Заселение Мокробуйволинской степи при Бурлацкой горе.
Название Бурлацкая гора получила не от того, что там бурлаки проживали, а от названия одного из ногайских племён, кочевавших здесь. Называлась она Бурлацкая ногайская орда и насчитывала 2100 казанов. Село Китаевское тоже названо не потому, что там проживали беглые китайцы, а потому, что на этих землях кочевала Китай-кипчакская ногайская орда в количестве 1200 казанов. В 1717 году сын калмыцкого Аюки-хана Доржап разорил это племя и оно ушло в Крым, где большая часть перемешалась с крымскими татарами, а другую часть татары расселили по Днестру.
Всего же ногайцы, как отколовшаяся от Золотой Орды ветвь, насчитывали до сорока родов, кочевавших между Каспием и Крымом, уходя иногда за Волгу и до Дуная.
Калмыки клином вошли на земли между реками Кума и Калаус, разделили ногайцев на Малую и Большую орду. Ещё с 1630 года калмыки кочевали по Торлыку (Егорлыку), Томузлам и Буйване (Буйволе). С 1785 года ставропольские степи оказались в пользовании дербетовских калмыков во главе с нойоном Хапчуком, а уже через 50 лет потребовалась земля для поселений крестьян- переселенцев. Брать её стали у кочующих народов, которых переводили на полукочевой уклад жизни.
Если села Высоцкое с отсёлком Ореховкой, Медведское, Калиновское, Грушевское, Донская Балка были татарскими аулами, где до 1850 года ещё можно было встретить горских жителей и кочевников, проживавших вместе с русскими и украинцами в одном селении, то сёла в восточной части Благодарненского района были образованы на местах летних стоянок кочующих народов. Слово Джелань (переселенцы называли её Желанка) -это место летней стоянки хана Бурлацкой ногайской орды, которая на зиму откочёвывала к Азовскому морю.
Процесс образования сёл Бурлацкое, Спасское и Сотниковское очень трудный. Он шёл в тяжёлые для России времена второй четверти XIX века. Приведём некоторые факты.
1.Крестьяне Воронежской губернии Валуйского уезда Никитовской и Николаевской волостей в количестве 1164 душ, во главе своих поверенных Григория Грицаенко и Григория Сердюкова, 8 марта 1844 года прибыли на правый берег реки Буйволы и остановились ниже Благодарного, в смежном участке с Бурлацкой горой. Эти земли находились в содержании купцов третьей гильдии Рыбинцевых и Черешнёвых. На другой день переселенцы написали прошение в палату госимуществ, в котором были такие слова: «Чтобы не прийти в крайнее разорение из-за непосева хлеба, мы готовы взять в оброк этот участок и чтобы дозволено было произвести распашку. Обязуемся внести бездоимочную сумму, равную той, которую платят купцы.» Расписался за всех Николай Помазанов.
Ответ Ставропольской палаты госимуществ был такой:
-500 душ поселить между сёлами Чернолесским и Новоселицей, а 600 душ у Бурлацкой горы пониже Благодарного.
2. Приговор отсёлка Бурлацкого от 25 октября 1844 года:
- 12 семейств хотят переселиться в Сандату, но мы- 26 семей, навсегда остаёмся жить (94 ревизские души). Вручаем Василию Столбунову этот приговор.
Подписали: Григорий Грицаенко, Василий Погорелый, Яков Алейников, Скалозубов, Бондаренко, Матвеенко, Петренко, Гончаренко, Марковский, Столбун, Коровинской, Шевцов, Горишняк, Сердюк, Форостян, Берков, Лысенко, Рыбалко, Коваленко, Шеремет, Кубликов, Дзюба, Степан Худоконов, Василий Костянко, Охрименко и Горбенко. За них, безграмотных руку приложил Николаевской волости хлебопашец Григорий Сердюков. 29.06.1844г.
3.Начальник межевания казённых земель по Кавказской области 15 января 1845 года докладывал о том, что купец Рыбинцев и купеческий сын Черешнёв землёй не пользовались и не платили налоги за второе полугодие 1844 года и первую половину 1845 года, а скот пасли. Он предложил обязать их заплатить оброчную сумму 26 рублей 25 копеек серебром.
4. До 1844 года было три засушливых года подряд. Крестьяне писали 30.08.1844 года начальству о том, что они вырыли землянки и колодцы, но вода в колодцах только весной. В реке Буйволе вода остановилась, пруды её не держат, а в колодцах горечь такая, что для скота даже вредна. Просим Вас, милостивые господа поселить нас на реке Айгурке и Камбулате. Подписали новопоселенцы из Воронежской губернии Никитской волости Валуйского уезда: Андрей Баньков, Василий Шевцов, Михаил Муренцов, Василий Рубец, Бузун, Степан Гвоздик, Отришко, Василий Шурховецкий, Сущенко, Григорий Дерипаска. Вышеприведённые данные содержатся в краевом архиве ( фонд 132-1-52.)
Не менее драматичным был процесс переселения на Мокробуйволинские участки крестьян из Харьковской губернии. В фонде 132 опись1 в деле 95, которое называется «О дозволении переселения крестьянину Харьковской губернии Степану Гаранже с доверителями в количестве 635 душ на свободные земли в Пятигорском округе». На 275 листах этого дела показана бюрократическая волокита по простейшему вопросу водворения крестьян.
Повереннный крестьян Лебединского уезда Алёшенской волости разных деревень просил: «Поселить ниже села Благодарного по обеим сторонам реки Мокрой Буйволы чтобы в нынешнюю осень заняться хлебопашеством. Кончаются сроки по паспортам, семьи уже здесь. Если ехать и продлевать паспорта на старое место жительства, то разоримся. Нужна бумага о причислении ». Документ подписал Степан Семёнович Гаранжа и писарь Данило Никифоров из хутора Долженка 23.07.1841года. Другое прошение подписали уже от 96 душ крестьяне: Сауренко, Макруха, Бурименко, Шимко, Логачёв, Казмин, Карпов, Кузменко, Божко, Кострик, Яковлев и Галкин.
В марте 1842 года Ставропольская палата госимуществ издала распоряжение о поселении на особый отсёлок при реке Мокрой Буйволе, проживающих в селе Покойном по просроченным видам на жительство 635 душ. Николаю Помазанову из села Алешня, просившемуся в село Кумское отказали.
На этом причисление не закончилось. Степан Гаранжа вынужден был ещё раз писать в губернию о том, что в 1839 году по совершенному недостатку земли на прежнем месте жительства, он со своими односельчанами в количестве 75 душ, пришёл и избрал себе под поселение свободную землю на участке, называемом Бурлацком, и проживал в селе Покойном.
В июне 1843 года пришёл ответ из третьего департамента о том, что поселить 635 душ не получится, а можно только 435 т.к. нет плана земли. В очередном прошении от 12.10.1844 года крестьяне писали: «Так как переселение в Кавказскую область на Мокробуйволинские участки № 10, 11, 12 приостановлено до 1846 года и из-за того, что нет воды, поселите нас в Поливянном, Сандате или в Петровском.
Приведём отдельные эпизоды из жизни сотниковских поселенцев.
- Ромасёв Яков Иванович со своей семьёй попросился к своему осадчему в село Бурлацкое 27.06.1847 года. - Для получения денег на первичное обустройство в город Ставрополь посылался Николай Помазанов. Ему в Медведском волостном правлении выдали для этого билет.
-- В 1847 году в село Благодарное поселили 13 душ крестьян, которые ожидали образования поселения на участке № 4.
- Ивану Галушке выдали билет для заработков, а семья его находилась на участке №4.
- При составлении поверочного списка на участке № 4 записали, что в семье у Звирко Ивана Михайловича жена его третьего сына Сидора, Матрёна находится в бродяжничестве.
- В марте 1848 года Гаранжа, Дейкунов, Сауренко, Барздов, Мартышков направили очередное прошение в Ставрополь, в котором писали, что прибыли в 1841 году, имеют дома и хозяйства, а разрешения до сих пор не получили. Так громоздкая машина палаты государственных имуществ по нескольку лет решала вопросы переселенцев.
Есть документы, по которым просматривается заинтересованность помещика Скаржинского, который был чиновником в городе Ставрополе и тормозил процесс раздачи земли переселенцам сёл Бурлацкое, Спасское и Сотниковское.
ИСТОЧНИКИ:
А.Ф.Рязанов. Благодарненцы в XVIII-XIX веках. Часть 2.
Благодарное и окрёстные сёла.
https://yadi.sk/i/X6eKLXmsACKkqQ