия сих жителей: хлебопашество, скотоводство, огородничество, посадка бахчей арбузов и дынь и кукурузы; а из новосельцев есть несколько занимающихся выделаньем кожи и овчины; женщины в свободное время от полевых работ прядут простую овечью шерсть и вяжут чулки; рукоделаниями чтобы можно особенно отличить не занимаются.
Сборы у них на уплату податей с каждой ревизской души мужского пола - 3 руб. 53 коп. серебром. Земского сбора - 42 ½ копейки, на соль и деготь не менее - 3 руб. На прихоти и щегольство примерно в год на 4 души мужского и женского пола - 25 руб. серебром.
4. Особенности общественного быта.Мирские сходки собираются не одинаково и не в одно время, какие же бывают на оных суждениях, Духовенству не известно; сельские власти: старшина, два добросовестных, сборщик податей, смотритель магазина и сотский, степень преступности и меры взыскания за оные тоже Духовенству не известно; денежных сборов кроме вышеупомянутых в 3 статьи не бывает.
5. Умственные и нравственные способности и образования.Жителей с значительными понятиями и с умственными способностями и образованием не предвидится. Относительно господствующих пороков кроме раскола, Духовенству не известно. Набожность замечена более в малороссиянах, а гостеприимство у старожилых крестьян. грамотных мужчин не более 8 человек, женщин нет. Мастеров и мастериц нет. Раскольников обоего пола поморской секты более 100 душ; книги для отправления по их обрядам службы они имеют славянские старопечатные, но богомолье у них производится секретные от Духовенства православной церкви, а потому и не известно, под каким названием состоят те книги.
6. Народные предания и памятники.Против поясненных в сем пункте вопросах, ничего примечательного нет, кроме того, что село Цацынское получило название издревле от бывшей до поселения Российского народа Калмыцкой Цацы, т.е. памятника, после которого есть признаки, что он был складен из красного кирпича.
Еще как у русских, так и малороссиян есть суеверия, когда у кого чешется правой руки ладонь, то это значит деньги принимать, а левая отдавать, а еж ли у кого чешется переносье, то они предугадывают что будет покойник....
Крестьянские пословицыПопала лиса в коливо, гляди на небо.
Не суйся в воду, не зная броду.
Затем в море щука, чтобы карась не дремал.
За морем Телушка полушка, да рубль перевоз.
Не суйся пред отца в петлю.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Дитя не плачет, мать не разумеет.
За чужие деньги за после пьем.
Чужую курочку щипи, а свою за крылышко держи.
Обожжёшься на молоке, будешь дуть на воду.
Напуганная ворона куста боится.
За двумя зайцами погонишься и одного не поймаешь.
Ни красна изба углами, а красна пирогами.
У старца в кельи чем Бог послал.
Не любо не слушай, а лгать не мешай.
Чужую беду по пальцам разведу, а своей беды ума не приложу.
Брехливой корове Бог рог не дает.
Лев мышей не давит, а орел мух не ловит.
Видя на море волну, не езди.
Не было ни гроша, да вдруг алтын.
На бой иди не хвались.
Не сули лисицу в год, а дай ее в рот.
До Бога высоко, до Царя далеко.
Жалует Царь, да не жалует псарь.
Не знает Царь, что делает псарь.
Добрый мужик в могилу, худая жена по дворам.
Был у друга, пил воду слаще меду.
Не имей сто рублей, а имей сто другов.
Старый друг лучше новых двух.
За Богом молитва, за Царем служба никогда не пропадет.
Не рой другому яму, а то сам попадешь.
С сильным не борись, а с богатым не судись.
Старый долг лучше находки.
Не радуйся, что нашел, не тужи, что потерял.
Тише едешь, дальше будешь.
Под гору вскачь, а на гору плачь.
У мужика кафтан сер, а ум у него никто не съел.
Я мал тебе, да не мал себе.
За ученого два не ученых дают, да не берут.
Кошке игрушки, а мышке слезки.
Полицейская: Возмути Господа народ, накорми воевод.
Песен, Сказок, Басен и Побасенок, Суеверий, Преданий, Обычаев, Загадок и прочего при старании моем дознать не мог.
Покровской Церкви села Цаца Священник - Евстратий Быстролетов подписал.Источник: Цаца, Этнографические сведения о жителях села Цацынского, (Соглашение № 24 от 12.02.2016 Разряд 2 Рукописи трудов членов РГО, Дело 43)
Р.S.
Хочу выразить благодарность в получении данной информации своим коллегам: Галине Шатон и Ирине Тимшеной.Эта статья в
ДЗЕН