Vitalii080858 написал:
[q]
Младший урядник Кондаков Пётр Иванович[/q]
Письмо казака-белогвардейца Ф.А. Кондакова брату29 сентября (12 октября) 1918 г.
сл. Сидоры Усть-Медведицкого округа
Дорогой брат
Петр Иванович, пишу ответ на твое письмо, которое ты писал 3 сентября, а я получил 21 сентября. Ты пишешь, что боишься цензуры, то я вырабатываю здесь шифр цифровой, и мы будем шифрованные письма писать, где буквы и даже слова будут заменять 4 номера, и цензура под нас не подкопается, т[ак] к[ак] мы будем писать в виде сложения или вычитания или умножения и т[ак] д[алее]. Ты же приготовь две одинаковых газеты – одна будет у тебя, а другая у меня. По ним мы будем отыскивать нужные нам слова. Затем ты пишешь, что я дату неправильно пишу, нет правильно, я письма пишу заранее, но я посылаю их не скоро, потому что не с кем посылать.
А что Манька заработала хлеба, то это хорошо, но почему она одна ездила, а не с Евграфовной, ведь в две они бы скорее заработали это количество хлеба. Много зарабатывать не стоит, потому что лишний хлеб будут отбирать в Германию за снаряды. Еще странно – почему ее командировали, а не другого кого, это подозрительно.
За прошение благодарю, но почему-то мне ничего неизвестно, да и генерал Фицхелауров сменился, а на его место поступил другой генерал, но какой – не знаю, лучше бы писать адрес так: Д[обровольческая] армия Всевеликого войска Донского, в штаб командующего войсками Усть-Медведицкого округа, а фамилию командующего не надо писать, потому что они, как набьют карманы, так сменяются, и прошу Вас другое прошение послать, потому что я оборвался и обтрепался здесь, и мне надо поехать домой обмундироваться, но я буду и так проситься, но едва ли пустят, потому что я с врачом и комполка, капитаном Хруцким, не лажу. Сейчас я нахожусь в босой команде, в обозе 2-го разряда, а завтра мне сапоги поправят, и я пойду опять в сотню, но все-таки я в этих сапогах и месяца не прохожу, и весь отряд наш (3-й пеший) босой и голый, так что красные командуют: "по оборванцам – пли". Это когда близко подходим, красные нас гоняют туда-сюда, а наши банды уходят от них, а потом опять кидаемся на них, увильнуть мне от них никак нельзя. Бедным же народом легче управляться, план красных – отстоять русскую землю и защитить соввласть от внешних врагов. А план Миронова – красных казаков (с которыми наш отряд сейчас бьется) занять свои станицы и присоединиться к Советской России. Видишь, дело какое: и война не скоро кончится, так что годов 5 или 6 еще придется воевать.
Прощай. Бывай здоров. Шлю всем по поклону, твой брат Ф. А. Кондаков. Жду ответ. Красные смеются над нами и говорят: вы стреляете быками, а мы молотками, т[о] е[сть] за каждый снаряд мы платим быка Германии.
Быков продайте, оставьте хотя одну пару и купите развод, он нужен будет нам. Хлеб мы тут едим темный, дают по одному фунту в день на человека, так что если бы не жители, то голодовать бы пришлось.
Теперь пропишу план нашего правительства и план красных. Наше правительство хочет расширить границы Донобласти, и для этого будет просить немцев, чтобы они помогли, немцы же за помощь возьмут у нас хлеб и скотину, а мы обедняем.
Красной гвардии нет, а мы воюем с Красной армией – это правильно организованная армия с хорошей дисциплиной и порядок образцовый.
ЦДНИРО. Ф. Р-12. Оп. 3. Д. 590. Л. 1 – 2. Копия. Машинопись.Источник:
Дон в годы революции и Гражданской войны. 1917 – 1920. Сборник документов. В двух томах. Том 2. май 1918 – март 1920 / отв. ред. д.и.н. О.М. Морозова // Ростов н/Д, 2020. С. 92 – 93.