Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Слобода Талы (+ Богучарская сотня слободы Талов)

Воронежская губерния, Богучарский уезд, слобода Талы - попытка выяснить, кем заселялась

← Назад    Вперед →Модератор: Lumera
Lumera
Модератор раздела

Минск
Сообщений: 100
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 105
Общие сведения

Слобода Талы - familio.org/settlements/0e373d53-831e-46ed-803e-3f2897fce4e1

Известные документы до 1800 года:
1760 год - РГВИА, 14-1-1697 - перепись Богучарской сотни слободы Талов, только мужчины
1762 год - ЦГИАК, 759-1-148 - Именные списки старшины и казаков Острогожского полка, присягнувших Петру III. Том II , только взрослые мужчины
1779 год - РГАДА, 435-1-8 - Книга ведомостей о числе душ, только мужчины
1795 год - ГАВО, И261-1-810 - Ревизская Сказка, все жители

В документе за 1760 год упоминается мой предок - Игнат Иванов Яицкий (Еицкой).
В данной теме я буду собирать материалы, которые может быть однажды помогут пролить свет на то, откуда Яицкие появились в Талах (семейная легенда гласит, что они были яицкими казаками, но пока это ничем не подтверждается)
Lumera
Модератор раздела

Минск
Сообщений: 100
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 105
1762 год - ЦГИАК, 759-1-148 - Именные списки старшины и казаков Острогожского полка, присягнувших Петру III. Том II
Фамилии из слободы Талы (присягали только взрослые мужчины)

Lumera
Модератор раздела

Минск
Сообщений: 100
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 105
Выражаю огромную благодарность блогу "КАНТЕМИРОВКА-СЕРДЦУ РОДНАЯ!" за сведения о ценнейшей статье. Выкладываю здесь комментарий автора блога и оцифрованную версию статьи (в блоге можно найти сканы газет с этой статьёй).
---
В 1967 году в районной газете Кантемировского района «Знамя Коммунизма» (номера 100, 102,103, 105, 109) опубликован объемный научный труд о слободе Талы старшего научного сотрудника Центрального Государственного архива древних актов (ЦГАДА) Королевой Ирины Геннадьевны. Статья называется «Талам – 220 лет». Несомненно, публикация будет интересна многим интересующимся историей своего края, корнями своего рода. Автор статьи И.Королева по некоторым сведениям уроженка земли Кантемировской. Возможно кто-то из земляков этот вопрос сможет прояснить и сообщить в данной теме.
Подшивки газет с 1965 года сохранились благодаря участию работника библиотеки Клавдии Николаевны Ярковой (Нагулиной), сохраняющей интерес к краеведческой, генеалогической, общественной деятельности и в настоящее время.
---
Талам - 220 лет

Автор: И. Королева, ст. научный сотрудник Центрального государственного архива древних актов

Издание: районная газета Кантемировского района «Знамя Коммунизма», 1967 год

---№100---

Талы - вторая казачья слобода, возникшая на территории Богучарской сотни Острогожского полка.

Достоверное известие о времени основания Талов содержится в материалах «Следственной комиссии о Слободских полках».

Четверо таловских казаков-старожилов, допрошенных Комиссией в 1763 году, показали «...оные Талы к Богучарской сотне населены тому лет с 16», т. е. в 1747 году.

Впервые Талы упоминаются в документах, повествующих о печальных событиях того времени. Страшное бедствие обрушилось в 1747 году на Слободскую Украину, южные районы Белгородской и Воронежской губерний. Из причерноморских степей, принадлежавших в то время Крымскому ханству налетели несметные полчища саранчи, опустошили посевы, луга и степи. На борьбу с саранчой, как во время войны, правительство вывело в степи все казацкие полки.

В «Ведомости Слободского Острогожского полку о описи хлеба», поданной Сенату в мае 1749 года для принятия мер по снабжению хлебом районов, охваченных голодом после гибели урожая от перезимовавшей в степях саранчи, так описывается положение таловцев: «В слободе Талах имущих свой хлеб 226 душ обоего пола, у них (налицо): ржи, пшеницы, ячменю, проса, овса 68 четвертей один четверик. Оным для пропитания в год, на каждую душу счисляя в месяц по 2 четверики, не достает 609 четверти 4 четверики. Не имущих хлеба, а питающихся от рукоделия своего 16 душ. В той же слободе крайне не имущих 44 души. Оным требуется на пропитание до нового хлеба 22 четверти». Всего в Талах в 1749 году числилось 286 человек, (не более 60-70 дворов).

По данным Генерального межевания земель 1772 года можно составить примерное описание слободы.

Талы расположены на берегу речки Богучарки, там, где река образовала широкий залив, недалеко от большой торговой дороги из Саратова в Харьков. Улицы в Талах имели названия - Губернаторка, Проезжая, Шаповалова. Вдоль берега реки протянулась Довгалаевская улица. Возле залива - Браташева улица, получившая свое название по фамилии жившего на ней богатого казака, здесь же были дворы двух таловских попов. На самом высоком месте стояла невзрачная деревянная Николаевская церковь. На Пробитой улице находи лось кладбище. За жилыми дворами шли гуменники и огороды.

---№102---

Слобода, как полагалось в те далекие времена, для безопасности была обнесена «палисадом», ворота которого ночью запирались и охранялись нарядом караульщиков. За палисадом и рекою простирались луга, леса и пахотные земли слобожан.

Таловские угодья граничили на севере с землями помещика, последнего острогожского полкового судьи Ф. Е. Татарчукова сл. Писаревкой; на западе - крупного помещика, последнего острогожского полковника Степана Ив. Тевяшева - сл. Россошью, Михайловкой, и Ольховаткой; на юге казенными слободами Константиновой (Кантемировой) Марковой (Адъютантовой); на востоке - казачьей станицей Казанской, Войска Донского. Население Талов за четверть века со времени основания слободы возросло более чем в 4 раза - в 1772 г. оно составляло свыше 1200 душ обоего пола (300 дворов).

Интересные данные о движении населения приводятся в подворной ведомости Талов за 1779 год (учитывалось только мужское население). Всего в слободе 772 войсковых обывателя, на них умерло 21, взято в гусары 2, перешло в г. Калитву 2; всего убыло 38 душ. Родилось 38, переселилось из г. Межиричи 2, из сл. Константиновки 6, из хутора Липчанского Богучарской слободы 1, возвратился на бегов 1; всего прибыло 48 душ.

***

Первоначально население Талов состояло из немногочисленной группы полковых казаков, служивших в Богучарской сотне, нескольких семей ремесленников. Основную прослойку составляли подпоможчики – выходцы из разных мест. Так, Гаврила Ржевский пришел в Талы из частновладельческой слободы Ржевской Белгородского уезда, Игнат Перебитый из сл. Трубецкой того же уезда, Иван и Калина Косовцы из сл. Варваровки Усердского уезда, Иван Резниченко из «гетманщины», Гр. Титаренко и Степан Хупавченко из сл. Николаевки Нежегольского уезда.

Подпоможчики являлись одной из самых угнетенных и потому наиболее «кочевой» категорией казачества. В поисках лучшей доли они нередко меняли местожительство, чаще всего устраиваясь в новых слободах, куда их привлекали льготы. Правительство безуспешно пыталось пресечь самовольные переходы подпоможчиков.

Часть подпоможчиков уже в 1752-1762 гг. перешла из Талов в слободу Писаревку, основанную полковым писарем Ф. Е. Татарчуковым.

Слободское казачество было привилегированной частью украинского населения, имело свое самоуправление и суд. Оно было освобождено от уплаты подушной подати и налогов, так как несло военную службу. В отличие от русских служивых людей казаки имели право беспошлинной торговли, винокурения и продажи вина. Привилегии в действительности были выгодны лишь для казацкой верхушки - старшины и богатых казаков. Основная масса - казаки, их свойственники, подпоможчики - фактически была бесправной и угнеталась как старшиною, так и местными царскими властями и духовенством. Так, только для главнокомандующего Слободскими полками князя К. А. Кантемира казаки Богучарской сотни «с 759 года безнадежно косили 4 года сена человек по 20 во всю косовицу; гребли, скирды метали, хаты и двор строили и (Константиновский) хутор дважды перестраивали; …и в доме на ординации (на посылках) стояли. Хат с слободы Талов несколько перевозили в его ж двор и на шинки и хутора. И в тех хуторах грубы и печи (кафельные, в господских домах) ставили».

После ликвидации Слободских полков в 1765 году полковые старшины - полковники, судьи, писари, сотники и другие - были приравнены в правах к русскому дворянству и получили офицерские чины. Все рядовое казачество было зачислено в податную категорию как «войсковые обыватели» и по набору должно служить в гусарских полках. По своему экономическому положению войсковые обыватели почти не отличались от крестьян, они и входили в разряд государственных (казенных) крестьян За ними оставлена единственная привилегия - право винокурения и торговли вином. Гусарская служба была пожизненной и не менее тяжелой, чем русская солдатчина. Распространенным способом протеста против каторжной военной службы являлись побеги гусар из полков. Так, гусар-таловец, в тоске по Родине вернувшийся из бегов в 1783 году, по- казал на допросе: «Осип Антонов сын Странный, 25 лет. Уроженец он Воронежского наместничества, уезду Острогожского, слободы Тали, из войсковых обывателей. Будет же тому назад 5 лет, как он взят был в службу в Сумской гусарской полк в гусары, в котором служил только близ года. По бытности ж сего полку на Кримском степу близ реки, называемой Конской, бежал в турецкой город Очаков, а с оного и в Бендеры, где и жительство имел по 783 год, а в том году возвратяся оттель в Молдавию, проживал в Яссах».

---№103---

Фактически после реформы 1765 года власть в Талах осталась в руках бывшего сотника, ново явленного помещика Лаврентия Ив. Пушкарева. По данным 1772 г. жилой дом Пушкарева стоял на Шаповаловой улице, недалеко от реки. Ему же принадлежала на Губернаторке и Довгалевской улице и возле залива три «подданнических» двора, в которых жили его крепостные, пустое дворовое место на Проезжей улице, пустое огородное место, а при заливе - большой сад и мукомольная мельница о двух поставах, с ежегодным доходом в 50 рублей. Пушкарев захватил у таловских казаков лучшие земли, на которых построил два хутора - Лесковский при заливе Лесковом и Богучарский на реке Богучарке. В первом было 3 двора, во втором 2. На хуторах также жили его крепостные. «Подданные черкасы, - отметил землемер при межевании, - состоят на об- роке, платят в год господину по три рубля з души». За речкой Богучаром Пушкареву принадлежа- ли «лозовые кусты и болото» - пустошь Лозовая.

На окраине Талов рядом с пустыми дворовыми местами слобожан находились постройки хутора Мостки - владение другого помещика поручика Петра Серг. Куколевского. Все эти хутора. основанные на частновладельческой земле, были собственностью помещиков. Частные хутора обычно были малолюдны. Так, почти через 90 лет, в 1859 году в Лесковом было всего 14 дворов, Мостки разделились на 2 хутора, (в обоих числилось 3 двора), а Богучарский, вероятно, был ликвидирован.

В «Ведомости о подданнических малороссиянах» «сотнички» (сотничихи) Марьи Пушкаревой при ее доме в Талах за 1779 год указано 5 семей: Герасим Недосеченко с братом 14 лет и малолетним сыном, Иван Волошинов, Гр. Бережной, Вас. Мирошников и Иван Манков.

Немногочисленная прослойка зажиточных таловских войсковых обывателей, занимавшаяся, главным образом, скотоводством, шинкарством, торговлей, извозом держала в зависимости маломощных слобожан и бедноту, которые вынуждены были наниматься в скотоводы, работники, возчики, батраки.

---№105---

Талы были большой, но небогатой слободой. В «Экономических примечаниях 1772 г.», составленных тем же землемером, записано: «Войсковые обыватели состоят на положенном казенном окладе и промышляют хлебопашеством, к чему они не очень склонны. A большею частью промысел имеют по силе малороссийских привилегиев в винокурении, ис которого делают водку, разные наливки и продают по шинковым домам по вольной цене и отвозят в казацкие станицы (Войска Донского). Имеют отъезд под извоз на волах в города Саратов, Черкасск за рыбою, и поставку в казенные магазины (склады) соли. А некоторые в скотоводстве. Женщины сверх полевой работы упражняются в домашнем рукоделии, прядут лен, пеньку, посконь и овечью шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления и на продажу. Земля грунт имеет сероватый, а местами меловатая. Ис посеенного на ней хлеба лучше родится рожь, овес, просо, а протчие семена средственны. Сенные покосы хороши. «На речке Голой стояло 4 мельницы, каждая о четырех поставках, с ежегодным доходом по 30 рублей, принадлежавших зажиточным слобожанам».

В конце 18 века после присоединения к России Причерноморья и Крыма изменились торговые пути. Большая дорога из Саратова в Харьков потеряла свое значение. Таловские богатеи в начале 19 века переключились на перевозку на волах овощей и фруктов из Астраханской губернии в разные города и на аренду рыбных промыслов на Волге. Основными же занятиями слобожан являлись земледелие и скотоводство. «Живут по боль шей части недостаточно», указано в «Экономических примечаниях 1820-х годов».

По данным седьмой ревизии, населения 1815 года в Талах числилось свыше 3800 чел. обоего пола. Кроме 200 дворов войсковых обывателей, было 42 двора однодворцев, переселившихся из других губерний. На месте ветхой деревянной церкви выстроена каменная с тем же названием. Ежегодно проводилось по 4 ярмарки, на которые съезжались купцы из близлежащих городов. В Талах не было ни одной постоянной торговой лавки. Две мукомольные мельницы с 19 толчеями, 5 сукновальнями и годовым доходом в 300 рублей каждая принадлежали помещицам майорше Варваре Пушкаревой и губернской секретарше Настасье Костенковой.

В 1859 г. в Талах - 522 двора, с населением 3614 чел., в 1902 г. - около 5,5 тыс. чел., волостное правление, 70 ветряных мельниц, кожевенные заводы, лавки и 4 ярмарки с годовым оборотом от 20 до 30 т. руб., ремесленная школа пряденья и ткачества, принадлежавшая крупному помещику С. М. Прутченко.

---№109---

Хутор Бугай (Бугаев) находился при Среднем яре. В 1772 г. в нем было 23 двора, 98 человек, в 1815 г. - 40 дворов, свыше 300 человек, в 1859 г. - 62 двора, 516 человек. Стал слободой Бугаевкой в 1891 г.

Хутор Скнарин на правом берегу р. Богучара. Свое название получил, по-видимому, по прозвищу первого поселенца (скнар по-украински скупой). В 1772 г. - 28 дворов, 189 человек, в 1815 г. 40 дворов и войсковых обывателей, 664 человека и 20 дворов однодворцев, 240 человек. При нем была мукомольная мельница о двух поставах, с 10 толчеями и 5 сукновальнями войскового обывателя Якова Браташева. Ежегодный доход с мельницы -100 рублей. В 1859 г. - 134 двора, 1135 человек. Стал слободой Скнаровкой в 1890 г.

Два одноименных хутора Смаглеевы (Смолеевы, Смольевы) стояли также на правом берегу р. Богучара. Название хуторов могло произойти как от фамилии их основателей (смаглый по-украински - смуглый, опаленный), так и от их рода занятий (смолить, смаглить - означает опаливать, например, свиные туши). В 1772 г. в одном из них было 30 дворов, в другом 12. Данных о численности населения не указано, а отмечено, как и против всех остальных хуторов: «оных хуторов души положена в слободе Талы». Стали слободой Смаглеевкой также в начале ХІХ после постройки каменной Петропавловской церкви. В 1815 г. -120 дворов, 1204 человека. Ежегодно - 3 ярмарки, продолжавшиеся 1-2 дня, на которые съезжались купцы с «мелочными» товарами. При слободе было 3 мукомольных мельницы: Якова Браташева - об одном поставе, Григория Савченкова – с двух, с 5 толчеями и тремя сукновальнями. Самой большой мельницей о трех поставах, 8 толчеями и 6 сукновальнями владела Настасья Костенкова. В 1902 г. - 2500 человек, волостное правление, школа, 30 ветряных мельниц, торговые лавки, 4 ярмарки.

Хутор Атаманский (Галуновка) - при Таловском яре, с небольшим прудом. В1771 г. - 41 двор, - 36 человек, в 1815 г. - 36 дворов.

Хутор Фесенков - при яре Голом, с прудом. В 1772 г. -20 дворов, в 1815 г. - 24, в 1859 г. - 50 дворов, 524 человека.

Хутор Попов - при Переднем яре. В 1772 г. - 16 дворов, 1859 г. - 87 дворов, 620 человек.

Хутор Антонов (Антоненков) - на косогоре Голого отвершка, 15 дворов. Ликвидирован в конце ХѴІІІ века.

После генерального межевания за период между 1779-1815 г.г. при Талах образовалось 5 новых хуторов.

Хутор Крамарев (Вересковка) - при Вересковом яре. В 1815 г. -16 дворов, в 1859 г. — 31 двор, 302 человека.

Хутор Руднев - при том же яре, 20 дворов, в 1859 г. -47 дворов, 327 человек.

Хутор Ермолин - при речке Левой, 22 двора, в 1859 г.- 32 двора, 236 человек.

Хутор Стройный (Колесников) - там же, 24 двора, в 1859 г. - 73 двора, 711 человек.

Хутор Косов (Косой) - при Голянском отвершке, 24 двора, в 1859 г. - 30 дворов.

Bce эти хутора также являлись выселками из Талов.

По сведениям 1815 года в Талах со слободами и хуторами числилось 690 дворов, с населением 7083 человека. B Таловской даче было 8750 десятин пахотной земли, 36557 десятин сенокоса, 2223 десятины лесных угодий. В первой четверти ХІХ века все пригодные для посевов земли были освоены и распаханы. Для устройства новых хуторов не было места. Все больше таловских земель переходило в руки крупных и мелких помещиков Куколевских, Лаврентьевых и других. Земли не хватало. Встал вопрос о переселении не только безземельных и малоземельных, но и части зажиточных крестьян. «Войсковые жители» слобод Талов, Смаглеевки, Голой и хутора Бугаева вместе с соседними слободами Константиновкой, Марковкой, Зайцевкой и их хуторами Журавкиным и Колещатовым в количестве 1150 человек в августе 1821 года подали царю Александру І прошение о переселении их с семьями в Астраханскую губернию.

Крестьяне жаловались, что «в земле имея большой недостаток, дошли чрез тяжбу с помещиками Куколевскими и Лаврентьевым до совершенного разорения» (тяжба закончилась наказанием крестьянских ходоков и запрещением заводить споры о земле). Помещики захватили самые лучшие «хлебородные» земли, крестьянам оставлена «каменистая, гористая, солонцеватая, болотистая, чаплыжник и суходол.

Куколевский разделил имение на 7 частей своим детям. Сын его Максим продал свою часть помещику Книжникову. Все это привело к необычайной чересполосице. Помещики скупали земли так, что их владения «дошли под слободы... Константиновки, Смаглеевки и Журавкино». Хуторяне вынуждены были постоянно платить за потраву помещичьих полей и лугов. Скотоводство стало приносить большие убытки. «Дошли до крайней бедности», - с отчаянием писали поверенные крестьяне Наум Сукрут и Степан Петров.

В Черноярском уезде Астраханской губернии на речке Ахтубе крестьяне подыскали пустые земли, но Воронежская казенная палата в 1812 году запретила им переселяться, считая, что они имеют «указаную пропорцию» земли - 8 десяти на душу.
← Назад    Вперед →Модератор: Lumera
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Lumera » Слобода Талы (+ Богучарская сотня слободы Талов) [тема №163061]
Вверх ⇈