Екатеринославская губерния Бахмутский уезд д. Новоселовка
д. Новоселовка (Штерич). Приход Авдотьино, Григорьевка. Фамилии Чернощок, Верич, Довгорук (Долгорук)
Popowa01Модератор раздела  Бийск Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 84 | БРАК 6 ноября 1877 года Д. Новоселовки кр. Савва Антонов(Антипов) Чернощок -21 год и сельца Обильного Евдокия Афанасьева Лавренова - 21 год. По жениху той же деревни Артемий Павлов Кравченко и Никита Кондратов Родя? , по невесте с. Обильного Павел Михайлов и Георгий Михайлов. --- Королевы из починка Некрасовский(Королевы) Истобенского с/с Вятской губернии.
Поповы до 1834 Средний Карачан.
Чернощок до 1907 с. Новоселовка(Штерич) Бахмутского уезда.
Шарапов до 1907 г. Белополье Сумский уезд. | | |
Popowa01Модератор раздела  Бийск Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 84 | Донецк (Ленинский район)
Александро-Невская Ф-430 1864-1884, 1887-1907, с.АВДОТЬИНО Бахмутского уезда 1910-1918 (1870 1875 –нет брака; 1879 - нет смерти; 1918 - только смерть) Николаевская церковь Ф-308 1809-1810, 1813-1817, с.Григорьевка Бахмутского уезда 1833, 1865-1883, 1888-1901, 1904, 1906-1910, 1915-1919 (1877, 1897, 1898 нет брака) --- Королевы из починка Некрасовский(Королевы) Истобенского с/с Вятской губернии.
Поповы до 1834 Средний Карачан.
Чернощок до 1907 с. Новоселовка(Штерич) Бахмутского уезда.
Шарапов до 1907 г. Белополье Сумский уезд. | | |
Popowa01Модератор раздела  Бийск Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 84 | Наверх ##
24 июня 5:35 24 июня 5:43 Из этнографических наблюдений в Екатеринославской губернии. 1904-1905 гг
Основная народность губернии малороссы — потомки запорожцев и выходцев из других украинских местностей. Остальное разнообразное население и есть те самые переселенцы, которые вызваны были из иностранных земель для заселения Потемкиным Новороссийского края, как-то: немцы-колонисты, греки, валахи, молдаване, сербы, болгары и др. В Бахмутском же уезде можно встретить много великорусских поселений из Курской и др. губерний.(6) Малорусское население, распространенное почти по всей губернии, в большинстве утратило свои национальные особенности в костюме и хозяйственном быте, хотя наречие пока еще сохраняется полностью. Особенно сильное влияние на малороссов оказали соседние более культурные народности, как напр., немцы. Быт экономический и сельскохозяйственный сильно изменился в силу тех же немецких влияний. Лучше всего сохранился домашний быт и промысел в своем первобытном виде в уездах Верхнеднепровском, Новомосковском отчасти Славяносербском. На этих малорусских местностях мы больше и остановимся. Вь жилищах малорусского типа произошло сравнительно мало изменений и то лишь у зажиточных крестьян. Большинство же населения продолжает обстраиваться по старинному. Улучшение жилищ состоит в том лишь, что строят их более просторными и светлыми. Распределение внутренних частей жилища самое простое и состоит, как и в соседних малорусских губерниях Полтавской и Харьковской, в большинстве случаев, из хаты, сеней, коморы или «хижины». У зажиточных же имеется через сени две хаты, из коих одна чистая «хата» и жилая «хатына». Обстановка такая же, как и в вышеуказанных соседних губерниях: «стил», «лавы», «полыци», «мысныкы» и вместо кровати «пил». Кроме этих хат, в Екатеринославской губернии встречаются немецкого типа, как наприм. в Екатеринославском и Александровском уездах. Хаты эти резко отличаются от других как своим внутренним устройством, так и пристройками около жилищ. Внутри хата разделяется на комнату, кухню, сени, столовую и даже отдельную спальню. Снаружи к жилищу пристраиваются под одну крышу конюшня, сарай и даже клуня. В последнее время такие жилища имеют черепичную крышу с фронтонами. В греческом округе Мариупольского уезда кроме обыкновенных жилых хат в одну или две комнаты, устраивают совершенно отдельно кухню «хибарка». Крыши здесь тоже черепичные и камышевые. Трубы для прохода дыма кладут от земли из дикого камня без всякого цемента чрезвычайно широких размеров. (3 рис. см. на об.). Дымовые трубы у малороссов делаются из хвороста и обмазываются глиной. В сенцах в этих трубах «дымарях» устраивают летние печки для варки пищи. Печки эти носят своеобразное название «кабыця». Кроме этих печек в Екатеринославской губернии повсеместно можно наблюдать существование отдельных летних печек, устраиваемых совершенно отдельно от жилища на открытом месте, В некоторых немецких колониях такие печки ставятся перед домами просто на улице.[8] Малороссы и валахи любят расписывать свои хаты снаружи. Во многих селениях Новомосковского и отчасти Верхнеднепровского уезда почти все, хаты расписаны разнообразным, растительным орнаментом. Излюбленным местом являются стены по углам и под крышей «стрихой»; ставни тоже пестрят разнообразными цветами красок. Верхушки дымовых труб «верхы» тоже не забыты украшениями. Валахи же преимущественно расписывают геометрическим орнаментом в виде кругов, треугольников, ломаных и кривых линий и проч. Надворные постройки те же, что и в Харьковской губернии — конюшни, амбары, сараи, навесы и клуни. Исключение представляют половники, заменяющие клуни. Постройки эти делаются гораздо обширнее и без стен, и просто состоят из одной четырехскатной крыши. Ворота проделываются в половник с 2-х коротких сторон. Кроме того, как на отличительную черту Екатеринославских построек, можно указать на «сажи», имеющиеся почти в каждом крестьянском дворе. Самое же главное отличие всех вообще построек в губернии заключается в технике работы и в материале, из коего кладутся стены. За отсутствием лесов люди принуждены были придумать другой строительный материал. Все постройки Екатеринославской губернии делаются из земли, глины или камня.[9] Стены кладутся несколькими способами: если из земли, то делаются большие плиты, высушиваются и кладутся с глиной рядами в стену. Такой способ называется «ламкачевый» или «саманный». Другой способ построек «глинобитный», состоящий в том, что стены выкладываются слоями из глины, смешанной с соломой, и третий плетневомазанковый. Делается сначала с брусьев связь хаты, переплетается вдвойне хворостом или толстой дранью, внутрь набивается глиной. В местностях, где добывается в изобилии дикий камень, стенки кладутся из каменных плит без цемента и глины и только лишь по окончании кладки обмазываются слоем глины. Изгороди тоже преимущественно делаются из камня, навоза или просто из земли. Недостаток рек, озер и прудов заставил жителей в каждом отдельном дворе устраивать свой колодец, стенки которого заменяет или просто твердый грунт, или же сверху лишь устраивается шелевочный сруб, Во многих местах такие колодцы у крестьян имеют большой почет. Над ними устраивают навесы на столбах с красивыми верхушками, на которых зачастую красуются изящные кресты. Воду достают посредством перекидного блока или же ворота. (см. лист рис.). Что же касается хозяйственных принадлежностей, то здесь тоже имеет огромное значение культурное влияние немцев-колонистов. Почти все население губернии переняло от последних усовершенствованные пароконные экипажи брички на железном ходу, гарбы для возки хлеба с полей, фабричные железные плуги, бороны, веялки, косилки и молотилки. Таким образом простой деревянный воз, плуг, цепь, коса представляют уже собою археологическую древность. При собирании этих предметов едва удалось найти и то по частям деревянный плуг только в Новомосковском уезде. Здесь же еще встречаются и старинного образца деревянные гарбы, косы и цепы для молотьбы. Хлеб молотят, если не молотилками, то каменными катками. В земледельческом отношении Екатеринославская губерния сделалась неузнаваемой в сравнении с Харьковской, хотя нужно правду сказать: мужичок, или по своей простоте, или же в самом деле земля прежде лучше родила, везде выражает неудовольствие против нововведений. При расспросах часто приходилось слышать ропот: «деревянный плуг орав добрэ и хлиб родыв куды краще!» Познакомив в кратких чертах с хозяйственными постройками и принадлежностями, перейдем к описанию крестьянской одежды и её украшениям.[10]
     --- Королевы из починка Некрасовский(Королевы) Истобенского с/с Вятской губернии.
Поповы до 1834 Средний Карачан.
Чернощок до 1907 с. Новоселовка(Штерич) Бахмутского уезда.
Шарапов до 1907 г. Белополье Сумский уезд. | | |
Popowa01Модератор раздела  Бийск Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 84 | Бабенко, Василий Алексеевич. Из этнографических наблюдений в Екатеринославской губернии / В. Бабенко. - Харьков : тип. Печатное дело, 1905
В одежде тоже заметны значительные изменения, которые происходят главным образом под влиянием экономических условий страны. Изменения эти произошли, как в материале, так и в покрое одежды. Старинная широкая и просторная одежда заменяется более тесной и узкой. Сравнивая же Харьковскую губернию с Екатеринославской, можно сказать, что в последней эти изменения не так уж быстро происходят. Некоторые из народностей до сих пор сохранили свой национальный костюм. Та малороссы тех же Новомосковского и Верхнеднепровского уездов до настоящего времени носят вполне малорусские костюмы. Мужчины надевают на себя штаны из полотна домашнего приготовления или же из синей китайки с чрезвычайно широкими «холошами» в 4 «пилки» или полотнища. Рубаха шьется тоже из такого же полотна с очень широкими рукавами с «чехлами» или без них. Верхняя одежда состоит из серой или белой суконной свитки «юпки» и свиты с «видлогой». Кое где даже встречались суконные «жупаны», «халаты» и «киреи». На головах носят летом соломенные и суконные «брыли» и зимою серые смуховые шапки. Женщины носят поверх малорусского покроя с вышивкой или «лыштвой» сорочек — шерстяные черные «запаски», «плахты», «спидницы», «керсеты» и в холодное время суконные серые или белые «юпки» (свитки) и халаты. Головные уборы составляют — парчовые [11]очипки и ситцевые «капоры». Во многих селениях до сих пор носят «сапьянци» — «чоботы» из красного, зеленого и желтого сафьяна и такие же «черевыки». Девушки любят украшать одежду на груди «намыстом» и «дукачамы», в косы заплетають разноцветные «кисныки». При экскурсии по Новомосковскому уезду нам пришлось побывать в праздничный день в селе Перещепином и увидеть малороссиян в национальных костюмах. Группы молодиц, дивчат и парней двигались по улицам на базаре и в церковь в праздничных одеждах. Картина была чрезвычайно замечательна по своей пестроте костюмов: всюду краснели чоботы и черевики, пестрели плахты «спидницы», зеленели «безрукавки» и «керсеты», синели штаны и белели свитки «юпки». Насмотревшись на эту картину, могу сказать, что прежняя Малороссия своими костюмами была далеко лучше и красивее теперешней. Кроме малороссов несколько сохранили свой старинный костюм валахи и греки. Одежда мужчин валахов мало чем отличается от костюма малоросса и состоит из «камеши» (сорочки) с такими же широкими рукавами с вышивкой и «чумеки» (штаны) с широкими «халохами». Верхняя одежда — «бруслук» (жилет) без рукавов или с рукавами на вате «ваник». Женская одежда — «камеша» с вышитыми рукавами и передней и задней верхней частью. Поверх «камеши» надевают запаску из шерстяной материи, вышитую шелковыми нитками, шерстяной цветной керсет, на голову — очипки и повязывают белым вышитым [12]с блестками покрывалом «кафрамой». Шею украшают «маржелями» (деревянное намисто) и «салбо» прикрепляющееся к серьгам и состоящее из мелких монеток или блесток. На лбу волошки повязывают «коде» — лепта, украшенная блестками или монетами. У греков же мужчины почти совсем не сохранили своего национального костюма, исключая женщин, которые до сих пор еще носят много греческого. Одежда их состоит из «кампсу» — вышитая сорочка иногда золотом, верхняя — юпки и кофты. Голова повязывается покрывалом «перефтор», вышитым золотом; по бокам около ушей надевается «ханяр» — уздечка, состоящая из серебряных цепочек, прикрепленных к узкой повязке, вышитой жемчугом. В косу вплетается «цамблись» из многочисленных шерстяных шнурков, прикрепленных к костяной перекладинке. (рис. 6). Что же касается одежды других народностей Екатеринославской губ. — немцев, евреев, болгар, то эти последние мало сохранили в костюмах что либо национального. Костюмы у них заменены общепринятыми модными кофтами, юпками, пиджаками и проч. Чтобы закончить описание одежд, нужно упомянуть и о костюме великороссов Бахмутского уезда. Так как великороссы в этом отношении вообще лучше всем известны, я укажу лишь на то, что «русские» Екатеринославской губернии, как и малороссы, далеко лучше сохранили свой костюм, чем в нашей губернии. Сарафаны с богатой обделкой, кокошники, сороки до сих пор в большом ходу. Верхняя [13]одежда мужчин и женщин точно такая же, как и у великороссов Курской губернии.
--- Королевы из починка Некрасовский(Королевы) Истобенского с/с Вятской губернии.
Поповы до 1834 Средний Карачан.
Чернощок до 1907 с. Новоселовка(Штерич) Бахмутского уезда.
Шарапов до 1907 г. Белополье Сумский уезд. | | |
Popowa01Модератор раздела  Бийск Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 84 | Перейдем к технике в народном быту, занятиям и промыслам. Обработка дерева по недостатку этого материала здесь ведется в очень незначительных размерах. Укажу лишь главные работы из дерева — изготовление колес, бричек, гарб и отчасти бондарство. Зато из камня, где он изобилует, приготовляются, как хозяйственные принадлежности так и другие. Многие крестьяне занимаются теской из камня катков, ступ, корыт, жерновов для мельниц, изготовлением каменных столбов, плит, крестов и даже надгробных сложных памятников. Обработка железа находится тоже в цветущем состоянии. Существует масса усовершенствованных кузниц, слесарных мастерских для изделия экипажей, земледельческих орудий и проч. Занимаются же этим большею частью немцы-колонисты и распространяют свои изделия между соседними крестьянами земледельцами. Главное же занятие всех жителей Екатеринославской губернии — земледелие, которое, не смотря на неблагоприятные условия, плохое орошение посредством мелких рек, при культурной обработке полей, находится в хорошем состоянии. Из промыслов важнейший — горнозаводская промышленность. Славяносербский, Бахмутский уезды усеяны массой фабрик, заводов [14]каменноугольных и других шахт. В Екатеринославской губернии кроме шахт промышленников существуют так называемые крестьянские или народные шахты, которые многие крестьяне устраивают первобытным способом на своих полевых участках. Копается глубокий колодец до пласта минерала, сверху устраивается простейший ручной или конный ворот, и в корзинках таскается каменный уголь или руда, последние отправляются на соседние заводы. Во время путешествия по этим уездам пришлось наблюдать всюду, как горизонт степных полей пестрит дымящимися заводскими трубами, шахтами, а по ночам с разных краев виднеется освещение от пылающих доменных печей. Из других занятий и промыслов можно назвать рыболовство по Днепру и мирошничество. Рыбная ловля производится с долбленых челноков «перемитами» с насаженными на веревку крючками, сетями, кувботами, блешнями и удочками. Мирошничество в Екатеринославской губернии очень распространено. По речным местностям существуют плавучие водяные мельницы на барках и обыкновенные. В степных — ветряные нескольких типов — немецкие более усовершенствованные, крестьянские обыкновенные с тою лишь разницей, что вся мельничная снасть вращается не на деревянном срубе, а на каменном фундаменте и входе в мельницу не с задней стороны, а с боку, Число крыльев большею частью 4, изредка же бывает и 6. Пчеловодство развито очень слабо и то лишь в Славяносербском уезде. Греки, валахи и малороссы еще занимаются выделкой красных ковров. Из ритуальных обрядностей в семейном быту много особенностей имеют свадьбы.
Малорусская свадьба мало чем отличается оть такой же свадьбы Харьковской губернии, хотя старинных обрядностей сохранилось больше. Начинается такая свадьба «зарученьем»: жених со старостами идет к невесте свататься. Если невеста согласна выйти за него замуж «дае рушныкы» старостам и «молодому» перевязывает руку «хусткой» (платком). Под самую свадьбу устраивается «девычвечер». Собирается молодежь на вечеринки, гуляют и поют песни. В день свадьбы отец жениха «висильный батько», когда народ возвращается от богослужения, отправляется с хлебом под мышкой без шапки и заходит к соседям и знакомым и приглашает на торжество свадьбы: «Просым Бога и вас на хлиб, на силь».[15] «Молодый» же идет со старшим боярином и с узлом «шимон» собирать «бояр». При входе в хату родича жених делает три земных поклона и приглашает такими словами: «просыли батько и мате и я просю на свадьбу — на висилье», при этом всем домашним кланяется и целует их. Невеста также приглашает «дружок» и ведет их к себе на дом, где и угощает их. Жених угощается с боярами сначала дома, после чего «дружко» выводит его за платок во двор и обводит три раза вокруг кадушки с водой, а затем уже отправляются все к невесте. Волошская свадьба тоже начинается сватаньем, как и у малороссов, под свадьбу бывают также вечерины, с тою лишь разницею, что старший боярин ходить с «ворныком» (украшенной разноцветной материей палкой) и, размахивая им, приглашает гостей на свадьбу просто с улицы. В общем свадьба очень напоминает малорусскую, так что можно заключить, что валахи переняли многие малорусские свадебные обряды. Особенности греческой свадьбы: по старинному обычаю сватают невесту еще девочкой лет 13—15, свадьба же играется года через 3—4. Сватать посылают 2 «покоршар» (старост), которые без жениха сговариваются с родителями невесты и при согласии дарят золотыми турецкими монетами родных невесты, последней же дают шелковый платок. Родичи невесты дают в залог тоже золото. Невеста при этом отсутствует. После этого происходят, как у жениха, так и у невесты отдельные гулянья. Гости жениха едут до кума и кумы (восприемники жениха) и ведут их к жениху. К невесте же ведут особого повара и баранов для приготовления угощения в день свадьбы. На следующий день родичи жениха едут за невестой и везут ее в церковь, жениха же приводят из дому после и затем уже происходить бракосочетание, после чего все едут к жениху вместе с невестой, где она уже и остается навсегда.
Из музыкальных инструментов у малороссов те же скрипка, бубна, сопилка и бас. У греков — барабан, «зурна» (дудка) и «тулун-зурна» (коза), состоящая из снятой цельной кожи барана со вставленными дудками. Греки верят в водяного «ямумана» (мать моря). Этим пугают детей, чтобы не купались много. Ведьма «Джабу» доит коров, ночью опасно ходить через нее. Домовой «Зоозус» — не зол в освященном доме, а не в освященном стучит, гремит и плачет, не давая покоя хозяевам.[16] Бесы играют на скрипках и предлагают людям учить их играть на этом музыкальном инструменте, почему греки и избегают струнной музыки. Кроме приведенных обрядностей, у греков существуют так называемые «борьба» и «понаиры». Празднество борьбы устраивается только во время храмового праздника, когда съезжаются все из окрестных сел и после богослужения происходит на открытой площади под охраной полиции «борьба» на общественный приз. Борцы одеваются в специальные общественные костюмы, держась за которые «борят» друг друга. Выигравший борьбу получает угощение и приз в виде барана. «Понаиры» — есть общественные поминки: на них сносят свое угощение почти все жители села к хозяину, который устраивает поминки, и происходит многолюдное пиршество.
Так как греки эти — выходцы из Крыма, то все почти говорят не на своем родном языке, а на турецко-татарском наречии. --- Королевы из починка Некрасовский(Королевы) Истобенского с/с Вятской губернии.
Поповы до 1834 Средний Карачан.
Чернощок до 1907 с. Новоселовка(Штерич) Бахмутского уезда.
Шарапов до 1907 г. Белополье Сумский уезд. | | Лайк (1) |
Popowa01Модератор раздела  Бийск Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 84 | Карта Бахмутского уезда 1885 г.
 --- Королевы из починка Некрасовский(Королевы) Истобенского с/с Вятской губернии.
Поповы до 1834 Средний Карачан.
Чернощок до 1907 с. Новоселовка(Штерич) Бахмутского уезда.
Шарапов до 1907 г. Белополье Сумский уезд. | | |
Popowa01Модератор раздела  Бийск Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 84 | Наверх ##
24 июня 11:04 24 июня 11:09 "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края" Малоросские села и деревни не похожи на великорусские. Местоположение их большею частью живописно. Обыкновенно oни расположены на возвышенностях, на холмистых берегах рек или на склонах балок. Селение не образует прямой улицы, обстроенной с обеих сторон домами, а разбросано безо всякой симметрии. Хаты расползаются во всех направлениях, и в длину, и в ширину. Между ними находятся огороды, коноплянники, сады и выгоны, так что все селение как будто купается в зелени. Если оно лепится по склону балки, то среди нее вырыт пруд. Хутором называется выселок, состоящий из одной или нескольких хат. В середине села или где-нибудь на бугре возвышается церковь, а близ нее обыкновенно волостное правление или сельская расправа. Вокруг села на холмах идет ряд ветряных мельниц. Почти перед каждою хатою есть палисадник, огороженный плетнем. В нем пестреют гвоздика, барвенок, зоря, шток-роза, роза обыкновенная и другие цветы, а иногда растет сирень. Двор обнесен плетнем; ворота сквозные, сколоченные из жердей. Хозяйственные постройки то идут рядом с хатою, то разбросаны по двору, часто между группами деревьев. При этом выказывается иногда вполне любовь малоросса к природе. Если, например, ему надо построить сарай или навес на том месте, где растет какое-нибудь дерево, — он ни за что не срубит его, а обнесет стенами и пропустит чрез крышу, так что оно очутится внутри сарая. На дворе стоит обыкновенно кладовая, сарай для телег, сарай для овец, открытый сарай для скота в лошадей, несколько хлевов и птичник. У зажиточных хозяев бывает также крытое гумно. Основные типы построек можно разделить на плетнево-мазанковые, глинобитные, лимпачевые и каменные. Деревянные тесаные хаты встречаются очень редко и то лишь старинные постройки. Деревянные постройки заменены глиняными и каменными, в силу большого недостатка лесного материала. Для постройки плетнево-мазанковой хаты вкапываются в землю 12 столбов для одинарной хаты и 18—20 для двойной. Промежуточные столбы служат в то же время и „лутками" или „одвирками" в окнах и дверях. Простенки заплетаются хворостом или же оббиваются планками с двух сторон столбов. Такие стены насквозь забивают глиной с навозом, затем смазывают внутри и снаружи гладко глиной и белят мелом. Такого рода стены сверху держатся связью в 1 или 2 венца и на нее уже кладутся „сволока" и потолок, чаще тоже из хворосту. При постройке глинобитным способом хаты, обыкновенно тут же во дворе копается глубокая яма, „глинище", откуда добывается глина, которую смешивают с водой, навозом или старой соломой и хорошо перемешивают все это ногами. Затем, перемешанная таким образом глина кладется большими комьями рядами. Когда выкладывается первый слой, дают ему просохнуть, а потом накладывают второй ряд и т. д., пока не выложат до верху стену. Для окон и дверей оставляют свободные промежутки. После стены выглаживают лопатами и сверху кладут связь в один венец, на котором уже укрепляется крыша. Лимпачевые стены кладутся из больших кирпичей, приготовленных тоже из глины или просто из земли и высушенных на солнце. Кирпичи эти скрепляются глиной, и затем обмазываются. Лутки для окон и дверей, как в первом, так и во втором случаях вставляются из дерева после. Каменные постройки делаются из песчаника и кладутся большею частью без всякого цемента и глины и лишь потом хорошо заделываются и обмазываются глиной. Последние постройки встречаются исключительно там, где в изобилии добывается дикий камень.
Зайдем в хатку малоросса. Снаружи она так чисто выбелена, что глаз невольно радуется. Широкая соломенная крыша составляет вокруг хаты просторный навес, под которым можно работать и в дурную погоду. Хата окружена насыпью, которую поддерживают колышки. Эта насыпь, „призба", зимою служит для предохранения от холода, а летом заменяет собою скамейку. При входе в хату нужно сильно нагнуться, так как дверь очень низка; зато порог, напротив. очень высок, и о него легко споткнуться. Мы входим прежде всего в „сины", как называют малороссы сени. По одну сторону сеней находится собственно хата, а по другую — камора, где сложена провизия, стоят бочки, мешки, хранятся мука, крупа, сало, деготь и др. припасы. В углу сеней сложены земледельческие орудия; по стенам висят веревки, упряжь; тут же, в сенях, стоит кадка с водой. В самой хате довольно прохладно, несмотря на жаркий летний день. Этому много способствует глиняная обмазка и внутри, и снаружи. Кроме того малороссийские хозяйки нередко обрызгивают пол водой и посыпают его пахучими травами. Въ хате — чистота и порядок. Стены, потолок, печь — все чисто выбелено. "В степях и садах Украины
Жилище у крестьян всегда занимает во дворе главную часть, так что из окон хаты виден весь двор и большая часть главных построек. Потому хата располагается по одну сторону двора, а другие постройки по другую. На улицу хата выходит короткой стеной, „причелком". Выход в хате обращен на солнечную сторону. У малороссов собственно „хатою" называется жилое отделение в xaте. „Сини" и комора составляют только часть хаты и не носят общего названия „хаты". Малорусская хата состоит из теплой жилой одной или же двух через „сини" хат, „синей" и коморы, служащей для склада запасов и хранения домашнего имущества. У малороссов „пичь" делается по-старинному — просто из глины, смешанной иногда с мелкими камнями и по-новому — из кирпичей. Печь такая состоит из собственно „печи", нижняя часть ее называется „чиринь", свод „челюстями", и „прыпечка" с „комнем" для отвода дыму в „дымарь". Сбоку печки к стене устраивается „запичек" для склада кухонных принадлежностей. Из „коминя" ведет отверстие в „дымарь" или „бовдур" (дымовая труба). Дымари плетутся из лозы и смазываются глиной или же кладутся из камня, где таковой изобилует. Сверху дымаря на крыше устраивается „верх" из досок и обделывается карнизами. В сенцах внизу дымаря часто пристраиваются небольшие печки „кабыци" для варки пищи в летнее время. Что же касается способа добывания огня, то самые примитивные способы давно уже вышли из употребления и заменены спичками „сирниками". Кремень и кресало употребляются лишь стариками малороссами при курении трубки. "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"
Хата имеет обыкновенно от 9 до 12 аршин в длину и от 7 до 8 в ширину. Пол в комнате делают из битой глины. Такая хата состоит из избы, сеней и кладовой. Только зажиточные хозяева имеют по две комнаты. В сенях ставится плетеная дымовая труба, называемая дымарь, которая идет до верха крыши. В степных хуторах, где часто бывают такие сильные вьюги, что снежные сугробы заваливают хаты в уровень с крышею — эти трубы служат тогда единственным отверстием для выхода. Под трубою устраивается род широкой полки, на которой летом готовят пищу. Внутренность хат содержится всегда очень опрятно, так как малороссиянки, в противоположность своим мужьям, очень деятельны. Чистота составляет щегольство здешних хозяек.
Переходя к внутреннему убранству хаты, прежде всего надо обратить внимание на мебель. По обеим стенам тянутся широкие скамьи „ослоны" „лавы" или же диваны. В углу перед „лавами" стоит стол, покрытый скатертью. Вместо стола у малороссов часто ставится „скрыня" – сундук. В углу между печью и „запильным" окном располагается „nил" или иначе помост из досок, шириною в 2 и более аршина, идущий от печи до самой стены. Помост этот служит общей спальней. Над ним прикрепляются жерди для развешивания одежды и пряжи. Около печи недалеко от „пилу" вешается „коляска" (колыбель) так, что ее можно качать, не вставая с „пилу". В углу около дверей приделывается „мисник", т. е. полки для мисок и посуды. Сверху дверей прибивается „полыця" для хранения печеного хлеба. В этом и заключается вся немногочисленная мебель крестьян среднего достатка. У зажиточных принята обстановка обыкновенная — столы, стулья, кровати, сундуки, шкапы и проч. Что касается другой утвари и домашних принадлежностей жилого помещения крестьян, то в глаза первым долгом бросается „покутя", вся увешенная иконами, рушниками, искусственными цветами из бумаги или соломы. Точно так же украшается и весь потолок и верхняя часть стенок. К сволоку или стенке привешивается подставка для лампы. Около печи располагаются кухонные принадлежности: „помыныця", рогачи, чапля, кочерга, веник. Под „припечком" ставятся горшки, макотры, кувшины, „макагоны", „салатовки" и проч. Если же имеется вторая чистая хата, то тут уже кроме обыкновенной мебели — скрыни, стола, диванов или лавок, ничего нет лишнего. Печь здесь заменяется „грубой" лишь для тепла. Пол, по-малорусски „доливка", чаще земляной и смазывается глиной, у зажиточных крестьян начинает появляться деревянный. Стенки и потолки белятся мелом. У малороссов жилища отличаются украшениями стен, окониц, верхов и печей. Внутри хаты печь часто обведена по углам и карнизам лентами цветных красок, а то и расписана еще всевозможным растительным и животным орнаментом — „квитками", „пивнями", „птычками". "Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края"
Малороссийская деревня. Фотографии Светличного, 1880-е.
  --- Королевы из починка Некрасовский(Королевы) Истобенского с/с Вятской губернии.
Поповы до 1834 Средний Карачан.
Чернощок до 1907 с. Новоселовка(Штерич) Бахмутского уезда.
Шарапов до 1907 г. Белополье Сумский уезд. | | |
Popowa01Модератор раздела  Бийск Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 84 | Образ жизни малорусса самый простой, однако, не лишенный иных удобств, которых не встречается у великорусса. Чистота и опрятность жилища — первое условие, npиятно поражающее путника, а второе — разнообразие пищи, которую самая убогая хозяйка приготовляет два раза в день. Даже в дороге малорусс не может обойтись без горячей пищи, что заметил каждый, кто проезжал по степям, в которых останавливаются обозы и где приготовляют себе обед или ужин. Изобилие птицы, рыбы и овощей дает возможность малороссиянкам разнообразить свои блюда. В скоромные дни она готовит: борщ, юшку (уху), локшину (лапшу), кашу молочную и простую, кулиш (кашицу), галушки, вареники, жарит жаркое, печет хлеб, паляници, буханци, кныши, коржи. В постные дни тe же кушанья, заменяя мясо рыбою, а творог, масло и молоко — маком, урдою, постным маслом. Морковь, картофель, петрушка, лук, чеснок, укроп, кукуруза, тыква, свекла, капуста, огурцы помогают ей приправлять свои кушанья. В летнее время сады и бакши дают возможность лакомиться. Плоды до того бывают дешевы, что и бедняку, не имеющему бакши, легко можно приобресть пару дынь и арбузов, потому что и то, и другое можно купить по грошу. Обычай курения табака, пришедший в Малороссию вскоре по привозе этого растения из Америки, распространен повсеместно, и потому возделывание низких сортов табака входит в круг действия почти каждой хозяйки. В редких местностях простолюдины возделывают его для продажи, а преимущественно для собственного употребления. Люлька (трубка) — почти необходимая принадлежность малорусса, а в прежнее время у казака она заменяла всё наслаждения. "Очерки Днепра"
Богатство естественных произведений дает малороссу возможность быть прихотливым в пище, а потому он питается пищею более вкусной и изобильной, чем его северный собрат. У каждого, самого беднейшего, из крестьян готовится обед и ужин ежедневно. Борщ, уха, галушки, лапша, вареники, каша различных сортов, балабушки, голубцы, перепичка и книш разнообразят попеременно стол малорусского крестьянина. Если нет мяса, т.е. баранины, свинины, или битой птицы, то у каждого непременно есть сало, молоко, сметана, творог, масло. Говядину найдете разве в городах: сельские жители никогда не бьют скотины, разве уже в крайней необходимости. У зажиточных готовится и завтрак. Прибавьте к этому изобилие разнообразных плодов и зелени, и увидите, сколько предметов для самой вкусной пищи. Малоросс пьет чистую воду, изредка грушевый или яблочный квас, а хлебный (сыровец), употребляемый для борща, служит питьем весьма нечасто. Этнографический сборник, выпуск III
--- Королевы из починка Некрасовский(Королевы) Истобенского с/с Вятской губернии.
Поповы до 1834 Средний Карачан.
Чернощок до 1907 с. Новоселовка(Штерич) Бахмутского уезда.
Шарапов до 1907 г. Белополье Сумский уезд. | | |
Popowa01Модератор раздела  Бийск Сообщений: 195 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 84 | В великорусских деревнях женатые сыновья всегда живут вместе с отцом и ведут хозяйство сообща. В Малороссии же, напротив, как скоро сын женится — сейчас же заводится своим домом и отдельным хозяйством. Обычай этот хорош в частной жизни, так как избавляет от пустых ссор и домашних дрязг, но в общем, от него страдает хозяйство. У отделившегося сына нет иногда всего необходимого для отдельного хозяйства, а отец, между тем, лишается работника; таким образом у обоих пропадает без пользы много времени. Молодой хозяин привыкает к праздности, и когда обзаведется полным хозяйством, не увеличивает уже размеров пашен. Впрочем, встречаются семейства, где все женатые сыновья живут вместе под надзором отца и работают сообща, хотя такие примеры чрезвычайно редки и не в духе народа. "Народы России"
Малорусская девушка, по выходе замуж, становится полноправной хозяйкой. Еще до замужества она самоуверенно говорит, что будет властвовать над мужем, а провинится муж — так и за чуб драть. Оттого на женской половине Малороссии и сложилась пословица о муже: «неси, Боже, патлатого, щоб було за-вищо скубти». И хоть мужчины также выдумали пословицу о своем превосходстве: «соломенный парубок визьме золоту дивку», однако, все-таки, соломенные мужья так и остаются при своих соломенных ролях. Но главенство в семье не особенно услаждает жизнь женщины: шапка Мономаха всегда тяжела, в каком бы виде она ни была. Тяжесть этой шапки всецело испытывает на себе малорусская женщина. На ней больше, чем на великорусской женщине, лежат все хлопоты по домашнему хозяйству. Она должна встать чуть свет, истопить избу и сварить завтрак для мужа, который в это время может еще валяться на печи, чем он, в силу исторического навыка, в пользуется весьма охотно. Пока топится печь, жена должна успеть покормить корову и подоить ее, накормить мужа, заткнуть рты старшим детям кусками хлеба, перемыть детей и посуду, наносить воды, нарубить и наносить дров, потому что муж за это дело не возьмется — это «жиноче дило», а его — «чоловиче дило» — благороднее: он едет в поле, на мельницу и т. д. А тут жене опять работа: готовить обед. Потом опять дело: зашить, заштопать; там подмазать, там побелить в избе и снаружи — нельзя, чистота требуется. А возня с детьми: того корми грудью и качай в колыбели, того уйми, потому что оно орет, ушиблось, или просто блажит, есть просит, бегать, ползать захотело. Вот и разрывайся на десять частей. А бедная женщина — одна; вследствие дробимости семейств, она живет отдельным домом, в «своей» хате, и в этой хате нет благодетельницы бабушки для детей, зато нет в грозной, ворчливой свекрови, как у великорусской бабы. Вечером — снова разрывайся: корова, коза, овцы, дети, печь; а там за дверьми орет голодная свинья, куры собрались спать — и их надо устроить, чтобы сова ночью не передушила. А там приспичило родить... Да это просто ад. Оттого так и дорога женщине ее девическая свобода, оттого и ловит она жадно «часы любви» в юности, чтоб было чем помянуть молодость. Положительно утверждают, что малорусская женщина работает вдвое больше мужчины. Зато она и стоит выше его во всех отношениях. Она, при трудных обстоятельствах общественной жизни, при общей панике, являлась не раз активным и спасительным агентом общества. На волостной суд и даже на мировой нередко женщина являлась с мужем, чтоб защищать его или просить за него. Не даром «козырь-дивка» пользуется в Малороссии популярностью. "Живописная Россия" --- Королевы из починка Некрасовский(Королевы) Истобенского с/с Вятской губернии.
Поповы до 1834 Средний Карачан.
Чернощок до 1907 с. Новоселовка(Штерич) Бахмутского уезда.
Шарапов до 1907 г. Белополье Сумский уезд. | | |
|