Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Жизнь в Сарбайской слободе

краеведческие находки, списки населения и т.п.

    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: rinpav
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
ЦГАСО ф.150 оп. 4 д. 102

"Книга фабрик, заводских и ремесленных заведений а также торговых предприятий содержимых по НЕГИЛЬДИЙСКИМ документам и подлежащих раскладочному сбору по Бугурусланскому уезду на 1892 год"

Из книги фамилии, сословие и род деятельности, ведущейся в Сарбайской слободе:

лист дела / фамилия / сословие и приписка

60 Венгерцева Бугурусланская мещанка бакалейная лавка
192 Пырков кр с. Мечасова Ардатовского уезда мелочная лавка
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
ЦГАСО ф.150 оп. 4 д. 204

"Книга фабричных, заводских и ремесленных заведений, а так же и торговых предприятий, содержимых по НЕГИЛЬДИЙСКИМ документам, подлежащих раскладочному сбору по Бугурусланскому уезду на 1897 год"

Из книги фамилии и род деятельности, ведущейся в Сарбайской слободе:

Краснов бакалейная лавка




ЦГАСО ф.150 оп. 4 д. 208

"Книга фабричных, заводских и ремесленных заведений, а так же и торговых предприятий, содержимых по ГИЛЬДИЙСКИМ документам, подлежащих раскладочному сбору по Бугурусланскому уезду на 1897 год"

Из книги фамилии и род деятельности, ведущейся в Сарбайской слободе:

109 Снятков (Снатков) Сенгилеевский мещанин мануфактурная лавка
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
ЦГАСО ф.150 оп.4 дела 234, 247, 248, 249, 250

Заявления владельцев предприятий и заведений, содержимых в Бугурусланском уезде за 1899 год.

Всего в делах было 1057 заявлений, из них 3 по заведениям, находящимся в Сарбайской слободе.

Из заявлений фамилии и род деятельности, ведущейся в Сарбайской слободе:

номер дела / лист дела / фамилия / сословие и приписка

бакалейная лавка
234 236 Краснов кр с. Сарбай
234 186 Зобнин Бугурусланский мещанин
249 444 Савина кр сл. Сарбайской




Заявления некоторые написаны рукой владельца или грамотного члена семьи от его лица, но большинство заполнены видимо сотрудником, принимающим эти заявления. Заполненные самостоятельно обычно более подробные, сотрудник же записывал только самую ключевую информацию из имеющейся.
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
Оренбургские епархиальные ведомости, 1899 год, № 19

Раскольнический хутор Сарбай в религиозно нравственном отношении.

(корреспонденция).

Хуторъ Сарбай, какъ и всѣ возникшіе хутора и села на башкирскихъ земляхъ Орскаго уѣзда, находится по правую сторону рѣки Урала, отъ губ. г. Оренбурга-въ 250 вер., отъ уѣзднаго-Орска въ 75 вер. Приходомъ причисленъ къ Покровской единовѣрческой церкви села Покровскаго Ново-Покровской волости. Въ настоящее время числится въ Сарбаѣ 75 дворовъ.

Начали заселять хуторъ Сарбай въ 1880 году крестьяне Самарской губерніи Бугурусланскаго уѣзда, изъ села Сарбая. Названіе села они перенесли и на вновь основанный хуторъ. Выселившіеся крестьяне раскольники въ числѣ 40 дворовъ принадлежали къ закоренѣлой рябиновской сектѣ. По ихъ словамъ единственнымъ побужденіемъ къ переселенію для нихъ служило то, что, живя среди православныхъ, боялись, какъ бы не впасть въ искушеніе и не погубить вѣру, преданную ихъ отцами. Въ особенности они не надѣялись на своихъ дѣтей, которыя,-казалось имъ-не устоятъ въ вѣрѣ и перейдутъ въ православіе. Указаніе къ выселенію они какъ бы видѣли въ слѣдующихъ словахъ Св. Писанія: «изыдите изъ среды ихъ и нечистотѣ ихъ не прикасайтеся». Сарбайцы встрѣтили сочувствіе въ раскольникахъ Оренбургской губерніи, изъ которой нѣсколько семействъ, единомышленныхъ имъ, пожелали къ нимъ присоединиться. Въ числѣ переселившихся нашлись такіе, у которыхъ вся семья была православною: они оставили своихъ близкихъ, бросили хозяйство и, захвативъ сколько можно было-денегъ, чтобы лучше устроиться въ новомъ мѣстѣ, переселились на «чужую» сторону. Свсею ревностію къ «старой» вѣрѣ они прославились далеко по окружнымъ селамъ, и къ нимъ для рѣшенія всякаго рода вопросовъ пріѣзжали за совѣтомъ изъ другихъ мѣстъ единомышленные имъ раскольники. Поселившіеся были всѣ люди состоятельные и устроились въ новомъ мѣстѣ хорочо и прочно: купивъ нѣсколько тысячъ десят. земли въ вѣчное владѣніе у башкирцевъ, они стали заниматься хлѣбопашествомъ. Нанимавшихся къ нимъ на лѣтнія работы православныхъ они старались совратить въ свою секту, что имъ иногда и удавалось. Совращеннымъ они оказывали пособіе въ обзаведеніи хозяйствомъ, чѣмъ и привлекали нѣкоторыхъ слабыхъ въ вѣрѣ. Интересны религіозныя воззрѣнія сарбайскихъ раскольниковъ: по ихъ умствованію въ нынѣшнее «послѣднее» время должно быть не соборное пѣніе, а плачъ, что они, по ихъ представленію, и дѣлали, собираясь въ праздничные дни въ домъ, гдѣ, сидя на лавкахъ, читали различныя поученія, да размышляли о своихъ грѣхахъ, какъ имъ казалось, а на самомъ дѣлѣ судили православныхъ въ различныхъ слабостяхъ, выставляя при этомъ свою фарисейскую праведность. Понятно, что такимъ провожденіемъ праздничныхъ дней они не могли дать душѣ того, въ чемъ она нуждалась для удовлетворенія религіознаго чувства, и молодое поколѣніе первое перестало посѣщать эти собранія, да и старики мало-по-малу стали окладѣвать къ нимъ. Молодежь, не имѣя религіознаго направленія, начала предаваться разгулу, пьянству и разврату: въ настоящее время есть много такихъ, которые бросили первыхъ женъ, съ которыми они сошлись по родительскому благословенію, и живутъ съ другими и безъ родительскаго благословенія, на которое, какъ видно, не обращаютъ никакого вниманія. Есть среди нихъ не мало и такихъ, которые не признаютъ родства и вступаютъ въ сожитіе съ близкими родственниками. Такія явленія въ жизни сарбайскихъ раскольниковъ стали наводить на болѣе благоразумныхъ изъ нихъ сомнѣніе въ истинности своего упованія. Къ тому времени стали пріѣзжать въ Сарбай православные миссіонеры. Изъ бесѣдъ съ ними раскольники увидѣли, какъ далеко не согласно съ Св. Писаніемъ они устроили свою религіозную жизнь. Первыми присоединились къ православной Церкви въ 1895 году дра сарбайскихъ начетчика - Гаврїилъ Хуртинъ и Александръ Трофимовъ, которымъ пришлось на первыхъ порахъ много вынести нападковъ отъ своихъ бывшихъ фанатичныхъ единомышленниковъ, но эти нападки они отражали Св. Писаніемъ, ниспровергая раскольническія мудрованія, благодаря чему стали возсоединяться съ Церковью понемногу и другіе раскольники; все таки общее число присоединившихся къ православію и до сихъ поръ не велико. Хотя и много есть изъ молодыхъ убѣжденныхъ въ чистотѣ православной Церкви и желающихъ присоединиться къ ней, но фгнатичные родители всячески препятствуютъ имъ въ этомъ. Надо думать, что дальнѣйшему успѣху обращенія раскольниковъ въ лоно св. Церкви значительно посодѣйствуетъ открытая въ ноябрѣ 1897 года церковная школа: въ нее поступили большею частію дѣти раскольниковъ и въ первый же годъ учащихся набралось болѣе 30 человѣкъ; въ настоящее время школа пользуется полнымъ довѣріемъ и расположеніемъ раскольниковъ, отъ которыхъ нерѣдко приходится слышать такіе отзывы: «Спаси, Христосъ, всѣхъ, кто постарался сткрыть у насъ школу. Теперь уже и то видно, что ребята не такъ стремятся бѣжать на улицу, а учатъ уроки; а Богъ дастъ выучатся получше читать божественныя и другія хорошія книги, и вовсе не потянетъ ихъ на безобразныя дѣла, и будутъ со временемъ богобоязненными людьми. А то, что у насъ хорошаго то? - Ничего нѣтъ!.. Другой бы и радъ не идти на худыя дѣла, да нечѣмъ хорошимъ заняться и послушать не отъ кого, вотъ онъ по неволѣ и втягивается въ разгулъ и другія безобразія; а наши старики это какъ будто и не видятъ! а еще препятствовали открывать школу!»

Православные думаютъ устроить въ Сарбаѣ храмъ и хлопотать объ открытіи прихода съ отдѣльнымъ причтомъ. Дай Богъ, чтобы это скорѣе устроилось, тогда дѣло возсоединенія раскольниковъ съ православною Церковію пойдетъ несомнѣнно успѣшнѣе.

Александр Волгин.
Лайк (1)
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
Известия по Казанской епархии, 1916 год

К истории Седмиозерной пустыни.

(Постриженники и насельники Седмиозерной пустыни со времени основания обители до 1764 года)

на листе 637 внизу: "Къ неисходному житію въ Седміозерной пустыни былъ присужденъ въ 1758 г. попъ Сарбайской слободы, Ставропольскаго Заказа Иванъ Ивановъ, въ безумномъ иступленіи такъ изранившій свою жену ножемъ, что чрезъ 12 дней она умерла, оставивъ малыхъ дѣтей."
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
Самарские епархиальные ведомости, 1887, № 8

Распоряжения по Епархиальному ведомству.

на листе 178 внизу: "[Утверждены в должности по приходским попечительствам на следующее трехлетие (1887-1889 годы):] в сл. Сарбайской, Бугурусланскаго уезда: председателем крестьянин Михаил Павлов Камаев, членами Михей Яковлев Кривчиков, Семен Никитин (фамилия не разобрана), Платон Желудентов и Андрей Петров Сорокин."




Михей Яковлев Кривчиков (1837 гр), был двоюродным братом моего пра4деда, Леонтия Лаврентьева Кривчикова (1833 гр).

У Михея (Моисея) жена Дарья Ивлеева (1832 гр), дети Елена (1856 гр), Петр (1858 гр), Пелагея и Евдокия.
---
Помогаю новичкам с первыми шагами в исследованиях.


Могу помочь с просмотром дел в ЦГАСО, заказом копий, поиском информации.
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
Самарские епархиальные ведомости, 1898 год, № 17

Состояние раскола и сектантства Самарской епархии в 1897 году.

на листе 782:
Вопросъ о незаконности сожительства православныхъ съ раскольниками пріобрѣтаетъ еще болѣе важное значеніе тамъ, гдѣ раскольническое населеніе живетъ смѣшанно съ населеніемъ православнымъ. Часто приходится наблюдать, что и православные не такъ строго въ этихъ селеніяхъ смотрятъ на внѣбрачныя сожительства. А чтобы дать представленіе объ этомъ явленіи, достаточно указать на нѣкоторые примѣры подобнаго рода. [...]
Въ нѣкоторыхъ селахъ епархіи, хотя бы въ Сарбайской слободѣ, Бугурусланскаго уѣзда, сведеніе дѣтей родителями, на внѣбрачное сожительство и часто православныхъ съ раскольниками, вошло даже въ ничѣмъ пока неискоренимый обычай. Такъ, крестьянинъ этой слободы Иванъ С., получившій отказъ отъ спархіальнаго начальства въ разрѣшеніи повѣнчать сына его Василія съ раскольницею Маріею П., просто разрѣшилъ вопросъ, дозволивъ Василію съ Маріей жить во внѣбрачномъ союзѣ, по такъ называемому «родительскому благословенію». И фактовъ подобнаго рода не мало.
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
Самарские епархиальные ведомости, 1879 год, № 2

Правительственные распоряжения.

на листах 39-40:
По рукоположеніи во священника, опредѣлены на праздныя священническія мѣста въ теченіи 1878 года: 6 августа - учитель Сарбайской земской школы, Бугурусланскаго уѣзда, окончившій курсъ духовной семинаріи воспитанникъ Николай Преображенскій въ Байтуганъ, того же уѣзда
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
Самарские епархиальные ведомости, 1869 год, № 18

Сведения о состоянии раскола в Бугурусланском уезде.

1. В Сарбайской слободе.

Раскол начался здесь, назад тому лет 45 или 46, от уральской солдатки, приехавшей сюда из г. Оренбурга, (ныне уже умершей), а усилился преимущественно с 1848 года, во время холеры, потому поводу, как говорят сами раскольники, что у них смертности тогда было менее, чем у православных. В настоящее время сектантов в этой слободе считается поморян 89 мужеск. пола, 103 женск.; поповцев 1 мужеск. и 2 женск.; а всего 195 душ.

Главные расколоучители у них, той же слободы государственные крестьяне: Моисей и Яков Каюковы и другие, состоящие между собою в родстве. Под предлогом родства, расколоучители эти, по праздникам, делают сборища, и тем поддерживают раскол. Сюда впрочем проникают иногда православные оо. миссионеры, потому что здесь раскольники, менее других мест, ожесточены против православных священников и допускают их беседовать с собою. И беседы сии, по крайней мере, тем полезны, что не допускают усиливаться расколу.

Присоединения кого-нибудь из них к православию хотя давно не было, но замечателен случай, что в недавно открытой в сей слободе сельское училище один раскольник добровольно отдал в научение сына своего, что в будущем подает надежду.
rinpav
Модератор раздела

Самара
Сообщений: 97
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 48
Самарские епархиальные ведомости, 1873 год, № 11

Епархиальные известия.

священник с. Тимашева Алексей Цветков, в отчете своем по тому же предмету и за тоже время, пишет, между прочим, что сектанты с. Сарбая и Савруши, благодаря относительности и симпатиям местных священников Любимова и Тихомирова, не смотрят с предубеждением на причты и относятся сочувственно к нуждам приходским. Так старообрядцы поповщинского толка с. Савруши участвовали своими средствами в перестройке местного храма, а Сарбайские старообрядцы толка поморского жертвовали деньги на покупку церковной утвари для приходской церкви.
    Вперед →Страницы: 1 * 2 Вперед →
Модератор: rinpav
Вверх ⇈