Уважаемые участники форума, прошу обратить внимание, что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно указывать реквизиты информации, размещённой в этом разделе. Если хотите поделиться информацией по конкретному нп, то, пожалуйста, постарайтесь найти соответствующую тему по этому нп, и, только если не нашли её, то уж валите в общую тему по региону/области/уезду и тп. Благодарю за понимание.
Архив ГАРО в vk, естьМК и РС: https://m.vk.com/@gosarhro-nov...kogo-kraya Памятные книжки ОВД: https://andcvet.narod.ru/Taganrog/OVD.html Список Населенных мест Области Войска донского 1915 г https://vivaldi.dspl.ru/bx0000206/view Как искать предков донских казаков https://don24.ru/rubric/kultur...stove.html Списки населенных мест Российской Империи Вып. 12 Земля Войска Донского https://vivaldi.dspl.ru/bv0000677/view Список населенных мест области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской Империи, 1897 года Ч. 1 https://vivaldi.dspl.ru/bv0000264/view Список населенных мест области войска Донского по первой всеобщей переписи населения Российской Империи, 1897 года Ч. 2-3 https://vivaldi.dspl.ru/bv0000265/view Справочник Вся Донская область и Северный Кавказ на 1912 г https://vivaldi.dspl.ru/bv0000041/view#page=275 Справочник Административно-территориальное деление Ростовской области Ч 1 (1920-1924 г) https://vivaldi.dspl.ru/bv0000379/view#page=4 Хутора и станицы, оказавшиеся на дне Цимлянского моря http://gorodskoyportal.ru/rostov/news/society/15222655/ Архив краеведа :: Населенные пункты http://www.donvrem.dspl.ru/archPlace.aspx Сулин Иван . Материалы к истории заселения Миусского (ныне Таганрогского) округа http://papacoma.narod.ru/books/sulin.htm Карты - https://retromap.ru/1418711_46.98347,39.066266 Некрополи Южного округа - https://forum.vgd.ru/9306/
и самое главное:
https://donarch.ru/metrikbooks - так называемая АИС . Чем богаты … Всё что есть он-лайн от архива находится по ссылке выше, в другом случае нужно работать непосредственно в архиве г. Ростова-на-Дону. https://inv.velikie.org/archive/garo-rostov/ - описи фондов ГАРО https://donarch.ru/virtual-reading-room/fund-34967/ https://inv.velikie.org/archive/garo-rostov/803/ - опись 803 ГАРО |
Александровка с. Азовского р-на. Чубурские хутора ОВД
+ Христичово хут.
denntkУчастник  Азов Сообщений: 82 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 36 | Наверх ##
3 января 2018 13:48 выдержка из газеты Таганрог за 1928 г «В районе Чумбургской косы поймана белуга весом 70 пудов. Икры извлечено 15 пудов. Старожилы говорят, что такой случай был 20 лет назад, когда поймали белугу весом. 72 пуда. Обычный вес пойманных белуг 18-20 пудов».
фото пример
 | | |
Дмитрий Зенюк г. Ростов-на-Дону Сообщений: 1772 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 485 | Наверх ##
7 мая 2019 20:57 | | |
Gala Ростов-на-Дону Сообщений: 2580 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1340
| Наверх ##
9 мая 2019 15:50 nokto, а метрик, кроме 4-х штук в ГАРО, больше нигде, случайно не выявлено? На данный момент меня интересует фамилия Подушко. Они есть ещё в ревизских сказках селения. Но с более поздними документами начала 20 века реальная проблема. --- Ищу Гаврилко(Краснодарск. кр.), Фисун(Краснодарск.кр., Полтавская обл.), Шишкуновых(Краснодар.кр., Брянск.обл.,Чернигов.обл.), Никифоровых (Ленинград.обл.), Елецких(Краснодарск.кр.), Ольховик(Краснодар.кр.), Лимаровых(Курск.обл.) www.rostgenealog.ru | | |
nokto Сообщений: 501 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 332
| Наверх ##
9 мая 2019 18:20 Gala написал: [q] nokto, а метрик, кроме 4-х штук в ГАРО, больше нигде, случайно не выявлено? На данный момент меня интересует фамилия Подушко. Они есть ещё в ревизских сказках селения. Но с более поздними документами начала 20 века реальная проблема.[/q]
С ростовскими архивами не подскажу (возможно, другие) ... на месте можно что-то попробовать узнать-поспрашивать, возможно в семьях что-то сохранилось. С сибирскими предками у меня это неплохо срабатывало, хотя там сохранность архивов была лучше и предки мои позже переселились, чем жители Александровки (первопоселенцы) --- Курочкин, Васильев. Васинские, Селезнев, Шадрин, Асеев. Колот, Накоренко, Косенко, Божко, Мусиенко, Лисий, Тоцкий, Болбат, Чеботько; Дубинин, Байков, Чернопятов, Шатилов, Алымов, Кулябин, Решетов, Хромин; Барков, Паньшин.
По жене: Барчонков, Колесников, Павленко, Полунин | | |
Alexandr Mirochnicenko СССР Сообщений: 1712 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1302
| Наверх ##
9 мая 2019 20:25 nokto написал: [q] с более поздними документами начала 20 века реальная проблема.[/q]
Много документов по Александровке середины 20 века. | | |
Gala Ростов-на-Дону Сообщений: 2580 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1340
| Наверх ##
10 мая 2019 9:46 Alexandr Mirochnicenko, в ГАРО? А можно по-подробнее? --- Ищу Гаврилко(Краснодарск. кр.), Фисун(Краснодарск.кр., Полтавская обл.), Шишкуновых(Краснодар.кр., Брянск.обл.,Чернигов.обл.), Никифоровых (Ленинград.обл.), Елецких(Краснодарск.кр.), Ольховик(Краснодар.кр.), Лимаровых(Курск.обл.) www.rostgenealog.ru | | |
Alexandr Mirochnicenko СССР Сообщений: 1712 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 1302
| Наверх ##
10 мая 2019 12:37 Gala написал: [q] в ГАРО? А можно по-подробнее?[/q]
Извините, не уточнил. В архиве Азовского района. Если вас что-то интересует, напишите в личку, у меня есть указатель фондов по этому архиву. | | |
nokto Сообщений: 501 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 332
| Наверх ##
14 мая 2019 17:27 Дмитрий Зенюк написал: [q] Меня интересует история расстрела евреев в период ВОВ. Сохранилась ли в устной традиции информация об этом? Как местное население отнеслось к публикации данных сведений? Как лично вы, человек погрузившийся в историю села, отнеслись к этой информации?[/q]
Ответ из Александровской библиотеки: "Библиотека получает "Приазовье" и мы читали эту статью. Для нас это тоже было открытие.мы обратились в администрацию, они не знают тоже. Мы стали спрашивать читателей - одна женщина сказала, что ее мать рассказывала о евреях в статье правда." --- Курочкин, Васильев. Васинские, Селезнев, Шадрин, Асеев. Колот, Накоренко, Косенко, Божко, Мусиенко, Лисий, Тоцкий, Болбат, Чеботько; Дубинин, Байков, Чернопятов, Шатилов, Алымов, Кулябин, Решетов, Хромин; Барков, Паньшин.
По жене: Барчонков, Колесников, Павленко, Полунин | | |
Дмитрий Зенюк г. Ростов-на-Дону Сообщений: 1772 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 485 | Наверх ##
19 мая 2019 15:55 nokto написал: [q] Ответ из Александровской библиотеки: "Библиотека получает "Приазовье" и мы читали эту статью. Для нас это тоже было открытие.мы обратились в администрацию, они не знают тоже. Мы стали спрашивать читателей - одна женщина сказала, что ее мать рассказывала о евреях в статье правда."[/q]
Спасибо за информацию! Значит не все местные отрицают данный факт. Дело в том, что на автора данной публикации обрушилась некоторая критика, одним из аргументов которой было "местные старожилы ничего не знают об этом!". Вот отрывок из статьи Т. Стаценко " Бабушкино наследство": "На следующий день после выхода статьи мне позвонила глава администрации Александровского сельского поселения Наталья Леонидовна Хижняк. Она была очень огорчена, и сообщила, что к ней обратились жители села, которых возмутила моя публикация. По их убеждению, никаких беженцев в селе не было, и уж тем более не было никакого расстрела. Наталья Леонидовна сослалась на сельских старожилов, которые ничего не знают об этом. Я объяснила ей, что, к сожалению, информация, которой я располагаю, подлинная, и обещала предоставить доказательства. Что сейчас и сделаю. Но прежде хочу рассказать, почему решила поднять эту болезненную тему". | | |
nokto Сообщений: 501 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 332
| Наверх ##
19 мая 2019 17:59 19 мая 2019 18:02 [ Ответ на сообщение Дмитрий Зенюк ] На всякий случай полностью скопирую статью http://priazove.ru/?module=art...ca934rhpp7В прошлом номере нашей газеты была опубликована статья «Их расстреляли на рассвете», рассказывающая о трагической судьбе евреев-беженцев, погибших в селе Александровка во время оккупации. К сожалению, эта публикация была воспринята негативно. Поэтому в редакции было принято решение расставить все точки над «i», предоставив дополнительную информацию по этой тяжелой теме В прошлом номере нашей газеты была опубликована статья «Их расстреляли на рассвете», рассказывающая о трагической судьбе евреев-беженцев, погибших в селе Александровка во время оккупации. К сожалению, эта публикация была воспринята негативно. Поэтому в редакции было принято решение расставить все точки над «i», предоставив дополнительную информацию по этой тяжелой теме Татьяна СТАЦЕНКО На следующий день после выхода статьи мне позвонила глава администрации Александровского сельского поселения Наталья Леонидовна Хижняк. Она была очень огорчена, и сообщила, что к ней обратились жители села, которых возмутила моя публикация. По их убеждению, никаких беженцев в селе не было, и уж тем более не было никакого расстрела. Наталья Леонидовна сослалась на сельских старожилов, которые ничего не знают об этом. Я объяснила ей, что, к сожалению, информация, которой я располагаю, подлинная, и обещала предоставить доказательства. Что сейчас и сделаю. Но прежде хочу рассказать, почему решила поднять эту болезненную тему. Во-первых, пишу я об этом не в первый раз. Публикаций, в которых упоминается александровский расстрел, было несколько. В данный момент могу дать ссылку на одну из статей за 2013 год: http://www.azovlib.ru/index.ph...-13-12-10.Кроме того, летом прошлого года в «Приазовье» вышел материал «Каникулы Наума Коржавина», который подтверждает, что беженцы еврейской национальности в Александровке были. Вот ссылка на электронный вариант статьи: https://www.FB [запрещен в РФ]/notes/татьяна-стаценко/каникулы-наума-коржавина /2276689875694035/. А вот ссылка на полный текст мемуаров Коржавина: https://coollib.com/b/415249/readВсего же материалов, в которых, в числе других фактов, я пишу о судьбе евреев, оказавшихся в Александровке во время оккупации, было пять-шесть (если считать статьи в других азовских СМИ и в многотомнике «Незабываемые годы»). Но александровцев задела за живое только последняя, которая полностью посвящена расправе, учиненной нацистами в сентябре 1942 года. И, знаете, я рада, что она вызвала резонанс, пусть пока и негативный. И мне понятно, почему люди так остро реагируют. Ведь не хочется верить, что такое было, что такое вообще – возможно. Признаюсь, - я взялась за эту тему в очередной раз по сугубо личным причинам. В канун освобождения Азовского района, 6 февраля, на 91-м году жизни умерла моя бабушка, уроженка Александровки Нина Яковлевна Павленко. Именно она рассказала мне о беженцах и расстреле. Не поленюсь снова процитировать ее слова: «Рано утром меня с сестрой Шурой разбудила мать, и сказала: «Слушайте. Евреев расстреливают...». И мы услышали автоматные очереди и человеческий стон. Никто не кричал. Только стон... Зачем только нас мать разбудила? В нашей бригаде работала молодая еврейка Белла. Она была беременная. Ее тоже расстреляли, и сбросили в ту яму». Когда бабушка умерла, я подумала о том, что ушел последний свидетель казни, и что теперь это тяжелое знание – целиком на моей совести. А еще о том, что моя прабабушка Марфа не зря разбудила дочерей на рассвете. Она хотела, чтобы они запомнили его. Она сама была беженкой, только другой войны – Первой мировой. Родом из Белоруссии, она не была еврейкой, но знала, каково это – скитаться, потеряв свой дом. Потому – сочувствовала от всей души. Потому и поступила так, как поступила. И через бабушку, как наследство, память о том расстреле поселилась и в моем сердце. Мотивы моего поступка вам, надеюсь, понятны. Давайте теперь посмотрим, что можно считать установленным фактом, а что еще нужно выяснить. Исторические факты Отрицать пребывание евреев-беженцев в Александровке невозможно, особенно имея свидетельство такого человека, как Наум Коржавин. Это литератор с мировым именем, который в своих воспоминаниях честно рассказал о своем детстве, юности, становлении личности. Александровка – просто небольшой эпизод его жизни. Но эпизод очень ценный для нас с исторической точки зрения. Коржавин отметил то, что его удивляло, что казалось непривычным юному киевлянину. И эти детали узнаваемы. И не стоит сомневаться в том, что он описывал именно нашу Александровку (сел с таким названием великое множество). Вот цитата, которая убедит любого скептика: «На перроне нас встретил председатель Александровского райисполкома Ростовской области, который приехал во главе большого обоза колхозных телег. Фамилии его я не помню, помню, что она была украинской, украинским же на мой слух был и язык, на котором говорили местные жители, которые, впрочем, как вообще на Кубани (административно эта местность относится к Ростовской области, но по складу тяготеет к Кубани, хотя и не казачья), все считали себя русскими. Были среди возниц и немцы — в районе был один или два немецких колхоза… Так что ехали мы до места, до Александровки этой (официально — Александровки-Азовской), в крестьянских телегах 60 км степью, в сторону от моря. Как я потом узнал, Александровский район Ростовской области относился к Кубани не только по складу — хозяйственно он тоже был связан вовсе не с «ростовским» Азовом, а со станцией Староминская Краснодарского края, расположенной всего в 35 км южнее Александровки. Ближайший морской порт был тоже не Азов, а Ейск (Краснодарского края). В Староминскую и возили хлеб из Александровки в «закрома государства». Теперь о расстреле. Признаю, что в прошлой статье допустила преувеличение, написав, что «автоматные очереди слышали все жители села». Это, конечно, моя ошибка. Село большое. Многие могли ничего не знать о судьбе евреев, и уж тем более – не услышать стрельбу на рассвете. Но то, что расстрел был – факт. Вот ссылки на сайты, посвященные холокосту на Дону. Везде упоминается наша Александровка (только количество погибших указано разное – где-то пишут о 70 жертвах, где-то о 88). Сайт «Бабьи Яры России Ростовская область»: http://www.holomemory.ru/ ?region =37. «Холокост Ростов-на-Дону 1942»: http://holocaust.su/rubric4/article2«Нацистский геноцид в Ростовской области»:https://superinf.ru/view_ helpstud.php?id =1227. О месте расстрела я знала со слов бабушки, и других доказательств у меня пока, к сожалению, нет. Но я постараюсь их найти – возможно, в архиве сохранились какие-то документы. Известно, что довоенная документация пропала (об этом мне говорили сотрудники архива, но, вероятно, в каких-то отчетах или газетных публикациях послеоккупационного периода найдется упоминание об интересующем нас факте). Также, к моему глубокому сожалению, не удалось найти сведений о перезахоронении расстрелянных евреев. Известно, что после освобождения села с почетом перезахоронили расстрелянных партизан – их прах упокоился в александровском парке. Известно так же о публичной казни человека, выдавшего немцам партизан, которая была свершена в центре села. А вот о том, как перезахоранивали евреев, информации нет. И пока нет этих данных, можно предположить, что останки беженцев находятся там же, где их расстреляли. В «зарое». Вот такие факты. А выводы можете делать сами. Я считаю, что рассказать о преступлении, совершенном в 1942 году, – мой долг. Теперь это знание я разделяю со всеми, кто прочитал мою публикацию. Как распорядиться этой информацией – решайте сами. Лично я убеждена, что памятный знак на месте гибели людей установить необходимо. Особенно сейчас, когда нацизм под разными личинами возрождается. Когда историю пытаются переписать. И вот еще что. Ни в коем случае нельзя обвинять александровцев в том, что произошло. Они не могли спасти беженцев. Более того, люди могли не знать о том, какая судьба уготована евреям – ведь и в Киеве, и в Ростове им объявляли о том, что просто перевезут в другое, «безопасное» место… Поэтому я еще раз подчеркиваю – моя публикация написана не с целью оскорбить жителей села Александровки. Просто я поделилась бабушкиным наследством. И иначе поступить не могла. --- Курочкин, Васильев. Васинские, Селезнев, Шадрин, Асеев. Колот, Накоренко, Косенко, Божко, Мусиенко, Лисий, Тоцкий, Болбат, Чеботько; Дубинин, Байков, Чернопятов, Шатилов, Алымов, Кулябин, Решетов, Хромин; Барков, Паньшин.
По жене: Барчонков, Колесников, Павленко, Полунин | | |
nokto Сообщений: 501 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 332
| Наверх ##
19 мая 2019 18:05 1 июня 2019 16:16 Стаценко, Т. Это забыть нельзя: воспоминания о войне Нины Яковлевны Павленко /Т. Стаценко //Приазовье. – 2013. – 24 апреля (№17). – С. 12. http://www.azovlib.ru/index.ph...8-13-12-10О Великой Отечественной войне написаны сотни книг, снято огромное количество фильмов. И все-таки самоеживое и непосредственное знание о том, что такое война и что такое оккупация, мы получаем, слушая рассказы очевидцев этих страшных событий. В преддверии великого праздника - Дня Победы мы публикуем воспоминания труженицы тыла Нины Яковлевны Павленко. Когда началась война, ей было 12 лет. - Я родилась и жила в селе Александровка. Работала с детства: ребята, девчата - все на полях колхозных трудились. Работали и ночевали в поле. Домой приходили только на выходные. Красная Армия отступила, но немцев в селе никто не ждал. В тот день, когда они нагрянули, была суббота, и мы уговорили старика - бригадира подвезти нас в Александровку на быках. Он нагрузил телегу свежим сеном, и мы поехали. Вдруг, откуда ни возьмись — два мотоциклиста. Немцы. Останавливают нас. Кричат: «Киндер,шнель,шнель!» - сгоняют нас с телеги, и давай сено ворошить - искали оружие. Дед-бригадир покраснел весь, руками машет и говорит: «Степь, степь. Бекам траву косили. Партизан нет». Немцы уехали, а мы - бегом домой. Страшно, а мы все равно смеемся - нам смешно, что дед испугался и быков «беками» назвал. Маленькая хатка-мазанка, в которой жила Нина, стояла на самом краю села - огород уходил в камышовые заросли речки Чумбурка. Жили бедно, но чисто. Немцы порядок всегда ценили. Наверное, поэтому те шесть немецких солдат, что остановились квартировать в их двухкомнатном домике, относились к хозяевам неплохо, даже с уважением. Хотя - какое уважение, когда хозяев в сарай выселили? Отец Нины-Яков Журба - в Первую мировую войну побывал в плену, он немного знал немецкий язык, что позволяло лучше понять, что за люди пришли в их дом… На первый взгляд - совершенно обычные дядьки, степенные, даже добродушые. Любили рассказывать о своих семьях и детях, оставленных в Германии. «Мы не хотим воевать, - говорили они. - Пусть бы Гитлер со Сталиным сошлись и дрались между собой...» Когда приходили посылки, даже угощали шоколадом - невиданным лакомством для деревенских детей. Только один молодой немец вел себя отвратительно - мало того, что успевал выбирать все яйца в курятнике, так и вздумал загорать на тщательно ухоженной клумбе, разбитой перед хаткой. Расстелет одеяло поверх цветов - и отдыхает. И ничего ему не скажешь. Впрочем, после того, как родители пожаловались начальству, этот наглец куда-то исчез - видимо, перевели на постой в другое место. Людям было тяжело осознавать, что на их земле хозяйничают чужаки. Тем более, очень скоро оккупанты показали свое истинное лицо. В начале войны в Александровку стали прибывать беженцы. Среди них было много евреев, которые надеялись на спасение в сельской глубинке. Увы, надежды не оправдались: большинство из них не пережило оккупацию. Их расстреляли за селом, над ямой скотомогильника. Нина Яковлевна навсегда запомнила этот рассвет. - Однажды рано утром меня с сестрой Шурой разбудила мать, - рассказывает она.- «Слушайте. Евреев расстреливают...» И мы услышали автоматные очереди и человеческий стон. Никто не кричал. Только стон... Зачем только нас мать разбудила? В нашей бригаде работала молодая еврейка Белла. Она была беременная. Ее тоже расстреляли и сбросили в ту яму... Боялись многого. Старшая сестра Нины Яковлевны пряталась от немцев. Ее могли угнать в Германию, как многих других юношей и девушек. Больше немцев боялись изменников Родины, перешедших на сторону фашистов, - именно они отличались особой жестокостью, не останавливаясь ни перед чем. Немцы ушли внезапно. О наступлении наших войск точных сведений у населения Александровки не было, но откуда-то прошел слух, что село будут бомбить. Все прятались, как могли, - кто в погребах, кто в окопчиках, вырытых во дворах еще в начале войны. Семья Нины укрылась у соседей в подвале. Ночь прошла в ожидании, а ближе к утру раздался гул самолетных моторов и взрывы. Земля дрожала. Было очень страшно. Плакали маленькие дети. К счастью, бомбежка быстро закончилась, а когда вернулись домой, увидели, что взрывной волной разметало камышовую крышу хаты, а дом пуст - немцы исчезли. Последним страшным отголоском оккупации стала для александровцевказнь фашистского пособника, выдавшего место укрытия партизан. Его повесили напротив сельского рынка. Тела партизан, которых он предал, были с почестями похоронены в парке села Александровка. Жители освобожденного Приазовья стали восстанавливать разрушенное хозяйство. Было трудно, но сил никто не жалел. Все - для фронта. Все - для Победы! Как же ждали ее... - Никогда не забуду тот день, - говорит Нина Яковлевна. - Яуслышала какие-то крики на улице. Выскочила со двора, и вижу - мальчишки бегут с криками: «Победа! Победа!». Мы же на краю жили, а ребята из центра прибежали. Там, наверное, объявили. Вот радость была! Это ни с чем не сравнить. Стаценко Т. Страшные будни [дети в годы войны] /Т. Стаценко //Азовская неделя. – 2010. – 4 февраля. – С. 3. http://www.azovlib.ru/index.ph...8-13-10-09Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, сейчас, спустя 65 лет, мы невольно забываем о том, что война – это не только череда поражений, побед и героических поступков. Нам трудно представить, что в тот период война стала обыденностью. Просто люди жили в тех условиях, в которые их поставила судьба и иной жизни не знали. Особенно это касалось детей и подростков. Едва осознав себя, они оказывались в страшной реальности, где царили насилие и убийства, «узаконенные» военным временем. Чтобы выжить, пришлось рано повзрослеть и многое понять. Дети Великой Отечественной сегодня – пожилые люди. Их воспоминания отрывочны, туманны – ведь память милосердна: стирает, смягчает то, что помнить страшно. Но они все равно помнят. Моя бабушка, труженица тыла Нина Яковлевна Павленко, родилась и жила в селе Александровке тогдашнего Александровского района. Когда началась война, ей исполнилось 12 лет. Как и большинство советских детей, она наравне со взрослыми работала на колхозных полях. Несмотря на то, что Красная Армия отступила, появления фашистов в селе не ожидали. «Мы всю неделю работали и ночевали в поле. Домой приходили только на выходные. В тот день, когда появились немцы, была суббота, и мы уговорили старика-бригадира подвезти нас в Александровку на быках. Он на грузил телегу свежим сеном, и мы поехали. В друг откуда ни возьмись – два мотоциклиста. Немцы. Останавливают нас. Кричат: «Киндер, шнель, шнель!» - сгоняют нас с телеги, и давай сено ворошить – искали оружие. Дед-бригадир покраснел весь, руками машет и говорит: «Степь, степь. Бекам траву косили. Партизан нет». Немцы уехали, а мы - бегом домой. Страшно, а мы смеемся – нам смешно, что дед испугался и быков «беками» назвал». Маленькая хатка-мазанка, в которой жила семья моей бабушки, стояла на самом краю села – огород уходил в камышовые заросли речки Чумбурки. Жили бедно, но чисто. Немцы порядок всегда ценили. Наверное, поэтому те шесть немецких солдат, что остановились квартировать в их двухкомнатном домике, относились к хозяевам (между тем, выселенным в сарай) неплохо, даже с у важением. Отец бабушки Нины Яков в Первую мировую войну побывал в плену и немного знал немецкий язык, что позволяло лучше понять, что за люди пришли в их дом... ...На первый взгляд - обычные, степенные, даже добродушные. Любили рассказывать о своих семьях и детях, оставленных в Германии. «Мы не хотим воевать, - говорили они, - пусть бы Гитлер со Сталиным сошлись и дрались между собой»... Когда приходили посылки, угощали шоколадом – невиданным лакомством для деревенских детей. Только один молодой немец вел себя как настоящий оккупант – мало того, что успевал выбирать все яйца в курятнике, но и вздумал загорать на тщательно ухоженной клумбе, разбитой перед хаткой. Впрочем, после того, как родители пожаловались начальству, он куда-то исчез. Но в обыденность, с которой как-то можно смириться, просачивались, вплетались явления немыслимые, невыносимые. Те, которых быть недолжно, но они были. В начале войны в Александровку стали прибывать беженцы. Среди них было много евреев. Они надеялись на спасение в сельской глубинке, но большинство из них не пережило оккупацию. Их расстреляли за селом, над ямой скотомогильника. Бабушка Нина навсегда запомнила этот рассвет. «Однажды рано утром меня с сестрой Шурой разбудила мать, - рассказывает она. - «Слушайте. Евреев расстреливают»... И мы услышали автоматные очереди и человеческий стон. Никто не кричал. Только стон... Зачем только нас мать разбудила? В нашей бригаде работала молодая еврейка Белла. Она была беременная. Ее тоже расстреляли и сбросили в ту яму»... Боялись многого. Старшая сестра бабушки пряталась от немцев. Ее могли угнать в Германию, как многих других юношей и девушек. Больше немцев боялись изменников родины, перешедших на сторону фашистов, - именно они отличались особой жестокостью, не останавливаясь ни перед чем. Постоянный страх, как ноющий зуб, не позволял забыть о том, что на твоей земле хозяйничает враг. Немцы ушли внезапно. О наступлении наших войск точных сведений у населения Александровки не было, но откуда-то прошел слух, что село будут бомбить. Все прятались, как могли, - кто в погребах, кто в окопчиках, вырытых во дворах еще в начале войны. Семья моей бабушки укрылась у соседей в подвале. Ночь прошла в ожидании, а ближе к утру раздался гул самолетного мотора и взрывы. Земля дрожала. Взрывной волной разметало камышовую крышу бабушкиной хаты. Бомбежка быстро закончилась, а когда вернулись домой, увидели, что дом пуст - немцы исчезли. Последним страшным отголоском оккупации стала для александровцев казнь фашистского пособника, выдавшего место укрытия партизан. Его повесили напротив сельского рынка. Тела партизан, которых он предал, были с почестями похоронены в парке села Александровки. --- Курочкин, Васильев. Васинские, Селезнев, Шадрин, Асеев. Колот, Накоренко, Косенко, Божко, Мусиенко, Лисий, Тоцкий, Болбат, Чеботько; Дубинин, Байков, Чернопятов, Шатилов, Алымов, Кулябин, Решетов, Хромин; Барков, Паньшин.
По жене: Барчонков, Колесников, Павленко, Полунин | | |
|